Конспект занятия
по развитию зрительного восприятия детей
Тип: Формирование сенсорных эталонов
Тема: «Знакомство с голубым цветом»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с голубым цветом:
Учить отличать предметы голубого цвета от предметов белого, синего и фиолетового цвета;
Учить узнавать голубой цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;
2. Учить локализовать предметы голубого цвета из множества предметов других цветов:
Развивать ритмическую последовательность в чередовании голубых, синих, белых цветов.
3. Учить зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов по уменьшению.
4. Учить зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов по светлоте цвета.
5. Обогащать активную речь детей за счет слов: голубой цвет, синий, белый, одежда.
6. Активизировать зрительные функции: прослеживающие, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.
7. Повторять узнавание и называние фигур: прямоугольник, круг, квадрат, овал, треугольник.
8. Учить подбирать нужный цветовой эталон как признак предмета.
9. Продолжать развивать зрительное внимание детей.
10. Развивать память детей.
11. Развивать воображение.
Оборудование:
Кукла и игрушки: Мальвина, попугай, дельфин;
Цветные ленты (белые, синие, фиолетовые, голубые);
Цветное изображение попугая;
Карточки с изображением дельфинов из палочек Кюизенера;
Палочки Кюизенера;
На каждого ребенка 5 овальных «камешков» разных по размеру и оттенкам синего цвета;
Образец бус трех размеров (большой, средний, маленький) и цветов (голубой, синий, белый)
Бусы на каждого ребенка для выполнения по образцу;
Прозрачные сумочки;
Картинка (крупная) для развития зрительного внимания: изображение цветков различного цвета, но обязательно пять голубых цветков, которые «разбросаны» по всей картине;
Карточки с контурными изображениями (колокольчик, лягушка, божья коровка, слон, ежик, попугайчик волнистый, дельфин);
Фишки голубого цвета;
Мешочек голубого цвета с подарком для детей.
Ход занятия:
Ребята, я слышу чьи-то шаги. (Появляется Мальвина)
Мальвина: Здравствуйте, ребята.
Ребята, узнали кто к нам пришел? (ответы детей) Как вы догадались? (ответы детей).
Да, это Мальвина из сказки про Буратино и золотой ключик.
А теперь послушайте стихотворение про любимый цвет Мальвины и постарайтесь запомнить это стихотворение и тот цвет, о котором вы услышите.
Голубой – любимый цвет Мальвины,
Попугая подарил ей Буратино.
Перья на волосы похожи:
Голубые тоже.
Кого подарил Буратино? Какого цвета? (ответы детей). Верно, вот фотография попугайчика (На доску выставляется цветное изображение волнистого попугайчика)
Мальвина: Я к вам не с пустыми руками пришла, а картинку принесла.
Ребята, что на картинке? (ответы детей). Дело в том, что Мальвина собирается идти на праздник. Помогите выбрать ей одежду голубого цвета и наложите фишки.
- …(имя ребенка) что ты выбрал?
Мальвине необходимо украшение к платью. Какое украшение мы можем ей собрать? (ответы детей - бусы)
Какого цвета бусы? Какой формы? Какие по размеру? Какая бусинка будет первая?
Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (дети подходят с выполненным заданием)
Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (ответы детей)
Молодцы, все запомнили голубой цвет.
Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и покажем Мальвине паучков на стекле, а затем поищем глазками что-нибудь голубого цвета за окошком. Так повторим несколько раз. (Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят на черный круг, расположенный вблизи, и вдали ищут взором голубые объекты. Так проводится несколько раз поочередно.)
Ребята, а у Мальвины случилась беда. Попугай вылетел в случайно открытую форточку и потерялся. Может быть, он к нам залетел в кабинет? Поищите глазами. Куда сел попугай?(ответы детей)
Попугай играл у Мальвины с лентами для волос. Мальвина просит вас разложить все ленты по цвету в сумочки, потому что они все перемешаны. А она ох как не любит беспорядок. (Детям раздаются четыре прозрачных сумочки, на которых наклеены определенные цвета-ориентиры). Подними сумочку с голубыми (фиолетовыми, белыми, синими) лентами. Какого цвета ленты в этой сумочке? И т.д.
