Последние статьи
Домой / Дневной / Лучшие программы для профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков. Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Лучшие программы для профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков. Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Одна из главных целей работы с подростками состоит в том, чтобы каждый молодой человек осознал, что именно он отвечает за свое здоровье, был информирован о том, что, как и почему с ним происходит, и какие могут быть последствия патологических пристрастий к играм. Главное - это формирование у подростков позитивных внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию конструктивного поведения в рамках здорового образа жизни. В модели профилактики компьютерной аддикции выделяют следующие методы работы: информационный (обеспечение необходимой информацией по проблемам зависимостей от компьютерных и азартных игр у подростков); метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций, способствующих расширению знаний путем обсуждения и анализа проблем, связанных с компьютерной зависимостью); конструктивно-позитивный метод (организация и проведение тренингов и игр, направленных на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.)

Педагогическая работа с подростками группы социального риска предполагает коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик, способных провоцировать развитие аддикций. Усилия педагогов, школьных психологов должны быть направлены на развитие у подростков коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, на организацию условий для успешной адаптации в коллективе.

Профилактика компьютерных зависимостей сегодня - сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена личностными, социальными и семейными факторами. Профилактическая работа с семьей, родителями является важным элементом профилактической модели. Эта деятельность предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с подростками по предупреждению формирования зависимости и болезненного увлечения компьютерными играми); образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами).

Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и так далее.

Программа профилактики должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми .

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это вовлечь его в работу, не связанную с компьютерной деятельностью, чтобы компьютерные игры и процессы не стали заменой реальности, показать, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние . Задача педагога - организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Проблема организации подросткового досуга особенно актуальна в настоящее время. Свободное внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и так далее. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Таким образом, задача педагога направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости подростков

С одержание

Введение

1. Сущность социально-педагогической профилактики компьютерной зависимости подростков

2. Методика выявления компьютерной зависимости подростков

3. Формы и методы деятельности социального педагога по профилактике «компьютерной зависимости»

4. Разработка программы социально-педагогической деятельности по профилактике компьютерной зависимости

Заключение

Список использованных источников

Прилож е ния

Введение

профилактика компьютерная зависимость подросток

Последнее столетие отмечено стремительным изменением средств коммуникации. Помимо телевидения, магнитозаписи, видео, оперативной полиграфии, компьютерных систем и космической связи, третье тысячелетие характеризуется выходом на первый план электронных средств массовой коммуникации и, прежде всего, развитием Интернета. Интернет - глобальная компьютерная сеть, призванная выполнять функции среды общения и средства массовой информации. Компьютерный мир распахнул свои двери и для «посвящённых», и для всех желающих осуществить мгновенный поиск информации, пообщаться на интересующую тему, найти новых знакомых или друзей, отдохнуть за компьютерными играми и многое другое. По данным 2003 года в нашей стране насчитывалось около 200 тысяч пользователей сети. Кроме того, 20% всех пользователей Интернета составляла аудитория до 18 лет. Постоянно растёт не только число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, но и тех, кто использует его в качестве развлечения (увлекающихся компьютерными играми) и средства общения (пользователи Интернета). Сегодня мы с уверенностью можем говорить о то, что Интернет становится одним из факторов социализации [Лаврович, с. 3].

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности и возможностей [Сидорова, с. 61]. Пожалуй, сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры. С ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т.д.) жизнь человека.

В настоящее время широко обсуждаются достоинства и недостатки работы с компьютером. С одной стороны, она приводит к: 1) расширению контактов; 2) возможности обмена социокультурными ценностям; 3) развитию процессов воображения; 4) интенсификации иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. С другой - она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети.

Однако, невзирая на то, что Интернет становится повседневной реальностью и, несмотря на наличие научных разработок в зарубежной науке, данное явление остаётся на сегодня малоизученным. У пользователей Интернета возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, которые должны стать предметом психологических и социально-педагогических исследований.

Одной из актуальных на сегодняшний день является проблема взаимодействия человека и компьютера. Это подчеркивается в исследованиях P.M. Грановской, Е.Е. Лысенко, К. Янг и др.

Р.М. Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т. д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играми, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития [Шишковец, справочник, с. 190].

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников [Янг, с. 24]. С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков [Сидорова, с. 61]. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр, которых в народе называют «геймерами» (от латинского «game» ? игра), игра становится их основной деятельностью. Отмечается значительное количество негативных последствий? технострессы, компьютерофобия, «наркотическая» зависимость от игровых программ и Интернета, хакерство и сужение круга интересов, некоммуникабельность и аутизм как следствием патологической поглощенности применением информационных технологий [Янг, с. 25].

Логично предположить, что с увеличением количества людей, увлекающихся играми, растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов. Зависимость развивается постепенно. Начинается от неосознанного «нечего делать», или отчетливого стремления отвлечься от проблем, испытать новые ощущения.

Влиянию компьютерных технологий в большей степени подвергаются подростки. По некоторым данным, 10-14% (живущих в городах) увлекаются ими серьезно, уделяя этому занятию много времени, часто в ущерб учебе и личностному развитию. Это подтверждается результатами выборочных опросов: 80% учащихся 6-8 классов городских общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, а дети в возрасте 12-14 лет имеют «игровой опыт» от 6 до 8 лет [Шишковец, с. 64].

В статьях авторы высказывают мнение, что занятия с компьютером? это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростков переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими.

Проблеме «компьютер и дети» уделяется все еще недостаточно внимания, особенно на фоне возрастающих возможностей компьютера в процессе обучения. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.

Постоянно растет число людей увлекающихся компьютерными играми. Прежде всего, об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым явлениям: активное развитие игрового бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых серверов в сети Интернет [Шишковец, с. 64].

В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время он используется применительно к той категории лиц, использования компьютера которой приобретает нездоровый, разрушительный характер (вызывает дистресс, причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу).

Компьютерная зависимость рассматривается как вид аддиктивной реализации и приравнивается к наркотической и алкогольной зависимостям. Эта задача многократно актуализируется, если учесть тот факт, значительную долю пользователей Интернета составляют подростки. Поэтому исследование деятельности человека, опосредствованной компьютерами и другими элементами информационных технологий, представляет собой одну из самых актуальных задач для социально-педагогической науки.

