Домой / Дневной / Увлекательная география для детей. Изучение географии в детском саду

Увлекательная география для детей. Изучение географии в детском саду

Сегодняшний пост и несколько следующих я хотела бы посвятить нашим занятиям по географии, точнее повторению пройденного (повторению, так как хочу с осени продолжить тему и начать новый цикл занятий в этой области). Все, о чем я писала и буду писать, мы с Дашей применяем в своей жизни, но в силу разных причин одни тему разрываются и получается, что несколько дней мы изучаем воду, а потом прерываемся и только через несколько недель приступаем к почве и т.д. Пока на улице лето и очень многое можно сделать и попробовать «прямо тут и прямо сейчас» я решила кратко повторить все, что мы проходили, но уже в упрощенном варианте и с большим творческим уклоном.


Итак, начали мы с того, что вспомнили, какой формы наша Земля. Даша показала на маленький мячик и сказала, что такая же круглая, только очень большая. Для наглядности мы взяли большое блюдце и мяч. Я предложила ей отправить нашего любимого волка в путешествие и представить себе, что блюдо – это Земля (ведь раньше все думали, что она плоская, мы даже вспомнили, как строили модель из слонов и черепахи, которые держат землю и посмотрели фото, как Даша в роли черепахи держала Землю). Волк отправился в путешествие и дошел до конца Земли (((А когда мы отправили его в прогулку по Земле –мячику, то он совершил оборот вокруг Земли и снова вернулся домой!

Потом мы посмотрели, найденную дома энциклопедию (еще моего детства) про планеты и Землю, рассмотрели рисунки, где показано и рассказано, как Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца и где все это время находится Луна. А потом отправились ставить эксперимент в ванную. Почему в ванну? Да потому, что там темно. Я дала в руки Даше фонарик, сама и велела светить на Землю (мячик). С одной стороны прижала к мячу волка, с другой кенгуру. Даша стала светить в одну точку, а я крутить нашу Землю и получалось, что если светло волку, то темно кенгуру. Так мы выяснили, как сменяется день и ночь.

Потом мы посмотрели кусочек мультфильма География для самых маленьких, а точнее кусок, который посвящен океану и материкам, откуда что взялось, как называется и как выглядит. Очень интересно был показан процесс расформирования материков на несколько из одного целого.


Посмотрев мультфильм, мы отправились собирать собственный паззл))) Я вырезала несколько кругов разного размера и схематично написала и нарисовала составные части нашего паззла: планета Земля, материк, страна, город, дом и Даша стала собирать его сначала начиная с дома (я ей подсказывала), а потом от Земли самостоятельно.

В завершении мы нарисовали собственную планету Земля (Даша рисовала сама), а потом попросила лист бумаги и стала рисовать землю, по которой мы ходим. Сначала она зарисовала лист коричневой краской, а потом стала наносить на него другие цвета. Я стала расспрашивать, что она рисует и почему именно так. Она тогда ответила, что земля на самом деле не черная и не коричневая, она цветная, так как в ней отражается солнышко, на ней растет трава и красивые цветы и все цвета сливаются и получается «вон как красиво!»

Я никогда не думала, что Даша представляет землю такой, в которой солнышко отражается! Моя малышка не перестает меня удивлять)))

Знакомство с географией для малышей можно начинать с раннего детства, когда ребенок визуально запоминает географическую карту, неосмысленно запоминает названия городов, столиц, стран, континентов, океанов, морей и т.д.

География – наука многосторонняя. Поэтому изучая ее, ребенок знакомится не только с географическим расположением стран, материков, океанов, морей, но также и с окружающим миром, животным миром, традициями, особенностями других народов и многим другим. Все это вызывает неподдельный интерес у маленького почемучки.

Фактор осознанности в географии для малышей

В изучении географии для малышей также очень важен и другой момент – осознанность. Ребенку надо помочь не только запомнить названия, но и разобраться в понятиях пространства и времени, расстояния (близко — далеко), справа – слева, север – юг, запад – восток.

Подготовка к изучению географии с малышами

Пространственное воображение и навыки можно начать развивать с составления собственных карт – планов. Конечно же, прежде чем приступать к составлению карты-плана чего-либо, необходимо разобрать такие понятия, как «вид сверху», «размер предметов и объектов на карте» — на карте они намного меньше, чем есть на самом деле.

