Домой / Дневной / Средства внушения. Внушение и его виды

Средства внушения. Внушение и его виды

Внушение – это воздействие на субъекта, позволяющее влиять на его мыслительные процессы и поведение, а также получить реакцию на стимул, направленный на подсознание человека. Эффективность внушения зависит от многих факторов, среди которых следует выделить настроенность самого субъекта, характер воздействия и условия, в которых оно было произведено.

Существует несколько видов внушения.

Виды внушения

Внушение подразделяется на вербальное, то есть с участием слов, и невербальное, не содержащее словесного компонента. Рассмотрим обе группы подробнее.

Вербальное внушение

Существует прямое, косвенное и открытое внушение. При прямом внушении намерения психотерапевта ясны и не могут быть истолкованы никак иначе. Особенно это проявляется при явном прямом внушении, когда врач точно объясняет, что должно произойти и какая поставлена цель. Чаще всего такое внушение используется для обезболивания при операциях.

Выделяют также закамуфлированное прямое внушение. В этом случае психотерапевт не говорит прямо о том, что ожидается в процессе внушения, однако намекает, что частично результат будет зависеть от самого пациента. Постгипнотическое прямое внушение применяется для вызова самогипноза, а также для того, чтобы заставить пациента забыть о каких-либо негативных событиях. При этом виде внушения психотерапевт программирует сознание пациента на выполнение определенных действий после сеанса гипноза.

Косвенное внушение отличается от предыдущих тем, что у пациента существует возможность выбора, то есть он может и не принимать то, что ему внушают. Намерения врача в этом случае не ясны больному. Косвенное внушение используется для того, чтобы направить пациента в том направлении, которого он избегает.

Как и прямое внушение, косвенное подразделяется на несколько видов.

Во-первых, это последовательность принятия. Врач перечисляет утверждения, с которыми пациент соглашается, а в конце излагает то утверждение, которое больной должен принять.

Во-вторых, импликация. Врач утверждает то, что может произойти. При этом пациент уже заранее программируется на неизбежность данной ситуации.

Двойная связка – прием, используемый наиболее часто. Больному предлагается выбрать из двух вариантов, которые на самом деле одинаковы, например: «Вы чувствуете легкость в правой или левой руке?».

Внушение отсутствием упоминания – если при перечислении возможных ситуаций опускается значимый элемент, его отсутствие акцентирует внимание на нем. В результате можно добиться сосредоточенности пациента на важном аспекте.

Существует много других приемов косвенного внушения, здесь приведены лишь самые распространенные и известные.

И, наконец, третья группа прямого внушения – открытое внушение. Здесь также выделяют несколько видов внушения. Их общей чертой является предоставление пациенту широкого выбора действий. К примеру, врач может предложить ему расплывчатые рамки, которые больной заполняет по собственному усмотрению. Такой вид внушения называется мобилизующим. Также пациенту может быть предоставлено большое количество возможных ответов (ограниченное открытое внушение). Например, высказывание «Вы можете работать разными способами» предлагает пациенту выбрать один из таких способов.

Также довольно часто используется терапевтическая метафора. Под метафорой понимают замену названия одной вещи наименованием другой. Такой прием используется как в книгах, так и в повседневной жизни. Метафора служит для соединения несопоставимых аспектов реальности, поэтому можно сказать, что весь мир состоит из метафор. Через них люди передают разнообразную информацию.

В психотерапии метафора также широко используется. Она образует систему основных понятий – таких, как самость, Тень, Персона, мышечный панцирь и многие другие. Метафора, применяемая во время внушения, всегда содержит несколько уровней. То есть любые фраза, жест, идея не являются однозначными, а имеют два значения.

Явное предназначено для сознания пациента, тогда как скрытое обращено к его бессознательному. При этом внушаемый имеет право выбора, иными словами, он сам решает, принимать или нет второй смысл данного высказывания.

Невербальное внушение

Невербальное внушение, то есть осуществляемое не словами, а посредством жестов и интонаций, играет очень важную роль в гипнотических манипуляциях. Следует отметить, что оно может использоваться не только с определенной целью, но и совершенно бессознательно. Невербальное внушение также делится на несколько видов.

Во-первых, к невербальному внушению относится каталепсия. Под этим термином понимают феномен, при котором пациент занимает вынужденное положение, которое внушил ему гипнотизер. Различают каталепсию всего тела и каталепсию какой-то его части (например, руки). Постоянно применять этот вид внушения не рекомендуется.

Вторая распространенная форма невербального внушения – это паузы. Посредством их можно изменять смысл высказываний, которые приобретают вид открытого внушения. Другими словами, пациент заполняет пустоту во фразе собственным решением. Кроме того, с помощью паузы можно выделить главную мысль предложения или высказывания.

В прошлом веке неоднократно заходила речь об опасности внушения, о его побочном действии. В частности, у многих пациентов появлялись на коже сыпь и покраснение. Однако это объясняется скорее особенностями психики испытуемых: сыпь появлялась у тех, кто сильно волновался и нервничал.

И последний вид невербального внушения, который будет рассмотрен, – левитация. Во время нее не требуется физического воздействия гипнотизера, то есть пациент осуществляет ее посредством своего воображения. Время, когда начнется левитация, также определяется пациентом. К положительным сторонам этого метода относится и то, что левитация облегчает процесс вхождения в транс, так как, испытав это внушение хотя бы раз, больной может сам воспроизвести его. Левитацию по этой причине часто используют при самогипнозе, во время этого состояния пациент испытывает состояние комфорта, что делает левитацию одним из самых распространенных видов невербального внушения.

Приемы и способы психологического воздействия на людей - это основная часть практической психологии. Благодаря этому каждый день наука открывает, изучает, проверяет, обобщает и предлагает использовать психологические методы влияния людей друг на друга в их жизни. Это может быть семейная, производственная, трудовая и общественная сфера. Все люди, когда общаются между собой, влияют друг на друга, специально или не специально, и используют при этом на практике определённые механизмы.

Какие существуют приемы и методы воздействия на человека?

Среди основных выделим следующие:

  • заражение;
  • внушение;
  • убеждение;
  • принуждение;
  • подражание;
  • поощрение.

Самым древним из них является механизм заражения. Он являет собой передачу эмоционально-психического настроя от одного к другому (смех, паника). Эффект заражения в большой степени зависит от интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека.

Внушение: характеристика метода

Внушение лежит в основе обращения к эмоционально-бессознательной сфере человека. Оно имеет вербальный характер, а значит, осуществляется при помощи слов.

Та информация, которая предназначена для внушения, должна быть очень короткой, но имеющий максимальный смысл и насыщенность. А также использовать момент экспрессии, чтобы человек вмиг поверил в то, что ему говорят. Кроме этого, воздействующий человек не должен быть в эмоциональном трансе, а обязан быть в здравом рассудке, чувствовать себя уверенно, поскольку авторитетность источника информации - основа внушения. Если же воздействующий (внушающий) не имеет авторитета для воспринимающего (внушаемого), тогда сеанс не окончится успешно.

Важно помнить, что эффективность внушения может зависеть от интонации голоса человека. Она должна показывать уверенность, авторитетность и важность слов.

Методы убеждения: влияние внешних факторов на человека

Ежедневно мы сталкивается с убеждением. К примеру, производители продуктов питания желают, чтоб мы приобретали их масло и сыр, а киностудии - чтоб посещали премьеры их фильмов в кинотеатрах.

Так как методы убеждения - главная составляющая нашей жизни, зачастую мы не всегда можем заметить то, как оказались под их воздействием и влиянием внешних факторов. Эту науку изучали еще с древних времен, её конечной целью являлось заставить другого человека со спокойствием усвоить определённый аргумент и принять новое суждение элементов его системы мировоззрения.