Для предотвращения возможной компьютерной зависимости у подростков, социальному педагогу, работающему в школе, необходимо применять профилактические меры.

Цель работы? составление комплексно-целевой программы профилактики компьютерной зависимости подростков;

Объект исследования? теоретические положения и концептуальные подходы к профилактической деятельности в работе социального педагога.

Предмет исследования? профилактика компьютерной зависимости.

1) Рассмотреть сущность социально-педагогической профилактики компьютерной зависимости подростков;

2) Определить методику выявления компьютерной зависимости подростков;

3) Составить комплексно-целевую программу профилактики компьютерной зависимости подростков.

Методы исследования:

Научная новизна заключается в

Практическая значимость: 1) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков; 2) Помощь в осознании собственного поведения подростков; 3) Оказание психологической помощи подросткам в рамках индивидуального консультирования.

I. Сущность социально-педагогической профилактики компьютерной зависимости подростков

В данной главе мы будем рассматривать компьютерную зависимость как вид девиантного поведения, профилактику как одно из направлений социально-педагогической деятельности.

Выделяют области работы социального педагога, связанные с работой с отдельными контингентами, в частности с лицами, страдающими депрессией и одиночеством, с детьми и подростками, имеющими те или иные отклонения в поведении от нормы, или лицами с девиантным поведением, лицами, имеющими затруднения в своем жизненном самоопределении или же оказавшимся в проблемной ситуации, из которой необходимо искать выход. Важнейшая область работы социального педагога - работа с подростками, которые имеют отклонения в поведении (девиантное поведение) [Левко, с. 225].

Девиантное поведение (от англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе моральным и правовым нормам, приводяшие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию [Большой психол словарь, с. 122-123].

Девиация (в узком смысле) - негативное отклонение от нормы (например, от закона), соответствие или несоответствие поступков социальным ожиданиям; поведение, которое считается отклонением от нормы группы и влечёт за собой изоляцию, лечение, исправление, наказание.

Девиантное поведение (в широком смысле) - социальное действие, отклоняющееся от доминирующих в социуме социальных установок, ожиданий, общепринятых правил, норм исполнения социальных ролей [Левко, с. 230].

Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

Различают следующие виды девиантного поведения: 1) алкоголизм; 2) наркомания; 3) токсикомания; 4) суициды; 5) сексуальные извращения; 6) преступления и правонарушения;

Одним из видов девиантного поведения можно назвать и компьютерную зависимость.

В последнее время всё чаще говорят о синдроме «компьютерной зависимости» [кем и где дается]. В научной литературе зависимость именуется понятием «аддикция». Под аддиктивным в отечественной литературе понимают одну из форм деструктивного поведения, выражающуюся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто разными способами [Федорцова, с. 39]. Аддиктивное поведение рассматривается как вид отклоняющегося, девиантного поведения.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния [Большой психол словарь, с. 22-23]. Такой уход осуществляется путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на отдельных предметах или видах деятельности. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью, в результате чего человек становится беспомощным перед своим пристрастием.

Аддиктивное поведение характеризуется стремление ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, то есть вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы на «потом».

Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способности его достижения [Соколова, с. 55].

Подростковый возраст - особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью [Обухова, с. 34]. Переходный возраст? период повышенной эмоциональности. Это проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. Эмоциональные реакции зависят не только от физиологических процессов, а также и от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Особенность подросткового возраста - это подростковый кризис, тесно связанный с кризисом смысла жизни [Обухова, с. 45]. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать искажения отношений подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира. Деперсонализация выступает, прежде всего, как экзистенциально феноменологический признак. Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой и оценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости от них. Подросток ощущает себя незащищенным, сомневающимся в своей идентичности и автономности, он лишен чувства последовательности и связанности своих действий. Это приводит к тому, что его жизнь направлена на самосохранение себя, а обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию. Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресс.

В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Естественным в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах: старые разрушены, новые не созданы [Реан, с. 372].

В качестве факторов риска формирования аддиктивного поведения могут выступить следующие особенности подросткового возраста: негативная или несформированная Я-концепция; гипертрофированные поведенческие реакции (эмансипация, группирование, отказ от контактов, гиперкомпенсация); низкая переносимость трудностей; обостренная страсть к взрослению; стремление к независимости и отрыву от семьи; незрелость нравственных убеждений. Кроме того, основой для формирования аддиктивного поведения, в частности Интернет-аддикции, в подростковом возрасте могут послужить тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов; стремление к неизвестному, рискованному; деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира, а также низкая переносимость трудностей [Лаврович, с. 8-9].

Ряд авторов считают, что существует зависимый тип личности (болезни зависимого поведения). Люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, Интернет-зависимости.

Этими чертами являются:

1) Крайняя несамостоятельность;

2) Неумение отказать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людьми;

3) Ранимость критикой или неодобрением;

4) Нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, сильное подчинение значимым людям.

Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими самостоятельно принимать решения. Для зависимого типа личности характерен страх одиночества (страх быт покинутым) и желание избежать его [Соколова, с. 56].

Педагог-психолог Г.Ф. Тагирова выделяет две формы компьютерной зависимости:

1) Социализированная форма зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (например, с теми людьми, с которыми не может по каким-либо причинам встретиться в реальной жизни). Мотивация - обмен информацией с тем, кого долго не видел. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем следующая (индивидуализированная) форма. Различия в том, что люди не отрываются от социума, не уходят «в себя», социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

2) Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность [Тагирова, с. 8].

По мнению И. Соколовой, компьютерная зависимость включает в себя следующие виды:

1) Игровая компьютерная зависимость;

2) Интернет-зависимость [Соколова, с. 52].

Игра признается крайне важным моментом развития как отдельного человека, так и человеческих сообществ. С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. По данным Х. Лукеша, почти каждый подросток в возрасте от 13 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Около половины опрошенных людей, однако, играют достаточно редко (не более одного раза в месяц), и только около 6% играют каждый день. Большинство пользователей (82,1%) тратят на игру не более часа. Так, М. Гриффитс приводит данные о том, что 7% детей в возрасте от 12 до 16 лет играют в компьютерные игры 30 часов в неделю (Н. Петрова). По данным Д. Шпанхеля, процент «заядлых» игроков несколько выше: 10-14% [Мудрик, с. 254]. Сходные данные были получены также в исследовании других авторов.

