Домой / Дневной / Как воспитать послушание у ребенка. Как добиться от ребенка послушания без лишних усилий

Как воспитать послушание у ребенка. Как добиться от ребенка послушания без лишних усилий

Я думаю вопрос, , волнует каждого родителя. К сожалению, послушных детей не выдают в роддоме по заказу, их надо воспитать. А вот как это сделать - это уже другой вопрос!

Было бы просто великолепно, если бы каждый родитель перед рождением первенца прошел бы школу молодого родителя! Но пока такой школы нет, и молодые папы и мамы учатся на своих ошибках, хотя и не всегда. Набивают шишки себе и ребенку и горько вздыхают: «Ну, в кого он такой?» Хорошо, если есть возможность получить и посмотреть на воспитание с другой стороны.

К чему я все это говорю? К тому, что воспитанию ребенка надо учиться, а потом стараться применять на практике. Послушный ребенок - заслуга семьи, в которой он живет. Да, некоторых деток воспитывать легче, других - тяжелее. Но воспитывать надо. Даже когда вы не воспитываете кроху сознательно, его воспитывает окружающая обстановка.
Хорошо, достаточно предисловий. Приступим к практическому обучению!

Как воспитать ребенка послушным? - а вы связаны с ребенком ниточкой?

Для начала проведите эксперимент. Позовите своего отпрыска к себе и посмотрите, когда он придет… А теперь попросите его в чем-то вам помочь. Как быстро ребенок откликнется? Я не говорю о тех моментах, когда кроха заигрался и не слышит вас или устал сильно. Речь идет о осознанном неповиновении родителям.

Если выполнение ваших просьб вам приходится ожидать долго и повторять просьбу по 10 раз, значит, у вас утерян контакт с ребенком. Скажем образно: вы должны быть с ним связаны ниточкой. Дернули - ребенок реагирует… А если вы дергаете, а реакции нет, то кем управляется ребенок? Может, не всем нравится это сравнение, но ваш отпрыск имеет еще очень мало жизненного опыта, чтобы самому управлять собой.
Поэтому первое, что нам надо сделать - это восстановить оборванную ниточку.

Любовь любовью, а дисциплина должна быть!

Сейчас очень много говорится о том, что надо любить своих детей. Многие статьи о воспитании говорят, что надо любить, принимать и понимать своих карапузов. Это правильно и хорошо, но вот о дисциплине говорится незаслуженно мало.

Что мы получили в итоге? В этом году как никогда педагоги разных школ твердят в один голос: «Работаю уже 10 (20,30) лет, но такого беспредела учеников еще не видела!» не подчиняются учителям, ведут себя безобразно на уроках потому, что дома они ведут себя точно так же. С той разницей, что дома нет такого большого количества зрителей, как в школе, для которых они нередко стараются.

Запомните важное правило: КОЛИЧЕСТВО ЛЮБВИ ДОЛЖНО РАВНЯТЬСЯ КОЛИЧЕСТВУ ДИСЦИПЛИНЫ!

Правила дисциплины

Добивайтесь послушания с первого раза, и вы поймете, как воспитать ребенка послушным. Если вы сказали малышу что-то сделать, сделайте все, чтобы он выполнил ваше требование. Каждый человечек ищет лазейки как бы работать поменьше, и ваш кроха не исключение. Он старается понять ваши слабые стороны, которые ему помогут вести себя, как ему заблагорассудится.

Несколько примеров, как кроха обходит ваши просьбы :

Если в семье имеются разногласия по поводу воспитания, то можно обратиться к противоположной стороне. К примеру, папа сказал начистить картошки. Можно пойти и пожаловаться к маме, которая скажет: он же еще маленький, я сама почищу. А иногда мамы втихомолку от папы выполнят задание за ребенка.

Можно покапризничать и тебе уступят во всем, проявить . Это самый распространенный способ. Недавно на консультацию приходила мама второклассника с проблемой, что ребенок всегда добивается своего от родителей. Она жалуется, что сын, если чего-то хочет, будет морочить голову родителям до той поры, пока они ему это не купят. Простой совет психолога: не выполните просьбу пару раз, но объясните почему. Стойте до последнего. И скажите, что если будет приставать, то тогда еще и лишится чего-то. Мама мальчика была в шоке: «Это что ж мне постоянно терпеть его приставания?» Нет, конечно. Откуда взялись эти приставания и капризы? От того, что когда-то ребенку не раз уступили. Надо вернуть его в ситуацию, что если у вас есть возможность и желание, то вы сразу говорите «да», а если вы сказали «нет», то дальнейшие капризы бесполезны. Не уступайте, если уже сказали НЕТ. Иначе, кто же вам поверит…

Не выполнять с первого раза или выполнять плохо, в таком случае тебя в следующий раз не захотят трогать.

