Домой / Дневной / Прогулка» Подвижная игра «Делай, как я» Воспитатель Стенина Е. Подвижные игры по программе Васильевой М.А

Прогулка» Подвижная игра «Делай, как я» Воспитатель Стенина Е. Подвижные игры по программе Васильевой М.А

Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

1. «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

2. « Расставить посты»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

3. «Цветные треугольники» (доп.)

Цель: развитие произвольного внимания и вербальной памяти.

Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

4. «Не пропусти профессию»

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,

ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,

ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,

ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ,

СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,

ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ,

ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,

КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД,

ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА,

БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,

ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ,

ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР,

БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,

СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ,

ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК,

АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,

ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ,

РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ, РАЗВЕДЧИК.

5. «Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА,

РАМА. ДОМ, МАШИНА,

МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,

МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР,

ИГРА, ИВА, ДОРОГА,

ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,

ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ,

ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,

ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН,

ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО,

КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,

ГОРОД, СОБАКА, БАНАН,

ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО,

ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК,

ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА,

КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА,

ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ,

ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля, самодисциплины, а также закрепление навыков счета.

Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

7. «Птица, не птица»

Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:

Аисты, вороны, Голуби, синицы,

Галки, макароны Палки и стрижи,

Бабочки, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Прилетели птицы:

Лебеди, куницы, Голуби, синицы,

Галки и стрижи, Аисты, кукушки,

Чайки и моржи. Маленькие плюшки

Лебеди и утки

Прилетели птицы: И спасибо шутке!

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.

8. «Кто кем будет?»

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):

«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ)

…ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК,

МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ,

СЕМЕЧКО, ИКРИНКА,

ГУСЕНИЦА, МУКА,

ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ,

ТКАНЬ, УЧЕНИК,

БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА,

ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК,

ТЕЛЕНОК, ДОСКА,

ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК,

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.

9. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание игры: детям зачитывается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность.

ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

КОРАБЛЬ, СТОЛ, ТРАМВАЙ, МАШИНА.

СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК.

ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.

ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЗЕМЛЯНИКА.

ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.

ФИАЛКА, РОМАШКА, МОРКОВЬ, ВАСИЛЕК.

КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА.

ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА.

ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК.

МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ.

НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.

10. "На что это похоже"?

Цель: развитие образного мышления

Описание игры: само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

11. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Цель: развитие образного мышления.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника".

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы,

получился флажок".

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".
«Скажи наоборот »

Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

ПОЛЕЗНЫЙ

глаголы действия

ЗАСЫПАТЬ

ПОДНИМАТЬСЯ

НАГРЕВАТЬ

РИСОВАТЬ

ПОДЖИГАТЬ

ВЫТАСКИВАТЬ

РАЗРЕЗАТЬ

ПРИГЛАШАТЬ

13. "Кто без чего не обойдётся".

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания :
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

14. «О чем я сказала?»

Цель: развитие мышления, речи.

Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.

15. «Снежный ком»

Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

Количество играющих: любое.

Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 чело

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

Комментарий : для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

17. « Знайка»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Игру можно проводить после занятия по ИЗО или рисования детей в свободной деятельности.

Необходимые приспособления: мольберт с рисунком.

Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится спиной к мольберту со своим рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. Они могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Интересным оказывается выяснить, помнит ли вообще ребенок, что он рисовал и как.

18. «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По ус­ловию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и вы­бывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернул­ся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Летнеоздоровительная работа

День здоровья

Для детей I младшей группы


  1. Беседы: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,
«Друзья Мойдодыра»

  1. Рассматривание фотографий о здоровом образе жизни

  2. Чтение художественной литературы:
Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прогулка»

  1. Подвижная игра «Делай, как я»

Воспитатель

Стенина Е.А.

Конспект

Беседа

На тему:

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

С детьми I младшей группы

Конспект

Беседа

На тему:

«Друзья Мойдодыра»

С детьми I младшей группы

Цель:

Потерпите - не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чаще -

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям.

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто

До свиданья! Мойдодыр.

- Малыши, о чем же нас просит Мойдодыр?

Выслушать ответы детей, а в случае затруднения помочь детям наводящими вопросами. Воспитатель привлекает внимание детей к ширме «Уроки Мойдодыра», показывает на ней мини плакат «Дружи с водой».

- ^ Посмотрите, ребята, что вы видите на картинке? (воспитатель уточняет ответы детей)

^ Чтение художественной литературы:

Сергей Михалков

«Про девочку, которая плохо кушала»,

«Прогулка»

с детьми I младшей группы

Цель: воспитывать у детей умение слушать новые стихи, следить за развитием сюжета в произведении; объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

^ Ход занятия

Малыши, мы сегодня с вами много говорили о здоровье, о том, как важно хорошо питаться, есть витамины. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение «Про девочку, которая плохо кушала».

