Домой / Дневной / Темари - мастер-класс. Как научиться вышивать японские шары

Темари - мастер-класс. Как научиться вышивать японские шары

Сегодня можно выбрать себе хобби действительно на любой вкус. Любителям рукоделия предлагаем познакомиться с занимательным видом японского рукоделия - темари. Эти красочные шарики могут стать хорошим сувениром для близких или оригинальным украшением для елки. Для вас подробная инструкция создания темари своими руками.


Темари своими руками: древние и современные

Изначально темари были китайскими шариками для игр, которые шили из старых кимоно. Со временем искусство создания темари перекочевало в Японию и усложнилось - жены самураев стали украшать детские игрушки замысловатой цветной вышивкой. Узоры на темари могли быть и совсем простыми, и крайне сложными - новая техника обрела статус настоящего искусства, а обрывки тканей были заменены дорогими шелковыми и даже золотыми нитями.

Такие шары темари своими руками создают современные японские бабушки.

Как сделать шары темари своими руками

Чтобы вышить темари, нам понадобятся:

  • клубок шерстяных ниток;
  • нитки разных цветов (мулине, ирис или любые другие яркие нити):
  • французские булавки;
  • ножницы;
  • игла для шитья.

Подготовка основы для темари

Сначала необходимо изготовить основу темари - мари. Для этого возьмите немного шерстяной пряжи и смотайте ее в клубок.

В качестве основы можно использовать и другие материалы. Проще всего взять готовый пластмассовый шар или шарик из пенопласта (для гольфа, из зоомагазина). Некоторые умелицы оборачивают синтепоном киндер-сюрприз.

Конец нити сформированного шарика обрежьте и завяжите узлом. Нитки основного цвета проденьте в иглу. Затем иглу протолкните через конец нитки шерстяного шарика и проткните наш будущий темари своими руками насквозь в нескольких местах. Следите за тем, чтобы не потерять иглу в глубине шарика.

Теперь иглу можно снять и начать обматывать шар нитками в разных направлениях, пока у вас не получится тугой плотный шар и пока он полностью не будет покрыт основной нитью так, чтобы основа не была видна.

Нитки натягивайте не слишком туго (чтобы не испортить форму) и не слишком слабо (нить может начать соскальзывать). Проденьте кончик нити в иглу, сделайте несколько стежков и спрячьте кончик в центре шара. Мари готов.

Вышивка темари

Узор на темари обычно геометрический, поэтому на шар нужно нанести метки. Для большей точности пользуйтесь сантиметровой лентой.

По окружности темари воткните 4 булавки на равном расстоянии. Затем с 2 сторон в центре полученного квадрата воткните еще по булавке. Теперь снова по окружности ровно между 2 соседними булавками, которые вы установили ранее, установите еще по булавке, то есть 4 дополнительно, а затем 8. В итоге у вас должно получиться 16 булавок, расположенных на равном расстоянии друг от друга по линии «экватора».

Теперь необходимо закрепить нить. Отрежьте длинную нить, проденьте конец в иглу и, не завязывая узелок, закрепите нить следующим образом:

  • сделайте несколько стежков сквозь шар, чтобы закрепить нить, выведите ее возле одной из булавок;
  • оберните нить вокруг «экватора» несколько раз, касаясь булавок;
  • обрежьте лишнюю нить и закрепите так же, как вы закрепляли в начале работы;
  • натягивая нить, оберните по нескольку раз шар возле каждой из 16 булавок;
  • там, где линии нитей пересекаются, сделайте маленькие стежки (это будут направляющие нити);
  • закрепите конец нити и возьмите нить следующего цвета.

Делайте стежки нитями разных оттенков по показанному на фотографиях образцу: от одной из булавок окружности, пересекая 3 направляющие нити, так, чтобы получался узор из лепестков. Другую сторону сферы вышейте точно так же.

Один и тот же цвет можно использовать несколько раз в разных сочетаниях. Швы делайте только в углах узора, все остальное выполняйте, оборачивая нити. Также можно делать дополнительные стежки, если линии нитей смещаются.

Когда у вас закончатся все цвета и темари, сделанный своими руками, приобретет законченный вид, вытащите булавки.

Японские схемы заполнения темари

Используя показанные на схемах способы заполнения темари вышивкой, вы можете создавать самые разнообразные узоры и их комбинации.

Японское слово "темари" означает "мяч принцессы". Темари - японская национальная техника вышивания на шарах.

Интерес к темари неудивителен. Изящные вышитые миниатюры приводят в детский восторг любого, кто их видит. На многих людей темари действуют гипнотически - взгляд вновь и вновь возвращается к их калейдоскопическим узорам, пытаясь проследить путь нити и уловить симметрию рисунка. Поняв закономерности построения орнаментов, трудно удержаться от желания собственноручно создать хоть один маленький шедевр.

История темари насчитывает уже несколько столетий.
В 8 веке в Японию из Китая пришла игра кемари (ножной мяч), в которую сначала играли только знатные люди. Мячи для игры были сделаны из кожи оленя и не отличались богатым декором. Позже игра стала более массовой. Известно, что в 13-16 в подобные шары использовались уличными жонглерами для представлений.

Видимо, к этому времени относится начало развития искусства темари в том виде, как оно известно сейчас. Игра кемари (ножной мяч) трансформировалась в темари (ручной мяч), и в эту игру стали играть девочки знатных фамилий. Поскольку мячики уже не пинали ногами, а обращались с ними аккуратно, стало возможным богато украшать их шелковой вышивкой. Темари стало искусством аристократии, и благородные дамы конкурировали в создании все более сложных и запутанных узоров. Женщины-служанки в домах самураев также соревновались друг с другом в умении вышить лучший подарок для своей госпожи.

Темари стали драгоценным подарком, их блестящие шелковые и золотые нити символизировали пожелания блестящей и богатой жизни. Темари были непременным атрибутом праздника девочек, во время которого девочки играли в особые игры с шариками, подбрасывая их со специальными ритмичными песнями. Когда дочери самураев выходили замуж, то, покидая родной замок, они брали с собой темари как талисманы и память о родном доме. Эти увозимые в новую жизнь темари даже имеют специальные названия.

Если сначала искусство темари было привилегией только высших слоев общества, то постепенно оно становилось все более массовым. В 19 веке с развитием технологий шелковые нити стали более доступны широким слоям населения и начался расцвет искусства. В каждом из многочисленных регионов страны были разработаны свои характерные узоры, которые потом передавались из поколения в поколение. Поскольку шелковые нити оставались все-таки дорогим удовольствием, то появились узоры, позволяющие использовать даже самые короткие обрывки нити. Для этих узоров используется не вышивка, а обмотка шарика нитью, которая может быть связана из отдельных кусочков.

В начале 20 века, с появлением резиновых мячей, интерес к темари пошел на убыль. Однако в середине 70-х годов, в связи со всплеском внимания к традиционным культурам, темари снова попали в поле зрения любителей рукоделия. Несколько хороших публикаций о темари на английском языке сделали это искусство известным далеко за пределами Японии, и оно стало стремительно набирать поклонников. Сегодня темари опять считаются в Японии дорогим подарком и традиционным сувениром, а во всем мире известны как необыкновенно занимательное рукоделие, имеющее множество фанатов.

Традиционно основа для темари изготавливалась из старых, отживших свое кимоно, которые рвались на полосы и сматывались в тугой клубок. Иногда основой для такого клубка служил мешочек с рисовой шелухой или деревянная бусина. Внутрь шарика может быть помещен колокольчик или погремушка, шнурок от которых иногда выводится наружу, если для получения звука надо дернуть за него.

Когда сформирована основа темари в виде очень плотного тряпичного шара, наматывается верхний слой декоративных ниток, по которым ведется собственно вышивка. Традиционные узоры, как правило, геометрические, иногда включающие элементы свободной вышивки. В любом случае работа над темари начинается с предварительной разметки шарика специальными нитями. Типов разметки очень немного, они известны веками, и все многообразие узоров построено именно на них. Традиционные темари использовали всего 2 вида стежков для вышивки и несколько приемов обмотки шарика, на основе которых выработаны типичные элементы дизайна, имеющие, кстати, собственные названия. Вариативность узоров достигается за счет различных комбинаций известных элементов и различного их расположения на узлах разметки.

Для современных темари иногда используются в качестве основы заготовки из пенополистирола, внутрь которых также могут быть вложены погремушки. Использование такой основы облегчает работу над темари, потому что для некоторых узоров очень важна точность разметки, и неправильность формы шарика, которая неизбежно возникает при сматывании его из ленточек, может создать трудности при его разметке. Тем не менее, мастера зачастую предпочитают традиционную рисовую шелуху, на которую еще, к тому же, иногда капают ароматические масла.

Средний размер темари - 5-12 см в диаметре, но встречались упоминания о 30 сантиметровом шарике (правда, не старинном, а сувенирном, недавнего времени). Определенной популярностью пользуются также маленькие темари, которые используются для украшений.

Часто темари снабжаются петлей для подвески сверху и декоративным узлом или кистью внизу.

Интересно, что если раньше старые кимоно служили основой для темари, то теперь сюжеты с изображением темари часто используются в экслюзивных шелках для новых кимоно. На фотографиях вверху - два фрагмента современных шелков с узором темари. Шарики украшены традиционным узором и на них видна разметка.

В процессе освоения искусства темари очень приемлемой заменой рисовой шелухе могут служить скомканные полиэтиленовые пакеты. Конечно, оно не так эстетично, зато, как сказано в любимом фильме "дешево, надежно и практично". Комок пакетов быстро формирует внутренний объем шарика, и ему довольно легко придать правильную форму, прижимая нитками "выпирающие" места. На фотографиях внизу - процесс изготовления шарика-основы.

Темари своими руками – это разукрашенные ручные мячики, которые смотрятся художественно, необычно и нарядно в интерьере каждого дома.

Это древнее китайское искусство вышивания на шарах, позволяющее творить и создавать необыкновенные, привлекающие своей красотой, великолепием составляющие декора. Используется, как для декорирования жилища, так и как детская игрушка, погремушка. Красочная, качественная и мягкая поделка своими руками станет любимой игрушкой любого ребёнка.

Чтобы научиться делать это изделие, необходимо запастись настойчивостью, сосредоточенностью и упорством. Процедура такого элитного, интересного вышивания утомительная, длительная и трудоемкая. Обладая огромным непреодолимым желанием, усидчивостью и терпением, можно создать собственноручно изысканный модный шедевр искусства.

Материал для творческой работы

Прежде, чем приступить к выполнению сосредоточенной работы, нужно подготовить необходимый рабочий материал:

Иллюстрация Материал

разная ненужная, находящаяся в доме ветошь: шерсть, лоскутки, оторванные помпоны

нитки нескольких цветов: катушечные, мулине, ирис

штопальные иглы разных размеров

булавки со шляпкой

сантиметровая лента

средние ножницы

удобные плоскогубцы

Формирование шарика

Основа для будущих мячиков формируется с помощью ненужной шерсти, кусочков отрезков ткани, старых дырявых носков. Чтобы он звучал и гремел, можно в серединку вставить ёмкость из киндер-сюрприза, предварительно положив в нее бусинку или маленький колокольчик.

С хорошим настроением и желанием начинаем делать китайские шары.

Работа начинается из образования основы:

  1. Берем нарезанные лоскутки и формируем кружок.
  2. Полученная лоскутная фигура плотно обматывается шерстяным волокном. Наблюдаем, чтобы держалась четкая, круглая форма изделия.
  3. На готовый шерстяной клубочек наматывается ирис ярких, выразительных оттенков так, чтобы совсем не было просветов. Необычно и сказочно выглядят голубые, красные, зеленые, желтые и оранжевые мячи.
  4. Когда он полностью обмотается, продевается кончик в штопальную иголку и вводится в серединку, прокалывая фигуру насквозь. Вытаскиваем заострённый край иглы, применяя приготовленные плоскогубцы.
  5. Нить обрезается у самого основания сферы. Можно оставить хвостик, чтобы в будущем сделать петельку.

Выполнение схематичной наметки

Прежде чем приступить к вышивке, нужно произвести точную разметку. Это делается для того, чтобы в дальнейшем было легко создавать придуманный оригинальный орнамент.

Выполнение наметки начинается с таких шагов:

1. Толстая темная нить продевается в иглу и втыкается в образовавшийся клубок, закрепляясь булавочкой с ушком – это север.

2. Шар диаметрально опоясывается, возвращаясь в исходное положение. Внизу закрепляется булавкой – это «юг». Измеряем сантиметровой лентой расстояние между булавками.

3. Накрест от обвязки производим очередное опоясывание из выбранной основной точки.

4. Чтобы добиться равномерности, неоднократно перемеряем промежуток между точками.

Получаем предмет, похожий на маленький глобус, пронизанный меридианами и с полюсами. Его можно разделять разным количеством секций. Последний обвив делается по центру, нитка заводится в горизонтальном положении по поперечнику.

Важно! Очень плотная обмотка деформирует клубок, слабая – орнамент теряет гладкость. Нужно соблюдать меру.

Округлая модель и скрупулёзная чёткая маркировка – важные принципы создания. Поэтому есть необходимость в постоянном измерении промежутков между намеченными контурами. Соблюдая необходимые принципы распланировки, орнамент ложится ровно и чётко. Окончив наметку, делаем вышивку.

Вышивание на заготовке

Новичкам стоит начинать работу с несложного орнамента – квадрата.

Геометрический рисунок выполняется из катушек разноцветных волокон, приготовленных заранее.

  1. На одном из перекрестков линий приподнимается булавка и очень близко к ней просовывается игла. Вышивка выполняется осторожно, чтобы не смещались ранее размеченные полосы.
  2. Далее по часовой стрелочке вводится иголка в исходном месте и продевается через четыре перекрёстные линии. Когда вводим нить под линию, захватываем немного пряжи фоновой основы во избежание плавания рисунка.
  3. Шьём ровно, подсчитывая количество прошитых рядков. Обычно выполняется шесть одноцветных стежков.
  4. Если после формирования первого квадрата нитка осталась, её проводят под основой, оставляя на очередной ромб у следующего перекрёстка.
  5. Те же шаги проделываем с оставшейся пряжей. Орнамент вышивки подчеркивается каёмкой. Между разными оттенками делаем стежок из контрастного цвета.

Украшение изделия

Не зашитые места можно украсить разнообразными бусинами, жемчугом, бисером. Открытые части декорируют золотым, серебряным, контрастным цветом. Делается треугольник, измеряется и разделяется равномерно на две доли. После чего закрепляется со всех сторон булавкой. Булавка приподымается и протягивается игла с узлом, делается шов от треугольника к булавочке на другой стороне.

Тесёмка для китайского ручного мячика

Чтобы наше творение возможно было закрепить, лучше всего сделать тесьму и прикрепить к готовому творению.

Таким образом, изделие прикрепится к сумочке, рюкзаку, предметам мебели. Во избежание нарушения орнамента, тесёмка присоединяется к не вышитой части шара.

Шнурок для поделки китайского искусства существует двух типов:

  • петелька
  • косичка

Технология изготовления косички заключается в таких приемах:

1. Берётся нить в шесть сложений и продевается в ушко большой цыганской иголки.

2. Завязывается тугой узелок.

3. Продевается в не зашитую часть шарика.

4. Шесть делятся на три равные части.

5. Заплетается косичка. Длина шнурка подбирается по желанию.

Совет:

В ходе работы с данной техникой, закрепляйте пряжу, волокнистые концы вытягивайте иглой с разных сторон. Чтобы косичка крепко держалась, концы сразу не обрезаются. Из готового шнура завязывается крепкий узел у основания, далее излишки узких полос обрезаются. Просмотрев и изучив статью и пошаговое описание творческого процесса, можно сделать китайские шары. Данные изделия украсят ваш интерьер, создадут в доме праздничную, радостную атмосферу. Друзья, увидев такую необычную, красивую вещицу будут в восторге.

Как изготавливают китайские шары-головоломки August 3rd, 2017

В течение многих столетий китайское прикладное искусство было известно во всем мире своей невероятной красотой и изяществом. Если нужно выбрать единственный объект, который лучше всего описывает китайское внимание к деталям, это, конечно же, будет шар-загадка из слоновой кости

Китайские шары — головоломки - декоративные предметы, которые состоят из нескольких концентрических сфер, каждая из которых вращается свободно, но при этом вырезана из той же самой части материала что и предыдущие

Вы можете найти шары, сделанные из синтетической слоновой кости, смолы, древесины, нефрита и других материалов. Эти произведения искусства обычно состоят из 3 — 7 слоев, а самый большой в мире шар — загадка сделан из 42 концентрических шаров

Давайте узнаем, как они делались …


В кризисном XVII веке появилась резьба по кости «шар в шаре» (вложенные друг в друга костяные ажурные шары, состоящие из миниатюрных фигурок) - вещь, поражающая филигранностью работы, но, по сути дела, всего лишь изящная и трудоемкая безделушка. На такую работу у мастеров уходили многие годы.

Видимо, у китайцев было такое хобби — делать подобные игрушки: костяной шар с прорезями, в нем другой такой же, в нем третий, и каждый может вращаться в любом направлении.

Настоящей жемчужиной среди прочих шедевров, выполненных из слоновой кости, признаны «решетчатые шарики внутри шариков» . Первым шагом в изготовлении этого чуда является превращение куска кости в идеальный шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстий конической формы, чьи вершины сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. Теперь он может приступать непосредственно к вырезанию шариков, начиная с лежащего в самом сердце будущего «решетчатого шарика» .

Мастеру приходится полагаться лишь на собственное чутье, годы опыта и острое лезвие своего резака, т. к. проделанные отверстия не позволяют ему видеть, что происходит внутри шара. Все последующие шарики также вырезаются изнутри. При этом ошибись мастер хоть на волосок - и вся работа пойдет насморку.

Самым сложным среди «решетчатых шариков внутри шариков» считаются выполненные на заводе Резьбы по слоновой кости Даси в Гуанчжоу. Вэн Жунбяо - заслуженный работник этой отрасли - в 1977 г. вырезал из слоновой кости 15 см в поперечнике набор из 42 узорчатых шариков, каждый из которых находился в подвижном состоянии внутри другого и был украшен гравированными пейзажами (павильонов и башен, облаков и гор) . Центральный шарик был толщиной в бумажный лист. Вэн Жунбяо - резчик по кости в 4-м поколении. В 1915 г. его отец получил международное признание на международной ярмарке в Панаме, вырезав 25 «резных шариков в шариках»

Гуанчжоуский мастер Вэн Жунбяо является потомственным мастером художественной резьбы по кости. Его отец вырезал из куска слоновой кости многослойную шаровую композицию из 28 сферических слоев, при диаметре внешней сферы 10 см. Сам Вэн Жунбяо превзошел отца. Он вырезает внутри шара такого же диаметра 40-45-слойную композицию, причем каждая из сфер может свободно вращаться независимо от соседних.


Хотя изначально они делались только из слоновой кости, в наши времена можно найти шары-головоломки из синтетической слоновой кости, смолы, дерева, нефрита и других материалов. Эти детальные произведения искусства обычно состоят из 3-7 слоев, а самый большой шар-головоломка сделан из 42 концентрических шаров, располагающихся один в другом. Хотя внутренние шары могут управляться посредством выравнивания отверстий, китайские шары-головоломки получили свое название от людей, которые веками оттачивали свое мастерство в создании таких предметов.

Так как же все-таки шары-головоломки сделаны? Для этого необходимо вагон терпения и очень спокойные руки. Китайские мастера вращают твердые мячи и начинают с прорезывания отверстий по направлению к центру предмета. Затем, используя специальный предмет в форме «L» они начинают отделять шары во внутренней части.


Китайские шары-головоломки настолько тонкой работы, что могут вырезаться исключительно вручную. Даже самый легкий щелчок рукой может вдребезги разбить внутренние слои, тем самым разрушив работу нескольких дней. Чтобы понять, насколько они хрупки, не рекомендуется пытаться выстроить все отверстия в ряд, так как это может повредить концентрические шары. Но если вам все-таки хочется разгадать эту древнюю головоломку, лучше использовать зубочистки или перо птицы.

Волшебные шары, как они иногда именуются, обычно относятся к предметам с положительным зарядом из-за своего символического украшения и формы бесконечного круга. Слои могут символизировать разное - от четырех направлений компаса до природных элементов, а резной декор на внешнем мяче обычно напоминает дракона или феникса, соответствующие Инь и Янь. Считается, что шар-головоломка, декорированный этими двумя элементами, способен укрепить брак и принести удачу и процветание.



Вот еще вынес мнение из комментов:

На самом деле ничего слишком сложного в этом изделии нет. Нарезание собственно концентрических шаров вполне автоматизируется. Приспособления достаточно просты.

А вот нарезка узоров требует некоторого усердия, но технически тоже вовсе не сложна. Кстати - начинают не с внешнего, а с внутреннего шара. Внешний же делается не круглым, На нем столько плоских срезов, сколько отверстий - так проще позиционировать и крепить при обработке. Затем сверлятся отверстия самого меньшего диаметра на глубину "до последнего" шара. На обычном сверлильном станке. Затем последовательно увеличивают даметр свёрл и уменьшают глубину "проходки".

Получается набор ступенчато-конических отверстий.

Приспособление для вырезки шара внутри тоже достаточно простое: стержень с проушиной, по которой перемешается изогнутый по форме нужного щара резак, заточенный с одного конца; на второй конец резака давит пружинка, продвигая его в проушине. При вращении стержня резак постепенно делает всё время расширяющуюся круговую прорезь по образующей шара.

При проточке поверхностей через все конические отверстия образуется практически готовый шар. Останется просечь несколько оставшихся перемычек, и можно приступать к гравировке рисуна самом малом шаре фрезой.

На современном оборудовании можно точить такие шары, как "семечки" щёлкать.