Пресекайте именно сознательное неповиновение. Если кроха нечаянно уронил и разбил чашку, то ругать его не следует. Но, если вы несколько раз сделали замечание, чтобы он не крутился за столом, а он продолжал, то это уже результат непослушания.

Дайте почувствовать на себе все последствия непослушного поведения. Разлил молоко - пусть сам вытирает; говорили не брать на улицу игрушку, а малыш взял и потерял – такую больше не покупаем и т.д.

Имейте с супругом и родными одну линию воспитания, чтобы отпрыск не стал вами манипулировать. Папа и мама должны поддерживать действия друг друга и не отменять их, даже, если они имеют другую точку зрения. Договариваться о спорных моментах в воспитании следует без детей. И папа, и мама должны быть авторитетом. Только в таком случае ребенок будет слушаться.

Это лишь часть советов психолога, . Но нужно понимать, что ребенок не становится послушным сам по себе, и родители должны направлять его в правильное русло. А чтобы учить кроху послушанию, надо самим научиться как правильно это делать… Послушных вам детишек!

Вконтакте

  • А вам точно нужен послушный ребенок?
  • Правило первое: делай, как я!
  • Правило второе: будьте последовательны
  • Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом
  • Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Кто из вас не мечтал о послушном ребенке, который с готовностью выполняет все ваши просьбы, помнит о режиме дня, ест все (ну, или почти все) и с готовностью откладывает в сторону планшет с игрушкой и выключает телевизор с мультфильмами? Все, все мечтали! На деле мы часто оказываемся один на один с вопящим созданием, в котором с трудом можно опознать маленького человека, визжащим и бурно протестующим против любых разумных предложений.

Отмотаем пленку чуть-чуть назад и подумаем, что необходимо предпринять, чтобы не дойти до жизни такой!

А вам точно нужен послушный ребенок?

Идеально послушный ребенок на деле имеет довольно неприглядную оборотную сторону. Бессловесны и безропотны обычно жертвы физического и психологического насилия, дети, растущие в нездоровой травмирующей обстановке. Иногда родителям кажется, что ничего подобного в их семье не происходит (да мы его в жизни пальцем не тронули!..), однако малыш - жертва искусной манипуляции, запугивания и психологического шантажа, которые мама и папа принимают за нормальный воспитательный процесс.

Чем это чревато? Прежде всего, тем, что ребенок не умеет отстаивать - да что отстаивать! - даже сформулировать собственные интересы, полностью делегируя свои права маме.

По подсказке мамы такой малыш «выбирает» друзей, игры, в которые будет с ними играть, хобби, направления обучения… вуз и невесту/жениха. Собственной жизни у такого ребенка нет и не предвидится.

Может ли быть что-то хуже? Может! Ребенок с атрофированной волей, попав в дурную компанию, по привычке следует указаниям внешнего авторитета: алкоголь, наркотики, криминальные деяния… от чего еще он не сможет отказаться?

Неужели не бывает просто хороших семей, где дети просто с радостью выполняют просьбы родителей? Конечно, бывают! Это семьи, где мамы и папы просто следуют четырем несложным правилам.

Правило первое: делай, как я!

Вы никогда не добьетесь чистоты в детской, если неряшливы сами. Если вы не готовы оторваться от любимого сериала по просьбе ребенка - не ждите, что он пренебрежет новым мультфильмом. Если он не видит вас с книгой ежедневно - он не станет заядлым читателем, какими бы новинками детской литературы вы его не соблазняли. Если вы ведете беспорядочный образ жизни, засиживаетесь за компьютером за полночь, можете в выходные проваляться в постели до обеда… Словом, продолжать можно до бесконечности. Говорить ребенку вы можете что угодно, а воспитываем мы его все равно своими поступками.

Допустим, вы довольно неряшливы, но мечтаете вырастить аккуратиста. Что делать? Либо начните с самовоспитания, либо смиритесь, что ребенок будет жить в окружении творческого беспорядка.

Правило второе: будьте последовательны

Чем младше ребенок, тем труднее он примиряется с нововведениями. Ему трудно понять, почему вчера можно было засидеться с вами до 11 вечера, а сегодня нужно ложиться спать в восемь. Почему вчера играли перед сном, а сегодня нет. Почему сегодня можно конфету перед котлетой, но «только сегодня, только один раз»… Понимаем, вам самим может быть скучно жить в таком предсказуемом мире, но ребенок в этой жизни - это путешественник-новичок в джунглях Амазонки! Слишком много нового, слишком ярко, громко, внезапно, порой - опасно… Ему нужно безопасное место для отдыха и усвоения полученной информации. Вы - это место!

Помните, стабильность - признак педагогического мастерства!

Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом

Наверное, самая частая ошибка, которую допускает большинство родителей: слишком много указаний! Ребенку трудно запомнить цепочку последовательных действий от «сними шапку» до «садись обедать». Не удивляйтесь, что он не помыл руки, не снял ботинки или не переодел теплые штаны.

Если хотите, чтобы ребенок вас слушал, убедитесь, что он вас услышал. Присядьте до его уровня, посмотрите в глаза. Сформулируйте просьбу коротко, используя простые слова.

Как вам ни хотелось обратиться к ребенку в изысканной манере «дорогое дитя, не будешь ли ты столь любезно…», помните - это не самый короткий путь к результату! Убедитесь, что ребенок вас понял - попросите пересказать просьбу. «Что мы сначала снимаем? Правильно, шапочку, а потом курточку!» Обязательно похвалите и поблагодарите его за то, что он выполнил вашу просьбу!

Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Все сразу не получится, разумеется, иногда вы будете натурально впадать в отчаяние из-за непослушания и капризов ребенка. Чем чаще и эмоциональнее вы будете это демонстрировать, тем меньше у вас шансов достичь взаимопонимания!

Дети не слышат крики! То есть, крики они, разумеется, слышат, но вот смысл воспринимают гораздо хуже, чем когда вы произносите просьбу обычным тоном. Помните - крик это крайняя мера, это ваша аварийная катапульта. Кричать можно только «Стой!!!», если ребенок предпринимает что-то опасное для жизни.

Вопль «снимай куртку немедленно!» - контрпродуктивен. До пяти лет ребенок его просто не поймет, а после пяти - привыкнет и научится игнорировать.

Лидеры не кричат - лидеры всегда говорят уверенно, но не повышая голоса. В такой ситуации мы непроизвольно пытаемся понизить градус шума, умолкнуть, чтобы расслышать собеседника. Рядом со спокойным лидером команда тоже успокаивается, действует точно и собранно даже в критических ситуациях. Так вот - с детьми это тоже работает! Вы - лидер вашей семейной команды! Не голосите как раненый слон!

Спокойствие, терпение, внимание и уважение к интересам детей - вот путь к педагогическому успеху!

Очень послушный ребенок – безусловно, заслуга родителей. Сегодня поговорим о том, какие методики воспитания помогут мамам и папам наладить контакт со своими отпрысками.

Послушания нужно добиться с первой просьбы, после этого воспитание будет проходить более плодотворно. Если карапуз получил указания сделать что-то, он должен их получить так убедительно, чтобы выполнить с первого раза. Дети в любом возрасте стараются увильнуть от выполнения поручений, как и каждый человек. Малыш понимает слабости взрослых, он знает, кто из членов семьи может дать ему свободу в действиях.

Примеры обходов просьб малышом.


Пресекается сознательное неповиновение. Если у чада не получается убрать, помыть посуду, только потому что он не умеет и никогда этого не делал, – ругать его нельзя . Но если родители день за днем делают одинаковые замечания, это говорит об осознанном непослушании.

Пусть кроха знает обо всех последствиях своего непослушания. После того, как разбил или разлил что-то – должен за собой убрать; потерял ценную вещь, которую нельзя было выносить из дома – больше таких ценных вещей и игрушек не получит.

Старайтесь придерживаться одной линии воспитания с другими членами семьи, иначе чадо будет манипулировать каждым. Матери и отцу необходимо поддерживать друг друга, советоваться, даже, если их точка зрения не совпадает. Малыш должен понимать, что он тоже член семьи, что его мнение важно, но родители для него авторитетны.

Когда хороший послушный ребенок перестает быть паинькой

Даже самый послушный ребенок иногда может устраивать «концерты». Некоторыми психологами определяются такие стадии кризисов у малышей:

  • ранний кризис в 1-3 года. В этот период ребенок только формирует свое отношение к родителям и осознает свое «Я»;
  • от малого дошкольного – до дошкольного возраста, когда ребят нужно приучать к самостоятельности.
  • школьные годы. В этот период малыш может манипулировать родителями.

Как воспитать ребенка чтобы он слушался: полезное видео

Полезные советы тем, кто хочет, чтобы в их семье росли послушные дети, видео.

Родителей не напрасно беспокоит вопрос о том, как научить своих детей слушаться, как преодолеть капризы и упрямство ребенка . Чем раньше воспитывать у малышей послушание, тем это будет лучше и для самих детей и для их родителей.

Что значит послушный ребенок?

Послушный ребенок обычно более спокоен, жизнерадостен, а значит — это полезно для его здоровья, для укрепления нервной системы. Если малыш слушается взрослых- у него быстрее можно выработать привычку быть вежливым, внимательным к людям, воспитать организованность и трудолюбие. Да и умственное развитие ребёнка протекает в более благоприятных условиях. Приучая ребенка слушаться, мы тем самым развиваем и укрепляем его волю. И жизнь в семье протекает спокойнее.

Недаром мать одной очень капризной девочки сказала как-то:
- Когда Галя не капризничает, для нас это праздник!

Если пятилетний сынишка постоянно требует выполнения своих желаний, капризничает, неразумно настаивает на своём, значит у него появилась и в какой-то мере укрепилась привычка непослушания.

Родителям надо опасаться непослушания детей. Если не обратить на него вовремя внимание, то выработается навык непослушания, преодолеть который будет очень трудно. Дети 3-5 лет ещё малы, и поэтому их поведение не может строиться на основе полной сознательности. У ребят дошкольного возраста появляются лишь начатки сознательной дисциплины, и послушание -важнейший её элемент.

Чтобы ребенок был послушным…

  • Всякий дисциплинированный ребёнок отличается послушанием: он умеет быстро и точно выполнить указание, просьбу, распоряжение. Понятно, что послушание не должно быть слепым, бездумным или побуждаемым чувством страха. Поэтому, требуя, чтобы ребенок был послушным , объясняйте ему (если не в данный момент, то позднее), почему надо выполнить то или иное распоряжение. Конечно, ваши требования должны быть посильными для ребёнка и справедливыми.
  • Маленькие дети часто встают утром с капризами, не желают одеваться. Прежде всего выясните причину такого поведения. Может быть, ребенок поздно ложится или возбуждается перед сном шумными играми, чтением страшных сказок и т. п. Если это так, непременно наладьте правильный режим: он не только полезен для здоровья, но и дисциплинирует детей. Установите точные часы подъёма детей, время для еды, прогулок, игр, занятий.
  • Но не надо уговаривать, упрашивать детей. В воспитании послушания на детей очень хорошо влияет деловой тон взрослых или, как говорил А. С. Макаренко, деловое распоряжение. Деловой - это не значит сухой, холодный тон. С ребёнком нужно говорить спокойно, ласково, а иногда и слегка повысить голос, но так, чтобы он чувствовал вашу уверенность и твёрдость.
  • Важно учитывать и форму обращения к ребенку . Часто малыша спрашивают: «Ты будешь есть кашу?» Такая форма обращения может вызвать любой ответ, например: «Нет, не буду». И если мать станет настаивать, сердиться, она будет неправа: когда ребёнок должен есть кашу, не нужно и задавать такого вопроса.
  • Когда дети капризничают и не выполняют ваших требований, можете иногда использовать обходный путь. У детей-дошкольников (особенно у малышей 3-4 лет) ещё слабо развита воля, а внимание неустойчиво; они очень эмоциональны. Отвлеките временно их внимание , свяжите своё требование с приятной, близкой перспективой: «Как жаль, сынок, что ты капризничаешь и из-за этого медленно одеваешься. А я хотела с вами обоими после завтрака игрушки делать». Или: «Одевайся поскорее, будешь со мной на стол накрывать». (Свое обещание обязательно выполняйте.)
  • Как правило, подобные приёмы улучшают настроение ребёнка и вызывают у него желание выполнить требование взрослого. Поощрение поднимает веру малышей в свои силы, поэтому не забудьте похвалить мальчика, если он быстро оделся.
  • Если же ребёнок настолько раскапризничался, что с ним ничего не поделаешь, оставьте его в покое . Увидев, что на него никто но обращает внимания, ребёнок быстро успокоится.

Требовательность в воспитании послушания

Мужчины, как правило, более требовательны, нежели мамы. Они не хотят идти на поведу у детей, и это верно. Женщины проявляют слишком большую мягкость, нетребовательность, идя на уступки детям, жалеют их, когда нужно твёрдо стоять на своём. Это неправильно. В воспитании послушания у детей разумная требовательность играет решающую роль.

Что значит разумная требовательность?

Во многих случаях, когда дело касается здоровья детей, их безопасности, а в некоторых случаях - и спокойствия взрослых, нужно потребовать , чтобы дети сразу же, с первого слова выполнили распоряжение. Запрещая, коротко объясните причину запрета, чтобы дети поняли, почему нельзя делать то или иное.

Иногда же не следует настаивать на немедленном выполнении своего требования. Это относится к тем случаям, когда ребёнок занят игрой, увлечён чем-нибудь. Хорошее увлечение, стремление закончить начатое дело очень важно поддерживать у детей.

Так воспитывается настойчивость, воля, развивается умение преодолевать трудности. К примеру, сын или дочка увлеклись строительством дома из кубиков или игрой в куклы, а вы требуете прекратить игру, потому что пора ужинать. Несомненно, такое требование вызовет протест; малышам очень хочется достроить, доиграть. Дайте им эту возможность, предупредив заранее, что через пять минут игра должна быть закончена и надо идти мыть руки. Если же дети, скажем, только начали строить дом, посоветуйте им закончить завтра, а сегодня сделать только стены. Дочке предложите усадить куклу за столик; кукле тоже пора ужинать.

Поступая подобным образом, вы учитываете интересы детей, их законные желания и избегаете ненужных конфликтов. И когда вы будете последовательны в своих действиях, дети довольно быстро усвоят необходимое и не станут тратить силы на выпрашивания, уговоры, слёзы.

К сожалению, требование «нельзя» часто остаётся только на словах, и у родителей не хватает настойчивости и терпения, чтобы добиться от малыша выполнения своего указания.

Наказывать ли детей, чтобы научить слушаться родителей?

Иногда, чтобы добиться послушания, приходится и наказывать детей. Но чем реже к этому прибегают родители, тем бывает лучше, так как к частым наказаниям малыши привыкают и перестают на них реагировать. Прежде чем наказывать, обязательно выясните причину непослушания.

Не всегда ребёнок бывает виновен, подчас виноваты сами взрослые. Ни в коем случае не применяйте физических наказаний. Шлепками и ремнём детей правильно не воспитаешь. Это лишь проявление нашей слабости, вспыльчивости, неумение найти верный выход. Физические наказания обижают и озлобляют детей, вызывают страх, а от него прямой путь к обману. К тому же любое физическое наказание чрезвычайно вредно для ещё неокрепшей нервной системы ребёнка.

Решив наказать ребёнка, вы можете лишить его любимой игрушки, не позволить пригласить товарища или пойти к нему, отказать в обещанном удовольствии. Можно начать говорить с ним сухо, отказаться поцеловать его на ночь.

Научить ребенка слушаться можно только в том случае, если родители действуют согласованно, вместе, во всём поддерживая друг друга и ни в коем случае не показывая ребёнку тех временных несогласий, которые, конечно, могут возникнуть.

Часто дети не слушаются именно из-за того, что среди взрослых членов семьи нет нужного единства. Как тут сделать ребенка послушным , если, к примеру, папа даёт конфету, мама не разрешает брать её, а бабушка заступается за внука. Понятно, малыш становится на сторону, представляющую наибольшую для него выгоду, и в конце концов не слушается никого .

Очень важно, чтобы жизнь детей была деятельной, содержательной, чтобы они всегда были заняты делом, играли, трудились, помогали в чём-либо вам и друг другу. И вам, взрослым членам семьи, следует время от времени включаться в занятия и игры малышей, помогать им, что-то делать для них. Это повышает авторитет родителей и других членов семьи и способствует росту послушания детей, их дисциплинированности. Когда жизнь детей содержательна, в ней не находится места и времени для безудержных шалостей и капризов.

?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»

Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.

Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» - это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» - это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых - восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь . Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых - шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела ! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно , когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Следующий отличный приём - превратить нужные действия в или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку - совсем другое дело.

Игра - естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике - платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим - нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.

Как правильно запрещать

Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.

1. Гибкость

Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.

  1. Зелёная зона - это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
  2. Жёлтая зона - разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
  3. Оранжевая зона - разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
  4. Красная зона - это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. Последовательность и согласованность

Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность - главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.

3. Соразмерность

Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться - отдельная тема, но «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.

4. Правильный тон

Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…

На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.


stokkete/Depositphotos.com

5. Наказания

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  1. Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  2. Нельзя наказывать публично.
  3. Наказание никогда не должно унижать.
  4. Нельзя наказывать «для профилактики».
  5. Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. лучше свести к минимуму.

6. Немного непослушания

Абсолютно послушный ребёнок - это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями - лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку - преступление.

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей - понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с . Но можно хотя бы постараться.