Домой / Брови / Игры по лексической теме одежда. Тема «Зимняя одежда, обувь, головные уборы

Игры по лексической теме одежда. Тема «Зимняя одежда, обувь, головные уборы

Занятия для дошкольников. Одежда в играх, речевых упражнениях, стихах и картинках для детей.

Дорогие читатели «Родной тропинки»! В этой статье Вы найдете материалы для занятий и игр с ребенком по теме «Одежда в играх, речевых упражнениях, стихах и картинках для детей»:

  • Что такое одежда?
  • Какая она бывает?
  • Задания и игры для развития чувства рифмы, творческих речевых способностей, мышления, моторики,
  • Обучение детей составлению описания по плану.
  • Презентация «Одежда» для занятий с детьми дошкольного возраста.

Желаю вам успехов в развитии речи малышей и ознакомлении их с окружающим миром!

Одежда. Часть 1. Задания и игры для детей с 3-4 лет

Задание 1. Учимся сравнивать, наблюдать, описывать предметы

Посмотри на картинки. Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня. Видишь, как они улыбаются на картинке. Они рады с тобой познакомиться!

Вчера мама с папой купили для Тани и Вани новую зимнюю одежду. Ведь скоро будет зима, станет совсем холодно, и гулять на улице можно будет только в теплой одежде. Посмотри на картинку – вот одежда, которую купили Тане. Что это?

Чем отличаются шуба и пальто ? (Шуба сшита из меха, она меховая, а пальто сшито из ткани). Чем они похожи? (Они тёплые; мы носим и шубу и пальто зимой; у них есть рукава, пуговицы, карманы, воротник).

Отгадай загадку: «Пушистая, а не снег. Греет, а не печка». Что это? (Шуба). Почему ты так решил? (Шуба пушистая, она греет, она очень тёплая).

Отгадай мою загадку. Что я загадала – шубу или пальто? «Это одежда для зимы – зимняя. Она очень тёплая. У нее большой капюшон, длинные рукава. На ней нет карманов. Она сделана из меха. Что это?» (Шуба). Молодец! А теперь ты мне загадай загадку. «Эта одежда… У нее есть…и … Она сделана из… Что это?» (Помогите малышу описать шубу или пальто, давая ему начала фраз, подсказывая отдельные слова). Обязательно похвалите ребенка: «Какая замечательная загадка у тебя получилась», запишите загадку и загадайте её папе, бабушке, друзьям ребенка.

А для Вани мама и папа купили другую зимнюю одежду. Покажите ребенку картинку с обновками Вани. Что это? (Куртка и комбинезон). Чем они похожи? (они теплые, зимние; у них есть рукава, есть кнопки на застежке, есть карманы, капюшон с мехом). Чем они отличаются? (Куртка короткая, а комбинезон длинный. Комбинезон надевается на ноги и имеет штанины, а куртка нет. Они разного цвета. Куртка черная, а комбинезон голубой и коричневый)

Отгадай, что больше понравилось Ване – куртка или комбинезон – «Это зимняя одежда. У нее есть капюшон с мехом, застежки на кнопки, много карманов. Она черного цвета. Она короткая. Что это?»

Задание 2. Что такое одежда? Узнаем обобщающее слово «одежда»

Посмотри на картинку. Вот те вещи, которые очень любит носить Таня. Что это? (платье, юбка).

А что любит носить Ваня ты увидишь на следующей картинке. Что это? (шорты, брюки, рубашка)

Чем похожи все эти вещи? (Подскажите малышу вопросом – «Зачем нам нужны платье, брюки, шорты, рубашка, юбка? Да, мы их носим, одеваем. Значит, похожи они тем, что мы их надеваем на себя») Вещи, которые мы носим, надеваем на себя называются одеждой. А зачем нам нужна одежда? Порассуждайте вместе с малышом.

  • Одежда нас защищает от холода. Мы бы замерзли зимой без шубы или пальто.
  • А летом одежда защищает нас от жары и от солнышка.
  • Еще одежда защищает нас от комаров и мошек, чтобы они не кусали. Сядут они на одежду, а укусить нас не могут.
  • Еще одежда нужна для красоты. Красивая одежда дарит нам хорошее настроение.

Спросите малыша, какая одежда у него есть. Есть ли у него любимая одежда? Какая одежда есть у мамы? А у папы? У братика или сестрички? Рассмотрите одежду, которая есть дома и назовите детали одежды – манжеты, карманы, пуговица, молния, воротник, рукава, кнопки. Например: «Что это? Манжеты. А на какой еще одежде есть манжеты? А на рукавичках есть манжеты? А на курточке?»

