Домой / Дневной / Сексуальная ориентация. Люди с нетрадиционной ориентацией, расскажите, почему вы сделали такой выбор

Сексуальная ориентация. Люди с нетрадиционной ориентацией, расскажите, почему вы сделали такой выбор

Выбор - это сходить в Макдональдс или Бургер Кинг.

Когда человек растет с ним происходит огромные изменения, то, что природа вложила в него. Одним из таких вложений является врожденное влечение к чему-то. Уже в детстве по суб-признакам и явным признакам можно судить о том, в каком направлении ребенок развивается - гуманитарном или техническом, в художку или в музыку, в танцы или солдаты. По тем же признакам можно определить ориентацию ребенка до полового созревания. И это не игрушки или походка ребенка (как в нам представляют в Ворониных), это определенные наборы психологических признаков. В американской психологии, да и в целом западной, эта тема настолько разработана и продумана, что для выявления подобных признаков для детей даже был разработан аналог теста Люшера.

Но это всего лишь зачаток, который при желании на время можно погасить. К началу полового созревания подросток, как правило, находится в "подвешенном" состоянии: к 12 -14 годам мальчики (к 11-13 девочки) задаются вполне логичными вопросами - что, как, где в сексуальном мире. И от этих вопросов рано или поздно подросток приходит к отношениям с противоположным полом. В этот момент родители отдаляются от ребенка, ребенок стесняется всего и вся, особенно своей начинающейся сексуальной жизни. И естественно ему не с кем обсуждать свою ориентацию, и он гуглит все, что с этим связано. К 15 годам гомосексуальные, бисексуальные, пансексуальные и т.д подростки уже знают о том, что они "другие". Я тоже осознал, что я гей в 15 лет, когда стал понимать, что мне приятно общение с девушкой только как с другом, когда к парням я чувствовал что-то иное. В этот момент я находился в такой самоненависти, в таком гневе к самому себе, что просто не знал стоит ли мне жить. ВГТРК и Первый Канал особенно помогали осознать, что я дивиант, и таким как я место в специализированных клиниках. Но слава психологии, которая уберегла меня от этого ужаса пропаганды, и я ничего с собой не сделал, в отличи от абсолютного большинства своих ЛГБТ+ коллег.

Ориентация - это в первую очередь жизнь человека. И на протяжение своей жизни до камингаута самому себе все сталкиваются с некими сигналами. Человек не может выбирать структуру своего организма, своей личности. А ориентация это нечто среднее между организмом и личностью человека. Безусловно, если ребенок, с врожденной направленностью в гомосекусальность будет жить не зная о ней или же он будет непробиваемо "защищен" от всей пропаганды и т.п. он не раскроет свою ориентацию, так как она будет погашена и информация об этом будет скудна, но рано или поздно человек вновь придет к своей ориентации, потому что человек не может приказать самому себе не любить, не может сказать себе не жить.

Нетрадиционная ориентация – факт человеческой жизни, который существовал во все времена наряду с традиционной ориентацией (что достаточно ясно доказывают исторические документы из разных мест и эпох).

Влечение к людям противоположного пола существовало в среде людей как бы «по умолчанию», было очевидно, что это – доминирующий тип сексуального влечения. Однако оказалось, что не все способны испытывать влечение только к противоположному полу.

В разные периоды истории и в разных культурах формировалось разное отношение к тем, чья сексуальная ориентация была нетрадиционной – от открытого преследования до принятия такого рода контактов в качестве ритуальных практик, от брезгливости до утверждения равенства перед законом.

С одной стороны, эти люди действительно оказывались и оказываются в меньшинстве, а большинство продолжает испытывать влечение к представителям противоположного пола. С другой – это меньшинство достаточно устойчиво. По разным оценкам оно составляет 3-7% от общего числа людей.

Естественно, статистические данные трудно собрать из прошлых исторических эпох, однако исследователи склоняются к мнению, что этот процент остается практически постоянным во все времена.

Сексуальная ориентация в природе не предполагала полной однозначности: в среде животных нетрадиционное сексуальное поведение встречается во многих видах, от червей до млекопитающих, причем примерно в том же процентном соотношении, что и у людей. И следовательно – сложно говорить о том, что нетрадиционная ориентация – что-то «неестественное».

Итак, что такое сексуальная ориентация ? Откуда берется нетрадиционная ориентация ? И какие вообще существуют виды сексуальной ориентации ? Об этом мы поговорим в первой части цикла о различных формах сексуальных предпочтений.

Навигация по статье «Виды сексуальной ориентации и ее формирование»:

Современное научное сообщество так и не выработало единой гипотезы по поводу того, как формируется сексуальная ориентация. Где только не искали – в генах, исследовали различные участки мозга, гормональные факторы, и, конечно же – культурный, социальный контекст, ранний детский опыт и воспитание вообще.

Обо всем этом можно прочесть в любой современной энциклопедии. Но есть то, в чем сходится большинство ученых однозначно: сексуальная ориентация и сексуальность вообще – то, что формируется как минимум с раннего детства, а глубинные основы сексуальности человека закладываются еще во внутриутробной среде.

Если мы посмотрим на развитие плода, то выяснится, что любой человек в утробе матери проходит стадию гермафродитизма: зародыш имеет зачатки как мужских, так и женских половых органов.

Под действием различных биохимических факторов (в том числе и гормонов) зародыш в итоге приобретает черты того или другого пола. Однако, это происходит не со всеми – есть и те, кто даже при рождении имеет не вполне определимый анатомический пол. Существование гермафродитов было известно во все времена – достаточно посмотреть на некоторые древнегреческие статуи.

Этот феномен внутриутробного развития позволил некоторым исследователям (в частности, Фрейду, Кинси, Вейнигеру) сделать вывод о том, что человек в своей основе является бисексуальным, даже если его анатомический пол к моменту рождения сформирован без отклонений.

Однако позже, с развитием полового сознания один из векторов – влечение к противоположному полу или к своему, конкретная сексуальная ориентация – начинает доминировать, а бисексуальность становится латентной, т.е. скрытой, не осознаваемой, остается в потенциале.

На формирование плода и того, с каким набором внутренних, не осознаваемых пока самим человеком, склонностей придет он в этот мир, влияет слишком многое: биохимия организма матери, наследственные (генетические) факторы, даже эмоциональный фон окружения, в котором протекает беременность, может влиять на формирование будущей сексуальности ребенка.

Но мы пока не в состоянии точно проследить всю цепочку формирования такого сложного комплекса реакций, как сексуальная ориентация: ведь младенец не может рассказать о том, как он осознает себя, свой пол, свои пробуждающиеся влечения. Да и осознает он пока крайне мало.

И намного раньше того, как пол и сексуальная ориентация вообще осознаются, на ребенка начинают влиять социальные факторы: ожидания родителей, нормы полового поведения, принятые в данной культуре, представления о приемлемости проявлений сексуальности в конкретной семье.

К тому моменту, когда человек заканчивает период полового развития и становится, к тому же, полноценным членом общества (а совершеннолетие, 18 лет, принято считать статистически средним возрастом завершения полового развития) – он, по сути, уже сформирован и его сексуальная ориентация тоже.

Но не все так просто. Только в случае если сексуальная ориентация – традиционна, она не вызывает вопросов. Подростка поддерживают в его пробуждающихся влечениях или, как минимум, не придают этому значения.

Но в случае, когда так или иначе проявляется нетрадиционная ориентация, или подросток не может определиться, к кому он испытывает больше влечения, развитие происходит с большим компонентом невротических факторов – возникающих вопросов к самому себе, страхов, тревоги, неприятия себя или наоборот – открытого протеста.

Вызвано это тем, что в обществах разных культур нетрадиционная ориентация является чем-то негативным, неприемлемым, патологией. И об этом ребенок узнает достаточно рано, как правило.

Несмотря на длинную историю попыток ученых доказать, что нетрадиционная ориентация – вариант сексуальной нормы, обывательское сознание страшится подобных проявлений.

Углубляться в объяснения, почему нетрадиционная ориентация отвергалась представителями разных культур в разные времена можно долго. Скажу лишь, что нечто отличающееся от большинства так или иначе пугает многих, создает ощущение небезопасности, а дальше люди уже мало задумываются о том, есть ли для страха основания – многим проще запрещать, чем разбираться, и это – уже вопрос ограниченности интеллектуальных ресурсов.

В современном нам обществе большинству родителей кажется, что если ребенок проживет свою жизнь по понятным и привычным для родителей схемам, он проживет ее более безопасно.

И к моменту совершеннолетия такой подросток уже не может в полной мере отличить, что в его пробуждающейся сексуальности – действительно истинно, что – является плодом его же собственной веры в то, «как правильно», сформированной под большим воздействием мнения родителей и социума, а что – протестным поведением или защитным механизмом.

