Последние статьи
Домой / Брови / Комплексное занятие 1 года конспект. Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой

Комплексное занятие 1 года конспект. Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой

Воспитатель встречает мам с детьми на ковре. Все становятся в круг.

Приветствие.

Для каждого пришедшего ребенка поется эта песенка. Можно проговаривать слова, как стихотворение.

По дорожке весело вместе мы шагаем, идем по кругу, взявшись за руки

И с Артемом дружно песню напеваем:

Ну-ка вместе хлоп-хлоп-хлоп, хлопаем

Ну-кв вместе топ-топ-топ, топаем

А потом прыг-скок, прыг-скок, прыгаем

Улыбнись, дружок!

Мы сегодня с вами поговорим о доме. Вот дом (показываю на игрушечный дом). А кто живет в ном? Узнаем. Но сначала покажем, как можно построить дом.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Тук, тук молотком,

Будем строить новый дом (кулачок об кулачок)

Ры, ры, ры, ры

Есть работа для пилы (руки вперед - назад)

Ры, ры, ры, ры

Застучали топоры (Взмахи руками)

Ша, ша, ша, ша

Крыша очень хороша (руки «домиком)

Тук, тук молотком

Получился новый дом!

Узнаем, кто живет в этом доме. Присаживайтесь на стульчики.

Мамы с детками садятся на ковер на стульчики. Перед ними мольберт с иллюстрацией «Семья».

Рассматривание иллюстрации

Посмотрите, здесь нарисована семья: это мама, это папа, это бабушка, это дедушка, это дочка, это сын. Мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын - все это семья. В семье все заботятся друг о друге, любят друг друга.

Пальчиковая rимнастика «Моя семья»

А теперь наши пальчики поиграют в семью. Посмотрите на свои пальчики. Они все вместе, как будто одна семья. Давайте расскажем про семью.

С каждой строчкой ребенок загибает по одному пальцу, начиная с большого. Мамы помогают.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Ну а этот пальчик - я.

Вот моя семьяl

Пальчиковая гимнастика повторяется два раза.

Игровое упражнение «Назови свое имя»

Ребята, в семье все любят друг друга и называют ласково друг друга. Как тебя мама называет ласково? Давайте вместе назовем ребенка ласково.

Имя ребенка проговаривается два раза: первый – он сам пытается его назвать, если не может – помогает мама; второй раз проговаривают все дети и мамы вместе

Игра «Дочки, сыночки»

Ребята, наши девочки в семье - дочки. А наши мальчики в семье - сыночки. Кто наши девочки в семье? (Дочки.) Кто наши мальчики в семье? (Сыночки.)

А теперь будьте внимательны. Когда я скажу дочки - только девочки захлопают в ладоши. А когда я скажу сыночки" - только мальчики захлопают в ладоши. Где же, где же наши дочки? Вот они, вот они.

Хлопают в ладоши девочки

Где же, где же наши сыночки? Вот они, вот они.

Хлопают в ладоши.мальчики.

Кто же у нас есть в семье? Отгадайте загадку.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас

Не смыкая ночью глаз?

Мама дорогая.

Ребята, давайте покажем, как нас мама крепко обнимает. (Дети обнимают себя за плечи.) А как она вас ласкает? (Дети гладят себя по голове.) А как мы ласково назовем маму? (Мамочка.)

Вот какая наша мама: добрая, хорошая, красивая, внимательная. А еще мама трудолюбивая. Мама очень любит нас и заботится о вас. Она стирает, варит, играет вместе с нами, мама очень устает. Она будет очень рада, если мы поможем ей.

Посмотрите, сколько грязных платочков скопилось. Надо их постирать.

Игра «Поможем маме»

Воспитатель проговаривает и показывает игровые действия. Дети повторяют за ним. Мамы помогают

Возьмем стул и принесем его на ковер.

На стул поставим тазик.

Возьмем стакан. Там у нас как будто «вода», поставим стакан рядом с тазиком.

Возьмем грязный платочек и повесим его на спинку стула.

Начнем стирку.

Мы водичку выливаем, выливаем, выливаем.

Порошок мы насыпаем, насыпаем, насыпаем.

В таз платочки опускаем, опускаем, опускаем.

В тазу платочки поласкаем, поласкаем, поласкаем.

А теперь их постираем, постираем, постираем.

И опять прополоскаем, полоскаем, полоскаем.

А теперь их отжимаем, отжимаем, отжимаем.

У всех чистые платочки? Проверим. Возьмем за концы и встряхнем. На платочки посмотрим со всех сторон. Осталось нам их посушить

Упражнение «Повесим платочки на веревку»

мамы помогают держать прищепки

Давайте покажем, как вы помогаете маме развешивать белье.

Воспитатель предлагает детям взять по одному платочку и повесить на веревку, закрепляя их прищепками.

Поиграем с мамой в прятки – музыкальная игра

(С мамой рядышком иду, маму за руку держу.)

Все нашли своих мам? А некоторые малыши не могут. Давайте им поможем.

Найди мам для всех малышей

Детям раздаются листы с нарисованными на них животными и их детенышами. Задание – соединить линии мам и малышей. Дети выполняют работу простыми карандашами

Ой, а что случилось? Откуда такой шум. А, это папа ремонтирует дом. Давайте ему поможем, выходите на ковер.

Пальчиковая гимнастика «Поможем папе»

Тук-тук-тук-, тук-тук-тук,

Раздается звонкий стук.

Мы стучим молотком,

Ремонтируем наш дом.

Мы кончаем шины

У нашей машины.

Ш-ш-ш, ш-ш-ш.

С папой в магазин пойдем

И продукты принесем.

Вот так, вот так

И продукты принесем.

Пока шли из магазина, в сумке все продукты перепутались. Давайте разложим по разным тарелочкам макароны и фасоль.

Игра «Разложи макароны и фасоль»

А еще в нашем доме живет бабушка. Она очень любит рассказывать сказки. Я буду, как будто бабушкой, надену платок. Идите, ребятки, расскажу вам сказку.