Задание 3. Речевое упражнение «Какая бывает одежда?»

Скажите малышу, что одежду, которую мы носим на улицу, называют «верхняя одежда». Почему? (Выслушайте предположения малыша). Да, потому что ее надевают сверху другой одежды. Она на верху, сверху, поэтому она «верхняя». Какая верхняя одежда есть у ребенка, мамы, папы?

А одежду для праздников как называют? (Праздничная ). А как называют одежду для работы? (Рабочая) А одежду для мужчин? (мужская) . Одежда для женщин — ? (Женская ). А одежда для детей? (Детская ). Одежда для кукол — ? (Кукольная )

Выслушайте любые ответы детей с вниманием и поощряйте их! Словотворчество, т.е. придумывание малышом новых слов (мужнина вместо мужская, или праздниковая вместо праздничная и т.д.) – это проявление того, что ребенок пытается экспериментировать со словами, находить самостоятельно способы образования новых слов. Это очень важно и очень нужно для полноценного интеллектуального развития ребенка! Поэтому похвалите его за словотворчество. Ни в коем случае не смейтесь над ошибками ребенка и не повторяйте их. Просто скажите: «Такое слово могло бы быть в русском языке. Но люди договорились говорить по-другому. Они называют такую одежду «праздничная»

Задание 4. Разгадай, где ошибка в этом стихотворении об одежде.

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…,
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
А. Шибаев

Прочитайте ребенку это стихотворение и попросите найти ошибку. Какая одежда нам нужна летом? А какая зимой? – «А зимою нам нужны свитер, теплые штаны, шарф, пальто, сандалии, шапка и так далее». В чем здесь ошибка? Что здесь не одежда? (Сандалии – летняя обувь, а не зимняя одежда)

Задание 5. Отгадываем загадки об одежде. Учимся придумывать загадки по плану

А сейчас я предлагаю загадать загадки о своей одежде или одежде малыша. Это очень интересная и очень полезная игра! И словарь обогащает, и описывать предметы по плану учит, и детям всегда нравится – ведь угадывать всем интересно!

Описываем-загадываем мы в определенной последовательности — по плану, например:

  1. цвет,
  2. размер,
  3. материал (толстый, тонкий, пушистый, гладкий и т.д.),
  4. детали.

Сначала — в 3 года — малыш просто слушает Ваши загадки и отгадывает их. К 4-5 годам он уже будет иметь опыт отгадывания загадок и сможет по такому плану в картинках загадать загадку сам, то есть описать предмет.

Разложите 4-5 предметов одежды на столе, стуле или диване и опишите одну вещь, не называя ее. Пример загадки, которую можно загадать ребенку: «Эта вещь длинная, она светлая, она из красивой толстой ткани. У этой вещи есть пояс, белые круглые пуговицы, воротник и манжеты. Что это?» Помогите ребенку догадаться, подсказывая вопросами: «Думаешь, что это брюки? Да, брюки длинные. Но в загадке говорилось – «есть воротник и манжеты». А есть у брюк воротник и манжеты? А белые круглые пуговицы у брюк есть? Значит, я не брюки загадала. А что? »

Потом можно поиграть в эту игру в более сложном варианте – загадывать вещи, которые висят в шкафу или в прихожей. А там ведь много вещей – попробуй догадайся! Нужно внимательно слушать, запоминать признаки, наблюдать, искать, думать.

Когда малыш подрастет – к пяти годам — он сам начнет загадывать такие загадки, а пока он «впитывает» те образцы, которые ему мы даем. Поэтому очень важно, чтобы наши «взрослые» образцы загадок-описаний были построены логично, чтобы в них четко назывались детали, цвет, форма.

И еще один важный момент. Для того чтобы малышам была интересна эта игра, лучше играть не с картинками, а с «живыми» реальными вещами, которые можно потрогать, погладить ткань или пуговицы, расстегнуть или застегнуть карманы – словом, задействовать все органы чувств.

Задание 6. Небылица

Развиваем внимание ребенка к звучанию слов, учим подбирать слова в рифму

Давай поиграем в игру «Подскажи словечко». Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар
Посмотреть новый товар.
Поросёнок в шубке,
А собачка в …(юбке).
Кот в жакете,
Мышка в…(берете).
Кошечка в сережках,
Корова в… (сапожках).
Барашек в кафтане,
Коза в … (сарафане).

Если малыш не угадывает, какое слово в рифму здесь подходит, начните вместе с ним пробовать добавлять разные слова с картинки: «Поросенок в шубке, а собачка…? В берете. Так складно получится? Нет. Давай по-другому попробуем. Что это? Правильно, юбка. Что же у нас получится с этим словом? Поросенок в шубке, а собака — … (ребенок добавляет «В юбке») Складно получилось! В рифму!» В конце упражнения еще раз прочитайте Ваше «сочинение – небылицу» целиком со всеми подобранными рифмами.

Найди на картинке одежду (юбка, сарафан).

Объясните малышу, что вещи, которые мы надеваем на голову называются не «одежда», а «головные уборы», потому что мы их надеваем на голову, а не на туловище. А те вещи, которые мы надеваем на ноги, называются «обувь». Обувь и головные уборы не относятся к одежде.

Задание 7. Учимся говорить без ошибок – слова «надевать» и «одевать». Играем и запоминаем!

Частая речевая ошибка детей – неправильное употребление слов «одеть» и «надеть». Правило здесь такое: «ОДЕТЬ» мы говорим, если кого-то одеваем (одеваем сына на прогулку, одеваем куклу. мишку, малыша, больного). Одеваем мы всегда во что-то — в пальто, в плащ. А «НАдеть» говорится, когда мы «НА – деваем» НА себя — на руки, на ноги. Поэтому правильно будет говорить «надел брюки (на себя)», но «одела куклу на прогулку».

Запоминать это правило не нужно. Нужно просто поиграть с ребенком в речевые игры, и он сам легко и играючи его запомнит и больше не будет ошибаться. Ну и конечно, в бытовом общении нужно следить за правильным употреблением этих слов (пример для сравнения: «Ты уже надел свитер? Молодец!» «Ты уже одел мишку? Отлично! Тогда мишка может с нами пойти гулять»)

Давайте начнем играть!

Прочитайте малышу фрагмент из стихотворения Елены Благининой.

Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка…

Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила –
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Кого мама одевала? Как она одела дочку?

Игра со словом «одеть».

Предложите ребенку поиграть. Вы будете как будто ОДЕВАТЬ мишку или зайку на прогулку (показывать жестами эти действия), а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, во что Вы ОДЕВАЕТЕ игрушку. Например, покажите что Вы будто одеваете свитер (свитера нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю Мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь во что я его одела?». Можно показать жестом, как Вы одели Мишку в рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах. Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре будет всегда использоваться слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Во что я одела мишку?» — «Ты одела мишку в куртку?». – «Нет, я его в куртку не одевала. Я одела его во что-то другое, но похожее на куртку. Ну как, отгадаешь?» — «Ты его одела в пальто?» и т.д. Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу, и он не будет ошибаться.

Лучше запомнить употребление слова «одеть» поможет и этот маленький стишок для малышей.

Игра со словом «надеть».

Когда малыш в первой игре будет всегда правильно называть действие («одеть» куклу, мишку, зайку — во что? одеть в шубу, в пальто, в платье, в шорты), можно перейти ко второй игре – со словом «надеть».

Показывайте, как Вы что-то на себя надеваете, а малыш догадывается, что за действие Вы показали – «Мама, ты пальто надела?» — «Нет, не пальто. А вот что… (загадочным голосом и повторяем жест)». – «Ты шубу надела? – «Нет, не шубу. Я шубу не надевала. Я совсем другую одежду надела на себя (еще раз повторяем жест)» и т.д. Потом меняемся ролями – ребенок показывает, что за предмет одежды он надел на себя (загадывает нам загадку). А мы отгадываем.

Некоторые дети хотят не показывать жестом, а реально начать надевать на себя одежду в этой игре. Пусть надевают! Это ничуть не помешает! А даже внесет интригу. Встаньте спиной к ребенку, закройте глаза (можно завязать глаза платочком) и начните догадываться, что в этот момент времени на себя надевает Ваш малыш: «Ты надеваешь колготки? Нет? Тогда ты надеваешь шорты? Тоже нет. Ммммм. Может быть, ты надеваешь комбинезон?» и т.д. Естественная насыщенность этой игры словом «надеваешь», интерес к игре ребенка приводят к тому, что это слово и ситуация его правильного употребления запоминается очень просто и быстро. И в дальнейшем никаких проблем с правильным употреблением слов «одеть» и «надеть» у ребенка не будет! И не нужны будут скучные повторения этих слов в упражнениях, ведь в жизни всё запоминается естественно, легко и просто!

Задание 8. Знакомимся с глаголами «шить», «вышивать», «вязать», подбираем слова, узнаём выражение «золотые руки»

Послушай стихотворение о Тане. У Тани есть любимая кукла — Малыш. Она для этой куклы сама делает одежду — шьет, вяжет, вышивает. Вот как.

Золотые руки

Шила Таня малышу
Новую одёжку:
Шубу, брюки и пальто,
Курточку с застёжкой.

Наша Таня малышу
Варежки связала.
Их узорами она
Долго украшала.

Нитка весело бежит,
Таня вышивает.
На неё малыш глядит,
Головой кивает.

Шьёт Танюша малышу
И не знает скуки.
Все про Таню говорят:
«Золотые руки». (

Танины руки много разной работы умеют делать, и делают ее очень хорошо, красиво. Поэтому про Таню и говорят, что у нее золотые руки . А что умеет делать твоя мама, бабушка? (Печь пироги, варить суп, жарить котлеты, выращивать цветы, вышивать…). Можно ли сказать, что у твоих мамы и бабушки золотые руки?

Найди картинку, на которой девочка шьёт . Что ей нужно для работы? (Иголка, нитки, наперсток, ножницы, швейная машина). Покажите малышу его одежду, которую сшили из ткани, покажите разные лоскутки ткани. Большое впечатление на детей производят рулоны тканей в магазине – им всегда интересно, какие разные ткани бывают, особенно если есть возможность потрогать их. Даже мальчишки всегда заинтригованы тем, откуда взялась их одежда, из чего она сделана, ведь не в магазине же она «выросла».

А на какой картинке девочка вышивает ? Что ей надо для работы? (Пяльцы, иголка, нитки для вышивания, ножницы) Посмотри, она держит в руках пяльцы с тканью, а вышивает иголкой с ниткой. Что она вышивает? (Цветочки, узоры). Что еще можно вышивать? (Разные узоры, красивые картины). Покажите ребенку вышивки, которые есть у Вас дома (картины, вышивка на рукавичках, на платьицах или шортиках)

Покажи картинку, на которой нарисовано, как девочка вяжет. У нее в руках спицы. Нитка весело бежит от клубка. Спицы острые. А что еще бывает острым? (Иголка, ножницы, нож, колючка, ежик). Что можно связать? (Шарф, носки, шапку, кофточку, свитер). Покажите малышу вязаную одежду, которая у него есть (шарфик, рукавички, носочки. кофточку)

Задание 9. Давай поиграем! Пальчиковая гимнастика

Предложите ребенку изобразить, как мама (или бабушка) шьёт (сложить три пальчика в щепотку, как будто они держат иголку с ниткой и плавно вести рукой вверх – вниз) и прочитайте ему слова песенки.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка.
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик (рус. нар. песенка)

Повторите с малышом слова этой народной песенки, изображая шитьё. Сначала повторите песенку медленно (иголка медленно шьет), затем быстрее, затем очень быстро (темп действий руки тоже убыстряется), снова медленно. Таким образом мы учим ребенка осознанно изменять темп речи.

Задание 10. Улыбнемся вместе!

А в завершении я хочу улыбнуться вместе с вами и предлагаю прочитать веселый рассказ, в котором одежда играет ведущую роль.

Покажите малышу картинку. «Умеет ли этот мальчик сам одеваться? Почему? Что он сделал неправильно? А что может случиться с мальчиком или девочкой, которые не умеют сами одеваться? Послушай историю про мальчика, который не умел одеваться сам».

«Глупая история». М. Зощенко.

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.
Она сказала папе:
— Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.
Вот папа приезжает и говорит:
— Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.
И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит:
— Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал.
Наверно, он вчера конфетами объелся.
Позвали доктора. Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:
— Это что за новости! Почему ты падаешь?
Петя говорит:
— Не знаю, почему, но немножко падаю.
Доктор говорит маме:
— А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.
Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать. Доктор послушал его через трубку и говорит:
— Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.
Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол.
И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки – и вдруг он опять упал.
Доктор удивился и говорит:
— Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.
Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:
— А я знаю, почему у вас Петя падает.
Доктор говорит:
— Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают.
Коля говорит:
— Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.
Тут все заахали и заохали.
Петя говорит:
— Это меня мама одевала.
Доктор говорит:
— Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.
Мама говорит:
— Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.
Коля говорит:
— А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.
Петя говорит:
— Теперь я тоже буду сам одеваться.
Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу.
Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.
А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

1.«Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

2.«Мой, моя, моё»

Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

3. «Один - много» (употребление множественного числа существительных):

перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

4. «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

5. «Найди лишний предмет»

Перед вами на картинке разная одежда, но один предмет - не одежда. Накройте этот лишний предмет ладонью. Что вы накрыли? Почему? Чайник (мячик) - не одежда.

6. «Подскажи словечко».

Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар

Посмотреть новый товар.

Поросёнок в шубке,

А собачка в …(юбке).

Кот в жакете,

Мышка в…(берете).

Кошечка в сережках,

Корова в… (сапожках).

Барашек в кафтане,

Коза в … (сарафане)

7. «Подбери обувь для каждого времени года»

8. «Снежный ком»

Игра проводится с мячом.

Дети передают друг другу по очереди мяч, называя при этом предмет одежды. Каждый последующий игрок повторяет названные предыдущими участниками слова, добавляя своё новое слово.

Например:

1) Шапка.

2) Шапка, платье.

3) Шапка, платье, брюки и т.д.

9. «Украсим костюм клоуну»


10. «Я знаю 5 названий одежды/обуви»

Для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.

Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.

Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в баскетболе)или подбрасывать мяч вверх, приговаривая:

Я знаю пять названий одежды. платье -раз, брюки - два, пальто - три, перчатки - четыре, майка - пять.

Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.

11. Эстафета «Собери куклу на прогулку»

Для этой игры необходимо разделить участников на 2 (или более) команды. Для каждой команды подготовить куклу и одежду. Участники по очереди подбегают к кукле, надевают на нее 1 предмет одежды и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, чья кукла будет одета первой.

После завершения эстафеты можно предложить командам рассказать во что одета их кукла.

12. . Малоподвижная игра «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

На игровой площадке обозначается круг.

Ведущий произносит слова: «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

Тем, у кого….(белые носочки, обувь на липучке, есть карманы.)

Участник, у которого на одежде есть названные признаки бежит в круг.

13. Хоровод.

Дети водят хоровод, взрослый говорит:

«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
- На, надень и попляши».

Обувь передается тому, чье имя названо.

14. «Найди отличия»


15. Пальчиковая игра «Жили-были в домике»

Жили-были в домике (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Маленькие гномики:

Токи, пики, лики,

Чики, микки. (Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать (Тереть кулачками друг о друга)

Токи- рубашки,

Загибаем пальчики (по пальчику на каждую строчку),начиная с больших на обеих руках одновременно.

Пики- платочки,

Лики-штанишки,

Чики- носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.


ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

    Д/и «Много-один»

Цель: образование существительных в ед. числе

Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.

    Д/и «Скажи наоборот»

Цель: образование антонимов

длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,

зимняя одежда -…летняя одежда , чистые ботинки -…грязные ботинки,
широкая юбка – …
узкая юбка, длинное пальто – … короткое пальто,
белый пиджак – …
черный пиджак. и т . д.

Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать – надевать,

Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая,

Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый, Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий, Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять,

Покупать – продавать, Старый – новый, Намочить – высушить,

Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый.

    Д/и «Назови ласково»

Цель : упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы блузка, а у Тани …
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки. У мамы перчатки, а у Тани…
- У мамы брюки, а у Тани … брючки. У мамы кофта, а у Тани …
- У мамы куртка, а у Тани … курточка. У мамы шарф, а у Тани…

    Д/и «Всё наоборот»

Цель: образование глаголов муж . и жен. рода и согласование их с существительным

Катя разделась, а Дима…оделся,

Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы,

Катя обулась, а Дима…

Катя надела свитер, а Дима…

Катя развязала шарф, а Дима… и т. д.

    Д/и «Что из чего?»

Цель : упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог сообщает:
- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка
(какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти
(какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи
(какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины
(какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа
(какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета
(какие?) – вельветовые.

Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.

Шуба из меха (какая?) – меховая.

    Д/и «Подбери слова»

Цель: образование сущ. Винит. падежа

Что вяжут?.. шапку, варежки…

Что шьют?.. платье, пальто…

Что надевают?.. куртку, юбку…

Что обувают ?. сапоги, валенки…

Что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.

    Д/и «Жадина» ( «Мой, моя, моё»)

Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.

Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».

Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя
(что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои
(что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё
(что?) – платье, пальто

(можно усложнить : моя юбочка, мои юбочки)

    Д/и «Сравнилки»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы

Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду , …

    Д/и «Для чего это нужно?»

Цель: развитие связной речи

Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник … и т. д.).

    Д/и «Добавь словечко»

Цель: образование сущ. Творит. падежа

Пуговицу пришиваем чем? (иглой).

Одежду гладим чем? (утюгом).

Ткань разрезаем чем? (ножницами)

Блузку стираем чем? (мылом).

Обувь чистим чем? (щеткой)

Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д.

    Д/и «Исправь предложение»

Цель: развитие слухоречевого внимания и восприятия

Одежда была грязная потому , что ее постирали.

Платье было мятое, потому что его погладили.

Мама гладил юбку.

Папа завязала шнурки. и т. д.

    Д/и «Чего нет?»

Цель: образование сущ-х в ед.. числе Род. падежа

Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога,

Шапки - нет чего? …нет шапки, кепка – нет чего? … нет кепки,

Блузка – нет чего? … нет блузки, ботинок – нет чего? … нет ботинка и т.п.

    Д/и «Подберите слова»

Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы)

Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…;

Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные…

Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое

Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая …

Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая …

Свитер – какой?-...тёплый, вязаный, шерстяной …

Кеды – какие?-…спортивные, модные, мягкие …

    Д/и «Разложи по полочкам»

Цель : упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Педагог показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в шкафу имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней полочке. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я кладу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту я кладу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- туфли я кладу на нижнюю полку, потому что это – обувь.

    Д/и «Что лишнее?»

Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Юбка, брюки, сапоги , кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.

Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово.

    Д/и «Закончи предложение»

Цель : употребление в речи глаголов

Покупая в магазине обувь , покупатель (что делает?) …покупает.

Ухаживая за обувью , человек (что делает?) … ухаживает.

Надевая платье, девочка (что делает?)… одевает.

Обувая сандалии, мальчик (что делает?) … обувает и т. д.

    Упражнение «Подбери словечко и повтори»

Цель: употребление в речи сущ-х в В.п. и Р.п мн.числа

У Вани рубашка, у мальчиков..., а в магазине много...

У Маши кофта, у девочек..., а в магазине много...

У мамы платье, у женщин..., а в магазине много...

У папы шляпа, у мужчин..., а в магазине много …

    Д/и «Во что одет Ваня? Таня?»

Цель: формирование умения составлять описание одежды, развитие связной речи.

    Д/и «Расскажи-ка» или «Писатель»

Цель: составление описательного рассказа о предметах одежды по наглядному плану (мнемотаблице).

Название?

Цвет?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сшита?

Для кого предназначена?

    Д/и «Сосчитайка»

Цель: согласование сущ. с числительными

Одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек…

(можно усложнить - одна синяя варежка, две синих варежки)

(шляпа, платье, сапог)

    Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Цель: развитие связной речи

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».

Что будет, если летом носить меховую шапку?

Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

Что будет, если в жару не надеть панамы?

Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

    Д/и «Два – две»»

Цель : формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры:

Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два носка, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

    Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви», «Исправь ошибку»

Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

    Д/и «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: формирование умения употреблять в речи притяжательные прилагательные

Чей шарф? Это – Викин шарф. Чья рубашка? Это – Мишина рубашка. Чье платье?

Это Юлино платье и т.д.

    Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»

Цель : развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал: карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа). Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги) и т.п.

    Д/и «Кто больше назовет»

Цель: закрепление названий одежды, обуви, головных уборов.

Правила игры: дети делятся на три команды, 1- называет одежду, 2- обувь, 3- головные уборы. Отвечают по очереди, побеждает та команда, которая больше назовет.

    Д/и «Какая бывает одежда?»

Цель:

Одежда для спорта какая? (спортивная).

Одежда для лета? (летняя).

Одежда для зимы? (зимняя).

Одежда для праздника? (праздничная).

Одежда для дома? (домашняя).

Одежда для весны? (весенняя).

Одежда для детей? (детская).

Одежда для женщин? (женская).

Одежда для мужчин? (мужская).

Одежда для осени? (осенняя).

Одежда для работы? (рабочая).

