Домой / Брови / Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя семья. Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя семья. Конспект занятия в подготовительной группе

НОД в подготовительной группе «Мой дом, моя семья»

Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие семья.

Предварительная работа: Беседы о семье, просмотр фото, знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети входят в группу, прежде чем мы начнем занятие давайте поздороваемся с нашими гостями.

Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус. (ребус на экране проектора)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья) .

Правильно не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья- это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими, в семье могло быть и пять и семь детей, и жили они одной дружной семьей.

2. Вы узнали тему нашего занятия и сейчас я хочу пригласить вас в гости к мальчику Пете. (Дети рассаживаются на стульчики) .

А живет он в этом красивом доме (дом на экране проектора). Чтобы узнать с кем живет Петя вам надо отгадать загадки (при правильных ответах в окнах дома появляются картинки членов семьи)

Загадки: Перед сном надев пижаму,

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

И подскажет как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый (папа)

Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой (братишка)

Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка-

Моя младшая (сестренка)

Семья- это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о старших.

3. Вы побывали в гостях у мальчика Пети. А теперь мне хочется узнать о ваших семьях, у вас было домашнее задание, нарисовать портрет своей семьи, кто хочет рассказать о своей семье по вашему рисунку.

(Если ребенок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)

Вопросы: С кем ты живешь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Чем занимаются твои папа и мама?

Как ты заботишься о своей семье?

(Прослушать 2-3 человека)

Спасибо за ваши рассказы. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга. Помогают и заботятся друг о друге.

4. Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)

Верно, а еще мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль), на солнышко или на тучку. Сейчас поиграем в игру: Я буду называть поступки, если вы считаете, что ваш поступок огорчит маму, то поднимаете тучку, а если порадует, то солнышко. (на экране пректора)

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку.

Молодцы!

5. Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку»(на экране проектора)

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим, дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо влево делает мой братик Сава,

А я сам бегу трусцой и качаю головой.

6. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, детский сад – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные- это ваш род, ваша большая семья. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье, давайте расскажем их нашим гостям. (дети рассказывают)

Молодцы ребята, я думаю нашим гостям было интересно послушать новые поговорки и пословицы о семье.

7. Сейчас я хочу рассказать вам о то что, есть праздник, который так и называется - День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. (на экране проектора)

Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.

Давайте сделаем красивую открытку:

«Семейная ромашка»

Используемые материалы

1. Картон зелёного цвета

2. Заготовки кружков из бумаги жёлтого цвета (серединка ромашки) .

3. Длинные полоски белой бумаги (лепестки ромашки) .

4. Клей, кисточки для каждого ребёнка.

5. Бумажные салфетки.

Изготовление открытки

1. Концы длинных полос белой бумаги склеиваем на концах. Получаются

«петельки» - лепестки ромашки. Один желтый кружок приклеиваем на середину картона, на него наклеиваем «петельки»- лепестки ромашки, сверху приклеиваем желтую серединку.

Теперь эта замечательная открытка может стать украшением комнаты где собирается вся ваша семья.

Игог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Хотелось бы закончить наше занятие красивым стихотворением, прочитает Арина.

Волшебный символ жизни- семья,

В нем капелька Отчизны, в нем-Я,

В нем папа, мама, братик сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем солнце, и березка, и дом,

В нем все согрето теплом.


Олеся Яковлева
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя семья»

Программное содержание : Формировать представления детей о семье как о людях , которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья , из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью , воспитывать уважение к старшему поколению.

Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи .

Предварительная работа :

Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья” .

1. Организационный момент.

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Насти, от Насти к Диме, от Димы к Ладе и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

Ребёнок : Здравствуйте, гости дорогие. В нашу группу проходите , на наше занятие поглядите . Вы нам рады? Мы Вам тоже.

2. Основная часть

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу, «Моя семья » .

Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) А сейчас, я предлагаю пройти на телестудию (дети садятся на стульчики) . Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали.

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья » , и я, ее ведущая Олеся Владиславовна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада №2, группы «Мультяшки» Волгоградской области города Камышина. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье , о своих дорогих и близких людях.

Дети рассказывают стихи :

Про мою семью

Наша семья : папа, мама и я,

Кот Тимофей, хомячок Берендей.

Есть попугай, звать его Николай.

Все мы- семья и большие друзья .

Вечер собирает всю семью

Вечер собирает всю семью .

Наконец-то мы все вместе дома.

Как минуты эти я люблю,

Как мне все приятно и знакомо.

Мирная беседа за столом,

И такой прекрасный мамин ужин.

Каждый раз я думаю о том,

Что семейный дух всем очень нужен.

Лишь когда сплоченная семья ,

Все невзгоды кажутся пустыми.

Маму с папой обожаю я.

Очень хорошо мне рядом с ними.

Молодцы ребята. Ребята скажите пожалуйста

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети : Имя.

Воспитатель : Чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться гостям? 2 – 3 чел.

Дети : Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель : Благодарю участников.

Воспитатель : Даниил, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья , семейство.

Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья ?

С кем вы живете?

Дети : Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка.

Воспитатель : Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

Дети читают стихи :

Я о своей семье хочу вам рассказать .

Моя мамуля- супер, просто класс!

Считаю : моя мама- это раз.

А папа в нашем доме- голова,

И значит, папа мой под цифрой два.

Я старший сын в семействе- это три.

Что маленький, на это не смотри.

Еще есть моя младшая сестра.

Капризничает с ночи до утра.

Ему уже совсем немало лет.

И будет он у нас под цифрой пять.

Готовит вкусно- все не перечесть.

И будет она уж под цифрой шесть.

Такая наша дружная семья .

И всех люблю и обожаю я.

А если кто-то будет прибывать,

Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй ? Перечислите их.

Дети : Да. Мама папа бабушка дедушка сестренка

Воспитатель : Все ли семьи одинаковые или разные?

Дети : Разные

Воспитатель : Правильно, все семьи разные : есть семьи большие , есть маленькие. Посмотрите на экран телевизора, (Фотографии семей) вы видите фотографии семьи , какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье . Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир , уважение.

А кто может сказать что такое дом?

Ответы детей

ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, счастливо.

Скажите, а как появляется семья ?

Ответы детей

Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи , и его отмечают каждый год. Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей . Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом .

Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться : мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

Воспитатель : - Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

Я предлагаю поиграть в игру «добрые поступки» - пока звучит музыка дети передают мячик друг другу, на ком заканчивается музыка тот говорит хороший поступок, который совершил в своей семье .

Молодцы ребята.

А если у кого-то из членов семьи плохое настроение , с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова? Тогда поиграем :

Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА.

4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО.

Ребенок читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

Мама уходит, спешит в магазин

Сережа! ты остаешься один.

Мама сказала : “Ты мне услужи,

Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь мой сынок,

Поймай петуха и запри на замок.

Сестренка, тарелки, петух и дрова,

Но у меня одна голова!

Схватил я сестренку и запер в сарай

Сказал я сестренке : “Ты здесь поиграй”

Дрова я усердно помыл кипятком

Четыре тарелки разбил молотком,

Но долго пришлось с петухом воевать,

Ему не хотелось ложиться в кровать.

Песня про маму.

Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье , но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки) . Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы) . Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки. Я предлагаю Вам нарисовать вашу семью в виде дерева Ствол – это ваш дом а листья на дереве это ваши родные. Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

По окончании работы детей подвожу итог.

Воспитатель :

Что же такое семья ?

Ребенок :

Семья – это счастье , любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник , семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем. Волнение трепет.

Семья – это труд , друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно !

Семья – это сложно !

Но счастливо жить одному не возможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу чтоб про нас говорили друзья

Какая хорошая ваша семья !

Воспитатель :

Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья .

По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

Песня моя семья

На этом наша телепередача закончилась. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья » .

Методическая разработка: Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Я и моя семья»

Цели:

  • Активизировать эмоциональный словарь через умение употреблять слова, обозначающие различные эмоциональные состояния, слова-оценки, способствовать более точному их осмыслению;
  • закрепить умение подбирать синомимический ряд, т.е. слова близкие по смыслу; закреплять использование в речевых ситуациях слова, противоположные по смыслу;
  • формировать выразительность речи;
  • закрепить умение образовывать слова — названия животных, их детёнышей;
  • закрепить умение использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательным значением;
  • обогащать язык детей через народные пословицы и поговорки, стихи, в которых встречаются проявления эмоциональных состояний человека.
  • Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
  • Вызвать у детей интерес к собственной личности;
  • закрепить представления о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т.п.);
  • показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу), воспитывать у детей чувство глубокой любви к самому близкому и родному человеку — маме;
  • учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.

Оборудование:

  • оформление зала для проведения занятия: название передачи на центральной стене, картинки с изображением членов семьи; по сторонам — картины с изображением гербов семей детей, рисунки «Моя семья»; реквизит-бутафория для создания атмосферы телестудии (видеокамера на штативе, прожектор, микрофон; магнитофон с аудиозаписью песни в исп. Л.Лещенко «Родительский дом», предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, подсвенчник со свечой «Домик», реквизит для сценки «Три мамы», бумага, карандаши, цветок из бумаги, на обороте лепестков — слова, мяч.

Ход занятия:

Вступление.

Логопед: Здравствуйте ребята! (Логопед зажигает свечу в подсвечнике).

Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдём,
А зовётся башня – дом.

Скажите, что я сделала? (Зажгли свечу, огонь). А как вы считаете, чем служил огонь для древних людей? (Обогревал, давал свет, пищу).

Логопед: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, — о семье. Кто может из вас объяснить, что означает слово «семья»? (ответы детей).

Да семья — это близкие, родные друг другу люди. Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага — огонёк в этом домике. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи — близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Поэтому ещё семью называют по-другому: «родительский дом». Послушайте, как поёт Лев Лещенко об этом песню «Родительский дом».
Логопед: Я вижу, сколько здесь представлено семейных гербов, рисунков с изображением ваших родных. А что такое семейный герб? Это — символ семьи. Посмотрите, какие они все разные, как и мы все.

Ребёнок читает стихотворение «Моя родня» Я. Акима.

Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме — в кухню волшебная щётка.
Молоток настоящий — братишке,
Мяч — сестрёнке, конфета — братишке.

Логопед: Ребята, а давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи?

Логопед: А кем же буду я?

Дети: телеведущей.

Логопед: А все кто в зале?

Дети: телезрителями.

Логопед: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начнем.

Логопед: Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята из Д/С № 123. Они пришли на нашу передачу, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. А от телезрителей всем участникам нужна дружеская поддержка. Открывает нашу передачу страничка «Представление». Я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.

Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Даша. Мне 6 лет (рассказывает о себе: имя, черты характера). /Трое детей/.

Логопед: Благодарю участников передачи.

Логопед: Ребята, кто для вас самый родной человек на свете?

Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет.

Логопед: У каждого из вас есть своя мама.

Логопед: Я предлагаю сказать красивые слова о маме. Вторая страничка — «Красивые слова»

Ребёнок читает стихотворение о маме.

Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.

Логопед: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о маме.

Дети: Аня. Её зовут Наталья Сергеевна (рассказ о ней); Полина.

Логопед: Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны: каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныш и его мама». У вас на столах — картинки с детёнышем — отыщите и назовите его маму. Третья страничка передачи «В мире животных».

Дети называют детёнышей и маму:

1. у ягненка — овца
2. у козлёнка-коза
3. у жеребёнка — лошадь
4. у цыплёнка — курица
5. у телёнка — корова
6. у тигрёнка — тигрица
7. у олененка — олениха
8. у гусёнка — гусыня
9.у львёнка — львица
11. у ежонка-ежиха
12. у волчонка-волчица

Логопед: Ребята, о ком из членов своей семьи мы можем ещё рассказать?

Дети: О папе (рассказа о папе); о бабушке, о дедушке.

Логопед: Четвёртая страничка — «Наоборот». Давайте поиграем в игру «Наоборот». Мальчики говорят слова о дедушке, девочки — о бабушке с противоположным смыслом. Дети выходят и встают в две шеренги друг против друга: мальчики напротив девочек. Мальчики бросают мяч девочкам и называют слово.

  • Сильный — слабая
  • Грустный — веселая
  • Быстрый — медленная
  • Вспыльчивый — спокойный
  • Хмурый — улыбчивая
  • Внимательный — рассеянная
  • Молчаливый — разговорчивая, говорливая.

Логопед: Быть мамой и бабушкой очень не просто. И в этом вы сейчас убедитесь. /4 стула, маленький стульчик, на нем кукла/. Вашему вниманию — занимательно-развлекательная страничка — Инсценировка «Три Мамы».

Логопед: Танюша под вечер с прогулки пришла

И куклу спросила
Дочка подходит к кукле, берёт её на руки и говорит:
- Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда.

Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду — ватрушка.

Дочка ставит кукольный стульчик к столу и сажает на него куклу, спиной к зрителям.

Танюшина мама с работы пришла
И Аню спросила:
Мама врач подходит и обращается к ней:
Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Бабуля обедать звала тыщу раз,
А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду — ватрушка.
Мама усаживает дочку за стол справа.

Тут бабушка, мамина мама пришла.
И Маму спросила
Бабушка ставит сумку с покупками на стол и обращается к маме:
Бабушка: Как дочка, дела?
Наверно, в больнице, за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду — ватрушка.

Мама садится за стол, бабушка приносит ватрушку и садится за стол вместе с остальными.

Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят,
Что с дочками сделать упрямыми?
Все хором: Ох, не просто быть мамами!

Логопед: Разгадаем ребус: 7 я — что это за слово? Правильно, семья!

Наши пальчики покажут, что такое семья!

Пальчиковый тренинг «Моя семья».

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я — Вот и вся у нас семья!

Логопед: Седьмая страничка «Рисовалочка». Нарисуйте «семью на обведённой кисти руки (на пальчиках рисуют лица членов семьи).

Логопед: Пока мы играли, посмотрите какой красивый цветок /ромашка/
распустился. Поиграем в игру «Назови ласково». Страничка восьмая «Назовём ласково»

(Отрываем лепесток и читаем слова, образуя уменьшительно-ласкательное слово)

  • Бабушка — бабуля, бабулечка, бабуся.
  • Папа — папуля, папулечка.
  • Сын — сынок — сыночек, сынулечка.
  • Дочь — доченька, дочурка.
  • Мама — мамочка — мамулечка-маменька-матушка.

Логопед: Звонок в студии. Нам звонит телезритель. /Звонок, вопрос
телезрителя — аудиозапись: А знают ли ваши участники пословицы о семье?/. А теперь пословицы для наших телезрителей:

1. При солнышке тепло, при матушке добро.
2. Без корня и полынь не растёт.
3. Нет такого дружка, как родная матушка.
4. На что клад, коли в семье лад.
5. Братская любовь крепче каменных стен.
6. Птица рада весне, младенец матери.
7. Изба детьми весела.
8. Вся семья вместе, так и душа на месте.
9. Материнская ласка конца не знает.
10. Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.
11 .Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
12. Бабушке один только дедушка не внук.
13. На чужой сторонушке род своей воронушке.

Логопед: Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья».

Нашу передачу окончим песней «Что такое семья?»

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
- Ну а как же бабушки?
- Ну а ка же дедушки?
Что такое семья?
Папа, мама и я?
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
- Ну а как же тёти?
- Ну а как же дяди?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
Тётя Аня, тётя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестрёнка моя — Вот и вся у нас семья.
- А братишек и сестрёнок Всех двоюродных назвать?
- Так до вечера считать!

Наталья Киселева
Конспект занятия «Моя семья» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе .

Тема : Моя семья .

Цель : Формировать представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе.

Задачи :

1. Уточнять и обогащать знания детей о семье . Обобщить представление : семья – это все , кто живет вместе с ребенком.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье .

4. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи .

Методические приемы :

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры. Орг. момент (В кругу)

В. Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Наталья Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Артемушка, Машенька.) .

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на стульчики.

В. – Скажите, ребята, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (домой) . Правильно, домой. А почему? (ждет семья ) . Да, вас ждет ваша семья !

В. - Сегодня мы с вами поговорим о семье .

В. – Семья моя – мое богатство

Любовь, защита, нежность, братство.

Здесь ценят нежность и уют,

Здесь никогда не придадут.

Все вместе праздники встречают,

Да и по будням не скучают.

И твердо знаю я, друзья,

Что в жизни главное – семья !

В : Как вы понимаете слово «семья » ? А, что же такое – семья ? Кто живет в семьях ?

- семья – это папа , мама – я;

- семья – это близкие и родные люди;

- семья – это , где тебя все любят;

- семья – это самое дорогое , что есть у человека.

Правильно, семья – это близкие нам люди : мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, оказывают внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Ребята у меня есть фотографии, скажите, а что объединяет все эти фотографии? Кто изображен на этих фотографиях? (Семьи ) .

Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи ? Они ведь такие разные? (На фотографиях изображены родители и дети : мамы и папы, дочери, сыновья. Здесь есть фотография, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)

В : Мы будем выполнять массаж активных точек на наших пальчиках. А чтобы веселее было, будем проговаривать слова потешки :

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я!

Вот и вся моя семья

Давайте заглянем в ваш семейный альбом.

Предложить детям выбрать свою фотографию и рассказать о ней : назвать имена и отчества родных, место работы, какую работу по дому выполняют.

Прошу рассказать, как зовут родителей, где они работают (рассматривают семейные фотографии) . Рассказывает о том, что в семье главное , чтобы были мир, уважение, любовь друг к другу. Спрашивает, как их ласково называют в семье , что могут рассказать о маме (нежная, ласковая, добрая, о папе (сильный, смелый, добрый, спрашивает, что умеет делать бабушка (вязать, печь пироги, дедушка помогает дома бабушке.

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья ! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга , весело и дружно живут все вместе.

Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья . Хорошо, если семья большая . А кто живет в ваших семьях ?

У каждого есть своя семья . А скажите все ли семьи одинаковые ? Или, может быть они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах).

Игра "Что бы хотели пожелать своей семье " (пожелания детей)

В : что нужно делать, чтобы в семье у всех было радостное настроение (не ссориться, помогать, не обижать, трудиться, получать хорошие оценки и т. д.)

Игра "Какая у вас семья "

Дети рассказывают (большая, дружная, маленькая, хорошая, заботливая, крепкая, счастливая, веселая, трудолюбивая и т. д.)

Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Сейчас, я хочу познакомить вас со стихотворением Я. Акима «Моя родня» .

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке.

А еще друг есть у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами одной семьи ? Все ли они родные, родня? (Не все являются членами одной семьи . Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник , он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи , но он не человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения.)

В : Дидактическая игра "Кто кому кем приходится".

Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.

1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?

2. Твоему папе жена, а тебе?

3. Папе он родной брат, а тебе?

4. Маме она родная сестра, а тебе?

5. Кто ты для бабушки?

6. Кто такие бабушка и дедушка?

7. Кто ты для своего папы?

8. Кто ты для своего братика?

9. Кто ты для своей сестры?

В : Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!

Народная мудрость гласит : «Не нужен клад, когда в семье лад » . Как вы понимаете её? В какой семье клад ? А в какой лад? Что такое «лад» ? (Умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке.)

В. Есть много пословиц о семье .

«В семье , где лад, счастье дорогу не забывает» .

«В семье и каша гуще » .

«Вместе тесно, а врозь гуще» .

«Есть родня, есть возня» .

«Семья сильна , когда над ней крыша одна» .

«Вся семья вместе и душа на месте» .

«Русский человек без родни не живет» .

«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют»

«Нет такого дружка, как родная матушка» .

«Семья ладом полна » .

«При солнышке тепло, при матери – добро» .

Ребята, о чем мы сегодня говорили? семье , о родственниках) .

Все вы молодцы! Слушая ваши рассказы, ваши голоса, я почувствовала с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным.

Семья - это важно !

Семья - это сложно !

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки» по лексической теме «Семья» Авторы: учителя-логопеды высшей квалификационной категории МАДОУ города Рязани «Детский сад №134» Нехаева Людмила Ивановна, Кожина Лилиана.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» Цели: Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью. Обобщить знание.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя семья» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию Тема: «Моя семья» Цель: Уточнить и обобщить знания детей о семье, о.

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Моя семья».

Цели :

Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи , знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью . Обобщить знание детей об их гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье . Учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи .

Задачи :

Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.

Воспитание любви к своей семье , умение составлять генеалогическое древо.

Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи .

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Здесь находится ребус «7-Я» .

Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?

Дети : Семья

Воспитатель : Правильно « семья » .

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье , о том, кто живет в семье , какой должна быть и как много значит для нас семья .

Как вы думаете, что такое семья ? (Ответы детей)

Да, семья- это самое главное , дорогое, что есть у человека.

А все семьи одинаковы ? (Ответы детей) .

Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих

родственников можно назвать словом «родня» .

Как надо относиться к семье ?

В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались на «Вы» . Семья начинается с уютного теплого дома.

Воспитатель : Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос :

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети : Имя.

Воспитатель : Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.

И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом, «Свидетельство о рождении» (слайд 2) . У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.

Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.

Дети : Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель : Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья

Воспитатель : Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью .

Воспитатель :

А сейчас подумайте над такими вопросами :

Кто самый старший в семье ?

Кто самый молодой?

А кто самый мудрый?

А какая у вас будет семья , когда вырастите?

А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится ?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения»

1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.

Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка) .

2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.

Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка) .

3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.

И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)

4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа) .

5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.

Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки) .

6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)

Воспитатель : Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это дерево? (на доске)

Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек . Мы вырастим сейчас древо семьи каждого из вас , а потом желающие расскажут о своей семье , посмотрите на доску, как составляется древо.

(дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье )

Воспитатель : Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Игра с мячом, «Какой, какая»

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный :

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи .

Сейчас мы с вами порассуждаем.

Дидактическая игра «Семейные обязанности»

На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку.

Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.

Воспитатель : Все семьи одинаковые или разные?

Воспитатель : Правильно, все семьи разные : есть семьи большие , есть маленькие. Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи .

Какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье ? Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир , уважение.

Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю

ситуации, которые могут произойти в каждой семье ; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Д/и «Радость и печаль»

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку;

Разбили чашку;

Уступили место в автобусе бабушке;

Помогли маме с уборкой

Отыскали потерянные бабушкой очки;

Разбили чашку;

Физминутка (песня «Разноцветные стекляшки собери» )

Семья – это самое дорогое , что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье , доме. Мы тоже знаем много пословиц. Сейчас я буду называть начало пословицы,а вы закончите.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Мой дом – моя крепость.

Родительское слово на ветер не молвишь.

Мать кормит детей, а земля людей.

Мамонька родимая – свеча неугасимая.

Вся семья вместе , так и душа на месте.

Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.

Материнская ласка конца не знает.

Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Пословицы учат нас ценить свою семью .

О семье можно рассказывать словами и рисунками. Давайте нарисуем свою семью и поселим всех в один большой дом.

(Дети рисуют свою семью и рисунки поселяют в окошка большого дома).

Вот какие дружные семьи живут в этом доме .

Воспитатель : Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья . Пока в семье дружба , все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора , кто-то обиделся на другого члена семьи , и уже круг дружной семьи разъединился . И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи , уважать старших, помогать младшим.

Послушайте стихотворение о семье (Мария Лангер)

Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье ? (Здоровья, радости, благополучия) .

Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное «Пусть» .

«Пусть всегда будет в вашей семье …» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь) .

Итог занятия

Воспитатель : Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи !

Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга , дружно живут вместе.

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья ?

Кто такие родственники?

Как другими словами можно назвать папу и маму?

Как люди должны жить в семье ?

Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.