Щ.Г. Шмелев под игровой компьютерной зависимостью имеет в виду болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его житью, ощущая себя в реальности некомфортно [Шишковец справочник, с. 193 ].

На наш взгляд, игровая компьютерная зависимость - вид зависимости, который характеризуется постоянным желанием осуществлять игровую деятельность за компьютером в ущерб другим видам деятельности.

Ролевые игры, согласно исследованию М.С. Иванова (1999), следует отделять от не ролевых, т. к. они существенно различаются по мотивации игровой деятельности и уровню влияния на психику человека. Нельзя отрицать риск формирования психологической зависимости и от не ролевых компьютерных игр. Но в первую очередь принято считать, что только ролевые игры способны провоцировать устойчивую психологическую зависимость, так как именно в процессе ролевой игры наблюдается некий «эгораспад» на «Я-реальное» и «Я-виртуальное». Отмечается нарастание противоречия между ними, усиление дезадаптации и, как следствие, нарушения в сфере психических состояний [Шишковец, с. 65 ].

В социальной педагогике рассматриваются психические симптомы игровой зависимости. К. Галкина выделяет следующие:

1) Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании (предвкушении) контакта;

2) Отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;

3) Желание увеличить время взаимодействия («дозу») с компьютером или игровой приставкой;

4) Появление чувства раздражения, гневливости либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;

5) Использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

6) Возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе [Мудрик, с. 264].

Компьютерная игра становиться механизмом бегства определенной части детей и молодёжи от реальности.

Некоторые исследователи, проводившие беседы с аддиктами и их родственниками, отмечают наличие у аддиктов эмоциональных нарушений, которые выражаются в высоком уровне тревоги и депрессии. Большинство таких людей излишне раздражительны, вспыльчивы, эмоционально нестабильны. Зависимые от игр люди постоянно находятся в состоянии фрустрации в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью депрессией (данные получены с помощью клинико-психопатологического метода). Наблюдения показали, что во время игры у человека присутствуют положительные эмоции, настроение существенно улучшается. Аналогичное состояние, по словам игроков, бывает и в момент предвкушения компьютерной игры. Но после игры, то есть после выхода из виртуального мира, настроение снова ухудшается, быстро возвращается на исходный уровень и остается на нем до следующего «вхождения» в виртуальную реальность [Соколова, с. 53].

Н. Петрова выделяет уровни компьютерной игровой зависимости и предлагает различать зависимость первого и второго порядка. Зависимые первого порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры, они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями. Компьютер для них - средство получения социального вознаграждения. Компьютер и игра - средства для удовлетворения социальных потребностей. Зависимые второго порядка - настоящие жертвы виртуальной зависимости. Они используют игру для бегства от проблем в жизни. Мир игры как бы замещает им мир реальный, позволяя отрешится от всего, что «мешает» им жить наяву. Виртуальная зависимость может привести к социальной и эмоциональной изоляции, психическим расстройствам и эмоциональным перегрузкам, к индивидуализму и отчуждению [Мудрик, с. 264].

И. Соколова выделяет возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических отклонений у зависимых от компьютерных игр людей:

1) Наличие постоянной потребности в игре и одновременно невозможность полного удовлетворения этой потребности;

2) Субъективное переживание зависимыми людьми на сознательном уровне практической бесполезности увлечения играми и, как следствие этого, собственной бесполезности наряду с пониманием невозможности прекращения увлечения в силу психологической зависимости;

3) Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности (несовпадения) «я реального» и «я виртуального» [Соколова, с. 54].

По мнению М.С. Иванова, можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1) Стадия легкой увлеченности. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие его потребности.

2) Стадия увлеченности. Игра в компьютерные игры принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3) Стадия зависимости. Проявляется в одной из двух форм: социализированной (поддержание социальных контактов с социумом, в основном с такими же игровыми фанатами) и индивидуализированной (потребность в игре - на уровне с базовыми физиологическими потребностями, играют в одиночку; игра - своего рода наркотик).

4) Стадия привязанности. Характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, но полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Эта самая длительная стадия, она может длиться всю жизнь в зависимости от скорости угасания привязанности [Мудрик, с. 265-266].

В исследованиях М.С. Иванова отмечается также, что у зависимых от компьютерных игр людей могут наблюдаться следующие негативные последствия: 1) ухудшение зрения; 2) быстрая утомляемость; 3) неспособность переключаться на другие виды деятельности; 4) чувство мнимого превосходства над окружающими (синдром «вершителя судеб»); 5) оскудение эмоциональной сферы; 6) сужения круга интересов, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности; 7) трудности в межличностных контактах и т. д. [Статья прошлой курсовой].

Изучение отклонений в сфере эмоциональных состояний и реакций аддиктов, а так же снижение их адаптивных возможностей необходимо для понимания как самого феномена игровой зависимости, так и специфики ее влияния на человека, особенно это касается подростков, длительно и регулярно находящихся в виртуальном мире компьютерной игры [Шишковец, с. 65].

Ещё одним видом компьютерной зависимости является Интернет-зависимость.

Интернет-зависимость в общем виде определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». Этот термин предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для обозначения патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций [Соколова, с. 54]. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в виртуальной реальности [Лаврович, с. 7]. Другими словами, Интернет-зависимость - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь оф-лайн, и неспособность выйти из Интернета, будучи он-лайн.

Американский психолог М. Орзак выделяет ряд психологических и физиологических симптомов (признаков), характерных для Интернет-зависимой личности (некоторые их них совпадают с признаками компьютерной зависимости).

Психологические симптомы: 1) хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; 2) невозможность остановиться; 3) увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 4) пренебрежение семьёй и друзьями; 5) ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера; 6) ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; 7) проблемы с учёбой.

Физические симптомы: 1) синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 2) сухость в глазах; 3) головные боли по типу мигрени; 4) боли в спине; 5) нерегулярное питание; 6) пропуск приёмов пищи; 7) пренебрежение личной гигиеной; 8) расстройства сна; 9) изменение режима сна [Каченовский, с. 76].

Сущность Интернета состоит в том, что он дает возможность человеку включиться в некоторую виртуальную социальную группу, которая обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов. Поэтому Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним) причинам межличностно обеднена. В этих случаях люди скорее используют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Опосредованная компьютером коммуникация создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Интернет-зависимые получают в Интернете различные формы социального признания.

Важной особенностью компьютерной зависимости является то, что она может формироваться в течение полугода, то есть значительно быстрее, чем алкогольная и наркотическая.

С.Э. Давтян и Ц.П. Короленко выделяют следующие этапы формирования Интернет-зависимости.

Первый этап обычно носит характер увлечения «новой игрушкой» и всегда сопровождается анозогнозией, как, например, трудно преодолимое, желанное влечение к сеансу общения в сети, зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Симптомы: появление душевного подъёма, радостного возбуждения в предвкушении начала он-лайн общения, искажения чувства времени в сети (резкое ускорение субъективного темпа времени), причем, как правило, человек старается утаить от близких, что долго «сидел» в Интернете или заигрался так, что просто не мог остановиться [Давтян, с. 23-31].

Второй этап аддиктивного поведения «характеризуется формированием определённой последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота использования компьютера. В промежутках между игрой человек продолжает нормальное общение. Постепенно аддиктивный ритм становится более частым, а с учащением случаев прибегания к аддиктивной реализации межличностные отношения постепенно отступают на второй план. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу. Чувство психологического дискомфорта» [Короленко, с. 25].

На третьем этапе аддиктивный ритм становится «стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «интегральной частью личности». Это делает аддиктов «невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение» [Короленко, с. 29].

Четвёртый этап - полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены уже не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Эта стадия - абстинентная, включает в себя:

1) Нарушение внимания, снижение умственной работоспособности; навязчивые мысли, представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от общения в сети.

2) Эмоциональную неустойчивость (перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности);

3) Бессонницу, снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода; приём пищи, не отходя от компьютера;

4) Резкое повышение потребности в таких «естественных» стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь;

5) Соматовегетативные расстройства как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястьях [Давтян, с. 30].

Пятый - заключительный этап формирования зависимости. Аддиктивное поведения разрушает не только психику, но и биологические процессы, происходящие в организме. Человек становится подавленным и апатичным, то, что ему раньше нравилось, уже не приносит прежнего удовлетворения, не вызывает столь желаемых выраженных изменений настроения. Возвратится к прежним, доаддиктивным ценностям оказывается невозможным, так как здоровая часть личности и прежнее «Я» разрушены. Положение усугубляется разрывом с близкими, семьей, прекращением учёбы. Наступает стадия социальной дезадаптации:

1) Появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовлетворения от него;

2) Выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от общения в сети;

3) Нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности;

4) Профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция.

Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере может осложнить коррекцию или сделать ее полностью бессильной [Лаврович, с. 11-13].

Дезадаптация (от фр. des - приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо и adaptio - приспособление, прилаживание) - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, в свою очередь, не позволяющих ему адаптироваться в условиях среды его существования

Дезадаптированные дети - дети, которые по различным причинам не могут на равных со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (классному коллуктиву, группе сверстников и др.), что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении [Мардахаев, учебник, с. 88].

По мнению Н.А. Рычковой, причинами компьютерной зависимости в подростковом возрасте могут быть:

1) Школьная дезадаптация;

2) Десоциализация (когда подросток не усваивает нормы и ценности общества, в связи с чем не может стать его полноправным членом и соответственно полноценно действовать в нем);

3) Проблемы семейного неблагополучия (игнорирование ребёнка родителями, его непринятие, частые конфликты и т. д.);

4) Низкий уровень коммуникативных способностей;

Таким образом, компьютерная зависимость, обладая рядом характерных симптомов, представляет собой вид зависимой реализации, которая оказывает деструктивное влияние как на психическое, так и на физическое здоровье человека [Соколова с. 56]. Это реально существующий феномен, который заслуживает досконального изучения и особого внимания социального педагога. Лишь принимая во внимание причины и разрушительный характер последствий в социально-педагогической деятельности, можно бороться с компьютерной зависимостью и избежать социальной дезадаптации.

Эта задача может быть решена в ходе социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность - «разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребёнку в процессе социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе».

Социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В центре внимания социального педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении .

Девиации проявляются как на уровне малых групп (семья, микрогруппа в коллективе, коллектив в целом и т.д.), так и в индивидуальном порядке [Галагузова или Беличева].

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной деятельности человека. Можно выделить основные факторы, которые обуславливают девиантное поведении подростков:

1) Биологические факторы (генетические, психофизиологические, физиологические);

2) Психологические факторы. В каждый период развития ребёнка формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается 2 процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живёт, либо приобщение. Если в семье ребёнок чувствует недостаток родительской любви, внимания, то защитным механизмом будет выступать отчуждение. Его проявления могут быть различны: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость. При игнорировании родителями ребёнка, он может искать утешения в компьютере: в он-лайн общениях (где он будет реализовывать свою потребность в общении и чувствовать себя нужным), в играх (которые могут стать средством «ухода от реальности»). Причём поведение ребёнка не станет лучше: он будет ещё больше замкнут, состояние вялым, может резко сузиться круг общения и интересов и переориентировка ведущего вида деятельности. Характерологические подростковые реакции (отказ, протест, группирование) - следствие эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

3) Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного и общественного воспитания. В их основе лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в социализации ребёнка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкости школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. И как следствие может быть увлеченность компьютерными играми и деятельностью в Интернете. Это может привести к школьной дезадаптации [Галагузова, с. 308-310].

Одной из основных целей социально-педагогической деятельности с девиантным подростком является их введение или возвращение в культуру. Оно сопровождается пробуждением в сознании подростка новых для него культурных норм, которые почти всегда выступают в форме ограничений.

Участие социального педагога в этом воспитании есть не что иное, как конкретная форма помощи человеку, связанная с выходом его из одной культуры и встраиванием в другую [Левко, с. 236].

В своей деятельности социальный педагог имеет множество ролей, но главной в работе с девиантными подростками является роль социального терапевта (психотерапевта) и конфликтолога. На протяжении ряда лет он как бы «ведёт» подростка, заботясь о его здоровье, своевременном разрешении возникающих проблем. Роль конфликтолога заключается в содействии подростку в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций [Бочарова, с. 15-17].

Предварительный анализ работы с девиантными подростками позволяет выделить основные принципы социально-педагогической деятельности:

1) включение рефлексии (приобретение учащимися навыков рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения в течение дня, всего периода учебы);

2) безоценочность в подходе к анализу их поведения (поступок, совершаемый подростком, обсуждается как сделанный им выбор одного из возможных вариантов поведения, рассматриваются негативные и позитивные стороны этого выбора альтернативные способы поведения, которые в данной ситуации были бы более подходящими);

3) создание условий для достижения успехов учащимися в учебной или иной деятельности;

4) нормирование девиантности поведения при помощи образцов, демонстрирующих последовательность и оптимальность в отношении учащихся друг к другу; дети должны убедиться в эффективности предлагаемых им способов действия;

5) выведение подростка из позиции ребенка в позицию взрослого, подразумевающий не только усвоение новых способов общения, взаимодействия с окружающими, присущих взрослым (аргументированных просьб и требований, выбор интонации и т. п.), но и принятие на себя ответственности за совершаемые действии и поступки [Левко, с. 237-238].

Деятельность социального педагога опосредована его функциями. Выделяют следующие функции социального педагога: 1) Образовательно-воспитательная; 2) Диагностическая; 3) Организаторская; 4) Прогностическая; 5) Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая; 6) Организационно-коммуникативная; 7) Охранно-защитная; 8) Просвещенческая; 9) Интегративная; 10) Аналитико-проектная.

Для работы с девиантными подростками наиболее значимой является предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая функция, которая заключается в учёте и приведении в действие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний; в организации оказания социально-терапевтической помощи нуждающимся, обеспечении защиты их прав [Овчарова, с. 34].

В современных условиях в работе социального педагога определились основные направления деятельности:

1) Диагностика; 2) Коррекция; 3) Реабилитация; 4) Профилактика.

Рассмотрим профилактику как одну из важнейших направлений в социально-педагогической деятельности.

М.А. Галагузова дает следующее определение понятию «профилактика»:

Профилактика - «совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, напрвленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий. Вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков» [Галагузова, с. 391].

В словаре-справочнике социального педагога и социального работника дается следующее определение понятию «профилактика». Это «система воспитательных мер, направленная на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения» [справочник соц. педагога, с. 156].

Под профилактикой в социальной педагогике понимают прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

1) предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребёнка;

3) содействие ребёнку в достижении социально значимых целей и раскрытию его внутреннего потенциала.

Социально-педагогическая профилактика - «система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности» [Овчарова, справочник, с. 277].

Как правило, профилактика представлена групповыми и массовыми формами работы или индивидуальными беседами и консультациями и предполагает реализацию четырех взаимосвязанных элементов: 1) предоставление информации (как деструктивной, так и конструктивной); 2) развитие навыков ее использования; 3) отработку информации в практике общения в школе; 4) применение ее в повседневной жизни. Профилактика заблаговременно формирует смысловую ориентацию, при которой все возможные отклонения от нормативного представления о здоровом образе жизни теряют свою ценность и привлекательность, ребенок приобретает навыки самозащиты, предупреждения возникновения проблем, развивает социальную и личностную компетентность.

Выделяются понятия общей и специальной профилактики.

По А.Д. Гонееву, общая профилактика (греч. prophylaktikos -- предохранение, предупреждение) рассматривается как «совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время».

Специальная профилактика предполагает «использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Она включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группа риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей» [Хитрюк, с. 69].

Объектом профилактической работы обычно являются здоровые дети с несформировавшимся отклонением. С точки зрения исследователей, подобно предупреждению эпидемий заразных инфекционных заболеваний посредством профилактических прививок, для предотвращения распространения заразных социальных болезней каждый ребёнок нуждается в специальном обучении - психологической иммунизации. Одно из эффективных его средств - поведенческие программы (ПП), чьё содержание подчинено следующей логике:

1) через понимание навыков понимания своих чувств и чувств окружающих, эффективное общение и позитивную Я-концепцию создаются навыки продуктивного взаимодействия с людьми;

2) продуктивное межличностное взаимодействие предполагает знание своих прав и принятие ответственности за собственные установки, решения;

4) умение неагрессивно настаивать на своём;

5) наличие навыков принятия решений преодоления стресса.

Разработка и реализация в школе поведенческих программ - одно из распространенных направлений деятельности, обусловленная: 1) Ростом числа проблем естественно-культурного характера, присутствующих в школе, как в потенциальном, так и в актуальном виде; 2) Введением в штатное расписание многих школ специалистов, которые самостоятельно или с привлечением коллег способны к осуществлению подобной деятельности (социальные педагоги, психологи); 3) Недоступностью адресных служб, отсутствие опыта обращения в подобные службы у детей и их родителей.

Основная задача ранней профилактики девиантного поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, возникающих в результате неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями [Беличева, с. 54-55].

Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью.

Социальная профилактика (предупреждение, превенция) - «деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин» [Никитина, с. 51]. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

По мнению Н.А. Рычковой, выделяют три уровня социальной профилактики:

1) Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

2) Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика). Состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3) Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. Индивидуальная профилактическая работа определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п. [Шакурова, с. 89-90].

А.И. Левко к основным направлениям социально педагогической деятельности с особыми контингентами детей относит деятельности по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития [Левко, С. 226].

Термин «адаптация» употребляется, с одной стороны, для характеристики уровня приспособленности человека к условиям среды. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления личности к меняющимся условиям. Важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулятивные связи в труде и жизни. Среди различных видов дезадаптации выделяют социальную дезадаптацию, выражающуюся в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренних регуляций, референтных и ценностных ориентации, социальных установок.

Дети с синдромом компьютерной зависимости зачастую испытывают социальную дезадаптацию, которая наступает на пятом этапе формирования компьютерной зависимости и проявляется в:

1) Ограничении общения (возможно общение со многими людьми, но очень поверхностное);

3) Недостатке близких отношений;

4) Импульсивности;

5) Неумении спланировать своё время;

6) Неумении добиваться поставленных целей;

7) Неумении хорошо планировать свою деятельность (в данном случае учебную и как следствие - неуспеваемость в школе) [Соколова, с. 56].

Таким образом, основным направлением деятельности социального педагога в условиях общеобразовательных учреждений является деятельность по профилактике аддиктивного поведения и явлений дезадаптации подростков, что способствует решению проблемы формирования компьютерной зависимости подростков.

Компьютерную зависимость мы рассматривали как одну из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. В ряде случаев компьютерная зависимость может привести к социальной дезадаптации личности. В последнее время этот феномен получил наибольшее распространение в силу многих причин. Поэтому социальному педагогу необходимо проводит работу по профилактике компьютерной зависимости с целью недопущения отклоняющегося поведения подростков и их социальной дезадаптации.

Подобные документы

    Компьютерная зависимость как социально-педагогическая и социально-психологическая проблема. Специфика компьютерных игр, факторы, способствующие развитию зависимого поведения. Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Изучение проблемы степени влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков. Подбор методик психологической диагностики агрессивности подростков. Выявление возможностей коррекции компьютерной зависимости и агрессивности подростков.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Исследование психофизиологических особенностей подросткового возраста. Анализ проблемы увлечения подростков компьютерными играми и Интернетом. Понятие компьютерной зависимости. Изучение рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости подростков.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Зависимость от компьютерных игр как вид компьютерной зависимости. Определение уровня данной зависимости у обследованных подростков. Оценка коммуникабельности подростков, выявление уровня скрытого стресса, смысложизненных ориентаций и самооценки.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2015

    Общее понятие и причины возникновения зависимости от компьютерных игр, процесс ее формирования. Эмпирическое исследование компьютерной зависимости среди подростков 14-17 лет школы №21 г. Калуга. Психологические способы коррекции зависимости от компьютера.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Проблема развития Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью в различных направлениях психологии. Зависимое поведение как психологический феномен. Рекомендации психолога по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2013

    Характеристика видов аддикции. Типология компьютерных игр. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения. Причины и механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков. Психодиагностические методы исследования личности подростка.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2013

    Понятие аддиктивности в психологической науке, виды данного поведения и факторы его развития в подростковой среде. Понятие и виды компьютерной зависимости, ее влияние на психические процессы и личность подростков, причины и механизмы формирования.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2013

    Характер как психологическая категория. Бурное развитие компьютерных технологий и развитие личности современного ребенка. Формирование компьютерной зависимости у подростков. Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Определение понятий "компьютерная деятельность" и "общение подростков". Выявление социального статуса подростков и их включенности в компьютерную деятельность. Выделение связи между компьютерной деятельностью и общением среди подростков 7-9 классов.

УО « БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.С. ПУШКИНА »

Курсовая работа

Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Выполнила:

студентка 3 курса

факультета

социально-педагогического

Вабищевич К.В.

Научный руководитель :

г.Брест, 2015

Словарь основных понятий

Аддиктивное поведение (от английского «addiction» – пагубная, порочная склонность) – одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния.

Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Игровая зависимость - аддикция, зависимость от процесса игры.

Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Компьютерная игра - компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.

Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей.

Ролевая игра – игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Введение

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек пользуется с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и в общественных местах. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, социальные сети и масса других интернет-развлечений, которые сразу нашли много поклонников среди детей и подростков. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game»игра). Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем общение в социальных сетях. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения. Целью данной работы является анализ исследований по данной проблеме, научных представлений о взаимодействии человека с компьютером в процессе игры, динамики формирования игровой зависимости, а также механизма образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: психологические особенности подростка с компьютерной зависимостью.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, 16- факторный опросник Р. Кеттелла.

Цель курсовой работы: изучение личности подростков с компьютерной зависимостью.

Задачами курсовой работы являются:

1) изучение компьютерной зависимости, причины ее формирования, механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков.

2) эмпирическое исследование личности подростков с компьютерной зависимостью.

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

Кулиева Р.Ф.

Руководитель Гуливец Л.В.

ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»,

Свердловская область, г. Екатеринбург

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – стало неотъемлемой частью современной жизни, захватывая влиянием не только взрослых, но детей и подростков. В настоящий момент увеличилось количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе компьютерными играми различной сложности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия . Патологическая зависимость от компьютера формируется благодаря нарушениям в области восприятия окружающей действительности и обработки поступающей в мозг информации. Возможности современных электронных цифровых систем позволяют смоделировать иллюзорную реальность, в которую во время взаимодействия с компьютером охотно погружается человеческое сознание, отгораживаясь от внешнего мира и приводя к возникновению компьютерной зависимости аддикции .

Адди́кция в широком смысле, - ощущаемая н авязчивая потребность в определённой деятельности .

Цель исследования: исследовать влияние компьютерной зависимости у подростков

Задачи:

    Изучить проблему компьютерной зависимости в научной литературе

    При помощи опроса провести анализ влияния компьютерной зависимости у подростков

На базе ГБОУ СПО «СОМК» было опрошено 30 человек студенты 2 курса. У 100% опрошенных студентов имеется компьютер и другие цифровые устройства и интернет. На вопрос «как часто вы пользуетесь интернетом?» 23% респондентов ответили, что пользуются интернетом по необходимости, 46% пользуются каждую свободную минуту, 26% могут просидеть более 3-х часов, не отрываясь, 3% пользуются не более часа в день.

На вопрос «хотели бы Вы проводить меньше времени за компьютером?» 46% ответило: да хотел бы, 36% - что их всё устраивает, 13% - нет, не хотел бы. На вопрос «если вдруг отключится интернет, чем бы Вы занялись?» многие ответили, что провели бы время с семьёй, погулял бы, занялись бы своим хобби, выспались бы, почитали бы книгу, занялись бы споротом. Это говорит о том, что компьютер занимает большую часть времени у подростков, некоторые даже хотели бы проводить меньше времени, но они не знают каким образом.

Возникновению компьютерной зависимости у детей и подростков способствуют следующие причины: о тсутствие или недостаток общения в семье; отсутствие серьезных увлечений, не связанных с компьютером; н еумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими. В сети Интернет такой подросток или ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

При компьютерной зависимости возможны серьезные осложнения: депрессия, нервозность и возбужденность, нарушение сна, пониженная самооценка, недостаточность и минералов, нарушения зрения, карпальный синдром, синдром «сухого глаза», и нарушения осанки. В таком случае существует медикаментозное лечение: антидепрессивными препаратами, растительными препараты, витаминно-минеральные комплексы, также необходимо правильное обустройство рабочего места и соблюдение режима работы и отдыха, гимнастику для глаз и оборудовать компьютер качественным монитором. Прием любых лекарственных препаратов должен быть согласован с врачом .

Наиболее действенным методом коррекции компьютерной зависимости является психотерапия. Для преодоления пагубного пристрастия может использоваться как индивидуальная, так и групповая психотерапия. В Екатеринбурге существуют медицинские центры помощи по компьютерной зависимости, такие как: Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог». Учредителем Центра «Диалог» является Управление образования Администрации г. Екатеринбурга .

Психотерапия компьютерной зависимости происходит поэтапно. На первом этапе необходимо преодолеть возражение человека по поводу наличия у него зависимости. Второй этап – осознание проблемы. Третий этап – собственно лечение, изменение поведения и преодоление зависимости, а также негативных эмоциональных реакций, возникающих при этом. Четвертый этап – коррекция семейных и социальных отношений. Необходимо наладить взаимоотношения в семье, восполнить свободное от компьютера время чем-то – например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секции. Последний этап – преодоление последствий .

Коррекция компьютерной зависимости невозможна без сознательного стремления самого человека преодолеть аддикцию, его активного содействия. Чтобы справиться с компьютерной зависимостью, необходимо поставить перед собой 3 задачи. Проанализировать, какие проблемы лежат в основе компьютерной аддикции, почему человек «убегает в виртуальный мир». Найдете «слабое звено», необходимо устранить его. Научиться контролировать время работы за компьютером. Необходимо постепенно уменьшать время, проводимое за компьютером. Вы можете, перед тем как «садится» за компьютер составлять список дел, которые вам нужно сделать за этим устройством . Свободное от компьютера время постарайтесь заполнить чем-то интересным и полезным. Ваша цель – переключить свое внимание на другой вид деятельности, увлечься им, и тогда новое хобби поможет справиться с имеющейся проблемой .

Изучив различную литературу по данной теме, проведя опрос у подростков, мы пришли к выводам, что компьютерная зависимость в нынешнее время очень распространённая проблема и многие не знают, как правильно с ней справиться. Таким образом, подростку мы советуем не «отмахиваться» от этой проблемы, а осознать и не отрицать, что она у него есть. Если человек осознает свою проблему, то ему будет легче с ней справиться. Расставив для себя приоритеты в разных сферах своей жизни (семья, учеба, досуг, работа), подросток сможет рационально построить свою жизнедеятельность, а значит и контролировать.

Список литературы:

    Статья «Методы профилактики компьютерной зависимости среди школьников и молодёжи» М.Ю. Борисова, Т.Б. Косенкова г. Омск

    http://psi-doctor.ru/zavisimosti/lechenie-kompyuternoj-zavisimosti.html

Профилактика компьютерной зависимости в семье

Компьютер и другие информационные устройства - например, мобильный телефон, планшет - уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых - компьютерная и интернет-зависимость детей и подростков. К сожалению, лёгкий доступ к самой разной информации может помешать ребёнку развить в себе творчество, интеллект, умение строить глубокие отношения и преодолевать трудности, а также негативно сказаться на нравственном развитии.

Давайте разберёмся, как родители могут организовать жизнь ребёнка, чтобы технические средства помогали ему развиваться, но не владели им. Иными словами, что можно сделать в семье, чтобы снизить риск возникновения компьютерной и интернет зависимости.

Словосочетание «компьютерной зависимости» описывает целый ряд зависимостей, которые в мировой практике рассматриваются отдельно. Так, выделяются зависимость от компьютерных игр (гейминг), интернет-зависимость (сетеголизм), киберсексуальная аддикция (болезненное пристрастие к сексуальному поведению посредством использования компьютерных технологий) и некоторые другие. Мы подробно остановимся на первых двух видах и под словосочетанием «компьютерная зависимость» будем понимать гейминг и сетеголизм. Сегодня эти понятия ещё не вошли в медицинские справочники, но такая возможность постоянно обсуждается, появляются соответствующие клиники и научные труды.

Мозг человека, систематически попадая в определённую ситуацию, приспосабливается к ней. Компьютерные игры, яркие фильмы, и другие «медиапродукты» вызывают у человека различные сильные эмоции, от которых он со временем может стать зависимым. Дети и подростки, мозг которых развивается в силу возраста, особенно уязвимы для такой зависимости.

Можно выделить 7 семейных факторов, способствующих возникновению и развитию у младшего школьника, подростка, гейминга и сетеголизма.

  1. Низкий нравственный уровень семьи. Вряд ли в семье, где постоянны сквернословие, пьянство, ложь, насилие, где встречаются супружеские измены и др. – вырастет ребёнок, свободный от зависимого поведения. Внимание к себе и удержание себя от порока – личностная основа независимого поведения. Подросток нравственно развивается тогда, когда он чётко осознаёт нравственно приемлемые границы своего поведения, а личный пример – самый важный фактор воспитания.
  2. Неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. Постоянные конфликты, грубость и хамство в семье, эмоциональная подавленность, отсутствие регулярного эмоционально привлекательного досуга в семье – всё это формирует у подростков стойкое негативное отношение к семье, а при длительном воздействии – повышенную или высокую тревожность, страхи. Поэтому подростки устремляются в виртуальный мир, где они хотя бы временно получают желательные эмоции. На виртуальных персонажах подростки могут вымещать агрессию, возникшую в реальных ситуациях.
  3. Отсутствие доверительных отношений с родителями. Доверительные отношения с родителями дают ребёнку, подростку возможность для спокойного осмысления происходящих событий, позволяют сделать выводы и научиться лучше управлять собой. Хорошо, если родители могут хотя бы отчасти вместе с подростком осваивать позитивные возможности информационных технических средств.
  4. Стратегии контроля родителей, не соответствующие возрастным особенностям детей. Это мешает молодым людям укрепить их самостоятельность. Например, систематическое приготовление уроков ребёнком совместно с родителями приемлемо в 1-м классе, но, как правило, вредно в 5-м. В результате подростку, не умеющему организовывать свою деятельность (в частности, своё поведение во времени и своё внимание), трудно держать под контролем свои информационные увлечения.
  5. Раннее приучение ребёнка к компьютеру, телевизору, мобильному телефону. Важно, чтобы у ребёнка-дошкольника сначала развивались творческие способности, социальные навыки, а уже потом, с 7-8 лет – навыки использования электронных средств. Дошкольника нужно учить играть в реальные, а не в виртуальные игры. Тогда он обретёт умение воплощать придуманные им самим образы, а не манипулировать уже готовыми. Этой проблеме посвящена трилогия книг Л. Петрушевской о поросёнке Петре. Творческий потенциал ребёнка должен найти реализацию в создании образов в игре – иначе ребёнку будет трудно быть успешным в школе, а в запущенных случаях проблемы могут быть более серьёзными. К сожалению, по опыту работы нашего Центра, виртуальная игра всё чаще вытесняет реальную. В результате, в дальнейшем ребёнок становится более уязвимым для манипуляции сам, снижается его интеллектуальный уровень, ребёнку труднее общаться.
  6. Неумение заинтересовать ребёнка, подростка жизнью в реальном мире (самими родителями или через других людей). Это важно для детей разных возрастов, но особенно актуально для подростков, которые, в силу возрастных особенностей, стремятся выйти за рамки семейной среды. Подростку нужно место, где он мог бы находиться продолжительное время и учиться удовлетворять свои потребности нравственно приемлемым образом. Такими средами могут быть учреждения дополнительного образования, значимые увлечения (при условии их грамотного руководства), школьные факультативы по предметам, интересующим подростка. Нереализованность подростка – одна из причин компьютерной зависимости. Сегодня положение осложняется тем, что среда, подкрепляющая зависимость, является, в том числе, значимой группой для подростка (например, в случае зависимости от многопользовательских онлайн-игр или от социальных сетей). Если подросток приобщился к этой среде, нужно помогать ему следить за временем и содержанием игр.
  7. 7. Отсутствие родительского надзора за временем игр и нахождения ребёнка в Сети, тематикой посещаемых им сайтов. Приводит к тому, что ребёнок может приобщиться к нежелательной информации, стать участником сообществ, поощряющих его разрушительное поведение; также мешает ребёнку научиться контролировать свои увлечения. Существуют нормы времени работы ребёнка за компьютером. В России, как и в некоторых других странах мира, действует система ограничительных рейтингов на медиапродукцию. В частности, до 12 лет необходимо полностью исключить фильмы и игры, основанные на детализированном насилии. Вместе с тем, этот фактор не является главным, это лишь часть условий, помогающих юному человеку управлять собой.

А Вы знаете, сколько времени

Ваш ребёнок проводит за компьютером?

Специалистами Московского государственного

Центра психолого-медико-социального сопровождения «Вера» разработаны

нормы работы ребёнка за компьютером:

Возраст

Максимальное время непрерывной работы

Максимальное время работы в день

Максимальная кратность в неделю

В понятие «работа» входят и школьные уроки информатики, и приготовление домашних заданий, и развлечения. Зачастую ребёнок проводит время за компьютером, когда родителей нет дома. Поэтому можно отследить это время с помощью специальных программ, например, Kaspersky Internet Security. Информацию по установке и использованию таких программ можно найти на сайтах их изготовителей; у многих программ существуют службы телефонной технической поддержки, номера их телефонов можно найти на тех же сайтах.


Пример родительского контроля в программе Kaspersky Internet Security

Как предотвратить развитие

компьютерной зависимости у подростков?

Управление каналами информации:

  1. Определите, сколько времени Ваш сын или дочь проводят у экрана;
  2. Наладьте родительский контроль, постепенно приведите время к нормам;
  3. Помните, что ограничивая ребёнку доступ к компьютеру или планшету, Вы должны предоставить равноценную замену (например, устроить совместную прогулку, поход в музей и т.п.)
  4. Ограничьте доступ к играм и фильмам с высоким содержанием насилия (ориентируйтесь на рейтинги: +6, +12, +16, +18);
  5. Умейте быть продвинутым пользователем компьютера, Интернета;
  6. Исключите или хотя бы снизьте проявления зависимого поведения со своей стороны (табак, сериалы, и т. п.), при необходимости - обратитесь за помощью сами;
  7. Привлекайте ребёнка к использованию полезных программ и сайтов;
  8. Проверьте, не является ли ребёнок уже зависимым с помощью опросника Кулакова для родителей; если это так, обратитесь к специалисту;

Развитие эмоционально-волевой сферы :

  1. Помогайте отслеживать и анализировать свои поступки, мысли, эмоции;
  2. Научите осознавать свои потребности, ставить цели и достигать их, организовывать время (например, с помощью книги М.А. Лукашенко «Тайм-менеджмент детей и подростков: книга продвинутых родителей»);
  3. Обеспечьте физическую активность (минимум – 2 часа в день);
  4. Развивайте музыкальные вкусы, приобщайте к классической музыке;
  5. Поощряйте творческое решение актуальных проблем.

Социальное развитие:

  1. Создайте условия для того, чтобы Ваш ребёнок (подросток) нашёл себе группу сверстников, которая помогала бы ему развиваться;
  2. Найдите учреждение дополнительного образования (работы) для ребёнка (подростка), помогите ему найти его самому;
  3. Среднему и старшему подростку (13-17 лет) создайте условия для самоопределения (например, познакомьте его с профессионалами, вместе посещайте дни открытых дверей);
  4. Станьте участником родительского сообщества, организуйте вместе дела по воспитанию детей.

При необходимости обращайтесь к специалистам! (учителям, психологам, психотерапевтам, психиатрам)

Дополнительная информация по проблеме

компьютерной зависимости:

сайт проектов Фонда Развития Интернет «Дети России онлайн» http://detionline.com/ ;

Линия помощи «Дети России Онлайн» (для детей и взрослых, с 9 до 18 по московскому времени) 8-800-25-00-125;

Общественная организация «Лига безопасного интернета» http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/ ;

Врач-психиатр Кантуев О.И. Лечение компьютерной зависимости http://www.kantuev.ru/igrovaya/ ;

Врач-психотерапевт, медицинский психолог Кулаков С.А. Тест на детскую Интернет-зависимость для родителей.

http ://psspb.blogspot.ru/search/label/Компьютерная зависимость

Материал подготовлен педагогом-психологом Харьковым В.И.