Какие существуют основные методы убеждения и насколько они эффективны?

Ниже приведем несколько высокоэффективных приёмов убеждения. Кроме них также используются: поощрения, наказания, позитивный или негативный опыт, взывание к моральным качествам человека.

К методам убеждения относятся следующие виды:

  1. Наставление. Когда убеждаемый настроен положительно к убеждающему (если у него есть авторитет), он наставляет слушателей, убеждает их вести себя конкретным, нужным ему образом. В форме наставления директор дает непосредственные рекомендации своим подчиненным: «Сделайте это следующим образом, и мы добьемся таких-то результатов».
  2. Команды и приказы. К этим методам прибегают очень часто, если перед аудиторией имеется авторитет. Главное, чтоб приказы выполнялись. Но для успеха убеждаемый не должен критиковать поставленные задачи. К примеру, на просьбу родителей или бабушки собрать игрушки, малыш будет реагировать по-разному, если мама строга с ним, а бабушка проявляет мягкость.
  3. Совет. Когда между людьми есть доверие, близость, понимание. Конечно, давать советы нужно правильно, и делать это так, чтобы не обидеть близкого человека.
  4. Намек. Этот вид воздействия является косвенным, поскольку информацию сообщают не напрямую, а в виде полушутки или сравнения. По большей части намек нацелен не на мышление человека, а обращён к его эмоциональному состоянию. Лучше всего его использовать тогда, когда человек в игривом, приподнятом настроении.
  5. Косвенное одобрение. Данный прием можно использовать, когда человек в целом действует правильно. Главная цель - не дать свернуть с нужного пути. Но почему одобрение - косвенное? Если человеку сказать все напрямую и открытым текстом, это будет похоже на лесть и может отпугнуть. Абсолютно неуместно заглядывать человеку прямо в глаза и говорить: «Вы молодец! Таким образом, вы добьетесь желаемого». Лучше будет использовать убедительную фразу. Например: «Такой подход, как правило, дает отличные результаты».
  6. Плацебо. Данный эффект уже давно известен медицине. Как правило, доктор дает пациенту вместо серьезного лекарства обычную аскорбинку и говорит, что это препарат нового поколения, и он поможет от всех бед. Больной верит в хороший исход лечения и таким образом исцеляется. Также можно использовать данный прием, чтоб убедить собеседника, что все у него получится. К примеру, дать ребенку талисман и сказать, что пока он его хранит, сможет достичь всего, о чем мечтает. Правда, если еще приложит усилия. И вот увидите, у ребенка непременно все получится.

Все эти приемы известны каждому, в них нет ничего поражающего воображение, главное, правильно ими пользоваться, и тогда успех гарантирован. Существуют психологические методы убеждения, основная цель которых - воздействие на сознание человека и прием вашей точки зрения.

Психологические приёмы

Метод убеждения, примеры которого представлены в статье, широко используется психологами. Разберём их основные приёмы:

  1. Фундаментальный. Прямая речь к собеседнику, которого в открытую знакомят с нужной информацией, служащей основой доказательств правды.
  2. Противоречия. Выявление нестыковок в доводах убеждаемого и тщательная проверка личных аргументов на непротиворечивость, дабы предотвратить контратаку.
  3. Извлечение выводов. Аргументы раскрывают не сразу, а постепенно. Добиваясь согласия на каждом шаге.
  4. Куски. Аргументы убеждаемого распределяют на сильные, средние, слабые. Первых в основном не касаются, главная цель - последние.
  5. Акцентирование. Подчёркивание определённых моментов в приводимых собеседником доводах («ты же сам говоришь»).
  6. Игнорирование. Используется, если факт, который привел собеседник, не поддается опровержению.
  7. Двусторонняя аргументация. Для убедительности говорят сначала о преимуществах, а затем о недостатках предлагаемого способа решения данного вопроса.
  8. Метод бумеранга. Собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в другую сторону. Аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

О принуждении

Методы убеждения и принуждения требуют их правильного использования на собеседнике. Эти два приёма абсолютно нельзя отрывать друг от друга, между ними существует диалектическая связь, единая объективность характера, и их использование определяется уровнем развития отношений в обществе.

Техника принуждения - это метод воздействия, имеющий два фактора: морально - психологический и физический. Он по своей сути схож с убеждением. Ведь в обоих главная задача ведущего - чтобы собеседник начал думать, как он. Как при использовании метода убеждения, в принуждении человек вначале обосновывает свою непосредственную точку зрения, прибегая к разным доказательствам. Поэтому их принято считать основными способами психологического воздействия на своего собеседника.

Акт убеждения является чуть ли не одним из самых сложных и требует определенных правил. Главное место в данном процессе является аргументирование позиции и стремление сделать так, чтобы её приняли другие люди. Методы принуждения и убеждения призваны заставить собеседника сделать то, что вам необходимо.

О поощрении

Становится определённо понятно, на что направлены методы убеждения. Методы поощрения - являются ли психологическим воздействием на человека? Техника данного способа направлена на стимулирование и закрепления положительного поведения воспитуемого. Но важно помнить, что поощрение не должно превращаться в захваливание, поскольку это затормозит стремление к деятельности. Особенно нужно это для детей дошкольного, школьного и подросткового возраста.

Психолог О. Запорожец, исследовав данный метод, пришел к выводу, что поощрение и похвала от учителей, родственников хорошо влияет на деятельность ребят. Такое влияние включает в себе две стадии. На первой - похвала будет действовать, как прямое положительное усиление деятельности. На второй - прямое усиление обретет внутреннюю, подсознательную мотивацию для дальнейших действий. Чтобы обратиться к данному способу, необходимо учитывать объективность и справедливость. Также не забывать о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанника. Практика поощрения человека материальными средствами в семье часто приводит к большим проблемам.

Требования к поощрению

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Нужно поощрять поступки ребенка, которые являются примером для других.
  2. При таком методе нужно учитывать возраст и личные особенности.
  3. Поощрение эффективно только от авторитетных лиц или микросоциума.
  4. Нельзя применять способ по отношению к одним и тем же детям.

В таком принципе главное, чтобы дети или сотрудники испытывали чувство гордости и удовлетворения за хорошие результаты в работе или учебе.

Соотношение убеждения и внушения

Методы внушения и убеждения - каково соотношение между ними? Иногда кажется, что в обоих случаях происходит навязывание человеку чужих мыслей или чувств. Существует ли между двумя методами разница и в чём она заключается?

Убеждение - это элемент мировоззрения личности, который побуждает действовать конкретным образом (например, не соглашаться на интимную близость на первом свидании, поскольку хорошие девочки так себя ведут). Повлиять на человека в таком случае, значит передать мировоззрение другому человеку (убедить подругу, что на свидании - никакого секса, поскольку так правильно). Внушение же не затрагивает систему взглядов человека. Рассмотрим это подробнее.

Тонкости метода внушения

Внушение - другой процесс, это в первую очередь агрессивное психологическое воздействие. В обход сознанию и критическому мышлению человека, ему уверенно навязывают установку, которую необходимо принять. Этот процесс проходит через подсознание. Внушаемый слепо впитывает информацию. Это может происходить с помощью гипноза, давления или эмоционально-волевого проявления. Многие полагают, что внушить человеку что-нибудь можно даже мысленно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Способы и средства массовой коммуникации. Коммуникативные формы передачи информации. Виды и функции коммуникации. Влияние массовой информации на общество. Процесс формирования информационного поля. Организованные утечки информации. Искажения фактов в СМИ.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2011

    Понятие, критерии, особенности использования и виды средств массовой информации. Анализ гарантий свободы массовой информации. Специальные правила регистрации и освобождение от них для средств массовой информации. Сущность форм выражения информации.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Признаки манипулятивного воздействия. Феномен и механизмы языковой манипуляции. Технологии и классификация инструментов в текстах интернет-средствах массовой информации. Использование риторического инструментария. Конвергенция каналов доставки сообщений.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    Основные функции и сущность средств массовой информации. Главные модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти. Мотивы и формы сотрудничества и проблемы взаимоотношений государственной власти и средств массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Понятие языковой нормы. Характеристика, основные виды и функции современных средств массовой информации. Особенности нарушения языковых норм в текстах средств массовой информации. Языковая, социально-психологическая и культурная ситуация в обществе.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2012

Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Внушению должны быть присущи следующие характеристики:

1. Целенаправленность и плановость.

Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических операций и тем условиям, в которых они проводятся.

2. Конкретность объекта внушения.

Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

3. Некритическое восприятие информации объектом внушения.

Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной деятельности.

4. Определенность инициируемого поведения.

Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков объекта воздействия, соответствующих целям психологической операции.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от:

  • а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как:
    • · интеллект и находчивость;
    • · воля и уверенность в себе;
    • · кругозор и компетентность;
    • · доброжелательность к объекту;
    • · собственная убежденность в том, что внушается.
  • б) содержания внушения, зависящем от:
    • · характера внушаемой информации;
    • · ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине - в 30%, в конце - в 70%).
  • в) внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект (большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
    • · сначала происходит оценка тех качеств субъекта, которые определяют его способность внушать (т.е. его интеллекта, компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;
    • · затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (установлено, что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему даже такие психологические качества, которыми тот в действительности не обладает, а при общем отрицательном отношении объект «лишает» субъекта и тех качеств, которыми ему действительно присущи).

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

  • · по способу внушающего воздействия;
  • · по средствам воздействия;
  • · по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
  • · по длительности эффекта воздействия;
  • · по содержанию воздействия.
  • 1. По способу воздействия внушение бывает открытым или закрытым.

Открытое (прямое) внушение - это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия.

Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.

2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистанционным.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом.

Дистанционное воздействие осуществляется с помощью средств массовой информации. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

3. По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение.

При «непосредственном» внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия.

При «отсроченном» внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв (создается установка на срабатывание внушения в будущем).

4. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным.

Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия.

Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

Специфическое - это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции.

Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний.

Методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов психологического воздействия, но в их эффективности не приходится сомневаться.

Александр Любимов


В американских фильмах одно время были популярны герои, которые по пути на работу слушали аудиозаписи, где приятный голос (обычно мужской) вещал:

Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.

Человек на экране занимался самовнушением. То есть внушал что-то самому себе.

Внушение довольно интересная штука: его используют во множестве направлений, от аутотренинга до экриксоновского гипноза и НЛП, оно эффективно работает, и при этом объясняют принцип его работы очень большим количеством способов. Я дам один из вариантов.

Когда мы говорим, мы создаём определённую реальность. Если человек верит в эту реальность, он начинает вести себя в соответствии с ней.

Если человек верит в то, что он уверен в себе - он ведёт себя в соответствии с этим представлением. Если же он верит, что он неудачник - аналогично.

Поэтому лучше верить в то, что вы справитесь с задачей или успешно достигните цели.

Вот при помощи внушений мы эту реальность и создаём.

Соответственно, есть определённые правила, которые помогают создать для человека полезную реальность, в которую он поверит.

При этом мы регулярно делаем внушения себе и окружающим, но не все эти внушения бывают полезны. При чём когда люди делают эти внушения, в большинстве случаев, они совершенно не хотят навредить. Просто язык работает таким образом.
Человек ходит и пытается мотивировать себя: «Ну как можно так ошибиться? Почему я такой тупой?» - и даёт себе команду «быть тупым». Не думаю, что он хотел сделать себе такое внушение.
Например, крик матери: «Не беги, упадёшь», - типичное внушение «отрицание в команде» и может восприниматься ребёнком как команда побежать и упасть. И послушный ребёнок бежит и падает. Мать как раз не хочет, чтобы ребёнок падал, но…
- Ты такая умная, добрая, красивая - что же у тебя так плохо с мужиками? - подбадривает подруга. Используя в речи «последовательность принятия» и внушая «плохо с мужиками».
Так что давайте тренироваться делать хорошие и полезные внушения.

Виды внушений

Во-первых, можно внушения разделить на «внушения себе» - самовнушения, - и «внушения другим». Правила для них приблизительно одни и те же, так что особо заостряться на различиях я не буду.

Во-вторых, есть прямые и косвенные внушения . При прямом внушении человеку обычно прямо и говорят:

Ты уверен в себе.

Ты легко добьёшься цели.

Но в нормальном состоянии большинство людей довольно скептически относятся к таким утверждениям. Так что прямые внушения более-менее работают, только когда человек в трансе.

В аутотренинге человек сам себя вводит в транс (то есть аутотренинг - это вид самогипноза) и сам себе делает внушение, в гипнозе оператор вводит человека в транс и внушает ему что-то.

Поэтому в повседневной коммуникации используются замаскированные, косвенные внушения. В них для маскировки используются разные механизмы, но общий подход - отвлечь как-то сознание, чтобы команда дошла до бессознательного.

Использование

Внушения, как уже было сказано, создают определённую реальность.

Например, если вы хотите, чтобы вам человек действительно позвонил, создайте реальность, в которой он обязательно это сделает. Например, вопрос: «Когда вы мне позвоните?» - создаёт реальности, в которой человек обязательно звонит. В отличии от фразы: «Вы мне перезвоните?» - в которой существует выбор, что человек этого не сделает.

Так что при их помощи можно создать реальность в которой человек:

    более успешен;

    быстрее запоминает иностранные слова;

    легко встаёт по утрам;

    уверен в себе;

  • сам справляется с проблемами;

    достигает поставленных целей;

    получает удовольствие от жизни.

Например, мне, как тренеру, при обучении группы удобно создавать реальность, в которой занимающиеся:

    быстрее обучаются;

    им интересно;

    достигают успеха;

    легко запоминают материал.

Точно так же вы можете создать себе реальность в которой вы:

    дисциплинированы;

    усидчивы;

    уверены в себе;

    контролируете свои эмоции;

    любите заниматься спортом;

    вовремя ложитесь спать;

    Косвенные внушения

    Косвенных внушений довольно много видов, при чём в разных направлениях их группируют и даже называют по-разному.

    Например, то, что в НЛП называют пресуппозициями, в Эриксоновском гипнозе называют импликациями.

    В последующих главах мы разберём шесть наиболее часть встречающихся вариантов.

    Пресуппозиции

    Такое построение фразы, в которой команда представляется как нечто не подлежащее сомнению.

    Когда вы мне позвоните?

    В этом вопросе нет сомнения на счёт того, позвонит человек или нет.

    Какое упражнение ты будешь делать первым?

    Здесь нет сомнения, что человек будет делать упражнения, вопрос только в последовательности.

    Напишите нам, за что вы любите «Галина Бланка».

    Вы любите «Галина Бланка», осталось только выяснить, за что.

    Отрицания в команде

    Бессознательное, которое более склонно к синтетическому целостному мышлению, с трудом относится к отрицаниям: не беги, не смотри, не ходи, - поэтому оно их просто откидывает. И получается: беги, смотри, ходи.

    Просто для отрицания нужно сначала представить объект, а потом его отрицать. С чем легко справляется логическое последовательно мышление, свойственное сознанию.

    Так что во фразе: «Не подписываете договор, ещё раз внимательно его не прочитав», - содержится команда «подписать договор».

    Трюизмы

    Трюизм - это фраза, полностью соответствующая действительности.

    Париж - столица Франции.

    Люди бывают успешны.

    Ты способен расслабиться.

    Трюизмы задают рамку восприятия реальности и работаю, как внушения.

    Невербальные выделения

    - Вы можете войте в транс медленно , вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него быстро .

    Можно предложить человеку выборы, но более «правильные» невербально выделить. И он, совершенно бессознательно, склонится именно к ним.

    Вложенные сообщения

    В Эриксоновском гипнозе используется термин «контекстуальное внушение».

    Если вы часть слов с речи или тексте выделите невербально, они начинают восприниматься бессознательным как команды.

    Вы сейчас читаете эту книгу, и некоторым из вас трудно удерживать внимание . Но легко отвлечься. Это нормально.

    Команда: «Удерживать внимание легко».

    Последовательность принятия

    Часто встречающийся в повседневной жизни приём: вы делаете несколько утверждений, с которыми человек искренне соглашается, а потом вставляете команду.

    Мы уже занимаемся несколько часов, некоторые из вас устали и хотят отдохнуть, но именно сейчас вам будет всё легко запомнить.

    Сначала три фразы, с которыми люди соглашаются (если действительно занимались несколько часов, устали и хотят отдохнуть) и команда: «сейчас вам будет всё легко запомнить». Эти три первоначальные утверждения нужны для создания впечатления истинности последней фразы.

    Условия внушения

    Мало суметь вставить команды в речь - нужно ещё обеспечить условия взаимодействия, в которых команды станут внушениями.

    Раппорт

    Внушения работают, только если есть раппорт.

    Ну так вышло. Я не виноват. Без раппорта все эти штуки бесполезны.

    Транс

    Лучше, если собеседник будет в трансе. Не обязательно глубокий, достаточно лёгкого. Не обязательно, но полезно.

    Намерение

    Внушения должны поддерживать намерения клиента.

    Хотя бы некоторые.

    Если внушения не встроить в карту клиента, то они либо вообще им не будут восприняты, либо перестанут работать через какое-то время.

    То есть если человек не собирается в принципе ничего покупать, вряд ли вам удастся внушить ему эту мысль. Но вот если он собирается купить, но всё никак не примет решение - внушение может помочь ему сделать это быстрее.

    Конструирование команд

    Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.

    Простая фраза

    Желательно, чтобы фраза была простая - без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.

    Положительная формулировка

    Что человек стоит сделать, а не то, что он должен прекратить делать.

    Действие или оценка

    Команды касаются либо конкретных действий:

      вынеси мусор;

      сделай уроки;

      почувствуй себя уверенно;

      расслабься;

      позвони завтра.

    Либо изменения оценки:

      ты успешный;

      тебе нравится заниматься;

      ты усидчивый;

      я люблю бегать по утрам (для самовнушения);

      это сделать легко.

    Однозначная трактовка

    Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.

    Например, фраза «запустить проект» имеет как минимум два смысла: начать проект и забросить проект.

    Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».

    Примеры удачных команд:

      Я уверен в себе.

      Я легко запоминаю новые иностранные слова.

      Позвони мне завтра.

      Подпиши договор.

      Тебе нравится бегать по утрам.

      Ты расслабляешься.

      Тебе легко сосредотачиваться.

      Ты быстро выздоравливаешь.

      Боль уходит.

    Упражнение «Конструирование команд»

    Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:

      Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.

      Подросток боится сдачи экзаменов.

      Муж забывает вынести мусор.

      Не могу заставить себя бегать по утрам.

      Трудно запоминать иностранные слова.

    Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:

      Человеку не хватает мотивации их повторять.

      Он всё время откладывает занятия.

      Он плохо запоминает.

      Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.

      Ему не нравится учить этот язык.

    Соответственно, команды будут разные.

    Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.

    Ты способен быстро выучить новые французские слова.

    Тебе нравится учить новые французские слова.