Молодцы, ребята, Мальвина очень довольна вами и говорит, что теперь полный порядок с лентами. А она это очень ценит.
Ребятки, вы очень понравились Мальвине, и она хочет познакомить вас с другом, который живет в море, а доберемся мы туда по дорожкам. Выберите себе дорожку. Какого цвета дорожка? К какой фигуре она приведет? (ответы детей)
Вот мы и добрались до моря. Узнали кто это? А какого цвета дельфин? (ответы детей). Верно Он насобирал на морском дне камешки. Какой формы камешки? У вас у всех овальные камешки. А чем отличаются? (размером, разного оттенка)
Давайте научим дельфина как можно с камешками поиграть? Можно их выложить по порядку от большого к маленькому. Покажите дельфину. А еще как можно их выложить?
(от самого темного к самому светлому)
Дельфину очень понравились эти игры, он предлагает вам отдохнуть (снять очки, закрыть глаза ладошками) и послушать, как он играет со своими друзьями (включается аудиозапись звуков дельфинов).
Открывайте глаза, одевайте очки. Вот и друзья приплыли. Попробуем выложить их из палочек. Какого цвета понадобятся палочки? (ответы детей) Хвост из каких палочек? А плавник? Какого цвета самая длинная палочка?
Молодцы. Может, кто-то из вас помнит стих про голубой цвет и расскажет дельфину? (Ответы детей. При необходимости вспоминаем вместе с детьми.)
Пора прощаться и возвращаться обратно. Проходите по дорожкам и садитесь за столы.
Мальвина вырастила в саду летом цветы и принесла вам показать. Найдите цветы только голубого цвета и хлопните в ладоши столько же раз, сколько вы нашли цветов с голубыми лепесточками. (На подставках выставляются картинки. Задание на развитие зрительного внимания.)
- Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные, Мальвина хочет подарить вам маленькие сюрпризы. Но для этого нужно расколдовать картинки: найти только те, которые имеют голубой цвет. Их нужно будет накрыть фишками. (Дети работают за столами. Им раздаются карточки на которых даны контурные изображения.)
- Молодцы, все верно справились с заданием.
Послушай, Мальвина, дети назовут то, что бывает голубого цвета. (ответы детей)
Мы с Мальвиной очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глаза, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика)
Вот и подарок от Мальвины.
Для ребенка существует три уровня знакомства с цветом:
* Способен подобрать цвет по представленному образцу.
* Способен найти по слову-названию, например, возьми желтый карандаш.
* Способен сам назвать цвет.
Упражнения для закрепления цветов
Уже с 2-месячного возраста ребенок распознаёт цвета. Но с какого возраста стоит целенаправленно учить цветам?
Каждый ребенок индивидуален, средний возраст около года (10 месяцев).
В первые дни обучения, концентрируйте внимание малыша на красном цвете: красная лопата, красное яблоко, красная машина и т.д. Можно устроить день красного цвета. Украсить комнату ребенка красными предметами. Надеть красную одежду себе и ребенку. Дайте красную краску порисовать, красный пластилин полепить. В общем красное-красное-красное и постоянно проговаривайте этот цвет. После чего введите ещё один цвет – желтый.
Желтый будет выполнять пассивную роль. Т.е. пока мы не будет акцентировать на нём внимание. Теперь малышу можно давать задания:
Задание 1.
Купите набор разноцветных резинок. Выделите желтые и красные. Возьмите деревянную палочку (карандаш) и попросите надеть на палочку красные резинки. Помогайте малышу, не ругайте, если ошибается, спрашивайте: «Разве это красная резинка? Нет! Вот красная!» и надевайте сами красную резинку.
Вместо резинок можно использовать разные предметы, кубики, вырезанные из цветного картона кружки. Но описанное выше незамысловатое упражнение с резинками будет ещё задействовать моторику.
