Домой / Брови / Как развивать в ребенке лидерские качества. Как привить нужные качества? Лидеры в школе

Как развивать в ребенке лидерские качества. Как привить нужные качества? Лидеры в школе

Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько практических советов, как воспитать в ребенке лидерские качества.

Лидерский потенциал начинает формироваться в раннем детстве. Ведь лидерство — это, прежде всего, определенные поведенческие реакции. Способам реагирования мы учимся с младенчества, наблюдая за отношением наших близких к нашим поступкам. Запоминая, за что нас хвалят, когда ругают, в каких случаях помогают, мы формируем «динамический стереотип», как говорил И.П. Павлов. Иными словами, привычку реагирования в определенных обстоятельствах.

Вот почему, в одних и тех же ситуациях кто-то начинает паниковать, а кто-то берет на себя ответственность .

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос «большим человеком», выбился в руководители. Копят деньги на образование, стараются помочь связями. Это естественно. Однако, сами того не ведая, своим образом действий, они невольно подрезают крылья собственным детям, не давая взлететь. Что делать, как избежать этой ошибки?

Читай также:

1. Позволяйте ребенку набить собственные шишки. В детстве у потенциальнх лидеров должен быть опыт падения с велосипедов, драк со сверстниками, разбитых носов и коленок. Они должны не бояться справляться со своими проблемами, преодолевать собственные детские трудности. Если вы будете сразу включаться в ситуацию, вставать на защиту, невротично переживать из-за ссадин, разбираться с родителями обидчиков, то перекладывать решение собственных проблем на чужие плечи войдет в привычку . А если человек не в состоянии взять за последствия собственных действий, то отвечать за действия других подавно не сможет. Как же, в таком случае, ему можно доверить большое дело?

2. Развивайте интеллект и критическое мышление . Большой объем знаний и умение анализировать и делать выводы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Лидер умеет анализировать события, видеть причинно-следственные связи и делать правильные прогнозы. Это возможно только при достаточно развитом интеллекте.

Это не чтение Мураками в 7 лет. И не счет до 100 в 3 года. Развитый интеллект — это умение анализировать, систематизировать информацию, умение делать выводы. Чаще задавайте ребенку вопросы типа: « А почему одни курицы несут белые яйца, а другие коричневые?», «Почему лепестки ромашки белые, а лютика желтые, ведь это два цветка?». И неважно, правильным будет ответ, или нет. Главное, ребенок научится анализировать, думать .

3. Пусть ребенок с детства принимает участие в соревнованиях . Будущий лидер должен уметь проигрывать. Сейчас очень много проводится соревнований, где призы получает каждый участник - «зрительских симпатий», «за лучший костюм» и так далее. Дети привыкают, что они в любом случае получат приз, и воспринимают это как должное. Но ведь во взрослой жизни не так. Во взрослой жизни призов на всех не хватает, и первый серьезный проигрыш, без утешительной конфетки, воспринимается, как трагедия. Человек может долго приходить в себя после «незаслуженного» удара, а может не справиться и уйти, к примеру, в алкогольную зависимость. Так что пусть участвует в настоящих соревнованиях , где есть и проигравшие, и победители.

4. У будущего лидера должна быть персональная зона ответственности . Он должен знать, что никто его не будет подстраховывать, он полностью отвечает за результат . И, если он не сходил в булочную, то вся семья будет ужинать без хлеба. Мама не побежит в последний момент в магазин, папа не заедет по дороге домой. Нет хлеба - ты виноват. Исправляй. И точка.

5. Никогда не предлагайте ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь? ». Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет, или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.

И, конечно, ребенок должен знать, что вся ваша семья защитит, если это понадобится. Не предупредит удар, не будет драться вместо него, не кинется решать проблему раньше, чем она наступит. А именно защитит, когда уже собственных сил не останется, и когда будет казаться,что наступает катастрофа. Именно эта уверенность позволяет человеку не бояться, действовать.

Кстати, очень многие лидеры обращались за помощью к близким или друзьям в сложные для себя жизненные моменты. Но при этом они все равно оставались лидерами — думающими, смелыми, ведущими за собой.

Обсуждение

Я считаю, статья вообще не раскрыла «так как же все таки стать лидером»!
В большей части статьи описано мнение автора по поводу того, быть лидером или нет и кто такой лидер.
А как воспитать эти качества в ребёнке, этому посвящено лишь пару абзацев. К сожалению.

24.06.2018 17:33:33, Светлана

" Нет ничего скверного в том, что ребенок стремится стать библиотекарем или сторожем парка."

Странная позиция у автора. Очень часто из тихих и думающих детей вырастают успешные инженеры, архитекторы, писатели, программисты и т.д. А те, кто чаще других заводил толпу, потом и работают сторожами всю жизнь.
Есть разные виды лидерства. Есть интеллектуальные лидеры, социальные и т.д. И не всегда способности к лидерству проявляются с детства. Вот я, например, в детстве была очень застенчивым ребенком. Боялась играть со сверстниками в активные игры. Зато в ребусах мне не было равных. Сейчас мне 20 и у меня много друзей и я считаю себя лидером. За мной идут, я могу организовывать и управлять. Видать, энергия нерастраченная проснулась)) При этом всегда занималась восточными единоборствами и не была никогда ботаником.

18.05.2015 23:40:17, Анастейшен700

В данной статье я увидела больше не воспитание лидера, а нормальное общение с ребёнком. Детки самодостаточны и если у них возникли проблемы, то это явная проекция проблем у родителей или других взрослых, скоторыми они ЧАЩЕ всего общаются.

16.10.2007 15:43:21, Антонина

мне статья понравилась,много полезного.И я не правильно веду себя в ситуации,когда у ребенка что-то не получается-я требую повторять попытку,а если он отка зывается,то говорю,что он нюня а не мужик.Наверно я слишком жестока с 5 летним ребенком?

19.09.2007 00:14:41, Виктория

Не думаю, что стремление к лидерству действительно заложено в каждом. И вдвойне не думаю, что его надо в каждом развивать. Ведь БЫТЬ лидерами ВСЕ не могут по определению, поскольку лидер - это относительно других. А быть вполне успешным, состоявшимся и реализовавшимся в жизни можно в самых разных качествах.

почему лидер-богат и знаменит, а не лидер-библиотекарь,я считаю это штампы.Если ребенок не поддается стадному инстинкту,у него больше шансов добиться успеха в жизни.

Познавательная и отличная статья:)) разошлю друзьям и знакомым.

Комментировать статью "Как воспитать лидера"

Поэтому даже региональных лидеров этих сект сильно нервирует, когда у наших родиелей появляются крамольные мысли воспитать духовного лидера, собственного мессию...

Многие женщины до конца не осознают, каким важным примером они являются для своих дочерей. Любая мама желает своей дочери самого лучшего, старается воспитать ее в любви к себе, но при этом совершенно забывает любить саму себя и, тем самым, подавать пример дочери. То, как мы воспринимаем свое тело, сильно влияет на то, как будут ощущать себя наши дети в этом плане в будущем. В новом видео Dove показал это наглядно: исследователи попросили пятерых мам написать по пунктам, что им не нравится в...

1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?» 2. Когда ребёнок вас не слушает, вспоминайте вопрос №1. 3. Даже самый маленький лучше мамы знает тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится. 4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас. 5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится. 6. По-возможности, не мешайте получать негативный опыт. Пусть...

Различные методики воспитания буквально разрывают голову на части. Тут специалист-педагог говорит одно, там именитый психолог советует второе, а здесь врачи настаивают на третьем. Как быть среди широкого опыта различных мам-пап-специалистов, каждый из которых уверяет, что нашел действенную методику воспитания? И как не переусердствовать с применением педагогических приемов на вашем ребенке? Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает: единой методики, подходящей всем детям, не...

Как правильно воспитать ребенка, этим вопросом задается каждая женщина. Еще с самого детства девочкам внушают, что правильно воспитать ребенка – задача достаточно трудная и совершенно не благодарная. После этого многие мамы и папы считают детей какими-то обузами. Не каждая женщина сразу будет довольна, когда она станет мамой. В начале, когда она еще не может прийти в себя после рождения, ей очень сложно свыкнуться со своей новой ролью. Женщины читают множество методик воспитания детей, книжек...

Быстрые, юркие, непоседливые, будто у них внутри вечный двигатель. Им неведомо спокойствие ни днем, ни ночью. У них острый ум, но напрочь отсутствует внимательность. Они способны быстро запомнить информацию и с такой же легкостью забыть ее. Они легки на подъем, но их не назовешь усидчивыми. Родители готовы были бы многое отдать, чтобы помочь непоседам стать внимательнее и спокойнее. Но сегодня для этого не нужно жертв. Нужно то, что поможет понять желания и потребности ребенка. Как из...

Моя старшая дочь Любаша была в центре внимания 12 лет своей жизни - и только на тринадцатом году у нее появилась сестра Саша. Конечно, ревность присутствует, чего лукавить. Любаша не была к этому морально готова – просто потому, что невозможно морально подготовиться, это только личный опыт. И еще у нее переходный возраст, отрицание всего, что можно. Я не педалирую, конечно, отстаиваю только то, что нужно – школьные дела, учебу. Когда мы с Максимом поженились, отец Любы ревновал, что она...

Если у Вас родился мальчик с кожным вектором, то Вы, как мама, должны знать, как правильно его воспитать. Такой ребенок по своим природным задаткам может стать лидером коллектива. Задание родителей при воспитании такого ребенка – создать адекватные условия для развития кожных свойств. Ответственность, способность к ограничению, дисциплинированность. Рецепт для развития этих свойств можно почитать по ссылке ниже.

Как правильно воспитать современного ребенка? Ответ на этот вопрос ищут многие родители, но не все, а правильный «рецепт воспитания» и вовсе находят редко. В основном родители предпочитают идти по линии, которую для их воспитания когда-то выбрали родители. Первый рецепт – добиться покорности с помощью ремня. Второй – кричать, запрещать все, что попало неадекватно. Просто нельзя. «Почему?» объяснять родители не берутся. Зачем тратить на это время, если мы, как родители, знаем, что лучше для...

Дети обычно пропускают слова родителей мимо ушей, зато не упускают случая подражать им. Услышав телефонный звонок, мать кричит восьмилетней дочери: «Скажи, что меня нет дома!» Через десять лет мать кричит на восемнадцатилетнюю дочь: «У кого ты научилась врать?» Прежде чем начать тревожиться из-за негативного влияния окружающих на наших детей, давайте порассуждаем. Если я не хочу, чтобы мой ребенок отправлял за рулем SMS, я и сам не должен так поступать. Если я не хочу, чтобы мой ребенок...

Лидер с творческой натурой. В Сланцевском районе ленинградской области мы познакомились с вот этой симпатичной девочкой

Социологи выяснили, как российские женщины выбирают игрушки для детей Согласно исследованию ValidataKIDS, проведенному для Lego в мае-июне 2011 года, большинство российских мам выбирает игрушки исключительно эмоционально. Исследователи провели серию фокус‑групп с мамами дошкольников в нескольких странах Восточной Европы и в России, и обнаружили, что женщины часто находятся под влиянием материнских чувств и, покупая игрушки, восполняют потребности собственного детства. Детство многих мам...

" как воспитать лидера " есть такая книжка в серии "сказкотерапия" :) детям очень нравится:) 28.02.2011 14:07:13, культурный шок.

В 90-х все кинулись воспитывать лидеров, это я по знакомым и друзьям очень хорошо видела. Причем воспитывали таким образом - дай в лоб.

я не воспитываю лидером. я помогаю, если надо советом. захватчик здесь вообще не причем - это перевод имени. что ж вы в кучу тараканы с котлетами

Кричат, не слушаются.Она, естественно, на них кричит,осекает, нам родителям выговаривает, что типа дети у вас не воспитанные.Хотя интересно как я могу его воспитать...

Чтобы не плясал под чужую дудку, чтобы не стал подкаблучником, чтобы не попал под плохое влияние какого-либо лидера и т.д. Как бы так воспитать.

Это не лидер, а претендент на лидерство. За истинными лидерами идут сами. Претенденты хотят все и всех контролировать, но в основе их характера нет отстраненности...

И, конечно, постараюсь воспитать так, чтобы не задушить у сына страсть к познаниям и не заменить их на страсть к приобретению.

Здравствуйте, дорогие родители!

Это целеустремлённый и волевой человек. Конечно, родителям очень хочется, чтобы их ребёнок обладал лидерскими качествами. Как воспитать ребёнка лидером? Как это сделать естественным поведением, а не заученной манерой?

Что значит быть лидером?

Для начала родителям нужно понять, что значит быть лидером? Кто этот человек, который может воодушевить группу людей и собрать вокруг себя коллектив.

Важно понимать, что все не могут быть «капитанами» команды и не нужно стремиться навязывать ребёнку именно руководящую функцию. Важно воспитывать качества присущие лидерам, без навязывания стереотипов и реализации себя в ребёнке.

Лидер – это не тот, кто идёт по головам, наплевав на чужое мнение и желания, это человек, который может привлечь внимание, владеет словом, его речь уверенна и сама по себе заставляет прислушиваться.

Такой человек не боится ответственности, имеет своё мнение и готов отстаивать его. Он не боится быть новатором или первопроходцем, не только мечтает, но и ставит цели, а так же продумывает план их достижения.

Конечно, стоит направлять ребёнка в положительные стороны лидерства, ведь очень легко скатиться к обычному самолюбованию, и неоправданному самомнению.

Отсюда вытекает ещё одна характерная лидерская черта – не бояться ошибок. Промах не способен сломить, лидер умеет принимать поражение и взять из отрицательного события положительный опыт.

Как привить нужные качества?

Чтобы малыш с детства мог проявлять в себе все эти качества, родителям нужно помочь ему в этом. Сделать это можно прибегая к помощи игр, чтения и, конечно, общения.

1. Уважайте мнение ребёнка , говорите с ним, задавайте вопросы, интересуйтесь жизнью и интересами малыша. Разговаривая и высказывая своё мнение, о сказке или мультфильме и его героях малыш постепенно учится высказывать своё мнение. С более старшими детьми можно пробовать завязывать спор о правильных поступках, ведь уметь отстаивать мнение так же важно, как его наличие.

2. Развивать ораторское искусство пригодится не только лидеру. Поощряйте участие в конкурсах, классных выступлениях. С раннего детства дома можно устраивать спектакли для родственников, кукол и игрушек, пусть малыш преодолевает стеснение в родных стенах и будет готов к «большой» аудитории.

Предложите поиграть в такую игру – возьмите фотографии хорошо знакомых ребёнку людей, например, домочадцев. Сложите их в коробку и предложите вытащить одну карточку. Ребёнку нужно описать внешность, характер, род занятий и характерные черты человека изображённого на ней и делать это нужно ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

«Здравствуйте, я Виктория, это означает «победа». У меня длинные золотистые волосы, я прекрасно готовлю яблочный пирог, у меня прекрасный сын и замечательный муж». Для начала можно играть всем вместе, описания должны быть как можно более подробными, используйте красивые речевые обороты, интересные слова.

Малыш обогатит словарный запас, научится высказываться и хвалить людей, замечая их достоинства. Описывая человека от ПЕРВОГО ЛИЦА он неосознанно будет перенимать эти качества на себя, а в будущем не будет стесняться презентовать себя, ведь очень часто, когда просят рассказать о себе, например, на собеседовании, мы не находим слов и не можем показать свои достоинства, даже если они абсолютно обоснованны.


Вторая игра, тоже заключается в описании, но уже предметов. Вы можете поиграть с ребёнком в галерею. Пусть малыш будет экскурсоводом, а в «музей» к нему придут игрушки. Рассказывая о каждом экспонате, кроха будет подбирать слова, и учиться преподносить предмет. В будущем это поможет презентовать свою идею или проект.

3. Увлечение . Интересы всегда обогащают личность человека. Хобби или профессиональное занятие какой-либо деятельностью, например, спортом, поможет ребёнку выработать дисциплину, целеустремлённость.

4. Вовлекайте ребёнка в общение , учите его на собственном примере, как подойти и познакомиться, напоминайте об употреблении «волшебных» слов, учите его словам, которые помогут поддержать беседу, скажите о темах, которые не следует поднимать.

Ребенок, чувствующий поддержку, веру и любовь родителей, как правило, с раннего детства уверен в своих силах.

5. Принятие поражения . Самый острый вопрос, возникающий у каждого человека, который стремится к чему-либо. Если ребёнок собирал пирамидку, она упала, и он тут же заплакал, сразу предлагайте начать заново.

Объясняйте, что с первого раза мало у кого, получается, нужно попрактиковаться и с каждым разом получаться будет лучше и лучше. Хвалите кроху, если он кропотливо чем-то занимается. Развитию терпения и усидчивости способствуют такие занятия как сбор конструктора, пазлы, вышивание и др.

Предложите ребёнку поиграть в лото, шашки, шахматы. Соревновательные игры во дворе или дома научат не опускать руки, говорите ему, что не страшно проиграть, важно при этом не сдаться и попробовать ещё раз.


6. Разнообразьте досуг ребёнка. Чем больше он видит, чем с большим количеством людей встречается, наблюдает, тем легче он будет общаться, и держаться в обществе.

Обладая различными знаниями легче поддержать или начать разговор. Детские спектакли, выставки, развлекательные центры, кружки, походы на природу, весёлые дни рождения, путешествия, прогулки – всё это способствует общению и наполнению багажа знаний.

Дома можно читать книги, изучать животных, растения, проводить опыты по выращиванию овоща из семечка. Все эти действия направляют ребёнка в русло активного действия, движения и понимания, что «под лежачий камень вода не течёт».

7. Научите ребёнка ставить цели и добиваться их . Начать нужно с малого. Например, «хочу учиться за границей». Цель хорошая, но лучше разделить её на несколько более реальных «выучить определённые английские слова и фразы, подтянуть оценку за четверть и за год, пойти на дополнительные языковые курсы» и т.д.

Добиваясь каждого пункта своего плана, ребёнок будет видеть, что у него получается и цель учиться за границей не такая уж недостижимая, если двигаться в этом направлении поэтапно.

Лидерские качества действительно пригодятся каждому человеку, они помогут добиться успеха в учёбе, дружбе, семье, достигать поставленных целей и, конечно, быть успешным человеком. Помните, что успешность для каждого человека заключается в разном.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

Пишите в комментариях, как воспитываете своего лидера.

Многие родители задаются вопросом «как воспитать в ребёнке лидерские качества?», но это совсем не означает, что они видят в своих чадах лишь больших начальников в будущем. Просто реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него тех самых черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Ребятам, живущим в стремительном сегодня просто необходимо быть каждому немного лидером. Поэтому и стараются мамы-папы сформировать лидерские наклонности даже у тех детей, которые изначально, может, совсем и не обладают таковыми, но со временем, при правильном воспитании, становятся и увереннее в себе, и активнее, и авторитетнее среди сверстников. А это в будущей взрослой жизни им придётся как нельзя кстати.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.

Ли́дер (от англ. leader) - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых - научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь - лопнет, недокачаешь - будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок - это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер - это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное - опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может - не всегда положительного.

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами - педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

В почете были коллективизм и умение подчиняться. Времена изменились. Многие родители хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха.

Лидером нужно родиться или им можно стать?

Посмотрим на список лидерских качеств. Все они могут быть присущи и обычным людям. Просто в иной степени и в другом сочетании. Компетентность в какой-то области, умение говорить, личное обаяние и многое другое. Есть обаятельные и общительные люди, вовсе не стремящиеся быть лидерами. Ораторские способности, энергичность и напористость не гарантируют, что за тобой тут же потянутся окружающие. Уверенность в себе, независимость, умение отстоять свою точку зрения свойственны очень многим людям, в том числе и не стремящимся к лидерству.

Но одна черта выделяет всех лидеров уже в дошкольном возрасте. Это способность девочки или мальчика увлечь за собой сверстников. Они первыми начинают какое-то дело, а другие смотрят на них и затем следуют их примеру. Их сильное качество - умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей. Хотя у некоторых ребячьих лидеров и цели, и средства их достижения не всегда социально одобряемые. Однако для них не составит труда вовлечь в свои проекты и авантюры приятелей или одноклассников.

Можно ли воспитать лидера и как это сделать?

Прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы, предложенные психологом Верой Брофман:

1. Почему я хочу это сделать?
2. А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
3. Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?

Если вы по-прежнему полны энтузиазма, попробуйте воспользоваться следующими советами:

  • Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового.
  • Позволяйте рисковать (в пределах разумного). Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.
  • Подбадривайте ребенка. Уверенность появляется, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать!" И после: "Ты это сделал. Потрясающе!" Уверенность в себе воспитывается с первых шагов малыша.
  • Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке решительность.
  • Настраивайте на успех. Некоторые дети беспокоятся, прежде всего, о том, чтобы не потерпеть неудачу в каком-то деле. Тогда успеха не гарантируют даже высокие способности в этой области. Тот же, кто верит в успех, добивается его сам и увлекает за собой других.
  • Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний. Поощряйте мечты и различные проекты, какими бы далекими от жизни они ни казались. При этом важно, чтобы ребенок думал и о том, как эту мечту осуществить.
  • Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Вместо этого спросите: "А что ты можешь сделать?" Умение предложить варианты и возможности для действия - вот отличительная черта лидера. Тот, кто изучает проблему и указывает остальным способ ее решения, неизбежно встает во главе дела. Поощряйте вашего ребенка задаваться вопросом "А что, если я это сделаю?"
  • Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается в возможностях оттачивать свое мастерство. Запишите своих детей в спортивную команду, в какой-нибудь клуб или детскую организацию, где они наберутся опыта общения с другими детьми. Поощряйте их занимать руководящую должность.
  • Помогите ребенку определить сферу его интересов. Кто-то станет заводилой в игре, а кто-то - в учебе. Став взрослым, один человек создаст уникальную актерскую труппу, другой - возглавит смелую научную разработку или организует новую политическую партию. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства.
  • Подскажите ребенку один из секретов лидера - каждый день здороваться с каждым из подчиненных и улыбаться ему. Так и с ребенком: если он поддерживает хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми, то в нем скоро увидят потенциального лидера.
  • Поощряйте ребенка к выступлению перед большим количеством людей. Умение говорить с аудиторией без стеснения - одно из главных качеств лидера. Пусть ребенок потренируется дома. Подскажите ему, как нужно говорить - громче или тише, может быть, более выразительно, куда ему следует смотреть и т. д.

Лидером становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к другим, находчивость и ответственность. Он старается понять и выполнять правила (уважение к другим). В случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость). Умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером - не значит быть сверхчеловеком. Главное - ставить перед собой реальные цели и использовать для их достижения свои способности и талант.