Начать лучше всего с самого простого и доступного для понимания ребенка, например, построить вместе с малышом что-нибудь из игрушек (гараж с машинами, зоопарк, комнату для любимой куклы и т.д.). Когда строительство будет завершено, предложите ребенку нарисовать план того, что вы вместе построили. И также вместе приступайте к делу.

Сначала ребенок может только наблюдать за тем, как вы рисуете план, что-то вам подсказывать. Здесь самое время обратить внимание малыша на такие понятия, как «вид сверху» и «размер предметов». Ребенок сам, подойдя к постройке, с высоты собственного роста (или со стула) может посмотреть, что такое «вид сверху», и как он изображается на бумаге.

Аналогично и с «размером предметов»: ребенок может сам попробовать разместить всю постройку или какую-то ее часть на листе бумаги в полную величину — навряд ли это у него получится. Тогда вы ему объясните и покажете, как правильно нарисовать это на бумаге.

В следующий раз можно составить:

  • план детской комнаты,
  • план квартиры,
  • план детской площадки во дворе,
  • составить карту маршрута до детского сада, до дома бабушки, до парка и т.д.

С помощью карты-плана можно поиграть в интересные игры, например:

  1. «Кладоискатели» — вместе с ребенком составляете карту квартиры, двора и т.п. Вы прячете где-нибудь клад и отмечаете это место на карте. А затем вместе с ребенком отправляетесь на поиски клада.
  2. Или же можно на прогулке в парке или сквере сделать и закопать свой клад, а на обратном пути составить карту своего маршрута домой и на ней отметить, где спрятан клад. А в следующий раз, когда пойдете на прогулку, по карте найти свой клад.

Когда ребенок поймет и научиться создавать план и по нему ориентироваться, можно уже переходить к изучению физической карты мира.

С чего начать? — изучение географии с малышами

Можно начать изучение географии для малышей с более мелких объектов к более крупным, например: начиная с собственной улицы, своего района, своего города, региона, страны и заканчивая материками и океанами. Или же наоборот, определяем, что такое суша, что такое вода. Отделяем, их друг от друга и делим сушу на более мелкие части: материки, страны, регионы, области, города и т.д.

Оба варианта интересны и увлекательны. Какой из них выбрать – это решать маме, она лучше знает своего ребенка и его предпочтения.

Путешествовать по миру можно и с любимыми героями сказок, рассказов, мультфильмов:

  • «Путешествие Нильса с дикими гусями»,
  • «Синдбад-мореход»,
  • «Айболит»,
  • «Снежная королева»,
  • «Мадагаскар»,
  • «Большое путешествие»,
  • «Тачки» и другие.

Например, с помощью этого видео вы можете отправиться в Африку:

Предложите ребенку после просмотра мультфильма или прочтения книги найти на карте те города и страны, в которых побывали герои и по карте проделать такой же путь. Посмотреть, какое расстояние пришлось преодолеть героям, мимо каких городов и стран проходил их путь, по каким морям и океанам они проплывали.

Можно придумать путешествие самостоятельно. Найти свой город на карте и отправиться в путешествие в какую-нибудь страну. Познакомиться с жителями той страны, узнать на каком языке они разговаривают, какой там климат, какие животные обитают и т.д.

Хотите интересно поиграть в географию по готовому конспекту?

Но лучше всего изучать географию в реальных путешествиях, даже если это будет путешествие до деревни бабушки или на дачу.

Что пригодится, при изучении географии с малышами:

1. Самым лучшим наглядным примером для изучения Земли, является, конечно же, глобус . Сейчас очень большое разнообразие глобусов и выбор остается за вами:

  • есть глобусы с подсветкой (при отключенной подсветке глобус показывает физическую карту: горы, пустыни, леса, равнины, границы государств, при включенной подсветке физическая карта превращается в политическую);
  • есть глобусы с рельефной поверхностью, где выделены горы и возвышенности;
  • есть и интерактивные глобусы.

Мы используем интерактивный глобус VTECH, который позволяет ребенку не только получить представление о взаимном расположении континентов и других географических объектов, но и послушать мелодии народов мира, познакомиться с самыми известными достопримечательностями и услышать речь на разных иностранных языках.

Обучение происходит в игровой форме: ребенок управляет игрушечным самолетиком с помощью джойстика (заодно развиваем зрительно-моторную координацию), есть 5 режимов игры, в том числе вопросы, которые позволяют закрепить полученные знания. Игрушка рассчитана на возраст 3-6 лет, однако уже сейчас (в 2 года 3 месяца) сын с удовольствием играет с глобусом, а особенно ему нравится танцевать под мелодии и ритмы разных народов.

2. Хорошими помощниками будут:

  • детские атласы «Мир и человек», «В мире животных», «Атлас для малышей» и другие атласы с понятными и доступными для ребенка картами,
  • детские энциклопедии,
  • сказки и рассказы о путешествиях,
  • обучающие мультфильмы,
  • карточки и плакаты.

Я уже показывала наш плакат «Живая география », который позволяет дать малышу первые географические представления через знакомство с местами обитания животных. Как и другие электронные плакаты компании «Знаток» , он имеет качественные красочные иллюстрации и несколько режимов-вариантов занятий. Сын очень забавно копирует интонации «диктора» и спрашивает: «Мама, где попугай?» или «Найди-ка, где растет самое высокое дерево».

Очень здорово, что не только сыну интересно играть с этим дидактическим пособием, но и маме, так как авторы подобрали действительно интересные факты о растениях, животных и географических объектах.

3. Также нужными и полезными будут компас и бинокль , которые являются неотъемлемыми атрибутами любого путешествия.

Ольга Гаврилова

b]Введение

В наши дни, когда мир на грани экологической катастрофы, экологическое восприятие, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами - дошкольными работниками.

Изучаю научно-методическую литературу и ресурсы интернета пришла к мысли, что изучение окружающего мира можно ввести через предмета «география». Но так как этот предмет не введен в программу ДОУ. В связи с этим существует потребность в разработке темы, совершенствовании организации, структуры, содержания и форм ведения географии в детском саду. Мною был разработан проект: «География в детском саду - путь познания окружающего мира». Данный проект направлен на формирование целостной картинки окружающего мира. Содержание проекта раскрывает средства и формы исследовательской деятельности детей, с учетом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира.

Основная часть

Выбор темы «География в детском саду - путь познания окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости поставленной задачи в этом проекте. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой.

В своем проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство данного проекта в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют совместные действия: изучают окружающий мир, учатся беречь и любить природу.

Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о земле, природе; развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

1. развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя;

2. развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними, в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

5. воспитать любовь к природе, умение воспринимать ее красоту.

Этапы осуществления проекта:

1 этап - подготовительный

Задачи этапа:

Разработка проекта;

Анкетирование детей и родителей.

Ожидаемые результаты: разработка проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира».

2 этап - практический

Задачи этапа:

Внедрение проекта в группу детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности;

Экспериментальная проверка проекта.

Ожидаемые результаты:

Внедрение проекта в систему дополнительного дошкольного образования;

Развитие любознательности, самостоятельности, творческих способностей у детей;

Овладение элементарными представлениями о географии;

Устойчивый интерес к познанию новых знаний, желание заниматься в кружке.

3 этап - обобщающий

Задачи этапа:

Обработка данных, описание результатов деятельности;

Соотнесение результатов с целями;

Выявление степени удовлетворенности обучающихся, их родителей содержанием, организацией и результатами дополнительного дошкольного образования;

Подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций.

Достижение цели и решение задач проекта обеспечивается путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям деятельности, которые становятся основой для введения предмета «география» в систему дополнительного дошкольного образования. Активное участие в проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» предполагает занятия в кружковой деятельности.

Форма занятия: кружковая работа.

Длительность проекта: 1 год.

Время проведения: 1 раз в неделю

Длительность занятия: 25 мин.

Базовые средства: беседы, опыты, эксперименты, игры, опорные карточки, календарь природы, карты «Физическая карта Мира», контурная карта мира, глобус.

Структура занятия:

Ставить проблему;

Принимать и ставить цель;

Решать проблему;

Анализировать объект и явления;

Выдвигать гипотезы;

Осуществлять эксперимент;

Делать выводы.

Заключе ние

Мною, построенные занятия по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности, формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, через экспериментирование. Одной из задач проекта была заложить основы нравственного отношения детей к природе.

По окончанию учебного года ожидаемые результаты от данного проекта оправдались:

Сформировались у детей элементарные естественно-научных представления о Земле;

Повысился интерес к природе и к бережному отношению к ней;

Дети пользуются специальной терминологией, пополнился словарный запас многими понятиями;

Повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;

Дети самостоятельно делают выводы и выдвигают гипотезы;

Улучшился психологический климат в группе;

Произошло изменение отношения «Дети – Родители», «Родители - Воспитатели» (улучшилось взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

Приложение

Программа проекта

«География в детском саду - путь познания окружающего мира»

№ п/п Разделы, темы Практические работы


Подготовительный этап

Изучение научно-методической литературы;

Разработка программы проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира».

Проект «География в детском саду -путь познания окружающего мира».

Практический этап

1-2 неделя Сентября

Опрос родителей и беседа с детьми о необходимости введения географии в дополнительную дошкольную подготовку.

Анализ полученных результатов исследования.

Мир вокруг нас.

Плакат «Солнечная система».

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 3).

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Зачем Меркурию лен?» (о планетах Солнечной системы). (с. 4)

2. Изучение природы человеком. Естественные науки. - Знакомство с оборудованием для научных исследований (микроскоп, лупа, фонарь).

3. Планета Земля. - Плакат внутреннего строения Земли.

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «День и ночь» (с. 3)

4 Что у нас над головой? - Лепка коллективная работа моделей Солнца, Луны и звезд.

5 Что у нас под ногами? - Опыт «Камушки под лупой»

(гранит, известняк, кремень)

6 Мини досуг «Кладоискатели» - Закрепление знаний о природных ископаемых.

Работа с родителями «Изготовление поделок из природного материала».

7 Сюжетно – ролевая игра: “Научная лаборатория”. - Закрепление полученных знаний;

Приобретение навыков действий в экстремальной деятельности;

Формировать творческие способности.

Глобус. - Лепка модели Земли

9. Карта. - Работа с контурной картой,


- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 5)

10 Стороны горизонта. - Прогулка с компасом, «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 7).

11 Времена года. - Плакат «Времена года».

Работа с дидактическим материалом.

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 6)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Подарок Земли» (про времена года). (с. 7)

Многообразие явлений природы. Извержения вулканов.

Опыт «Извержение вулкана».

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые высокие?» (про горы). (с. 12)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Дружба ничего не боится» (о вулканах). (с. 13)

13. Землетрясения. Эксперимент «Землетрясение».

Чтение:«География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Гора» (склон, вершина, пик, подошва). (с. 14)

14. Гром и молния. Опыт «Как получается электричество».

15. Листопад. -Эксперимент «Листопад».

Работа с родителями «Осенний букет».


Суша планеты. Материки.

Карта полушарий.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 7)

Тепловые пояса.

Опыт с настольной лампой.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 10, 11)

18. Почва «Земля матушка» - Опыт «Свойства почвы».

19. Огород на подоконнике. - Эксперимент (цель: вырасти овощи на подоконнике).

20. Воды суши. Реки, озера, моря. -Карта полушарий.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 8, 16, 18)

21. Вода. «Весёлая капелька.» Опыт «Свойства воды».

22. Вода. «Кто пьет воду?» Опыт «Живое и неживое».

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Дид. игра «Разнообразные животные».

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 12, 13, 20 «Живая природа»)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые опасные» (про обитателей Амазонии: крокодиле, анаконде, пираньях). (с. 17)

24. Разнообразие материков.

Карта полушарий.

Контурная карта полушарий.

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Счастливые земляне» (о расах и национальностях». (с. 22)

Я живу в России.


Презентация «Особенности России».

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 23)

Мой дом Кузбасс.

Достопримечательности Кузбасса (работа с наглядным материалом).

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 25)

27. Моя малая Родина - Топки.

Знакомство с достопримечательностями г. Топки.

Экскурсия по г. Топки.

28. Итоговая работа. Я и моя семья в жизни города. - Совместная работа с родителям

«Семейный альбом».

29. Обобщающий этап

3-4 неделя Мая

Оценка эффективности реализации проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира»;

Анализ удовлетворенности потребностей дошкольников в изучении географии посредством анкетирования. Отчет-анализ.

Родительское собрание по итогам реализации проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира