Домой / Дневной / Игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников. Картотека игр по развитию интеллекта картотека на тему

Игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников. Картотека игр по развитию интеллекта картотека на тему


Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные процессы совершенствуются.

Роль развития интеллектуальных способностей в жизни ребенка

Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика также показывает, что они больше хотят учиться. Дети учатся думать, воспринимать, говорить, обучаются разнообразным вариантам манипуляций с предметами, учатся управлять собой, сообразуясь с системами правил. Для всего этого нужна работа памяти, роль которой в развитии ребёнка невозможно переоценить. С работой памяти связано усвоение знаний о самом себе и окружающем мире, накопление привычек, навыков и умений. Но особенно требовательно к работе памяти школьное образование, вот почему так важно интеллектуальное развитие дошкольников.
Современная психология опирается на идею, что детский интеллектуальный потенциал обусловлен генетически, поэтому большинство населения может развить свой интеллект лишь до среднего уровня. Разумеется, возможности человеческого развития не беспредельны. Но, как показывает практика, даже если чуть эффективнее использовать имеющиеся возможности среднего интеллекта, то результат будет впечатляющим.
С помощью интеллектуальных игр память ребёнка развивается, он легче переключается с одной деятельности на другую, учится выслушивать других, воспринимать и понимать иную точку зрения. Чтобы успешно справиться со школьной программой обучения, ребёнок не просто должен много знать, не менее важно ему научиться мыслить доказательно и последовательно, догадываться, быть способным на логическое мышление и умственное напряжение.
В интеллектуальное развитие малышей в детских садах должно входить:

  • развитие речи и устного общения;
  • развитие логического мышления (соотношения, классификации);
  • развитие воображения и пространственного мышления;
  • улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графические символы);
  • формирование способности наблюдать, строить предположения, описывать;
  • усвоение правил поведения, касающихся отношения к цивилизованному окружению и миру природы;
  • воспитание самоуважения и уважения к другим членам общества, поддержание этнических способов общения.

Игры для развития интеллекта

Память ребёнка связана с его интересом и представляет собой комплекс процессов, благодаря которому тот может запоминать, воспринимать, воспроизводить и хранить информацию. Если на любом из этих уровней возникнут неполадки, то обучение может столкнуться с трудностями. Ниже предложены игры, направленные на развитие детской памяти, обучение ребёнка запоминанию и логическим приёмам.
На внимание влияют склонности, интересы, увлечения человека, а само оно определяет такое качество, как наблюдательность, то есть, способность подметить существенные, но малозаметные признаки в явлениях и предметах. Внимание является важным условием, позволяющим ребёнку успешно усваивать большой объём умений и знаний и устанавливать контакты со взрослыми. Развитие запоминания и внимания тесно переплетены, и игры помогают их развитию.

«Кукловод»

Эта развивающая игра нацелена на улучшение двигательной памяти. Есть два её варианта:

  1. Изображающий кукловода взрослый завязывает ребёнку глаза и по простому маршруту, молча, водит его, подобно кукле, придерживая за плечи. Ребёнок делает 5-6 шагов вперёд, останавливается, поворачивает налево, снова останавливается, делает пару шагов назад, поворачивает направо и т. д. После этого «кукле» развязывают глаза и просят найти исходную точку маршрута, пройдя его в обратной последовательности, вспоминая каждый шаг.
  2. Во втором варианте роль кукловода может взять на себя другой ребёнок.

«Сложи узор»

Нужно из фигур сложить узор или дорожку, начиная с 3-4 элементов, а когда ребёнок освоится с игрой, их количество можно увеличить. Дать возможность ребёнку некоторое время смотреть на узор, после чего он должен отвернуться. В это время нужно изменить положение одной фигуры (а затем 2-3-х), после чего попросить малыша восстановить исходное расположение элементов дорожек. Можно усложнить задачу, полностью убрав дорожку, которую ребёнку предстоит самому восстановить по памяти. Ещё более сложный вариант - восстановить узор на ощупь с закрытыми глазами.

Дидактические игры для дошкольников

Дидактическими называются игры, проходящие в форме учебных занятий. В них присутствует система оценк...

«Фотоаппараты»

Игра развивает внимание и память. В первом варианте ребёнок пару секунд видит карточку с изображением, а затем он должен максимально подробно его описать. Во втором варианте демонстрируется картинка с сюжетом на протяжении 30 секунд, а после этого предъявляется почти такая же картинка, но с некоторыми изменениями. Ребёнок должен отыскать все различия в картинках.

«Под стол! На стол! Стучать!»

Эта игра тренирует слуховое внимание ребёнка. Малышу в игре предстоит выполнять команды взрослого, а тот будет стараться его запутать. Вначале взрослый, произнося команду, одновременно её выполняет и сам, а ребёнок повторяет за ним. Например, одновременно с командой «Под стол!» взрослый убирает под стол руки, и ребёнок должен поступить также. Затем взрослый командует «Стучать!» и стучит ладонями по столу, за ним вторит и ребёнок. И далее в том же духе. Когда малыш достаточно привыкнет к повторению команд, взрослый неожиданно начинает его путать, произнося одну команду, но производя другое действие. Ребёнку же следует исполнять именно устные команды, а не повторять движения взрослого.

«Зеркало»

В эту игру удобней играть вдвоём . Игроки стоят или сидят один напротив другого. Первый производит некие движения (поднимает руки, машет ими в стороны, щипает себя за ухо и т. д.). Другой игрок должен быть «зеркалом» первого. По мере игры движения можно всё более усложнять, но она должна быть скоротечной - не более 1-2 минут. Если второй игрок продержится это время, то он получает один балл и участники игры меняются ролями.

«Пальчик»

Игра будет тем напряжённее, труднее и интереснее, чем больше в ней будет картинок. Игроков потребуется двое, желательно ровесников, но при отсутствии второго ребёнка его роль может исполнить и взрослый, который будет подыгрывать малышу. На столе нужно выложить 10-20 картинок разных предметов двумя рядами. Дети должны хорошенько рассмотреть все картинки, спросить названия малознакомых им предметов. Нужно объяснить им, что в игре они должны указывать указательным пальцем на ту картинку, которую назовёт взрослый. Тот, кто первым поставит свой указательный палец на картинку, тот и станет её обладателем. После этого игроков нужно посадить лицом друг к другу, а указательные пальцы своих правых рук они должны поставить на край стола и держать их там, пока глазами не найдут нужную картинку.
Для стимуляции умственной активности необходимо, чтобы поиск картинки вёлся именно глазами, а указательный жест потребуется лишь в конце решения задачи. Правило, заставляющее держать палец на краю стола, избавляет ребёнка от движений руками. Потом взрослый просит детей указать, где находится цветок (чайник, самолёт, лиса и т. д.) и следит, кто первым укажет на нужную карточку пальцем.

Поиск предметов по заданным признакам

Целью этой игры является отработка способности быстрого поиска аналогий между непохожими друг на друга предметами , оценка предметов по факту отсутствия или наличия в них определённых признаков, обучение быстрому переключению внимания с одного объекта на другой. Педагог называет 2-3 предмета и предлагает детям назвать как можно больше прочих предметов, имеющих общие заданные признаки с ними. Например, назвать такие предметы, которыми делаются противоположные действия (дверь закрывает и открывает, выключатель включает свет и выключает его).

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

Игры, развивающие воображение

С помощью подобных игр дети постепенно понимают принцип условности и замещения предметов другими предметами, у них развивается воображение. В этих играх самые разные предметы могут одушевляться детьми. Они довольно быстротечны и позволяют использовать какие угодно предметы, а организовать их можно практически в любое время.

«Закорючки»

Желательно в эту игру играть вместе с малышом. Оба игрока рисуют на своих листочках любые закорючки, после чего обмениваются листками. Победит тот, кто дорисует закорючку до осмысленного рисунка.

«Несуществующее животное»

Почти всем известно, что есть рыба-игла и рыба-молот, так почему бы не быть и рыбе-напёрстку? Нужно дать ребёнку пофантазировать над тем, как бы выглядела рыба-ножницы, велика бы была рыба-кастрюля и куда бы можно было применить рыбу-магнит.

«Оживление предметов»

Можно предложить ребёнку представить себя в качестве потерянной шапки, намокшей варежки, замёрзшей на морозе, новой шубы, аккуратно сложенной или брошенной на пол рубашки и т. д.

«Дорисуй картинку»

Нужно нарисовать какой-то предмет, но не полностью, и предложить малышу придумать ему название. Если малышу сразу опознать предмет не удастся, то ему можно помочь наводящими вопросами или соответствующими загадками. Когда ребёнок узнает предмет и сформирует в памяти его образ, то он может дорисовать картинку и раскрасить её. При этом незаконченные картинки могут иметь самое разное исполнение: в виде схемы предмета, точечного изображения, частичного изображения. Изображённым может оказаться любой объект, безусловно, знакомый ребёнку. Можно также объединять в смысловые группы изображения предметов, например, группы цветов, овощей, одежды, тогда это упражнение пригодится при изучении той или иной группы.

«Имитация действий»

Можно, например, сымитировать приготовление супа. Пусть ребёнок покажет, как перед началом приготовления он будет мыть руки, и вытирать их насухо. После этого нальёт в кастрюлю воды, включит плиту и поставит на неё кастрюлю. Затем он должен показать, как будет резать овощи и прочие ингредиенты, отправлять их в кастрюлю, помешивать ложкой, солить и наливать половником приготовленный суп. Пусть малыш покажет, как он осторожно несёт чашку с горячей водой, поднимает горячую сковороду, передаёт по кругу печёную картошку.

Игры для развития мышления

Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения , что в целом и является самостоятельным мышлением.

«Бывает - не бывает»

Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она - плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.

14 1

Занимательная математика для дошкольников

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увле...

«Угадай по описанию»

Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.

«Что будет, если…»

Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.

Неоднозначные ответы

Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».

Упражнения, помогающие развивать у детей интеллект


Любые интеллектуальные игры нужно проводить на фоне хорошего настроения у детей, которые от новых знаний должны получать положительные эмоции.

5 0
Несколько простых советов помогут улучшить работу детского мозга и добиться больших успехов в учебе.

«Уже нет сомнений, что для здоровья детей и взрослых важен сбалансированный рацион, - говорит Эдвард Ф. Групп III, доктор медицины и мануальной терапии, практикующий натуропат. - Все просто: для полноценной работы организму нужны всевозможные полезные вещества, мозг - не исключение, ему тоже требуется «топливо», и получает он его из пищи».

Множество научных исследований показывают, что правильный рацион и здоровые привычки питания «очень важны, чтобы в подростковом возрасте использовать весь потенциал мозга, способствовать психическому развитию и сохранить хорошее самочувствие».

Еда играет значительную роль в обеспечении достаточного прилива крови в мозг. Активнее всего в его работу включаются витамины А, E, С, D и группы В, а также некоторые минералы - магний, натрий, калий и кальций. Витамин В12 обеспечивает активность здоровых клеток (нейронов) мозга, а другие витамины группы В - ниацин, рибофлавин, тиамин и В6 - важны для выработки нейромедиаторов, то есть они обеспечивают согласованную работу клеток.

Существенную роль в развитии мозга и функционировании его нормальных процессов играет докозагексаеновая кислота (ДГК), которая находится в наших «серых клеточках». Научно доказано: ДГК улучшает способность освоения новой информации . Ученые обнаружили, что мультивитаминные и минеральные комплексы «способны значительно улучшать функции мозга здоровых детей». Однако ученые акцентируют внимание не на положительном влиянии обогатителей питания, а на том, как несбалансированный рацион влияет на мозг. Такой прием не случаен - питание современного человека достаточно скудное. Большей части людей не хватает витамина В12 , а уровень меди в организме слишком низок, что «может негативно влиять на мыслительную деятельность». Витамин D , который также важен для нормальной работы мозга, не поступает с пищей в достаточном количестве. Нехватка этого витамина - «частое явление как у взрослых, так и у детей», его дефицит связывают с когнитивными нарушениями, деменцией, слабостью мышц, депрессией и болезнью Альцгеймера.

Другие питательные вещества, необходимые мозгу, - магний, йод, Omega 3, витамин Е, фолиевая кислота, белки и железо . И пока ученые акцентируют внимание на важнейшей роли питательных веществ в работе «серых клеточек» мозга, содержание витаминов и минералов в продуктах питания стремительно уменьшается.

Многим людям не хватает витамина В12, а уровень меди в их организме слишком низок, что «может серьезно влиять на функции мозга».

2 Приготовьте завтрак по правилам

Перед тем как отправить ребенка в школу, обычно родители дают своему школьнику завтрак. И это правильно: наблюдения показывают, что «пропущенный утренний прием пищи ухудшает мышление и способность к обучению». В странах, где в школах предусмотрен завтрак, у учеников не только улучшаются память, внимание, креативность, математические и вербальные способности - утренняя трапеза также положительно влияет на достижения в учебе и когнитивные функции. Завтрак особенно важен для детей в возрасте от 4 до 10 лет: как показывает томография, глюкоза (главное топливо мозга) в этом возрасте перерабатывается вдвое быстрее, чем у подростков.

Однако отказ от утреннего приема пищи - обычная привычка 40% подростков развитых стран. Но даже у тех, кто не пропускает завтрак, меню оставляет желать лучшего. Например, американские тинейджеры предпочитают с утра холодные сухие хлопья и фруктовый сок. Углеводы, которые содержатся во фруктах и зерновых продуктах (хлеб, хлопья), быстро превращаются в глюкозу, которая питает мозг. Более того, углеводы способствуют выделению нейромедиатора серотонина, это помогает успокоиться накануне важной проверочной работы. Но большая часть сухих хлопьев не имеет никакой ценности - они основательно переработаны, содержат генетически модифицированную муку и кукурузу, а также много сахара. Одна порция хлопьев в день в течение года добавляет в рацион ребенка 4,5 кг сахара. И речь идет не только о хлопьях. Ради прибыли производители отказываются от качества и питательных веществ во многих продуктах. Тот же состав фруктовых соков тоже нельзя назвать полезным. Яблочный сок, созданный для рынка широкого потребления, содержит примерно столько же сахара, сколько банка сладкой газировки: в коле содержится 10 стол. ложек сахара, а в соке - 8. В целом соки ежедневно пополняют рацион американских подростков до 22 стол. ложек сахара (британских тинеджеров - до 18,5), а детей в возрасте от 4 до 10 лет-до 15 стол. ложек сахара.

Подобный рацион вызывает резкий подъем уровня сахара в крови и заставляет поджелудочную железу выбрасывать много инсулина. Он быстро утилизирует простые углеводы, всосавшиеся из съеденного батончика или выпитого стакана газировки, и поскольку дальнейших поступлений сахара не происходит, снижает уровень глюкозы в крови ниже допустимого предела. Результат - слабость, головокружение, сложности с концентрацией, тревога и усталость через 20–30 минут после того, как ребенок съел сладкое. К тому же постоянный высокий уровень сахара уменьшает способность мозга ощущать сытость, что может привести к перееданию и ожирению.

Большое количество сахара - не единственный враг для IQ. Под подозрением также находятся зерновые, из которых делают хлопья, сухарики и кексы. Невролог Дэвид Перлмуттер, доктор медицины, автор бестселлера Grain Brain, который получил приз Лайнуса Полинга за работу в науке питания, обнаружил: даже если человек всю жизнь ест, казалось бы, ценные зерновые продукты (даже экологически чистые), в организме могут появиться воспалительные процессы, которые способны вызвать синдром дефицита внимания, болезнь Альцгеймера, депрессию и другие проблемы со здоровьем.

Что лучше есть утром?

Лучший завтрак состоит из... яиц. Он готовит из них разные блюда: вегетарианский омлет, итальянский фриттата, дополненный соленым лососем, и т.п. Долгое время яйца считались вредными для здоровья (так же, как и все продукты, повышающие уровень холестерина), однако, на самом деле это отличный источник белков. Кроме того, яйца содержат необходимые организму аминокислоты, витамины А, D, В12, железо, холин, ненасыщенные жирные кислоты и холестерин - не зря 25% человеческого мозга состоит именно из него.

Чтобы избежать однообразия, невролог советует не забывать про закуски, приготовленные из необработанных орехов, кокосовых хлопьев, свежих ягод (желательно из клубники и черники) и молока.

7 продуктов, которые стимулируют работу мозга ребенка

Американский ученый в области питания Джиль Касл рекомендует продукты, которые усиливают когнитивные возможности.

Авокадо. Богат полезными жирными кислотами Omega 3, которые усиливают прилив крови в мозг. Его мякоть можно намазывать на хлеб или, разрезав плод на две части, слегка посыпать гималайской солью.

Черника. Эта ягода-отличный источник флавоноидов, поэтому улучшает память, внимание, логические мышление. Горстку черники смешайте с натуральным греческим йогуртом, налейте смесь в бутылку и дайте ребенку в школу. А если чернику залить молоком, можно получить отличный десерт!

Темный шоколад. Флавонолы, которые содержат бобы какао, усиливают приток крови в мозг, поэтому активизируют мыслительную деятельность и улучшают настроение.

Яйца. В одном желтке содержится примерно 200 мг холина, а он очень важен для детей до 8 лет. В яйцах также есть железо, фолат (фолиевая кислота) и витамин А.

Жирная рыба. Ненасыщенные жирные кислоты Omega 3, которые содержатся в морепродуктах (лосось, скумбрия, сардины), повышают способность решать проблемы и концентрироваться на сложной задаче, а также улучшают память.

Орехи. Являются отличным источником мононенасыщенных жирных кислот, в их составе также много витамина Е, который защищает мозг от дегенеративных болезней.

Оливки. Мононенасыщенные жирные кислоты, которые содержат оливки, обеспечивают приток кислорода в мозг. Более того, масло из этих плодов - отличный источник ценных антиоксидантов.

3 Убедитесь, что ребенок хорошо высыпается

«На эффективность работы мозга влияют многие факторы, в том числе физическая активность, хороший сон и сбалансированный рацион », - говорит доктор наук, сертифицированный и лицензированный специалист по питанию в Коннектикуте Джиль Касл. Достаточное количество сна настолько важно для успехов в учебе, что в 2014 году специалисты Академии педиатров США разработали рекомендации для начальных и средних классов (с 6-го по 12-й), в которых настойчиво советовали руководству школ начинать занятия не раньше 8.30.

«Существуют доказательства, что у подростков, которые хорошо высыпаются, риск лишнего веса, депрессии ниже, чем у их ровесников, которые страдают бессонницей. Более того, они показывают лучшие результаты проверочных тестов и в целом живут более активной жизнью», - поясняет Юдит Овенс, доктор медицины, член Академии педиатров США и автор вышеупомянутого заявления.

Следите, чтобы ваш ученик не все время проводил за уроками - в графике детской жизни должно найтись время играм на свежем воздухе.

4 Не забывайте про физическую активность

Следите, чтобы ваш ученик не все время проводил за уроками - в графике детской жизни должно найтись время прогулкам, играм, внешкольным увлечениям. При этом ребенок должен отдыхать не у планшета, проверяя странички в социальных сетях и расставляя лайки понравившимся постам, а в активном режиме на свежем воздухе. Из детей, у которых не было времени на прогулки, вырастают не вылезающие из офисов трудоголики или лентяи, которые прирастают к дивану, а на улицу - ни ногой. Такой образ жизни укорачивает ее и наполняет ее болезнями.

, улучшает интеллектуальное развитие ребенка и помогает ему быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам. Вот только занятия нужно выбирать грамотно. Например, детям, которым чтение дается с трудом, лучше подойдут задания, развивающие координацию и ощущение времени.

Очень важны спонтанные игры , особенно для учеников начальной школы. Они помогают быстрее справляться с трудностями, способствуют саморегуляции, улучшают вербальные навыки и понимание причинно-следственной связи. Поэтому в японских школах после каждых 50 минут урока следует 10-минутный перерыв (у нас в стране переменки тоже обязательны). В 2013 году представители Академии педиатров США заявили: «Безопасная и контролируемая перемена улучшает когнитивные, социальные, эмоциональные и физические способности, является необходимым компонентом в развитии ребенка, а также уменьшает напряжение, которое создает учебный процесс». А в теплое время года проводить переменки лучше на улице.

В современном обществе принято считать, что успеваемость ребенка в школе является единственным показателем, определяющим его потенциал. Когда ребенок становится старше, многие родители хотят, чтобы он стал всесторонне развитым и успешным в разных сферах жизни. Но прежде чем он пойдет в школу, вы должны понять – ваш ребенок умный, несмотря на его оценки и физическую форму.

Ученые утверждают, что существуют разные типы интеллекта (всего их выделяют 8), и ребенок может обладать любым из этих восьми типов. В чем-то он обязательно окажется сильным.

Родители должны с раннего возраста ребенка распознать признаки, которые характеризуют его тип интеллекта. Если вы начнете развивать эти черты с раннего возраста, вы сможете оценить его потенциал и поймете, что это может быть важнее, чем успеваемость по математике или физике. Рассмотрим, как определить тип интеллекта вашего ребенка.

Теория множественного интеллекта

Американский психолог Говард Гарднер предложил теорию, которая объясняет различные виды интеллекта. Ученый предполагает, что сводить определение интеллекта ребенка к простой проверке IQ недостаточно. Академическая успеваемость, несомненно, важна, но настолько же важны и склонности ребенка к рисованию, музыке, танцам, предпринимательской деятельности и т. д. Все эти склонности необходимо учитывать, определяя потенциал ребенка. Так возникла теория множественного интеллекта, которая доказывает, что у ребенка могут доминировать 1 или 2 из 8 типов интеллекта.

8 типов интеллекта

Теория Говарда Гарднера быстро нашла последователей во всем мире. Педагоги из разных стран стали включать теорию множественного интеллекта в свои системы образования.

Рассмотрим подробнее типы интеллекта, которые встречаются у детей.

1. Телесно-кинестетический

Дети, обладающие телесно-кинестетическим интеллектом, обычно достигают успехов в спорте и других видах физической активности. Они много двигаются, и их движения хорошо скоординированы. Если ваш ребенок проявляет интерес к подвижным играм и может хорошо координировать движения своего тела, то можно с уверенностью сказать, что у него развит данный тип интеллекта. Понаблюдайте за ним, чтобы лучше понять его склонности. Он слишком суетливый? Он всегда в тонусе? Он не может долго усидеть на одном месте? Такие мелкие детали могут помочь вам определить у ребенка телесно-кинестетический тип интеллекта. Им обладают многие известные спортсмены, актеры и танцоры.

2. Визуально - пространственный

Данный тип интеллекта определяет, насколько хорошо ребенок может визуализировать объекты, места и даже свои сны. Дети, обладающие таким интеллектом, имеют таланты в рисовании, лепке и других подобных занятиях. Они хорошо определяют размеры объектов и могут в деталях воспроизводить прошедшие события. Они также склонны выражать свои мысли и чувства в визуальной форме.

Если ваш ребенок уделяет внимание деталям и способен вспомнить мельчайшие подробности повседневных событий, у него развит визуально-пространственный интеллект. Дети, обладающие им, могут стать художниками, архитекторами или специалистами в подобных сферах.

3. Логико-математический

Логический интеллект связан со способностями ребенка к математическим вычислениям и аргументации. Важной частью логико-математического интеллекта является навыки решения различных задач. Если ваш ребенок наблюдателен, умеет мыслить нестандартно, логически рассуждать, объяснять, понимать подсказки – у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любознательны и часто задают вопросы. Они хорошо понимают язык чисел, графиков и диаграмм. У многих известных математиков развит данный тип интеллекта.

4. Музыкальный

Если ребенок любит слушать музыку, это еще не значит, что он обладает музыкальным интеллектом. Данный тип интеллекта развит у детей, которые любят сочинять музыку, петь и настукивать разные ритмы. Они лучше других понимают музыку. Если у вашего ребенка красивый голос, у него есть чувство ритма, различает тональности и интересуется игрой на музыкальных инструментах, тогда у него, несомненно, развит музыкальный интеллект. Однако важно понимать, что музыкальный интеллект – это достаточно широкое понятие, и у разных детей он может проявляться по-разному.

5. Лингвистический

У детей, обладающих лингвистическим интеллектом, обычно хорошо развиты языковые навыки. Если у вашего ребенка красивый почерк, он любит читать, хорошо понимает грамматику и умеет правильно писать сложные слова, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят играть со словами и разгадывать кроссворды. У них обычно большой словарный запас, они легко запоминают новые слова. Также у них развита способность рассказывать истории.

6. Экзистенциальный

Экзистенциальный интеллект не стоит путать с интровертностью или эгоцентричностью. Он связан со способностью человека наслаждаться одиночеством. Если ребенок, оставаясь один, не скучает и не боится, то у него развит данный тип интеллекта. Этот тип связан с такими качествами, как ответственность, самосознание и самостоятельность. Дети, обладающие экзистенциальным интеллектом, осознают свои сильные и слабые стороны. Если ваш ребенок уверен в правильности своих действий, несмотря на то, что окружающие считают иначе, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети уверены во всем, что они делают. Они слушают окружающих, но делают то, что сами считают правильным. Из таких детей вырастают успешные предприниматели.

7. Межличностный

Дети с развитым межличностным интеллектом умеют хорошо общаться с окружающими. У них обычно много друзей, и они любят быть в компании. Если ваш ребенок постоянно проводит время со своими друзьями и любит общаться с людьми, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети умеют находить общий язык с разными людьми и понимают, как справляться с разными ситуациями. В компании они кажутся спокойными и расслабленными. С друзьями они сострадательны, добры и отзывчивы. Из таких детей вырастают хорошие дипломаты, руководители и педагоги.

8. Натуралистический

Если ваш ребенок интересуется садоводством, уходом за домашними животными, то у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят природу. Они интересуются различными природными явлениями, любят гулять в парках, возле рек и везде, где нет асфальта. Также они обеспокоены сохранением природы.

Когда вы знаете, как проявляется каждый из восьми типов интеллекта, вы можете определить, в чем силен ваш ребенок. Наблюдайте за ним, замечайте его способности и помогайте их развивать. Цените его таланты с раннего возраста – и вам не придется беспокоиться о его будущем.

Оцените публикацию

Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

I. Мыслительные операции.

Анализ.

«Разбей на части» Цель: упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.

Ход: дети расчленяют либо изображенный на картинке, либо сам предмет на части, а части на детали. Объясняют значимость каждой части и детали, выявляют взаимосвязь между ними.

«Расскажи об игрушке (о предмете)»

Цель: упражнять детей в многостороннем, многофункциональном анализе свойств, качеств и признаков предметов, применяя при этом общественно выработанные сенсорные эталоны.

Ход: воспитатель интересуется, есть ли у ребенка в группе любимые игрушки, предметы. Предлагает ребенку поиграть с ними, называя их характеристики и признаки (цвет, форма, величина, пропорции, свойства, качества).

Синтез.

«Придумай название»

Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.

Ход: перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например: 1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон); 2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель); 3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»); 4) обувь и пружины – («дальнопрыг»); 5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»); 6) батарейка и ручка – («самописец») и др.

«Что это?»

Цель: упражнять детей вотнесении каждого элемента группы (подсистемы) ко всей совокупности системы.

Ход: подбирая из предложенных воспитателем серии карточек 2-3 шт., являющихся частями какой-либо одной системы, ребенок должен назвать ее, например: дерево, куст, птицы – это лес. 1) волны, берег, соль – …это море; 2) трава, цветы, поляна – …это луг; 3) книги, журналы, полки –…это библиотека; 4) колибри, дрозд, щегол, пингвин – …это птицы; 5) рожь, пшеница, овес – …это злаки; 6) домашние животные, дом, речка, картофельное поле – …это деревня и др.

Сравнение

«Найди сходства и различия»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. Ход: каждый ребенок подбирает серию карточек (3) с изображением однородных объектов, предметов и явлений. Затем находит как можно больше признаков сходства и различия по каждой выбранной серии картинок: - солнечное утро – пасмурное утро – дождливое утро; - грустные дети – играющие дети – спящие дети; - яхта с белыми парусами – корабль с алыми парусами, лодка без парусов; - персонажи из сказок: старик с золотой рыбкой – старик с репкой – старик с рукавичкой; - модели: куб – овал – призма; - насекомые: шмель – оса – пчела и т.д.

«Подумай – скажи»

Цель: упражнять детей в вычленении наиболее существенных свойств предметов.

Ход: перед детьми расположены картинки с изображением озера и реки, лука и ананаса, снеговика и льда, книжки и альбома для рисования, ткани и бумаги и т.п. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к парным карточкам характерные свойства.

«Найди мою ошибку»

Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.

Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало 2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое. 1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная). 2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая). 3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже). 4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая). 5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная). 6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).

«Как ты думаешь, скажи»

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.

Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь; 6) тонкая, как спичка и др.

«Сравни»

Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков и свойств предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее 4): 1) телевизор и видеомагнитофон; 2) стул и кресло; 3) ручка и маркер; 4) чайник и кофейник; 5) ролики и коньки и др.

«Звери и норы»

Цель: упражнять детей в сравнении и соотнесении двух сериационных рядов объектов (транзитивность).

Ход: воспитатель предлагает детям 2 ряда сериационных объектов: звери и норы. Дети должны соотносить между собой картинки с изображениями зверей и нор разной величины, «поселяя» каждого зверя в подходящую ему по величине нору (медведя – в самую большую нору, лисицу – в нору поменьше, зайца – еще меньше, крота – в самую маленькую).

Классификация

«Подбери к слову», «Подумай, отыщи»

Цель: упражнять детей в классификации предметов по обобщающим словам. Ход: воспитатель предлагает детям подобрать по 5 картинок с соответствующими изображениями к опорным словам, типа: хвойные деревья – ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник. 1) техника, необходимая в доме – …; 2) части тела – …; 3) профессии – …; 4) верхняя одежда – …; 5) башкирские народные сказки – …; 6) лекарственные растения Башкортостана – …; и т.д.

«Догадайся, почему»

Цель: упражнять детей в выделении нескольких общих признаков и свойств, характерных для ряда предметов.

Ход: воспитатель подводит детей к группе объектов. Это могут быть изготовленные из пластика и небольшого размера: - кубики красного цвета; - голубой глобус; - белый прямоугольный сундучок; - желтый овальный чайник; - рамка для портрета; - декоративная вазочка, изготовленная из пластиковой бутылки или другие предметы из другой группы материалов (деревянные, глиняные, шерстяные, стеклянные, бумажные). Далее воспитатель просит подумать и рассказать, почему эти разные предметы находятся вместе, и предлагает выделить 4 общих признака, характерных для всех этих предметов.

Обобщение

«Кого (чего) больше (меньше)?»

Цель: упражнять детей в обобщении видовых и родовых признаков объектов и предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям осмотреть групповую комнату и сказать, чего здесь больше (меньше): 1) столов или мебели; 2) детей или девочек; 3) фиалок или комнатных растений; 4) игрушек или машин (кукол); 5) гуппи или рыб в аквариуме; 6) чашек или посуды и т.д. На прогулке, в походе: чего меньше? берез или деревьев, птиц или синичек, насекомых или муравьев, травы или клевера, цветов или одуванчиков и т.п.

«Пятый лишний»

Цель: упражнять детей в исключении понятия на основе обобщения по разным признакам (функциональные, ситуативные, категориальные).

Ход: воспитатель предлагает детям исключить из картинок с группами объектов лишний и назвать оставшиеся группы общим понятием. Например: градусник, лекарство, гвоздь, кислородная подушка, фонендоскоп – … предметы, необходимые для лечения; 1. Крючок, поплавок, удочка, мыло, ведро – … предметы, используемые в рыбной ловле; 2. Кирпич, цемент, ковер, шифер, доски – … материалы, необходимые для строительства; 3. Пылесос, стиральная машина, кухонный комбайн, арбуз, утюг – … предметы-помощники в быту; 4. Стрела, пчела, воздушный змей, обувь, спутник – … летающие объекты; 5. Краски, карандаш, светильник, книги, кирпич – … предметы, находящиеся в пространственной близости; 6. Ключи, бумажник, расческа, платочек, телевизор – … предметы, лежащие в сумочке у мамы; 7. Молоко, мука, сахар, сковорода, картошка – … продукты, необходимые для выпечки блинов на сковороде; 8. Клюшка, коньки, ледовый стадион, ворота, телефон – … средства для спортивной игры в хоккей; 9. Шкаф, бинокль, табурет, платье, плечики – … табурет необходим, чтобы встав на него, повесить в шкаф платье на плечиках. 10. Мед, крокодил, акула, ястреб, рысь – … хищники; 11. Кукла, машина, кубики, клубника, мозаика – … игрушки; 12. Самолет, поезд, автобус, теплоход, спутник – … пассажирский транспорт; 13. Фиалка, бегония, герань, кактус, колокольчик – … комнатные растения; 14. Сыроежки, лисички, подберезовики, мухомор, дорога – …грибы.

«Одним словом назови»

Цель: упражнять детей в подведении под понятие серию объектов и явлений, качеств и признаков предметов – эмпирическое обобщение.

Ход: воспитатель раскладывает перед детьми 6 групп картинок и предлагает назвать каждую группу в отдельности обобщающим понятием: 1) весна, лето, осень, зима – … времена года; 2) дождь, снег, град – … осадки; 3) укротитель, факир, эквилибрист, клоун – … циркачи; 4) арбуз, сахар, мороженое, шоколадка – … сладкое; 6) нож, ножницы, иголка, шпага, стрела – … колющие, острые предметы.

«Что это, кто это?»

Цель: упражнять детей в обобщении группы однородных понятий с определяющими словами к ним.

Ход: воспитатель, выкладывая на стол 6 групп картинок, характеризуя их, предлагает детям найти к ним общее понятие. 1) африканский жираф, индийский слон, китайская панда – … дикие животные; 2) сладкие бананы, сочные лимоны, оранжевые апельсины – … цитрусы; 3) золотая рыбка, деревянный Буратино, Железный Дровосек, сестрица Аленушка – … сказочные персонажи; 4) комната смеха, американские горки, надувной батут, электронные машинки – … аттракционы.

«Загадки – отгадки»

Цель: упражнять детей в обобщении по совокупности существенных свойств, признаков и качеств явлений, объектов, предметов. Упражнять в обобщении по описанию возможных действий с объектом.

Ход: воспитатель сообщает детям, что приготовил для них несколько сюрпризов. Но, чтобы получить их, детям необходимо узнать, о ком или о чем идет речь: 1) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку... (Зайчик) 2) Ног нет, а ходит, рта нет, а скажет, когда спать, когда вставать, когда играть начинать…(Часы) 3) Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь поспела я... (Вишня) 4) Мигнет, моргнет, в пузырь нырнет, в пузырек под козырек, ночью в комнате – денек… (Фонарик, свет) 5) Клубок, да не пушистый, колючий да ершистый… (Ежик) 6) Белая, пушистая, легкая, волокнистая… (Вата) 7) Ни в воде не горит, ни в воде не тонет… (Лед) 8) Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу… (Мяч) 9) Очень любят дети, Холодок в пакете. Холодок-холодок, Дай лизнуть тебя разок… (Мороженое) 10) За ботву, как за веревку, Можно вытащить… (морковку) 11) На два пальца надевают И, что надо, разрезают… (Ножницы)

Абстрагирование

«Назови признак»

Цель: упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.

Ход: воспитатель показывает детям ряд предметов и предлагает им назвать главные свойства и признаки этих предметов и перевести их в несущественные. 1)цветные карандаши – яркие, наточенные – тонкие; 2)зонт – детский и небольшой – на ремешке; 3)стакан – стеклянный и хрупкий – прозрачный; 4)конфеты – сладкие и вкусные – без фантиков; 5)ковер – теплый, красивый – круглой формы; 6)книга – интересная, красочная – тяжелая и т.д.

II. Решение элементарных интеллектуальных задач «Гимнастика ума»

Цель: упражнять детей в решении элементарных задач в абстрактной, отвлеченной форме.

Ход: воспитатель формулирует 4 задачи в абстрактной форме и предлагает детям решить их без опоры на наглядность. 1) Как ты разделишь между семью детьми 7 книг, лежащих в коробке так, чтобы каждый ребенок получил по одной книге и чтобы одна книга осталась в коробке? (Одному ребенку достанется книга вместе с коробкой.) 2) По дороге шли 3 женщины, две из них – дочери и две – мамы. Возможно ли это? (3 женщины – это бабушка, мама и дочь.) 3) Представь, что ты спортсмен. Ты и еще трое твоих друзей-спортсменов тренируетесь на стадионе. К вам присоединились еще двое спортсменов. Сколько всего спортсменов будут отдыхать на скамейке после тренировок? (6) 4) Год назад тебе было 5 лет. Сколько лет тебе тогда сейчас? А сколько тебе будет лет через год?

«Из моделей на столе переложи фигурку мне»

Цель: упражнять детей в поисковом планировании, т.е. разработке программы выполнения действий для достижения поставленной цели.

Ход: воспитатель предлагает детям решить 4 задачи на преобразование фигур: 1) переставить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону; 2) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк; 3) переложить 5 палочек таким образом, чтобы из вазы получился телевизор; 4) переложить 3 палочки, чтобы из домика получилось 4 равных треугольника и 5) задание на сбор из конструктора ЛЕГО модели ракеты, с использованием всех предложенных деталей, без зрительного образца. Воспитатель объясняет, что сначала нужно рассказать обо всех действиях и только потом к ним приступать.

III. Наглядное моделирование

«Инженеры»

Цель: упражнять детей в применении действий замещения элементов моделируемого содержания (т.е. отдельных понятий, соответствующих элементам модели замещения).

Ход: воспитатель обращает внимание детей на ближайшее окружение (расположение окон, дверей, мебели). Затем предлагает им смоделировать, выложить на фланелеграфе из заместителей: 1) групповую комнату, располагая в ней мебель таким же образом, как и наяву, с определением своего местонахождения в пространстве; 2) спортивную площадку на участке детского сада со спортивным оборудованием и с определением месторасположения какого-либо объекта (игрушки).

«Выложи модель сказки»

Цель: упражнять детей в моделировании последовательности действий.

Ход: воспитатель предлагает детям послушать сказку (рассказ, историю) с четким сюжетным действием. Затем просит выстроить модель прослушанной сказки, отбирая для понимания ее смысла эпизоды и обозначая их с помощью заместителей.

«Скачки»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели сериационных отношений между наглядно-представленными объектами.

Ход: детям представляется ряд карточек с изображением домашних животных и предлагается выстроить их по порядку в плане скорости их передвижения с одновременным подбором соответствующих их скорости полосок. Например: - быстрее всех передвигается лошадь – ей соответствует самая длинная полоска; - уступает скорости передвижения лошади коза – ей соответствует полоска чуть короче; - потом овечка – полоска еще короче; - медленнее всех передвигается корова – ей соответствует самая короткая полоска. Вариант: воспитатель убирает карточки с изображением животных и объясняет детям, что полоски – это их замещаемые модели и предлагает перечислить по полоскам животных. Далее воспитатель выкладывает на стол замещаемую модель озера и спрашивает у ребенка, какое животное быстрее всех доберется до озера и напьется воды? Дети вначале подносят к озеру самую длинную полоску, модель лошади, сообщая, что лошадь быстрее всех передвигается, поэтому она раньше остальных доберется до озера и напьется воды, затем… (Далее по аналогии.)

«Море»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели словесно обозначаемых отношений между объектами.

Ход: воспитатель предлагает детям плоскостной экран – море, и фигурки 4 морских обитателей: осьминога, медузы, морского конька, акулы. Спрашивая у детей, уточняет, что на самой поверхности моря, выше всех морских обитателей плавает медуза; немного ниже нее, в теплых слоях воды, плавает морской конек; далее, еще ниже, почти у самого дна, рыщут в поисках добычи акулы; ну а ниже всех, по самому морскому дну передвигаются осьминоги. Ребенок, ориентируясь на это описание, подбирает для каждого объекта соответствующий заместитель и отмечает его значком. Например: - медуза – маленький круг, красный значок; - морской конек – круг побольше, желтый значок; - акула – круг еще больше, голубой значок; - осьминог – самый большой круг, синий значок. Затем воспитатель убирает фигурки морских обитателей и предлагает детям расположить на экране моря, по мере глубины их обитания, замещаемые модели.

IV. Логические операции.

«Что сначала, что потом?»

Цель: упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.

Ход: воспитатель предлагает детям серии карточек, на которых изображены предметы, явления и события в разные периоды. Задача детей - разложить карточки в последовательности, например: ветер - тучи - гроза - дождь; 1) семя – стебель – бутон – плод; 2) фундамент – стены – крыша – окна – двери; 3) гнездо – яйцо – птенец – птица; 4) стирать – сушить – гладить – одеть; 5) утро – день – вечер – ночь; 6) завтрак – обед – полдник – ужин и т.д.

«Все наоборот, так, как не бывает»

Цель: упражнять детей в вычленении причинно-следственных связей в предложении и замене их на противоположные.

Ход: воспитатель называет фразу, а детям предлагает ее закончить, чтобы получилось наоборот, так, как не может быть по смыслу, например: 1) Алина ест смородину, потому что – не любит ее. 2) Дети играют во дворе, потому что – не хотят там играть. 3) Максим не хочет идти в детский сад, потому что – он любит детский сад. 4) Ребята не смогли вылепить снеговика, потому что – снег был липкий и мягкий. 5) Мой старший брат обижает кошек, потому что – он любит их. 6) Я трусишка, потому что – ничего на свете не боюсь и т.д.

«Дополни фразу»

Цель: упражнять детей в логическом оперировании в вербальном плане.

Ход: воспитатель последовательно называет фразы и предлагает детям завершить предложение. 1) Миша задумался, потому что… 2) Мы пойдем в поликлинику, чтобы… 3) Настанет лето, и тогда… 4) Когда я был(а) на даче (море, поле и т.д.), я понял, что… 5) Воду в вазе с цветами надо менять ежедневно, тогда… 6) Мы бы приступили к сбору картофеля, если бы…и т.д.

«Подумай, ответь»

Цель: упражнять детей в понимании относительности понятий (переход от непосредственной, фактической позиции ребенка на условную).

Ход А: воспитатель предлагает детям представить себя на время кем- нибудь или чем-нибудь, например, обезьянкой или книжкой и составить рассказ от имени выбранного объекта «Мои приключения за день». Если дети затрудняются, предложить им ряд вопросов, отвечая на которые они и составят рассказ «Воздушный шарик»: - как я появился (ась) в определенном месте? - как ко мне отнеслись окружающие? - кто (что) мне больше понравился (лось)? - мои действия; - мои перемещения, приключения.

Ход Б. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: 1) У мальчика Саши 2 сестры, есть ли у его сестер братья? 2) В купе поезда ехали 4 брата, и у каждого из них была мама. Сколько в купе ехало мам? 3) Трава на лужайке для детей высокая? А для муравьишки? 5) Что дольше, 5 минут занятий или 5 минут игр?

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в выделении собственно логических отношений между понятиями.

Ход: воспитатель показывает детям 12 карточек, половину из которых называет и подбирает к ним отношение. Дети должны подобрать такую же связь ко второй паре слов. 1) Школа – обучение, больница … (лечение); 2) вилка – серебро, табурет … (дерево); 3) аэропорт – самолет, железнодорожный вокзал … (поезд); 4) акула – пасть, человек … (рот); 5) грусть – слезы, веселье … (улыбка); 6) сок – питье, пирожное … (еда) и т.д.

«Что в итоге?»

Цель: упражнять детей в мысленном предвосхищении результата определенного действия.

Ход: воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что произойдет, если: 1) попасть мячом в окно? 2) налить в аквариум чернил? 3) посадить луковицы тюльпанов на картофельное поле? 4) высыпать в миску муки, сахара, соли, добавить молока и одно яйцо? 5) сочинить для мамы стихотворение? 6) научить сестренку волшебному слову? и т.д.


Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания : увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. 😉

Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Такие упражнения - и для ребенка отличная тренировка навыка размышлять и рассуждать, и для родителей приятная подготовка к совместному выполнению домашних заданий.

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; шахматные задачи для начинающих – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать подскажет обучающая система LogicLike.

Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.

Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?

Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.


Что делать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  • Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    - отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    - осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    - даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  • Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи , разгадывайте загадки и математические головоломки , играйте в шахматы.
  • Читайте больше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка одновременно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта…

У большинства родителей не хватает времени, чтобы попробовать все, что может быть полезно их ребёнку. Но все мы знаем, что это лишь вопрос приоритетов.

Быть может, пришло то самое время, чтобы взять на себя ответственность не только за регулярные семейные оффлайн-активности, но и за совместные занятия в онлайн-режиме?

Почему 250 000 детей и родителей выбрали для себя ЛогикЛайк?

  • Мы создали полноценный курс для формирования логического фундамента мышления;
  • заниматься можно на планшете, смартфоне, компьютере или ноутбуке;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием. Сформируйте полезную привычку заниматься по 20 минут каждый вечер.