Домой / Дневной / Что это - толерантность в межнациональных отношениях? Культура межнациональных отношений. Межэтническая толерантность как социальная ценность Что такое зеркальная межнациональная толерантность

Что это - толерантность в межнациональных отношениях? Культура межнациональных отношений. Межэтническая толерантность как социальная ценность Что такое зеркальная межнациональная толерантность

2.2. Методика определения коэффициента межнациональной толерантности личности (ГО) в межнациональных отношениях

Студенчество является традиционным объектом исследования для педагогики высшей школы. Первые опросы студентов проводил более ста лет назад (1902) Курт Левин. Изучение вопросов межнациональных отношений молодежи в России, а именно студенчества, активизировалось в 1992-1995 гг. Социологические исследования Центра социологии межнациональных отношений Института социально-политологических исследований РАН были посвящены социальному самочувствию и политическим ориентациям студенчества, изучалось влияние коллизий в межнациональных отношениях в стране на состояние межнациональных отношений молодежи . Современные коллизии межнациональных отношений в России в целом оказывают ощутимое влияние на состояние межнациональных отношений в Москве и на их восприятие москвичами. Так, с 1993 по 1995 г. заметно снизилась доля студентов, считающих межнациональные отношения в Москве стабильными (с 57 % до 9 %). Напротив, доля тех, кто считает их напряженными, возросла с 41 % до 57%. И если в 1993 г. среди московских студентов ни один не считал возможным возникновение конфликтов на межнациональном уровне, то в 1995 г. уже 24 % опрошенных заявили, что такие конфликты возможны.

В оценке студентами г. Уфы состояния межнациональных отношений наблюдается та же тенденция, а именно: все меньше студентов считают эти отношения стабильными (67 % в 1993 г. и 50 % в 1995 г.). Одновременно с этим растет доля студентов, характеризующих их как напряженные (19 % в 1993 г. и 21 % в 1995 г.), доля студентов, считающих конфликты возможными, возросла с 1993 по 1995 г. с 10 до 13 %. Если в Москве возрастает доля студентов, испытывающих неприязнь к представителям других этнических групп, то среди студентов г. Уфы с 1993 по 1995 г. наблюдается другая тенденция: стало больше студентов, затруднившихся определить свое отношение к ним (с 0 до 17 %). Необходимо отметить, что московские студенты в 1995 г. были настроены значительно более нетерпимо в этом отношении (в Москве неприязнь к иным национальностям испытывают 43 %, в Уфе - 21 %, не испытывают - 30 % и 63 % соответственно). Мы видим, что студенческая молодежь отнюдь не находится в стороне, наблюдая за происходящими событиями, скорее она является одним из индикаторов уровня напряженности в межнациональных отношениях, конфликтогенности в обществе.

Мы уже упоминали о том, что в межнациональных отношениях выделили такие составные компоненты, как национальное самосознание, межнациональное общение и межнациональное взаимодействие. Эти понятия были в различных вариантах представлены в ответах студентов в ходе опроса. Для определения состояния межнациональных отношений в студенческой среде нам необходимо было выяснить, какие образы возникают у студентов при определении национально-специфических черт своей и другой национальной группы.

По мнению Т.А. Ратановой и Т.И. Дымковой, национальное самосознание состоит из трех элементов: национальных чувств, этнических стереотипов и этнической идентичности - и выражается в осознании людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмыслении положения своей нации в системе общественных отношений, понимании национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями . Функция национального самосознания состоит в фиксации специфических национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальности общности другой. И национальные чувства, и этнический стереотип, и этническая идентичность влияют определенным образом на восприятие субъектом своей или иной этнической группы. По мнению исследователей, этническая идентификация начинается уже с 3-х лет и завершается к 11 годам, а утрата этнической идентичности грозит потерей целостного я-образа.

Результаты нашего исследования также подтвердили, что процесс осознания индивидом своей этнической принадлежности протекает в течение многих лет, начиная с дошкольного возраста. 36,1 % городских и сельских студентов Башкирского государственного педагогического университета отметили, что свою национальную принадлежность они осознали именно в дошкольном возрасте. Учитывая это обстоятельство, мы решили узнать, на каком уровне находится оценка студентами своей национальной идентичности, состояние авто- и гетеростереотипов при восприятии своей и другой национальной группы, а также степень распределения их по положительным и отрицательным полюсам. Мы попытались также выявить состояние межнациональной толерантности в студенческой группе с использованием разработанной нами методики определения коэффициента межнациональной толерантности субъектов мультикультурного образовательного пространства, или ТО, где Т - толерантность, а 0 - коэффициент. Выборка состояла из студентов дошкольных отделений и факультетов педагогических вузов г. Москвы и г. Уфы.

При анализе полученных результатов опроса студентов БГПУ и студентов МГПУ мы выявили некоторую закономерность в содержательных характеристиках, которые респонденты дали различным национальным группам. Эта закономерность проявлялась между соотношением количества отрицательных и положительных гетеростереотипов, названных и московскими, и уфимскими студентами - представителями различных национальных групп. Автостереотипы также служили дополнительным индикатором при измерении ТО. Не претендуя на универсальность нашей методики, мы тем не менее хотим подчеркнуть, что полученные нами результаты положительно коррелируют с результатами, полученными московскими коллегами при изучении толерантности малых групп. Измеряемый нами ТО отражал реальную ситуацию на момент опроса, вполне вероятно, что он может измениться через определенное время, и тогда потребуется провести повторное исследование. Социально-этнический состав экспериментальной группы уфимских студентов был представлен башкирами, русскими, татарами и студентами из смешанных русско-татарских семей; московские студенты были в основном русскими, другие национальные группы были представлены единицами (армяне, греки, евреи, немцы).

Методика определения коэффициента толерантности (ТО) заключается в следующем. Для перевода качественной информации в количественную выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные единицы анализа, и единицы счета, или количественные. Мы использовали смысловые (качественные) единицы анализа, выделив положительный и отрицательный полюса понятий на основании того, что предмет исследования - толерантность - отражает суть отношения людей друг к другу. Сначала определимся с обозначениями. Представим количество положительных характеристик, или гетеростереотипов, высказанных студентами, знаком «X», количество отрицательных - «У», количество характеризуемых национальных (этнических) групп - «14», автостереотипы обозначим «а». Исключим из общего количества «X» и «У» положительные и отрицательные автостереотипы, которыми студенты охарактеризовали свою национальную группу «Ха» и «Уа», а также уберем из общего количества национальных групп «И», представляющих социально-этническую среду, а их в задании десять, одну группу, с которой идентифицируют себя студенты (X - 1). В случае исследования коэффициента толерантности людей из смешанных семей необходимо исключить из «1Ь две национальные группы (X - 2) и, соответственно, автостереотипы двух национальных групп, к которым относятся респонденты из смешанных семей. Полученное количество положительных качеств «X - Ха» поделим на (1М - 1), так как мы выясняем отношение респондентов не к своей группе, а к другим группам, представленным в задании. Умножим полученную цифру на количество отрицательных качеств - «У - У а», а затем поделим на количество студентов наблюдаемой группы - «Б». Таким образом, мы получаем средний показатель коэффициента толерантности одного студента - представителя какой-либо национальной группы - ТО:

На первом месте по интолерантности находятся татары, затем башкиры, потом идут русские, а на последнем месте (самый высокий уровень толерантности) - студенты из смешанных семей (см. табл. 12). Очевидно, это связано с тем, что студенты из смешанных семей с детства воспитывались на примере двух культур и научились балансировать между ними, именно поэтому оказались более толерантными, чем студенты из монокультурных семей. Что касается лидеров по толерантности из монокультурных семей, то мы неоднократно перепроверяли расчеты в различных вариантах, они не противоречили друг другу.

Оценка студентами наиболее характерных авто- и гетеростереотипов национальных групп (г. Уфа)

Разработанная нами формула определения ТО была неоднократно апробирована в ходе социологических опросов. Результаты, полученные при расчетах по формуле, подтверждаются также прямым количественным вычислением коэффициента толерантности на примере отрицательных гетеростереотипов по следующей формуле:

Например, в среднем на одного студента из русской группы приходится 0,25 отрицательных гетеростереотипов; на студента из башкирской группы - 0,26; на студента из татарской группы - 0,37; на студента из смешанной семьи - 0,07 (см. рис. 2). На первом месте оказались татары, на втором - башкиры, на третьем - русские, на четвертом - студенты из смешанных семей. Другими словами, коэффициент отрицательных гетеростереотипов больше всего приходится на одного студента из татарской национальной группы, затем идут башкиры, за ними - русские, на последнем месте, то есть меньше всего приходится отрицательных гетеростереотипов, студенты из смешанных семей.

Рис. 2.

Проанализируем средний коэффициент положительных гетеростереотипов на одного студента по следующей формуле:

В среднем на одного студента из русской группы приходится 0,31 коэффициента положительных гетеростереотипов, на студента из башкирской группы - 0,56; на студента из татарской группы - 0,37; на студента из смешанной семьи - 0,27 (см. рис. 3). В этой категории на первом месте находятся башкиры, на втором месте - татары, на третьем - русские, на четвертом - студенты из смешанных семей.

Рис. 3.

Очевидно, что студенты, оказавшиеся на I и II уровне по показателям коэффициента положительных и отрицательных гетеростереотипов, поменялись местами, что отражает, на наш взгляд, реальную практику. Кроме того, полученные нами результаты подтверждаются выводами других исследований, проведенных в Москве: уровень толерантности у национальных меньшинств в целом ниже уровня толерантности доминирующих национальных групп. Как показали результаты нашего опроса, коэффициент толерантности студентов из смешанных семей (0,27) намного выше коэффициента толерантности доминирующей национальной группы (0,31). Отсюда можно сделать вывод: чем многонациональ- нее среда, в которой воспитывается студент, тем он толерантнее.

Мы опираемся на показатели, полученные нами в ходе исследования выборки уфимских студентов, состоящих из следующих национальных групп - башкир, русских, татар и студентов из смешанных русско-татарских семей. Как показала практика, высокий уровень толерантности студентов из смешанных семей определенным образом влияет на атмосферу в группе, делает ее более комфортной, благоприятной, творческой. Это подтверждается наблюдениями за показателями успеваемости уфимских студентов. Оказалось, что в многонациональных группах успеваемость студентов в целом выше, чем в мононациональных группах студентов.

Таблица 13

Оценка студентами наиболее характерных гетеростереотипов национальных групп (г. Москва)

Национальные группы N

интолерантности

Украинцы

Англичане

Вьетнамцы

Мы решили сравнить общий уровень толерантности уфимских и московских студентов, чтобы можно было своевременно предпринять определенные меры для решения этой проблемы. Московским студентам было предложено охарактеризовать представителей одиннадцати национальных групп, присутствующих в социально-этнической среде г. Москвы. На выбор были предложены народы, проживающие в России: русские, евреи, чеченцы, татары, чуваши, якуты; в ближнем зарубежье: украинцы, армяне, грузины; в дальнем зарубежье: англичане, вьетнамцы. Выборка составлялась исходя из социально-этнической среды студенческой группы, бытовой среды и особенностей представителей социально-этнической среды г. Москвы (см. табл. 13). Методика определения общего коэффициента межнациональной толерантности московских студентов была несколько иная, так как студенческая группа была представлена в основном одной доминирующей национальной группой и мы не могли поставить перед ними задачу определения автостереотипов, это относилось больше всего к автостереотипу русских студентов.

Итак, от общего количества положительных гетеростереотипов X отнимается общее количество отрицательных гетеростереотипов У, затем делится на количество национальных групп И, полученное число делится на общее количество студентов Б, принимавших участие в опросе. Расчеты проводились по следующей формуле:

Полученный общий коэффициент толерантности (ТО) московских студентов равен 0,45. По этой же формуле мы определяли общий коэффициент толерантности уфимских студентов - ТО = 0,05. На основе сравнения этих показателей мы выявили, что общий уровень толерантности московских студентов ниже уровня общей толерантности уфимских студентов.

Формула определения коэффициента толерантности по отношению к каждой национальной группе была следующая:

Средний коэффициент толерантности по отношению к русским у московских студентов составлял TQ 1 = 3,2, по отношению к евреям TQ 2 = 4,3, по отношению к чеченцам TQ = 6,4 и т. д. Полученные данные свидетельствуют о том, что общий уровень толерантности московских студентов невысокий. Самый высокий уровень интолерантности у москов- ских студентов проявился по отношению к чеченцам - TQ = 6,4. Это отражение общего состояния межнациональной напряженности в стране и в г. Москве. По рангу интолерантности, проявившейся со стороны московских студентов к национальным группам, проживающим в г. Москве, чеченцы находятся на I месте, на II месте - чуваши, на III - украинцы и вьетнамцы, на IV - русские и якуты, на V - евреи и армяне, на VI - грузины, на VII - англичане, на VIII - татары.

Полученные данные свидетельствуют о том, что отношение московских и уфимских студентов к представителям национальных групп неоднозначное. Большое количество отрицательных гетеростереотипов по сравнению с положительными заставляет задуматься о том, что в студенческой среде имеется негативное отношение к другим национальным группам. Ни одна национальная группа не избежала отрицательных гетеростереотипов. Наши результаты еще раз подтверждают выводы, полученные социологическим центром ИСПИ РАН, о том, что на межнациональные отношения студентов влияет растущая неудовлетворенность жизненной ситуацией в г. Москве.

Проведенный опрос на выборке московских и уфимских студентов показывает, что общий уровень толерантности москвичей отличается от уровня толерантности уфимцев. Вроде бы традиционно благополучный город Москва оказался в эпицентре «многонационального котла», студенты недовольны чеченцами, вьетнамцами-торгашами и др. Молодежь становится катализатором межнациональных отношений в обществе. Когда она станет профессионально активной, это недовольство может перейти в активные защитные действия.

Чтобы не создавать далекую от реальности экспериментальную ситуацию, мы использовали также метод автобиографического интервью, позволяющий получить «дотеоретическую» информацию о межнациональных отношениях, о национальном самосознании студентов в постсоветский период. Особый интерес вызвали у нас новые, неизвестные до сих пор аспекты развития постсоветской идентичности молодежи. Изучение направленности развития постсоветской идентичности молодежи мы проводили при помощи метода проблемно-ориентированного биографического интервью. Биографический метод, или «термин отдельного случая» (Individual case history), - разновидность этнографического метода . В 1920-1940-е годы биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Проблемно-ориентированное автобиографическое интервью в наибольшей степени соответствует процессу рефлексии студента. Мы опирались на схему, предложенную Н. Дензиным, которая выглядит следующим образом:

  • 1) отберите исследуемую проблему и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни;
  • 2) отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные;

3) опишите объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив.

В целях сохранения анонимности информантов имена представлены инициалами. Тематическая «история жизни» раскрывала отношение респондентов к своей национальной идентичности. Мы наблюдали это в процессе консультаций. «История жизни» - форма историографии в смысле того, что биография сама по себе исторична.

В связи с этим мы попытались проанализировать отношение молодежи к этим вопросам в ходе проблемно-ориентированного биографического интервью. Проблемно-ориентированное интервью в наибольшей степени соответствует процессу рефлексии и позволяет обсуждать с информантами разные вопросы, в том числе и биографические. То, что формирование национальной идентичности - это процесс, может быть продемонстрировано только в том случае, если информанту предоставляется возможность самому рефлексировать на эту тему. Информанты - студенты, представители различных национальностей. Приведем анализ одного из интервью, которое проводилось со студенткой - татаркой по национальности. В ходе интервью информант в свободной манере отвечал на следующие вопросы: национальность; национальное имя; национальная внешность; национальный язык; татарское культурное общество; татарский клан (семья); конфессия; язык; брак, семья; татарская интеллигенция; история происхождения народа; современность. Можно выделить главную мысль информанта: формальные действия государства (отсутствие в паспорте графы «Национальность») не смогут сделать всех равноправными в обществе, необходимо формировать «другое - равноправное - отношение к национальностям ». В то же время прослеживается страх информанта перед потерей своей идентичности вместе с потерей графы «Национальность» в паспорте, хотя национальное самосознание, по ее мнению, будет сохраняться и в третьем и четвертом тысячелетии. Национальное имя, несущее в себе определенную закодированную информацию, представляется еще одним способом защиты своей национальной идентичности, своего этнического кода. Ни сократить его, ни тем более изменить информант решительно не намерена. Одновременно информант считает, что становлению и развитию национального самосознания способствует этнически толерантная среда. В представлениях о национальной внешности у информанта четко прослеживаются критерий «красота - отсутствие красоты». Отсутствие красоты, по мнению информанта, - это темная кожа, маленькие глаза, большой нос и т. д. «Красивость» и «некрасивость» отражают бинарный подход субъекта к оценке внешности окружающих. Насколько устойчивы стереотипы в восприятии людьми друг друга, мы уже упоминали, важно, чтобы эти стереотипы не служили препятствием к полноценному общению людей. Не все татары говорят по-татарски, но почти все отождествляют свою национальность со знанием языка. У нашего информанта незнание родного языка тоже вызывает сожаление, хотя в условиях мегаполиса он уже потерял функцию общения. Несмотря на это, информант отмечает степень эмоционального воздействия родного языка на процесс общения, подчеркивает роль национально-культурных обществ в мотивации социальной активности личности, реализации социальной роли в обществе; считает, что наличие клановости не может разрушить государство; понимает сильные и слабые стороны клановости, особо значимой у татар, и с уважением относится к семье, ее традициям. Информант сомневается в целесообразности религиозных обрядов, подчеркивает некоторое принуждение со стороны старшего поколения к исполнению религиозных обрядов, считает себя уверенно двуязычной, русский язык знает лучше, чем татарский. Думает на русском языке, межэтнический брак рассматривает как дополнительный источник проблем, но допускает его возможность. В то же время присутствует некоторый страх перед запретами старшего поколения на возможный межэтнический брак. Информант отмечает активизацию национального самосознания современных татар как в России, так и за рубежом.

Как видно из проведенного проблемно-ориентированного биографического (личностного) интервью, этническая специфика студентки не столь ярко выражена и частично уходит в прошлое, несмотря на то, что государство пытается регулировать процесс этнической идентификации людей различными методами (перепись населения, отмена графы «Национальность» в паспорте, активизация системы национального образования, национально-культурных центров и т. д.). В результате анализа ряда интервью со студентами мы выявили, что национальные проблемы находятся в сфере их внимания, у них имеется достаточно ясное представление о проблемах, связанных с национальными вопросами. Как и свойственно студентам, они смело и открыто заявляют об этом, но только если эта тема возникает в дискуссиях.

Исходя из результатов исследования уровня толерантности студентов, а также результатов неоднократно проведенного автобиографического интервью, мы пришли к выводу, что задача преподавателей высшей школы заключается в том, чтобы научить студентов уходить или освобождаться от негативных национальных стереотипов. Необходимо научить студентов отделять стереотипы от индивидуальности человека независимо от его принадлежности к какой-либо нации, не следовать отрицательным стереотипам и не попадать в зависимость от них, а ориентироваться на общечеловеческие ценности, признавая и уважая индивидуальные особенности личности и ее национально-культурные традиции (предпочтения, запреты, стиль общения и др.). Как известно, наличие стереотипов, проявление нетерпимости к другим нациям характеризует в целом дезорганизацию общества и может привести к социальным патологиям.

Формирование межнациональной толерантности студентов - процесс непростой, он длится на протяжении всех лет обучения студента в вузе и продолжается на практике. В вузах субъектов Российской Федерации, особенно в национально-территориальных образованиях, организуются для обучения национальные и религиозные университеты, национальные группы студентов и т. д. Кто выигрывает при этом - студент, руководство вуза или образовательное учреждение? Куда пойдет работать современный педагог? Так ли необходимо дифференцировать студентов по национальному признаку? Какие последствия нас ожидают в этом случае? Будет ли выпускник соответствовать требованиям рынка труда, работодателя? Способствуют ли эти процессы построению правового гражданского общества в эпоху информационных технологий? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо периодически проводить мониторинг межнациональных отношений в студенческой среде. Мы предлагаем проводить более масштабные лонгитюдные исследования в различных регионах Российской Федерации, тем более что такие исследования не проводились уже более пятнадцати лет.

Мы рекомендуем организовать содержание образовательного процесса вуза так, чтобы студенты могли в достаточной степени удовлетворить и профессиональные, и духовно-культурные потребности, не дистанцируясь от других национальных групп, а плодотворно сотрудничая со всеми студентами - представителями различных культур, народов, цивилизаций. Этому будет способствовать формирование общекультурной компетенции будущего педагога - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества. Многонациональный состав студентов является, на наш взгляд, богатейшей социокультурной средой, способствующей формированию и общекультурных, и профессиональных компетенций будущих педагогов.

Бурдуковская Мария Михайловна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: Patriot20-10@yan dex.ru

Бадмаева Мария Валентиновна, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]

Burdukovskaya Maria Mikhailovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected] Badmaeva Maria Valentinovna, doctor of philosophical sciences, associate professor, head of the department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]

УДК 39(571.54) © Д.А. Мункожаргалов

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

В статье рассматриваются понятия и роль этнической толерантности в межнациональных отношениях в условиях развития демократического общества. Анализируется термин «толерантность» как уважение различных культур и традиций. Автором доказывается, что цель формирования этнической толерантности -объединение общества, достижение межнационального согласия политическими средствами.

Ключевые слова: этническая толерантность, межнациональные отношения, этнос.

D.A. Munkozhargalov ROLE OF ETHNIC TOLERANCE IN INTERETHNIC RELATIONS

Some notions and the role of ethnic tolerance in interethnic relations under conditions of the development of democratic society are considered in the article. The term «tolerance» as a respect for different cultures and traditions is analyzed. The author proves that the purpose offormation the ethnic tolerance is consolidation of society, achievement of interethnic concord through political means.

Keywords: ethnic tolerance, interethnic relations, ethnos.

Проявление межэтнических отношений этносов, ориентация на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия связаны с соответствующими стратегиями межэтнического взаимодействия. Согласно теории Дж. Берри и М. Плизента выделяются четыре возможных стратегии межэтнического взаимодействия в зависимости от степени важности сохранения культурной идентичности и участия в межкультурных контактах - это ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Оптимальной стратегией адаптации этноса в полиэтническом обществе считается интеграция. Она связана с позитивным отношением к культуре как к собственной, как и этноконтактных групп, что находит свое выражение в формировании позитивных авто- и гетеростереотипов. В качестве интегральных социально-перцептивных показателей, характеризующих разные типы этнокультурной адаптации этнических групп, выступают явления этнической толерантности-интолерант-ности.

Понятие «этническая толерантность» является относительно новым для отечественной обществоведческой мысли. Выступая важной характеристикой и одновременно, будучи явлением межэтнических отношений в условиях демо-

кратического общества, этническая толерантность не могла стать укорененным феноменом межкультурных взаимодействий в российском обществе. Однако как теоретическое понятие оно появилось в России в начале ХХ в. Теоретическое определение толерантности сопряжено с возникновением трудностей, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, культурологии и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1901 г.) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (1907 г.) дается лишь небольшая статья о толерантности, как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. В советский период это понятие имело предельно узкое применение, связанное с использованием в биологии и медицине.

В поздний советский и постсоветский период это понятие возвращается в социальные и гуманитарные науки. Понятие «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова, толерантность - про-

изводное от фр. «tolerant» (терпимый). В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению».

Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей. Так, «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо», а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова характеризует «толерантность» как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» . Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в «Краткой философской энциклопедии»: «Толерантность (от лат. «tolerantio» - терпение) понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» .

Таким «неблагоприятным факторам» в нашем случае является разность взаимодействующих этнических культур, а «снижение чувствительности к воздействию этого фактора» достигается путем овладения навыками иной культуры.

Более полным нам представляется определение терпимости, данное в «Словаре по этике» под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» . Данное определение не ограничивает, в отличие от предыдущего, применения толерантности только к представителям иных наций, народностей и религий и отмечает моральную основу данного качества личности.

Для определения более адекватного понятия толерантности рассмотрим данное качество в историческом и философском аспектах. Идея толерантности возникла еще в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающими в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Значительный вклад в разработку правового оформления и за-

конодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Дж. Локк «Письма о веротерпимости», Вольтер «Трактат о веротерпимости»). Заслуга превращения проблемы толерантности в предмет специальных размышлений принадлежит Вольтеру. В своем «Трактате о веротерпимости» он подверг критике не конкретно существующие религии, а предрассудки и нетерпимость, которые являются их порождениями. Важнейшим результатом деятельности философов, и, прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности как всеобщей ценности и основополагающего компонента мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Разработанные ими идеи легли в основу Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявлять обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие и войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества и состоит в уважении прав другого. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому особенно важным представляется формирование именно такого понимания толерантности, стремление к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон подрастающего поколения, благодаря усилиям работающих с ним специалистов.

В философской литературе в понятии «толерантность» выделяют множество типов. Л.В. Скворцов проводит зависимость между доминирующим в государстве в определенный исторический момент общественным сознанием и сложившимся типом толерантности . В.А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовавшие общественные системы: толерантность как снисхождение; толерантность как безразличие; толе-

рантность как невозможность взаимопонимания; толерантность как расширение собственного опыта и диалога .

По мнению Р.Р. Валитовой, толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно - иное, чем-то похожее на собственное восприятие действительности . И с ней соглашается О. Хеффе, который отмечает, что толерантность также предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур.

Профессор В.В. Савельев этническую толерантность рассматривает как высокую степень самосознания, которая не приобретается от рождения и не формируется стихийно автоматически, а порождается в результате контакта национальных языков и культур, преодоления конфликтов, через культурное взаимодействие, культурный компромисс и плюрализм. Каждый народ способен создавать и должен иметь возможность сохранять свой мир культуры.

Исходя из вышесказанного, определим нашу позицию в трактовке этого понятия. Этническая толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к людям, представляющим другие национальные, культурные группы и сообщества. Она проявляется, прежде всего, через человеческие отношения в различных сферах общественной жизни -трудовая активность, быт, свободное время и т.п. Этническую толерантность как тип социально-экономического поведения и формы общения этносов можно представить в развернутом структурном виде, выделяя ее основные параметры:

Во-первых, этническая толерантность подразумевает наличие общих мировоззренческих и мотивационных оснований для взаимодействующих этносов;

Во-вторых, необходимо достижение подлинного взаимопонимания, которое заключается не только в понимании другого этнического субъекта, но и в построении равных партнерских отношений. Взаимопонимание носит обоюдный характер, а степень межэтнической толерантности в таком случае находится в прямой зависимости от степени взаимопонимания общающихся субъектов;

В-третьих, предполагается создание условий и возможностей для совпадения интересов взаимодействующих этнических субъектов;

В-четвертых, осуществляется поиск возможностей для совпадения интересов взаимодействующих субъектов.

Отмеченные признаки - своего рода параметры измерения межнационального согласия. Наличие различных форм толерантности - это та проблема, адекватное решение которой создает предпосылки установления позитивных межэтнических отношений, которые обеспечивают возможность полноценной социализации в условиях благоприятного микроклимата поликультурной среды.

В связи с объективными обстоятельствами, о которых говорилось выше, в обществе формируется глубокий научно-практический интерес к феномену толерантности как одной из самых актуальных идей современности, к процессу ее объективизации и материализации как важной разновидности социальной практики и, наконец, как к определенной разновидности духовных ценностей, приобретающей общечеловеческое и общекультурное значение.

Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры. Этот тип толерантности может включать в себя многое из других типов. Цель формирования этнической толерантности - объединение общества, достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных явлений и тенденций в сфере межнациональных отношений посредством восприятия «чужих» культур, обычаев, своеобразия как достойных, ценностных явлений. Толерантность в конечном итоге способствует сохранению и развитию этнического многообразия и, вместе с тем, политике компромисса, согласия, единства.

Тем не менее, несмотря на видимость общего согласия в необходимости культивирования толерантности, в современном мире идут глубинные процессы, подрывающие как внутристрано-вые межэтнические взаимодействия, так и международное сотрудничество. Исследователи разных стран стремятся определить, в чем состоит причина усиления нетерпимости, и есть ли путь преодоления или смягчения межэтнических, межнациональных и межцивилизационных противоречий. Пока окончательных ответов на эти вопросы не сформулировано. Однако без понимания того, как формируются конструктивное взаимодействие разных народов внутри страны и в практике международных отношений, трудно рассчитывать на выработку адекватного стратегического мышления, позволяющего определять ориентиры долгосрочной

государственной политики в этих сферах деятельности.

В связи с этим особое значение приобретает познание психологических механизмов отражения этнокультурного взаимодействия в групповом сознании и роль социально-перспективных образов как регуляторов внутригрупповой активности этнических групп. Отсюда вытекает необходимость изучения социально-психологических закономерностей взаимоотношений этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия. Важно понимать социально-психологическую природу межгрупповых (межэтнических) процессов, идущих в поликультурном обществе, способствующих или препятствующих толерантному межэтническому взаимодействию.

Исходя из приведенных определений этнической толерантности, можно сделать вывод о необходимости формирования этнокультурной толерантности народов Республики Бурятия как морального качества личности в интересах эффективного осуществления межэтнического диалога. Формирование толерантности как основы межэтнического взаимодействия является актуальнейшей задачей многонационального региона. Толерантные отношения являются неотъемлемой стороной процесса обогащения духовности, становятся существенным элементом политического и культурного пространства

общества. Очевидно, что политика, основанная на этой идее, перспективна для создания стабильности в республиках, идущих по пути поступательного развития, т.к. только в атмосфере терпимости, взаимопонимания и взаимопомощи рыночные отношения получат положительный импульс и смогут эффективно функционировать.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Знание, 1989. - Т.2. - С.175.

2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Сер. Философия. - 1996. - №1. - С.33-34.

3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии.- 1997. - №11. - С.46.

4. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзии или средство спасения // Октябрь. - М., 1997. - С.140-143.

5. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - М: Политиздат, 1989. - С.351.

6. Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - С.565.

Мункожаргалов Даши Андреевич, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры экономики, права и государственного управления Бурятского республиканского института образовательной политики, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Munkozhargalov Dashi Andreevich, candidate of political sciences, senior lecturer, department of economics, law and public administration, Buryat Republican Institute of Educational Policy, Ulan-Ude, e-mail: dashi [email protected]

УДК 320:316.334.3+070 © Ж.П. Гунзынов

ТЕОРИЯ ПОЛЕЙ П. БУРДЬЕ И МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье приводится анализ взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия с учрежденными ими печатными средствами массовой информации. Автор выявляет модель такого взаимодействия на основе концепции социальных полей французского ученого П. Бурдье, а также исследований американских ученых X Гиебера и Т. Джонсона. Приводится методика взаимодействия государственных печатных СМИ с учредителями, полученная на основании наблюдений и анализа нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: средства массовой информации, социальные поля, политический институт.

P. BOURDIEU FIELD THEORY AND A MODEL OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND STATE-OWNED PRINT MEDIA IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

This article analyzes the interaction between the government of the Republic of Buryatia and print media established by them. The author reveals a model of such interaction based on the concept of social fields of the French scientist P. Bourdieu, as well as on the research by American scientists H. Gieber and T. Johnson. The technique of interaction between state print media and their founders is submitted, it is obtained on the basis of observation and analysis of regulatory-legal acts.

Keywords: media, social field, political institution.

В период активного формирования гражданского общества, тема толерантности становится актуальной, и приобретает особенный смысл, тем более в России, которая всегда являлась многонациональной, многоконфессиональной страной, с разнообразной культурой. Для современной России открытыми и острыми являются такие вопросы, как соблюдение прав человека; национальная терпимость и веротерпимость.

Толерантность, как многогранный феномен, исследуется в социологии, философии, психологии, политологии. В контексте политической философии, толерантность предстает как важный этический принцип доктрины либерализма, лежащего в основании современного гражданского общества. Кроме того, принцип толерантности является основной идеей такого политического института, как парламент; а также, с этико-правовой точки зрения, принцип толерантности формирует современную концепцию прав человека.

Рассмотрим, какие факторы влияют на уровень толерантности в современной России, на примере такого региона, как Тульская область.

Исторически, Тульская область является многонациональным регионом, однако преобладающее количество населения - русские. Согласно данным Тулаоблстата, из 1534147 человек, учитывавшихся при исследовании, на территории области в большинстве проживают русские (1462184 человек); украинцы (15027); армяне (9145); татары (7878); азербайджанцы (5629); цыгане (4043); белорусы (3645); немцы (2718). Весьма важно учитывать следующий факт: среди перечисленных национальных групп только русские открыто указали свою национальность (95 процентов из опрошенных); частично - украинцы, армяне и татары (по 1 проценту из опрошенных). Данные о большинстве населения, отказавшихся указать свою национальность, были установлены из административных источников.

Этому может быть два объяснения. Первое, то, что граждане других национальностей активно ассимилируются в русскую культуру, давно проживая на территории региона. Но, с другой стороны, это может быть и свидетельством низкой межнациональной толерантности, которая заставляет людей скрывать свое происхождение, называя себя русскими.

Межэтнические конфликты, в основании которых лежит отсутствие толерантности у конфликтующих сторон, могут быть спровоцированы таким фактором, как этносоциальная стратификация - закрепление престижных и социально значимых видов деятельности за определенными национальностями. На это напрямую указывается в принятой еще в 2001 году «Концепции безопасности» г. Тулы (прилож. к решению Тульской городской Думы от 23.05.2001 г. N 52/938, разд.3). Однако, приведенные выше данные о национальном составе региона показывают, что этнические группы достаточно малы и даже избегают собственной национальной идентификации. С другой стороны, потенциальные конфликты, с большей долей вероятности, могут вспыхнуть с представителями мусульманских общин: в Тульской области насчитывается около 100 000 мусульман, большую часть из которых представляют татары, являющиеся наиболее сплоченной этнической группой. Предотвращение возможных конфликтов заключается в поднятии культуры межнациональной толерантности, в чем могут сыграть значительную роль национально-культурные объединения. В Тульской области существуют следующие национально-культурные объединения:

1. Тульское региональное отделение Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (ТРО ФНКА АЗЕРОСС)

2. Общественная организация Тульский областной еврейский благотворительный Центр «Милосердие»

3. Еврейская национально-культурная автономия Тульской области

4. Тульская областная немецкая национально-культурная Автономия

5. Тульская областная общественная организация «Армянский культурный центр «Крунк» («Журавль»)

6. Некоммерческое партнерство «Дагестанская диаспора»

7. Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз грузин в России»

8. Тульская городская общественная организация «Вьетнамское землячество»

9. Тульская городская общественная организация «Грузинское землячество»

Нетерпимое отношение местного населения к гражданам иных национальностей зачастую зависит и от вовлеченности последних в криминальную деятельность. Мнения властей и населения в Тульской области, в этом смысле, совпадают: увеличение количества преступлений связывается с увеличением числа незаконных мигрантов на территории области. Губернатор

В.С. Груздев потребовал от руководства полиции обратить внимание на проблему преступности в мигрантской среде, а также поручил начальнику управления по развитию местного самоуправления аппарата администрации Тульской области Владимиру Лазуткину срочно предоставить контакты всех тульских диаспор и землячеств. Чтобы понять, насколько реальна эта опасность, обратимся к статистическим данным.

Так, в регионе, согласно статистическим данным января- сентября 2011 года, существенно увеличился поток мигрантов: по сравнению с тем же периодом 2010 года, прирост мигрантов составил 15, 7 процентов. В основном, это мигранты из стран бывшего СНГ (которых стало на 10,4 процента больше, чем в

2010 году).

Согласно данным по УВД Тульской области, на территории области за 2011 год увеличилось число преступлений, совершенных мигрантами: на 21 преступление, по сравнению с предыдущим годом. С другой стороны, по тем же данным, местное население стало относиться к мигрантам терпимее: против иностранцев было совершено за год 26 преступлений, что на 9 меньше, по сравнению с 2010 годом.

Несмотря на то, что проблема межнациональной толерантности в Тульской области стоит не так остро, как в некоторых других регионах, помимо профилактики возможных правонарушений, власти пытаются проводить политику воспитания толерантности. Так, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике разработал учебный курс «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде», который предназначен для обучения руководителей и сотрудников федеральных, региональных и муниципальных органов власти, реализующих государственную и муниципальную молодежную политику. Целью этого курса является создание информационносетевого проекта технологического комплекса толерантности, в котором будут использоваться как теоретические научные разработки, касающиеся проблемы толерантности, так и практические проекты по развитию толерантного сознания (правовое консультирование и судебная защита жертв дискриминации; волонтерские кампании на уровне регионов и муниципалитетов, направленные на «минимизацию различий» между основной частью общества и социальными меньшинствами; информационное позиционирование и консультирование (пропаганда толерантного поведения); внедрение в массовое сознания дополнительной информации о проблеме и механизмах её возможного решения, активное обсуждение в Интернете). Особое место в рамках социально-политических проектов толерантности занимают программы взаимной адаптации мигрантов и «коренного» населения на основании когнитивных («узнавание» друг друга) и эмоционально-поведенческих подходов.

На примере Тульской области, можно сделать вывод, что формирование культуры межнациональной толерантности в России напрямую от специфики каждого региона, при анализе которой следует обращать внимание на следующие факторы:

1. Национальный состав населения региона

2. Национальная идентификация населения

3. Наличие и степень сплоченности национальных общин

4. Уровень межнациональной напряженности

5. Уровень этносоциальной стратификации

6. Динамика миграционных потоков

7. Уровень преступности среди мигрантов

8. Наличие межнациональных конфликтов

Любой конфликт проще предотвратить, чем устранять уже существующий, поэтому оптимальной профилактикой межнациональных конфликтов является воспитание толерантности, знание, понимание и уважение иной культуры.

Таким образом, концепция межнациональной толерантности связана как с идей гражданского равенства, так и с и идеей сохранения национальной идентичности. В современной России воспитание и формирование толерантности должно быть построено с учетом политических, культурных, социальных и национальных особенностей. Принцип толерантности является важнейшим фактором, объединяющим и формирующим гражданское общество.

1) Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Экстремистское проявление гендерной интолерантности представляет собой сексизм – формы политики, индивидуального или группового поведения, дискриминирующие женщин в их правах на полноценное участие в профессиональной деятельности и общественной жизни, основывается на предположении, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин.

2) Возрастная толерантность – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.

3) Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и к "яйцеголовым" у людей с низким образованием. Очевидно, что данный тип толерантности имеет отношение к бытовой сфере и не связан с обсуждением вопросов, где уровень образования действительно является решающим фактором.

4) Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности". Крайние проявления межнациональной интолерантности:

Этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в "превосходстве" одних культур над другими;

Ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что "чужаки" принесут вред;

Агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую.

5) Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.

6) Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм – насаждение какой–либо веры, ее ценностей и традиций (иногда в масштабе целых сообществ) и предоставление социальных преимуществ апологетам этой веры. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины, и что все люди должны следовать ее принципам (догматам).

7) Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

8) Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым. Формирование данного вида толерантности крайне важно для стран с опытом социальных революций и особенно "диктатуры пролетариата".

9) Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста, низкообразовательных слоев и т.д.

10) Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий. Под фашистской идеологией понимается убеждение в том, что государство должно бороться с инакомыслием и за чистоту расы, контролировать жизнь своих граждан.

11) Сексуально–ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

12) Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным.

В этнопсихологических исследованиях этническая толерантность, как явление социальной перцепции понимается как отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее – наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.

В словарях этническая толерантность рассматривается, как способность индивида проявлять терпимость к образу жизни представителей других этнических общностей, групп и личностей, их поведению, этническим традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

По мнению Ю. П. Ивкова этническая толерантность – это социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп. Автор рассматривает этническую толерантность как комплекс установок и выделяет в ее структуре следующие компоненты :

− когнитивный(представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);

− эмоциональный (отношение к другим этническим группам);

− поведенческий(конкретные акты толерантного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп).

Выделяют четыре основных подхода к определению понятия «этническая толерантность».

Первый подход – историко-эволюционный. Этническая толерантность здесь рассматривается как сложное установочное образование личности, которое выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Проявляется в разнообразных ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда известные способы решения проблем не срабатывают, а новые находятся в стадии становления.

Второй подход – культурологический.Он показывает «отграниченность этнотолерантности от природы как системы особых институтов, символов, норм и отношений, иллюстрирует явление как способ жизни людей, имеющий многофакторную детерминацию».

Третий подход – социально-психологический. Сущность его заключается в понимании этнической толерантности как социально-психологической установки.

Четвертый подход – этнопсихологический.В рамках этого подхода межэтнические отношения рассматриваются как наиболее сложная сфера общественных отношений.

Е. И. Шлягина выделяет внешние детерминанты этнической толерантности личности (политическая ситуация в стране, особенности социально-исторического образа жизни, целенаправленная информированность об истории и культуре своей Родины, рост миграционных процессов, травматический шок, особенности среды обитания) и внутренние детерминанты (индивидуальные свойства, возраст, пол, темперамент; индивидуально-типологические характеристики личности: самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации).

Этническая толерантность личности проявляется в критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.

Контрольный блок

1. Какова сущность понятия «толерантность»?

2. Какие виды толерантности существуют?

3. Назовите области проявления толерантности.

4. Раскройте смысл межэтнической толерантности.

5. Сколько основных подходов к определению понятия «этническая толерантность» вы знаете?

6. Перечислите критерии и уровни толерантности.

7. Какие компоненты этнической толерантности вы знаете?

Диагностический блок

1. Установите соответствие между понятием и их содержанием

историко-эволюционный заключается в понимании этнической толерантности как социально-психологической установки
этнопсихологический показывает «отграниченность этнотолерантности от природы как системы особых институтов, символов, норм и отношений, иллюстрирует явление как способ жизни людей, имеющий многофакторную детерминацию»
культурологический этническая толерантность здесь рассматривается как сложное установочное образование личности, которое выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям
социально-психологический межэтнические отношения рассматриваются как наиболее сложная сфера общественных отношений.

2. Назовите детерминанты этнической толерантности личности, которые выделяет Е. И. Шлягина.

3. Найдите общее и особенное в содержании таких понятий как «толерантность», «этническая толерантность», данных разными авторами в различных источниках.

4. Крайние проявления межнациональной интолерантности (кратко раскройте содержание):

Этноцентризм – ……. ;

Ксенофобия – ………..;

Агрессивный национализм – ……...

Практический блок

1. Найдите самостоятельно информацию об истории толерантности как явления.

2. Напишите эссе на темы: «Толерантность в межличностных отношениях». «Факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации».

5. Определите в чем роль толерантности в самоорганизации современного общества и поддержании его разнообразия.

6. Составьте психолого-педагогические ситуации, связанные с интолерантностью.