Домой / Дневной / Ребенок флегматик – особенности развития и воспитания. Ребенок-флегматик: как распознать флегматика в своем ребенке

Ребенок флегматик – особенности развития и воспитания. Ребенок-флегматик: как распознать флегматика в своем ребенке

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.06.2018

Для того чтобы иметь начальные представления об особенностях детского темперамента, совсем необязательно быть профессиональным психологом. Наблюдая за поведением своего малыша, уже с первых месяцев жизни становится понятно, какие черты будут превалировать в его характере – скромность или требовательность, альтруизм или прижимистость, покладистость или упрямство. А у дошкольников проявления темперамента становятся ещё более явными.

Родители должны разобраться, каков их малыш - тихоня или драчун, «шустрик» или «мямлик»? Какой темперамент у ребенка и как он проявляется? Знать это важно, так как конфликты и обиды зачастую возникают именно из-за особенностей характера ребят.

Вы ежедневно находитесь рядом со своим ребенком, наблюдаете его в играх, в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Как вы думаете, какую «роль» он примеривает на себя? Попробуйте проанализировать поведение малыша, возможно, вы сможете «увидеть» своего ребенка с другой точки зрения. Зная, как определить темперамент ребенка, вам будет легче заниматься его воспитанием.

Определение типа темперамента у вашего ребенка: дошкольник-флегматик

У ребенка-флегматика уравновешенная, сильная, но малоподвижная нервная система. В раннем детстве детей с таким темпераментом называют «удобными» - плачут редко, спят много, постоянного внимания к себе не требуют. У «тихонь»-флегматиков все реакции как бы нечеткие: если плачут, то негромко, так же негромко смеются, скупы на жесты и движения. Они не сразу отвечают на вопросы, не начнут выполнять дело, пока не будет «внешнего влияния». Детей с таким типом темперамента словно надо подталкивать. Им обязательно нужен «период вхождения в деятельность». Зато все, к чему такой малыш привыкает, становится постоянным, поведение флегматиков очень устойчиво.

Некоторые сложности возникают, когда появляется что-то новое: окружение, режим, требования. Например, при поступлении в детский сад малыш-флегматик должен приспособиться, привыкнуть. В новой обстановке представитель такого детского темперамента ощущает себя неуютно, ему нелегко завести знакомство, да и расстаться с родителями даже на день очень трудно. Но после, когда обстановка станет привычной, ребенок спокойно и без принуждения справляется с новыми «правилами», старательно и аккуратно выполняет все, что требуется.

Основное определение дошкольника с таким темпераментом – «кропотливый труженик»

Но обычно он никогда не бывает первым, ему мешают некоторая замедленность, вялость, пониженная активность. Кроме того, «замедленность реакции» флегматика может привести к лени и равнодушию, ведь эмоции малыш расходует словно вполсилы, ему проще посидеть в сторонке с любимой игрушкой.

Зачастую родители совершают ошибку, стремясь подогнать, поторопить малыша - природная медлительность сына или дочки нервирует взрослых, они начинают сердиться и делать замечания. Помогает это мало, скорее всё наоборот - среди детей с разными темпераментами флегматики чаще всего теряются и даже перестают на эти замечания реагировать. Еще хуже, когда взрослые «из добрых побуждений» стремятся сделать за ребенка то, что ему вполне по силам, - умывают, одевают, убирают игрушки и т. д. Мало того, что малыш не научится быть самостоятельным, он еще и разочаруется в собственных силах.

Если у вашего ребенка такой тип темперамента, ему важно показывать результаты его деятельности, но при этом ненавязчиво контролировать на каждом этапе выполнение работы . Замечательно, если родители будут привлекать ребенка к играм с элементами соревнования, к подвижным командным играм, где требуется научиться преодолевать трудности и побеждать, помогать окружающим и быть отзывчивым.

Большое подспорье для дошкольников с таким темпераментом – одобрение и поддержка его начинании и любых проявлений инициативы со стороны педагогов и родителей.

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени , чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий.

Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность - главные черты меланхолика .

Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний - подавляется и без того малая активность ребенка.


Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента - замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность.

Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе

Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи .

Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции — вовсе не безразличие! Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов.


С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» - с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном.

Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) - маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Индивидуальные особенности темперамента у детей-холериков

Основная характеристика темперамента детей-холериков – «двигатель работает, а тормоза отказывают». Так и с ребенком-холериком: особенность его сильной, но неуравновешенной нервной системы в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У таких детишек быстрая, громкая и порывистая речь, мимика и жесты выразительные, бурная реакция на запреты и неудобства.

Любую информацию ребенок дошкольного возраста с таким темпераментом воспринимает на лету, но так же моментально забывает, в новой обстановке осваивается мгновенно, у него тут же появляются друзья - а через пять минут бесстрашный задира уже конфликтует.

Холерик импульсивен, его плач - это рыдание до истерик, его смех - это хохот до слез. Настроение меняется быстро и непредсказуемо. Дошкольник с таким типом темперамента не сдержан в проявлениях эмоций и при недостатке самообладания может вспылить из-за пустяка - ему нужно «все и сразу». Легко увлекается любым делом, но быстро «остывает» и часто бросает на полпути, так как не терпит однообразия и неусидчив.


Ещё одна особенность детей с таким темпераментом – любовь к подвижным играм, в которых холерики стремятся не только проявить себя, но и «покомандовать» (и детьми, и взрослыми). Любые непредвиденные моменты в игре могут вызвать гнев или страх. Среди других детей холерики выделяются шумливостью и склонностью к вспыльчивости, а нередко к драчливости и даже агрессии. Им очень трудно подчиняться правилам, такие малыши нередко конфликтуют из-за игрушек и, бывает, теряют над собой контроль.

С малышом-холериком разговаривать следует ровным тоном, спокойно, но требовательно, без уговоров . А заодно и малышу прививать правила общения без крика и грубостей, настойчиво повторяя, что просьбы должны быть вежливыми, за грубость и проступки нужно извиняться и т. д.

Без толку сдерживать подвижность малыша или препятствовать его активности. А вот обоснованные требования и четкие правила необходимы. Энергию малыша-холерика родители могут направить в «нужное русло»: спортивные секции, интересное увлечение, спокойные игры, а для развития усидчивости и внимания хорошо помогают занятия рисованием, аппликацией, лепкой. Полезно приучать холерика к посильной домашней работе (и следить, чтобы не отлынивал!) . Очень помогает собственный пример - учите малыша быть наблюдательным, сдержанным, помогите понять, что в жизни важно и рассчитывать силы, и обдумывать решения.


Запреты и наказания холерику не помогут , ребенок попросту игнорирует их и сопротивляется, вплоть до ненависти к «воспитателю». Скорее помогает демонстрация «перспектив» бурной деятельности ребенка и положительная оценка. Запаситесь терпением - это главное в воспитании малыша-холерика.

Какие особенности характера у ребенка-дошкольника с типом темперамента сангвиник

Живой, жизнерадостный ребенок-сангвиник обладает подвижной, сильной и уравновешенной нервной системой. Давая характеристику разным темпераментам у детей, особо стоит отметить общительность и активность сангвиников. Как правило, у них всегда бодрое настроение, они деловиты, внимательны и прекрасно усваивают новую информацию.

Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей, но, если общение становится им неинтересно, так же быстро «замораживают дружбу». Получается, что приятелей у малыша много, а настоящих друзей-то и нет. И задача родителей - постараться воспитать у ребенка такую черту, как постоянство. Тем более что маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится не только к друзьям-товарищам, но и к своим делам, обязанностям. Так широта интересов оборачивается своей «изнанкой»: хватаясь за множество дел сразу, малыш ни одно не может довести до конца.

Дети сангвинического темперамента могут быть и «руководителями», и «руководимыми», они не держат обиды на сердце, быстро забывают неудачи и недолго бывают, расстроенными из-за разных неприятностей. Резкие смены настроения - это не про сангвиников. Основные особенности характера детей с таким темпераментом –жизнерадостность, остроумность и предприимчивость.