Воспитатель садиться перед детьми на стульчик, рядом ставит корзинку с атрибутами сказки «Курочка Ряба»: фуражку или шапку – дедушке, платочек – бабушке, ушки-ободок – мышке, жабо – курочке. В корзинке лежат яйца – цветное и белое, две ложки.

А вы мне поможете рассказать сказку? Кто хочет быть дедушкой (надеваем на ребенка шапку) и т.д.

Перед детьми ставим маленький столик, за него сажаем деда и баку. Рассказывая сказку, предлагайте детям выполнять несложные движения и звукоподражания

Сказка-игра «Курочка Ряба»

А чтобы у деда и бабки всегда было много яиц, надо Курочку хорошо кормить.

Рисование «Зернышки для курочки Рябы»

Давайте накормим курочку Рябу - нарисуем зернышки на тарелочке. Возьмите кисти, окунайте ворс кисти в краску и прикладывайте к тарелочке.

Какие ребятки, вы сегодня молодцы: маме помоглм – платочки постирали, папе помогла – продукты разобрали, с бабушкой и дедушкой рассказали сказку и Курочку Рябу покормили.

Давайте скажем друг другу «Спасибо» и похлопаем в ладоши.

В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.

Как развлекают младенца

Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.



Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.

Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года

В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?

  • Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
  • Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.

Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками

  • Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.

Лепим из теста для лепки

  • Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
  • Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.

  • Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.

  • Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.

Игрушки для ребенка 1-2 года

  • Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)

Чем занять ребенка

«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)

Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.

  • Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
  • Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
  • Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
  • Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.

Игры с КРУПОЙ для самых маленьких

  • Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
  • Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.

Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.

Подведем небольшой итог.

  • Развлечения с участием взрослого:
    • Мыльные пузыри;
    • Воздушные шарики;
    • Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
    • Лепка тестом или мягким пластилином;
    • Книги (можно музыкальные);
    • Ролевые и активные игры;
    • Игры с игрушками;
  • Самостоятельное времяпровождение ребенка:
    • Туалетная бумага / газеты / журналы;
    • Шуршащие пакеты;
    • Переливание воды;
    • Пересыпание круп;
    • Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
    • Мультики.

Читаем также: >>>

5 способов занять ребенка без игрушек (часть 1)

6 способов занять ребенка без игрушек (часть 2)

Многие родители совершают одну большую ошибку. Они покупают ребенку и оставляют его разбираться с ними самостоятельно. Важно, однако, не просто занять ребенка, а полноценно проводить с ним время за игрой или детским развивающим занятием. Для детей 1-2 лет особенно важно ощущать рядом присутствие мамы или папы. Поверьте, это вносит существенный вклад в его .

Занятия для детей 1-2 лет на развитие познавательной деятельности и мышления

Собирание пирамидки

  • Научить ребенка различать цвета, форму, величину и вес предметов помогут упражнения с обычной цветной пирамидкой. Покажите ребенку, как снимать кольца со стержня и одевать их. Комментируйте каждое движение – рассказывайте о цвете каждого кольца, его форме и размерах. Научите надевать на стержень сначала большие кольца, затем маленькие.
  • Если ребенок легко справится с поставленной задачей, на следующем этапе вы можете ее усложнить. Для этого перемешайте кольца . Пусть малыш сам определит, в какой последовательности их надевать на стержень. Пусть назовет цвет каждого кольца и определит, какое больше, а какое меньше.

По завершении обязательно исследуйте полученный результат. Гладкой ли получилась пирамидка или что-то нужно исправить? Похвалите кроху за хорошую работу.

После нескольких таких развивающий занятий для детей 1-2 года они должны научиться различать следующие цвета: черный, белый, зеленый, красный, синий, желтый, а также круглую форму.

Постройка домика из кубиков

Попросите малыша построить дом для куклы или мишки. Помогите ему в этом деле. Во время упражнения можно читать соответствующие стишки. Они будут забавлять кроху и пробуждать в нем интерес ко всему происходящему.

В результате занятия малыш должен усвоить формы кубиков. Понятно, что фигуры объемны и квадрат – в данном случае скорее куб. Но малышу это рано объяснять. Достаточно, если он усвоит, как выглядит квадрат, треугольник, прямоугольник. Во время игры сравнивайте предметы друг с другом, рассказывая о них ребенку. Показывайте, как устанавливать кубики друг на друга, чтобы домик не развалился.

Развивающие занятия для детей 1- 2 лет на мелкую моторику

Лепка из пластилина

  • Нарисуйте на листке бумаги дерево. Покажите ребенку, как пользоваться пластилином и отщипывать от него небольшие кусочки. Если ваш малыш уже научился различать цвета, спросите, какого цвета яблочки. Пусть кроха выберет нужный цвет и прилепит к веткам нарисованного вами дерева небольшие яблочки. Если же цвета он еще не различает, помогите ему с выбором.
  • А вот второй вариант развивающего занятия для детей 1-2 лет. Совместно с ребенком раскатайте пластилиновые колбаски и смастерите на картоне разноцветную радугу. Порадуйтесь результату – «Смотри, какая красивая радуга у нас получилась».

Поиск сюрпризиков

Отличное детское развивающее занятие для мелкой моторики - поиск сюпризиков. Высыпьте любую крупу в глубокую небольшую посуду. Подойдут пшено, рис или гречка. Спрячьте в крупе мелкие игрушки (солдатиков, маленьких куколок, элементы пазла, детали лего) или такие предметы как бусины, пуговицы. Расскажите малышу историю о том, что кто-то спрятал клад и его сейчас необходимо отыскать. Извлечение «клада» доставит малышу настоящее удовольствие.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Словесные игры по развитию речи для детей от 2 лет" Скачайте подборку самых интересных игр, которые разовьют речь и обогатят словарный запас малыша.

Сюрпризики также можно заворачивать в фольгу. Главное, чтобы она была мягкой и не поранила кроху. Задача малыша 1-2 лет в этом развивающем занятии – развернуть обертку и изучить предмет – назвать его форму, цвет, размер, мягкость и т.д.

Рисование

Нарисуйте машинку. Дайте малышу карандаш и попросите нарисовать дорожку, по которой будет ехать эта машинка. Пусть кроха рисует каляки-маляки. Здесь задача научить его держать карандаш, чувствовать границы листа, управлять движением руки.

Для девочек можно нарисовать куклу, которой нужна тропинка для прогулки. Вариантов занятия море, все зависит от вашей фантазии.

Рисовать можно не только карандашом, но и использовать акварельные или пальчиковые краски. Для таких творческих занятий выделите малышу специальную одежду, ведь поначалу он будет сильно пачкаться.

Физическое развитие

Помимо обычных игр в догонялки или прятки, можно использовать дополнительный инвентарь. Например, возьмите большой мяч – фитбол, прижмите его к стенке. Возьмите малыша и поставьте его на мяч, удерживайте кроху. Пусть попрыгает на нем под веселый стишок или песенку, потопает ножками, похлопает ручками.

Развитие координации движений

Затейте классическую игру в мяч. Сядьте друг напротив друга и катайте друг другу мяч по полу. Малыш должен успевать его ловить и перекатывать обратно маме.

На самом деле, развивающих занятий для детей 1-2 лет очень много. Если вы проявите фантазию, то сможете придумать свои упражнения для развития крохи. Главное - принимать в этом деле личное участие. Тогда успехи ребенка быстро дадут о себе знать.

В нашей предыдущей статье мы рассказываем о лучших .

Скачайте чек-лист "Словесные игры по развитию речи для детей от 2 лет"

​Скачайте подборку самых интересных игр, которые разовьют речь и обогатят словарный запас малыша. В них можно играть где угодно: в транспорте, в очереди к врачу, по дороге в детский сад или магазин.​

Ранний возраст — это один из самых интереснейших периодов развития ребенка. Малыш лепечет первые слова, учится перемещаться и проявляет неуемное любопытство ко всему происходящему. Ему нужно знать все — и то, что происходит дома, и то что за его пределами! Маленький человечек учится познавать мир и играть. Но самостоятельно освоить все вокруг, даже несмотря на свою вездесущность, еще не может, он ждет, когда ему помогут родители.

Многим взрослым хотелось бы в домашних условиях заниматься развитием малыша, но они боятся, что у них нет необходимых знаний, чтобы правильно организовать игровую и познавательную деятельность. И действительно, в большинстве случаев так и бывает, поскольку для этого, на первый взгляд, простого процесса требуются определенные познания возрастных особенностей и потребностей ребенка, знание системы правил, разработанных специалистами.

Наиболее часто с такой проблемой сталкиваются тогда, когда малыш не посещает детский сад и родители обращаются к услугам няни. Следует отметить, что няня — не всегда хороший выход из данной ситуации. Среди них не так много профессионалов высокой категории, и часто даже при наличии няни у родителей встает острая проблема дефицита знаний того, как заниматься с ребенком должным образом. А если у взрослых есть возможность быть рядом с малюткой в этот важнейший период ее развития, то, освоив необходимые знания, можно обойтись и без няни, Любовь и забота родных людей требуются куда больше, чем пребывание с посторонним человеком.

Даже в случаях, когда ребенок посещает ясли или проводит время с няней, для становления малыша как полноценно развитой личности родителям следует знать особенности его крошечного мира.

На этих самых ранних этапах развития существенная разница между предметной и игровой деятельностью пока отсутствует. Нельзя не упомянуть и о том, что для малышей в это время особенно важно познакомиться с предметами. Игровая и познавательная деятельность ребенка полностью формируется только к трем годам. Отсюда следует, что взрослые с помощью разнообразных игровых методик, изложенных в данной главе, могут самостоятельно сформировать у малыша необходимые навыки и умения, соответствующие возрасту.

Сюжетно-ролевые занятия

Данная разновидность занятий помогает взрослому в процессе игры с ребенком закрепить у него простейшие жизненные навыки, которые он уже пытался познать самостоятельно. Например, взрослый показывает малышу, как накормить плюшевого мишку и при этом читать стишок:

Кушай кашку, мишка,

Вырастешь большой.

Кушай, шалунишка,

Добрый мишка мой.

Также можно уложить спать любимого слоника Васю. Следует уточнить, что взрослому необходимо объяснить и показать ребенку на своем примере, как это правильно делать. Он может комментировать свои действия, например, так: «Слоник Вася устал и хочет спать, мы его сейчас положим в кроватку и споем колыбельную песенку:

Баю-бай, баю-бай,

Слоник Вася, засыпай.

Слоник наш устал,

Прыгал и играл.

После того как вышеизложенные игры были показаны ребенку, рекомендуется предложить повторить все действия без помощи взрослого. Следует отметить, что здесь могут возникнуть затруднения и малыш не сможет сразу выполнить нужные действия, в таком случае лучше предложить повторить совместную игру, но для этого обязательно придумать повод, например: «Олечка, наш мишка не наелся, давай еще раз его вместе покормим». После повторной игры с взрослым, можно еще раз предложить малютке справиться самостоятельно.

Сюжеты таких игр должны быть как можно проще. В них рекомендуется использовать не более двух предметов или героев и простейшие действия:

1) накормить слоненка;

2) уложить спать белочку;

3) помыть две тарелочки;

4) искупать утенка;

5) причесать львенка;

6) умыть петрушку;

7) попросить станцевать неваляшку;

8) одеть куклу.

Сюжеты можно подобрать самостоятельно или использовать стихи и рассказы для детей.

Для организации увлекательной игры следует заранее подобрать все ее составляющие — игрушки или предметы. Такие игры не только обеспечивают разнообразный досуг малыша, но и положительно влияют на его умственное и физическое развитие.

Театрализованные занятия

Чтобы деятельность ребенка была наиболее интересной и познавательной, можно применять театрализацию занятий и использовать сюжеты детских песен, прибауток, сказок, басен. В процессе такой игры малыш может сам исполнять главную роль. Театрализованная направленность занятий наиболее доступна и близка малышке. С их помощью взрослый вызывает у ребенка положительные эмоции и дарит ему новые незабываемые впечатления, а также раскрывает его творческий потенциал.

Главная задача таких занятий — научить малютку осознавать и ярко раскрывать характерные черты, действия и чувства сказочных героев. Не следует забывать о том, что все задания должны быть просты и понятны ребенку, и побуждать его к открытости в выражении эмоций. Например, малышу было предложено изобразить Колобка. На первом этапе ребенок с помощью взрослого должен вспомнить, что это веселый герой, который был круглой формы, ушел от бабушки с дедушкой и катился по дорожке. После этого малышке предлагается представить себя Колобком и показать, какой он. При организации данного вида игр необходимо акцентировать внимание на том, что если герой веселый, значит, он должен смеяться или улыбаться, если злой — хмуриться. В процессе такой игры у малыша активно развивается творческое мышление.

После выполнения вышеупомянутых действий взрослый может предложить вспомнить сюжет из выбранной сказки. Например, место, где Колобок встретился с медведем. Взрослый исполняет роль медведя, а ребенок остается Колобком, который благополучно от него уходит: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя, медведь, уйду». Если малыш не справляется, взрослый может ему подсказать, не прекращая игры.

Важную роль в организации таких занятий играют атрибуты и оформление игровой. Взрослые могут создать подходящую атмосферу с помощью игрушечной посуды, мебели и всевозможных предметов, которые будут создавать ощущение сказки и праздника.

Занятия с дидактическими игрушками

Один из самых распространенных видов предметной деятельности малышей данной возрастной группы — занятия с дидактическими игрушками. Они формируют у ребенка познание и восприятие свойств предметов: цвета, формы, размера, веса.

Важнейшей задачей, которую решают занятия с использованием дидактических игр, является не только формирование восприятия действительности, но и развитие мелкой моторики — малышка выполняет различные манипуляции с предметами. Также во время занятий ребенок постепенно осваивает физические свойства предметов, осознает возможность их разнообразного пространственного расположения. Малютка постепенно учится различать их количество, форму и вес. Дидактические игрушки развивают восприятие зависимости между частью предмета и его целостностью. Самый простой пример — это всем знакомая с детства матрешка, которую можно без труда разобрать и собрать. Большая матрешка, поменьше матрешка, еще меньше и так до самой маленькой. Ребенок воспринимает постоянное уменьшение одного предмета от самого большого до самого малого.

Такая же задача и у других дидактических игрушек в виде различных пирамидок, колец, шаров и кубиков.

Следует учитывать, что все дидактические игрушки имеют свою специфику и направлены на конкретные задачи. Одни могут применяться для формирования у малыша цветовых различий, другие учат различать предметы по форме или размеру.

Занятия с дидактическими игрушками — это высокоэффективный способ развития у ребенка памяти и познавательной активности. В процессе занятия малыш повторяет и усваивает действия, которые показал взрослый. Когда ребенок познает свойства предметов, развиваются все особо важные процессы памяти и умственной деятельности:

■ узнать;

■ повторить;

■ запомнить.

Занятия с дидактическими игрушками способствуют закреплению у ребенка практического результата действия, что прямым образом влияет на формирование эмоционально-волевой сферы. Таким образом, у малыша закрепляется способность выполнения необходимых действий для решения конкретных задач, развивается понимание ответственности за происходящее, действия становятся целенаправленными.

В детских магазинах представлен разнообразный выбор всевозможных дидактических игрушек. Для того чтобы сделать правильный выбор, следует внимательно ознакомиться с инструкцией к игрушке, в которой должна быть подробная информация, для каких задач и

какой возрастной группы она предназначена. Также полезно посмотреть, есть ли на ней знак ГОСТа. Если вышеуказанные параметры отсутствуют, то такую игрушку приобретать не следует, поскольку, скорее всего, она изготовлена недобросовестным производителем и может быть вредна для здоровья ребенка.

Остановим внимание именно на свойствах дидактических игрушек, рекомендуемых для малышей в возрасте от года до трех лет:

■ нанизывающие игрушки (полусферы, кольца);

■ геометрические, объемные фигуры (шары, кубы и другие предметы, предназначенные для помещения в отверстия и перекатывания);

■ дидактические игрушки для сборки (конструкторы, матрешки);

■ игрушки сюжетного характера (листики, деревья, цветы, животные, сказочные персонажи);

■ игрушки для подбора предметов по цвету, размеру, форме.

Занятия с дидактическим материалом

Главная задача всех разновидностей занятий с малышом — развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Самым важным в этом процессе является чувственный опыт ребенка. Занятия с дидактическим материалом помогают малышу освоить широкий спектр задач, необходимых для полноценного развития.

По мнению исследователей, познавательная деятельность детей данной группы формируется за счет сенсорного опыта, который они получают в результате занятий, что, в свою очередь, способствует восприятию окружающей действительности соответственно возрасту.

Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентацию в цветовых различиях, отличие предметов по форме, величине и весу.

Прежде всего малышей раннего возраста необходимо знакомить со следующими цветами:

■ красный;

■ черный;

■ зеленый;

■ желтый.

Также ребенок должен распознавать пять разновидностей предметных форм:

■ квадратная,

■ круглая;

■ треугольная;

■ прямоугольная;

■ овальная.

Занятия, направленные на различие цвета, формы и величины предметов, рекомендуется начинать с помощью сравнительного анализа их свойств и качеств в соответствии с показанными образцами. Следует отметить, что на первой стадии занятий ребенок не может назвать предметы, поэтому внимание следует акцентировать на том, чтобы он находил только различия между ними.

Во избежание нежелательных затруднений не нужно предлагать ребенку сразу различать много предметов. Иначе могут возникнуть трудности из-за того, что малыш может запутаться или растеряться. Однако различия между большими и маленькими предметами в большинстве случаев дети усваивают быстро. Об этом нужно помнить при самостоятельном изготовлении дидактического материала или его подборке в магазине. Многие дети лучше запоминают словесные обозначения предметов, поэтому новые предметы желательно предлагать с помощью сравнения с уже изученными. Например, квадрат сравнивается с кубом, круг — с мячом, овал — с дыней и т. д.

Гораздо сложнее малыш воспринимает названия цвета, поскольку у детей раннего возраста еще недосформировалась связь между словом и восприятием цветов. В первое время ребенок будет называть цвет исключительно в хорошо освоенной им игре. Взрослым рекомендуется не забывать про такую особенность и не заострять внимание на том, чтобы ребенок обязательным образом называл все цвета. В этой ситуации наиболее результативно использовать метод сравнения предмета с цветом. Например, зеленый — листочки, красный — вишня, желтый — цыпленок и т. д.

При этом взрослый в разговоре с малышом должен стараться чаще называть цвет и форму предметов, не требуя повторения названий.

Напомним, что предметная деятельность является основной для ребенка раннего возраста. Не следует забывать, что игры, предложенные малышу, должны включать в себя форму, величину и цвет предметов. Например, если разделить предметы на две группы, учитывая сходства по цвету, форме или весу, это будет наиболее доступно для малыша. Материалы для такого занятия можно купить в детском магазине, а лучше сделать самостоятельно. Главная цель игры — концентрация внимания ребенка на характеризующих свойствах предметов. Она развивает внимание, наблюдательность и способность к сравнительному анализу. Однако взрослым рекомендуется учитывать, что в процессе занятия необходимо как можно чаще говорить характеризующие слова: «большой», «маленький», «разные», «одинаковые».

Когда ребенок запомнит главные понятия, рекомендуется постепенно усложнять задания. Существует множество игр-вкладышей — вложения, разные по величине, форме и цвету, которые нужно вставлять в соответствующие гнезда на доске или в специальной папке. Цель таких занятий — выработка у ребенка умения различать предметы.

Дидактические занятия следует проводить по нескольку раз в день, задания должны усложняться или упрощаться в зависимости от выявленной результативности.

Чтобы занятия давали больше эффекта и не наскучили малышу, надо регулярно поддерживать вовлеченность его в игру с помощью новых разнообразных предметов.

Обратимся к более подробной методике проведения дидактических занятий. На первых этапах с малышами в возрасте от одного года трех месяцев и старше лучше предложить раскладку однородных предметов на две группы, учитывая исключительно их размер. Цвет и форма предметов должны совпадать, а размер различаться от одного до трех сантиметров, при этом самый маленький предмет не должен быть меньше пяти сантиметров.

Следует напомнить, что важнейшей задачей этого занятия является развитие у малыша способностей различать предметы и находить их сходства. Ребенок должен постепенно запомнить такие понятия, как «большой» и «маленький».

На первых этапах занятия лучше всего использовать круглые и квадратные предметы, изготовленные из плотного картона, разной величины. Диаметр самого маленького круга должен составлять пять сантиметров, а большого — семь. Сторону меньшего квадрата лучше сделать пять с половиной, а большого — семь с половиной сантиметров.

Взрослый показывает ребенку пять маленьких и пять больших произвольно перемешанных кругов. Затем начинает поочередно показывать то большие, то маленькие кружки, называя, какой большой, а какой маленький, синхронно большие круги откладываются в правую сторону, а маленькие — в левую. При этом взрослому следует спрашивать у малыша, в какую сторону нужно положить маленький или большой предмет (не акцентируя внимание на «право» — «лево»), и выполняет это самостоятельно. Например, взрослый показывает малышу большой круг, спрашивая: «Куда надо положить большой кружок?» Дождавшись правильного ответа, он откладывает большой круг к другому, соответствующему ему по размеру, и объясняет, что этот круг такой же. То же самое выполняется и с малыми фигурами. Первый этап занятия длится до того момента, пока фигуры не будут сгруппированы в две стопы. Затем взрослый переходит на второй этап занятия. Большие и малые фигуры перемешиваются, и ребенку предлагается выполнить самостоятельную группировку, при этом взрослый указывает, где большой кружок, где малый.

С квадратами занятие проводится аналогичным образом.

Не следует затягивать занятие, его время не должно превышать десяти минут. Наибольшего эффекта можно добиться, занимаясь с ребенком ежедневно. После окончания занятия можно попросить малыша убрать материал в специально предназначенную для него емкость или коробку.

Даже если взрослый решил в процессе занятий разнообразить дидактический материал, введя новые предметы, направленность занятий необходимо сохранять. Желательно предлагать детям все разновидности больших и маленьких геометрических фигур: квадраты, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, ромбы; не меняя принцип занятия. Первые пары фигур взрослый сортирует сам и только после этого предлагает выполнить группировку ребенку. Изменение фигур и усложнение задачи производят тогда, когда ребенок самостоятельно сгруппирует дидактический материал.

Когда у ребенка окончательно закрепятся условия занятия, их можно усложнить, предложив различить размер разных фигур, перемешав большие и малые круги, овалы, ромбы. Таким образом, он научится сортировать разные по форме фигуры, придерживаясь прежнего принципа (большие предметы с большими, а малые — с малыми). Если ребенок затрудняется выполнить усложненное задание, лучше вернуться на более ранний этап занятия и закрепить пройденный материал. Также можно предложить малышу приложить разные по величине, но одинаковые по форме предметы один на другой, чтобы он мог увидеть, чем они отличаются, при этом поясняя — это маленький предмет, а это большой.

Если дидактический материал был изготовлен самостоятельно, то лучше всего его размещать на уплотненной белой ткани, чтобы избежать скольжения фигур.

Когда ребенок научится группировать дидактический материал, можно смело переходить на третий этап и предложить для отбора три разновидности предметов.

Для этого можно использовать три круга, вырезанных из плотного картона. Первый круг — самый большой — диаметром девять сантиметров, второй — семь, третий — пять. Взрослый показывает ребенку большой круг с пояснением «большой», затем поменьше— «меньше», затем самый малый — «маленький». После чего малышу предлагается назвать величину окружностей самостоятельно.

Когда ребенок успешно справится с заданием, условия занятия постепенно усложняются. Ребенку предлагаются разные геометрические фигуры, и он должен сравнить их по форме, размеру или цвету. Такие условия игры можно давать детям в возрасте от двух лет.

Рассмотрим условия занятия более подробно. Взрослый заранее заготавливает четыре больших круга диаметром шесть сантиметров и четыре малых круга диаметром четыре сантиметра, четыре квадрата со стороной шесть сантиметров и пять маленьких — со стороной четыре сантиметра.

Также изготавливаются две доски или папки с прорезанными окошками — большими и малыми, размер которых соответствует размеру геометрических фигур. Ребенку разъясняется, что окошки бывают большими и маленькими; как и фигуры, ему нужно закрыть окошки: большое — большой, малое — малой. Если ребенок выполняет задание неправильно, ему объясняется, что малым кругом нельзя закрыть большое окошко, а большим — малое.

На первом этапе размещение фигур на досках показывает взрослый, делая пояснения: «Большое — большим, малое — малым». После чего ребенку предлагается самостоятельно закрыть окошки.

На следующих этапах используются другие геометрические фигуры, заготовки выполняются аналогичным способом. Эти занятия направлены на формирование у ребенка навыков группирования фигур по форме и их сравнение.

Обратимся к другой разновидности занятия. Для его организации понадобятся пять одинаковых по размеру вкладышей круглой и квадратной формы и папка с десятью кармашками. На каждом кармане нарисованы квадрат или круг. Условие — поместить фигуру в соответствующий карман. На первом этапе взрослый сам группирует фигуры, объясняя: «На этом кармашке нарисован круг, значит, мы вставляем в него кружок, а на этом — квадрат, значит, квадратик мы вставим сюда». Затем малышу предлагается выполнить самостоятельную группировку фигур.

Особое внимание следует уделить занятиям, направленным на цветовые различия. Как уже упоминалось, малышам данной возрастной группы это дается сложнее, чем различие формы, веса и размера, поскольку цвет нельзя потрогать, его можно только увидеть и запомнить. А у малышей больше развито кинестетическое восприятие действительности по принципу: «Трогаю— запоминаю, вижу, но запомнить сложно».

Лучше всего начинать группировку фигур по цветам с двух групп. Для организации занятия потребуются разные геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона двух цветов, например красного и синего. Взрослый показывает фигуру и поясняет: «Это синий круг, положим его сюда. А это красный квадрат — его сюда. Это синий треугольник, положим его к синему кругу, а это красный овал, положим его к красному». Затем малышу предлагается выполнить группировку самостоятельно.

Также для таких занятий можно использовать цветные карандаши.

Следует напомнить, что ребенок должен запомнить следующие цвета:

■ красный;

■ желтый;

■ черный;

■ зеленый;

Для занятий лучше использовать сочетания:

■ черный — белый;

■ синий — красный;

■ красный — черный;

■ желтый — зеленый.

Для организации занятия нужно пять карандашей одного цвета и пять карандашей другого. Взрослый предлагает малышу сгруппировать карандаши по цветам на две группы. Сначала он показывает ребенку принцип группировки, при этом спрашивая, куда следует положить тот или иной карандаш.

Если малыш ответил правильно, взрослый поясняет: «Правильно, молодец, потому что они одного цвета». Поле чего малышу предлагается самостоятельно выполнить сортировку.

На втором этапе ребенок сортирует карандаши других цветов. Если малыш хорошо справляется, можно усложнить задание и сортировать три цвета карандашей, потом четыре и т. д.

Максимальная длительность занятия — десять минут, в противном случае малыш устанет, и знания не усвоятся.

Следует отметить, что занятия с цветом должны проходить при хорошем освещении, а дидактический материал размещать на белом плотном материале или картоне. Затачивать карандаши не нужно.

Занятия, направленные на расширение кругозора

Как активен и любознателен малыш в раннем возрасте! У него еще свое, удивительное восприятие всего вокруг. Все нужно потрогать, изучить, а иногда и попробовать на вкус! Именно в это время и необходимо формировать у малютки любовь к природе и знакомить с ее явлениями. Чтобы вызвать у ребенка искренний интерес к окружающему миру, занятия лучше проводит в форме увлекательной игры. Это позволяет не только развивать интеллектуальные способности малыша, но и формировать у него восприимчивость к красоте.

Такие игры проводятся на улице, а их содержание зависит от времени года.

Зима

Неживая природа . Какое явление природы зимой самое главное? И взрослые, и дети постарше сразу ответят на вопрос: «Конечно, снег!», а вот малыш этого пока не знает. В зимний период его знакомство с неживой природой начинается со снега. Взрослый объясняет и показывает ребенку, как из снега лепить снежки и играть с ними. Их можно катать и делать большими, можно с помощью взрослого вылепить снежную бабу, а еще снежки можно кидать!

Нельзя не обратить внимания малыша на снежинки, на них можно просто смотреть, поясняя: «Это снежинки, посмотри, как они летят, белые пушистые, а если снежинка упадет на руку, она тут же растает».

А какая увлекательная может получиться игра в прятки! Ребенок прячется за сугробы, а взрослый его ищет, но находит не сразу, бегает, изображая, что не знает, где искать, поясняя: «Какие большие сугробы! Как же мне тебя найти?» И вдруг находит, малыш радуется, а главное, запоминает, что сугробы бывают большие.

Чего же еще интересного можно увидеть, прогуливаясь по зимнему скверу? Конечно, деревья, причудливо нарядившиеся в снежные шубы.

Малышу надо объяснить, что деревья сбросили листья и укутались снегом.

Живая природа. Но мир зимних чудес еще не заканчивается! На улице можно увидеть столько всего увлекательного! Например, птицы, которые остались на зимовку. Следует рассказать малышу, что не все птички остались, большинство осенью улетели в теплые края. Остались только самые смелые, которые не боятся зимнего холода: воробьи, голуби, вороны. Лучше их показать и рассказать, чем они отличаются друг от друга (размер, окраска). Нельзя не упомянуть и о том, что птичкам зимой трудно, холодно и голодно, нужно им помогать, кормить и делать кормушки. Можно совместно с ребенком покормить птиц. Многие дети быстро учатся различать птиц, а иногда очень интересно их изображают.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует рассказывать ему о верхней зимней одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Весна

Неживая природа. На весенних прогулках с малышом взрослым следует обращать его внимание на многочисленные ручейки и лужицы, образовавшиеся от таяния снега, поясняя, что все они разные — большие и маленькие. А если совместно с ребенком смастерить бумажные кораблики и отправить их в плавание, это подарит незабываемые впечатления и малышу, и взрослому!

Еще можно рассказать ребенку, что в этот период происходит с растительным миром. На ветвях деревьев набухают почки, появляется обласканная добрыми солнечными лучами первая травка. Потом почки превращаются в листочки, распускаются цветы: одуванчики, подснежники, ландыши.

Взрослому следует акцентировать внимание малыша на разновидностях растений и их названиях, при этом нужно сразу подмечать, что растительный мир очень хрупкий и нежный и к нему надо проявлять особо бережное отношение.

Живая природа. Также надо рассказывать ребенку о животных и их детенышах. Например, собака и щенки, кошка и котята, корова и телята, коза и козлята, лошадь и жеребята, утка и утята, курица и цыплята. При этом надо уточнить, что взрослое (большое) животное — мама, а маленькие — детки. При возможности можно показать малышу животных и обратить его внимание на их повадки, заботу о потомстве, объясняя, что представители животного мира беззащитны, их нужно беречь и любить.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует рассказывать ему о демисезонной одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Лето

Неживая природа. Лето, его разнообразие и многогранность не могут не вызвать у малыша огромного любопытства. Ведь теперь он может ознакомиться и с теплой водой в водоемах, песком, камушками и ракушками, лесными деревьями... Ребенку нужно объяснить, что это самое красочное и яркое время года, которое называется лето. Теперь солнышко стало светить ярче, оно своими теплыми лучами согревает землю и оживляет природу.

Если за окном дождь, то надо пояснить, что его капельки стали теплыми, он бережно поливает растения и освежает воздух, а после дождя бывает многоцветная радуга.

Если погода теплая, рекомендуется начинать знакомить малыша со свойствами воды. Взрослый напоминает ребенку, что вода может превращаться в снег или лед, быть холодной и теплой, может литься, переливаться из одной емкости в другую.

Можно собирать на речке камушки и ракушки, играть в воде с надувным мячом, брызгаться, учить плавать резиновые игрушки.

На пляже или в песочнице можно играть с песком, в него можно закапывать игрушки, строить замки, с помощью формочек делать всевозможные фигурки, набирать совочком в ведерко, копать ямки.

В летний период следует продолжать знакомство с растительным миром, заучивать, как называется то или иное растение, рассматривать листики и находить различия в форме, собирать растения для гербариев.

Живая природа. Нельзя забывать и о братьях наших меньших! Рекомендуется продолжать знакомство малыша с животным миром и закреплять познания об особенностях животных, повадках, цвете, размере.

Лето богато и всевозможными насекомыми. Полезно познакомить малыша с бабочками, кузнечиками, божьими коровками, жучками, муравьями. Он не должен их бояться. Ребенку надо рассказать об их пользе и беззащитности.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует говорить ему о летней одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Осень

Неживая природа. Осень золотая... Время даров природы и преображения. Прежде всего, надо объяснить малышу, что лето закончилось, наступила осень.

Листья деревьев окрасились различными цветами — желтые, зеленые, багряные. Когда они начнут опадать, можно пояснить, что деревья за лето устали и готовятся ко сну, для этого они сбрасывают свою листву-одежду.

Полезно погулять с малышом по осеннему парку, послушать шуршание листвы под ногами и собрать красивый осенний букет, набрать желудей и шишек, оценивая их поверхность, объяснить, что желудь гладкий, а шишка шероховатая.

Живая природа. Следует продолжать знакомство малыша с братьями нашими меньшими и закреплять познания ребенка об их особенностях, повадках, цвете, размере.

Например, взрослый берет в руки кошку и предлагает ребенку ее погладить. При этом необходимо пояснить малышу, что это кошка, у нее пушистая шерстка, маленькие ушки, розовый носик и т. д. Такие же действия можно выполнять и со щенком, хорошо вместе с ребенком налить зверьку молока и наблюдать, как животное пьет.

Если есть возможность, посетить частный сектор, можно показать ребенку домашних птиц, обращая внимание на то, как они кричат, и предложить малышу изобразить курочку, уточку, гуся.

Подвижные игры

Малыш дошкольного возраста еще не может самостоятельно придумать и организовывать подвижную игру.

Подвижные игры не только помогают разнообразить досуг малыша, но и способствуют его гармоничному физическому и интеллектуальному развитию. Этой сфере деятельности рекомендуется уделять повышенное внимание.

Взрослым для организации разнообразных подвижных игр следует подготовиться заранее и приобрести игрушки, которые позволят проводить их более ярко и интересно, — большие и маленькие мячики, кегли, качалки, обручи. Помимо всех вышеперечисленных плюсов от подвижной деятельности, взрослый, играя вместе с ребенком, формирует у него все навыки совместной игры, которые ему так пригодятся и в детских коллективах. Например, в игре с мячом взрослый показывает малышу мячик и на своем примере подсказывает, как его можно катать, подбрасывать, кидать друг другу.

Можно предложить и игры без дополнительных приготовлений, которые также носят подражательный характер, например, одна из самых распространенных и доступных для восприятия малыша игра — «Наседка и цыпленок». Сначала взрослый знакомит малыша с правилами игры. Ребенку предлагается превратиться в маленького цыпленка, а взрослый становится наседкой. Цыпленок радуется солнышку, резвится и бегает, но когда курица крикнет ему: «Куд-куда, куд-куда!», он должен прибежать к наседке и спрятаться под ее руку («крыло»).

«Что такое развивающие занятия для ребенка, какие бывают и чем они полезны?» — это один из самых актуальных вопросов, который волнует заботливых родителей.

В этой статье я приведу пример развивающих игр, которые помогут развить:

  • речь и мышление малыша,
  • память и внимание,
  • тонкую моторику рук,

а так же обучить:

  • названию цветовой гаммы
  • чтению
  • счету.

В наше время все большей и большей популярностью пользуется игра детей с кинетическим и живым песком. Сразу скажу, что они похожи по тактильным ощущениям, но кардинально различаются по цвету и составу.

Кинетическим песком называют песок, состоящий на 98% из натурального песка и 2% силикона (связующего материала). По внешнему виду, т.е. по цветовой гамме песок очень напоминает естественный. По способу хранения и применения: не боится влаги, можно его мыть и хранить в любом месте.

Живым песком называется песок, в состав которого входит: ракушечник, эфирные масла и небольшая часть связующих нетоксичных компонентов. По внешнему виду он мелкофракционный, белого цвета. По способу хранения и применения достаточно привередливый: боится влаги и прямых солнечных лучей, растворяется в воде, хранить в емкости с открытой крышкой, чтобы он «дышал».

Кинетический и живой песок для детей можно купить в магазине для творчества, а можно сделать своими руками.

Как сделать живой песок своими руками

Для того чтобы кинетический песок для детей сделать в домашних условиях нужно взять следующие ингредиенты:

  • 5 чашек мелкодисперсного песка (можно купить в строй магазине)
  • 2 1/2 чашки кукурузного крахмала / кукурузной муки
  • 1 стакан воды
  • пищевой краситель.

Способ приготовления: в чистом ведре смешайте песок с крахмалом. Отдельно в емкость с водой добавьте пищевой краситель любого цвета и хорошо размешайте. Вылейте раствор в смесь песка и крахмала, хорошо размешайте и кинетический песок готов! Сложите к контейнер и накройте крышкой.

С кинетического или живого песка дети с удовольствием лепят пасочки, различные фигуры, сооружения и т.д.

3. Игра для годовалого малыша

Отвечая на вопрос: «Чем занять ребенка в 1 год?», я решила предложить вам игру с картонными трубами.

Для начала вам нужно будет создать стенд из катонных труб.

Возьмите необходимые материалы:

  • большой кусок картона
  • картонные трубы из-под туалетной бумаги, бумажных полотенец и т.д. Чем больше Вы соберете труб, тем длиннее получиться труба для игры
  • цветная бумага
  • клей-карандаш
  • лента
  • помпоны такого размера, чтобы они свободно катились по внутренней поверхности трубы
  • контейнер или емкость, который будет использоваться, чтобы поймать помпоны, выходящие с трубы.

Соберите конструкцию, используя перечисленные материалы. Она будет иметь такой вид, который показан на рисунке.

Суть игры будет заключаться в том, что малыш бросает помпон в верхнюю часть трубы и наблюдает, как с нижней части он вылетает в контейнер.

4. Игры с прищепками

Вы не поверите, но обычные бельевые прищепки являются идеальным материалом для развития мелкой моторики рук. Причем игры можно придумать спонтанно, прищипывая прищепки к различным предметам и подручным материалам. Для начала вы расскажите малышу: как правильно держать прищепку в руках, а затем покажите: как прикрепить ее к чему-либо. Для игры можете вырезать геометрические фигуры в виде круга, квадрата, овала и т.д. Прищипывая к ним прищепки, малыш будет создавать различные поделки! К примеру, прикрепляя по периметру круга прищепки у него получиться солнышко.

Еще один вариант игры, это представить малышу, что прищепка – это рыбка! Нажимая на прищепку, рыбка будет открывать «ротик» и малыш сможет ее покормить. Для корма можете дать малышу сухие макароны, пуговицы и т.д. Правда обязательно следите, чтобы он сам не потянул их в рот!

5. Рисование штампами

Для этой деятельности я подготовила следующие овощи для печати:

  • перец
  • морковь
  • сельдерей сердце
  • картофель
  • огурец

Для создания штампов можете использовать другие овощи и предметы: вилку, початки кукурузы, цуккини, салат, фенхель лампу, растительные отходы, лук, кукурузные початки. К примеру, печать, сделанная палкой сельдерея, напоминает рыбную чешую.

Сразу скажу, что для создания печати достаточно небольшой части овоща, поэтому основную часть можете использовать для приготовления пищи.

Разрезанные вдоль овощи сложите на тарелке. Это и будут штампы. Затем в небольшой емкости смешайте любые краски с водой до сметанообразной консистенции, дайте малышу лист белой бумаги или картона и покажите: как сделать отпечаток на листе бумаги, предварительно омокнув овощ в краску.

Детям безумно нравится это занятие, а рисунки, как Вы видите, получаются достаточно красивые.

6. Рисование песком для детей

Отличным сенсорным материалом является песок, а еще лучше, если его смешать с небольшим количеством крупы (риса, пшена или гречки).

Высыпьте песок на поднос и предоставьте малышу полную свободу действий, подсказывая идеи игры.

Ребенок может:

  • захватывать пригоршнями песок, просеивая его между пальцами
  • рисовать или писать палочкой на песке
  • пальчиком создавать рисунки или писать буквы
  • брать для игры с песком стаканчики, лопатки, ложки, пластмассовые, пластиковые или резиновые игрушки. Кстати, детям очень нравиться засыпать в машинку песок, взбрызгивать песок водой из распылителя.

7. Развитие мелкой моторики во время вырезания ножницами.

Это игра подойдет для ребенка 4 и более лет.

На примере, я покажу вам, как малыш может сделать аппликацию своими руками: сначала вырежет необходимые детали, а затем приклеит их, формируя рисунок.

Для создания цветочной поляны я взяла цветную бумагу желтого цвета для центра цветка, зеленую – для стеблей и разноцветная для лепестков.

Чтобы нарисовать круг, малышка обвела дно стаканчика, а лепестки и стебельки вырезала полосами.

Склеивать детали ребенок тоже должен сам. Вы должны только подсказывать, как это правильно сделать.

8. Сортировка изделий щипцами

Щипцы так же являются замечательным вариантом для развития мелкой моторики, поэтому и эту игру я включила в созданный мной список.

Суть игры заключается в том, что малютка берет щипцами игрушечное животное и переносить его в чашу, помеченную картинкой с изображением среды его обитания. На картинках изображены океан, ферма, деревья (для птиц), почва и цветы. Например, фигурку в виде коровы малютка положит в чашу с фотографией фермы.

Таким образом, юный почемучка не только действует руками, а и познает что-то новое, рассуждает, мыслит, анализирует.

9. Игра «Живопись» для однолетнего ребенка

Идеальный способ приучать ребенка к живописи – это разрешить ему рисовать жидкими красками.

Для игры вам понадобятся следующие материалы:

  • набор жидких красок, к примеру Ziploc, который в можете купить в интернет-магазине
  • бумага формата А4
  • целлофановый мешок немного большего размера, чем бумага
  • лента, чтобы запечатать края мешочка.