Домой / Брови / Что нужно взять с собой в детский сад: список одежды и важных вещей для ребенка на первое время. Маркировка детской одежды

Что нужно взять с собой в детский сад: список одежды и важных вещей для ребенка на первое время. Маркировка детской одежды

1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности « Садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: « Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада.

3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: « Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: „Я хочу пить“, и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: « Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы - воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.

6. Приготовьте вместе с ребенком « радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в « радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.

8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

11. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: « Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

12. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

13. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

14. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

15. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги детского сада ждут вас! Семьи новых воспитанников имеют возможность, если не сделали этого раньше, побывать в группе, познакомиться с педагогами.

Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить на все время работы группы с 7 до 13 часов. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: « Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность - побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик. Там ведь Мария Николаевна, Сережа - твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: « Я понимаю тебя, ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупрежден о состоявшемся разговоре.

Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу, хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

Каких врачей необходимо обойти перед детским садом?

В поликлинике, в которой наблюдается малыш, вам выдадут « Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домой и интернатов», форма № 026/у-2000. В этом документе будут накапливаться сведения о состоянии здоровья малыша из года в год, до тех пор, пока он не достигнет семнадцати лет. Этот документ будет сопровождать его во всех детских и образовательных учреждениях.

Кроме паспортных данных, в этой карте проставлены сведения о состоянии здоровья ребенка до настоящей диспансеризации, о перенесенных заболеваниях, аллергических реакциях, о проведенных профилактических прививках и т.д.

Сама диспансеризация предполагает осмотр:

  • хирурга - для выявления возможных дефектов развития, требующих хирургической коррекции;

  • ортопеда, который сможет выявить различные изменения осанки, начальные стадии искривления позвоночника, плоскостопие и т.д.;

  • невропатолога, который сможет отметить особенности нервной системы ребенка, его склонность к различным невротическим реакциям;

  • окулиста - он должен определить остроту зрения, а также необходимость его коррекции;

  • отоларинголога, который расскажет вам об особенностях строения носоглотки малыша, о возможной склонности к заболеваниям уха, горла и носа и даст рекомендации по их профилактике;

  • дерматолога, который оценит состояние кожи ребенка. Это особенно важно для детей с аллергическими заболеваниями; кроме того, некоторые изменения кожи, принимаемые родителями и даже врачами за так называемый диатез, могут быть проявлениями чесотки или грибковыми поражениями кожи, которые необходимо лечить;

  • особая задача стоит перед психологом: на основании скрупулезного обсуждения с родителями и поведения ребенка он должен дать рекомендации по его индивидуальной подготовке к вхождению в детский коллектив;

  • педиатр, после осмотра ребенка, назначает дополнительные исследования: общий анализ крови, анализ мочи, исследование кала на гельминты, в зависимости от показаний - электрокардиограмму, измерение артериального давления, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и другие исследования, а также консультации кардиолога, нефролога, гастроэнтеролога и других специалистов.

В результате анализа всех данных о состоянии здоровья ребенка педиатром формируется полный диагноз, определяется группа здоровья малыша, дается медико-педагогическое заключение о его готовности находиться в детском коллективе общего типа или пребывании в детском саду коррекционного типа (ортопедического профиля, логопедического или другого).

Диспансеризация, проведенная перед оформлением в детский сад, должна помочь представить врачу и родителям полную картину состояния здоровья ребенка, что поможет дать рекомендации по оздоровлению его организма.

Непосредственно перед самым поступлением в детский сад ребенок должен сдать анализы для исключения у него дифтерийной палочки, кишечных инфекций (срок правомочности анализов - 7 дней) и взять справку из поликлиники или санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) об отсутствии контактов с инфекционными больными (срок правомочности справки - 3 дня).

Что же касается профилактических прививок, то к трехлетнему возрасту согласно российскому календарю прививок ребенок должен быть привит против туберкулеза, четырехкратно - против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), пятикратно - против полиомиелита, однократно - против кори, краснухи, эпидемического паротита. Кроме того, многие дети могут быть привиты к этому времени против гепатита В, гепатита А, гемофильной и меннингококковой инфекций. Ежегодно детям проводится реакция Манту, и при положительном ее результате ребенок должен получить консультацию у врача-фтизиатра.

Если по каким-либо причинам прививки ребенку проводились по индивидуальному графику или в связи с большим опозданием в связи с заболеваниями - вы можете нагнать график в летнее время. Прививание должно проводится только при условии полного здоровья ребенка. Однако отсутствие « полного набора» прививок у малыша на момент оформления его в детский сад не может быть причиной отказа в приеме.

Индивидуальные особенности

Период адаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой. У одного это проявляется острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), у другого - нарушениями в работе кишечника (запоры, поносы), у третьего - раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения и т.д. Поэтому посоветуйтесь с педиатром, наблюдающим ребенка, о назначении профилактических препаратов, которые можно применять перед поступлением в детский сад и в первые недели пребывания в нем.

Привыкаем к новой обстановке детского сада

Постарайтесь ближе к сентябрю погулять с ребенком около детского сада. Обращайте внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада, особенно если среди них есть знакомые и друзья ребенка. Вы можете иногда даже встречать их у детского сада.

Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.



Впервые отправляя ребенка в детский сад, молодые родители не очень понимают, какой набор вещей собрать малышу. Список необходимых принадлежностей и одежды стоит составить и приобрести заранее, чтобы не покупать в последний момент первое попавшееся. Итак, что нужно ребенку в детский сад?

При поступлении в детский сад туда сразу можно отнести нужные вещи - они хранятся в отдельных секционных шкафчиках

Практичная и удобная одежда, обувь

Главным критерием выбора одежды для детского сада является ее удобство. Ребенку должно быть комфортно находиться в вещах, поэтому изначально рекомендуется отказаться от узких брюк, синтетических костюмов, нарядов со сложным кроем и многоярусными юбками.

Для малышей ясельного возраста и детей младшей группы стоит позаботиться о дополнительном полном комплекте одежды (трусики, носки или колготки в холодное время года, кофточка, брюки или юбка).

Оптимальным комплектом одежды для мальчиков является:

  • Майка (в холодное время года, но может не использоваться, если ребенок не привык к ней).
  • Футболка или реглан (на хлопчатобумажной основе, с достаточно широкой горловиной для удобного надевания).
  • Колготки, носочки подходящего размера с натуральным составом.
  • Бриджи (удлиненные шорты). Модели на резинке, без молний, пуговиц, лучше длиной до колена (защитят при возможном падении).

Подобный набор одежды удобен тем, что ребенок легко сможет самостоятельно (или при минимальной помощи воспитателя) переодеться на прогулку: снять бриджи, надеть теплый свитер и теплый комбинезон. Если в качестве верхней одежды используется термокомбинезон, важно предупредить воспитателя о том, что надевать под него.

Комплект одежды для девочек практически не отличается от аналогичного для мальчиков: вместо шорт можно предложить юбку на широкой резинке или сарафан, который ребенок сможет самостоятельно снять при необходимости. Подбирая гардероб для девочки, стоит отказаться от вариантов, излишне декорированных всевозможными бусинами, бантами.



Наряжать ребенка в сад не стоит - одежда должна быть удобной и практичной, чтобы ребенок мог сам ее снять или надеть

Для нахождения в группе оптимальная обувь – тапочки с задником на нескользящей подошве. Детям постарше подойдет обувь с липучками, которая надежно фиксирует стопу. Отказаться изначально стоит от моделей по типу сланцев, резиновых шлепок, которые могут спровоцировать падение во время бега или активных игр в группе. Хорошим выбором являются тапки с ортопедической стелькой, в которых предусмотрены супинаторы для правильного расположения стопы и распределения нагрузки.

Одежда для прогулок

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

На прогулку детей выводят обычно в той одежде, в которой их привели родители утром, поэтому имеет смысл заранее выбирать такую верхнюю одежду, которую ребенок сможет надеть самостоятельно без проблем. Для зимы и демисезонного периода нужно позаботиться о дополнительной паре варежек (не перчаток), т.к. есть большая вероятность, что они останутся мокрыми.

Рукавицы лучше прикрепить на резинку, которую нужно продеть через петлю на воротничке: это позволит быстро вытащить варежки и просушить их на батарее во время сонного часа. Тогда вечером кроха пойдет домой в сухой теплой одежде.

Оптимальная модель шапки для ребенка младшего возраста – это шлем. Шарф стоит выбирать средней длины, его можно заменить манишкой, надежно закрывающей шею малыша от холода и не мешающей ему во время игр (рекомендуем прочитать: ). Если все же используется шарф, завязывать его лучше сзади. Альтернативой шлему могут быть модели теплых шапок с фиксаторами в виде липучек, варианты на завязках неудобны в том плане, что ребенку сложно будет надеть или снять их, а воспитателю одевать их ребенку - долго.

Итак, в разные сезоны года стоит позаботиться о таких вещах:



Летом ребенку обязательно нужен головной убор - шляпка или панамка

Одежда для занятий

В детском саду проводится ряд занятий с малышами, наиболее популярные из которых – это музыкальные и спортивные. На творческих занятиях дети поют, танцуют. Для них ребенку необходимо приобрести чешки подходящего размера (обычные кожаные или вязаные). Для спортивных тренировок понадобится удобные кеды или кроссовки (без шнурков).

Дети младших групп на спортивные занятия обычно ходят в той же одежде, в которой находятся в саду. Старшим дошкольникам может понадобиться специальный комплект одежды для занятий спортом (футболка, шорты или спортивные штаны, которые будет удобно одевать). В качестве оптимального материала для подобных комплектов выступает хлопчатобумажная ткань, хорошо пропускающая воздух.

Одежда для праздничных мероприятий

В каждом саду регулярно поводятся всевозможные утренники, праздничные мероприятия, на которых дети должны выглядеть по возможности нарядно. Для мальчика универсальным комплектом такой одежды является:

  • Белая рубашка.
  • Жилетка (по желанию). Этот элемент гардероба может заменить пиджак.
  • Классические брюки (или темные шорты).
  • Белые носочки (колготки в холодное время года).

В гардеробе девочки для праздничных мероприятий удобно иметь два нарядных платья: одно длинное, (можно пышное), второе – попроще. Первый вариант – это универсальный выбор для новогодних праздников и мероприятий, в которых по сценарию не будет танцевальных номеров (в длинном платье девочке будет неудобно), второй – классический наряд на любой праздник в садик. Его надевать можно и для фотографирования.



Желательно подобрать девочке нарядное, но при этом удобное платье, которое не будет сковывать движения

Маркировка детской одежды

Нередко возникают ситуации, когда ребенку надевают в саду не его вещь. Чтобы воспитателям легче было ориентироваться в гардеробе каждого ребенка, рекомендуется маркировать такие вещи. Среди наиболее практичных и доступных способов маркировки можно выделить следующие:

  • Простая надпись шариковой ручкой. Достоинства: быстрый метод, не требующий дополнительных вложений. Недостатки: недолговечность, на темных тканях надпись может быть не видна, первый раз после стирки может понадобиться обновить маркировку.
  • Использование специального маркера для одежды или готовых термонаборов. Достоинства: долговечное нанесение, эстетичный внешний вид. Недостатки – необходимо время на маркировку, стоимость готовых термоблоков (наносятся при помощи утюга) достигает 250 и выше рублей (за комплект из 50 этикеток).
  • Именная вышивка. Достоинства: красиво, оригинально, долговечно. Недостатки: способ занимает много времени, необходимы навыки ручной вышивки.
  • Готовые штампы. Достоинства: быстрый способ крепления, долговечность. Недостатки: внешний вид готовых изделий с маркировкой.
  • Термонаклейки с именными надписями. Достоинства: имеют оригинальный и аккуратный дизайн, не портят внешний вид одежды. Недостатки: больше подходят для верхней одежды.


Использование бирок помогает предотвратить потерю одежды ребенка в садике

Дополнительные вещи для сада

Полезным будет и наличие дополнительных вещей для группы, особенно если ребенок первый раз отправляется в сад:

  • Чистый носовой платок (или несколько).
  • Полиэтиленовый пакет для грязного белья.
  • Нагрудник (для ясельных и младших групп, чтобы не пачкалась одежда во время приемов пищи). Отдать предпочтение стоит вариантам из непромокаемой легко очищаемой ткани.
  • Непромокаемая пеленка или обычная клеенка для кроватки (для ясельного возраста).
  • Салфетки (сухие и влажные), туалетная бумага, бумажные полотенца.
  • Резинки для волос и расчески (девочкам).
  • Любимая игрушка ребенка, с помощью которой можно его при необходимости отвлечь, успокоить.

Канцелярия для занятий в саду

Перечень всего необходимого для творческих и развивающих занятий обычно предлагают воспитатели. Стандартно в такой набор входят следующие позиции:

  • Для лепки: мягкий пластилин, пластиковая досочка.
  • Для рисования: альбом, цветные карандаши, гуашь или акварель, кисточки, стаканчик для воды. Дополнительно могут значиться листы для свободного рисования, раскраски (в ясли с крупными деталями).
  • Для аппликаций: цветная бумага, картон, ножницы, клей с кисточкой.
  • Для занятий письмом, математикой: тетради, счетные палочки, прописи.


Список канцелярии для садика включает в себя краски, карандаши, альбомы, пластилин и иные материалы для творчества и развития

Списки с канцелярией чаще всего выдаются родителям в начале учебного года. Дополнительно могут быть нужны и другие материалы, особенно если речь идет об учебных учреждениях с определенным уклоном в учебной программе.

Что не нужно брать в сад?

  • Любую еду, напитки (исключение составляют угощения на день рождения, которые также заранее согласовываются с воспитателями). В список запрещенных продуктов обычно попадают шоколадные изделия, цитрусовые, всевозможные газированные напитки, торты и кексы домашнего производства, сладости.
  • Игрушки (можно оставить небольшую для малыша ясельной или младшей группы, старших воспитанников сада приучают свои игрушки оставлять в шкафчике, не занося их в группу - принесенные из дому игрушки могут стать причиной ссор между детьми, поэтому нежелательны как таковые).


В садике достаточно общих игрушек - по возможности не стоит позволять ребенку брать их из дома
  • Современные гаджеты (мобильные телефоны, электронные игры, музыкальные плееры, планшеты и т.д): любые дорогостоящие аксессуары, игрушки лучше не приносить в сад, о чем воспитатели не раз скажут родителям.
  • Устройства и приборы, наличие которых не согласовано с администрацией сада (медицинские препараты, запрещенные уставом детского учреждения, потенциально опасные вещества).

Что рекомендуется дать с собой малышу в группу, воспитатели обговаривают с родителями, делают акцент на важных мелочах и дают собственные рекомендации, исходя из опыта работы с детьми. Предлагаемые списки всего необходимого могут отличаться в разных учреждениях, поэтому начинать покупки стоит после обсуждения данного вопроса в конкретном детском саду и группе. В некоторых учреждениях существует определенная форма одежды (например, одинаковые спортивные костюмы для занятий гимнастикой). Если четких рекомендаций относительно внешнего вида малыша в детском садике не дают, родители должны руководствоваться тем, чтобы ребенку было максимально комфортно в предлагаемой одежде, по сезону тепло (не жарко).

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить.

На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера.

Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня.

Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко,а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Познавательная активность

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Особенности речи

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Сон

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

Аппетит

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

Здоровье

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка . Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью . Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой . Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Статья поможет родителям собрать ребенка в сад и подготовить его к этому событию с психологической стороны.

Первый раз в детский сад — это ответственное и волнительное мероприятие для мамы и ребенка. Как подготовить ребенка к детскому саду не только в плане покупки необходимых вещей, но и морально?

Какие документы нужны в детский сад?

В России для приема ребенка в сад потребуются:

  • Документы, удостоверяющие личность родителей
  • Направление (путевка) комиссии об определении ребенка в сад
  • Заявление на имя заведующей детского сада о приеме ребенка в сад
  • Копия страхового обязательного полиса
  • Копия свидетельства о рождении ребенка (оригинал показать)
  • Медицинская карта ребенка форма №026
  • Карта профилактических прививок формы №063
  • Справка от педиатра о том, что ребенок здоров и не контактировал с инфекционными больными. Справка действительна 3 дня
  • Если вы имеете льготы по оплате, то подтверждающие документы
  • Если ребенка требуется специальная логопедическая группа, то медицинская справка о необходимость посещения такой группы
  • Если ребенок страдает аллергией на продукты, которые дают в саду, то медицинская справка от аллерголога о наличии аллергии

Каких нужно пройти врачей для садика?

  • Терапевт. Это первый врач, которого вам с ребенком стоит посетить. Он оценивает общее состояние ребенка, дает направления на следующих врачей и по итогу прохождения комиссии выдает справку нужного образца
  • Отоларинголог. ЛОР выявляет при наличии наиболее распространенные для детей проблемы носоглотки: аденоиды, тонзиллит, искривление носовой перегородки. При обнаружении данных проблем, врач принимает решение о лечении


  • Офтальмолог. Как правило, осмотр направлен на выявление следующих проблем: дально- или близорукость, косоглазие. При выявлении их назначает лечение


  • Невролог. Пытается выяснить на приеме, есть ли неврологические отклонения: бьет молоточком по коленке, проверяет вестибулярный аппарат и координацию


  • Хирург. Смотрит состояние позвоночника, стоп, осанки. При необходимости дает рекомендации или назначает лечение. Также осматривает у мальчиков крайнюю плоть и яички


  • Стоматолог. Выявляет проблемы с зубами ребенка, такие как ранний детский кариес. Обязательно осматривает уздечку и проверяет прикус


  • Логопед. Детям до 3 лет логопед дает лишь рекомендации при наличии некоторых особенностей речи, так как до 3 лет речь еще устанавливается. После 3 лет во избежание более серьезных дефектов речи врач дает направление в логопедическую группу в саду или настоятельно рекомендует пройти курс лечения у логопеда


ВАЖНО: Если вы видите, что доктор осмотрел вашего ребенка довольно поверхностно, потребуйте более внимательного подхода. Особенно это касается тех случаев, когда вы сами подозреваете, что что-то не так

Что нужно купить ребенку в детский сад?

  • Одежда (подробнее читайте ниже)
  • Пакет со сменной одеждой
  • Канцтовары (подробнее читайте ниже)
  • Одежда для бассейна при его наличии (подробнее читайте ниже)
  • Нагрудник для приема пищи
  • Пакет для грязной одежды
  • Расческа для девочек
  • 2 носовых платка
  • Полотенце для рук и ног
  • Туалетная бумага
  • Салфетки


ВАЖНО: Перед тем, как направляться в магазин, обязательно попросите список необходимо в детском саду, чтобы не купить лишнего и, наоборот, ничего не упустить

Одежда для детского сада

ВАЖНО: Одежда должна быть простой, без замысловатых застежек, изготовленной из натуральных материалов, удобной

Одежду выбирайте по сезону для улицы и по температуре воздуха в группе для нахождения в помещении.

Для улицы осенью и весной:

  • Трусы
  • Колготы (2 пары на случай промокания)
  • Носки (2 пары на случай промокания)
  • Майка
  • Кофта
  • Куртка
  • Шапка
  • Перчатки


Для улицы зимой:

  • Трусы
  • Колготы теплые (2 пары на случай промокания)
  • Носки теплые (2 пары на случай промокания)
  • Майка
  • Кофта теплая
  • Комбинезон (штаны + куртка)
  • Шапка
  • Перчатки


Для улицы летом:

  • Трусы
  • Колготы при холодной погоде
  • Носки легкие х/б
  • Юбка, шорты, платье, штаны (по погоде)
  • Майка
  • Кофта (по погоде)
  • Кепка, панама
  • Ветровка (по погоде)


Для группы подбирайте одежду исходя из температуры внутри:

  • Трусы
  • Майка
  • Кофта (при температуре 20 и ниже С)
  • Шорты
  • Платье
  • Колготы (при температуре 22 и ниже С)
  • Штаны вместо колгот
  • Носки

ВАЖНО: В шкафу ребенка всегда должен быть запасной комплект одежды. Ведь если ребенок обольется, у вас может и не быть возможности быстро привезти ему сухую и чистую одежду


Если в саду есть направленность к физической подготовке, то уточните у воспитателя список необходимо для проведения физических занятий.


Общие требования к одежде:

ВАЖНО: При выборе одежды ребенку в сад выбирайте ту, которую ваше чадо сможет надеть на себя самостоятельно

  • Трусы. Только х/б. Они не должны спадать и не должны быть очень плотными. Ребенок должен их легко надевать и не поправлять каждый раз, когда они будут норовить упасть
  • Колготы. Часто колготы после стирок дают усадку. После этого они с трудом налазят на ребенка. Не одевайте малышу такие колготы, иначе он сам не сможет их одеть, а нянечка потратит на это много времени в то время, как в ожидании будут и другие дети. Резинка не должна давить
  • Носки. Только х/б, чтобы ножка не потела

ВАЖНО: Трусы, носки, колготы должны быть по 3-4 запасных пары. Ребенок может не всегда вовремя ходить на горшок. А ножки могут потеть. На эти случаи должны быть всегда сменные комплекты. Майки и другие вещи, в которых ребенок ходит в группе, должны быть по 1 штуке в запасе, так как за обедом ребенок может облиться


  • Юбки. Девочкам можно одевать юбки в саду, но это не совсем удобно, ведь вас не будет рядом, чтобы одернуть ее при необходимости. Если вам хочется надеть юбку, то выберите юбку-шорты — это и красиво и практично


  • Шорты. Должны быть на резинке. Пуговицы и кнопки затруднят процесс одевания вашему ребенку
  • Майки. Обратите внимание на горло. Оно не должно быть настолько узким, чтобы с трудом налазить на ребенка. Но и нежелательно, чтобы оно было на кнопках, так как ребенок вряд ли их застегнет при необходимости. Майки для улицы выбирайте с рукавом, хоть и очень коротким. Нельзя, чтобы плечи находились открытыми на солнце
  • Кофты. Одна кофта на замке или кнопках пусть висит в шкафу всегда. Остальные же должны быть, как и майки, с не узким, но и не с широким горлом. Для похода на улицу весной, осенью и зимой очень хороши кофты без застежек и с высоким горлом (в народе «гольфики»). Ребенок их легко наденет и горло будет закрыто всегда


  • Платья. Очень красивый наряд для девочек, но не очень удобный для сада. Ребенок может сесть на пол, а платье задерется. На улице неудобно играть на детской площадке. Но это ваш выбор. Если вы видите свою кроху только в красивых платьицах, то одевайте платьица
  • Штаны. Лучше, если они будут на резинке. Они не должны быть узкими, чтобы не сковывать движения ребенка в группе или на площадке и не доставить ребенку проблем с натягиванием на себя. На осень и холодную весну хорошо, если штаны будут непродуваемые
  • Куртка/ветровка. Хорошо, когда верхняя одежда с капюшоном. Это защитит ребенка от ветра или неожиданного дождя. Еще лучше, когда на капюшоне установлена резинка, которая затягивается по форме головы. Так защищены будут и уши, и горло. Не покупайте широкие модели, даже если они будут очень модными. Ребенок будет играть с детьми на площадке, а ветер будет задувать под куртку. Если малыш в этот момент будет вспотевшим, то вероятность заболеть вырастает в разы. Очень хорошо, когда внизу куртки также есть затягивающая резинка. Воротник лучше пусть будет стоячим. Расстегнуть его можно в любой момент, зато в плохую погоду он очень выручит. Манжеты тоже предпочтительней выбирать на резинке, дабы ветер не задувал
  • Зимний комбинезон. Слитный комбинезон хорош тем, что его быстро одевать и он никак не продувается ветром. Раздельный комбинезон хорош тем, что куртку можно одеть перед самым выходом, чтобы не вспотеть, пока другие одевают еще только штаны. Хорошо, когда внизу на штанине пришиты резиночки, которые надеваются на ботинок. Так, нога ребенка не оголится при активных движениях. Требования к манжетам, капюшону аналогичны, как и для курток/ветровок (читайте предыдущий подпункт)


  • Шапка. Должна быть на завязках, несмотря на то, что шапки без завязок выглядят более стильно. В группах, как правило, 20 человек. Воспитатель вполне может не заметить, что у вашего ребенка торчит ухо. Хороша для сада будет шапка-шлем. Ребенок легко оденет ее сам, а уши и горло у него всегда будут закрыты. Для лета выберите кепку или панамку


  • Перчатки. Лучше соединить их веревкой, чтобы невнимательный ребенок их не потерял. И лучше, когда они высокие, чтобы исключить попадание песка, снега через рукава
  • Шарф. Нужен, если куртка не имеет стоячего горла. Еще можно одеть шарф, чтобы к лицу прилегало не горло куртки, а приятный теплый шарф

ВАЖНО: Одевайте ребенка по погоде. Если всей группе 20 человек будет тепло, а вашему ребенку холодно, то вряд ли все пойдут в группу. Но и потеть от обилия одежды также ребенку нельзя, так как риск заболевания становится очень большим

Обувь для детского сада

В саду ребенок ходит в обуви всегда. Сменная обувь желательна. С маленькими детками могут случаться разные казусы. Для улицы выбирайте обувь по погоде.

Общие требования:

  • Для группы купите открытые сандалии или босоножки
  • Ноги не должны потеть в выбранной обуви
  • Обувь должна быть удобной, не должна доставлять дискомфорт ребенку
  • Покупайте обувь на липучках хотя бы для деток до 4 лет, ну или пока вы не увидите навык ребенка застегивать обувь без липучек
  • Не покупайте обувь, в которой есть только шнурки. Пусть сбоку будет и замочек, иначе у ребенка будут трудности с обуванием
  • Для осени храните в шкафчике резиновые сапоги

Список канцтоваров

Прежде чем закупать канцтовары, уточните их необходимость в детском саду.

Как правило, нужны:

  • Альбом для рисования
  • Гуашь (6 цветов)
  • Кисточки для рисования: тонкая и толстая
  • Цветная бумага
  • Цветной картон
  • Пластилин
  • Стакан-непроливайка
  • Цветные карандаши
  • Точилка
  • Пенал


Что нужно ребенку в бассейн в сад?

ВАЖНО: Требования к вещам для бассейна могут отличаться в садах, поэтому для начала уточните у воспитателя этот момент.

Список необходимого:

  • Шапочка для бассейна на голову. Это делается в целях гигиены. Резиновая будет более дискомфортна для ребенка, но часто именно ее и требуют в бассейне. Тряпичная хоть и намочит волосы, но зато будет приятнее ребенку находиться в такой шапке
  • Резиновые тапочки. Хорошо зарекомендовали себя кроксы: в ним ножка ребенка не выскользнет

  • Душевые принадлежности: мочалка, мыло
  • Полотенце большое
  • Халат, чтобы дойти от душа до бассейна
  • Купальник/плавки


Что нужно для выпускного в детском саду?

Самое интересное для ребенка, особенно для девочки — одеть красивый наряд на выпускной. Это и есть тот элемент, без которого выпускной не будет выпускным. Все остальное зависит от сценария выпускного: подарки, аксессуары, украшения.


Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Психологическая подготовка ребенка к саду — это очень кропотливый, а порой и очень сложный процесс. Некоторые детки с первого дня в саду чувствуют себя уверенно и спокойно. А некоторые по прошествии месяца не хотят там находиться больше двух часов. Зависит это от характера ребенка, его уверенности и страхов.

Отличия по темпераменту.

  • Меланхолик. Такой ребенок всегда требует исполнять его прихоти, не терпит отказов, не любит новых людей, психует по мелочам, закатывает истерики, замкнутый, не желает общаться ни с кем, кроме домашних, постоянно требует к себе внимания. Конечно, в сад такой ребенок не захочет идти. Вам придется перенести его истерики и крики
  • В саду ребенок может вести себя агрессивно, так как все же вынужден находиться там. У него будут проблемы с дружбой. Такого ребенка сложно уговорить пойти в сад, но пытаться все же стоит. Тактика: не заставляйте и, тем более, не ведите силой
  • С таким ребенком будьте готовы, что адаптация затянется, а выход на работу может оттянуться. Толку от того, что вы такого ребенка силой отправите в сад, не будет: он будет хулиганить или просто грустить в углу
  • Найдите плюсы посещения сада, которые могут заинтересовать вашего ребенка: например, то, что там будут новые игрушки. Или ищите компромисс: ребенок ходит в сад, а вы тогда ему каждые выходные будете покупать новую игрушку. Оптимальный возраст для отправки в сад таких детей — 5 лет


  • Флегматик. Это спокойный ребенок, не доставляющий проблем. Он умеет играть один. Но в саду адаптируется плохо, так как хочет в родной дом к родной маме. В саду такие дети не плачут, но и не веселятся. Они грустно проводят день в ожидании прихода мамы
  • Тактика родителей: подбадривайте ребенка, при возможности дайте ему в сад любимую игрушку, которую он сможет положить в шкаф, или отдайте постельное белье из дома. Так, малыш будет чувствовать себя комфортней и уютней


  • Холерик. Это активные дети, которые любят дурачиться, бегать, прыгать и обращать на себя внимание. Такие дети любят быть в центре внимания, поэтому в саду будут организовывать своеобразные группы шалунов
  • Воспитателям такие дети доставляют много хлопот своей не всегда полезной, но неуемной энергией. Тактика родителей: нет смыла пытаться задавить в ребенке активность, просто ее нужно направить в нужное русло. Лучший возраст для адаптации — 3-4 года

  • Сангвиник. Это активный ребенок, который любит общение и новые впечатления. Он с радостью пойдет в сад, пообщается с детьми, поиграет во все игры. Но, как только игры ему станут скучными, ребенок перестанет хотеть посещать сад
  • Таких детей нужно отдавать в сад раньше остальных, но выбирать такой сад, где дети не предоставлены сами себе, а где их будут развлекать каждый раз новыми занятиями. Тогда вы не увидите проблем с адаптацией вашего ребенка в саду


Что должен уметь ребенок для детского сада?

К моменту отправки ребенка в сад, он должен:

  • Отвыкнуть от соски
  • Научиться кушать ложкой
  • Научиться ходить на горшок
  • Научиться минимально одеваться
  • Научиться засыпать относительно самостоятельно


Чтобы отправка ребенка в сад не стала причиной переживаний для вас и ребенка, подготовьтесь к этому со всей ответственностью.

Видео: Что нужно для детского сада?

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем:

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра - «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае - так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Второй этап - непосредственно адаптация

1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка, которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой, а это примерно на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером прогуливаемся до ближайшего садика и показываем, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

4. На второй неделе в первый день тоже еще не укладываем спать. А вот на следующий день забираем малыша сразу после сна. На третий день забираем уже после 16 часов.

5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять». Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.

7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.

8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали. Хвалим, за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Но помните, если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.