На все окружающее такие малыши смотрят с неиссякающим оптимизмом, они послушны, но зачастую не умеют отстаивать свое мнение. Иногда такое поведение приносит им вред - ведь слушают малыши всех подряд, а это может доставить сложности и неприятности.

Так же легко малыши-сангвиники переходят от одного вида деятельности к другому. Вот ребенок катается на качелях, вдруг сорвался и помчался строить замок в песочнице, а через пять минут уже спрятался за скамейкой, чтобы побыть в одиночестве. В таком поведении таится «подводный камень». Малыш быстро устает от «однообразия» и, как только дело ему надоедает, стремится перейти к другому, более привлекательному на данный момент. Например, бросает начатый рисунок «домика», чтобы тут же «нарисовать машинку».


Начатое дело должно быть закончено - это правило постарайтесь помочь усвоить малышу-сангвинику. Для этого перед началом дела сангвинику надо поставить четкую цель, обязательно демонстрировать ребенку результаты его работы.

Обучение упорству и терпению, поддержка и одобрение, подчеркивание «важной роли» малыша в порученном деле-лучшие методы в воспитании ребенка-сангвиника. Вы ведь не хотите, чтобы увлеченность и жизнерадостность превратились в непостоянство и легкомыслие?

И одно важное дополнение. Не бывает «хороших» или «плохих» типов темперамента! И у холериков, и у сангвиников, и у меланхоликов, и у флегматиков есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Мы не можем изменить заложенное природой, но в наших силах помочь выделить сильные черты темперамента и «сгладить» слабые.

Малыш подрастает, его «воспитывают» жизнь и окружающие люди, он учится подражать взрослым, берет пример со сверстников. Кроме того, «чистых», стопроцентных типов тоже нет. Гораздо чаще встречаются смешанные типы, с преобладанием какого-либо темперамента. Вот и обращайте внимание на эти яркие черты, развивайте сильные стороны ребенка , учите свое сокровище проявлять силу воли, наступать и отступать, контролировать природный темперамент и использовать самые лучшие черты тех механизмов, что заложила в нас природа.

Инструкция

Этот тип темперамента отличается неуравновешенностью, агрессией, высокой возбудимостью. Дети – решительны и бесстрашны. Они часто самостоятельны, всегда знают, чего хотят. Они не любят одиночества, а в компании стремятся быть лидерами. Правильное воспитание должно проявить в таком ребенке инициативу, увлеченность и организованность. Холерики быстро включаются в игру, но также быстро им она надоедает. Поэтому важно занять такого ребенка активными, подвижными играми. Но игры должны быть непродолжительными, с большим и резким выбросом энергии. Это может быть футбол, баскетбол, ритмичные танцы, соревнования. В воспитании таких детей нужно быть спокойными и терпеливыми. Читайте ему добрые и спокойные книжки, не ругайте его, а объясняйте, что его поступок был плохим и неприятным для окружающих.

Сангвиник

Этот тип темперамента отличается непостоянством. Ребенок – сангвиник легко и быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эти дети любознательны, дружелюбны, активны, жизнерадостны. Они не обидчивы, быстро забывают обиды и перестают плакать. Такой ребенок легко заводит новых друзей, любит компании, поэтому можно предложить ему коллективные игры. Это могут быть танцы, футбол, волейбол и т.д. В силу большой подвижности ребенка – сангвиника не стоит отдавать его в «сидячие» кружки. Дети – несобраны, часто рассеяны и несерьезны, но правильное воспитание поможет родителям проявить в нем целеустремленность в учебе. Для привлечения внимания к учебе родителям такого ребенка нужно много заниматься индивидуально: читать книжки, смотреть развивающие мультфильмы, собирать конструкторы.

