Домой / Брови / Калькулятор кризисов у ребенка. Различают несколько возрастных кризисов

Калькулятор кризисов у ребенка. Различают несколько возрастных кризисов

Капризничает? Значит, развивается!

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установлено, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.

Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распознавать «узоры». Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые «узоры», например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышущихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид «узора», только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

«Визитной карточкой» такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, «с характером». Малышу «с характером» приходится даже гораздо труднее, чем «спокойному». И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в «критические» периоды ему нужна «экстрапорция». Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращается к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представьте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цепляться к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возраста были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему «открыть» то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

5-я неделя (4-5 недели)

8-я неделя (7-9) Мир «узоров»

12-я неделя (11-12) Мир «плавных переходов»

19-я неделя (18-20, но! уже между 14 и 17 неделями начинает расти напряг) Мир событий

26-я неделя (25-27 опять но: хуже становится уже между 22 и 26 неделями) Мир «взаимосвязей»

37-я неделя (36-40. «но» можно не повторять:) 32-37 пошло ухудшение) Мир «категорий»

46-я неделя (44-48. но начаться может и между 40-44 неделями) Мир «последовательностей»

55-я неделя (54-56, но у некоторых начиная и с 51) Мир «программ»

Расшифровка кризисов и советы по поведению мамы (не влазит по объему в запись)

персональный календарь малыша

57183

Скачки роста у грудничков до года могут вызывать истерики и сильные капризы без повода. Наверняка каждая мама замечает, что даже если у маленького ребенка ничего не болит, настроение его может быть совершенно разным. Бывают недели, когда малыш готов веселиться часами без перерыва, а случаются такие периоды, когда капризам просто нет конца. Одни списывают это на погоду, другие на зубы и какие-то иные факторы. На самом деле все гораздо проще. Переменам настроения есть научное объяснение - все дело в скачках роста и развития, которые периодически переживает каждый ребенок.

То, что дети растут неравномерно, заметить нетрудно. Бывают дни и даже недели, когда нет значительной прибавки ни в росте, ни в весе, а потом вдруг показатели начинают неожиданно вновь увеличиваться. Точно также происходит и с психоэмоциональным развитием. Только в этой сфере скачки случаются гораздо чаще и с периодами физического роста они абсолютно не совпадают. Новые навыки появляются неожиданно, ребенок открывает мир с совершенно иной стороны. Все это напрямую связано с работой головного мозга и его переходами на "новый уровень".

Чем характеризуются скачки психоэмоционального развития?

Каждый из скачков развития обрушивается на ребенка словно шквал или ураган. Малыш в буквальном смысле слова "выбит из колеи" огромным количеством эмоций и впечатлений, однако остановить работу развивающего мозга невозможно. Думаете, например, просто понять, что мир вокруг тебя цветной или начать различать узоры?

Изучение банок на полке в магазине, шевелящихся веточек или даже рисунка на собственной одежде требует от малыша немало сил и в первое время он от этого очень устает. В дальнейшем, конечно, все это будет восприниматься как естественные процессы, но когда все вокруг новое - принять и освоить это не так-то просто.

Как понять, что ребенок переживает очередной скачок развития

Признаки, по которым можно определить приближение очередного скачка развития у каждого грудного ребенка индивидуальны. Кто-то и вовсе переживает их без видимых изменений. Однако в общем случае это:

  • неожиданные крики и капризы без повода;
  • требование внимания и постоянного физического контакта с мамой, по сути дела ребенок "не слезает с рук";
  • ухудшение аппетита и проблемы со сном;
  • настороженное отношение к посторонним людям.

Некоторые мамы начинают бить панику и считают, что их ребенок чем-то заболел или просто капризничает. На самом деле такое поведение - вполне естественно. Ведь обнаружить, что мир устроен гораздо сложнее, чем казалось раньше, для малыша совсем не просто и он переживает эту ситуацию не без сложностей.

Когда ребенок переживает скачки психоэмоционального развития (календарь)

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, скачки все переживают примерно в одно и то же время.

Всего до 1,5 лет они происходят 10 раз, начинаясь с: 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60 и 72 недели. Продолжительность каждого этапа может быть от одной до нескольких недель.

Если ребенок родился раньше или позже срока, то отсчет стоит начинать не от фактического, а от теоретического момента. У недоношенных деток скачки развития происходят позже, чем у их сверстников, так как прежде чем переходить на новый этап мозг должен "дорасти" до нужного уровня. Календарь по неделям и месяцам поможет рассчитать скачки роста вашего ребенка. Таблица пиков развития подскажет что делать когда ребенок сильно капризничает и устраивает истерики.

Пики (подробно):

Можно ли избежать проблем, связанных со скачками развития

К сожалению или к счастью, скачки развития переживают совершенно все дети: и спокойные, и капризные, и те, кто с самого рождения проявляет силу характера. И у каждого с ними связаны определенные проблемы.

Бояться этого и стараться избежать не стоит - ведь только так ребенок может перейти на новый этап освоения мира. Кроме того, увидеть, что ваш малыш может гораздо больше чем раньше - достойная награда за капризы и связанные с ними проблемы.

Как помочь ребенку пережить скачки развития

Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг - новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития - новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется.

Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители - ведь они не только старше, но и мудрее.

Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно. Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?

И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот - заниматься и "читать" книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок - это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время.

Новая способность - новый мир!

После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой.

Кроме этого, приятный бонус - после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает "затишье и покой". Правда, так будет продолжаться недолго - ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень.

Личный опыт

Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей.

Ближе к году это истерики "мама не горюй", с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках...к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела.

Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении.

Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"

Взрослые знают многое об устройстве мира и социальных отношений. Они не удивляются простым вещам вроде шевеления листвы или завывания ветра. Именно в этом, как ни странно, кроется причина многих конфликтов между родителем и ребенком. Ведь малыш в этом мире впервые, для него здесь в новинку буквально все. Родители же склонны забывать, что ребенок может пугаться элементарной смены собственного настроения. Просто потому что он не знает, что с ним происходит. Поэтому, когда в развитии крохи наступает новый этап, это неизменно сопровождается кризисом – а родители начинают винить себя за плохое воспитание.

Своеобразный «переходный возраст» у детей начинается с рождения и продолжается аж до семи лет. Каждый год сопровождается новыми явлениями в психике малыша, он учится справляться с новой информацией и испытывает окружение на прочность.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел. Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого. Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Сколько скачков развития бывает у младенцев?

В первые полтора года скачков выделяют десять. Ни один младенец без пороков развития не может избежать таких фаз роста и капризности. Даже если у вас самый спокойный ребенок в мире, в период нового скачка он будет сильнее тянуться к маме, больше плакать и вести себя в целом «плохо». В первые недели жизни фазы быстро сменяются, поэтому можно думать, что характер у ребенка капризный и беспокойный, а когда малыш подрастет, окажется, что он вообще флегматик.

Календарь кризисов развития ребенка до года

В графическом отображении он выглядит следующим образом:

  1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
  2. Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
  3. Черные недели – активное развитие очередного скачка.
  4. Тучки – самые сложные недели.

1 скачок. 5 неделя.

Что нового:

Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.

Что делать:

  • уделять повышенное внимание;
  • больше физического контакта;
  • лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
  • чаще беседовать с ним;
  • делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).

2 скачок. 8 неделя.

Что нового:

Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.

Что делать:

  1. чаще хвалить;
  2. показывать поближе то, к чему он тянется;
  3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
  4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
  5. разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).

Если малыш отводит взгляд, значит, у него уже переизбыток ощущений, и он ищет покоя. Нужно сделать паузу и дать ему отдохнуть.

3 скачок. 12 неделя.

Что нового:

Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.

Что делать:

  • слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
  • читать ему сказки с переходом интонаций;
  • показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
  • повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.

4 скачок. 19 неделя.

Что нового:

Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.

Что делать:

  1. все так же поощрять,
  2. развлекать,
  3. уделять внимание.

5 скачок. 26 неделя.

Что нового:

Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

Что делать:

  • дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
  • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

6 скачок. 37 неделя.

Что нового:

Что делать:

  1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
  2. переодевать ребенка перед зеркалом;
  3. называть предметы, на которые показывает малыш;
  4. учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
  5. играть в догонялки и прятки.

7 скачок. 46 неделя.

Что нового:

Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).

Что делать:

  • при переодевании малыша просить его помочь вам;
  • пусть он сам причешется и умоется;
  • перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.

8 скачок. 55 неделя.

Что нового:

Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.

Что делать:

  1. позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
  2. играть в поиск предметов.

9 скачок. 64 неделя.

Что нового:

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

Что делать:

  • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
  • обучить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Что нового:

Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

Что делать:

  1. поощрять хорошее поведение;
  2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы разрешенного.

Кризис ребенка в 2 года

Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.

Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.

Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.

Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.

Перед бурей

Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.

Если истерика уже началась

Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.

Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.

Отвлечение внимания в два года уже не работает, а только откладывает решение проблемы. Лучше пробовать другие способы.

Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.

Нормально, если ребенок разговаривает с вами как равная личность. Ненормально, если он считает, что имеет больше прав, чем у вас.

Кризис трех лет у ребенка

Здесь понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и постоянные споры и упрямство. Малыш готов яростно отстаивать свои хотения. Требования родителей выполняет наоборот, в лексиконе появляется очень много «нет» и «не хочу».

Что делать?

Нельзя потакать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики лучший способ справиться – спокойно сказать «Мы поговорим, когда ты успокоишься», и перестать реагировать на ребенка. Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте малышу только те обещания, которые вы действительно исполните). Объясните, что истерики – совершенно недействующий способ добиваться своего.

В три года дети очень любят отрицать. Поэтому все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «Сейчас ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!». Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».

Формируйте у ребенка положительные паттерны поведения. Хвалите его за самостоятельность, делитесь его успехами с родней при нем же.

Кризис ребенка в 4 года

Во многом это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи называют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет. К истерикам тут добавляется стремление к уединению и повышенный эгоизм.

Возникают детские истерики во многом из-за того, что ребенок чувствует недостаток внимания и желает больше общаться. Также детям надоедает проводить свой досуг одинаковым образом.

Таким образом, наилучший способ бороться с данным кризисом – разнообразить быт и развлечения малыша. Нужно найти ему много интересных и активных занятий, и чередовать их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его тревожит, а поведение при этом будет таким же плохим. Желательно приучить ребенка делиться своими переживаниями и вместе с родителями искать решения проблем.

Чрезмерная опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку нужна ваша помощь в решении его проблем – именно помощь, а не единоличное решение за него. Перекладывать его повседневные дела на свои плечи тоже не нужно, развивайте самостоятельность.

Физические наказания недопустимы, но можно ограничить ребенка в развлечениях.

Кризис ребенка в 5 лет

Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.

Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.

Что делать?

Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.

Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости. Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной. Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.

Не ведите туда ребенка, сходите сами и просто узнайте, что говорить, и как себя вести при таких опасениях со стороны чада.

Кризис ребенка в 6 лет

Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.

В шесть лет дети разделяются на два типа:

  • Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
  • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.

Что делать?

Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.

Кризис ребенка в 7 лет

Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.

Что делать?

Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.

Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.

Поощрение важнее наказания. Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем. Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни.

За свой первый год жизни кроха делает феноменальные успехи — он учится контролировать свои конечности, приобретает новые навыки, и, конечно, прибавляет в весе и растет. Любое новое событие или умение оставляет эмоциональный след у ребенка, который требует выхода.

Вы не раз замечали, как после ярких впечатлений ребенок становится капризным и плохо засыпает. Педиатры отмечают, что даже процесс прибавки роста является чересчур тяжелым для малыша, и даже выделяют несколько кризисных эпизодов, которые наступают в жизни каждого грудничка.

Младенец может начать капризничать и постоянно проситься на руки только к вам, при этом предпосылок к этому словно и нет: он не болен, десны не зудят, а животик спокойный. Дело в том, что у детей до года бывает несколько скачков роста, когда их поведение резко изменяется. Такие кризисы развития пугают родителей, а иногда могут довести до белого каления, поскольку зачастую капризы ребенка выглядят как издевательство и проверка дозволенного.

Тем не менее, педиатры и психологи просят родителей детей до года понимать, что подобные капризы — это кризисы развития, присущие абсолютно всем малышам.

Темпы набора веса

Согласно стандартам развития детей, разработанными ВОЗ на основании статистических данных, рост грудничков в первый год жизни претерпевает значительные изменения. До шестимесячного возраста этот показатель должен в среднем увеличиваться на 2,5 см каждый месяц. После полугода темпы роста слегка замедляются: в месяц младенец будет подрастать на 1,5 см.

К окончанию первого года рост ребенка должен увеличиться на 50% относительно тех показаний, что записали неонатологи в роддоме.

Особенность развития и прибавки роста детей до года в том, что растут они не плавно и равномерно, а скачками. При этом в среднем такие «рывки» происходят в одни и те же периоды и сопряжены с определенными эмоциональными сложностями.

Когда происходят скачки роста?

  • Самый первый скачок роста отмечается у детей до года во временном отрезке между 1-3 неделями жизни;
  • второй скачок роста будет у вашего грудничка на исходе второго месяца жизни — с 6 по 8 неделю;
  • после длительного перерыва, следующий скачок роста отмечается у детей до года в 3 месяца;
  • четвертый скачок в среднем у малышей происходит в полгода;
  • последний рывок в течение первого года жизни произойдет в возрасте 9 месяцев.

Скачки роста у детей до года необязательно будут проходить в обозначенные временные периоды, так как каждый ребенок развивается своими темпами. Длятся такие рывки в среднем у детей около 2-3 дней. Но у некоторых малышей подобные кризисы развития могут затянуться на неделю.

Как определить, что он наступил?

  1. У ребенка во время скачка роста повышается аппетит. Малыш будет постоянно требовать кушать, и из-за этого возможны кормлений и сна. У кормящих мам, которые не могут визуально оценить объем съеденного малышом молока, может возникнуть впечатление, что их лактация уменьшилась, поэтому малыш не наедается и постоянно просыпается и просит грудь. Матерям искусственников проще распознать скачок роста, поскольку они будут видеть, что в бутылочке ребенка достаточно.
  2. Грудничок начинает сильно капризничать и плакать по любому поводу, при этом вы не будете видеть у ребенка причин, вызывающих такое поведение. Его температура будет нормальной, в целом внешний вид будет здоровым, и вы не отметите никаких иных признаков болезни.
  3. Привычные способы успокоения малыша в кризисы развития резко перестают работать. Еще вчера вы могли отвлечь ребенка яркой погремушкой, а сегодня он с рыданиями отбрасывает ее и тянет к вам ручки.
  4. Ребенок становится «ручным», успокаивается и засыпает, только находясь рядом с вами.
  5. Малыш начинает спать очень чутко и при этом долго засыпает.
  6. Грудничок теряет ощущение безопасности, и не дает вам отойти по своим делам. Даже пришедшие в дом гости, которых малыш уже видел, могут напугать его и довести до истерики.

Активный процесс роста требует от малыша больше энергии и элементов, из которых строятся его мышечные и костные ткани. Именно поэтому дети в период подобных рывков словно не наедаются и постоянно хотят подкрепиться. Взрослый ребенок может озвучить свои желания с помощью слов, а у младенца есть единственный инструмент — плач . Если вы не сможете понять грудничка и покормить его, когда он этого требует, малыш будет постоянно капризничать и плохо засыпать.

Еще одна причина капризного поведения детей в этот период рывков заключается в изменениях, происходящих в организме. Только представьте, что происходит внутри малыша в это время — растут ткани, растягиваются сосуды и соединительные элементы. Конечно, такой активный рост будет доставлять грудничку определенный дискомфорт, который будет выливаться в капризное поведение и стремление найти утешение и тепло в объятиях самого дорогого человека — матери. Вы заметите, что успокаивается младенец исключительно с вами, а с папой и бабушками он начинает капризничать еще сильней.

Важно вовремя распознать наступление кризиса и не перепутать его с обычными среди детей проверками границ дозволенного. Воспитание ребенка — это большая ответственность, и неверное отношение к капризам может оставить след на психике или отразиться на его дальнейшем поведении.

Если вы будете слишком строги в период скачка роста, младенец может потерять веру в вас или будет еще сильней желать вашей опеки, — это зависит от темперамента и вашей твердости.

Потакание же капризам, совершенно не связанным с кризисом развития, приведет к тому, что кроха впредь будет всегда использовать слезы, зная, что с их помощью он всего может добиться.

Если возраст грудничка примерно соответствует среднему временному периоду, когда должен наступить кризис, его поведение кардинально испортилось за один день, а капризы проходят на фоне очень хорошего аппетита, — значит, ваш малыш действительно переносит скачок роста.

Как себя вести?

  1. Кормите ребенка тогда, когда он просит. Если искусственник не наедается обычной порцией смеси — разведите еще, не бойтесь, что он переест. Кормящим матерям также стоит перейти на режим кормлений по требованию. Не опасайтесь, что молока в груди не хватит, чтобы удовлетворить возросшие аппетиты младенца, ведь сосание малыша и опустошение молочных желез, наоборот, .
  2. Пейте больше жидкости и питайтесь сбалансированно, чтобы не нарушить выработку грудного молока и обеспечить ребенка до года необходимыми для развития питательными веществами.
  3. Если есть возможность — попросите близких помочь вам по хозяйству на этот краткий период. Вам следует больше отдыхать, ведь постоянные кормления и недосыпание будут сильно вас выматывать. Стрессовая ситуация может привести к уменьшению лактации.
  4. Не нужно пытаться сразу вернуть былой установившийся режим дня, подождите немного, пока скачок роста и развития ребенка не пройдет, и тогда уже начинайте выравнивать график. Малышу сейчас довольно тяжело, ему нужна ваша поддержка и ласка, а не строгость.
  5. Помните, что такое поведение малыша до года связано со скачками роста и развития. Кризис скоро окончится, поэтому наберитесь терпения, не срывайтесь на крохе, как бы вам трудно ни было. Сохраняйте спокойствие, ведь ваша нервозность обязательно отразится на поведении грудничка .
  6. Если грудничку хочется — носите его на руках хоть весь день. Можете поместить дитя в , так ваши руки освободятся для домашних дел и немного разгрузится спина, малыш при этом будет ощущать ваше тепло.
  7. Постоянно разговаривайте с ребенком, описывайте, чем вы заняты и зачем вы это делаете. Слыша ваш голос, младенец будет вести себя спокойней, поскольку будет ощущать ваше присутствие.

На протяжении первых двенадцати месяцев родители могут наблюдать скачки роста у грудничков. Они являются совершенно естественными этапами развития малышей. Это не только их физический рост. Но и развитие психическое. Правда, они не всегда между собой совпадают (скачков физического роста намного больше). Развитие всех карапузов происходит именно скачками. Как-то случайно, внезапно они начинают делать что-то новое, чего не умели делать еще вчера. Потом в их развитии происходит небольшая пауза, а потом — следующий скачок.

Родителям важно помнить, что для крохи каждый такой скачок — сложный период, потому что он только учится подстраиваться к новым для него впечатлениям, ощущениям. Многие малыши немного боятся изменений, которые с ними происходят. Взрослым тоже может приходиться не сладко. Чтобы успокоить их чадушек, мамам и папам нужно время. Родители обязаны помогать карапузам в этот период их жизни. Когда происходят скачки роста у грудничков до года, у них внезапно возрастает необходимость быть все время поближе к маме.

Что же это за скачки?

Исключительно все малыши переживают трудные периоды. Это происходит в 5, 8, 12, 19, 26, 27, 46, 55, 64 и 75 недель. Детки частенько капризничают, плачут, справиться с ними достаточно тяжело. Каждый скачок роста у грудничков, симптомы которого будут указаны ниже, приносит с собой все большую самостоятельность карапузу, и ему надо как-то к этому привыкать.

Но такие трудные жизненные периоды проходят так же внезапно, как и наступают. Родители могут, наконец-то, перевести дух, потому что малыш полностью занят только что освоенными навыками. Но это длится не так долго, как хочется, ведь на первом году жизни крохи таких скачков очень много.

Грудное вскармливание при скачках

Переживая скачки роста у грудничков, мамы не должны впадать в панику. Находясь на первом месяце жизни крохи обычно сосут мамину грудь гораздо более длительное время и намного чаще. Это хорошо для увеличения количества молока, чтобы его хватало для обеспечения активно растущего организма карапуза.

Мама не должна сопротивляться. Лучше кормить малыша столько, сколько ему нужно. Отказ в этот период жизни малыша в молоке будет грубейшей маминой ошибкой.

Все знают, что чем дольше кроха сосет грудь, тем больше будет вырабатываться в ней молока, чего, собственно, ему и нужно. Всего за несколько дней молочка станет побольше, и карапузик будет кушать так, как и раньше.

Какие существуют у малышей?

Чтобы лишний раз не переживать, родители могут проследить, как развивается их малыш по таким параметрам:

  • когда кроха достигает 4-5 месяцев от роду, его вес должен увеличиться в два раза;
  • к первому году вес должен увеличиться в три раза;

  • в первые полгода нормальной прибавкой в весе каждый месяц считается 800 г;
  • во вторые полгода нормальной прибавкой в весе ежемесячно считается 400 г.

Еще находясь в мамином животике, малыш за каждые 7 дней подрастает примерно на 2,5 см (это в период с 4 по 6 месяц беременности). За первый год жизни скорость роста немного уменьшается (к своему первому дню рождения примерно четверть метра составляет скачок роста у грудничков. Календарь предоставляет и последующие цифры: к двум годам — на 8-12 см, к трем малыш подрастает только на 10 см, а потом норма — это прибавление в росте каждый год примерно на 4 сантиметра.

Возможные причины нарушения нормы

Стандартная норма может быть нарушена из-за каких-то изменений в развитии малыша, например, рахита, анемии, заболеваний ЦНС, эндокринной системы... Если кроха находится на грудном вскармливании, что мама должна убедиться в том, что молока ребенку хватает. Если нет, то может понадобиться докорм смесью.

Показатели развития малышей до года — рост, вес, объем головы и обхват грудной клетки записываются в детскую карту. Они сверяются с общепринятой нормой показателей, что позволит доктору вовремя обнаружить возможное отклонение. Есть много факторов, влияющих на то, как изменяется вес и рост малыша (специалист должен обязательно их учитывать).

1. Пол ребенка. Девочки обычно поправляются и растут медленнее, чем мальчики (примерно на пару сантиметров в росте и на полкилограмма в весе).

2. Наследственность (если родители были большими, то неудивительно, что их параметры повторит и малыш).

3. Необходимо учитывать рост и вес при рождении крохи.

4. Состояние здоровья малыша — прорезывание зубиков, переживания, инфекции...

5. Тип вскармливания (искусственники набирают вес быстрее).

6. Врожденные нарушения в работе внутренних органов.

Все это должно учитываться при составлении общей картины здоровья ребенка.

Распознаем скачки правильно

Когда занчивается первый месяц жизни карапуза начинается первый этап. Это как скачок роста (организм новорожденного развивается очень быстро), так и скачок развития его органов чувств. Теперь кроха постепенно обращает внимание на то, что вокруг него что-то изменяется, что-то происходит. Но то, что у него развиваются органы чувств совершенно не означает, что растут и способности к обработке новых ощущений. А итог ожидаемый — ребенок напуган происходящим.

Используя свой инстинкт, он пытается найти защиту от всего происходящего у своей мамы, а поскольку он пока не может сказать об этом словами, то делает то, что умеет: он кричит.

Этот период отличается тем, что кроха спит намного хуже, особенно, если он один в своей кроватке. Спокойно и без слез ребенок может лежать, например, на животе у кого-то из родителей, даже если до этого он этого не признавал. Теперь ему все чаще нужна мамина грудь как утешение от невзгод. Своим видом и поведением новорожденный дает маме понять, что ему очень нужна она и наибольший комфорт.

Что делать маме, когда происходит скачок развития?

Самое главное — не надо бояться скачков развития. Первое, что приходит в голову маме, это то, что карапуз хочет кушать, а у нее не хватает молока, чтобы удовлетворить все растущие потребности в еде. Второе — что у крохи болит животик. Тогда его везут к доктору.

Но в этот период самое главное, что нужно малышу — это мама, все время находящаяся рядом. Только она сможет его успокоить и дать чувство безопасности. Поэтому скачки роста у грудничков не должны пугать маму, ведь только она в это время самый важный для малыша человек.

Помощь в этот период довольно проста:

  • Как можно больше носить крошку на руках: мамин голос, запах, тепло, привычка держать новорожденного — все для него очень важно.
  • Не прекращать кормить грудью, даже если мама думает, что молока мало.
  • Успокаивать карапуза: прижимать к себе так, чтобы на одной руке лежала попка, а другая мамина рука придерживала его голову, которая будет лежать на сгибе локтя. Так малыш может слышать сердцебиение мамы. Он быстро успокоится, особенно, когда мама покачает его, споет песенку или легонько похлопает по попке.

Ощущения малыша во время скачков развития

Итак, мы разобрались, что все новые умения и навыки приносит каждый скачок роста у грудничков. Календарь и симптомы происходящего в этот период поможет молодым и неопытным мамам узнать, на какой возраст их чада придутся первые трудные фазы. Ведь все детки переживают их в одно и то же время (с незначительными поправками). Таких фаз можно выделить восемь. И они появляются в первые четырнадцать месяцев с момента рождения малыша.

Главное, на что должна обратить внимание мама, — это увеличивающийся аппетит малыша. Поведение его становится требовательным и капризным. Рассмотрим скачки роста у грудничков по неделям.

Первый кризис начинается примерно с 4-ой недели (об этом упоминалось выше). Малыш учится чувствовать много нового, но не может пока объяснить свои ощущения.

Второй скачок происходит в начале 8-ой недели. Малыш видит, слышит, различает вкус, нюхает. И снова вся эта новизна его пугает. Так же, как и прежде, ему очень нужна мама.

Третий скачок (12-я неделя) — плавные переходы. Теперь кроха учится владеть своим телом и окружающими его предметами. Он может ощущать свои движения, может взять игрушку и переложить ее в другое место.

Четвертый скачок (19-я неделя первого года жизни) дает возможность малышу осознать окружающий мир. Теперь карапуз знает, что он может не просто протянуть ручку к любимой игрушке, а и взять ее, повертеть, попробовать на вкус.

Пятый скачок (начало 26-ой недели) дает возможность крошке понять взаимосвязь предметов вокруг него. Он осознает, что такое дистанция. В этот период малыш может как успокоиться в объятиях мамы, так и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.

Шестой скачок происходит на 37-ой неделе. Это мир категорий. Малыш понимает, что все предметы между собой отличны. Начинается быстрое развитие речевых способностей крохи.

Седьмой скачок «догоняет» малыша на 46-ой неделе. Это мир последовательностей. Карапузик впервые в жизни начинает что-то собирать, что-то конструировать.

Восьмой скачок происходит на 55-й неделе (у некоторых малышей может начинаться на 51-ой). Это мир программ. Кроха уже прекрасно понимает, кто его родители-бабушки-тетушки, а кто — незнакомец (доктор или сосед, например). Он умеет производить несложные действия, по сравнению с первым скачком, малыш уже почти самостоятельный. Но ему все так же необходима мама.

Скачок или проверка?

Что собой представляют скачки роста у грудничков и как вести себя маме в это время, мы уже разобрались. Остается сделать некоторые важные акценты. Временные рамки скачков могут немного меняться. Это зависит от того, что каждый малыш индивидуален и развитие его происходит по-своему. Как правило, каждый скачок длится два-три дня. В редких случаях затягивается на целую неделю. Поэтому родительское терпение будет весьма кстати.

Эти периоды могут одномоментно разрушить весь созданный режим дня, график сна и питания. Но паниковать не стоит. Это надо просто пережить, уделяя малышу в эти дни как можно больше внимания. Мама должна быть спокойной, терпеливой и постараться полностью сосредоточиться на потребностях ее чада.

Совершенно естественным процессом изменения физического и психического развития следует считать скачок роста у грудничков. Таблица может дать общее представление, но не следует забывать и об особенностях развития и иже с ними (об этом уже говорилось выше).

И еще важный момент: мамы должны распознать подобный кризис вовремя и не путать его с проверкой малышом границ дозволенного (ведь даже карапузы частенько устраивают такие испытания своим родителям). Если, судя по разработанному календарю кризисов, младенец находится как раз в том возрасте, когда должен произойти очередной скачок, это значит, что новый ответственный период в его жизни все-таки наступил.