К моменту, когда человек начинает разбираться в себе с этой темой – он уже сформирован полностью, и у внутри сложилось его подлинное ядро влечения, но многое в нем самом вытеснено в бессознательное, а потому поиск того, какова его истинная сексуальная ориентация, может продолжаться уже во взрослом возрасте.

Но давайте поговорим о том, что же вообще бывает в этом смысле с человеком.

Основные виды сексуальной ориентации – гетеросексуальная (влечения к людям противоположного пола), гомосексуальная (влечение к людям своего пола) и бисексуальная (влечение к обоим полам, но не обязательно в равной степени и в один и тот же период жизни).

Иными словами, бисексуал может в один период жизни испытывать влечение к женщинам, в другой – к мужчинам, может быть так, что выбор сексуального объекта зависит не столько от его пола, сколько от человеческих качеств, а может быть и так, что в один период жизни его увлекают то женщины, то мужчины в равной степени.

Однако, виды сексуальной ориентации этим не исчерпываются. Асексуальность тоже считается одной из разновидностей сексуальной ориентации, когда человек в принципе не испытывает полового влечения или испытывает его в очень слабой степени.

Чем это вызвано и считать ли это вариантом нормы – тема для отдельной статьи, однако сами люди, идентифицирующие себя как асексуалы, могут быть вполне реализованы во всех остальных сферах жизни, и исследования не подтверждают наличие у большинства из них каких-либо психических отклонений и патологий личности.

Виды сексуальной ориентации могут иметь и более сложную структуру. Например, в моей практике были клиенты, которые были в большей степени сфокусированы на влечении не к анатомии человека, а скорее к его психологическому гендеру.

Например, мужчина испытывал влечение к молодым людям, как к анатомическим мужчинам, так и к анатомическим женщинам-трансгендерам, планировавшим операцию по смене пола или частично совершившим переход.

Важно было не то, какие анатомические особенности характеризовали данную личность, а то, что психологически это был мужчина – это было самым важным в возникновении и развитии влечения у моего клиента.

Этот мужчина считал себя гомосексуальным, а в случае контакта с женщиной, идентифицировавшей себя как мужчина и стремившейся занять подобающую социальную роль, выглядевшей соответственно и готовившейся к операции по смене пола, он считал, что анатомия ему просто «не мешала» получать удовлетворение от отношений и сексуального контакта.

Также помню женщину, идентифицировавшую себя как гетеросексуалку, при этом у нее было два эпизода отношений с маскулинными женщинами, в которых она чувствовала себя все той же женщиной, за которой ухаживает мужчина. Психология для нее тоже была важнее, чем анатомические особенности.

Или, например, мужчину, считавшего себя бисексуальным, однако однозначно предпочитавшего или женщин-натуралок или мужчин-транссексуалов, выглядящих как женщины, надевающих женскую одежду, при этом не обязательно стремящихся сменить пол.

Все это, теоретически, можно относить к бисексуальности, однако, виды сексуальной ориентации включают в себя термин «пансексуальность», который подчеркивает влечение к людям с определенным набором качеств вне зависимости от их анатомии.

По поводу терминологии ученые продолжают спорить, однако, я привел эти примеры лишь с одной целью: показать, что сексуальная ориентация включает в себя не только фактор анатомии. Как и пол не состоит только из конфигурации половых органов, а включает в себя и психологию, и социальную роль, и идентификацию.

Стоит также сказать о варианте сексуальной нормы. В сексологической практике принято следующее определение:

Сексуальная норма – сексуальные действия достигших половой и социальной зрелости дееспособных субъектов, осуществляемые по взаимному согласию и не предполагающие нанесения ущерба здоровью а также не нарушающие границ третьих лиц.

Проще говоря, если эти взрослые люди отвечают за свои действия, осознают их, не совершают насилия, не прибегают к сексуальным действиям с не осознающим себя полностью человеком (ребенок, психически больной человек), не вовлекают в процесс тех, кто не давал своего согласия на участие, и не наносят друг другу серьезные увечья – они имеют право на все, что в этих рамках могут осуществить.

Но в каждом обществе существуют дополнительные ограничения, которые, как правило, проистекают из множества факторов, в основном, ценностных, моральных и порой как следствие – законодательных, которые могут ограничивать право людей заниматься сексом так, как им хочется.

Рассматривать все виды сексуальных действий с позиции «норма/патология» — не задача данной статьи, но если возвращаться к теме сексуальной ориентации, то половой контакт двух взрослых людей одного пола, осуществляемый по обоюдному согласию и без причинения вреда здоровью, является вариантом сексуальной нормы.

Было бы просто и легко, если бы мир был устроен однозначно. Белое или черное, плохое или хорошее, верх или низ, право или лево. «Чистые» гомосексуалы и такие же «чистые» гетеросексуалы. Но в реальности поделить мир на такие простые и понятные уму категории не удается.

Зоолог и сексолог Альфред Кинси, исследуя половое поведение людей и животных, пришел к выводу, что «чистая» однозначность в этом вопросе бывает редко. Посмотрите на эту шкалу, и вы все поймете сами:

Кинси подтвердил свою гипотезу обширными статистическими данными, но выяснился еще один интересный факт. Мало того, что человек может не быть «чистым» представителем своей ориентации, его не представляется возможным оценить по этой шкале раз и навсегда, потому что разным возрастным периодам могут быть свойственны разные проявления.

Например, в подростковом возрасте, когда сексуальность только пробуждается, достаточно легко перепутать ситуационные проявления гомосексуальности с истинной гомосексуальностью. В те периоды жизни девочки и мальчики существуют в своих, преимущественно однополых, компаниях или по парам друзей.

Дружба в этом возрасте может иметь очень важное значение, она по-настоящему интимна в этот период, и многие мои клиенты признавались, что испытывали влечение, например, к подруге или другу собственного пола.

Иногда это приводило даже к каким-то ситуативным половым контактам, любопытство относительно сексуальности было сильно, а на контакты с противоположным полом еще было сложно и страшно решиться.

Но потом подобные порывы угасали, а с дальнейшим взрослением и при появлении более широкого доступа к противоположному полу, выработки навыка общения и знакомства, поддержания отношений, те «случайные приключения» начинали восприниматься как игра и даже надолго забывались.

Нередко при работе с подростками я сталкивался с тем, что восторженное обожание, например, старшего по возрасту учителя принималось за влюбленность и подросток начинал задавать себе вопрос: у меня – нетрадиционная ориентация?

Но, как правило, для большинства подобные влюбленности не несут в себе никакой информации о том, какой будет реальная сексуальная ориентация взрослого человека в будущем.

Они служат совершенно иной цели: открыть самому подростку силу его эмоций, они позволяют проявить сексуальное любопытство, изучить себя, свои реакции. Зрелые чувства и настоящие сильные влечения приходят, как правило, позже.

Бывает и строго наоборот. Человек, который в подростковом возрасте был «ни сном ни духом» относительно сверстников своего пола, повзрослел, живет обычной гетеросексуальной жизнью, вдруг начинает уже в зрелом возрасте испытывать сильное влечение к своему полу.

Как такое возможно? Как правило – это следствие жесткого воспитания. Если ребенку с ранних лет активно внушать ужас перед гомосексуальностью, подчеркивать, что нетрадиционная ориентация – это позор и кошмар, то даже латентные проявления собственной бисексуальности (которая – помним! – заложена в каждом природой) ребенок постарается изо всех сил подавить и вытеснить.

В результате его влечение начнет формироваться не так, как требует его природа, а так, как требует социум. Причем, у девочек и мальчиков это происходит по-разному. Мальчикам какое-то время под действием сильных юношеских гормонов кажется, что девочки вполне удовлетворяют их желания.

На деле же сказывается общая неразборчивость мужских юношеских влечений, особенно у тех, кто обладает сильной сексуальной конституцией . Инстинкт в момент пика сексуальности настолько мощно требует выхода, что порождает способность удовлетворяться практически любым более или менее подходящим объектом.

А с учетом того, что девушка всеми вокруг награждается ярлыком «правильный объект», то всеобщее одобрение этого шага юноши подогревает его пыл. И только когда тема самоутверждения в социуме отступает на второй план, может проявиться истинная сексуальная ориентация человека.

В моей практике случались клиенты-мужчины, которые успевали на волне самоутверждения жениться и даже завести детей. Но позже, когда для влечения нужны были уже иные факторы, более глубокие, влечение к жене пропадало начисто, а нетрадиционная ориентация «вдруг» заявляла о себе неожиданной, но страстной и непреодолимой влюбленностью.