Флегматик

Этот тип темперамента отличается спокойствием и неторопливостью. Такие дети молчаливы, медлительны, спокойны к происходящему вокруг. Они любят постоянство: одни и те игрушки, своя личная посуда, хорошо знакомые люди. Фантазия таких детей развита слабо, поэтому не стоит оставлять ребенка самому себе, нужно постоянно заинтересовывать его новыми занятиями. Дети – мало двигаются, любят поспать. Из-за этого спортивные игры их мало интересуют. Но такие дети упорные, всегда добиваются своих целей. Они стабильны, хорошо запоминают все новое. Такие дети усидчивы и поэтому для них подойдут такие занятия как рисование, лепка, аппликация, вышивание, музыка или бальные танцы. Флегматиков очень трудно заинтересовать чем-то новым, но они с удовольствием играют в то, что хорошо знакомо.

Меланхолик

Этот тип темперамента отличается задумчивостью, непонятностью, замедленностью. Такие дети быстро устают, они малоподвижны, с трудом переключаются с одного занятия на другое. Если у ребенка – меланхолика плохое настроение, то это надолго. Если его обидеть, то он будет долго плакать и глубоко переживать. Меланхолики бояться чужих людей и незнакомых обстоятельств. Но, привыкнув, с удовольствием общаются со сверстниками. Такие дети мягкие по характеру, отзывчивые, открытые. Им подойдут спокойные игры и занятия. Они полюбят спокойные фильмы или передачи про животных, чтение книг, лепку или рисование. Такие дети в будущем могут писать стихи, которые будут наполнены совсем недетскими мыслями. Дети – любят одиночество, часто играют одни. Родители должны уделять им много внимания и заботы, дарить тепло и любовь.

Все дети развиваются по индивидуальной программе и лишь отчасти похожи между собой. Один растет спокойным и усидчивым, другой - непоседой, третий - тот, о котором говорят «душа компании», а четвертый комфортно чувствует себя в одиночестве. Даже близнецы отличаются своим поведением, которое зависит от темперамента детей. Что собой представляет это понятие? Какие типы темперамента бывают, поддаются ли они изменениям и как научиться управлять ими? Ответы на эти и другие вопросы будут представлены в следующей статье.

Каждый человек обладает врожденной особенностью, которая ни при каких условиях не поддается изменениям. Это и есть темперамент. Он определяет поведение человека, его эмоциональное состояние, психические процессы. Темперамент не влияет на умственные способности человека, но он проявляется в моторике, физической активности, эмоциональности. Это более обширное понятие нежели характер.

На не оказывают влияние те социально-бытовые условия, в которых воспитывается с ребенок. Он заложен в человеке с рождения. И если характер под влиянием условий внешней среды может кардинально измениться, то с темпераментом такого не произойдет никогда. Со временем родители могут научить ребенка управлять им. Но для этого в процессе воспитания необходимо обязательно учитывать тип темперамента. Правильно подобранные методы позволят вырастить психически уравновешенного, здорового и счастливого ребенка.

Типы темперамента

Темп и ритм деятельности, поведение, речь, коммуникабельность, мимика - все эти черты определены еще с рождения малыша. Знание того, какой тип темперамента присущ малышу, позволяет родителям более взвешенно подходить к процессу воспитания и обучения. А определить его зачастую можно уже на первом году жизни ребенка.

В психологии выделяют 4 типа темперамента детей:

  1. Холерик.
  2. Сангвиник.
  3. Флегматик.
  4. Меланхолик.

Дети, которым присущ конкретный вид темперамента, встречаются достаточно редко. Обычно у ребенка в разной степени проявляются черты того или иного типа. И только один из них является доминантным или ведущим. Существует целый ряд тестов на определение типа темперамента. Проводить их целесообразно в отношении дошкольников старше 6 лет, которые могут четко сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Характеристика темпераментов

Определить, к какому психоэмоциональному типу относится ребенок, можно уже в дошкольном возрасте. А помогут в этом наблюдательность и внимательность родителей. Можно дать следующую характеристику типов темпераментов у детей:

  1. Холерик. К этому виду относятся легко возбудимые, беспокойные, даже агрессивные дети. Они эмоциональны, энергичны, подвержены резкой смене настроения. Трудно предсказать, как такой ребенок поведет себя в новой для него обстановке.
  2. Сангвиник. Ребенка, обладающего этим типом темперамента, видно издалека. Он общителен, сдержан, уравновешен, улыбчив. Это настоящее «солнышко» - жизнерадостное, любознательное, активное создание, практически всегда пребывающее в хорошем настроении.
  3. Флегматик. Этот ребенок сдержан, старателен, вдумчив, но неразговорчив. Флегматик настроен миролюбиво, старается избегать конфликтных ситуаций и не нарушать привычный для него распорядок дня.
  4. Меланхолик. Ребенок, обладающий таким типом темперамента, необщителен, замкнут и угрюм. Он не уверен в собственных силах и нуждается в помощи, когда нужно сделать правильный выбор.

Для каждого индивидуально применяются свои методы воспитания. Остановимся на них более детально.

Сангвиник: особенности темперамента ребенка

Этот живой, жизнерадостный, общительный и энергичный малыш обладает сильной и уравновешенной нервной системой. Ребенок-сангвиник деловит, внимателен, всегда пребывает в хорошем настроении и быстро заводит новых друзей. За любое дело берется с энтузиазмом, но стоит только потерять к нему интерес, как малыш тут же бросает его и переключается на другое. Ребенок-сангвиник легко адаптируется к новым для него условиям, находит общий язык с малознакомыми людьми. Он эмоционален, но все неудачи переживает достаточно легко.

В процессе воспитания сангвиника необходимо учитывать все особенности характера и темперамента ребенка:

  1. Необходимо помочь малышу усвоить следующее правило - начатое дело должно быть закончено. Для этого до начала работы нужно поставить перед ребенком четкую цель, а в конце обязательно продемонстрировать результаты его труда.
  2. Подходить к сангвинику следует только с теплым отношением. В противном случае он замкнется. Ребенку-сангвинику обязательно нужна поддержка и одобрение.
  3. Формирование устойчивых отношений с товарищами. Маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится к новым знакомствам. В результате приятелей у него много, а настоящих друзей нет. Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать в ребенке постоянство и устойчивость его интересов.

Нервная система этого малыша сильная, но неуравновешенная. У холерика процессы возбуждения преобладают над торможением. Такому ребенку сложно контролировать свои эмоции. Его хорошее настроение и безудержное веселье за одну секунду сменяется громкими рыданиями. Холерик легко заводит новых друзей. Он моментально адаптируется в коллективе, но также быстро может спровоцировать соперника на конфликт.

Что касается воспитания ребенка дошкольного возраста с темпераментом холерик, то родителям нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

  1. Важно поддерживать увлечения, связанные с двигательной активностью. Его неуемная энергия должна быть направлена в «нужное русло».
  2. Разговаривать с ребенком-холериком следует ровным тоном, спокойно, но требовательно. Уговоров быть не должно. Ребенок должен усвоить, что общаться нужно без криков и грубостей, а за свои поступки следует извиняться.
  3. Строго соблюдать распорядок дня.
  4. Ограничить все, что приводит к возбуждению нервной системы малыша.
  5. Помогать ребенку переживать его неудачи. В противном случае его излишняя эмоциональность может привести к срыву.

Индивидуальный подход к ребенку-флегматику

Этого малыша с детства называют «удобным». Он мало и негромко плачет, много спит, не требует к себе повышенного внимания. Его сильная и уравновешенная нервная система как-бы малоподвижна. Ребенок-флегматик любит постоянство. Он медленно адаптируется к новой обстановке. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть, приспособиться, выполнить. Это ребенок с пониженной активностью, немного вялый и замкнутый. Он никогда не бывает и не стремится быть первым.

Особенности темперамента ребенка-флегматика требуют определенного подхода в воспитании:

  1. Не нужно торопить и подгонять малыша. Это может привести к тому, что он начнет теряться и перестанет реагировать на любые замечания взрослых или же замкнется в себе еще сильнее.
  2. Флегматика следует приобщать к подвижным командным играм, где можно научиться преодолевать трудности и побеждать.
  3. Важно демонстрировать ребенку результаты его деятельности, но не переставать контролировать его на каждом этапе выполнения работы.
  4. Относиться к флегматику спокойно и уважать его внутренний покой.