После того как малыш начнет уже уверенно сортировать красный цвет от желтого, можно предложить ему новое задание, в котором желтый и красные цвета будут стоять на равных. Предварительно можно снова устроить день теперь уже желтого цвета, а в конце дня или на следующий предложить новое задание.
Задание 2.
А) Самый элементарный способ - вырезать из цветной бумаги большой квадрат и такого же цвета маленькие кружочки. Перемешайте между собой маленькие кружки и попросите найти красные кружочки и положить их на красный квадрат. У нас останутся желтые кружочки, что ж, их тоже нужно положить на нужный квадрат.
Чтобы сделать игру более интересной, можно вырезать большой цветок и маленьких бабочек такого же цвета и попросить ребенка помочь долететь бабочке до нужного цветка (красной бабочке к красному цветку; желтой к желтому). Мальчику можно вырезать грузовую машину и попросить помочь погрузить туда кубики.
Б) В следующий раз попробуйте подавать ребенку кружочки в разбивку, сначала дайте красный кружочек (куда он его положит?), потом желтый. Повторяйте это задание с разными предметами, ненавязчиво, пока малыш не будет с легкостью с ним справляться.
В) На следующем этапе сортировать будете вы! Скажите ребенку, что вы сортируете предмет по цветам и вам нужна его помощь, попросите подать желтый кружок, потом красный. Т.е. теперь ребенок не просто зрительно сортирует сам цвета, а сначала принимает от вас вербальную информацию, обрабатывает её у себя в голове, вспоминая, какой цвет носит название «желтый», «красный», вспомнив, находит и подаёт.
В дальнейшем вводите по одному новому цвету, как только ребенок усвоит предыдущий: зеленый, синий. Когда основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий изучены, переходите к более сложным цветам: оранжевый, фиолетовый и т.д.
Наташа Сотникова
Конспект по раннему возрасту «Знакомство с красным цветом», (синим, желтым, зеленым)
Конспект занятия по раннему возрасту "Знакомство детей с красным цветом ". Программное содержание : 1. Знакомство с красным цветом и назначением предмета. 2. Активация словаря : шарик, кубик, карандаш, кольцо от пирамидки, лента. Ход занятия. Дети сидят полукругом на стульчиках около воспитателя. Раздаётся стук в дверь, входит кукла Катя, везёт коляску с "чудесным мешочком". Здоровается с детьми. Дети здороваются с куклой Катей. Воспитатель : "Ребята, кукла Катя привезла нам "Чудесный мешочек". Давайте посмотрим, что в нём лежит?". Достаю из мешочка красный шарик . Говорю детям "Это красный шарик ". Спрашиваю : "Что можно делать с шариком?".Дети : "Катать". Уточняю ответ : "Правильно, шарик можно катать". Показываю, как катится шарик. Затем вынимаю карандаш. Спрашиваю : "Костя, какого цвета карандаш ?". Ответ Кости : "Красный ". Спрашиваю детей : "Что делают карандашом?". Дети : "Рисуют". Уточняю ответ : "Да, карандашом рисуют, пишут". Таким образом называю все предметы (какого они цвета , что можно делать с ними) . Например : кубик красный , из кубика можно построить домик, башню; кольцо красное , его можно надеть на пирамидку, на палочку; лента красная , из неё можно завязать бант (завязываю кукле Кате) . Когда все предметы разобраны, снова складываю их в мешочек. Вызываю детей : "Иди Вика, возьми из мешочка предмет".Спрашиваю Вику : "Что ты взяла?". Ответ Вики : "Шарик". Спрашиваю Вику : "А какого он цвета ?". Ответ Вики : "Красный ".Если ребёнок затрудняется ответить, спрашиваю другого ребёнка. Так, постепенно дети достают из мешочка все предметы. Спрашиваю детей : "Какого цвела, Что можно с ним делать и т. д. ". Когда дети достали из "чудесного мешочка" все предметы, раскладываю их на столе и говорю : "Ребята, посмотрите, у меня на столе лежит красный шарик , красный кубик , красное кольцо , красная лента и т . д. - все эти предметы красного цвета ". В заключении предлагаю детям спеть для куклы Кати песню "Ладушки - ладошки", потанцевать с куклой Катей. Аналогично проводятся занятия по знакомству с синим , желтым , зеленым цветом .
Публикации по теме:
«Сказка о том, почему помидор стал красным». Театрализованная деятельность дошкольников в МБДУ (из опыта работы) Дустназарова Зуре. Театральное.
Фотоотчет о проведении интегрированной НОД «Как посмотрит красным глазом-остановятся все сразу».МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5II младшая.
Я изготовила игры по знакомству с цветом предметов для детей раннего возраста. Играя, дети даже не подозревают, что учатся различать цвета,.
Ознакомление детей раннего возраста с цветом Из опыта педагогов известно, как важно на протяжении всего дошкольного возраста усваивания детьми следующих задач: дать знания об основных.
Ознакомление с явлениями природы и цветом, и применения этих знаний в творческой деятельности (аппликации) Занятия по ознакомительной деятельности дают возможность педагогу систематично и целенаправленно развивать ассоциативно-образное восприятие.
Проект «Играем с цветом» Описание проекта: творческий дизайн - проект Название проекта: «Играем с цветом» Краткое содержание проекта: В ходе проекта дети в игровой.
Прошёл дождик: кап-кап-кап. Выглянуло солнышко. Зверята надели курточки и вышли на лужок.
Расскажи, какого цвета курточка у Мышки, Мишки, Ёжика.
Посмотрели зверята на небо, а там… Вот так чудо, чудеса! Бежит по небу дорожка — она и красная, и жёлтая, и синяя, и зелёная… Это… (радуга) .
Радуга-дуга, не давай дождя,
давай солнышка-колоколнышка!
Скажи радуге: «Здравствуй!»
(Поговорите с ребёнком о цветах радуги, о том, что
дорожки на ней располагаются всегда в определённом порядке («Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан»).
Игры на знакомство с цветом
Упражнения визуально знакомят с основными и дополнительными цветами.
Материал: Две красные, две синие, две жёлтые таблички (из цветного картона, крашеного дерева, катушки цветных ниток).
Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке и говорит ребёнку:
— Я хочу найти здесь одинаковые цвета.
Затем берёт любую табличку и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается вторая пара и т. д. Таблички перемешиваются, и ребёнок подбирает пары самостоятельно.
Игра 1. На одном столе лежит красная, синяя, жёлтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребёнка принести такую же.
Игра 2. Все таблички лежат на столе, и ребёнка просят отнести табличку и положить её рядом с предметом такого же цвета. (Ребёнок должен отыскать в комнате предмет такого же цвета и сравнить с табличкой).
Упражнение 7
Материал: Пары табличек основных цветов плюс дополнительные (зелёный, фиолетовый, чёрный и т.д.). Желательно, чтобы все пары находились в коробке с крышкой.
Таблички основных цветов, уже знакомых ребёнку, лежат на столе в произвольном порядке. Взрослый предлагает подобрать пары. Когда малыш заканчивает работу, взрослый показывает, что у него есть ещё таблички с дополнительными цветами, просит ребёнка выбрать и выложить на стол три понравившихся цвета. Остальные таблички дополнительных цветов убираются. Все таблички перемешивают. Ребёнку предлагают выложить пары.
Упражнение 8
Материал: Серии табличек основных и дополнительных цветов с оттенками от самого тёмного до самого светлого (желательно 8 оттенков).
Взрослый говорит:
— Посмотри, как я выложу эти таблички…
и молча выкладывает ряд слева направо от самого тёмного до самого светлого оттенка одного цвета. Затем перемешивает таблички и предлагает ребёнку выложить так же. По такому принципу работаем с остальными оттенками.
К.Сумнительный
«Домашняя школа Мотессори»
Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru |