Домой / Дневной / Если Ваш малыш меланхолик. Воспитание ребенка меланхолика: важные секреты для родителей

Если Ваш малыш меланхолик. Воспитание ребенка меланхолика: важные секреты для родителей

Это самый «удобный» на свете ребёнок - особенно для занятых родителей. Тихий, задумчивый, старательный и на редкость творческий малыш не станет устраивать шумных истерик и всячески проказничать. Ребёнок с таким типом темперамента как никто другой нуждается в понимании взрослыми его особенностей – в частности, ранимости, впечатлительности и потребности в эмоциональной поддержке.

Типичный меланхолик

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств, сочувствие ко всему живому. Он склонен к самоанализу и постоянно не уверен в себе. Пожалуй, даже в хорошем смысле. Ему уже в раннем детстве понятен и близок смысл крылатой фразы «я знаю, что ничего не знаю».

В детстве меланхолик ведёт себя, как «маленький взрослый» - очень рассудителен, любит находить всему объяснение. Кроме того, он очень чувствителен к совершённым ошибкам, поэтому в школе часто имеет хорошую успеваемость, а в дальнейшем на работе нередко имеет репутацию «передовика».

Малыш-меланхолик обычно предпочитает уединение и ведёт малоподвижный образ жизни. Но его замкнутость вовсе не указывает на душевную чёрствость. Обычно он выбирает среди близких кого-то одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, делится всеми своими переживаниями. Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит ещё больше замкнуться в себе.

Такой ребёнок чаще всего чувствует себя «белой вороной» в коллективе и страдает от этого, несмотря на то, что не испытывает большой потребности в общении. Часто стеснительному меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Разговаривает он негромко, редко спорит, не умеет постоять за себя, часто подчиняются мнению более сильных людей (по крайней мере делают вид, что согласны).

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке, насторожено относятся ко всему новому, с большим трудом принимают важные решения (поскольку в их понимании вообще нет правильных и неправильных решений, есть только множество возможностей с далеко идущими непредсказуемыми последствиями). Люди с таким типом темперамента быстро устают и опускают руки при возникновении трудностей. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия.

Все вышеперечисленное ни в коем случае не делает меланхоликов «неудачниками». Такие дети очень хорошо проявляют себя в творчестве (в дальнейшем это может быть и профессия) – изобразительная или музыкальная деятельность, литература, фотография, дизайн и так далее. Многие из них сильны в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости (например, психоанализ).

Как его правильно воспитывать?

Ребёнок-меланхолик на самом деле очень доверчивый, открытый и добрый. Но таким маленький человек может быть лишь с тем, кого он сильно любит и чувствует себя защищённым. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте свой интерес к его суждениям.

Ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите ребёнка за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на полученный опыт, а не на оценку деятельности. Просите продемонстрировать вам его новые умения, даже если пока что они далеки от совершенства, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с любой задачей.

Если ваш тихий и послушный малыш в чём-то провинился, повел себя неправильно, спокойно сделайте ему замечание. Следите за своей речью и эмоциями, ибо ваш чрезмерно чувствительный малыш их обязательно заметит, примет на свой счёт и в лучшем случае запомнит обиду на долгие годы, а в худшем – может задепрессовать или даже заболеть... Просто поговорите с малышом о том, что произошло, и объясните, почему так не надо было делать. Поверьте, он запомнит это.

Если у вашего малыша в придачу ко всему слабая нервная система, то действуйте в общении с ним всегда осторожно: ласково разговаривайте с ним, предлагайте выходы из различных ситуаций, если он не в силах принять решение самостоятельно. Со временем, избавившись от излишней неуверенности и тревожности, ребёнок научится мыслить и действовать таким образом уже без вашей помощи.

Не бойтесь перехвалить свое чадо - делайте это искренне и как можно чаще: меланхолику очень важно ещё в детстве сформировать позитивную самооценку, поскольку с возрастом сделать это будет всё сложнее. Убедите ребёнка, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом – «людям свойственно ошибаться».

К новому ребёнка-меланхолика нужно подготавливать постепенно, иначе он испытает стресс. Например, если скоро он пойдет в детский сад, можно несколько раз сходить туда с малышом, погулять сначала возле садика, рассказывая, что скоро он будет тут играть с другими детьми и т.д. И так во многом, ведь боязнь новизны свойственна меланхолику от природы и может долго сопровождать его. Задача родителей - помочь ему поверить в свои силы, научить делать шаг навстречу новому.

Такие дети очень нуждаются в окружении, поэтому общение со сверстниками им необходимо, как воздух. Хотя маленький меланхолик с трудом включается в коллективные игры, ему можно помочь преодолеть себя – и тогда он с большим удовольствием веселится вместе со всеми. Научите ребёнка знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Самое важное – никогда не ругайте его за стеснительность.

Учите маленького меланхолика находить выход из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Чтобы немного раскрепостить ребёнка и сделать его уверенней, осваивайте вместе активные виды спорта. Не важно, что это будет - скакалка, мяч или велосипед, но ведь надо же с чего-то начинать! Именно вам предстоит заинтересовать и увлечь малыша спортом, ведь как известно, в здоровом теле – здоровый дух!

Ребенок-меланхолик - послушный и мягкий в общении малыш. Этот ребенок робкий и нерешительный, причем нерешительность - одна из главных черт его характера. Нерешительность присутствует во всех действия и движениях меланхолика. Любая мелочь и, на первый взгляд. пустяк, могут расстроить малыша-меланхолика. И будет большой ошибкой принять эту реакцию за простой каприз. Ребенок чрезвычайно чутко реагирует даже на интонацию голоса. Слезы могут литься вечно, ведь меланхолики боятся всего: и новой обстановки, и новых людей в особенности.

Положительными чертами меланхоликов являются: повышенная чувствительность, сострадание и сердечность, в привычной и знакомой обстановке являются исполнительными работниками. Мягкость и доброжелательность также присуща им.

К отрицательным чертам отнесем излишнюю впечатлительность, застенчивость, замкнутость, пониженную активность, а также в неблагоприятных условиях низкую работоспособность.

Ребенок-меланхолик часто замыкается в себе, привыкание к новой обстановке для него крайне тяжело. Ребенок с типом нервной деятельности меланхолика стремится остаться «за кадром» или «в тени». Для них наказание - трагедия, на отрицательные оценки реагируют крайне болезненно, а на неудачах могут быть подолгу зациклены. Мелочей и пустяков для них не существует.

Любая перемена или изменение привычного образа жизни у малыша-меланхолика вызывает нешуточные опасения. Растерянность и понижение работоспособности характерна для меланхолика в новых и, особенно, конфликтных ситуациях.

Новые знания и навыки даются ребенку-меланхолику тяжело. Из-за недостаточной сосредоточенности он постоянно отвлекается на посторонние занятия и предметы. От любой работы мгновенно устает. Даже за игрой такой ребенок часто утомляется. Движения суетливы и бедны, речь тихая, но при этом выразительная. Малыш плохо засыпает и просыпается, тяжело переходит от одного дела к другому.

1. Главное - не навредить. Это, наверное, главный момент в воспитании меланхолика.

2. Психика ребенка-меланхолика уязвима. Эту особенность стоит учитывать в общении с таким ребенком. Недовольство можно высказать ровным спокойным голосом, не давите и не обзывайте его.

3. Теплые отношения и помощь необходимы ребенку-меланхолику.

4. Часто хвалите ребенка, ему крайне необходима Ваша любовь.

5. За самые маленькие и незначительные успехи поощряйте его.

6. Не упускайте случая показать своему уязвленному ребенку, что Вы очень цените малейшие проявления его заботы.

7. Не стоит делать замечания на людях. Можете этим спровоцировать развитие комплексов.

8. Тактильный контакт в общении с ребенком очень важен. Используйте его.

9. Не перегружайте его. В домашней работе делайте паузы. Помните, даже игры утомляют малыша.

10. Стресс постоянный спутник ребенка-меланхолика. Поэтому постарайтесь избегать соревновательных ситуаций.

11. Нацеливайте ребенка на посильные ему занятия и помогайте достичь в них успеха.

12. В общении с ребенком избегайте приказного тона.

13. Развивайте в ребенке самостоятельность. И при проявлении этой черты поощряйте его.

14. Развивайте в ребенке инициативность и общительность.

15. Страшные фильмы, книги и истории категорически противопоказаны.

16. Помогайте избавляться от страхов.

Помните, что Ваша задача не переделать темперамент, а помочь ему гармонично развиваться.

Советы родителям

Как воспитывать маленького меланхолика

Берегите его от тяжелых впечатлений и выясняйте его страхи

Предупреждайте страхи малыша. Очевидно, что такого ребенка ни в коем случае нельзя пугать, внимательно следите, чтобы этого не делал никто из окружающих. Не показываете ему страшных фильмов и внимательно относитесь к выбору книг для чтения.

Маленький меланхолик живет богатой внутренней жизнью, но, при всей близости с родителями, он не склонен делиться всеми своими мыслями и переживаниями. Старайтесь замечать его переживания, задавайте ему вопросы, помните, что такой ребенок не всегда по своей инициативе расскажет родителям о том, что его беспокоит.

Ваня (5 лет) однажды услышал от бабушки, что Великая Отечественная война началась, когда все еще спали, утром люди проснулись и узнали, что случилось. После этого рассказа мальчик по вечерам долго не мог уснуть, потому что боялся, а, вдруг, ночью война начнется, но ничего не говорил об этом своим родителям. Только спустя несколько месяцев, однажды, когда родители вечером уложили Ваню в постель, он, не выдержав, разрыдался и рассказал о своих переживаниях.

С очень большой осторожностью такому малышу следует объяснять, что означают такие слова, как «умереть», «убить», «война» и т.д., не следует в его присутствии говорить о болезнях.

Отрицательные переживания и душевное равновесие

Мы уже говорили о подверженности такого ребенка разного рода страхам в связи с его впечатлительностью и чрезвычайно развитой фантазией.

Кроме того, у маленького меланхолика сильно развито самовнушение. Поэтому иной раз совершенно невозможно предугадать, что он может себе вообразить, и что может оказаться источником его страха или неприятных ощущений.
От родителей ребенка с такими особенностями требуется поддерживать в ребенке оптимизм и помогать ему вернуть душевное равновесие, когда тот сильно взволнован.

Пример . Мама приносит своей пятилетней дочери пакетик с круглыми конфетами-драже. «Это драже», - поясняет мама, вручая пакетик малышке. Казалось бы, невероятно, что такое невинное событие может доставить ребенку какие-либо отрицательные переживания! Но вот девочка неприятно удивлена таким странным, с ее точки зрения, названием, однако, чтобы не обидеть маму, с деланной радостью открывает пакетик и съедает несколько конфет. Через некоторое время она с затаенной тревогой говорит матери: «Я от этих драже вся дрожу». (И это не пустая фантазия, а результат сильного самовнушения). Мама со скрытой обидой прохладно говорит дочери: «Ну что же, тогда выброси их». Малышка берет конфеты и без всяких сомнений выбрасывает их в помойное ведро. Прошло немало времени, прежде чем девочка перестала избегать конфет с таким названием.

Этот случай наглядно демонстрирует степень впечатлительности ребенка-меланхолика, а заодно - насколько далек от понимания ребенка может быть взрослый человек, и как неверно он может среагировать на поведение ребенка.

Ошибка № 1. Девочка осталась при своем ошибочном представлении, мать ничего не объяснила ей.

Ошибка № 2. Мать не сняла отрицательные переживания своей дочери.

Ошибка № 3. Проявив скрытое осуждение, мать усугубила отрицательные переживания ребенка. Ведь девочка-меланхолик чутко уловила реакцию матери (скрытое недовольство, выраженное деланно спокойной, прохладной интонацией), и к страху, что с ней теперь что-то неведомо страшное из-за этих конфет может приключиться, добавилось отрицательное переживание, что на нее обиделась мама.

В этом случае правильная реакция была бы следующей. Для начала мать должна была разобраться в чувствах ребенка и спросить: «А почему ты решила, что дрожишь из-за конфет?». И, услышав, например, такое объяснение: «Я почувствовала, что дрожу, а конфеты ведь так и называются: «Драже»!», выяснить, насколько ребенок напуган, и проявить понимание: «Ты испугалась, что заболеешь от этих конфет?».

Затем нужно было попытаться снять напряжение ребенка, например легкой шуткой: «Наверное, конфеты оказались ужасно невкусными! От вкусных конфет никто не задрожит! Ну-ка, дай мне попробовать, пожалуйста», - а затем спокойно объяснить, что «драже» - иностранное слово, к дрожи не имеет никакого отношения, и в магазине продается много разных конфет с таким названием, они совершенно безопасны, люди их покупают и преспокойно едят.

Отрицательные переживания надолго выбивают из колеи маленького меланхолика.

Очевидно, что родители малыша-меланхолика, при всем желании, не способны уберечь его от всех его страхов и переживаний, потому что, как видно из приведенного примера, они могут возникнуть, как говорится, на ровном месте, но взрослые всегда должны помнить об этом свойстве своего ребенка и в соответствующей ситуации стараться вернуть ему душевное спокойствие.

Как победить страхи и отрицательные эмоции

Ребенку меланхолического темперамента свойственно «застревать» на своих отрицательных переживаниях. Это качество способствует развитию пессимизма, гасит творческую энергию ребенка, в школе мешает ему учиться.

Помогайте ребенку справляться со страхами и отрицательными переживаниями. Исподволь и терпеливо учите его этому:

Для ребенка меланхолического темперамента очень важно уметь прощать. Не жалейте времени, чтобы научить его этому. Например, если другой ребенок обидел вашего малыша, постарайтесь объяснить ему, когда он успокоится, что, в сущности, этот ребенок не виноват, постарайтесь найти объяснение его поведению.

Почаще радуйтесь вместе по самым разным поводам. Старайтесь делиться с малышом своим оптимизмом.

Обеспечьте ему достаточный приток новых, приятных и интересных впечатлений, но будьте внимательны, чтобы не перегрузить его нервную систему.

Старайтесь обеспечить его интересной и разнообразной деятельностью.

Приглашайте почаще в гости приятелей ребенка и друзей семьи. Постепенно и осторожно расширяйте границы его мира.

Приучайте своего малыша заботиться об окружающих и радоваться этому. В заботе о других легче забудет о своих страхах и отрицательных эмоциях и приобретет уверенность в себе и своих силах.

Внушайте маленькому меланхолику уверенность в себе и веру в добрую волю других людей. Поддерживайте в нем доброжнлательное отношение к людям.

Учите своего малыша радоваться за других людей.

Не бойтесь в его присутствии проявлять некоторое легкомыслие или беспечность.

. Если он чего-то сильно страшится, постройте вместе с ним логическую цепочку: даже если это так, то, что будет в результате? Сам он еще не может увидеть, чем может окончиться то или иное мнимо страшное событие, а неизвестное страшит его еще сильнее. Например, ребенок боится идти к врачу. Вы можете провести с ним приблизительно такой разговор: «Почему?» - спрашиваете вы. «А вдруг он меня положит в больницу!» - отвечает малыш. «Во-первых, что значит «положит»? Человек сам решает, лечиться ему в больнице или нет. А во-вторых, что страшного в больнице?». «Я останусь один». «Нет, ты ошибаешься. В больнице все дети твоего возраста лежат с мамами, а мамы им читают интересные книжки, играют с ними, пока их лечат врачи, чтобы они стали здоровыми. Но, впрочем, тебе и не нужно лечиться в больнице, я это твердо знаю».

Никогда не упрекайте его в трусости и не заставляйте делать то, что кажется ему страшным. Если он, например, боится спать в темноте - оставляйте на ночь включенный ночник. Объясните, что все дети чего-нибудь боятся, что в детстве вы тоже испытывали разные страхи, это нормально, но человек должен уметь преодолевать свой страх, и что сам он со временем обязательно научится этому.

Помогайте ему преодолевать свои страхи. Например, малыш боится врачей. Подарите ему докторский набор и устройте веселую игру в доктора Айболита.

Даже если ваш ребенок физически не очень крепкий и часто болеет, следует избегать разговоров на эту тему в его присутствии. Внушайте ему, что он вполне крепкий и здоровый ребенок.

Каждый ребенок должен расти с представлением - я хороший и мир хороший. Если ваш ребенок обладает меланхолическим темпераментом, то особенно важно уделять внимание развитию в нем такого положительного представления о себе и мире.

Отношения с родителями

Ребенок меланхолического темперамента особенно нуждается в близких и доверительных отношениях с матерью и другими близкими взрослыми.

Ему совершенно необходимо чувствовать себя безусловно любимым, ощущать душевную поддержку в самых различных случаях его жизни. Ему больше, чем кому бы то ни было требуется, чтобы его целовали и обнимали, говорили какой он хороший, милый и замечательный.

Малыш должен быть абсолютно уверен, что с вами, его родителями, никогда не может случиться чего-то страшного и вы всегда будете вместе. Он не должен сомневаться в том, что он хороший, что вы всегда на его стороне и всегда придете ему на помощь.

Отношение к такому ребенку должно быть мягким, не авторитарным.

Уверенность в себе

Меланхолику часто не хватает уверенности в своих силах, и он легко обзаводится комплексом неполноценности. Развивать его уверенность в себе можно следующими способами:

Давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос «умельцем на все руки»: учился шить, строгать, пилить, плести изделия из лозы, вскапывать и полоть грядки … Чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Учите своего малыша прыгать с высоты, лазить по деревьям, плавать и нырять, чтобы он не чувствовал, что физически уступает ровесникам.

Отмечайте его добрые дела и успехи. Почаще хвалите его, но только заслуженно. (Не забывайте при этом отмечать хорошие поступки и успехи других людей).

Учите его легко принимать свои неудачи. Он должен расти с понимаем: любой человек может в чем-то потерпеть фиаско, так же, как и добиться успеха.

Привлекайте ребенка к заботе об окружающих людях.

Предоставляйте как можно больше возможностей проявить самостоятельность.

Поощряйте инициативу малыша.

Всеми силами организуйте его общение с ровесниками.

Следите, чтобы в детском коллективе его никто не унижал и не обижал.

Неуверенность в себе в сочетании с богатой фантазией может привести к тому, что меланхолик в подростковом периоде начинает жить своими оторванными от реальной жизни мечтаниями, что в свою очередь приводит его к еще большей неуверенности в себе - получается замкнутый круг.

Чтобы этого избежать, уже с раннего детства помогайте ему воплощать задуманное в реальность.

Все перечисленное выше поможет маленькому меланхолику чувствовать себя более уверенно и избежать комплекса неполноценности.

Общение со сверстниками

У детей этого темперамента в силу их особенностей иной раз возникают проблемы при общении с другими детьми.

Обладатели этого темперамента в любом возрасте стесняются знакомиться и проявляют закрытость при общении с новыми знакомыми, поэтому вашему ребенку может понадобиться ваша помощь при установлении его контакта с другими детьми.

Для этого можно взять с собой на площадку интересные игрушки и начать играть вместе со своим ребенком в какую-нибудь увлекательную игру. Наверняка к вам подойдет какой-нибудь заинтересовавшийся малыш. Познакомьтесь с ним и предложите играть вместе с вами. Помните, что ваше непосредственное участие в игре детей (но не менторское, а увлеченное) залог для установления контакта между ними.

Задайте вашему новому знакомому несколько простых вопросов (есть ли у него домашние животные, умеет ли он кататься на велосипеде, что он любит рисовать и т.д.), сделайте так, чтобы и ваш ребенок что-нибудь рассказал о себе.

Если ваш ребенок и новый знакомый хорошо нашли общий язык, познакомьтесь с его мамой и договоритесь о новой встрече. И обязательно поддерживайте новые знакомства своего ребенка.

Создавайте такие ситуации, в которых ваш малыш может почувствовать, что он интересен для других людей, договаривайтесь со своими друзьями, чтобы они задавали ему вопросы на близкие для него темы, просили показать свои рисунки и поделки, рассказать любимое стихотворение, спеть песню. Всячески поощряйте его рассказывать о себе другим людям или демонстрировать свои умения.

Не вводите его сразу в большую компанию

Если ваш ребенок робко стоит один на детской площадке и стесняется подойти к компании играющих вместе детей, нет смысла подталкивать его: «Иди, поиграй с этими детками, не бойся!».

Это не только бесполезно, но может привести к обратному результату, ребенок застесняется еще сильнее. Если же вам удастся это сделать насильно, то он, оказавшись среди большого количества незнакомых лиц, потеряет остатки своей уверенности.

Для начала лучше помочь ему подружиться с одним или двумя детьми. Так ваш ребенок будет себя чувствовать спокойнее. А в большую компанию для шумных и веселых игр он легче вольется, если у него уже будут друзья из этой компании, или он придет туда вместе с ребенком, которого уже хорошо знает.

Вообще, нужно отметить, что маленький меланхолик избегает больших и шумных компаний, особенно в дошкольном возрасте.

Обращайте внимание на характер общения ребенка с его приятелями

Меланхолик часто бывает ведомым в компании других детей и, иной раз, имеет низкий статус в ней. Помогите ему сделаться интересным для сверстников и завоевать достаточно высокие позиции в их компании.

Берите с собой на прогулку интересные игрушки. Пусть ваш ребенок иногда дарит небольшие подарки своим приятелям. Устраивайте у себя дома для него и его товарищей хорошо продуманные и интересные детские праздники.

Развивайте его инициативность. Вместе с ним придумывайте и вспоминайте интересные игры, которые ваш ребенок сможет предложить сверстникам на прогулке.

Избегайте делать замечания своему ребенку при посторонних людях, а тем более при его сверстниках.

Если ваш ребенок всегда подчиняется другим детям, подыщите для него товарищей, с которыми он сможет ощутить себя и в других ролях: спокойного ребенка, с которым ваш ребенок может общаться на равных, ребенка более младшего возраста, в общении с которым ваш ребенок может приобрести опыт лидера.

Если вы заметили, что кто-то из товарищей вашего ребенка грубо зажимает его инициативу или унижает достоинство, постарайтесь дипломатично пресечь это общение.

Если ваш маленький меланхолик испытывает трудности в общении из-за своей чрезмерной обидчивости, мы советуем воспользоваться советами, приведенными в главе «Как победить страхи и отрицательные эмоции».

Поддерживайте и развивайте в своем малыше чувство собственного достоинства. Иной раз из робости или во избежание конфликта меланхолик не противится беспардонному обращению с собой. Учите его защищать и отстаивать свои интересы и права. Объясняйте своему малышу, что никто не имеет право его обижать. Не позволяйте, чтобы вашего ребенка кто-то унижал или оскорблял.

Никогда нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, ни в лучшую, ни в худшую сторону. Его можно сравнивать только с самим собой, с его прежними достижениями. Это правило, которое распространяется на воспитание всех детей, особенно важно соблюдать при общении с ребенком-меланхоликом.

Детский сад

Дети-меланхолики обычно плохо переносят детский сад. Поэтому лучше всего оставить такого ребенка дома, где он чувствует себя наиболее комфортно. Очевидно, что при этом следует обеспечить ему общение с другими детьми, приток новых впечатлений и создать хорошую развивающую среду.

Постарайтесь гулять с малышом на детской площадке тогда, когда там гуляют его сверстники, запишите его в какие-нибудь кружки или секции. Время от времени совершайте культурные походы на выставки, в театры и музеи. Занимайтесь с ним дома. За год до поступления в школу, чтобы приучить ребенка к большому детскому коллективу целесообразно записать его в прогимназию или на занятия по подготовке к школе.

Многие родители тревожатся, что их ребенок, не посещающий детский сад, не имеет необходимых для обучения в школе навыков и привычек, поэтому они предпочитают отдать ребенка в детский сад хотя бы перед школой. Что ж, у этих опасений есть некоторые основания.

Если вы приняли такое решение, лучше выбрать тот детский сад, куда ходят сверстники, хорошо знакомые вашему малышу по детской площадке.

Внимательно присмотритесь к тому, как воспитательница общается с детьми в группе, и какие отношения приняты между детьми. Приучать ребенка к детскому саду следует очень осторожно и постепенно, первое время лучше приводить его туда на 1 час. Очень вероятно, что ваш малыш не захочет оставаться в детском саду на дневной сон. В таком случае желательно забирать его домой сразу после прогулки или после обеда.

Если ребенок, невзирая на все ваши старания, невзлюбил детский сад и ходит туда с явной неохотой, разумней всего оставить эту затею и готовить его к школе другими способами, описанными выше. В конце концов, душевное равновесие и комфорт - это самое важное для вашего ребенка.

Школа, 1 класс

Чтобы ребенок-меланхолик легче адаптировался к школе очень важно:

. чтобы он учился в одном классе со своими друзьями; если это невозможно, помогите ему найти друзей среди его одноклассников;

. попросите учителя, чтобы ваш ребенок на первых порах сидел за одной партой со своим другом;

. для вашего ребенка совершенно не важно, насколько престижна школа, в которую его определят родители, но для успешной учебы в течение 11 лет, он должен чувствовать себя в школе свободно и уверенно; поэтому для учебы в младшей школе выбирайте не школу, а учителя;

. сделайте так, чтобы ваш ребенок принимал активное участие во всех классных мероприятиях;

. ребенок этого типа отличается утомляемостью, поэтому не бойтесь иногда оставить его дома, но следите, чтобы это не происходило слишком часто, иначе ваш ребенок привыкнет ощущать себя в стороне от одноклассников.

Ребенка с подобным типом темперамента очень легко определить по его поведению. Он очень тихий, послушный и отзывчивый. Благодаря своей природной скромности, среди других деток почти незаметен. Когда дело доходит до игр, вместо того, чтобы бегать в шумной компании сверстников, он предпочитает играть в одиночестве или с другом, но хорошо знакомым.

Ребенок меланхолик зачастую не может постоять за себя (несколько советов по этой проблеме читайте в статье: ), а в незнакомой обстановке так и вовсе теряется. Но пусть вас не вводит в заблуждение внешнее спокойствие, за ним скрывается масса переживаний. Довести меланхолика до слез может малейшая неприятность.

Дети с таким типом темперамента по своему поведению нередко напоминают взрослых. Они всегда пытаются найти объяснение происходящему, рассудительны и предпочитают проводить время в одиночестве.

Какие проблемы могут быть с ребенком флегматиком:

— поскольку ребенок меланхолик выглядит замкнутым и непроницаемым, родители иногда могут не замечать, что у него появились какие-то проблемы;

— меланхолики слишком восприимчивы к критике, простое ваше замечание может вызвать целый поток слез;

— почти наверняка вам очень часто придется выслушивать жалобы ребенка на сверстников или воспитательницу в детском саду. Особенно часто это происходит в ;

— в детском коллективе малыш может чувствовать себя белой вороной, что доставляет ему немало страданий.

1. Пересмотрите свои взгляды на воспитание. Для большинства родителей привычно ругать или критиковать ребенка, как же еще ему объяснить, что он поступил плохо и так делать нельзя? Но с меланхоликом нужен другой подход. Поскольку у него сильно обострено чувство вины, зачатую достаточно отвести кроху в сторону и спокойно объяснить, что он сделал не правильно.

2. Чаще хвалите ребенка, даже за незначительные достижения и победы. Это тот случай, когда похвала не испортит, а поможет поднять самооценку и маленького.

3. Игры или соревнования, в которых от ребенка нужна скорость, могут стать настоящим испытанием для меланхолика. Поэтому, если собираетесь поиграть во что-то подобное, в первый раз поддайтесь крохе, пусть он почувствует радость от победы. И в следующий раз он уже будет знать, к чему стремиться.

Индивидуальные особенности личности заложены природой. Темперамент невозможно переделать, поменять на другой. Важно знать характерные черты каждого вида и учитывать их при формировании личности ребенка. Если обнаружили, что ваш малыш - меланхолик, эта информация для вас.

Воспитание ребенка меланхолика - нелегкий процесс, принципом которого будет замечательное правило: «Не навреди». Какие отличительные черты такого малыша? Как правильно и безопасно вырастить из него гармоничную личность? Обсудим в этой статье.

Коротко про типы темперамента

Психологическая наука разработала четыре варианта темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

Кстати! в «чистом» виде тип редко встречается у детей, чаще в смешанной форме.

Тем не мене, характерные особенности каждого вам интересно будет узнать:

  • Холерику свойственен сильный, неуравновешенный характер. Очень подвижный, активный с явными лидерскими качествами. Заводила любой компании. Минусом является агрессивность, вспыльчивость, резкость в общении и действиях;
  • Сангвиник отличается сильным, подвижным, уравновешенным характером. Это - жизнерадостный, общительный оптимист. Отрицательные стороны - неусидчивость, несобранность, поверхностное восприятие. С удовольствием знакомится с новыми людьми, в непривычных местах чувствует себя уверенно. Легко увлекается;
  • Меланхолики относятся к слабому типу психической деятельности. Это - застенчивые, нерешительные, чувствительные дети. Остро реагирующие даже на громкий голос. Если вы закричите, он будет плакать долго и неутешно. Они боятся новых людей и незнакомой обстановки;
  • Терпеливый, спокойный флегматик отличается высокой работоспособностью, неконфликтностью в отношениях, настойчивостью, даже упрямством. Отрицательной особенностью является медлительность, малоподвижность. Дети флегматики миролюбивы, отличные преданные друзья. Читайте статью по теме: Как воспитывать ребенка-флегматика ?>>>.

Особенности меланхоликов

Итак, у вас растет милый чудесный ребенок меланхолик. Характеристика его качеств базируется на слабой нервно-психической деятельности.

  1. Такие дети чересчур ранимы и чувствительны;
  2. Умеют сострадать, очень тонко воспринимают окружающее;
  3. Могут работать в привычной обстановке, а незнакомое место спровоцирует замкнутость, растерянность, пугливость;
  4. Одна из ключевых черт характера - нерешительность, которая проявляется буквально во всем: в мимике, жестах, речи;
  5. Говорит тихо, неуверенно;
  6. Расстраивается и переживает по любому поводу;
  7. Тяжело привыкает к новым людям, незнакомая обстановка будет для него потрясением;
  8. Мягкий и послушный малыш;
  9. Обучение трудно дается меланхоликам из-за неумения сосредоточиться на главном, рассеянности, невнимательности;
  10. Быстро устают от любого дела, даже игры их утомляют;
  11. Безынициативность приводит к тому что, меланхолики не умеют заводить друзей, но сами могут быть прекрасными друзьями (Читайте статью по теме: Как развить самостоятельность у ребенка >>>);
  12. У них есть уникальная способность к слушанию;
  13. Им сложно переходить с одного вида деятельности на другой;
  14. Впечатлительные, сердечные натуры с бурно развитой фантазией;
  15. Медлительные, жизненный тонус снижен;
  16. Частые перепады настроения;
  17. Излишняя обидчивость, злопамятность, задумчивость мешают меланхолику оптимистически смотреть на мир.

В чем трудности воспитания такого ребенка

Как воспитывать ребенка меланхолика? Трудности развития могут возникать с любыми детьми. Главное, примите своего малыша таким, какой он есть. Приготовьтесь к возникновению следующих сложностей:

  • У меланхоликов часто проблемы с обучением и развитием. Психические процессы протекают с замедлением, поэтому таким детям тяжело даются знания;
  • Маленький меланхолик сам не в состоянии наладить общение со сверстниками и чужими взрослыми. Даже с родителями, с которыми он очень близок, не всегда делится своими переживаниями, размышлениями;
  • Адаптация к детскому саду у меланхоликов происходит долго и сложно. Они стремятся быть в тени, боятся нового коллектива. Если вам не удалось приучить ваше чадо к саду, лучше не травмировать его психику, а заниматься дома;
  • Малыша меланхолика трудно уложить спать, просыпается с капризами. За день он получает новые впечатления, которые мешают спокойно уснуть (читайте также статью по теме: Почему дети плохо спят ?>>>);
  • Сильная неуверенность в себе мешает ему познавать окружающий мир;
  • Тяжело переносят наказания.

Есть замечательное выражение: «Дети воспитываются любовью». Если родители питают нежные чувства к малышу, он это чувствует и процесс формирования идет своим чередом без особых шероховатостей. Любовь к меланхолику будет иметь основополагающее значение для его гармоничного развития. Ваши действия должны быть тактичными, внимательными, осторожными.

Необходимо огромное терпение, спокойствие для благополучного развития детей меланхоликов. Рекомендации любящим родителям:

  1. Как мы отметили выше, принцип воспитания такого малыша: «Не навреди». Это значит - растить чадо в соответствии с его психофизиологическими особенностями;
  2. Пока кроха маленький, старайтесь оградить от вредных воздействий окружающего мира. Важно не изолировать его, а по возможности защитить слабую психику. Пусть он чувствует, что его любят и оберегают. В семье не должно быть резких звуков, криков. Опасайтесь скопления народа в доме. Избегайте страшных передач, фильмов. Во благо малыша, можно отказаться от телевизора;
  3. Всеми возможными способами сохраните его внутренний покой, не позволяйте другим детям и взрослым оскорблять, обижать вашего малыша;
  4. Не требуйте от крохи больше, чем он может в знаниях, не загружайте его различными развивающими заданиями;
  5. Помогите наладить контакты со сверстниками;
  6. Не давите на него, не обзывайте, не подгоняйте в различных делах, не приказывайте, а мягко просите;
  7. За проступки выберите более мягкую систему наказаний;
  8. Чаще целуйте, обнимайте, гладьте по головке малыша;
  9. Стройте отношения на взаимном доверии, уважении;
  10. Научите его проявлять заботу о других людях, например, о более младших членах семьи или из круга близких родственников. Это поможет меланхолику отвлечься от собственных страхов и тревог. Поручайте ему посильные задания;
  11. Больше общайтесь со своим крохой, спрашивайте о его внутренних переживаниях, мыслях. Делитесь своими чувствами;
  12. Поддерживайте, развивайте в нем оптимизм;
  13. Разработайте специальный план занятий с малышом, включите интересную разнообразную деятельность; запишитесь в творческую студию, где он научится что-то делать своими руками. Из меланхолика можно вырастить замечательного художника, скульптора, поэта, писателя;
  14. Научите правильно относиться к неудачам. Малыш с детства должен знать, что не всё всегда получается, важно не опускать руки, а стараться, учитывая недочеты, идти дальше;
  15. Вырабатывайте уверенность в себе, во избежание развития комплекса неполноценности;
  16. Найдите толкового психолога, который поможет подкорректировать личность без травм и последствий.

Если у вас добрый и отзывчивый ребенок меланхолик, воспитание должно быть особое: теплые доверительные отношения, помощь в любых сложных ситуациях, частые похвалы даже за незначительные успехи и дела, спокойное общение, мягкое наказание. Развивайте его творческий потенциал, помогите обрести свое место в жизни. Ваш ребенок будет вам благодарен за это.