Тип темперамента - меланхолик

Главные черты характера такого ребенка - замкнутость и нерешительность. Дети с темпераментом меланхолик отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, плаксивостью, застенчивостью. В благоприятной для них обстановке они стеснительны и милы. Также никогда не показывают на людях свои эмоции, но огорчения, обиды и неудачи переносят достаточно сложно.

Меланхолики - медлительные дети, которые быстро устают. Их утомляют подвижные игры, шумные сверстники и замечания. Они ненавидят садик и школу. Им тяжело адаптироваться в коллективе.

При воспитании ребенка с таким типом темперамента необходимо учесть следующее:

  1. Не нужно давить на меланхолика и подгонять его вперед при выполнении любой работы. Для восстановления сил такому ребенку требуется больше времени. Он долго овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.
  2. Самооценку меланхоликов нужно постоянно поднимать и поддерживать на высоком уровне. Им нужна родительская похвала и одобрение.
  3. Приказы и категорические запреты по отношению к детям-меланхоликам противопоказаны. Они гораздо лучше воспринимают обсуждения, причем с обязательными акцентами на положительные стороны вопроса.

Простой тест на определение темперамента детей

В одном ребенке могут присутствовать черты и сангвиника, и холерика. Очень редко можно встретить человека, которому присущ только один тип темперамента. Важно уделять достаточно внимания своим малышам, чтобы выработать правильную стратегию их воспитания.

Следующий тест поможет определить тип темперамента вашего ребенка. Из четырех вариантов ответов, приложенных к каждому вопросу, нужно выбрать только один:

1. Какие игры предпочитает ребенок:

  • а) тихие, спокойные, преимущественно в одиночестве;
  • б) тихие, но быстро утомляется от них;
  • в) шумные и подвижные;
  • г) шумные и обязательно со зрителями.

2. Как ребенок реагирует на критику взрослых:

  • а) молча, соглашается со своей виной;
  • б) обижается и плачет;
  • в) обещает больше так не делать, но сразу же забывает о данном им слове;
  • г) с возмущением и криками.

3. Как ребенок общается со сверстниками:

  • а) говорит отчетливо, спокойно, без эмоций;
  • б) предпочитает молчать;
  • в) четко, внятно, прислушивается к тому, что ему говорят;
  • г) громко, быстро, возбужденно, совершенно не слушая других.

4. Как ребенок принимает решения:

  • а) спокойно, хладнокровно;
  • б) сложно, нерешительно;
  • в) быстро и правильно;
  • г) инициативно, но его азарт быстро угасает.

5. Какое место ребенок занимает в коллективе и в обществе:

  • а) долго присматривается, интерес проявляет не сразу;
  • б) скован и нерешителен;
  • в) легко адаптируется, проявляет ко всему интерес;
  • г) быстро возбуждается и нервничает.

Результаты теста: если преобладают ответы «а» - ребенок относится к типу темперамента флегматик, если больше букв «б» - меланхолик, «в» - сангвиник, «г» - холерик.

Классификация темперамента младенцев

Известный британский психолог Пенелопа Лич выделяет следующие типы темперамента у детей от рождения до 1 года:

  1. «Несчастные». Малыши, которые относятся к этому типу, часто капризничают и раздражаются по любому поводу. Кроха долго и упорно не желает засыпать, нервничает от этого, и даже кормление грудью не может его успокоить. Как правило, такие дети плохо растут и набирают в весе. Частые пробуждения для них являются вариантом нормы.
  2. «Нервные». Такие дети очень остро реагируют на громкий голос, новые звуки, обстановку. Даже включенный в темноте свет может вызвать у них испуг. Когда такой ребенок голоден, он очень громко кричит и ничто не может успокоить его хотя бы на время.
  3. «Сони». Это ребенок-флегматик. Он спокойно переносит голод и мокрые подгузники, редко бывает чем-то недоволен.
  4. «Бодрячки». Эти дети вместо сна предпочитают изучать окружающую обстановку. Как правило, они развиваются раньше сверстников.

Увлечения детей

Для развития заложенных природой способностей, которые безусловно имеются у каждого ребенка, необходимо найти для малыша «правильные» занятия, раскрывающие его потенциал. Детям разных темпераментов подходят разные увлечения и спортивные секции:

  1. Холерик. Такому ребенку рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, где он сможет реализовать свои лидерские качества. Футбол, хоккей, баскетбол - это то, что нужно холерику. Для контроля над тормозными процессами рекомендуются совместные со взрослыми занятия рисованием и конструированием.
  2. с таким типом темперамента подойдет рисование, шахматы музыка, где он сможет развить свои творческие способности. Его могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.
  3. Сангвиник. Таким детям необходимы подвижные игры, но в спорте они не особо сильно будут стремиться к лучшему результату. Для них важен сам процесс обучения, поэтому в этому случае важно найти хорошего и дружелюбного тренера.
  4. Меланхолик. Такой ребенок сложно включается в коллективные игры. Но занятия в одиночку могут привести к тому, что он еще больше замкнется. Важно помочь ребенку преодолеть себя, чтобы в последствии веселиться наравне со всеми.

Важно запомнить, что не бывает «хороших» или «плохих» темпераментов. И у сангвиников, и у флегматиков, меланхоликов или холериков имеются свои положительные и отрицательные стороны. Родители не могут изменить то, что заложено природой. Темперамент ребенка школьного возраста зависит не от того, насколько он правильно был воспитан дома или в детскому саду. Он дается детям с рождения. Но задача родителей состоит в том, чтобы выделить и подчеркнуть сильные стороны темперамента и «сгладить» слабые.

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

Человек уже рождается с характером. Обязанность родителей – внести коррективы и помочь своему малышу приспособиться в этом мире. Изменить характер невозможно, если только человек сам этого не захочет. Что же касается ребенка, то он в принципе не понимает, зачем себя менять, если ему и так удобно.

Чтобы воспитание было целенаправленным, необходимо определить тип личности своего ребенка. Их ровно четыре: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Каждый тип индивидуален и требует к себе особенного подхода. Если ребенок флегматик, воспитание будет достаточно интересным и сложным одновременно.

Особенности флегматиков

Вы не можете сказать, к какому типу относится ваш малыш? Давайте вместе разбираться. Если ребенок флегматик, характеристика его будет следующей:

  • как любил говорить Карлсон «спокойствие и только спокойствие». Флегматик настолько терпелив и невозмутим, что такая фраза для характеристики очень подходит;
  • из первой черты характера выплывают следующие. Такие, как уравновешенность и то, что вывести из себя его просто невозможно;
  • если порученное дело ему интересно, то он его обязательно выполнит;
  • настойчив;
  • способен к учебе и ответственно относится к поручениям.

Правда, ребенок флегматик очень медлительный и совершенно не любит много двигаться. Чтобы принять решение или сделать порученное ему дело пройдет немало времени, что некоторых родителей выводит из себя. Никакой инициативности от такого малыша не дождешься, а вот упрямства у него достаточно.

Ну что? Вашему малышу подходят такие черты характера? Если не убедительно, тогда пойдем дальше.

  1. Медлительный – вовсе не значит, что не понимающий или не реагирующий на ваши просьбы и вопросы. Совершенно не правильно думать, что флегматик не может запомнить стих или необходимый для учебы текст. Просто все эти процессы у него замедленные;
  2. Свои эмоции он тоже мало выражает, а в борьбу или в драку никогда не полезет;
  3. Флегматик всегда выделяется из массы детей в садике или школе: спокойный и уравновешенный, малообщительный и медлительный;
  4. Ребенок любит находиться больше сам с собой наедине, чем в группе. Если же он нашел себе друга, то его преданность будет безгранична;
  5. Заставить изменить свое мнение или отменить принятое им решение очень тяжело и, в большинстве случаев, заканчивается неудачей;
  6. Если начал что-либо делать – всегда доведет до конца;
  7. Особенность флегматика в том, что научить такого ребенка можно всему, а вот с переучиванием возникнут проблемы.

В чем трудности воспитания такого ребенка

Что же, вот мы и выяснили все характерные черты флегматика. Если вы будете ругать или заставлять малыша делать все быстрее, это может привести только к обидам и противоборству.

  • Раз уж так вышло, что дети флегматики медлительны, то первой рекомендацией будет – обучение рациональному использованию своего и вашего времени;

Каждый родитель должен принять своего ребенка таким, какой он есть, и не стараться побороть в нем то, что является его особенностью. Сложность такого совета заключается в том, что не каждый взрослый способен выдержать темп, необходимый для флегматика:

  1. Придется намного больше времени тратить на объяснение или на выполнение какого-либо задания;
  2. Сосредоточиться у ребенка с таким характером получается тяжело, но при правильном объяснении и подходе он запомнит все на «отлично».

Знайте! Чаще всего флегматик не уверен в своих силах. Решительность - не его конек. Он робок и всегда стесняется новых людей и детей, в том числе. Ему всегда уютно около мамы или бабушки, около человека, которому он доверяет. Иногда создается впечатление, что незнакомые люди малыша пугают.

  • Следующими проблемами, с которыми сталкиваются родители флегматика – его природные лень и упрямство;

Такие черты присутствуют уже с рождения и будут проявлять себя всю жизнь, если вы не сможете их побороть. Упорство и терпение (положительные качества такого типа темперамента) помогут вам из минуса сделать плюс. А для этого необходимо научить ребенка еще с младенчества ставить перед собой правильные цели и уметь упорство направить в нужное русло.

  • Последние минусы характера, вызывающие море эмоций у взрослых – пессимизм и замкнутость. Ребенок флегматик в себе не уверен настолько, что будет бояться принимать самостоятельно решения, будучи уже школьником или подростком (статья по теме: Как развить самостоятельность у ребенка >>>).

Как бы печально это не выглядело, но решение проблем всегда можно найти. Прежде всего, следует осознать свои огрехи в воспитании, и попытаться все это исправить. Только никакой спешки: флегматики ее не принимают. Только размеренность, спокойствие и уравновешенность.

Для того чтобы понять, как воспитывать ребенка флегматика, не обязательно бежать к психологам или врачам. Если знать причину, то ликвидировать ее всегда можно и без посторонней помощи. Следует только приложить старания и понять, что это - особенность вашего ребенка, а не отклонения.

  1. Флегматик любит кропотливый труд, где не нужно активно двигаться. Ему нравится думать, рассуждать и мудрить. Используйте это для его развития. Удачными для этого станут развивающие игры, пазлы, шахматы и прочее;
  2. Не забывайте, что рано или поздно ребенок вырастет и ему необходимо будет определиться с выбором профессии. Обдумайте, какая из профессий не требует моментальных решений и подойдет вашему малышу. Постепенно настраивайте его на эту профессию, рассказывайте о ее преимуществах. Не стоит настаивать. Ребенок должен сам подойти к тому, что данная специальность действительно ему подходит;
  3. Не подгоняйте и требуйте быстро выполнить поручение. Рассчитывайте время так, чтобы малыш смог успеть;
  4. Приучайте распределять время рационально;
  5. Похвала и одобрение – главные ключи в воспитательном процессе. Каждая его работа, сделанная в срок, должна быть замечена и одобрена;
  6. Флегматик предпочитает одиночество. Чтобы приучить его к общению берите его с собой в магазины, в гости, туда, где есть общество и дети (читайте статью по теме: Адаптация к детскому саду >>>);
  7. Не заставляйте ребенка делать то, что требует быстрой реакции. Ваша настойчивость приведет к еще большей замкнутости и неуверенности;
  8. Совместный труд всегда идет на пользу. Покажите своим примером насколько важно работать вместе;
  9. Придумайте игры, способствующие проявлению эмоций;
  10. Каждый флегматик очень тяжело переключает свое внимание с одного вида деятельности на другой. Постепенно приучайте к этому. Желательно начать этот процесс еще в садике, чтобы малышу было легче в школе.

Если ваш ребенок флегматик, то не стоит ставить на нем крест. Правильное воспитание, терпение и настойчивость дадут свои плоды. У малыша есть все данные для того, чтобы стать успешным человеком.

Читайте также .