Домой / Дневной / Базовый размер страховой части трудовой пенсии. Размер фиксированной пенсии для разных категорий пенсионеров

Базовый размер страховой части трудовой пенсии. Размер фиксированной пенсии для разных категорий пенсионеров


Страховая пенсия по старости или возрасту представляет собой денежное пособие, которое выплачивается гражданам каждый месяц в качестве замены зарплаты или другого дохода в момент соблюдения ряда условий. Сюда входит пенсионный возраст (особенно повышается размер выплат для пенсионеров от 80 лет: детали можно найти ) и стаж. Что касается формулы подсчета страховой выплаты по старости, то с 2015 года таковой является личностный коэффициент, помноженный на стоимость ИПК, включая фиксированную ставку по выплате.

Что такое базовая часть и страховая часть пенсии?

Базовая часть пенсионного обеспечения — маленькая составляющая компенсация. С начала 2002 года ее размер составлял всего 450 рублей ежемесячно. Эта сумма предназначена для всех лиц, которые достигли пенсионного возраста и имеют минимальный трудовой стаж в совокупности пять лет.

Если речь идет о нетрудоспособных лицах, пенсионеров после 80 и имеющих на обеспечении людей инвалидов, то текущие базовые ставки несколько повышаются. Базовая часть — это минимальная пенсия, включая доплаты и прежние компенсации. Основная цель — обеспечение стандартной социальной гарантии. Отсюда идет и наименование.

Страховая часть пенсии — является составляющей механизма, предоставляющего возможность урегулировать отношение к выплате и привязать к пенсионеру размер с учетом стажа и заработной платы. То есть размер страховой части компенсации напрямую зависит от количества проработанных дней и размера уплаченных взносов в Пенсионный фонд. Итоговая составляющая считается расчетным пенсионным капиталом. Она формируется благодаря предоставляемым взносам работодателей.

Индексация базовой и страховой части пенсии в 2018 году

С первого февраля 2018 года страховое пенсионное обеспечение для неработающих пенсионеров будут увеличены на 5,4 процента. За основу берется инфляция — повышение цен на потребительские товары за прошлый год.

Постановления под номером 35 от конца 2017 года были приняты Правительством Российской Федерации. Как гласит информация из Росстата, итоговая инфляция за 2017год составила почти 5,5 процента. Пенсионное обеспечение для неработающих пенсионеров повышается ровно на указанную величину. Благодаря индексации компенсации на имеющий уровень инфляции, правительство сохраняет покупательскую способность.

Следует отметить, что с начала 2016 года индексация пенсии производится в соответствии с новыми правилами, согласно фиксированной выплате и посредством индексации индивидуального пенсионного коэффициента.

Порядок начисления базовой пенсии

Основной процент российских жителей получают пенсионное обеспечение в почтовых отделениях. Это не очень удобный способ. В век современных технологий существуют многие иные доступные способы. К примеру, следует обратиться в финансовые учреждения. Пенсионер может открыть счет в банковской организации, обладающий непосредственно договором с Пенсионным Фондом. Банковская организация в автоматическом режиме сможет переводить денежные средства со счета на электронную банковскую карту.

Для подачи заявления о переводе на счет в банковскую организацию, необходимо обратиться в МФЦ или ПФ. Еще один метод подать заявление — зайти на сайт государственных услуг, предварительно зарегистрировав личный кабинет.


Выплата перечисляется или выдается в определенные дни один раз в месяц. Для того чтобы выплату получили иные лица, необходимо оформить доверенность. Процедуру можно осуществить у нотариуса.

Размер базовой пенсии в 2018

Если вы не знаете, какой размер базовой пенсии в 2018 году, то стандартный размер базовой части выплаты в 2018 году составляет 4600 рублей. Размер пенсии по инвалидности немного больше.

  • Достигшим восьмидесятилетнего возраста;
  • Пенсионерам, которые ухаживают за нетрудоспособными людьми;
  • Круглым сиротам;
  • Проработавшим не менее 15 лет на Крайнем Севере людям.

Базовая часть пенсии в районах Крайнего Севера

Если граждане продолжают проживать в местах Крайнего Севера, то для расчета пенсионного обеспечения используется соответствующий коэффициент. Если гражданин переехал в обычную местность, то коэффициент прошлого района не учитывается.

В качестве расчета страховой части пенсии дополнительно используются повышенные коэффициенты. Что касается в целом по стране, то отношение зарплаты пенсионера к средней по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2. По сравнению с северной выплатой, в которой коэффициент может доходить до 1,9.

Иными словами, для расчета используется установленный Правительством коэффициент по конкретному району и некоторым отраслям. Особенность подобного повышения состоит в том, что коэффициент не привязывается к конкретному месту проживания. При переезде в иной район, страховая часть выплаты целиком сохраняется.


25.01.2015. с дополнениями 2019. Тема статьи:

Индексация трудовых и социальных
пенсий

Коэффициенты индексации
размера страховой части трудовой пенсии по старости

  • с 01.01.2020 - 1,066
  • с 01.01.2019 - 1,0705
  • с 01.01.2018 - 1,037
  • с 01.02.2017 - 1,054
  • с 01.02.2016 - 1,040
  • с 01.02.2015 - 1,114
  • с 01.04.2014 - 1,017
  • с 01.02.2014 - 1,065
  • с 01.04.2013 - 1,033
  • с 01.02.2013 - 1,066
  • с 01.04.2012 - 1,0341
  • с 01.02.2012 - 1,070
  • с 01.02.2011 - 1,088
  • с 01.04.2010 - 1,063
  • с 01.08.2009 - 1,075
  • с 01.04.2009 - 1,175
  • с 01.04.2008 - 1,075
  • с 01.02.2008 - 1,120

С 2016 года страховая пенсия и фиксированная выплата к ней
у работающих пенсионеров индексироваться не будет .

ДАННЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ПЕНСИИ

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) С 1 января 2015 года трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий (страховую и накопительную) и действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - т.н. "новая пенсионная формула". По новой пенсионной формуле размер страховой пенсии рассчитывается исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, отражающих в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица. В свою очередь, индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) рассчитываются с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию. Размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на его стоимость по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (аналога бывшего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости). В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год; 2) с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента:
1) с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; 2) с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.

Стоимость одного пенсионного коэффициента (балла)

Дата, с которой увеличивается стоимость одного пенсионного коэффициента Индекс роста потребительских цен Размер
(в рублях)
Основание
С 01.01.2024. 1,055 116,63 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2023. 1,056 110,55 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2022. 1,059 104,69 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2021. 1,063 98,86 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2020. 1,066 93,00 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2019. - 87,24 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2018. - 81,49 руб. Федеральный Закон
от 28.12.2017 № 420-ФЗ
С 01.04.2017. - 78,58 руб. Федеральный Закон
от 19.12.2016 № 416-ФЗ
С 01.02.2017. 1,054 78,28 руб.
от 19.01.2017 N 35
С 01.02.2016. 1,04 74,27 руб. Федеральный Закон
от 29.12.2015 N 385-ФЗ
С 01.02.2015. 1,114 71,41 руб. Постановление Правительства РФ
от 23.01.2015 N 39
С 01.01.2015. - 64,10 руб. Установлен ч. 1 ст. 15 ФЗ
от 28.12.2013 N 400-ФЗ
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии
Дата, с которой увеличивается размер фиксированной выплаты к страховой пенсии Коэффициент индексации Размер
(в рублях)
Основание
С 01.01.2024. 1,055 7 131,34 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2023. 1,056 6 759,56 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2022. 1,059 6 401,10 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2021. 1,063 6 044,48 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2020. 1,066 5 686,25 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2019. 1,066 5 334,19 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2018. 1,037 4 982,90 руб. Федеральный Закон
от 28.12.2017 № 420-ФЗ
С 01.02.2017. 1,054 4 805,11 руб. Постановление Правительства РФ
от 19.01.2017 N 35
С 01.02.2016. 1,04 4 558,93 руб. Федеральный Закон
от 29.12.2015 N 385-ФЗ
С 01.02.2015. 1,114 4 383,59 руб. Постановление Правительства РФ
от 23.01.2015 N 40
С 01.01.2015. - 3 935 руб. Установлен ч. 1 ст. 15 ФЗ
от 28.12.2013 N 400-ФЗ

Структура трудовой пенсии по старости

(c 01.01.2015)

С 2016 года введен мораторий на формирование накопительной пенсии, который в 2019 году продлен до окончания 2022 года.

Новое - 2015

С 1 января 2015 года в России планируют ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.

Как сообщают представители пенсионного фонда, сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за сотрудника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии.

Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Поэтому представители Пенсионного фонда предлагают для экономически активного населения, то есть для тех, кто планирует вести долгую и активную трудовую жизнь, повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Что изменится с 1.01.2015

1. Впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым будет оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению официальной зарплаты человека, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС. То есть чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент.

Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то, по новым правилам, трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере.

За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется один пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.

2. В новых правилах расчета трудовой пенсии будут засчитываться в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и отпуска по уходу за ребенком до трех лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые коэффициенты.

3. К 2025 году минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет. Он будет ежегодно увеличиваться в течение 10 лет, начиная с 2015 года. Женщины, у которых пенсионный стаж будет меньше 15 лет, смогут обратиться в ПФР за социальной пенсией по достижении 60 лет, мужчины — 65 лет. Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

4. По новым правилам будет выгодно выходить на пенсию позже. С каждым годом страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия — на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть — на 90%.

Право на страховую пенсию
зависит от года назначения страховой пенсии

Год Минимальный страховой стаж Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента
при отказе от формирования накопительной пенсии при формировании накопительной пенсии
2025 и позднее 15 30 10 6,25
2024 15 28,2 10 6,25
2023 14 25,8 10 6,25
2022 13 23,4 10 6,25
2021 12 21 10 6,25
2020 11 18,6 9,57 9,57*
2019 10 16,2 9,13 9,13*
2018 9 13,8 8,70 8,70*
2017 8 11,4 8,26 8,26*
2016 7 09 7,83 7,83*
2015 6 6,6 7,39 7,39*
2014 5

* С 2015 по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов.
В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

* Мораторий на формирование накопительной пенсии продлен до окончания 2022 года.
(Федеральный закон от 16.12.2019 № 435-ФЗ)

Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом предоставляемых мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров будет поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ. Пенсия пенсионера с московской пропиской (с доплатой из бюджета Москвы ):
  • Пенсия в 2020 году – 19500 руб.
  • Пенсия в 2018 году – 17500 руб.
  • Пенсия в 2017 году – 14500 руб.
  • Пенсия в 2010 году – 10275 руб.
  • Пенсия в 2011 году – 11000 руб.
  • Пенсия в 2012 году – 12000 руб.
У кого есть «советский» стаж, тому надо знать, что сумма по состоянию на 1 января 2002 года, находящаяся на страховой части будет проиндексирована на 10% за первый год стажа. За каждый проработанный год до 1991 года будет добавляться по 1%. Таким образом, получается, что если вы, допустим, проработали до указанного года 10 лет, то прибавка к пенсии составит 20%.

Корректировка и индексация пенсий c 2015

С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым:

  • упразднено понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии », которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия ». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, начиная с 01.01.2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются , а страховые пенсии — корректируются .

И корректировка, и индексация — это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

  • Индексация фиксированной выплаты

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

  • Корректировка размера страховой пенсии

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  1. с 1 февраля в связи с установлением на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 апреля устанавливается в соответствии с формулой:

СПКi = (ОбССi + ТрФБ) / ∑ ИПК ,

где
СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;
ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;
ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;
∑ ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.


Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 указанного Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

Коэффициенты индексации фиксированной выплаты страховой пенсии
и стоимость 1-го пенсионного коэффициента

  • Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    (в том числе социальных пенсий)

Пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» индексируются в следующем порядке:

  1. пенсии федеральных государственных гражданских служащих — при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  3. социальные пенсии — ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации;
  4. пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава — при индексации размера социальных пенсий;
  5. пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей — в случае повышения заработной платы, получаемой в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенной заработной платы с даты, с которой произошло повышение указанной заработной платы. В случае, если повышение заработной платы в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для справки:

Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии,
с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014:

Дата Социальная пенсия Страховая часть
трудовой пенсии
(в том числе
фиксированный
базовый размер)
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.04.2014 г. 1,171 1,017 1,083
от 22.03.2014 №220,
от 28.03.2014 №240, №241
01.02.2014 г. 1,065 Постановление Правительства РФ
от 23.01.2014 №46
01.04.2013 г. 1,0181 1,033 1,101 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2013 №263, №264,
от 29.03.2013 №281
01.02.2013 г. 1,066 Постановления Правительства РФ
от 23.01.2013 №26
01.04.2012 г. 1,141 1,0341 1,1065 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2012 №236, №237, №238
01.02.2012 г. 1,07 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2012 №4
01.04.2011 г. 1,1027 1,088 Постановления Правительства РФ
от 31.03.2011 №224,
от 07.04.2011 №255
01.02.2011 г. 1,088 Постановление Правительства РФ
от 26.01.2011 №21
01.07.2010 г. 1,0341 Постановление Правительства РФ
от 21.06.2010 №457
01.04.2010 г. 1,088 1,063 1,1427 Постановления Правительства РФ
от 18.03.2010 №169, №167, №168

Коэффициенты индексации базовой, страховой части трудовой пенсии,
расчетного пенсионного капитала, социальной пенсии
с 1 января 2002 года по 31 декабря 2009 года

Дата Базовая часть
трудовой пенсии,
социальная пенсия
Страховая часть
трудовой пенсии
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.12.2009 г. 2562 руб. (1,313846) Федеральный закон РФ
от 28.04.2009 №72-ФЗ
01.08.2009 г. 1,075 Постановление Правительства РФ
от 23.07.2009 №611
01.04.2009 г. 1,175 1,269 Постановления Правительства РФ
от 21.03.2009 №247, №248
01.03.2009 г. 1950 руб. (1,0869565) Федеральный закон РФ
от 22.12.2008 №269-ФЗ
01.08.2008 г. 1794 руб. (1,15) 1,08 Федеральный закон РФ
от 01.11.2007 №244-ФЗ,

Постановление Правительства РФ
от 21.07.2008 №548

01.04.2008 г. 1,075 1,204 Постановления Правительства РФ
от 25.03.2008 №204, №20
01.02.2008 г. 1,12 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2008 №25
01.12.2007 г. 1560 руб. (1,2381) Федеральный закон РФ
от 01.11.2007 №244-ФЗ
01.10.2007 г. 1260 руб. (1,13236034) Федеральный закон РФ
от 24.09.2007 №223-ФЗ
01.04.2007 г. 1,075 1,092 1,16 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2007 №181, №183
01.08.2006 г. 1,062 Постановление Правительства РФ
от 28.07.2006 №466
01.04.2006 г. 1,085 1,063 1,127 Постановления Правительства РФ
от 24.03.2006 №165, №166
01.08.2005 г. 1,06 1,06 и 1,048 1,114 Постановления Правительства РФ
от 11.07.2005 №419, №417
01.03.2005 г. 900 руб. (1,36363636) Федеральный закон РФ
от 14.02.2005 №3-ФЗ
01.08.2004 г. 660 руб. (1,06280193) 1,0628 Постановление Правительства РФ
от 21.07.2004 №363
01.04.2004 г. 621 руб. (1,0384268) 1,09 1,177 Постановления Правительства РФ
от 15.03.2004 №142, №141
01.08.2003 г. 1,08 1,08 Постановление Правительства РФ
от 16.07.2003 №428
01.04.2003 г. 1,126 1,307 Постановление Правительства РФ
от 13.03.2003 №152>
01.02.2003 г. 1,06 Постановление Правительства РФ
от 24.01.2003 №47
01.08.2002 г. 1,09 1,09 Постановление Правительства РФ
от 18.07.2002 №535
01.02.2002 г. 1,065 1,065 Постановление Правительства РФ
от 24.01.2002 №42

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 ноября 2012

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – из страховой части и накопительной части. Следует отметить, что фиксированный базовый размер является составной частью страховой части трудовой пенсии по старости и устанавливается в твердом размере.

Лицам, которые достигли 80-летнего возраста или которым установлена 1 группа инвалидности – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.

В настоящее время фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3 278 руб. 59 коп.

У инвалидов первой группы и у лиц, достигших 80 — летнего возраста, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 6 557 руб. 19 коп.

При достижении инвалидом 1 группы 80-летнего возраста базовый размер страховой части трудовой пенсии останется прежним, т.к. двойного увеличения фиксированного размера страховой части пенсии законодательством не предусмотрено.

Гражданам, которые достигли 80 — летнего возраста повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается со дня достижения гражданином 80 – летнего возраста.

При установлении 1 группы инвалидности повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается со дня установления 1 группы инвалидности.

Обращаем внимание, что получателям трудовой пенсии из вышеуказанных категорий лиц обращаться в территориальные управления Пенсионного фонда с заявлением об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии не требуется, т.к. данная выплата устанавливается по имеющимся в Пенсионном фонде сведениям.

Трудовая пенсия: фиксированный базовый размер

Полное разъяснение касательно фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (в дальнейшем ФБР) содержится в ст. 14 Закона о пенсиях. Согласно его положениям, для инвалидов первой группы и людей старше 80 лет предусмотрена двукратная сумма ФБР. Таким образом, с 2010 года для обычных получателей пенсии по старости ежемесячная сумма равна 2562 руб., а для выше указанных категорий пенсионеров- 5124 руб.

Помимо этого, когда на иждивении пенсионера есть нетрудоспособные члены семьи, начисляется повышенная сумма ФБР, будь то трудовая пенсия по старости либо по инвалидности. Вне зависимости от вида пенсионного обеспечения, установлен одинаковый порядок вычисления данного показателя. То есть, при расчете трудовой пенсии по инвалидности и по старости, учитываются одинаковые категории иждивенцев, на каждого из которых предусматривается увеличение ФБР на 854 руб. Однако, общая сумма не может превышать 2562 руб.

Для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, фиксированный базовый размер страховой части для 3 категорий пенсий — по старости, по инвалидности, по потере кормильца, возрастает на районный коэффициент. Он устанавливается Правительством в зависимости от места жительства, на весь срок проживания этих лиц в обозначенной местности. Если человек переезжает в иной район Крайнего Севера либо приравненную к нему местность, где приняты другие районные коэффициенты, определение ФБР осуществляется с учетом коэффициента, действующего на новом месте жительства. В случае переезда на новое место проживания за границу Крайнего Севера районный коэффициент в расчет не берется.

Гражданам, получающим пенсию по старости, которые продолжительное время работали на Крайнем Севере либо приравненных к нему районах, а также имеющие страховой стаж не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины), предусмотрен увеличенный ФБР. Если календарный стаж работы пенсионера на Крайнем Севере (с учетом работы в приравненной к нему местности) составляет 15 лет и больше, обычный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (в частности установленный с учетом возраста 80 лет либо инвалидности I группы и иждивенцев) умножается на коэффициент 1,5, а в случае наличия стажа не меньше 20 лет — на 1,3.

Если гражданин претендует на повышение ФБР на районный коэффициент по причине проживания в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним областях, а также на увеличение данного показателя в связи с продолжительной работой в этой же местности, он может выбрать между повышенной суммой ФБР с учетом длительности работы на Крайнем Севере или других, приравненных к нему районах, либо увеличением фиксированного базового размера на соответствующий районный коэффициент.

В 2015 году были внесены изменения в пенсионное законодательство по которым
расчет ФБР будет проводиться с учетом длительности страхового стажа. Также с 2015 года размер ФБР будет увеличиваться на 6% за каждый страховой год если на день назначения пенсии общий стаж превышает 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин.

Если страховой стаж меньше требующегося срока, тогда ФБР будет уменьшен на 3% за каждый страховой год, который недостает до необходимых 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин. Переход к уменьшению показателя по причине отсутствия достаточного стажа будет происходить постепенно. Стоит отметить, что такой порядок не распространяется на лиц, претендующих на досрочное пенсионное обеспечение, и у которых снижение ФБР вообще не предусмотрено.

Первоначально, с начала 2015 года длительность страхового стажа, при котором снижается величина ФБР, составляет 9 лет и каждый год будет увеличиваться на 1 год до достижения 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. Таким образом, в 2015 году ФБР будет уменьшен если у человека, выходящего на пенсию, нет 9 лет стажа, в 2016 — нет 10 лет стажа, 2017 году — 10 лет и т.д.

Лицам, начавшим получать пенсию до начала 2015 года, установление ФБР в зависимости от длительности стажа, будет проводиться с 1 января 2015 года. При этом, в учет берется продолжительность страхового стажа, который был приобретен на момент достижения лицами 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего возраста для мужчин. Подсчет стажа, срок которого повлияет на уменьшение либо увеличение ФБР, выполняется разными способами.

Страховой стаж, при котором размер ФБР будет уменьшен, включает в себя все, засчитываемые в стаж, периоды деятельности, в соответствии со статьями 10, 11 Закона о пенсиях. В частности это:

  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории государства, если за данный период были уплачены взносы в отечественный Пенсионный фонд;
  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории иных государств, которая предусмотрена российскими законами либо международными договорами, или при внесении в Пенсионный фонд страховых взносов;
  • прохождение службы в отечественных Вооруженных силах или другой приравненной к ВС службы;
  • получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за ребенком до достижения им полуторагодичного возраста. Однако, в общей сложности срок не должен превышать 3 года;
  • получение пособия по безработице;
  • переезд для трудоустройства в другое место по направлению службы занятости;
  • участие в оплачиваемых общественных работах;
  • нахождение под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы, ссылка граждан, которые были незаконно привлечены к уголовной ответственности либо необоснованно репрессированы и в дальнейшем реабилитированы;
  • уход за лицом старше 80 лет, инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом;
  • проживание супруга (и) военнослужащего контрактника в районах где у них не было возможности трудоустроиться. Однако в общей сложности этот период не может превышать 5 лет;
  • проживание за рубежом супруги (а) работника российских дипломатических учреждений и других представительств РФ. Однако, максимальный срок не может превышать 5 лет.
  • В страховой стаж, при котором увеличивается ФБР, входят периоды деятельности, предусмотренные рядом положений Закона о трудовых пенсиях и Федеральным законом No 18-Ф3. К таковым периодам относится:

    • срочная служба в ВС РФ;
    • уход за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста, но не больше 3 лет;
    • уход за лицом старше 80 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы;
    • проживание супруги (а) военнослужащего контрактника в районах, где отсутствует возможность трудоустроиться, но не больше 5 лет;
    • проживание за рубежом супруги (а) сотрудника дипломатических учреждений и других иностранных представительств РФ, но не больше 5 лет.

    Краткое обобщение порядка установления ФБР с примерами

    1. Лицу, которое выходит на пенсию по старости, длительность стажа, учитываемого при определении ФБР, будет определяться в день назначения пенсионного обеспечения. В случае перерасчета ФБР, страховой стаж, приобретенный после оформления пенсии (если пенсионер продолжал работать), не учитывается, даже когда первоначально установленная сумма ФБР была сокращена по причине отсутствия достаточного стажа.

    2. Лицу, выходящему на досрочную пенсию, устанавливается обычный размер ФБР. При достижении 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин, данный показатель будет пересмотрен с учетом длительности стажа, который был приобретен на момент наступления указанного возраста. В том числе учитывается стаж, заработанный после назначения пенсии. Для граждан, вышедших на досрочную пенсию, изменение суммы ФБР за стаж свыше 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин может выполняться только в сторону увеличения.

    3. Лицам, оформившим пенсию по старости до 2015 года, ФБР в дифференцированном размере исходя из длительности стажа, будет установлен с начала 2015 года с учетом страхового стажа, который имелся на момент достижению этими лицами возраста 55 (женщинам) и 60 лет (мужчинам) соответственно. Это также относится к гражданам, вышедшим на пенсию позже указанного возраста, и пенсионерам «досрочникам».

    Стоит отметить, что при установлении суммы ФБР в зависимости от длительности страхового стажа нужно обратить внимание на некорректность принятой редакции ст. 14 Закона о пенсиях. При буквальном прочтении создается впечатление о невозможности увеличения либо уменьшения суммы ФБР с учетом размера стажа определенным категориям граждан. Однако это не соответствует действительности. Изменение ФБР производится согласно п. 2 статьи 14 Закона о пенсиях.

    Таким образом, ежемесячная сумма ФБР составляет 4 тыс. руб. В случае наличия иждивенца, сумма возрастает до 5333,33 руб., поскольку на 1 иждивенца дополнительно положено 1333,33 руб. в месяц.

    Допустим, что пенсионеру-мужчине положено увеличение ФБР на 18%, т.к. продолжительность его стажа составляет 33 года, то есть на 3 года больше необходимого минимума. Произведем расчет общей суммы ФБР.

    1. 4000 руб. + 18% = 4720 руб.

    2. 4720 руб. + 1333,33 руб. (сумма на 1 иждивенца) = 6053,33 руб. — общая положенная сумма ФБР.

    У 80-летней женщины страховой стаж составляет 26 лет. Если для обычных лиц ФБР составляет 4 тыс. в месяц, то такой категории пенсионеров (достигших 80 лет) ежемесячно положено 8 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

    1. 4000 руб. + 6% (+6% за каждый год свыше 25 лет стажа) = 4240 руб.

    2. 8000 руб. — 4000 руб. = 4000 руб. — это фактическое увеличение обычного ФБР за достижение 80 лет.

    3. 4240 руб. + 4000 руб. = 8240 руб. — общая положенная сумма ФБР.

    Пенсионер-мужчина имеет 15 лет работы на Крайнем Севере и 31 год стажа. В этом случае ФБР равен 6 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

    1. 4000 руб. + 6% = 4240 руб.

    2. 6000 руб. — 4000 руб. = 2000 руб. — фактическое увеличение обычного ФБР за северный стаж.

    3. 2000 руб. + 4240 руб. = 6240 руб. — общая положенная сумма ФБР.

    Мужчине, у которого на содержании есть 1 иждивенец, нужно уменьшить общую сумму ФБР на 6%, поскольку его стаж составляет 28 лет, то есть не достает 2 года. Произведем расчет общей суммы ФБР.

    1. 4000 руб. — 6% = 3760 руб.

    2. 3760 руб. + 1333,33 (доплата на 1 иждивенца) = 3893,33 руб. — общая положенная сумма ФБР.

    www.hr-portal.ru

    Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

    Размер базовой пенсии в 2018 в России

    Базовая пенсия гражданину устанавливается на государственном уровне единой ставкой и поддается ежегодной индексации. Этот процесс осуществляется для всех пенсионеров в общем порядке. Порядок процедуры индексации осуществляется опираясь на части трудового пенсионного начисления. Основная ее доля индексируется в зависимости от темпов инфляции, а так же в рамках выделенных на финансовый год бюджетных средств.

    Что такое базовая часть и страховая часть пенсии?

    Пенсионные начисления включают три составляющие:

    Последняя из составляющих не имеет отношения к сегодняшним пенсионерам, так как введена относительно недавно. На этот момент будут опираться при просчете пенсий сегодня, для работающих граждан. Базовая составляющая является общей для всех. Она имеет фиксированную сумму, и ежегодно подвергается индексации.

    Страховая часть как раз и базируется на стаже и уровне доходов человека в период его трудовой деятельности. Каждый из работников отчислял ежемесячные взносы из своего месячного заработка в страховой фонд. Именно эти взносы и являются базой для формирования страховой доли пенсионного начисления. Высчитывается он довольно просто: уровень отчислений в страх.фонд делят на 19 - предполагаемое количество лет, которые проживет пенсионер. Трудовая пенсия же состоит из суммы этих двух составляющих.

    Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости в 2018

    Базовая часть пенсионных начислений в какой-то степени является определенной гарантией обеспечения россиян пенсионного возраста. Статьей 16 Федерального закона No400 установлено, что это является фиксированной составляющей выплат с определенным размером.

    На сегодняшний день базовая часть для гражданина, который уходит с должности по причине достижения пенсионного возраста, составляет 4 805,11 рублей. В 2002 году эта сумма была на уровне 450 руб/мес, и ежегодно увеличивалась по средствам индексации.

    Эта доля начислений является обязательной для всех пенсионеров, имеющих трудовой стаж более 5 лет. Основная цель этой части является установление некой социальной гарантии для граждан.

    За счет каких средств финансируется выплата базовой части пенсии?

    Формирование коренной составляющей происходит за счет взносов предприятий. Вплоть до 2005 года ими отчислялось 28% единой социальной пошлины, из которой половина шла в основную часть пенсий, а вторая половина в страховую. После 2005 года этот процент был понижен до 20, а часть отчислений в коренную составляющую снизилась до 6%.

    Несмотря на это, выплаты производятся из государственного бюджета и не зависят от конкретного размера отчислений, совершенных работником в период трудовых отношений. Таким образом, правительство возложило на себя обязательства по обеспечению минимального размера выплат, и обещает их постепенный рост.

    Как производится перерасчет базовой части трудовой пенсии?

    Перерасчет базовой составляющей производится на основании заявления пенсионера, в котором указывается причина изменения размера пенсионных начислений. К таким причинам могут относиться:

  • Гражданину исполнилось 80 лет;
  • Произошли изменения в области ограничения трудовых способностей;
  • Изменилось число нетрудоспособных иждивенцев или членов семьи;
  • Произошла смена категории получателя начислений в связи с потерей кормильца.
  • Для осуществления данной процедуры необходимо, помимо заявления, предоставить весь пакет подтверждающих документов. При пересчете по причине достижения возраста 80 лет данная процедура производится со дня наступления гражданином данного возраста.

    Если причиной для пересчета является увеличение степени инвалидности, процедура производится со дня вынесения решения комиссией медико-социальной экспертизы. А если степени инвалидности наоборот, понижается, то перерасчет производится с 1 числа месяца, после которого было вынесено соответствующее решение.

    Если считаете, что перерасчет был выполнен неверно, можно оспорить данное назначение. О том, как это правильно сделать подскажет юрист, работающий именно в вашем городе. Список доступных специалистов тут:

    Сумма базовой пенсии в 2018 в России?

    Базируясь на уровне инфляции в 2017 году, 1 февраля 2018 года будет произведен и перерасчет базовой составляющей пенсионных начислений. По официально предоставленным данным уровень инфляции прошлого года находится на уровне 5,4%. Соответственно на эту сумму и был произведен перерасчет начислений. Как результат данной индексации стоимость пенсионного коэффициента был увеличен на 4,01 рубль, что составляет 788 руб 28 коп. Основываясь на этой величине индексация основной составляющей на сегодняшний день - 4 805,11 руб. Индексация проводится ежегодно с первого февраля текущего года.

    Справка о фиксированных базовых размерах страховой части трудовой пенсии и коэффициентах индексации (с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2014 г.) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

    Справка о фиксированных базовых размерах страховой части трудовой пенсии и коэффициентах индексации
    (с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2014 г.)

    Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 г. к страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии

    В период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2014 г. согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) вместо базовой части трудовой пенсии был введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.

    Определен порядок индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца).

    Установлено, что коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

    О коэффициентах индексации базовой части трудовой пенсии в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2009 г. см. справку

    Коэффициенты индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца

    Базовый размер пенсии по инвалидности

    При расчете любой пенсии, в том числе и по инвалидности, учитывается и фиксированный базовый размер пенсии, который ежегодно индексируется . Поэтому, чем больше будет индексация базовой пенсии, тем выше будет итоговый размер пенсии.

    На размер пенсии по инвалидности влияет количество иждивенцев, группа инвалидности и так же стаж работы на Севере, либо там проживание.

    С 1 февраля 2018 года фиксированный базовый размер трудовой пенсии для инвалида 1 группы без иждивенца составит 9965 рублей 80 копеек в месяц, а с 1 иждивенцем размер уже будет 11626 рублей 77 копеек в месяц, с 2 иждивенцами — 13287 рублей 74 копейки в месяц, с 3 иждивенцами – 14978 рублей 71 копейка в месяц.

    Инвалидам 2 группы полагается ежемесячно без иждивенцев 4982,90 руб., с 1 иждивенцем – 6643,87 руб., с 2 иждивенцами — 8304,84 руб., с 3 иждивенцами — 9965,81 руб.

    Инвалидам 3 группы ежемесячно базовый размер составляет 2491,45 руб., 4152,42 руб., 5813,39 руб., 7474,36 руб. - без иждивенцев и с 1, 2 и 3 иждивенцами соответственно.

    Обращаем внимание, что для жителей Крайнего Севера, где действует районный коэффициент, эти суммы будут выше согласно их коэффициента.

    При этом если у человека, получающего трудовую пенсию по инвалидность, есть стаж работы в районах Крайнего Севера, то базовый размер пенсии будет другой, даже если он уже проживают на материке. А именно, для инвалидов 1 группы, которые проработали в таких местах не меньше, чем 15 календарных лет, а общий стаж не меньше, чем 25 лет или 20 лет (мужчина и женщина), базовый размер составляет 14948 рублей 70 копеек, 17440 рублей 16 копеек, 19931 рубль 61 копейка, 22423 рубля 07 копеек - без иждивенцев и с 1, 2 и 3 иждивенцами соответственно

    При этих же условиях, но для инвалидов 2 группы размер таков: 7474 рубля 35 копеек, 9965 рублей 81 копейка, 12457 рублей 26 копеек, 14948 рублей 72 копейки.

    Как заменить страховое свидетельство при смене фамилии? При смене фамилии необходимо поменять свидетельство обязательного пенсионного страхования и получить новое свидетельство взамен […]

    Базовая часть пенсии, она же фиксированная, претерпела не одно изменение за последние годы.

    Она была отдельной пенсией и включалась в состав страховой, менялись требования для её получения. Рассмотрим, что она собой представляет сейчас, какие требования к получателям действуют в 2017 году и будут предъявляться в ближайшем будущем. Узнаем о принципе её формирования, размерах, устанавливаемых для разных категорий граждан, и как проводится индексация.

    Трудовая пенсия складывается из трёх частей:

    • базовая;
    • страховая;
    • накопительная.

    Стоит отметить, что такое деление не совсем корректно, поскольку уже нет термина «трудовая пенсия», теперь она называется страховой, базовая включена в неё, а накопительная отменена. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся, сейчас отметим, что данное деление описывает пенсию в исторической перспективе – а это важно, поскольку у некоторых пенсионеров ещё есть .

    Если страховая и накопительная части зависят от стажа и во время работы, то базовая принципиально отличается от них своей фиксированностью.

    Накопительная часть была введена относительно недавно, предполагалось, что с её помощью в будущем удастся серьёзно поднять размер выплат. Однако в 2005 году программа была свёрнута, поскольку появились серьёзные опасения, что как государственному Пенсионному фонду, так и частным не удастся выполнить взятые обязательства.

    Сейчас дело идёт к её восстановлению в каком-либо виде, тем более что она и так осталась словно в полузакрытом состоянии – накопительные отчисления и теперь могут продолжать делать пенсионеры с годом рождения после 1967-го, если они согласились участвовать в программе в своё время – но с 2016 года вступить в неё уже нельзя.

    Что до страховой, то она основывается на отчислениях с заработной платы , и именно за счёт того, насколько велики были отчисления, будет зависеть разница между пенсиями.

    Что такое базовая часть пенсии?

    Базовая пенсия по старости должна служить некой гарантией, что каждый россиянин будет получать обеспечение, потому она жёстко фиксирована и является одинаковой для всех, а меняется только год от года в связи с индексацией.

    Именуется она так, кстати, по традиции, в действительности же ещё в 2010 году её включили в страховую и назвали фиксированным базовым размером, а спустя три года, переименовали ещё раз, и теперь её название – фиксированная выплата к пенсии.

    Когда можно ее получать?

    Ранее имелось лишь два требования, чтобы получать базовую часть пенсии – нужно было достигнуть соответствующего возраста и иметь стаж в пять лет или больше. Однако теперь требования изменились, поскольку базовая пенсия стала частью страховой.

    Их стало три. Это:

    1. Достижение . На данный момент стандартный возраст, при достижении которого гражданин получает право на пенсионные выплаты, составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Некоторые группы работников имеют право начать получать пенсию раньше – работники, трудящиеся в тяжёлых или вредных условий, на Севере, и другие.
    2. Наличие минимального страхового стажа – а страховой стаж не то же самое, что трудовой, в него засчитывается лишь тот стаж, за который отчислялись страховые взносы. В 2017 году минимальный требуемый стаж составляет семь лет, далее он каждый год будет повышаться – также на год, пока не достигнет пятнадцати лет.
    3. Наличие минимального индивидуального пенсионного коэффициента – этот показатель будет зависеть от того, какие отчисления делал работодатель гражданина. Таким образом, получая «серую» заработную плату в обход налогов, гражданин рискует остаться без пенсии, поскольку он не наберёт нужного количества баллов. А планку по баллам постоянно поднимают: на 2017 год минимальная составляет десять баллов. Каждый год к этому будет добавляться 2,4 балла, пока планка не вырастет до тридцати.

    Из каких средств формируется?

    Формирование базовой части пенсии осуществляется за счёт средств, вносимых предприятиями.

    Ранее действовала единая социальная пошлина: сначала она составляла 28%, из которых половина уходила на базовую часть пенсии, а вторая на страховую. Затем этот формат был переработан, пошлина понизилась до 20%, а часть выплат на базовую пенсию уменьшилась до 6%.

    После произошло ещё одно изменение: был отменён, а вместо него теперь делаются страховые взносы. На 2017 год в сумме они достигают 22%, в том числе 6% используются для формирования фиксированной выплаты. Отметим, что этих средств недостаточно, и приходится за счёт государственного бюджета поднимать фонд для того, чтобы платить базовую часть.

    Хотя выплаты за каждого работника делаются разные, эта разница влияет лишь на страховую часть, в то время как базовая для всех уравнивается. Таким образом гарантируется определённый минимальный размер выплат – хотя ещё одной гарантией служит прожиточный минимум, что делает базовую часть пенсии в данный момент в какой-то мере избыточной конструкцией. Предполагается, что путём повышения минимального стажа удастся добиться повышения базовой пенсии, достаточного, чтобы всё же обогнать прожиточный минимум (но число получающих её снизится).

    Размер базовой пенсии

    Начиная с 2002 года, размер базовой пенсии вырос более чем в 10 раз – с 450 рублей в месяц до 4 805 рублей. Однако, конечно, он и теперь остаётся крайне низким – при этом законодательством запрещено платить пенсии ниже прожиточного минимума, а потому все пенсионеры, у которых недостаёт до него, получают специальную доплату.

    • она будет выплачиваться в удвоенном размере. То есть для 2017 года - это 9 610 рублей.
    • При наличии иждивенцев за каждого выплачивается надбавка в 33,3%. К примеру, если у пенсионера в семье два иждивенца, то в 2017 году надбавка составит: 4 805 x (0,333 + 0,333) = 3 219 рублей. Надбавка делается максимум в тройном размере, то есть даже при наличии четверых иждивенцев она будет сделана лишь за троих.
    • Если отработано 15 лет в районах , а общий стаж составляет минимум 20 лет для женщин и 25 для мужчин, устанавливается надбавка в 50%.
    • При работе в течение 20 лет в приравненных к Крайнему Северу районах и таком же стаже, как в предыдущем пункте, надбавка составит 30%.

    Иногда пенсионер может переходить в другую категорию, после чего потребуется провести перерасчёт базовой части пенсии. Какими могут быть причины для этого?

    • он достиг возраста в 80 лет;
    • изменились его трудовые способности;
    • в семье появились ;
    • произошла потеря кормильца.

    Чтобы провести перерасчёт на основании одной из этих причин, необходимо собрать пакет документов. Если причина – возраст, то перерасчёт будет проведён просто по факту достижение 80-летнего рубежа. При изменении трудовых способностей потребуется заключение медицинской комиссии.

    Индексация базовой части

    Эта процедура проводится ежегодно и представляет собой пересчёт пенсии в связи с инфляцией за предыдущий год, чтобы её фактический размер не уменьшался – таким образом компенсируется рост цен, связанный с инфляцией. С недавних пор, впрочем, индексация не всегда покрывает инфляцию: так, инфляция за 2015 год была на очень высоком уровне и составила 12,9%. Настолько же нарастить пенсии обернулось бы слишком серьёзной нагрузкой на бюджет, в результате индексировали пенсию лишь на 4% – меньше трети от положенного. Позже была проведена доиндексация, но она мало что изменила, тем более что в её ходе подняли лишь стоимость пенсионного балла, а фиксированная часть пенсии не была изменена. Что касается , то индексации пенсии для них уже некоторое время не проводятся, и их возобновление не ожидается.

    Так, в 2017 году была сделана индексация на уровень инфляции за 2016 год, которая находилась на уровне 5,4%. Именно после этой индексации базовая часть пенсии достигла нынешних 4 805 рублей. Таким образом, на этот раз индексация была сделана в точности на уровень инфляции, как в докризисные годы, однако это не означает, что и в будущем продолжится также: периодически высокопоставленные чиновники делают заявления, смысл которых сводится к тому, что постоянно поддерживать темпы индексации не ниже инфляции при нынешней пенсионной системе, скорее всего, не удастся.

    И даже так пенсии с каждым годом становятся всё более неподъёмными для бюджета, в результате постепенно запускается новая реформа системы, контуры которой пока лишь начинают проясняться.

    Вам это будет интересно

    Согласно проведенной пенсионной реформе, установлено, что с 1 января 2002 года выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть есть только у более молодых возрастов, а для остальных пенсия, таким образом, состоит из базовой и страховой. Что же это такое - базовая часть пенсии?

    Базовая часть пенсии - всем понемногу и поровну

    Итак, согласно проведенной пенсионной реформе, установлено, что с 1 января 2002 года выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть есть только у более молодых возрастов, а для остальных пенсия, таким образом, состоит из базовой и страховой. Что же это такое - базовая часть пенсии?

    Базовая часть является самой маленькой составляющей нашей пенсии. С 1 января 2002 года она была установлена первоначально в размере 450 рублей в месяц. Эта сумма полагается всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж в 5 лет. Для инвалидов, лиц старше 80 лет и имеющим нетрудоспособных иждивенцев устанавливаются несколько повышенные ставки базовой пенсии. Базовая часть в принципе объединила в себе минимальную пенсию, прежние компенсационные надбавки и доплаты. Основная ее функция - обеспечить некую базовую социальную гарантию. Отсюда и название.

    Хотя базовая часть формально финансируется за счет взносов работодателей (до 1 января 2005 года из 28% единого социального налога, уплачиваемого в Пенсионный фонд - 14%, то есть половина, шла на базовую пенсию, а с 1 января 2005 года это будет 6% из общей сниженной ставки в 20%), но фактически выплачивается из федерального бюджета и не зависит от конкретной величины собранных взносов. Государство взяло на себя обязательство в любом случае обеспечить этот минимум и объявило, что постарается постепенно довести его размер до уровня прожиточного минимума пенсионера.

    Так что базовая пенсия все–таки тоже понемногу растет и за три года изменилась до 660 рублей. Законом предусмотрено, что ее размер ежегодно индексируется государством с учетом темпов роста цен (инфляции) в пределах средств, выделенных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР. Совсем недавно в декабре Госдума приняла в окончательном чтении бюджет Пенсионного фонда РФ на 2005 год. В нем предусмотрено, что базовая пенсия с 1 апреля будущего года должна возрасти до 695 рублей, а с 1 августа - до 719 рублей.

    Конечно же, базовой пенсии пока далеко до прожиточного минимума, но в любом случае это не та часть, на которую стоит внимательнее смотреть будущим пенсионерам. Куда важнее вторая составляющая - страховая.

    Страховая пенсия - можно сосчитать самому

    Страховая часть пенсии играет роль механизма, позволяющего уйти от всеобщей уравниловки и привязать размер трудовой пенсии к размеру заработной платы и стажу. То есть она напрямую зависит от того, сколько за весь трудовой период за данного человека было уплачено в Пенсионный фонд страховых взносов. Вся эта совокупность взносов называется расчетным пенсионным капиталом. Он формируется за счет части взносов, уплачиваемых работодателем (выше мы уже писали, что половина идет на базовую часть, вторая же часть в основном идет на страховую, и немного и не для всех на накопительную). Размеры этих взносов подлежат персонифицированному учету и записываются за каждым застрахованным лицом в виде так называемого пенсионного капитала.

    Что касается взносов на страховую часть пенсии, то они пошли по новой системе на счета граждан с 1 января 2002 года. Их размер можно увидеть в так называемых “письмах счастья”, которые уже второй год рассылает Пенсионный фонд. Для того чтобы примерно посчитать размер своей будущей страховой части пенсии, важно определить еще один параметр. Дело в том, что как–то государству следовало учесть и оценить начальный размер взносов граждан до начала пенсионной реформы, чтобы к ежегодным взносам приплюсовать “стартовый” пенсионный капитал. Задача эта была непростая, так как учет был еще не очень хорошо налажен, в эпоху скачков инфляции зарплаты различались год от года в разы и т.д.

    Для застрахованных лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж, хорошую зарплату, стартовый пенсионный капитал может составлять 100–300 тыс. рублей. Для молодого же поколения, которое не успело вдоволь поработать до 1 января 2002 года, стартовый капитал по существу равен нулю, и нужно ориентироваться на страховые отчисления последних трех лет и будущие отчисления.

    Итак, сосчитаем свой пенсионный капитал к моменту выхода на пенсию. Для этого берем стартовый капитал, к нему приплюсовываем страховые взносы, указанные в “письме счастья” за 2002 и 2003 год, и, наконец, приплюсовываем ожидаемый размер взносов. Для простоты расчета последнего параметра рекомендуем взять вашу нынешнюю официальную зарплату, умножить ее на число месяцев, которые вам осталось работать до наступления пенсионного возраста. И от полученной суммы взять 14% (ставка взносов для лиц старше 1967 года рождения) или 8% (для лиц моложе 1967 года). Теперь чтобы определить примерный размер страховой части пенсии, разделите полученный размер своего пенсионного капитала на 228 (для выходящих на пенсию до 2013 года несколько меньше). Что такое 228? Это число месяцев в 19 годах. Дело в том, что государство, оценив текущую демографию, посчитало, что в среднем Пенсионному фонду придется платить пенсию в расчете на одного человека 19 лет. Считается, что мужчины, дожившие до 60 лет, живут в среднем по статистике еще 13,5 лет, а женщины еще 22,6 года. Критики считают, что эти показатели завышены (средний возраст умирающих мужчин в России всего 59 лет), но уточним, что речь идет о “возрасте дожития”. То есть здесь в расчет не идет статистика детской смертности, смертности в работоспособном возрасте и т.п.

    Итак, делим сумму пенсионного капитала на 228 и получаем примерный размер вашей ежемесячной страховой части пенсии. Скорее всего, полученный результат очень и очень многих не впечатлит. Для примера - ежемесячная страховая часть пенсии выходящего на пенсию гражданина, имеющего стаж в 25 лет и среднюю пенсию в 10 тысяч рублей, составит 1850 рублей в месяц. Чтобы за счет страховой части пенсии обеспечить себе высокую пенсию, надо иметь высокую официальную зарплату (зарплата в “конвертах” лишает работника заработанного пенсионного капитала) и быть уверенным, что в будущем Пенсионный фонд сумеет обеспечить ваши права реальными выплатами.

    Дело в том, что капитал, учитываемый в страховой части индивидуального счета, не настоящий - это права. Поясним - взносы, поступающие за вас, лишь записываются, а реальные деньги идут в бюджет Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии нынешним пенсионерам. Таков механизм условно–распределительной системы. На сумму ваших прав в будущем, исходя из возможностей бюджета в тот момент, начислят реальную сумму, которая будет оплачиваться из взносов будущих поколений. Она может быть больше или меньше в зависимости от демографической и экономической ситуации.

    Следует упомянуть, что пенсионный капитал, который учитывается на индивидуальном счете так же, как и базовая часть, подлежит индексации. Исходя из уровней инфляции. Обычно он должен индексироваться, если размер инфляции превысил уровень в 6% за квартал, полугодие и год. Отсюда и индексация страховой части пенсии для нынешних пенсионеров. Если говорить о следующем годе, то точные цифры сейчас называть рано, но если говорить о планах, за 2005 год, как и за 2004, пенсии в среднем должны вырасти на 230-250 рублей. Напомним, что сейчас средняя пенсия по возрасту (базовая плюс страховая) составляет 2020 рублей. Безусловно, это очень мало.

    Пенсии должны накапливаться

    Понятно, чтобы базовая и накопительная часть пенсии неуклонно росли, нужен приток денег в Пенсионный фонд. Но не исключен и даже неизбежен вариант, что государственный фонд будет испытывать дефицит для обеспечения текущих выплат. Это приведет к тому, что придется как в старые времена прибегать к помощи госбюджета либо идти на обратное повышение ставки взносов, либо на увеличение возраста выхода на пенсию. Уже стали появляться разговоры о том, что стоит повысить к 2023 году возраст выхода на пенсию для женщин до 60 лет, а мужчин до 63. Вряд ли это выход.

    Чтобы как–то выправить ситуацию, российское правительство, проводя пенсионную реформу, заложило в государственную систему еще один механизм - накопительный. О нем мы поговорим подробно в следующей нашей статье. Так же как и о добровольном дополнительном пенсионном обеспечении, которое на фоне государственного пенсионного обеспечения может стать реальной возможностью повышения будущей пенсии.

    Статья подготовлена при содействии НПФ "Интеррос-Достоинство"