Воспитатель показывает детям иллюстрацию и читает стихотворение.

Малыши, как звали девочку в стихотворении? Хорошо вела себя Юля? Что она плохо делала? Кто строго с ней разговаривал? Про кого ей рассказывали? (воспитатель слушает ответы детей, корректирует и дополняет их , обобщает, делает вывод)

А знаете, ребята, чтобы быть здоровыми, надо не только хорошо кушать, но и гулять, потому что во время прогулки мы закаляемся, особенно полезно закаляться летом. Сейчас я вам прочитаю про ребят, которые отправились на прогулку.

Воспитатель читает стихотворение.

Куда же поехали гулять ребята? Что увидели они на речке? Как вы думаете, хорошо ли так делать? Как отдыхали ребята? Чем они занимались? А хорошо ли они поступили, когда уехали с речки?

Воспитатель слушает ответы детей, корректирует и дополняет их , обобщает, делает вывод:

Запомните, пожалуйста, малыши, что когда вы отдыхаете с родителями на речке, то соблюдайте чистоту и порядок. Берегите нашу природу! Не загрязняйте ее! От чистоты природы зависит наше здоровье.

Сергей Михалков

«Про девочку, которая плохо кушала»

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

Съешь яичко, Юлечка!

Не хочу, мамулечка!

Съешь с колбаской бутерброд! -

Прикрывает Юля рот.

Котлетку?

Стынет Юлечкин обед.

Что с тобою, Юлечка?

Ничего, мамулечка!

Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти еще кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

Не могу, мамулечка!

Мама с бабушкой в слезах -

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач -

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят - и зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жует овес.

Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает Слон -

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мед.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр швейцарский

Любит Мышь...

Попрощался с Юлей врач -

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

Накорми меня, мамуля!

«Прогулка»


Мы приехали на речку

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...

Эй, ребята! - крикнул Дима. -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли -

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули - и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Делай как я!

Игра для детей от 3 до 7 лет

Цель: продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу , развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

^ Вариант 1 (для улицы или физкультурного зала)

Как и для многих детских игр, для этой игры нужен водящий (у малышей – воспитатель, у старших детей - ребенок). Когда он будет выбран, остальные участники встают вокруг него полукругом. Теперь водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д..

^ Для старшего дошкольного возраста: те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего ; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

^ Вариант 2 (для группы)

Игра проводится без водящего. В качестве образца упражнений детям предлагается плакат с их изображением. Воспитатель показывает нужное упражнение, дети по схеме выполняют его.

Ноги вместе, ноги врозь в прыжке

На носочки поднимись, а на пятки опустись, и руки за спину спрячь


Руки на пояс, согнуть в локтях,

Выпрямить и отвести назад


Руки согнуть перед грудью, через стороны поднять вверх


Наклон вперед, руками коснуться пола

Присесть, руки на коленях, упор ног на носки

Прыжки, руки согнуты в локтях

Подвижные игры на улице закаливают организм ребенка. Час активного ежедневного отдыха способен компенсировать до 40% физиологической потребности в движениях. Помимо положительного влияния на работоспособность, формирования у ученика навыков игры в группе сверстников, динамическая пауза воспитывает интерес детей к самостоятельным подвижным играм, освоению программного материала по физической культуре.
Если погодные условия не позволяют заниматься на улице, предлагаемые игры с детьми младшего школьного возраста можно проводить в спортивном зале или школьной рекреации

Делай, как я!

Как и для многих детских игр, для этой игры нужен водящий. Когда он будет выбран, остальные участники встают вокруг него полукругом. Теперь водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить (советуем не выбирать человека, который занимается акробатикой).

Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать или делать все, что только взбредет ему в голову. Те игроки, которые будут ошибаться (а, наверно, таких будет немало), сменяют водящего. При этом из нескольких ошибившихся водящий сам выбирает себе замену. Игра длится до тех пор, пока дети не потеряют к ней интереса.

Угадай: кто я?

Выбирают водящего и завязывают ему глаза, игроки встают вокруг него в кольцо. Затем они идут по кругу, приговаривая.

Вот играли мы, играли,
А теперь в кружочек встали.
Ты загадку отгадай:
Кто позвал тебя – узнай!

Один из игроков кричит: «Скажи, кто я!». В ответ водящий называет его имя. Если он угадал, то меняется местами с кричавшим, если же нет – игра продолжается. Победителей и побежденных в этой игре нет. Игра длится до тех пор, пока дети не потеряют к ней интереса.

Хитрый кролик

Для игры надо выбрать «кролика», то есть водящего. Остальные участники становятся вокруг него.

Кто-нибудь дает команду, и игроки начинают поднимать и опускать руки. Задача «кролика» – вырваться из круга. Участники всячески стараются этому помешать, для чего энергично машут руками.

Если несмотря на их старания «кролику» все же удается вырваться, то он выбирает себе замену, например того, кто мешал ему больше всех.

12 камешков

Что нужно для игры: 12 камешков, мяч.

Игра очень простая и в то же время интересная. Нужно набрать 12 камешков среднего размера и сложить их в кучку. На равных расстояниях от этой кучки нужно веточками или маленькими камешками отметить старты, можно просто прочертить на земле несколько стартовых линий.

Задача игроков заключается в том, чтобы броском мяча разбить горку камешков. Сначала мяч бросается с первой линии, самой близкой к камешкам, затем – со второй, потом – с третьей и так далее. Побеждает в игре самый меткий участник, который сумеет разбить горку камешков с самого дальнего расстояния.

Самый проворный

Что нужно для игры: мяч.

Это вариант известной игры «вышибалы».

Выбирается водящий, а оставшиеся игроки делятся на две команды и встают друг против друга на расстоянии 4–5 метров. Между группами по середине площадки водящий проводит черту и встает на нее.

Задача игроков – перебрасывая мяч друг другу, выбить водящего, который, уворачиваясь от мяча, может бегать только по линии. Если мяч попадает в водящего, все игроки разбегаются. Тогда водящий старается запятнать убегающих, в свою очередь бросая в них мяч. Тот, в кого он попадет мячом, становится водящим. Если водящий промахнулся, он продолжает быть водящим.

О времени игры участники договариваются заранее. Победителем становится тот, кто ни разу не оказался в роли водящего.

Собери колоски

Что нужно для игры: кегли.
Чтобы новый хлеб испечь,
пышен и высок,
Надо в поле уберечь
каждый колосок!

Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время (одну минуту) собрать как можно больше «колосков», разбросанных по площадке. В качестве «колосков» используются кегли, которые собираются в небольшого размера пластмассовое ведро.

Бубенцы

Дети встают в круг. На середину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, у другого – завязаны глаза. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились, удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмурка» ловит увертывающегося игрока.

Птица без гнезда

Игроки делятся на две равные команды. Первая команда – «гнезда» – выстраивается по кругу, вторая – «птицы» – свободно располагается внутри круга.

По команде ведущего «Все птицы, в полет!» птицы оставляют свои гнезда и летают за водящим, руками имитируя движения крыльев. Внезапно ведущий говорит: «Птицы, в гнезда!». Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, игра начинается сначала.

Играть можно и под музыку.

Стая

Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки.

По залу медленно бегают дети – это «стая птиц». Впереди – вожак, он ведет стаю. Обгонять вожака нельзя. Полет продолжается 30–60 секунд. По сигналу «коршун!» стая рассыпается. Каждый стремится найти какое-либо укрытие (скамейки, стенку и др.). Птица, спрятавшаяся последней, выбывает из игры на одно повторение. Игра повторяется 3–4 раза. Темп бега задает руководитель.

В конце игры отмечается вожак, выдержавший нужный темп бега и выбравший самый интересный маршрут.

Скорый поезд

Инвентарь: флажки.

Игроки разбиваются на команды, в 6–7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, вместе они проделывают снова тот же путь; и т.д. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками, имитируя движения паровоза. Когда «паровоз» (передний игрок) возвратится на место с полным «составом», он должен подать протяжный гудок.

Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Включается музыка порезвее и позадористей. Задача пляшущих - повторять движения за ведущим. А он их меняет, как хочет. Кто не успел, тот опоздал. Выбываешь.
Чем дальше, тем быстрее музыка, тем сложнее (и смешнее) движения. Ведущий, например, может несколько раз просто подпрыгнуть (все, естественно, скачут вместе с ним). А потом снова подпрыгнуть и грохнуться с размаху на коленки (знаете, как в грузинских танцах). Весь народ тоже подпрыгивает и машинально тоже хочет упасть. Но спохватывается, пугается и начинает с испугу совершать массу ненужных телодвижений. Кто-то дрыгает в воздухе ногами, кто-то машет руками, кто-то просто орет... В конце концов все приземляются, как нормальные люди, на две ноги, но бывает очень смешно...

Вагончики - подвижная игра для взрослых

Составь число - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Эта игра проводится во время танцев. Перед началом каждого танца ведущий называет любое число от 35 до 55, и играющие должны собраться в пары таким образом, чтобы сумма чисел на листках их календаря равнялась этому числу.
Допустим, назвали число 37. Значит пару составляют играющие, у которых листки календаря с числами 30 плюс 7, или 18 плюс 19, или 25 плюс 12 и т. д. Во всех случаях побеждает тот, кто выполнит задание раньше других.

Стометровка - подвижная игра для взрослых

Количество игроков: по 2 участника от каждой команды
Дополнительно: 2 рулона туалетной бумаги
Ведущий выдаёт по рулону туалетной бумаги игрокам (желательно с названием 100 метров, чтоб к названию конкурса подходило). Первые участники разматывают её по лужайке, полю или залу, а вторые сматывают и сдают опять готовые рулоны ведущему.
Потом эти рулоны можно ещё использовать для конкурса "мумия", т.е. обмотать кого-то этой бумагой.

Передавай шапку - игра (конкурс) для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 шапки
Все участники встают в два круга - внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно - шапку передавать с головы на голову, не касаясь ее руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.

Не зевай ка - подвижная игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игроки встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из игроков и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали - быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза - выбывает из круга.

ЦЕЛЬ: привлекать к занятиям физической культурой, прививать представления о здоровом образе жизни, повышать эмоциональный настрой, развивать физические качества, закреплять навыки бега, прыжков, ходьбы.

ОБОРУДОВАНИЕ: стойки, обручи, гимнастические скамейки, стойки-обручи, ведра, метлы, воздушные шарики, канат.

Х О Д Д О С У Г А

Дети в спортивной форме входят в зал и выстраиваются в две шеренги.

ВЕДУЩИЙ: Посмотрите, полюбуйтесь

На веселых дошколят.

Олимпийские надежды

Нынче ходят в детский сад.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас- По порядку, по порядку

Становись скорее в ряд

На разминку, на разминку,

Приглашаю дошколят,

РАЗМИНКА ПОД РИТМИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ

Построение в две колонны и в две команды «Мартышки» и «Хвастунишки».

ЭСТАФЕТА«ПО-ОБЕЗЬЯНЬИ»

По сигналу в опоре на руки и ноги оббежать «змейкой» стойки и бегом таким же образом вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

ЭСТАФЕТА «БЕГ В ОБРУЧАХ»

По сигналу первый участник цепляет второго участника и вместе с ним пробегают в обруче до стойки и обратно, передавая эстафету следующему участнику. Второй цепляет третьего и проделывает то же самое.

ЭСТАФЕТА« НЕ УПАДИ»

По сигналу пробежать по гимнастической скамейке, пролезть в обруч-стойку, оббежать стойку и бегом таким же образом вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

ЭСТАЫФЕТА«ЗАГОНИ МЕТЛОЙ ШАРИК»

По сигналу первый участник гонит метлой воздушный шарик до противоположной стойки и загоняет его в ведро и бегом возвращается обратно с шариком в руках, передавая эстафету следующему участнику.

КОНКУРС«КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ»

По сигналу начинается перетягивание каната.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ХИТРАЯ ЛИСА»

Дети стоят по кругу с закры-тыми глазами. Водящий обегает круг и дотрагивается до ко-го-либо из играющих, которые по сигналу открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко) «Хитрая лиса, где ты?»

Водящий поднимает руки вверх и произносит: «Я здесь!» Играющие разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный вре-менно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг, подсчитываются пойманные, игра повторяется. В конце игры отмечаются лучшие водящие и не пойманные игроки. Лиса не должна выдавать себя, пока дети трижды её не позовут.

Игра продолжается 5-7 минут.

ВЕДУЩИЙ: Подведение итогов. Ведущий благодарит участников за активное участие в соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА:

«Русские народные подвижные игры»М.Ф.Литвинова. Москва 1986

«Организация физкультурных праздников в детском саду» Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Москва 1987

«Игра и организация жизни детей» А.П.Усова, 1962

«Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста» Г.Ленерт, И.Лахман, Москва,

1977

«Спортивно-развлекательные праздники в детском саду», В.А.Шумилова, 2002