Пальчиковые игры

1).Раз, два, три, четыре, пять - Соединять пальцы обеих рук,

начиная с больших.

Будем вещи мы стирать. Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони.

Платье, брюки и носочки, Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с большого.

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Потереть кулачки друг о друга.

2).Посчитаем мы сейчас, Стукнуть кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши.

Сколько обуви у нас. Круговые движения кулачками.

Туфли, тапочки, сапожки, Соединить большой палец правой руки по

очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки, Затем то же проделать с левой рукой.

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. Хлопнуть в ладоши.

3).Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Рукой другую руку,

Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку.

Сосчитайте - ка, ребятки, Ритмично сжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках,

Раз, два, три, четыре, пять».

Координация речи с движением.

«Помощники»

Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево) Мы бельё полощем сами. (Раз, два, три, четыре).

Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба). Наклонились. (Снова полощут).

Хорошо мы потрудились. (Вытирают рук о руку).

Физминутка

Ох, испачкалась одежда, Дети разводят руки в стороны,

Мы ее не берегли, пожимают плечами.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли. Дети сжимают и разжимают пальцы рук.

Надо нам ее спасти, Дети «грозят» пальцем.

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем, Имитация движений: «Наливаем воду».

Порошочек насыпаем. Пальцы сложены щепотью, дети

имитируют движения насыпания порошка.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем, На каждое действие выполняют

Постираем, прополощем, имитирующие движения.

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко, На каждое действие выполняют

Все развесим на веревках. имитирующие движения

А пока одежда сушится,

Мы тобой вдвоём покружимся. Дети кружатся парами.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Головные уборы

Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков - пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

Обувь

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

А в кроссовках ловко скачем.

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она,

Обувь всякая важна.

З адание 1. Родителям рекомендуется :

Напомнить ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель);

Рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их назначении;

Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;

Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы;

В качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.

Задание 2. Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы.

Задание 3. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду, обувь и головные уборы.

Задание 4. Отгадать загадки, прослушать стихотворение, выучить по выбору.

Рукавички новые, теплые, пуховые!

Мне их бабушка связала, подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки не озябнут ручки».

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в школу, днем - домой. (Валенки)

Задание 5. Дидактическая игра «Сначала - потом» (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Сначала мы надеваем шубу, а потом - варежки. Сначала мы надеваем рейтузы, а потом - .... Сначала мы надеваем носки, а потом - ....

Задание 6. Подобрать как можно больше признаков к существительному: шуба (какая?) - теплая, пушистая, мягкая...; шапка (какая?) - ...; валенки (какие?) - ....

Задание 7. Ответить на вопросы.

Где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто работает в ателье? Что делают с одеждой в ателье? в магазине?

Задание 8. Дидактическая игра «Подбери слова» (вини тельный падеж).

Что вяжут? - Шапку, варежки, ...

Что шьют? - Пальто, платье, ...

Что надевают? - Пальто, свитер, ...

Что обувают? - Сапоги, валенки, ...

Что штопают? - Чулки, носки, ...

Что завязывают? - Шнурки, платок, ...

Задание 9. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)

Задание 10. Дидактическая игра «Из чего - какой?» (образование относительных прилагательных): из ситца - ситцевый, из льна - льняной, из шелка - шелковый, из шерсти - ..., из меха - ..., из пуха - ..., из резины - ... . (По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.)

Задание 11. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Покупатель. Что у вас есть из меха?

Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .

Покупатель. Что у вас есть из кожи?

Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...

Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?

Задание 12. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь». (Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)

Задание 13. Упражнение для пальчиков.

Задание 14. Вырезать картинки с изображением зимней одежды, обуви, головных уборов и вклеить в альбом.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

Объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;

Совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...

Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины - резиновые сапоги;

шапка из шерсти - шерстяная;

перчатки из кожи - кожаные... .

Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.

Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.

(Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью. (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу - соскочу, привечу.

(Шапка)

Четвертый лишний.

3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 - без нее.

3 платья гладких, 1 - с вышивкой.

3 платья одноцветных, 1 - в клеточку.

3 платья нарядных, 1 - без отделок.

3 юбки на лямках, 1 - без них.

3 юбки длинные, 1 - короткая.

3 юбки в складку, 1 - прямая.

3 фартука с карманами, 1 - без карманов.

3 платья летних, 1 - зимнее.

3 платья детских, 1 - взрослое.

3 взрослых платья, 1 - детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое