Домой / Брови / Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя. Fast forword помогает в развитие речи если онр, дислексия, нарушение речи, алалия, аутизм, сдв - дефицит внимания, фонематический слух, нсв, рас, зрр, зпрр, ффн

Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя. Fast forword помогает в развитие речи если онр, дислексия, нарушение речи, алалия, аутизм, сдв - дефицит внимания, фонематический слух, нсв, рас, зрр, зпрр, ффн

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ МЕТОДИКА А. М. КУШНИРА Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Когда начинать читать Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой. Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно. Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям. Возможные ошибки родителей 1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов. 2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность. 3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель). 4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще. 5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст. 6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения. КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ До чтения: осваиваем алфавит Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности. Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук наложится на букву. Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др. Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность. Первый этап: читает мама Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению. Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть. Обратите внимание! На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал. Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием. Второй этап: берем в руки указку Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка. Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке. Далее можно использовать аудио запись вместо собственного громкого чтения. При записи текста (со скоростью 40-50 слов в минуту.) не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами. Третий этап: наращивание темпа Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту. Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова. Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно. Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме. Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса. Четвертый этап: чтение-«схватывание» Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст. Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно. И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать. ЗА И ПРОТИВ Плюсы методики 1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса. 2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже. 3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального. 4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно. 5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно. Минусы методики 1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил. 2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу. 3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным. Кому не стоит заниматься по Кушниру Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным. Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго. Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Шатрова С. А. Воспитание будущего читателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 6–10..htm.

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника.
Ключевые слова: литературное образование, эстетическое восприятие произведений художественной литературы, детская книга, художественно - речевое развитие, будущий читатель.

Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое восприятие, эстетические чувства и эмоции.

По мнению Гурович Л.М., Береговой Л.Б. и Логиновой В.И., жизненный опыт ребенка и его особенности восприятия литературных произведений тесно взаимосвязаны .

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Надо подготовить ребенка к восприятию литературного произведения. Педагог обращает внимание детей на содержание и конечно на выразительные средства языка произведений, таких как сказки, рассказы, стихотворения и другие .

Известно, что современный ребенок предпочитает просмотр мультфильмов, теле - и видео фильмов, игру на компьютере - чтению художественной литературы. Технический прогресс уводит маленького ребенка от такого важного процесса, как знакомство с художественной литературой в ее первозданном - печатном, а не электронном виде.

Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, C. Я. Маршак, К. И. Чуковский подчеркивали неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга дает яркие образы, она должна быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». А также ею был выделен воспитательный эффект произведений художественной литературы, но только в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей» .

Так, С. Я. Маршак писал, что у «живого слова множество оттенков, оно богато и щедро .

Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Поэт Токмакова И. называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинкого, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

А.М. Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувства. Художественное исполнение художественных произведений усиливает воздействие содержания на слушателя .

Интерес к книге проявляется у ребенка очень рано. Вначале ребенка привлекает ее яркая обложка, цветные картинки, рассказывание наизусть или чтение взрослого. Но уже к третьему году малыш проявляет интерес к судьбе героя, переживает за его судьбу.

У дошкольников формируется способность воспринимать композицию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоотношения героев, разные средства художественной выразительности.

Дошкольники испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений, проявляют стремление к постоянному общению с книгой.

Сила впечатления, которую получает малыш при слушании произведения, напрямую зависит от его уровня восприятия произведений художественной литературы, в единстве его содержания и формы.

Авторами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем и др. выявлены два периода восприятия детьми произведений художественной литературы: до пяти лет, когда ребенок недостаточно хорошо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда для ребенка становится самоценным само искусство слова .

Очень важно, чтобы при чтении у ребенка возникала эмоциональная заинтересованность, проявилось его личностное отношение к героям, событиям.

Ребенок - дошкольник не умеет разделять свои переживания от событий, происходящих в книге. Он не может быстро выходить из образа, так как еще не осознает и не управляет своими эмоциями.

Дошкольники любят фантазировать, допридумывать события, поэтому педагогу необходимо следить, чтобы воображение ребенка не уводило бы его от содержания произведения, а наоборот включало бы ребенка в процесс восприятия художественного произведения и правильно направляло.

Но в процессе слушания у ребенка могу возникать следующие трудности:

Ребенок не может подчинить воображение тексту;

У ребенка возникают ассоциации, связанные с действительностью.

В современных комплексных программах Л.А. Парамоновой «Истоки», И.В. Логиновой и Т.И. Бабаевой «Детство», Е.А. Бунеевой и др. «Детский сад 2100» и др. отражена тематика книг, рекомендованных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. Как дополнение могут быть предложена специальная парциальная программа литературного образования детей О.С. Ушаковой, Н.В. Гаврилина и др. «Знакомим дошкольников с литературой». Авторы предлагают специальный раздел по формированию связи между произведениями художественной литературы и другими видами искусства .

Н.В. Зиновьева, А.С. Спиваковская, С.В. Безрукова и др. изучают процесс формирования читательских навыков у дошкольников.

По мнению А.В. Запорожца, ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия .

Детское чтение включает в себя: опосредованное, самостоятельное, чтение - сотворчество.

Во время опосредованного чтения, главная роль у взрослого (родителя или педагога), поэтому он должен:

Контролировать этот процесс (соблюдать правила подготовки текста к чтению, делая его более доступным детям);

Использовать выразительные средства для передачи содержания;

Наблюдать за реакцией слушателей.

После выбора произведения, педагог ведет подготовку к его выразительной передаче. Работа ведется в трех направлениях:

Овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;

Расстановка логических ударений и пауз;

Выработка ясного и правильного произношения, чтобы каждое слово звучало четко и правильно .

Текст художественного произведения необходимо обыгрывать, создавая голосом образы героев, но при этом нельзя переигрывать.

Дети часто обращаются с просьбой прочесть им какое-нибудь произведение, но взрослые не всегда отвечают на нее. Чтение должно быть радостным и доставлять удовольствие и читающему и слушающим. При чтении у взрослого могут возникать следующие трудности:

Выбор произведения (не всегда дети единогласно вбирают произведение, поэтому необходим компромисс со стороны взрослого);

Готовность взрослого отвечать на вопросы, выслушивать комментарии по произведению, реагировать на проявление эмоций, вызванных содержанием текста.

Чтение - это процесс общения, разговора к которому ребенок уже готов, взрослому же об этом нужно напомнить.

Таким образом, процесс чтения является творчеством, в котором участниками являются взрослый и ребенок на равных.

Совместное творчество, открытие нового мира дает ребенку положительные эмоции и развитие таких процессов, как слушание, восприятие произведения художественной литературы, развитие речи и мышления.

Одна из главных задач подготовки детей к школе - художественно - речевое развитие, которая включает в себя следующие виды работ:

Ознакомление с различными жанрами художественной литературы;

Формирование выразительности речи;

Пересказ и рассказывание.

Эта работа формирует следующие художественно-речевые умения:

Умение слушать художественные произведения и эмоционально отзываться на них;

Умение воспринимать содержание произведения в единстве с формой, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;

Умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение .

Одним из наиболее действенных приемов является пересказ произведения. Для этого ребенку предлагают продолжить пересказ произведения или закончить его после педагога.

Возможно использование другого варианта работы: во время повторного чтения взрослым произведения художественной литературы, ребенок слушает и считает повторяющееся слово.

Следующим приемом пересказа произведения может быть процесс моделирования. Этот метод знакомит детей с графическим способом предоставления информации - моделью, изображением. В качестве условных заместителей могут выступать разнообразного характера символы: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); условные обозначения; контрастная рамка и многие другие.

С помощью символов дети выделяют качественные характеристики героев (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Произведения художественной литературы соединяют в себе разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка. Инсценирование сказок требует от педагога предварительной подготовки, которая заключается:

1. в подборе игрушек, атрибутов;

2. обучении детей выразительному исполнению ролей;

3. проведение репетиций спектакля для правильной передачи действий.

По мнению А. М. Леушиной, в развитии выразительности речи дошкольников существует три особенности:

1. на ранних этапах детская речь исполняет функцию эмоций.

2. с увеличением требований со стороны взрослого дети начинают овладевать теми средствами, которые характеризуют выразительность речи, и начинают ими сознательно пользоваться.

3. ближе к 6-7-летнему возрасту речь с интонационной выразительности переходит на стадию языковой выразительности. В речи ребенка появляется образность: метафоры, эпитеты, сравнения .

Инсценировка, творческий пересказ от лица литературного героя дают ребенку возможность «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить взаимосвязи между персонажами, проникнуть в смысл их поступков и самого произведения. У ребенка повышается эмоциональная отзывчивость по отношению к описываемым событиям и героям, он сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Очень интересны произведения стихотворного содержания, когда ребенок повторяет фразу, связанную с предыдущей рифмой.

Сотворчество при знакомстве с книгой приближает ребенка к самому процессу чтения, который еще не доступен дошкольнику. Можно знакомить ребенка с буквами, находя их в названиях произведений, подписях к иллюстрациям.

Многие произведения художественной литературы послужили содержанием диафильмов, которые можно демонстрировать через фильмоскоп. В нескольких десятках рисунков передается содержание, к каждому из которых написан небольшой текст. На начальном этапе текст читает взрослый (педагог или родитель), далее некоторые слова могут читать сами дети.

Наиболее сложный переход - это переход дошкольника к самостоятельному чтению, так как он может сопровождаться неудачами, ослабевающими интерес к этому процессу.

Самостоятельное чтение приводит к возникновению следующих проблем:

Вначале слабая техника не дает возможности ребенку вникнуть в содержание произведения;

Выразительное чтение произведения взрослым делает его более привлекательным;

Незнакомые слова, встречающиеся в тексте детей, вызывают трудности в их осмыслении.

Чтение обладает уникальной возможностью воспитания ребенка как личности, делает общение со взрослым более близким.

Чтение способствует преодолению дефицита общения детей и родителей, духовной связи ребёнка со взрослым, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. Сотрудничество детей с родителями является очень важным в приобщении ребёнка к книге. Но. к сожалению, не все родители относятся к детскому чтению с должным вниманием .

Педагогам детских садов необходимо доводить до сведения родителей информацию о том, какие произведения художественной литературы необходимо читать с ребенком дома, какие книги лучше покупать, на что нужно обращать внимание при покупке новой книги, как заинтересовать ребенка чтением, о чем можно с ним побеседовать после чтения, как можно обыграть содержание произведения.

На литературных досугах всегда царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества детей и взрослых. Важная задача для педагога - создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения. Поэтому педагоги должны уметь организовать детский досуг, и как игровой, импровизационный, веселый и радостный для каждого дошкольника. Нельзя исключать и процесс обеспечения психологического комфорта: педагог хвалит, подбадривает ребенка, создает ему условия для творчества. На развлечениях ведется спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что вообще исключает оценку детского исполнения.

Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов - это три «И»: Интеграция - Игра - Импровизация. Педагогу необходимо ими овладеть, толко тогда он будет готов к организации и проведению веселых развлечений. Помогает детям и родителям объединиться в ещё более тесный круг, налаживать взаимоотношения желание радовать окружающих.

Желательно представлять новинки детской литературы с краткой аннотацией для родителей. Психолог может проводить индивидуальные консультации для родителей, как учитывать индивидуальные особенности ребенка при подборе книг и организации домашнего чтения.

Педагог может посоветовать родителям, какие литературные места лучше посетить с ребенком, может пригласить родителей на литературный вечер в группу, познакомить с книжным уголком, привлечь к участию в различных инсценировках, чтении по ролям.

Необходимо находить время для чтения с ребенком художественных произведений в детском саду и дома, читать вместе с ним, по очереди, возвращаться к прочитанному снова.

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М., 1992.
  3. Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. - М.: Просвещение, 1975. - 123 с.
  4. Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. - М., 1960. - С. 75-76.
  5. Маршак С. Я. Воспитание словом. - М.: Сов. писатель, 1964.
  6. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. - М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.
  7. Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 11 - М. - С.22-25.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1999. — 679 с.
  9. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256с.
  10. Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. - 0,5 п. л..htm.

Список литературы

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 1975. – 123 с.

Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. – М., 1960. – С. 75–76.

Маршак С. Я. Воспитание словом. – М.: Сов. писатель, 1964.

Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. – М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.

Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. – 2008. - № 11 – М. – С.22-25.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 679 с.

Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256с.

Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08. – ART 13579. – 0,5 п. л..htm.

ирина васильевна акулова
Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя»

Консультация для родителей

Как .

Чтение для ума – тоже, что упражнения для… тела.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по - видимому радикально меняется. Педагоги, родители , воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать .

Вот некоторые советы, как воспитать из ребенка читателя .

1. Больше читать ребенку , но только тогда, когда ему этого хочется. Не отказывайте, когда ребенок просит прочесть книгу. Если вы заняты, скажите ему об этом, но добавьте, что когда вы освободитесь, то обязательно ему почитаете . Это заставит ребенка с нетерпением ждать момента чтения.

2. Книги должны подходить ребенку по возрасту , должны быть интересны ему. Если вы видите признаки усталости, или ребенок начинает елозить – отложите чтение, продолжите после. Перед тем как продолжить чтение, спросите у ребенка , о чем ог узнал в предыдущий раз.

3. Дети очень любят, когда им перечитывают полюбившуюся книгу. Не отказывайте. Очень хорошо, что есть любимая книга. Если книга была прочитана много раз , можно в очередной раз попросить ребенка пересказать её (например, так : «Я устала, давай поменяемся, и ничего, что ты не умеешь читать , ты можешь мне все рассказать). При этом помогайте ребенку , с чего все началось, что было потом, чем закончилось.

4. Даже когда дети сами научатся читать , им нравится, когда читают взрослые . Если ребенок просит вас почитать , не отказывайте под предлогом того, что он уже сам умеет. Да, умеет, но не так хорошо, к тому же иногда приятно послушать, как читает мама .

5. Прежде чем начать читать книгу рассмотрите её. Расскажите, как называются её части : обложка, форзац, листы, страницы. Обратите внимание на иллюстрацию на обложке, какая сцена из книги на ней изображена. Покажите, где написана фамилия автора, где название, как они расположены на листе. В другой раз можно обратить внимание на фамилию художника, где она написана, ее расположение. Если есть содержание, посмотрите его, порассуждайте вместе с ребенком , для чего оно нужно и т. д.

Учите ребенка извлекать полезную информацию из всего. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в мире книг.

6. При покупке новой книге выбирайте её вместе с ребенком . Рассмотрите обложку прочтите фамилию автора, вспомните, читали ли вы произведения этого автора и т. п., как в пункте 5.

7. используйте прием щадящего чтения. Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого можно использовать иллюстрированные познавательные детские книги. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

8. Когда малыш станет чуть постарше, можно сходить с ним в детскую библиотеку. Но перед этим расскажите о том, что такое библиотека, для чего она нужна. Спросите, хочет ли он там побывать? В самой библиотеке расскажите ребенку о её работе . Походите между стеллажей, побеседуйте. Если ребенок захочет , запишитесь и станьте постоянным читателем библиотеки .

Используемая литература.

1. Черенкова Елена Феликсовна.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по ПДД «Правила поведение на проезжей части» «Правила поведение на проезжей части» Каждый год увеличивается количество транспорта в городах, следствие этого и увеличивается поток автомобилей.

Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка» (Жан-Жак руссо).:У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Общение родителей и детей» Консультация для родителей на тему: «Общение родителей и детей» Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления.

Консультация для родителей по ЗОЖ Памятка для родителей «Формирование у ребенка правильной осанки» - У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул,.

Консультация для родителей «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению,.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Воспитание культуры чтения

журнала «Школьная библиотека»

за 2006-2012 г.

"Если с детства у ребенка не воспитана любовь

к книге, если чтение не стало его духовной потребностью

на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой"

В. А. Сухомлинский

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Книга-это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Именно мы взрослые должны помочь ребенку полюбить чтение и книгу. Мы надеемся, что предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет Вам в этом.


1. Артамошина Е. Н.

Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е. Н. Артамошина // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 21-23

Руководство чтением или Как научить школьников превращать информацию в знания.

2. Барсукова Н. А.

Программа приобщения детей к книге и чтению "Книга раньше телевизора и компьютера": идея и теоретическая разработка / Н. А. Барсукова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 84-87: ил. - Библиогр. в конце ст.

Влияние семейного чтения на читательскую культуру детей.

3. Богомолова О. М.

Как научить ребенка любить книгу: практикум для родителей / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 54-56: ил. - Библиогр. в конце ст.

Как приучить ребенка к чтению? Практические советы родителям.

4. Бородина В. А.

Летняя школа чтения: Фрагменты книги / В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2011. - : 4. - С. 42-49: ил.

5. Бородина В. А.

Технология читательского развития. Летняя школа чтения / В. А. Бородина, В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2010. - : 3-4. - С. 104-112: ил.

О «Летней школе чтения» как организационной форме продолжения читательского развития. Технологии и содержание.

6. Бродский М. А.

Сайт Дискуссионного читательского клуба как средство приобщения к чтению старшеклассников / М. А. Бродский // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 75-77

О работе читательского клуба "Dialogos" работающего в Российской государственной детской библиотеке.

7. Бубекина Н. В.

Чтение о чтении: Обзор статей журнала "Школьная библиотека" за 2006 год о проблемах чтения / Н. В. Бубекина // Школьная библиотека. - 2007. - : 3. - С. 23-26: ил.

В обзоре представлены статьи об опыте работы школьных библиотек по "Национальной программе поддержки и развития чтения", которая была принята в 2006 году.

8. Варганова Г. В.

Интерактивные художественные проекты как средства приобщения к чтению / Г. В. Варганова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 89-93: ил.

Современная библиотека как пространство, реализующее и воспроизводящее разнообразные виды социокультурных практик: сотрудничество с музеями, художественными галереями и студиями, кино-, фото- и анимационными центрами, писательскими и литературно-критическими организациями.

9. Голубева Н. Л.

Школьная библиотека как пространство поддержки и развития семейного чтения / Н. Л. