Домой / Дневной / Дисграфия - признаки и лечение. Дисграфия лечение в домашних условиях

Дисграфия - признаки и лечение. Дисграфия лечение в домашних условиях

Писать человек учится еще до школы и пользуется этим умением всю жизнь. Не допускать ошибок на письме сложно всем, даже взрослым, но что, если дело не только в том, что ребенку тяжело запомнить нормы орфографии? Что, если ему с трудом дается написание слов вообще?

Что это за расстройство

Дисграфия - это частичное нарушение письма, возникающее из-за сбоев в функционировании психики . Такое расстройство проявляется в специфических ошибках при написании слов и не связано с нарушениями интеллектуального развития. Что такое специфические ошибки? Это целый список характерных для дисграфиков нарушений правописания, никак не связанных с незнанием правил грамматики. Вот самые распространенные из них:

  • Ребенок пишет приставки отдельно, а предлоги, наоборот, присоединяет к самостоятельным частям речи.
  • Испытывает сложности с передачей мягкости согласных при помощи мягкого знака.
  • Путает визуально похожие буквы (рукописные «а» и «о», «д» и «у»).
  • Путает буквы, обозначающие сходные звуки («б» и «п», «ё» и «ю»).
  • Пропускает буквы или целые слоги или, наоборот, добавляет их.
  • Пишет слово с теми же ошибками, что и произносит («лука» вместо «рука»).
  • Заменяет ударную гласную.
  • Неправильно связывает слова в словосочетания, нарушает границы предложений.

В чистом виде описанные здесь случаи неверного написания почти не встречаются, чаще всего можно наблюдать их смешение. Важно помнить, что о проблемах свидетельствует именно повторение указанных ошибок, - не стоит бить тревогу, если заметите их в тетради сына или дочери один или два раза. Из данного перечня и состоит симптоматика дисграфии.

Этот же список - основной критерий, по которому проводится диагностика дисграфии. Хотя нередко случается так, что сначала родители обращают внимание на почерк ребенка: у детей-дисграфиков он крайне небрежный, неразборчивый. Скорость письма, как правило, очень невысока. Дисграфия у детей часто сопровождается смежной проблемой - с чтением (она называется дислексией).

Конечно же, нормально учиться ребенку с такими расстройствами почти невозможно. Оценки портятся, недовольны учителя и родители, а вдобавок школьник становится объектом насмешек со стороны сверстников. И если не проводится лечение дисграфии, человек вырастает с сильнейшим комплексом неполноценности, не говоря уже о том, что его повседневную жизнь будут сопровождать многочисленные трудности. Ведь даже написать записку домочадцам уже станет проблемой. Откуда же берется расстройство письма и как лечить дисграфию?

Причины и виды

Причины дисграфии могут быть различной природы. Конечно, в первую очередь это патологии при беременности и родах, которые впоследствии могут сказаться на работе центральной нервной системы ребенка. Например, привести к неравномерному развитию полушарий мозга.

Часто у детей-дисграфиков левое, отвечающее за письмо, недостаточно активно, а правое - наоборот. Именно поэтому у многих из них отмечаются хорошие способности к рисованию, которые как раз контролирует правая половина мозга. В группе риска - дети-левши и дети, которых переучили с левшей на правшей (они нередко пишут буквы в зеркальном отображении). Кроме того, важен наследственный фактор.

Дисграфия у ребенка может развиться и под влиянием обстановки в семье, характера общения родственников с ним и между собой. Что именно способно привести к проблемам с письмом?

  • Билингвизм (в семье одновременно говорят на двух языках).
  • Привычка сопротивляться действиям родителей. Согласно последним исследованиям, если ребенка постоянно кормят насильно или насильно укладывают спать, впоследствии он проецирует сопротивление и на других взрослых, в том числе на учителя.
  • Неправильная речь членов семьи. Многие имеют привычку сюсюкать с младенцем, и в результате ребенок привыкает к искаженной речи как к норме. А может, тот, кто часто общается с ребенком, страдает дефектами произношения - это тоже способно сыграть роковую роль.
  • Раннее начало обучения письму, опережающее психологическую готовность ребенка к занятиям.
  • Недостаточное количество речевых контактов. Родители не общаются с ребенком вообще или общаются слишком мало.

До сих пор речь шла о детях, но и у взрослых может развиться это расстройство, например после перенесенных черепно-мозговых травм. Специалисты выделяют различные формы дисграфии:

  • Оптическая.
  • Акустическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Моторная.
  • Аграмматическая.

Рассмотрим каждый из этих видов подробнее.

Причина первого из них - неразвитые навыки зрительно-пространственного анализа. Когда возникает дисграфия этой формы, текст для пишущего выглядит как оптическая иллюзия.

Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы, соблюдать одинаковый наклон почерка, символы становятся похожими один на другой… Школьник путает визуально похожие буквы, пропускает или добавляет лишние знаки, не может понять, где закончилось одно предложение и началось другое.

Акустическая дисграфия развивается при нарушении у ребенка речевого (или, как говорят специалисты, фонематического) слуха. Фонематический слух позволяет правильно распознавать звуки в речи и соотносить звук с определенной буквой на письме.

Типичные проявления этого вида - замена букв другими, обозначающими похожие звуки, в том числе замена гласных под ударением, проблемы с различением твердых и мягких согласных (пишет «килка» вместо «килька»). При этом звуки ребенок произносит верно.

Близка к ней артикуляторно-акустическая дисграфия, которая проявляется в письменной фиксации неправильно произносимого слова. То есть здесь нужно в первую очередь исправить не соответствующее норме звукопроизношение.

Моторная форма связана с трудностями координации движений при письме. Пропуск букв, слогов или, напротив, добавление лишних, слитное написание предлогов со словами - все это признаки моторного вида.

Наконец, последняя в нашем списке - аграмматическая дисграфия: ее диагностика, в отличие от остальных видов, становится возможна не раньше, чем ребенок перейдет во второй или даже третий класс. Все потому, что она проявляется на более сложном уровне письменной речи: в нарушении согласования слов по роду, падежу, числу, пропуске членов предложения, неверной их последовательности.

Встречается также смешанная дисграфия, когда разные виды расстройства проявляются у человека одновременно. Например, оптическая и моторная дисграфия редко регистрируются в чистом виде, но отдельные их симптомы часто наблюдаются в других видах.

Можно ли вылечить

Наверное, самый волнующий вопрос для родителя, у ребенка которого диагностирована дисграфия, это ее лечение. Во-первых, пожалуй, нелишним будет напомнить: дисграфия относится к числу серьезных нарушений психики, поэтому определение подходящего лечения должно проходить только в медицинском кабинете.

Упражнения в домашних условиях, безусловно, очень важны, но их тоже нужно делать после консультации со специалистом. Обследование у врача существенно еще и потому, что разные виды дисграфии требуют различных методик коррекции. Так, коррекция оптической дисграфии должна включать большое количество упражнений для тренировки зрительной памяти, а, например, при акустической форме упор нужно сделать на укрепление мышц речедвигательного аппарата.

Во-вторых, нужно сказать, что коррекция дисграфии в большинстве случаев дает хорошие результаты (при упорных тренировках, конечно), поэтому при достаточной настойчивости ребенок в конце концов научится писать так же бойко, как его сверстники. Главное, чтобы лечащий врач, родители и сам пациент вместе стремились к одной цели.

При домашних занятиях старайтесь придерживаться нескольких рекомендаций.

  • Возьмите за правило не показывать эмоции слишком бурно. Не стоит кричать ни от восторга, ни от гнева. Хвалите за достижения, указывайте на неудачи, но спокойно, сохраняя уверенность в итоговом успехе.
  • Не переусердствуйте с объемом заданий. Лучше делать их качественно. Да и ошибок в небольшом тексте ребенок допустит меньше, что закрепится в памяти как положительный опыт. А это очень важно, особенно на первых порах.
  • Не стоит давать задания, цель которых - исправление намеренно сделанных в тексте ошибок.
  • Также не нужно заставлять ребенка переписывать несколько раз упражнения, которые получились не очень хорошо. От этого его неуверенность в себе только вырастет.

Ну и, в-третьих, конечно же, лучше предупреждение проблемы, чем ее устранение. Как проводится профилактика дисграфии? Общайтесь с ребенком, читайте ему вслух (с самого раннего возраста), четко проговаривая звуки, развивайте у малыша разные виды памяти, делайте с ним артикуляционную гимнастику. И посетите логопеда, особенно если появились хоть малейшие подозрения, что речевое развитие ребенка идет не так, как должно. Автор: Евгения Бессонова

С началом школьного обучения у некоторых учеников выявляется специфическое логопедическое нарушение – дисграфия. Ребёнок с этим диагнозом в каждом слове совершает по нескольку ошибок, пишет крайне медленно и неаккуратно. Одновременно особых проблем в интеллектуальном плане у него не наблюдается.

Как же проявляется дисграфия у первоклассников и как справиться с этим патологическим явлением? Эти вопрос важны, ведь если не предпринять все необходимые меры, то школьник постепенно превратится в изгоя и неудачника.

Под этой логопедической патологией понимают локальное либо полное нарушение письменной функции, связанное с недостаточной сформированностью процессов и механизмов, которые отвечают за выполнение и контроль письменной деятельности.

Чаще всего родители узнают о трудностях с письмом именно в начальном звене, когда начинается целенаправленное обучение этому навыку. В детских прописях и тетрадках обнаруживаются различные ошибки: замена букв («з» вместо «с», «б» вместо «п»), добавление лишних и пропуск нужных букв, слитное написание слов и неправильное формирование слогов.

Просматривая ошибки ребёнка-дисграфика, можно сделать вывод об его неграмотности или лени, но проблемы кроются гораздо глубже. К примеру, сравните слова «солнечные» – «солечние» и «солнечные» – «солничные». На этом примере особенно заметна разница между дисграфией (первый пример) и плохим знанием правил языка.

Кроме того, обычно дети-дисграфики пишут медленно, неразборчиво и неровно, хотя и прилагают множество усилий, чтобы успевать за более сноровистыми одноклассниками. Постоянная неуспешность, выражающаяся в недовольстве педагога и собственных переживаний из-за учительских пометок в тетради, приводит к понижению самооценки.

Также специалисты отмечают, что дисграфия чаще всего идёт «рука об руку» с г – патологическим состоянием, при котором диагностируются выраженные трудности с чтением. Всё это существенно снижает качество обучения и восприятия новых знаний ребёнком.

Виды дисграфии и основные симптомы

Выделяют несколько видов нарушения письменной деятельности.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребёнок не способен верно произносить звуки, следовательно, при проговаривании неправильно пишет буквы. Терапия этого нарушения подразумевает работу над постановкой звуков.
  • Акустическая. Ошибки на письме возникают из-за проблем с фонематическим слухом. Ребёнок не дифференцирует близкие по звучанию звуки: д-т, з-с, ш-с, ж-з. Всё это не может не отразиться на письменной работе.
  • Оптическая. По причине несформированности зрительно-пространственного восприятия ребёнок неправильно пишет буквы: «зеркалит», не дописывает, чертит лишние детали, заменяет буквы, схожие по графическому признаку.
  • По причине нарушения анализа и синтеза. Ребёнок пропускает либо повторяет слова, слоговые и буквенные элементы, путает приставки и союзы, пишет слитно те слова, которые необходимо писать раздельно, и наоборот.
  • Аграмматическая. Ребёнок неверно изменяет слова в соответствии с падежами, числами и родами. Например, «красивый кошка», «яркий солнце». Нередко подобные нарушения наблюдаются у детей, которые воспитываются в двуязычных семьях.

В особо тяжёлых ситуациях у ребёнка могут сочетаться сразу несколько разновидностей дисграфии. К тому же эта патология нередко возникает на фоне других логопедических нарушений.


Причины патологии

Откуда берётся дисграфическое нарушение? Пока точный патогенетический фактор не установлен, а механизм развития расстройства до конца не изучен. Многие учёные считают главной причиной дисграфии наследственность, когда наблюдается задержка созревания конкретных отделов мозга и развития психических функций.

Читайте также: Что делать, если ребенок ворует: советы психолога

Кроме того, к нарушению письменной деятельности могут привести и другие патогенетические факторы.

  1. Длительные соматические заболевания, в результате которых происходит функциональное недоразвитие головного мозга, особенно тех отделов, которые отвечают за письмо и чтение.
  2. Повреждение коры полушарий мозга, которое возникает в различных периодах детского онтогенеза (внутриутробном и новорождённом) в результате таких проблем, как:
    • кислородное голодание плода;
    • асфиксия;
    • хронические заболевания матери;
    • травмы при родах;
    • инфекционные болезни ребёнка;
    • менингит.
  3. Факторы социального и психологического характера, среди которых особо выделяют:
    • нечёткое произношение звуков самими родителями;
    • билингвизм в семье;
    • речевая депривация;
    • невнимание к детскому развитию;
    • увлечённость методиками раннего образования.

У более взрослых ребятишек дисграфия может стать следствием серьёзных черепно-мозговых повреждений, мозговых опухолей, нейрохирургических операций.


Коррекция расстройства

Ребёнку, который страдает расстройством письменной деятельности, необходима квалифицированная поддержка логопеда-дефектолога. Обычной помощи педагога, который пытается привить неуспевающему ученику грамотность, недостаточно.

Курс коррекционных занятий составляется после определения типа дисграфии и тяжести логопедического расстройства. Работа дефектолога позволяет:

  • устранить недостатки произношения звуков и фонематики;
  • увеличить словарный запас;
  • усовершенствовать грамматическую сторону речевого процесса;
  • формировать связную речь;
  • развивать аналитические и синтетические возможности;
  • улучшить фонематическое и пространственное восприятие;
  • улучшить познавательные процессы.

Умения, которые были получены в ходе коррекционной работы, закрепляют с помощью письменных упражнений. Помимо логопеда, детей нужно показать неврологу, чтобы определить наличие различных функциональных и органических поражений головного мозга. Если таковые будут обнаружены, доктор назначит соответствующие лекарственные препараты, физиотерапевтические процедуры, лечебную гимнастику и прочие мероприятия.

Большинство родителей интересуется, есть ли возможность полностью избавить ребёнка от этого расстройства. Да, полное «излечение» вполне вероятно, но лишь при условии ранней диагностики и планомерной коррекционной работы.

Следует учитывать и детскую индивидуальность. Один школьник справится с патологией за несколько месяцев, другому же понадобится 2-3 года. В этом случае крайне важно родительское терпение и выполнение логопедических рекомендаций в домашних условиях.


«Тишина царит в дремущем лесу,

Тёрны тущи затья нули сонсе,

Птитцы хлопщут целы день.

Рутцей мельте рецки»

«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.

Что такое дисграфия

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

История дисграфии

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.

Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.

Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).

Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины : наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины : синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины : завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды дисграфии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

  • Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
  • Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
  • Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
  • Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Симптомы дисграфии

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими , но эти ошибки челочек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

  • При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
  • При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
  • При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
  • При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
  • При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Диагностика дисграфии

Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию », откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя , памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы , асфиксия , менингиты и энцефалиты , инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы , инсульты , опухоли головного мозга , нейрохирургические вмешательства.

Механизмы дисграфии

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма , связанные с педагогической запущенностью , ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии , дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность , снижение объема памяти и др.

Диагностика дисграфии

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом .

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи , преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Дисграфия – патологическое состояние, которое характеризуется расстройством процесса письма. С диагнозом дисграфия сталкиваются родители 50% младших школьников и 35% школьников средней школы. Кроме того, в 10% случаев эта патология развивается у взрослых людей, когда по каким-либо причинам у них нарушается работа высших психических функций.

Это расстройство неразрывно связано с таким расстройством, как – трудность во время чтения, поскольку чтение и письмо – это две составляющие одного психического процесса.

В младшем школьном возрасте заболевание не диагностируется, поскольку в этот период нервная система ребёнка ещё недостаточно сформирована. Однако уже в таком возрасте родители могут заметить незначительное отклонение в речевом развитии своих детей, поэтому следует внимательно относиться к любым отклонениям от нормы, которые могут в будущем привести к серьёзным проблемам в обучении.

Назвать дисграфию заболеванием было бы неправильно, поскольку патологией считается аграфия – полная неспособность к письменной деятельности. Дисграфия же – это лишь частичное нарушение этого вида деятельности, которое при соответствующей коррекционной работе может быть восстановлено до практически нормального уровня.

Сведений о том, что дисграфия полностью излечивается, нет – всё равно дети, а в последующем и выросшие из них взрослые, испытывают определённые трудности при письме (но трудности эти незначительны). Если же патологию не корректировать, тогда во время школьного обучения и во взрослом возрасте, люди могут столкнуться с серьёзными психологическими проблемами, связанными с осознанием своей неполноценности и насмешками окружающих.

Причины

На сегодняшний день причины дисграфии полностью не выяснены. Известно, что овладение навыками письма происходит при адекватной сформированности всех составляющих устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматической составляющей речи, её фонетического восприятия и связной речи.

К появлению отклонения приводит нарушения формирования головного мозга в утробе матери или же его поражения. В частности, у женщин с патологической беременностью чаще наблюдается рождение детей, у которых в последующем наблюдаются признаки дисграфии в той или иной степени выраженности. Также у ребёнка может развиться патология в том случае, если он:

  • пережил родовую травму или асфиксию;
  • переболел или ;
  • болел тяжёлыми инфекционными патологиями или соматическими заболеваниями.

Все эти причины приводят к истощению нервной системы ребёнка, из-за чего не происходит своевременное развитие психических функций и развивается дисграфия.

Также на развитие этого отклонения влияют социально-психологические факторы. В частности, педагогическая запущенность может привести к тому, что ребёнок вовремя не откорректировал свои письменные навыки, и у него развилась дисграфия. Кроме того, к факторам риска относятся:

  • проживание в двуязычной семье;
  • нехватка речевых контактов;
  • неоправданное раннее обучение ребёнка письму, когда его нервная система ещё не готова к этому;
  • невнимание родителей к ребёнку.

Существует и фактор наследственной предрасположенности к такой патологии, как дисграфия. Кроме того, дети с различными функциональными нарушениями органов зрения или слуха также подвержены развитию этого нарушения во время школьного обучения.

Если говорить о взрослых, то причинами развития этого отклонения могут быть травмы головы, пережитые , нейрохирургические вмешательства, а также опухолевидные процессы в мозгу.

Симптоматика

Существует несколько разновидностей такого расстройства, как дисграфия, которые характеризуются теми или иными проблемами, возникающими при письме.

Специалисты выделяют такие формы нарушения, как: акустическая, артикуляторно-акустическая, агрофическая, оптическая дисграфия, а также нарушение, связанное с несформированностью языкового анализа.

В зависимости от формы, могут проявляться такие признаки дисграфии:

  • неспособность распознавать похожие звуки – п-б, д-т и прочие;
  • неспособность распознавать написание схожих графических элементов (З-Э, Р-Ь-Ы, И-Н);
  • недописывание окончания слов;
  • замена местоположения слогов (окно-онко);
  • неспособность применять на письме согласование падежей (добрый мама, на машина);
  • неспособность писать отдельно или вместе предлоги (при ходить, принем).

Все эти симптомы требуют консультации специалиста. Очень важно провести дифференциальную диагностику данной патологии от обычной неграмотности, которая может быть следствием психологической запущенности, что сделать может только квалифицированный логопед. В случае если это дисграфия – диагностика показывает выраженные ошибки, имеющие стойкий характер.

Коррекция

На сегодняшний день специалисты сходятся во мнении, что предотвратить развитие этого отклонения невозможно, но можно ещё до поступления ребёнка в школу определить, что у него имеются некоторые нарушения психических функций.

Поэтому лечение дисграфии заключается в проведении коррекционной работы с ребёнком опытным логопедом, однако предварительно нужно обследоваться у невропатолога, окулиста и детского ЛОРа, чтобы исключить наличие у него функциональных патологий.

Существует множество методик, позволяющих исправить те или иные недостатки письма у ребёнка. Однако заниматься самостоятельно с ребёнком, как делают многие родители – это значит, потерять драгоценное время, поскольку только опытный специалист может так подобрать для него программу коррекции, что получит оптимальный результат за короткий период.