Домой / Брови / К чему приводит лень в подростковом возрасте. Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

К чему приводит лень в подростковом возрасте. Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

0 59 350


Мудрая китайская пословица говорит: «Если у тебя есть воля, то гора превратится в поле» . Охотно верим, только вот иногда такая лень нападает, что не только гору в поле превращать неохота, но и от дивана оторваться проблематично. Что же это за напасть такая, как побороть лень, и правда ли, что иногда не стоит с ней бороться.


Бывает, просыпаешься в тонусе и в ресурсе, кажется, что горы свернёшь и кучу дел переделаешь… «И хочется жить и трудиться, - писал Игорь Губерман, - но к завтраку это проходит». И всё откладывается на неопределенное «потом».


Знакомое состояние?
Иногда оно бывает полезно. Допустим, проволынили, не выполнили рабочее задание - а потом оказалось, что обстоятельства изменились и актуален совсем другой проект. Поленились сделать маникюр на свидание - а любимого отправили в командировку. Такие проявления называют интуитивной ленью, она экономит наши ресурсы.

Лень может срабатывать как защитный механизм и в других ситуациях. Случается, заказчики торопят - вы напрягаетесь, работаете на пределе возможностей, а в итоге выясняется, что делать-то было не к спеху, ещё и ждать потом приходится. Или за работу заплатили неадекватно затраченным усилиям - разумеется, не в вашу пользу. Немудрено, что в следующий раз в аналогичных обстоятельствах вы проявите себя как очень ленивое существо.

А если вы активно пахали за себя и за ушедшего в отпуск коллегу? Организм потребует восстановления, что тоже будет выглядеть как возмутительное ничегонеделание.

Но если откладывание всего и вся стало хроническим и изрядно осложняет жизнь? Как бороться с прокрастинацией?

Анализируем свою лень

Обычно выделяют несколько видов этого библейского порока.
  • Физическая лень .
Всем знакома ситуация, когда приходится крутиться белкой в колесе: работа, учёба, дети, родители, домашние обязанности, дача... Переутомление и вялость как последствие. Тело заявляет, что нуждается в отдыхе, а без этого с места не сдвинется.

Отнеситесь к его потребностям уважительно: возьмите отгулы, отоспитесь, расслабьтесь, подышите воздухом. Обеспечьте себе физическую нагрузку: йога, плавание, бег, тренажерный зал - но без фанатизма.


После телесных упражнений приходит приятная усталость, расслабление и восстановление.
  • Мыслительная лень
Представьте: человеку, страдающему перфекционизмом, нужно подготовить в короткие сроки серьёзный проект или усвоить большой объем информации. Отличник по жизни, здесь он понимает, что не успевает качественно выполнить требуемое, и впадает в полный ступор, мозг отказывается соображать.

В этом случае необходим отдых: сон, переключение на другую деятельность, увлекательное мероприятие и т. д.


Нередко имеет место нежелание думать. Мы не успеваем обрабатывать поступающую отовсюду информацию и постепенно перестаём анализировать. К примеру, человеку необходимо вносить данные в таблицы, производить расчёты. Он многократно повторяет эти действия, вместо того чтобы освоить новую программу и автоматизировать процесс. Или не устраивает деятельность, но лень думать, чем хочется заниматься, - проще жить по инерции.

Требуется волевое усилие, чтобы выйти из зоны комфорта и начать действовать: пребывать в осознанном состоянии, ставить новые задачи, овладевать нужными навыками.

Выработайте также привычку чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку.

  • Эмоциональная (душевная) лень.
Безразличие, дежурное выполнение обязанностей, угасание чувств. Так называемый синдром выгорания. Достижения не вдохновляют, анекдоты не смешат, праздники не радуют. Ступор, апатия, в перспективе - нервный срыв, депрессия, болезнь.

Нужен эмоциональный взрыв, яркие ощущения: экстремальные развлечения, путешествия… Телесно-ориентированные психологические практики, например битьё подушки или крик в течение минимум получаса в свёрнутое полотенце (чтобы соседи полицию не вызвали).

Сначала нужно заставить себя кричать, а потом входишь во вкус, поднимаются подавленные эмоции, слезы, смех... В итоге приятная опустошенность, освобождение, подъем настроения.


По возможности смените напрягающую работу, отфильтруйте круг общения, займитесь спортом или танцами.

Учитесь переключать настроение. Проживайте сильные эмоции, читая книгу, просматривая фильмы или чемпионат мира по футболу - так вы сбросите накопившееся напряжение. И релаксируйте: созерцайте природу, медитируйте, расслабляйтесь в ванной или на массаже.

  • Духовная лень.
Самая серьёзная, следствием её является и физическая, и ментальная, и эмоциональная утомляемость. Возникает, если человек живёт не по своему предназначению, не знает, кто он и зачем, занимается нелюбимым делом, устал от жизни, потерял смысл. Невозможно мотивировать себя на что бы то ни было.

Если переживаете экзистенциальный кризис, необходимы духовные ориентиры. Кому-то поможет вера и молитва. Кому-то - хороший психолог или тренер (йога, виды единоборств с философской основой). Для кого-то будет достаточно самостоятельной внутренней ревизии.


Если ничего не хочется, но понимаете, что жить надо, - делайте хоть что-нибудь, выдергивающее из привычного состояния. Раз пришли в этот мир - выполняйте уроки, ученик! Подойдут советы из предыдущего пункта. Прислушайтесь, на что отзывается сердце. Поищите Учителя или человека, который вдохновляет. Если не удаётся разжечь потухший внутренний огонь - обратитесь к специалисту.

Выделяют также творческую лень - когда человек ставит задачу, собирает материалы, а потом бросает начинания, переключается на что-то другое. На самом деле идёт мощный мыслительный процесс, а решение может явиться внезапно, как озарение, или во сне.

И философскую лень - когда она становится убеждением: гедонизм - цель жизни наслаждение; буддизм - всё пустота, действия не имеют смысла. На наш взгляд, обсуждать здесь особо нечего. Первая лень и не лень вовсе, а способ действия. По поводу второй - ну хочется человеку жить впустую, так это его выбор, хотя бы не страдает.

Цель - действие - результат


Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Чтобы дело - любое - делалось, нужна цель, действие для её достижения и результат.

Если у вас руки не поднимаются на очередное трудовое свершение, задумайтесь:

  1. О цели . Своим ли делом вы занимаетесь, ваша ли это цель? Даже заядлый прокрастинатор, если действительно чего-то хочет, взлетит с кровати и понесётся навстречу мечте.

    Душа не лежит к нелюбимой работе? Возможно, вы давно перебороли свои истинные желания и действуете по принципу «надо» (заработать, выглядеть успешным и т. д.).

    Или находитесь на своем месте, но сдерживает страх успеха или неуспеха. Да-да, бояться можно и того, и другого. С неуспехом всё ясно: никому не хочется сесть в лужу, особенно публично. А успех страшит неизвестностью: что будет дальше, ведь если получится - от меня потребуется ещё больше?

    Когда текущая цель и вовсе отсутствует, действовать кажется бессмысленным. Еще вариант: вы выросли как профессионал, сфера деятельности вам нравится, но пора ставить более масштабные задачи, иначе накрывает скука и справляться с рутиной всё труднее и труднее.

  2. О действии. Для него требуется энергия. Возможно, на данный момент её не хватает - накопилась физическая и психическая усталость. Организм пытается восстановиться, что выглядит как самосаботаж.

    Не исключено также, что вы интуитивно понимаете: предполагаемое действие не приведет к цели, нужно придумать что-то другое.

  3. О результате. Если удаётся достичь желаемого, это служит мощной мотивацией для дальнейших свершений.

    Возможно, ранее он вас не удовлетворил - теперь боитесь повторения (об этом мы говорили в начале материала: мало заплатили - не хочется работать с конкретным заказчиком).

    Или же не понимаете, для чего нужен этот результат. Тогда вернитесь к первому пункту и поработайте с целью.

…Итак, как побороть лень? Перестать бороться. «Если лень приходит к тебе, это то, что ты должен делать - лениться», - говорил Ошо. Проанализируйте, о чем она сигнализирует, от чего предостерегает. Иными словами, разберитесь с причиной, а не преодолевайте следствие.

Если же вы нацелились на результат, но для действия не хватает решительного пинка - воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Как войти в ресурсное состояние



Очистите физическое и энергетическое пространство.
  • Верните долги: деньги, чужие книги, вещи. Заберите своё добро у других. Если то, что у вас взяли, не особо дорого или люди не имеют возможности вернуть - подарите (обязательно сообщите это должникам). Отдавайте с лёгкостью - получите сторицей. Раз и навсегда расставьте точки над i - так вы разрываете ненужные связи, по которым утекает энергия.
  • Выполните обещания, данные другим людям и себе. Или освободите себя от них. Ставили когда-то цель научиться играть на гитаре или выучить язык, но потом появились другие интересы? Старые намерения, оставшись нереализованными, продолжают оттягивать у вас энергию.
  • Составьте список намерений, которые планируете убрать с повестки дня. По каждому пункту произнесите: «Отпускаю это желание/намерение. Отказываюсь его выполнять». Можете сделать это в письменном виде, а после сжечь.
  • Приберитесь в доме. Избавьтесь от вещей, которыми не пользуетесь: продайте, подарите, выкиньте. Чтобы пришло новое, следует избавиться от хлама.
  • Наведите порядок в душе. Обсудите конфликты. Можете выговориться в письме или даже сами с собой, если человек уже недоступен. Выплесните чувства на бумагу, примените метод двух стульев, когда вы говорите сначала за себя, потом пересаживаетесь и высказываетесь от лица антагониста, постепенно приходя к согласию. Попробуйте эффективные методики прощения Александра Свияша («С любовью и благодарностью я прощаю N и принимаю его таким, каким его создал Бог…»), Лууле Виилмы, Лиз Бурбо, Луизы Хей и т. д.

    Немного усилий - и в пространстве души, как и в пространстве дома, очистится место для качественно новой энергии.

Систематизируйте дела по важности и срочности (методика президента Эйзенхауэра).

  • Важные и срочные - их нельзя откладывать, дабы не случилось непоправимого: потери работы, любимого человека, здоровья... Сделайте необходимые звонки, проведите встречи, посетите врача и т. д.

    Временами авральный режим тонизирует, но вообще не стоит доводить до такого состояния - чревато для здоровья.

  • Важные несрочные - продуктивно заниматься именно такими делами. Всё плановое, относящееся к какой-то вашей цели. Если запустить - перейдут в группу важных и срочных.
  • Неважное и срочное. Рутинная работа. Например, на днях обещают мороз, а у вас окна не вымыты. Или коллега попросил выполнить что-то за него. Длительное зависание на этих делах нежелательно - погрязнете в трясине.
  • Несрочное и неважное. То, от чего можно без ущерба для себя отказаться или свести к минимуму. Прекратите часами смотреть телевизор, висеть в соцсетях, болтать по телефону.

  1. Разбейте предстоящую работу на части. Легче настроиться на выполнение маленького этапа - груз ответственности не так давит. Можно начать с того, что кажется более лёгким.
  2. Жаворонок или сова? Вычислите время суток, когда вы наиболее активны, и самые сложные задачи планируйте на этот период (кто-то имеет больше сил в период с 8 часов утра до 12, другой, наоборот - с 18 и до 22 часов чувствует рвение к работе и т.д.). Именно на этот период перекиньте максимальную часть запланированных задач.
  3. Чтобы зарядиться энергией для выполнения очередного трудового подвига - перезапуститесь. Замрите стоя или сидя и бездействуйте. Пять минут, десять... Не включайте телевизор, не берите в руки телефон. Просто не двигайтесь. В какой-то момент вам надоест - это будет толчком к действию.
  4. Меняйте виды деятельности. Работникам умственного труда необходимо отвлекаться на физические телодвижения. Сейчас многие работодатели приглашают тренеров по йоге или массажистов прямо в кабинеты - мудрое решение!
  5. Шоковая терапия: чтобы выполнить что-то неприятное, сосчитайте до пяти и быстро приступайте. Перед тем как погрузиться в прохладную воду, мы замираем - и окунаемся. И ведь хорошо потом становится!
  6. Используйте музыку. Под бодрые ритмы легче активизироваться.
  7. Мотивируйте себя, поощряйте: сделаю это и это - потом выпью кофе с конфеткой или зайду на 15 минут в соцсеть.
  8. Фиксируйтесь на своих достижениях, не ругайте себя за слабости. Можно сказать: «Да, утром я прохалявила, зато сейчас чувствую себя отдохнувшей и легко справлюсь с заданием».
  9. Учитесь просить о помощи. Кому-то мы оказываем поддержку, кто-то нам - человек существо общественное.
  10. Следите за своим окружением: исключите общение с нытиками, пусть рядом будут люди яркие, успешные, целеустремленные.
Кто победил себя - тому принадлежит мир. И помните: иногда полезнее бездельничать, чем совершать абсурдные телодвижения. Недалёкие трудолюбивые «муравьи» могут извести себя и всех вокруг бессмысленным копошением. Тогда как умные лентяи найдут лёгкое, эргономичное решение любой трудной задачи.

«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Что говорят психологи, если ребенок ленится

Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

Поручения, чтобы избавить от лени

Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

  • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
  • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
  • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
  • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

Игры, способные побороть лень

Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

  • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
  • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
  • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
  • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
  • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

Приучение к домашнему труду

  • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
  • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

  • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
  • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

Чтение, как метод, чтобы победить лень

Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

Фольклор против лени

С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

  • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Плохо ветвям без ствола.
  • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  • Человек трудится - земля не ленится.

Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.

Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.

Задумаемся на минуту: а почему нас так расстраивает, а порой и просто выводит из состояния душевного равновесия то, что ребенок, как нам кажется, лентяй и ничего не хочет делать? Если бы все наши желания в отношении ребенка сбывались, то каким бы он стал? Послушным маленьким роботом, который безропотно выполняет любую работу по дому, без напоминаний делает уроки да еще в завершении дня и о нас, уставших, заботится, — чай приносит, телевизор смотреть не мешает...

Вся загвоздка в том, что если ребенок просто хорошо вышколен и делает что-то только потому, что гак сказали мама и папа, го от такого трудолюбия не будет никакого проку. В конце концов ребенок вырастет и поймет, что его работа не приносит ему никакого удовлетворения, делать что-то «для себя» совсем не хочется, да и вообще не ясно, к чему лежит душа и в чем твое призвание.

К сожалению, очень часто такие дети ищут успокоения во всевозможных уходах от действительности: в компьютерных играх, игровых автоматах, никотиновых и алкогольных зависимостях и даже в наркомании. И получается, что, как мы ни хо-тели вырастить трудолюбивого, успешного, гармоничного, высоконравственного и интеллектуального человека, у нас ничего не получилось.

Что же могут сделать родители, которые не желают видеть в ребенке ничем не интересующегося бездельника, но в то же время не хотят заниматься «дрессировкой» и приучением к труду силовыми методами?

Все дело в мотивации

Борьба с детской ленью может походить на борьбу с ветряными мельницами, если мы не будем учитывать один очень важный момент: чтобы что-то делать, делать это хорошо да еще и по-лучать от процесса удовольствие, человеку просто необходимо четко понимать ответ на вопрос: «Ради чего?». Зная, зачем нужно приложить усилия и потратить свое время, человек любого возраста сможет не только преодолеть свою лень и тягу к пустому времяпрепровождению, но и справиться со многими объективными трудностями, которые встанут на пути.

Мотивация деятельности — вопрос сложный. Написано мно-го серьезных работ, создано немало классификаций потребностей и мотивов, существуют порой очень разные точки зрения в вопросах целеполагания и мотивации. Нас в данной области знаний будет интересовать только то, что так или иначе имеет практическое применение в решении проблемы приучения ребенка к труду, к учебной и любой другой полезной деятельности.

Многие дети готовы горы свернуть, чтобы почувствовать, что родители ими гордятся и уважают их достижения. Для большинства детей принятие и внимание со стороны значимых взрос-лых обладают колоссальным мотивационным потенциалом, и мы можем это использовать, пытаясь преломить нежелание ребенка прилагать свои усилия и что-то делать. В то же время будет совсем неправильно демонстрировать ребенку свою любовь и одаривать вниманием только тогда, когда он чего-то добился или справился с трудной работой. Ребенок должен ощущать, что любят его именно таким, какой он есть. Но при этом глаза заботливых мамы и папы могут светиться немного ярче, когда он, ребенок, радует всех своими успехами и отсутствием лени.

Очень важно для детей, особенно для подростков, то, как относятся к ним сверстники. У них очень сильна потребность ощущать принадлежность к «своей» группе, будь то одноклассники, товарищи по спортивной секции или друзья по дворовой компании. В таких группах царят свои правила и принципы, и вполне может быть, что трудолюбие там не в цене, а, наоборот, считается чем-то негативным, «постыдным». Естественно, в таком случае ребенок будет всеми силами скрывать свои трудовые заслуги или, что еще хуже, попытается и внутренне соответствовать стандартам значимой группы.

✏ Первое, что могут сделать родители в этом случае, — научить ребенка отстаивать свое мнение, противостоять ближайшему окружению, не быть таким, как все. В крайних случаях родителям придется решать, что они могут сделать, чтобы оградить ребенка от негативного влияния его компании. С другой стороны, мы можем попытаться «пристроить» ребенка в тот коллектив, который подходит нам по своим ценностям и приоритетам. Конечно, нужно не просто записать ребенка в шахматную секцию и ждать, что он будет часами просиживать за решением сложных партий. Необходимо приложить все усилия, чтобы и люди, и само дело, и общение приносили ребенку радость, чтобы он действительно хотел соответствовать высоким принципам этой группы.

Потребность в принятии со стороны родителей и со стороны сверстников непосредственно связана с потребностью ребенка в самоуважении и самопринятии. Причиной кропотливого труда вполне может быть стремление ребенка почувствовать себя «хорошим», даже вне связи с оценками родителей и друзей. Нам всем важно ощущать себя не самым последним человеком, и ради этого мы готовы тратить свои силы и время.

Найдите ребенку любимое дело

Наверное, самое главное, что мы можем сделать для ребенка, — это помочь ему найти себя, свое дело, показать то удовольствие, которое испытываешь, когда ты занимаешься тем, что интересно, и ты полностью поглощен самим процессом, а не думаешь, что вот еще немного потерплю, напрягусь — и уже тогда... Хотя осознание того, что тяжелая работа позади и можно насладиться плодами своего труда, тоже приносит немало радости.

Здесь очень наглядным будет пример с альпинистами и другими горными покорителями. Со стороны кажется непонятным, зачем люди раз за разом тратят море сил и энергии, чтобы оказаться там, куда легко можно добраться на горном подъемнике или вертолете. Но если вы бывали в горах, то прекрасно знаете,

что, пока ты сам не поднимешься на высокую гору и не испытаешь кайфа преодоления себя, ты не почувствуешь всей красоты горного пейзажа.

Привить ребенку любовь к таким «восхождениям» могут именно родители. Именно мы можем научить в очередной раз побеждать свою усталость, слабость и желание забраться под теплое одеяло, научить быть выше собственной лени, чтобы совершить маленький подвиг, пусть и всего лишь на кухне или за учебниками, но ради стоящей цели.

Как же можно все это сделать на практике? Вариантов очень много. Но никто, кроме вас самих и вашего ребенка, не сможет найти ту единственную дорогу, по которой будет идти в радость, несмотря на все крутые подъемы и спуски, неожиданные препятствия и другие трудности.

Остановимся на конкретных действиях, которые могут предпринять родители, задавшись целью помочь ребенку найти любимое дело.

✏ Во-первых, родители должны очень внимательно следить за интересами ребенка. И не важно, что в вашей семье все из поколения в поколение были музыкантами. Если ваш малыш больше любит гонять мяч во дворе, а от вида черно-белых клавиш у него рябит в глазах и появляется ничем не преодолимая сонливость, то намного лучше будет отдать ребенка в спортивную секцию, чем день изо дня портить жизнь и себе, и «будущему великому пианисту».

✏ Во-вторых, очень хорошо, если хотя бы на первых порах вы тоже вместе с ребенком будете заниматься интересным ему делом. Дети, особенно маленькие, стремятся подражать родителям и по-лучать их одобрение, к тому же им, как воздух, необходимо наше внимание и общение. Поэтому если мама вместе с дочкой займется бисероплетением, а папа лишний раз сходит на площадку с юным футболистом, то результат в любом случае будет положительным. Конечно, вам не нужно осваивать все тонкости нового увлечения ребенка, для этого есть профессиональные педагоги, которых про-сто нужно найти. Но увлечься процессом ребенку может помочь именно родительское участие и одобрение.

✏ В-третьих, у ребенка должен быть выбор. Сейчас каких только нет кружков, секций и клубов по интересам! Хочешь — занимайся верховой ездой, хочешь — учи китайский, хочешь — прыгай с парашютом, хочешь — учись печь ватрушки с творогом. При желании можно обучаться чему угодно: древним восточным единоборствам, каллиграфии, шахматам, росписи по дереву и гончарному ремеслу. Ну и конечно, школ, серьезно готовящих будущих музыкантов, художников, поэтов, открывается все больше и больше.

Остается сделать выбор. Не страшно даже, если он не будет правильным, и через некоторое время ребенок поймет, что художественная гимнастика — это не его. Время и силы, потраченные на занятие, которое нравится, не исчезнут бесследно. Кроме приобретенных умений и навыков, у ребенка еще останется ощущение радости от любимого дела. А это как наркотик — его хочется получать и дальше и к тому же все больше и больше.

Единственное, с чем нужно быть аккуратным, так это с переутомлением ребенка. При больших открывшихся возможностях родители порой стремятся записать ребенка и в первую, и во вторую, и в третью секцию. И ребенку может быть везде интересно. Но если вы стали замечать, что у него появляется необоснованная раздражительность, сонливость и вообще он ведет себя не совсем так, как до начала посещения всех секций, стоит остановиться и отказаться от чего-либо. Даже положительных эмоций может быть слишком много. Нервная система ребенка, возможно, еще не готова переваривать столько новых впечатлений и информации.

❧ Нельзя забывать, что любому человеку, и особенно маленькому, просто необходимо свободное время, когда можно ничего не делать и ни о чем специально не думать, когда можно созерцать, уйти в мир собственных размышлений и впечатлений.

Помощники в борьбе с ленью

Остановимся на маленьких хитростях, которые помогут нам не ломать копия о непроницаемую стену детской лени и дадут возможность сдвинуть с мертвой точки решение вечного вопроса, о том, что, когда и кому делать.

Хитрость первая. Для большинства людей положительную роль в выполнении нежеланной работы может оказать музыка. Помните: «Песня нам строить и жить помогает»? Так и подростки включают свою очень громкую и порой не очень мелодичную музыку именно потому, что под нее заниматься домашней уборкой гораздо легче. Психологи утверждают, что, занимаясь умственным трудом, очень полезно слушать классическую музыку, это хорошо сказывается на эффективности деятельности.

Хитрость вторая . Практически в любое дело можно доба-вить элементы игры. Конечно, это больше подходит для маленьких детей, которые живут игрой, но и более старшим станет гораздо приятнее заниматься скучным делом, если оно будет обыграно в интересной для ребенка манере. В каком объеме, как и какие игровые моменты могут использоваться? Все зависит от фантазии родителей и ребенка, от их умения не только заниматься серьезным делом, но и дурачиться, видеть даже в трудной задаче возможности для игры.

Хитрость третья . Хорошую помощь в обучении ребенка ставить цели, а затем достигать их может оказать правильно используемая общечеловеческая склонность к соперничеству. Здесь сразу вспоминается рассказ Николая Носова «Огородни-ки». Чего только не сделаешь, чтобы заветное красное знамя оказалось на твоем участке! И действительно, дух соревнования может творить чудеса не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни. Мы готовы трудиться и еще раз трудиться, чтобы оказаться впереди всех, ну или хотя бы опередить тех, кого просто необходимо опередить.

Хитрость четвертая. Помочь скоротать время за скучным делом может, прежде всего, осознание того, зачем это дело вы-полняется. Если же работа достаточно однообразная, то хорошим подспорьем будут различные медитативно - ритмичные техники. Помните, как в сказке «Дудочка и кувшинчик» папа учил Женю собирать землянику? «Одну ягодку беру, на другую смотрю, тре-тью замечаю, а четвертая мерещится». Задавая определенный ритм и не особо включая сознание в процесс деятельности (если это, конечно, не требуется), мы можем при низких энергозатратах достичь более быстрых результатов, нежели будем тратить свои внутренние силы на переживания, что нам опять приходит-ся заниматься неприятным делом.

Хитрость пятая . На моей практике хороший результат имело ведение так называемого Дневника полезных дел. В этот Дневник можно записывать самые разные вещи, но прежде всего все то, что связано с собственными «трудовыми» планами или «трудовыми» победами.

Дневник. Конечно, каждое задание можно просто выполнить на отдельном листе, но гораздо эффективнее, если все задания будут собраны в одном месте и ребенок сможет к ним возвращаться. К тому же вы можете придумать что-то свое для записи в Дневнике. И вообще, работа с Дневником может быть своеобразным ритуалом, который позволит ребенку отслеживать свои достижения и промахи на нелегком пути обучения трудолюбию.

Ольга Юрченко, детский психолог

Как известно, есть люди трудолюбивые и ленивые. Откуда берётся лень? Конечно, из детства. Особенно она проявляется тогда, когда ребёнок идёт в школу. Учебная лень – самое распространённое явление. Прежде, чем определить, как побороть лень к учёбе , нужно немного знать о ней.

Как проявляется лень к учебе?

  1. Ребёнок не хочет идти в школу, потому что надо сидеть на уроках и выполнять задания учителя.
  2. Ребёнок не желает выполнять домашнее задание или делает его «лишь бы отстали».
  3. Студенты прогуливают: считают слушание лекций нудным занятием и скучным времяпровождением.

Как ни странно, но есть лень «хорошая» и лень «плохая».

Как побороть лень к учебе. «Хорошая» лень

«Хорошая» лень движет прогрессом, так как человек старается выполнить работу быстро, чтобы скорее освободиться и отдохнуть, и для этого выдвигает идеи, придумывает новые решения, старается исключить лишние движения. «Прогрессивная» лень упрощает нашу жизнь.

Как побороть лень к учебе. «Плохая» лень

«Плохая» лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, ненадёжность, апатию и др.
Поскольку признаки лени есть у каждого человека, иногда полезно заняться анализом и определить, какая именно лень у него преобладает.

Если учащийся или студент носитель «хорошей» лени, то надо подумать, стоит ли от неё избавляться.
Уничтожать следует «плохую» лень. Что делать?

Как побороть лень?

  1. Самое главное – цель. Ребёнку надо внушать, что он учится не просто так, а чтобы стать успешным в жизни. Студент выбирает ВУЗ, чтобы получить профессию и работу с достойной оплатой. Каждый должен найти пути самореализации.
  2. Жить по режиму. За детским распорядком строго следят родители, а студенты осуществляют самоконтроль. Это трудно, требует огромной силы воли, но возможно.
  3. Устанавливать таймер. Наиболее важные дела в течение дня расписывать по времени. Так воспитывается пунктуальность и способность укладываться во время.
  4. Планировать. Хорошо вечером составлять план на завтра и отмечать плюсом сделанное за день и минусом невыполненное. Если заданий много и среди них есть срочные и несрочные, то нужно распределить их по степени сложности и срокам выполнения. Хорошо записывать на бумаге план действий. У учащихся есть расписание, поэтому какую-то часть работы они могут выполнить в выходные, разгрузив рабочие дни.
  5. Уничтожать «потомы». Пословица учит, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Поэтому надо стараться всё запланированное делать в обозначенное время.
  6. Устраивать полезные перерывы. Рутинная работа способствует развитию ещё большей лени, поэтому следует чередовать виды деятельности или задания по разным учебным предметам.
  7. Те, кто запомнит, как побороть лень к учёбе , станут успешными людьми, потому что их лень из «плохой» перерастёт в «хорошую».