Домой / Брови / Авторитарный тип воспитания. Характеристика стилей семейного воспитания

Авторитарный тип воспитания. Характеристика стилей семейного воспитания

Представление о моделях поведения и стилях общения, которых ребенок, скорее всего, будет придерживаться в своей взрослой жизни, формируются в семье. Окружение, социальные и наследственные факторы тоже играют свою роль, но не обладают таким сильным влиянием на становление личности ребенка. Гораздо большее влияние, по утверждению современных психологов, имеют стили воспитания детей. Они отражаются на уровне их самооценки, школьной успеваемости, подверженности вредным привычкам, а также на склонности к депрессиям и антиобщественному поведению.

К основным стилям воспитания детей в семье относят следующие:

  • авторитарный;
  • либеральный;
  • демократический.

Предлагаем подробно их рассмотреть.

Авторитарный стиль воспитания детей

Данный стиль воспитания также называют диктаторским. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на малыша слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Следует отметить, что зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные».

Авторитарный стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к малышу, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. Они требуют от него не по возрасту взрослых суждений и поступков, при этом всячески подавляя его инициативность.

В подростковом возрасте дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей.

В подростковом возрасте дети из таких семей легко позволяют манипулировать собой своим сверстникам и часто попадают в «плохие компании». Кроме того, они редко обращаются к родителям за поддержкой в трудный период. В таких семьях нет привязанности и душевной близости, что проявляется у детей изолированностью и враждебностью по отношению к окружающим. Авторитарный стиль воспитания детей приводит к тому, что во взрослой жизни ребенок из такой семьи, как правило, разочаровывается в родительских ценностях.

Либеральный стиль воспитания детей

Для данного стиля воспитания характерно практическое отсутствие дисциплины, запретов и ограничений. Родители, которые его придерживаются, в основном, не возлагают на собственного ребенка особых надежд. При этом они сами часто безвольны, безответственны и непоследовательны, поэтому дети, как правило, не считают нужным прислушиваться к ним.

В то же время, либеральный стиль воспитания детей вовсе не означает, что взрослые не проявляют заботу о ребенке. На самом деле они желают ему счастья и стремятся способствовать его самореализации, но отсутствие четких и последовательных воспитательных действий не позволяют им этого сделать.

Следует отметить, что у детей из таких семей во взрослом возрасте довольно часто возникают различные психологические проблемы, депрессии, фобии и т.д. Помимо того, они не приучены к контролю собственных поступков, а также противостоянию повседневным трудностям.

Демократический стиль воспитания детей в семье

Для демократического стиля воспитания детей характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители с данным стилем воспитания заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность.

Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. Во взрослом возрасте, человек, выросший в семье с демократическим стилем воспитания детей, будет верить в свои силы и знать, что родители ценят и уважают его мнение.

Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.

Другие стили воспитания

Наряду с основными стилями воспитания детей выделяют еще такие стили как хаотичный и опекающий. В первом случае у родителей отсутствует единый подход к воспитанию ребенка. Для разных членов семьи характерно собственное видение воспитательного процесса, либо у одного из родителей (зачастую у матери) имеют место эмоциональные перепады. В данном случае влияние взрослых на ребенка нивелируется, он не считается с их требованиями и становится неуправляемым. Таким детям свойственна неуравновешенность и высокая потребность в упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родителей лишает их ощущения защищенности. Во взрослом возрасте они становятся инфантильными и безответственными.

Что касается опекающего стиля воспитания, называемого гиперопекой, то он также является крайне деструктивным для малыша. В семьях с таким отношением дети очень часто вырастают с повышенным чувством своей значимости и неуверенностью в себе одновременно. Многие из них становятся агрессивными и возбудимыми, а также имеют неустойчивую психику.

Довольно часто люди, имеющие детей, обращаются за помощью к психологам. Мамы и папы спрашивают у специалистов, откуда у их любимых чад могли возникнуть нежелательные качества, плохое поведение. Важнейшую роль в формировании личности играет воспитание. От его стиля и типа, выбираемого родителями, зависит их дальнейшая жизнь. Какие методы и формы воспитания применяются? В этом вопросе стоит разобраться, ведь ответ на него будет полезно узнать всем родителям.

Что такое воспитание и какие стили существуют?

Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».

В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:

  • формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
  • взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
  • процесс обучения.

Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.

Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • либеральный.

В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.

В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:

  1. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
  2. Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
  3. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.

Авторитетный стиль в семейном воспитании

Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «надо».

Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.

Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.

Либеральная модель отношений

Либеральный воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.

Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:

  • являются зачастую агрессивными, импульсивными;
  • стремятся ни в чем не отказывать себе;
  • любят хвастаться;
  • не любят физический и умственный труд;
  • демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
  • конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.

Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).

Индифферентный стиль воспитания ребенка в семье

В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.

Некоторые родители не только показывают свое безразличие, но и враждебность. Дети в подобных семьях чувствуют себя не нужными. У них наблюдается с разрушительными импульсами.

Классификация типов семейного воспитания по Эйдемиллеру и Юстискису

Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
  3. Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
  4. Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
  5. Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
  6. Эмоциональное отвержение. может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.

Классификация типов воспитания по Гарбузову

В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:

  1. Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
  2. Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
  3. Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Характеристики Дисгармоничное воспитание Гармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.

Почему в некоторых семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?

Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить следующие:

  • проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • воспитательную неуверенность родителей;
  • наличие страха потерять ребенка.

При первой причине родители видят в ребенке те качества, которые имеют сами, но не признают их. К примеру, у чада наблюдается склонность к лени. Родители наказывают своего ребенка, жестоко обращаются с ним из-за наличия этого личностного качества. Борьба позволяет им верить в то, что у них самих отсутствует этот недостаток.

Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.

Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.

При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Что собой представляет гармоничное семейное воспитание?

При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).

При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

  • всегда находить время для общения с ребенком;
  • интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
  • не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
  • относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
  • привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.

Последнее обновление: 16/07/2015

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста. Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

  • дисциплинарная стратегия;
  • тепло и забота;
  • стиль общения;
  • ожидание взрослости и способности контролировать себя.

Четыре стиля воспитания

Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер - и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим «(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Попустительский (индифферентный)

Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

Влияние стиля воспитания на развитие ребёнка

Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

  • Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
  • Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными (Маккоби, 1992).
  • Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.
  • Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.

Почему же именно авторитетный стиль воспитания обладает неоспоримыми преимуществами перед остальными? «Во-первых, когда дети считают просьбы своих родителей справедливыми и разумными, они, скорее всего, будут их выполнять», - поясняют авторы Хоккенбери и Хоккенбери в одной из своих работ. - «Во-вторых, дети скорее усваивают причины вести себя определённым образом, и, таким образом, достигают самоконтроля».

Чем отличаются стили воспитания друг от друга?

Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

К факторам, определяющим предпочтения родителей относят культуру,их собственные качества, размер семьи, происхождение, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

Естественно, стили воспитания в отдельных семьях часто смешиваются, образуя уникальное сочетание. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец будет предпочитать более либеральный подход. Для того, чтобы выработать согласованный подход к воспитанию детей, важно, чтобы родители научились сотрудничать, гармонично сочетая различные элементы собственных уникальных стилей воспитания.

Ограничения и критика

Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать. Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер. Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные - например, темперамент ребенка.

Исследователи отмечают также, что корреляция между стилями воспитания и поведением иногда носит в лучшем случае слабый характер. Очень часто ребёнок не оправдывает родительских ожиданий или не соответствует представлениям специалистов: родители, придерживающиеся авторитетного стиля, получают ребёнка с вызывающим поведением или склонностью к преступному поведению, тогда как либерально или даже попустительски настроенные родители - детей, уверенных в себе и успешных во всех отношениях.

«Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», - пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». - «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

Выводы

Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие- обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность - основные составляющие авторитарных отношений.

Индифферентный (попустительский) . Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Остановимся подробнее на двухособенно часто встречающихся типах воспитания:

Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети), так и у педагога по отношению кдетям группы, класса.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания . В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога . Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.