С женщинами чаще происходило несколько иначе: многие из них заводили отношения с мужчинами, вообще не руководствуясь сексуальными порывами, если только любопытством. Для многих важно было другое – душевная дружба, обеспеченность, поддержка в желании женщины стать матерью.

«Я думала, что секс – не самое главное, — говорила про тот период жизни одна моя клиентка, — мы прекрасно ладили, у нас родился ребенок. И только позже я поняла, что уже действительно хочу получать удовольствие в постели, мне искренне захотелось секса , но при этом я поняла, что этот секс я по-настоящему хочу не с мужем и даже не с мужчиной вообще…»

Встречались примеры и такие, когда человек осознает свою ориентацию, развивает вполне «обычные» отношения, но при этом вдруг испытывает порыв «попробовать новое» именно с партнером своего пола. В общем, вариантов развития очень много.

Все эти примеры я привел для того лишь, чтобы показать: сексуальная ориентация сама по себе формируется рано, но проявляется по-разному, в разные периоды жизни, с разной интенсивностью, и самое важное – может быть до определенной поры не осознаваемой, особенно если это – нетрадиционная ориентация.

Не так уж много людей попадают на крайние точки шкалы сразу, как только вообще осознают свою сексуальность. И в этом нет ничего страшного: человеческая природа пластична не просто так, это – определенный ресурс, который человеку дан природой.

Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы в ситуации отсутствия половых партнеров противоположного пола мочь хотя бы на какое-то время переключиться на партнеров своего. Секс – функция, существующая не только для продолжения рода, и среди животных встречается непродуктивный (не ведущий к зачатию) секс.

Секс помогает выживать виду вообще, потому что, среди прочего, служит формой закрепления союза между людьми, источником творчества, способом самовыражения и т.д. У него очень много важных функций помимо деторождения.

Как один из интересных примеров – некоторые рыбы меняют пол в процессе жизни. Так природа контролирует равновесие самок и самцов в популяции. А в отношении людей некоторые ученые склонны предполагать, что нетрадиционная ориентация – способ регуляции численности популяции.

Как минимум до появления вспомогательных репродуктивных технологий эти люди были теми, кто, по сути, отказывался от активного размножения, сохраняя при этом способность к зачатию, и мог при необходимости все-таки принять участие в процессе размножения.

А в следующей части статьи мы поговорим о том, можно ли изменить сексуальную ориентацию , какие вещи могут этому препятствовать и для чего вообще это может понадобиться.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Половое самосознание - это восприятие себя как человека определенного пола. Оно складывается из представления человека о том, насколько он похож на людей своего пола и представления о том, на кого бы он хотел быть похожим. Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый период жизни имеет свои особенности.

Моментом, "запускающим" половое самосознание, является признание ребенка лицом мужского или женского пола. В дальнейшем, основываясь на простом подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, дети начинают осваивать половые роли.

К определенному возрасту ребенок осознает себя мальчиком или девочкой. Сравнивая себя с другими, общаясь с ними, он получает образное представление о своей половой принадлежности, усваивает половые роли. В основе этого процесса - представление о мужчине и женщине, которое сложилось в данной культуре и которое включает их роли не только в сексуальной жизни, но и в социальной сфере (осознание своих места и роли в семье и обществе).

Из социологии и этнографии известно, что половые роли, в том числе половое разделение труда, в разных обществах складываются неодинаково и зависят от общественного строя.Психологи отмечают, что далеко не все индивидуальные свойства мужчин и женщин обусловлены их половой принадлежностью. Часто они опосредуются и видоизменяются условиями среды, воспитанием, родом деятельности и др. Это полностью относится и к половому поведению.

Полоролевое поведение - это действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу. Это в основном знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности (прическа, использование косметики, украшений и др.), одежде, манере держаться, системе жестов, лексике. Знаковые различия, основанные на половом сознании, дают возможность проявить свою половую принадлежность.

Если в поведении человека содержится недостаточно знаков его половой принадлежности, это вносит тревогу и дискомфорт в общение с ним. Половое поведение не является раз и навсегда сформированной моделью поведения, а представляет собой определенный набор ролей, который постоянно претерпевает изменения. Требования к половому поведению, предъявляемые обществом, имеют половую и возрастную дифференциацию.

Сексуальная, а точнее психосексуальная, ориентация - это направленность полового влечения, определяющая выбор сексуального партнера и особенности полового поведения. Ее формирование начинается в детстве и завершается ко времени наступления половой зрелости. На становление сексуальности человека и связанный с этим процесс выбора сексуального объекта влияет несколько факторов. В первую очередь, это анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме с момента рождения и особенно бурно в период полового созревания. Изменения происходят на гормональном уровне. В это время у подростков появляются вторичные (внешние) половые признаки, начинается процесс подготовки организма девочки и мальчика к выполнению репродуктивных функций.

Биологически организм готовится и в определенный момент становится готовым в полной мере проявлять разнообразные сексуальные реакции.Вторым фактором, формирующим чувство половой принадлежности, сексуальные предпочтения и формы поведения, является усвоение образцов поведения через подражание, принятие приемлемых для себя моделей (стереотипов) поведения. В не меньшей степени на формирование реакций и форм сексуального поведения влияет вся личность человека, особенно его интеллектуальное, эмоциональное развитие, физиологическая и социальная зрелость, уровень самооценки. Все это определяет ориентацию человека в окружающей среде, его возможность контроля за поведенческими процессами.

Влияние окружающей социокультурной среды - третий фактор становления сексуальности. В детстве, далее в подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время в конкретной историко-культурной обстановке. В дальнейшем данные нормы и взгляды перестают осознаваться как заимствованные извне и воспринимаются личностью как собственные.У людей выделяют различные варианты сексуальной ориентации (или направленности полового влечения).

Сексуальное влечение, направленное на лиц противоположного пола, - гетеросексуальность - воспринимается как нечто само собой разумеющееся, естественное, заданное самой природой. Наиболее распространенное отклонение от гетеросексуальности - гомосексуальное влечение - направлено на лиц того же пола и встречается у 2,5% женщин и 5% мужчин. Влечение к лицам обоих полов - бисексуальность - очень редко встречается у мужчин и наблюдается у 1,5% женщин. Иногда она выступает в качестве переходной фазы в период становления сексуальности.Как известно, в нашей стране до середины 30-х годов гомосексуальные отношения не были уголовно наказуемы, хотя открыто не демонстрировались и неизменно вызывали крайне негативную реакцию в обществе.

Затем законодательством был введен запрет мужеложества. В июне 1993 г. уголовное наказание за мужеложество было отменено. Появились специализированные печатные издания, статьи и телепередачи о людях с различной сексуальной ориентацией. Они отвечают наметившейся тенденции убедить всех рассматривать гомосексуальность как реально существующее явление.

Гомосексуальное поведение встречается как у человека, так и у животных (от насекомых до млекопитающих), но при всей внешней схожести оно резко различается. У человека гомосексуальное поведение обычно связано с удовлетворением сексуального влечения. У животных подобное поведение сексуального характера обычно не носит. Настоящие гомосексуальные контакты среди животных встречаются, как правило, у особей, выращенных в неволе, особенно у живших с раннего детства в однополых коллективах (чаще у выращенных в клетках, чем в более свободных условиях). У животных, выросших в естественных условиях, гомосексуальные контакты наблюдаются у незрелых особей на ранних стадиях полового созревания.

Анализ человеческих культур показал наличие гомосексуальности на протяжении всей истории. В древних высокоразвитых цивилизациях подобные отношения были дозволены и даже санкционированы: античные Афины, позднереспубликанский и раннеимперский Рим, культуры Среднего Востока, феодальная и раннесовременная Япония.

Идея о том, что гомосексуальность связана с ересью, набрала силу в средние века, когда стали появляться секты, которые подвергли сомнению доктрины универсальной католической церкви. Церковь в свою очередь выработала санкции против гомосексуальности (в XVI веке Папа Римский Павел IV сжигал гомосексуалов на костре вместе с еретиками).

Причины подлинного (истинного) гомосексуализма, то есть гомосексуального влечения, до настоящего времени еще не выявлены. Хотя на эту тему имеется большое количество исследований и теорий, нет никаких высказываний или утверждений с обоснованием гомо- или гетеросексуальности, которые отвечали бы точным научным критериям оценки.

Все объяснения этого явления можно свести к двум группам:

1) гомосексуальность вызывают постнатальные (действующие после рождения) психосоциальные воздействия;

2) гомосексуальность обусловлена пренатальными (действующими до рождения) причинами, иными словами, она заложена генетически или приобретается во время внутриутробного развития, значит, существует по меньшей мере пренатальная предрасположенность к тому, что позже она проявится.

Некоторые исследователи предполагают взаимодействие обеих групп факторов.Некоторые ученые ставили вопрос: не является ли гомосексуальность неврозом, например формой неправильного психического развития вследствие отрицательных наследственных факторов или более поздних вредных воздействий внешней среды?

В настоящее время почти все эксперты отвечают на этот вопрос отрицательно. Они считают, что каковы бы ни были причины гомосексуальности, она относится к сущности ее носителя, точно так же, как гетеросексуальность у большинства людей.С другой стороны, гомосексуалам (мужчинам) свойственны большая сексуальная неразборчивость и большее количество партнеров, чем у гетеросексуальных мужчин, а также более высокая заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путем, включая СПИД.

Лесбиянство - женская гомосексуальность (по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море). Лесбийская любовь менее изучена, чем гомосексуализм у мужчин. Лесбиянство было распространено на востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также в Африке (Египет), оттуда распространилось в Древнюю Грецию и Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку.

Свои лесбийские наклонности женщины могут осознавать постепенно и при отсутствии сильного сексуального влечения женщине легче скрывать гомоэротические наклонности от себя и окружающих, возможно даже вытесняя их из собственного сознания, или маскировать их менее подозрительными духовными дружескими связями.

Нередко сначала становятся заметными только отвращение к сексу и отсутствие эротического интереса к мужчине. Для лесбиянок, как и для большинства других женщин, большую роль играет эмоциональная сторона любовных отношений. В силу этих и других причин гомосексуалы-женщины меньше обращают на себя внимание в обществе, совместная жизнь двух женщин, путешествия, посещения театров, танцы друг с другом и прочее возбуждают меньше подозрений и меньше шокируют, чем проживание мужчин вдвоем.

Роль консультирования при отклонении сексуальной ориентации. Не только взрослым, но и подросткам сексуальные чувства могут приносить радость, боль, смятение, оказываться всеобъемлющими и сильными эмоциями. Важно, чтобы рядом был кто-то, с кем бы они могли поговорить об этих чувствах.При отклонении сексуальной ориентации у подростка ему, а также его родителям следует проконсультироваться у специалиста (психотерапевта, сексопатолога). Во время консультации, которая должна проходить только в конфиденциальной обстановке, специалист должен выяснить причины такого поведения. При этом необходимо учитывать взаимоотношения родителей, отношения родителей с ребенком и др. Консультант должен очень внимательно и доброжелательно вести беседу с подростком и его родителями. Его задача - помочь найти выход из сложившейся ситуации, дать рекомендации по вопросам общения с ребенком.

Каковы бы ни были возможные биологические причины или сопутствующие факторы гомосексуальности, формирование сексуальной ориентации индивида - сложный и длительный индивидуальный процесс. Важнейший теоретический вывод многолетнего поиска причин гомосексуальности - уяснение того, что мы вообще не знаем «этиологию» устойчивой системы эротических предпочтений индивида, будь то гомо-, гетеро- или бисексуальная ориентация. Поведенческая статистика, подсчитывающая количественное соотношение гомо- и гетеросексуальности, так же легко вводит в заблуждение, как и склонность клиницистов «субстанциализировать» описываемые ими синдромы, превращая их из феноменов в самостоятельные сущности.

Поскольку вариации сексуального, как и всякого иного, поведения могут объясняться временными, ситуативными факторами, американский психиатр Д. Мармор предлагает считать гомосексуальным индивидом только того, «кто во взрослой жизни испытывает определенно более сильное эротическое влечение к представителям собственного пола и обычно, хотя не обязательно, поддерживает с ними сексуальные отношения» . Это определение заведомо исключает преходящие, временные, ситуативно обусловленные (например, жесткой половой сегрегацией в условиях тюрьмы или закрытого учебного заведения) или типичные только для определенной фазы психосексуального развития (препубертатное и подростковое сексуальное экспериментирование) гомосексуальные контакты и переживания. Однако от чего зависит этот итог? В современной сексологии существуют на сей счет две главные парадигмы, за каждой из которых стоит несколько содержательных концепций .

Первая, более традиционная биолого-медицинская парадигма (назовем ее теорией инверсии) относит гомосексуальность к тому же классу явлений, что и гермафродитизм, транссексуализм и трансвестизм. Их общую основу составляет рассогласованность различных детерминант или уровней половой идентичности, но эта рассогласованность неодинакова по своей глубине, устойчивости и преимущественной сфере проявления. Гермафродитизм - явная соматическая патология, делающая невозможной половую идентификацию индивида. Транссексуализм - постоянная, тотальная инверсия половой роли/ идентичности, несовпадение морфологического пола и полового самосознания субъекта, .большей частью обусловленное скрытой генетической или гормональной патологией. Трансвестизм также предполагает инверсию половой роли/идентичности, но не постоянную, а эпизодическую; половая идентичность является в этих случаях как бы сменной, выбираемой на время. Гомосексуализм не затрагивает ни телосложение, ни половую роль/ идентичность, но означает постоянную инверсию сексуальной ориентации, т. е. неадекватный выбор сексуального партнера. У бисексуальных индивидов сексуальная инверсия является временной, эпизодической.

Эта схема по-своему логична, отражая переход от более глубокой и устойчивой инверсии к локальной и эпизодической. Однако хотя «сексуальные» свойства кажутся производными от «половых», так бывает далеко не всегда. С одной стороны, нарушение половой роли/идентичности в детстве в дальнейшем нередко сопровождается сексуальной инверсией. Например, все 9 мальчиков, страдавших допубертатной рассогласованностью половой роли/идентичности, развитие которых прослежено Мани и Руссо до 23-29 лет, стали гомосексуалистами . С другой стороны, трансвестизм не обязательно и даже довольно редко сочетается с гомосексуальностью (это видно, кстати, и из приведенных выше этнографических данных). Поскольку попытки найти биологические детерминанты «чистого» гомосексуализма до сих пор остаются безуспешными, психологи и психиатры вынуждены искать источники сексуальной ориентации как в гомо-, так и в гетеросексуальном варианте, в особенностях индивидуального развития личности.

Вторая парадигма (теория сексуальной ориентации) основывается не на сексопатологии, а на психологии нормального развития, считая формирование эротических предпочтений субъекта одним из аспектов становления его полоролевой ориентации; с этой точки зрения критическим периодом формирования эротических предпочтений будет уже не раннее детство, а предподростковый и подростковый возраст, а наиболее значимыми другими - не родители, а сверстники, с которыми индивид общается и на которых психологически ориентируется в период, когда у него пробуждаются эротические интересы. Соотношение этих двух теоретических моделей представлено на с. 269.

С точки зрения постановки вопроса вторая модель, предлагающая изучать процесс формирования сексуальной ориентации в целом, а не только в гомосексуальном варианте, предпочтительнее, но в содержательном плане обе модели не столько альтернативны, сколько взаимодополнительны. Первая фиксирует связь сексуальной ориентации личности с особенностями формирования полоролевой ориентации и предпочтений у ребенка, тогда как вторая описывает процесс дифференцировки собственно эротических предпочтений, приходящийся на младший подростковый возраст.

Согласно теории Стормса, «эротическая ориентация возникает в результате взаимодействия между развитием полового влечения и социальным развитием в младшем подростковом возрасте» . Иными словами, половое созревание вызывает эротические переживания, а социальная среда и преобладание в ней гетеро- или гомосоциаль-ных моментов (круг общения подростков, объекты их эмоциональных привязанностей, источники сексуальной информации и т. д.) определяют их направленность. Поскольку более раннее пробуждение либидо приходится на возраст, когда в круге общения и эмоциональных привязанностей подростка преобладают сверстники собственного пола, это способствует развитию гомоэротических склонностей, а более позднее созревание, наоборот, благоприятствует гетеросексуальности. При одинаковом половом влечении гомоэротическая ориентация будет тем сильнее, чем продолжительнее период преобладания гомосоциальных отношений; уменьшение половой сегрегации, напротив, способствует формированию гетеросексуальной ориентации.

Стормс подтверждает это ссылками на известные факты более раннего пробуждения у гомосексуалистов эротических интересов и сексуальной активности. Например, по данным Сагира и Робинса , от 60% до 80% мужчин-гомосексуалистов сообщили, что половое влечение появилось у них до 13 лет (в контрольной группе таковых оказалось 20-30%). Меньшая распространенность гомосексуализма среди женщин также может быть объяснена этими двумя факторами: более поздним пробуждением эротических интересов (15 лет по сравнению с 13 у мальчиков) и меньшей гомосоциальностью женщин.

Гипотеза Стормса, несомненно, заслуживает серьезного обсуждения, но далеко не бесспорна. Во-первых, повышенная эротизированность эмоциональных переживаний и межличностных отношений мужчин-гомосексуалистов в подростковом возрасте может быть следствием ретроспективной иллюзии или того, что осознание своей сексуальной необычности побуждает таких людей воспринимать все свои отношения в эротическом ключе. Во-вторых, гомосоциальность, как уже говорилось, способствует развитию гомоэротизма не при всех, а только при каких-то, не вполне одинаковых, условиях. В-третьих, остается открытым вопрос, почему социально типичные для определенного возраста гомоэротические переживания у одних людей проходят, а у других закрепляются. В-четвертых, ссылка на половые различия в этом случае малоубедительна, так как вследствие диффузности женской сексуальности гомоэротические оттенки и мотивы женских межличностных привязанностей часто остаются незамеченными и даже неосознанными.

На переходный возраст приходится львиная доля тех «гомосексуальных контактов», распространенностью которых так ужаснул своих читателей Кинзй. Даже в очищенной от гомосексуалистов выборке Кинзи такие контакты признали 36% мужчин и 15% женщин, обучавшихся в колледже .

Однако пересчет наиболее репрезентативной части выборки Кинзи (2900 мужчин моложе 30 лет, учившихся в колледже) показал, что хотя 30% из них имели в прошлом хотя бы один гомосексуальный контакт, при котором опрошенный или его партнер испытывали оргазм, больше половины данной подвыборки (16% общего числа) не имели такого опыта по достижении 15-летнего возраста, а у другой трети подвыборки (9% общегб числа) гомосексуальное экспериментирование закончилось к 20 годам. По данным Ханта , из людей, имевших когда-либо гомосексуальный контакт, половина мужчин и более половины женщин прекратили такие отношения до наступления 16 лет. Среди американских подростков 13-19 лет гомосексуальный опыт признали 11 % мальчиков и 6 % девочек, но более половины этого опыта приходится у мальчиков на 11-12 лет, а у девочек - на 6-10 лет ^"Среди студентов американских колледжей, опрошенных в 1976 г., такие контакты признали 12% мужчин и 5% женщин , среди канадских студентов - 16-17 и 6-8% соответственно . Среди 16-17-летних школьников ФРГ гомосексуальный контакт признали 18% юношей и 6% девушек, в том числе с оргазмом - 10% юношей и 1% девушек, но в последний год перед опросом такой опыт имели лишь 4% юношей и 1% девушек .

Что реально стоит за этими цифрами, которые, по единодушному мнению специалистов, скорее преуменьшены, чем завышены? Посмотрим на них не с точки зрения сексопатологии, которую интересует этиология гомосексуализма, а с точки зрения нормальной подростковой и юношеской сексуальности.

Гомосексуальный опыт в отрочестве и юности может быть существенным или несущественным фактом психосексуальной биографии индивида, но такой опыт сам по себе отнюдь не делает его «гомосексуалистом», так же как никто не назовет вором ребенка, похитившего чужую игрушку. Большая часть подобных контактов происходит между сверстниками, без участия взрослых. Из числа американских подростков, имеющих гомосексуальный опыт, взрослыми были инициированы только 12% мальчиков и меньше 1 % девочек; у остальных первым партнером был сверстник или подросток ненамного старше или моложе . Сходную картину рисует и гомосексуальная выборка Кинзи: более 60% этих мужчин имели первый гомосексуальный контакт в возрасте от 12 до 14 лет ; в 52,5% случаев партнеру было также от 12 до 15 лет, у 8% он был младше, у 14% это были 16-18-летние юноши и только у остальных - взрослые . Аналогичные данные приводят и другие исследования.

Почему же вообще распространены гомоэротические чувства и контакты среди подростков? Ранние сексологические теории были склонны выводить их из особенностей самой подростковой сексуальности. Например, А. Молль постулировал существование особого периода «подростковой интерсексуальности», когда половая возбудимость очень велика, а объект влечения не определился. Такого мнения и сейчас придерживаются некоторые психиатры . Однако возрастные рамки этого периода (от 7-8 до 15-16 лет) слишком неопределенны. Кроме того, неясно, является ли интерсексуальность всеобщей или характерной только для некоторых детей и подростков (и каких именно), как соотносятся в этих случаях сексуальное поведение и эротические фантазии и др. Если для Молля «интерсексуальность»- возрастной феномен, то 3. Фрейд связывает гомосексуальность с изначальной бисексуальностью человека. Окончательный баланс гетеро- и гомоэротических влечений, т. е. психосексуальная ориентация личности, складывается, по 3. Фрейду, только после полового созревания . Поскольку у подростка этот процесс еще не завершен, «латентная гомосексуальность» проявляется у него, с одной стороны, в прямых сексуальных контактах и играх, а с другой - в страстной дружбе со сверстниками собственного пола. В рамках психоаналитической теории, рассматривающей все эмоциональные привязанности как либидонозные, такая расширительная трактовка грмо-эротизма вполне логична. Однако насколько продуктивен подход, описывающий всю систему общения и эмоциональных привязанностей индивида в терминах, имеющих преимущественно, а для неспециалистов - исключительно сексуальный смысл?

Подростковый возраст и ранняя юность - время, когда личность больше всего нуждается в сильных эмоциональных привязанностях, но как быть, если психологическая близость с лицом противоположного пола затруднена собственной незрелостью подростка плюс многочисленными социальными ограничениями (насмешки товарищей, косые взгляды учителей и родителей), а привязанность к другу своего пола ассоциируется с гомосексуальностью? Порожденный этим страх лишь усиливает неуверенность подростка в своей психосексуальной идентичности. Дело даже не в последствиях. Взаимоотношения подростка с лицами своего и противоположного пола нужно рассматривать в общей системе его межличностных отношений, которые, конечно, не сводятся к сексуально-эротическим. Предложенных Кинзи двух шкал - поведенческой шкалы гетеро/гомосексуальности, фиксирующей половой состав реальных сексуальных партнеров личности, и диспози-циоиной шкалы гетеро/гомоэротизма, фиксирующей эротические предпочтения индивида,- недостаточно для описания и понимания его взаимоотношений с лицами своего и противоположного пола. Их необходимо дополнить двумя коммуникативными шкалаг^и: поведенческой шкалой гетерогомосоциальности, фиксирующей половой состав круга реального общения личности (партнеры по играм, совместной деятельности, участие в однополых или смешанных компаниях и т. п.), и диспозиционной шкалой гетеро/гомофилии, фиксирующей ориентацию на одно- или разнополое общение, способность индивида к психологической интимности и дружбе с представителями своего и противоположного пола и потребность в них и т. д. .

Ни одно из этих понятий не является новым. Понятия гетеро- и гомосоциальности и гетеро/гомофилии давно употребляются в социальной психологии. Что же касается гетеро/гомосексуальности и гетеро/гомоэротизма, то их различал Шандор Ференци уже в начале XX века. Однако эти 4 оси обычно рассматривают изолированно друг от друга. Между тем именно их сопоставление показывает неправомерность сведения общих социально-коммуникативных категорий к сексуально-эротическим, как бы широко последние ни трактовались.

Общеизвестная гомосоциальность мужчин и особенно мальчиков-подростков, предпочитающих общение с представителями своего пола, вытекает не из общего для них «гомосексуального радикала», а из общих закономерностей их половой социализации. Гомофилия, т. е. ориентация скорее на сходство, чем на дополнение, является общепсихологической закономерностью, которая отнюдь не ограничивается сферой взаимоотношения полов; людям вообще свойственно симпатизировать и искать близости с теми, кто кажется им похожими на них самих. Это ярко проявляется в психологии дружбы . В переходном возрасте эта тенденция особенно сильна.

Сочетание коммуникативных и психосексуальных характеристик неодинаково у разных индивидов и на разных стадиях жизненного пути. Поведенческая гетеросексуаль-ность может сочетаться с диспозиционным гомоэротизмом. Гетероэротизм нередко сочетается с гомофилией; это особенно типично для мальчика-подростка, который воспринимает женщину только как сексуальный объект и именно поэтому не способен к психологической близости с ней, остро нуждаясь в друге собственного пола. Половая сегрегация в общении (гомосоциальность) подростков может объективно благоприятствовать гомосексуальным контактам и в то же время стимулировать гетеросексуальные интересы. Подтверждение своей маскулинности и гетеро-сексуальности юноша опять-таки получает от сверстников собственного пола, которым он рассказывает о своих «победах».

Хотя разные эмоциональные привязанности взаимосвязаны и одна из них может предшествовать и подготавливать рождение другой, они принципиально несводимы друг к другу. Психосексуальные переживания переходного возраста можно понять только с учетом других аспектов формирования личности.

Например, интерес к телу и гениталиям людей собственного пола, возникающий уже в раннем детстве, стимулируется прежде всего потребностью самопознания, сравнения себя с другими. В пубертатный период подросток впервые воспринимает собственное тело как эротический объект, вторичные половые признаки становятся для него одновременно знаком взрослости и пола.

Мы читаем в дневнике 14-летней девочки: «Однажды, оставшись ночевать у подруги, я ее спросила - можно мне в знак нашей дружбы погладить ее грудь, а ей - мою? Но она не согласилась. Мне всегда хотелось поцеловать ее, мне это доставляло большое удовольствие. Когда я вижу статую обнаженной женщины^ например, Венеру, то всегда прихожу в экстаз» 1. При желании можно увидеть в этом признании проявление «латентной гомосексуальности». Однако телесный контакт, прикосновение имеют не только эротический смысл, это универсальный язык передачи эмоционального тепла, поддержки и т. д. Оценивая потенциально и даже явно эротические контакты между подростками, нужно помнить и о ситуативных факторах, в частности о высокой гомосоциальности младших подростков, для которых, особенно в 10-12 лет, почти повсеместно характерна некоторая сегрегация игровой активности мальчиков и девочек. Среди товарищей 10-11-летних мальчиков, обследованных Кинзи , мальчики преобладали в 72% случаев, девочки - в 4,7% случаев, было поровну тех и других в 23% случаев. Большая фактическая доступность сверстника своего, нежели противоположного, пола усиливается сходством интересов и значительно менее строгими табу на телесные контакты. Неудивительно, что гомосексуальные игры встречаются у них чаще, чем гетеросексуальные. Меньшая половая сегрегация, вероятно, даст иное соотношение. Генитальная игра со сверстниками, взаимная или групповая мастурбация, если в них не вовлечены взрослые, как правило, не считаются в мальчишеских компаниях чем-то страшным или постыдным. Поскольку у девочек выражения нежности, объятия, поцелуи вообще не табуируются, их потенциальные эротические обертоны большей частью и вовсе не замечаются. Естественно, пробуждающаяся чувственность на первых порах нередко удовлетворяется именно этим путем. К концу пубертатного периода такие игры обычно прекращаются; их продолжение в 15-16 лет уже дает основание для беспокойства.

Так как в генитальных играх младших подростков эротическая мотивация имеет подчиненное значение, психологи, чтобы избежать стигматизации, предпочитают не называть такие контакты гомосексуальными и не придавать им чрезмерного значения. Однако между допу-бертатной гомосексуальной активностью и будущим сексуальным поведением взрослого человека есть определенная связь. Из 2835 мужчин-студентов ФРГ, опрошенных Гизе и Шмидтом , гомосексуальные контакты в течение года перед опросом имели 3,4%. Эти данные были затем сопоставлены с воспоминаниями респондентов об их допубертатной (до 12 лет) гомосексуальной активности; оказалось, что чем выше допубертатная гомосексуальная активность личности (количество контактов и число партнеров), тем вероятнее гомосексуальное поведение взрослого. Из числа студентов, не имевших гомосексуальных контактов в детстве, в последний год перед опросом их имели лишь 2%, а из тех, кто имел много таких контактов,- 19% . Вообще детство гомосексуальных мужчин выглядит более «сексуализированным».

Простейшее объяснение этих корреляций - ссылка на условнорефлекторные связи, которые могут возникнуть у подростка во время генитальной игры и зафиксироваться в качестве гомосексуальной направленности. В принципе это, конечно, не исключено. Однако условнорефлекторная модель психосексуального развития в целом кажется слишком упрощенной, фиксируя внимание скорее на внешней стороне события, чем на его смысле для личности.

Между тем долгосрочные последствия зависят именно от субъективного смысла.

Гомосексуальные контакты со сверстниками, если они имеют игровую форму и не сочетаются с психологической интимностью, большей частью преходящие. Дело не столько в поведении, сколько в переживаниях субъекта. Один пациент Гарри Салливэна, взрослый гомосексуалист, рассказал ему, что в школьные годы только он и еще один мальчик не участвовали в гомозротических играх сверстников; случайно познакомившись затем и с этим школьным товарищем пациента, Салливэн узнал, что он тоже стал гомосексуалистом. Неучастие в играх товарищей было, вероятно, их бессознательной защитной реакцией, но пассивная роль зрителя только усиливала психологическую значимость происходящего .

Корреляциям между гомосексуальными играми мальчиков в допубертатном возрасте и поведением взрослых Г. Шмидт предлагает следующие объяснения: 1) в поведении ребенка уже проявляется будущая гомосексуальная ориентация взрослого; 2) положительно воспринятый сексуальный опыт вызывает желание продолжать его и тем самым формирует гомосексуальную ориентацию; 3) гомосексуалисты чаще вспоминают свои допубертатные сексуальные контакты; у них либо лучше память на такие события, либо меньше склонность к их вытеснению из сознания; 4) гомосексуалисты бессознательно перестраивают свою автобиографию, чтобы придать ей больше последовательности.

Несмотря на разные исходные посылки, эти интерпретации не исключают друг друга. Объяснения 1 й 2 считают описываемые различия реальными, а объяснения 3 и 4 видят в них следствия ретроспективного анализа; кроме того, 1 и 2 основаны на предпосылке, что настоящее есть функция прошлого, тогда как 3 и особенно 4 считают субъективное прошлое функцией настоящего. Проверить эти гипотезы можно только с помощью долгосрочных лонгитюдных исследований; метод поперечных срезов и анализ ретроспективных самоотчетов тут бессильны.

Этиология гомосексуализма выводит нас на проблему генезиса сексуальных ориентаций как таковых. Если законен вопрос, когда, как и в результате чего индивид осознает себя гомосексуалистом, какие стадии проходит этот процесс, то этот вопрос правомерен и в отношении гетеросексуальности.

Исследователи выделяют 3 этапа гомосексуальной идентификации: 1) от первого осознанного эротического интереса к представителю своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности; 2) от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта и 3) от первого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексуальности, за которой следует выработка соответствующего стиля жизни.

Этот процесс неодинаково протекает у мужчин и у женщин. Мальчики, у которых раньше пробуждаются эротические чувства и чья половая роль допускает и даже требует отчетливых проявлений сексуальности, раньше начинают подозревать о своей психосексуальной необычности и раньше начинают половую жизнь, как правило, в гомосексуальном варианте. У девушек психосексуальное самосознание формируется позже; первое увлечение, объектом которого обычно бывает женщина на много лет старше, переживается как потребность в дружбе, гомосексуальному контакту у них часто предшествуют гетеросексуальные связи; так обстояло дело у 55% женщин и только у 19% мужчин . В табл. 15 приводятся данные о возрастных, параметрах этого процесса.

Длительность процесса гомосексуальной идентификации варьирует в зависимости от социальных условий, включая существующие в обществе стереотипы, и индивидуальных особенностей. Если максимум практического сексуального экспериментирования приходится на допубертатный возраст и начальный период полового созревания, то психологически наиболее сложен юношеский возраст, когда завершается формирование сексуальной идентичности. Анализируя свои эротические переживания, юноша с гомоэротическими наклонностями обнаруживает свою непохожесть на других. Это вызывает острый внутренний конфликт, чувство страха и одиночества, мешая установлению психологической близости с другими и усугубляя свойственные этому возрасту психологические трудности. Многие юноши пытаются «защититься» от гомосексуальности экстенсивными, лишенными эмоциональной вовлеченности гетеросексуальными связями, но это чаще всего обостряет внутренний конфликт. Психическое состояние и самочувствие юношей с незавершенной психосексуальной идентификацией значительно хуже, чем у тех, кто так или иначе завершил этот процесс, и они больше нуждаются в психиатрической помощи.

Однако подростковое гомосексуальное экспериментирование не всегда и не у всех бывает просто ситуативным. Судя по всему, оно и его последствия тесно связаны с детским жизненным опытом и самосознанием личности. Выше, обсуждая закономерности психосексуального развития ребенка, я отмечал у мальчиков в соответствии с «принципом Адама» тенденцию «дефеминизации». Вопреки распространенному стереотипу обыденного сознания, ни телосложение, ни поведение взрослых мужчин-гомосексуалистов отнюдь не является более фемининным, чем остальных мужчин. Сравнение гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин по психологическим шкалам маскулинности, фемининности и андрогинии также не подтверждает психоаналитической концепции, что для гомосексуалистов характерна идентификация с противоположным полом. Однако, описывая свое детство, гомосексуалисты часто видят себя более фемининными, чем остальные мужчины. Почему?

В 1974 г. Уитэм задал 206 мужчинам-гомосексуалистам и 78 гетеросексуальным мужчинам ряд вопросов, относившихся к их детству: 1) интересовались ли они куклами, вышиванием и другими «девчачьими» играми и занятиями; 2) любили ли переодеваться в женскую одежду; 3) любили ли играть с девочками больше, чем с мальчиками; 4) дразнили ли их сверстники «девчонкой» и другими женскими кличками; 5) предпочитали ли они в детстве сексуальные игры с мальчиками, а не с девочками. Разница оказалась огромной, особенно между крайними группами исключительно гомо- и исключительно гетеросексуальных мужчин (табл. 16)

Аналогичные данные были получены в Гватемале и Бразилии , заставив предположить, что неадекватные полоролевые предпочтения в детстве - частая предпосылка взрослой гомосексуальности. Конечно, ретроспективные самоотчеты о детском поведении - источник принципиально ненадежный, но сходные результаты по детским играм, дифференцировка которых по полу отличается большой универсальностью и стабильностью, приводят многие другие ученые. Например, Греллерт и сотр. , спросив 198 гомо- и 198 гетеросексуальных мужчин и такие же две группы гомо- и гетеросексуальных женщин о том, насколько характерно было для них участие в 58 различных играх и спортивных занятиях отдельно в 5-8 и 9-13 лет, нашли между этими группами существенные различия, причем большинство гомосексуалистов обнаружили заметные отклонения от полоролевых нормативов. Ту же симптоматику отмечает лонгитюдное исследование Грина, в течение многих лет наблюдавшего мальчиков и девочек с атипичным полоролевым поведением : 94% этих мальчиков начали переодеваться в женскую одежду еще до 6, а 74% - до 4 лет. Дружить с девочками предпочитают 94% фемининных и только 2% маскулинных мальчиков. Фемининные мальчики не только охотно играют в женские игры (куклы, дом), но и нередко выбирают в них женские роли, чего маскулинные мальчики не делают никогда. Хотя причины этой феминизации, равно как и сексологический прогноз, могут быть разными, нарушение полоролевых стандартов поведения в детстве большей частью дополняется в пубертатном возрасте гомосексуальностью.

Однако почему у взрослых гомосексуалистов нет признаков феминизации? Отчасти на этот вопрос отвечает Харри . Опросив более 1500 гомосексуальных мужчин, в какой мере некоторые противоречащие образу маскулинности черты (кличка «неженка», чувство одиночества, желание быть девочкой, общение больше с девочками, переодевание в женскую одежду и т. п.) были характерны для них в детстве, в подростковом возрасте и на стадии взрослости, Харри нашел, что эти признаки с возрастом убывают. Например, в детстве считались «неженками» 42%, в юности - 33%, в настоящее время - 8% опрошенных; желание быть девочкой (женщиной) уменьшилось соответственно с 22% в детстве до 15% в юности и, наконец, до 5% у взрослых; игра (общение) преимущественно с девочками (женщинами) в детстве была характерна для 46%, в юности - для 27%, а для взрослых - для 9% опрошенных. Дефеминизация происходит и у контрольной, гетеросексуальной, группы, но исходный уровень «фемининных» показателей у этих мужчин гораздо ниже. Например, в однородной студенческой подвыборке среди гомосексуалистов в детстве считались «неженками» 47%, а среди гетеросексуальных мужчин - 11%, быть девочками хотели соответственно 34 и 5%, надевали женское платье 44 и 5%. С возрастом эта разница уменьшается или сходит на нет, а кое в чем даже «переворачивается». Например, в детстве общество девочек предпочитали 50% будущих гомосексуальных и только 12% гетеросексуальных студентов-мужчин; в юности соответствующие показатели составили 47 и 25%, а среди взрослых - 23 и 41%, что вполне понятно в связи с расхождением сексуальных ориентаций обеих групп. С одной стороны, тут действуют макросоциальные факторы. Обследование 686 мужчин-гомосексуалистов в Сан-Франциско показало, что психологически и поведенчески феминизированные гомосексуалисты чаще происходят из рабочей, нежели из интеллигентной, среды, причем многие мальчики раньше начинает половую жизнь и именно в гомосексуальном варианте . Харри объясняет это тем, что в культуре «синих воротничков» сильнее выражена полоролевая дихотомизация, благодаря чему любое несоответствие стереотипу маскулинности приобретает большее социальное значение, четче фиксируется окружающими, закрепляясь сначала в самосознании подростка, а затем и в его сексуальной ориентации. С другой стороны, имеет значение микросоциальная, семейная, среда. /Сравнение 66 поведенчески и психологически феминизированных мальчиков 4-11 лет с контрольной группой из 56 обычных маскулинных мальчиков из демографически сходных семей показало, что «фемининных» мальчиков в раннем детстве чаще считали красивыми, они больше болели; в первые годы жизни матери и отцы проводили с ними меньше времени. В то же время ожидаемой разницы в зависимости от того, хотели ли родители в период беременности данным ребенком получить сына или дочь, не обнаружилось, как и разницы в распределении супружеских ролей или удовлетворенности браком (некоторые теории транссексуализма придают этим факторам важное значение) .

Эти данные интересны не только с точки зрения сексопатологии, но и в более широком плане. В соответствии с «принципом Адама» формирование мужской половой идентичности и полоролевого поведения требует каких-то дополнительных усилий, и на мальчиков оказывается сильное давление в направлении психологической и поведенческой дефеминизации. Большинство из них справляются с этой задачей, но у тех, кому это дается труднее и процесс дефеминизации затягивается, по-видимому, остаются какие-то сомнения в своей полоролевой адекватности. Такие мальчики комфортнее чувствуют себя в женском обществе и в то же время испытывают повышенный интерес и тяготение к маскулинному началу, выступающему как своего рода идеал, недостижимый образец. В пубертатном возрасте эти интересы и контакты нередко эротизируются и складываются в более или менее устойчивую диспозиционную систему. При этом одних влечет к более сильным, физически развитым, маскулинным мальчикам, общение с которыми, не обязательно сексуальное, приобщает их к вожделенной маскулинности, в которой им самим как бы отказано (вспомним Тонио Крегера). Другие, напротив, тяготеют к младшим, более слабым и нежным мальчикам, в общении с которыми они могут чувствовать себя более уверенными и маскулинными, чем в обществе ровесников.

Эта модель, принимающая во внимание общеизвестную идеализацию маскулинности в гомосексуальной среде, позволяет, мне кажется, преодолеть односторонность концепции Стормса . Из нее вытекает, что соотношение гомо/гетеросоциальности, гомо/гетерофилии и гомо/гете-роэротизма Зависит не только от возраста и стадии психосексуального развития ребенка, но и от его индивидуальных особенностей. Недаром одни авторы связывают развитие гомосексуальной ориентации с жесткой половой сегрегацией и гомосоциальностью, а другие, напротив, с разнополым общением. В действительности, вероятно, происходит и то, и другое, но эти факторы, как и возраст появления эротических интересов, значение которого подчеркивает Стормс, следует считать не детерминантами сексуальной ориентации, а лишь факторами, способствующими ее формированию, причем это объясняется в рамках теории нормального психосексуального развития, без ссылок на «скрытую» биологию.

Однако если наши сексуальные ориентации Пластичны и изменчивы, то можно ли говорить о существовании единого гомосексуального стиля жизни или особого типа личности?

Любое поведение, не причиняющее никому страдания, а, наоборот, доставляющее радость всем, на кого оно влияет - с точки зрения биоэнергетики благо. А всех остальных это не касается. Желание активно вмешиваться в чужую жизнь обычно свойственно людям, которым безнадежно плохо в своей собственной. Поэтому в споре сторонников и противников легализации гомосексуального поведения, биоэнергетика вообще участия не принимает. Можно испытывать мучения самому и причинять их партнеру в равной степени в гомосексуальной контакте и в гетеросексуальном. Или, наоборот, не испытывать и не причинять. Никакой связи нет.

В вопросах сексуальности существует определенная терминологическая путаница, которая открывает широчайшую дверь для разнообразных манипуляций . Люди часто путают понятия сексуальной ориентации и сексуального поведения. Это далеко не одно и то же.

Сексуальная ориентация - это то, что вызывает у человека состояние сексуального возбуждения, то есть активизирует производство сексуальной энергии в его теле и приводит к концентрации этой энергии в области гениталий. И, как следствие, создает энергетический дисбаланс, стимулирующий сексуальную активность в направлении устранения этого дисбаланса.

Сексуальная ориентация на телесном уровне регулируется гормональной системой и, поэтому, определяется ее работой. А гормональная система, в свою очередь, формируется под воздействием двух факторов - генетической предрасположенности, которая обуславливает активность рецепторов, чувствительных к воздействию половых гормонов и внутриутробного развития - гормонального фона матери в период формирования этой системы. И то, и другое происходит еще до того, как человек родится, поэтому сексуальная ориентация - это врожденное качество. Опыт многих поколений врачей, пытавшихся ее лечить разными способами, но с одинаково нулевым результатом, только подтверждает этот вывод.

Сексуальное поведение - это с кем человек вступает в сексуальные взаимодействия. И это нечто совершенно другое. Часто люди, под воздействием психотравм, обиды, социальной обусловленности, испытывают затруднения в реализации своего сексуального влечения естественным путем, то есть то, что вызывает у них возбуждение, оказывается для них трудно достижимо. Трудности могут оказаться столь велики, что сексуальное поведение, не соответствующее истинной ориентации оказывается энергетически оптимальным.

По этой причине, люди, испытывающие физиологическое влечение к партнерам одного пола, очень часто реально имеют отношения с партнерами другого и даже не осознают, в чем причина того, что гармоничные отношения, доставляющие радость и чувство удовлетворения, построить не удается.

Мы не рассматриваем здесь сексуальное поведение людей. Если оно отличается от их ориентации, от того, к кому человек реально испытывает влечение, кто его возбуждает сексуально, ему, как говорится, нужен другой доктор. Этого доктора он сможет найти на страницах этого сайта, если внимательно его прочитает. Мы уделяем много внимания целепологанию и тому, чтобы ставить цели исходя из своих собственных потребностей, для того, чтобы улучшить качество своих собственных ощущений, а не для того, чтобы произвести впечатление на окружающих и заслужить их одобрение.

В данной теме речь идет именно о сексуальной ориентации .То есть о том, взаимодействие с какой энергией необходимо человеку для повышения качества своих ощущений и развития своей энергетики.

У гомосексуальной ориентации и у гетеросексуальной с точки зрения биоэнергетики есть одно общее свойство. И то, и другое - нарушение . Секс - это наиболее интенсивная форма энергетического взаимодействия между людьми. Не единственная, разумеется, но очень мощная. Особенно, если к сексу приводит не просто стремление к удовлетворению похоти и снятию напряжения, а симпатия, доверие и желание углубить отношения. И чем больше симпатии и доверия, тем в большей степени люди открываются друг другу и тем мощнее идет поток энергии между ними.

Человек для повышения уровня своей энергетики и улучшения качества своих ощущений, для того, чтобы наслаждаться жизнью и переживать состояние счастья, нуждается и в мужской энергии, и в женской. То есть каждый нуждается для полноценного функционирования своей энергетики в обмене энергии как с представителями своего пола, так и противоположного.

И в какой форме производится этот обмен - при помощи секса или других методов, биоэнергетику не интересует. Разные методы имеют свои особенности, но это уже уровень технических подробностей. Люди, достигшие определенного прогресса в развитии своей энергетики, вообще, как правило, отказываются от собственно секса, потому что в их распоряжении оказываются способы взаимодействия с партнерами, намного более эффективные и, одновременно, приносящие намного больше наслаждения и экстаза, чем привычный всем западный секс.

Здесь необходимо сделать важное отступление и подчеркнуть одну вещь . Вышесказанное не означает, что развитие энергетики приводит людей к необходимости отказа от секса. Нередко нам с удивлением приходится слышать, что люди бросают практику Тантры из страха, что лишатся столь значимого для них источника наслаждения.

Только в обществе, состоящем из глубоко и тяжело хронически сексуально неудовлетворенных людей, может возникнуть такой бредовый страх. Если существует философия, которая выступает за то, чтобы не ограничивать себя в получении наслаждения, так это, несомненно, Тантра.

На самом деле все совершенно иначе. Чем выше качество энергии и чем тоньше вибрации, тем больше мощность она развивает и, следовательно, тем выше уровень удовольствия, экстаза от ощущения ее потока. До тех пор, пока качество энергии не слишком выросло, можно использовать неочищенную, грубую сексуальную энергию, и это не снижает уровень мощности. А когда в организме начинают проходить потоки, несравненно более мощные и человек начинает испытывать экстаз, несравненно более сильный, отказ от секса не вызывает никакого сожаления, потому что это не самодисциплина, а выбор более приятной из двух возможностей.

Какую роль играют прикосновения к правому локтю во время секса? Настойчивый и навязчивый интерес к этой подробности на фоне полного безразлиия к намного более важным деталям, независимо от сексуальной ориентации, вызовет веские подозрения, что у человека не все в порядке с психикой.

Именно так биоэнергетика относится к напряженным конвульсивным движениям, сопровождающимся трением гениталиями, именуемым в нашем обществе сексом. Главное содержание секса - это энергетическое взаимодействие, а какими техническими приемами оно обеспечено - вопрос второстепенный. Поэтому мы в дальнейшем будем рассматривать под термином "сексуальная ориентация" не процесс накопления энергии в гениталиях от предвкушения возможности почесаться о тело партнера того или иного пола, а потребность в энергетическом обмене с носителем энергии мужского или женского типа. И не столь важно, при помощи секса или других методов.

Придание важности генитальному сексу и сбросу энергии в результате бурной сексуальной разрядки имеет те же самые причины как в гомосексуальной, так и в гетеросексуальной среде. Эти причины - социального характера и к самому сексу никакого отношения не имеют. Независимо от того, что люди думают о своей ориентации, нужно обратить внимание на энергетические механизмы возникновения сексуального возбуждения.

Сексуальная ориентация - потребность во вступлении в энергетический контакт с другими людьми и обмен энергией с целью улучшения ее качества и увеличения количества, вызывающая влечение к носителям той энергии, в которой ощущается потребность, мужской или женской.

Если придерживаться этого определения, то все люди от природы бисексуальны. Справедливости ради, нужно сказать, что мужская бисексуальность сильно отличается от женской. Так же сильно, как мужчина вообще отличается от женщины. А отличаются они настолько, что отличий намного больше, чем сходства.

К сожалению, не только в сексе, но и в любых других формах энергетического взаимодействия между собой, даже намного менее табуированных и регламентированных обществом, люди, обусловленные травмирующим воспитанием, не просто несвободны или ограничивают сами себя. Можно смело сказать, что они возможность вступать в энергетический контакт с другими вообще блокируют. Это явление получило в социологии наименование "одиночество в толпе".

То, что накладывает ограничения на свободу человека вступать в энергетические взаимодействия либо с представителями своего пола, как у гетеросексуалов, либо противоположного, как у гомосексуалов, это в любом случае - психологические проблемы, вызванные психотравмами, энергетические блоки и вытекающие из них умопостроения.

Биоэнергетика не дает научное оправдание беспорядочным половые связи . Биоэнергетика, в отличие от общественной морали, не осуждает, не запрещает и не наказывает за подобное поведение, но это не значит, что она их поощряет! Биоэнергетика объясняет вред подобного поведения для развития энергетики человека. Этот вред очевиден. Но каждый человек имеет полное право распорядиться своим физическим и психическим здоровьем по своему усмотрению, если это не приносит никому вреда.

Биоэнергетика - это объективная наука. И она рассматривает секс вне системы общественной морали, основанной на праве собственности одного человека на другого. Поэтому сам по себе секс вне брака с точки зрения биоэнергетики вреда не приносит. Зачастую как раз секс в браке оказывается весьма травматичным, если в основе брака лежат негармоничные отношения.

Секс без близости, с точки зрения Тантры - это тоже способ обмена энергией между партнерами, но он позволяет обмениваться только достаточно грубыми видами энергии. Для того, чтобы взаимодействие включало и тонкие энергии, помимо секса необходимо отношение доверия, открытости, симпатии, а на самых высоких уровнях - любви. Иначе секс начнет тормозить продвижение в энергетическом развитии и духовном совершенствовании, будет удерживать людей на уровне низких и слабых вибраций. А дальше каждый сам для себя решает, ограничивать ли себя в количестве сексуальных партнеров ради достижения более высокого качества, или нет. А люди, соблюдающие верность не из ощущения близости, а в силу взятых на себя обязательств, из двух зол выбирают оба.

Секс - это только один из способов энергетического взаимодействия между людьми как одного пола, так и противоположных полов . Существуют и другие способы, знаительно более эффективные и экстатичные, по крайней мере, если сравнивать с примитивной формой секса, которая распространена на Западе. Эти способы содержатся в древних, но очень действенных техниках развития, управления и направления сексуальной энергии - Тантра Йоге и Даосской Йоге.

Обучение этим техникам помогает каждому, независимо от его сексуальной ориентации и эмоциональных предпочтений, стать энергетически сбалансированным, успешным и счастливым человеком, живущим в гармонии с собой, окружающим пространством и миром.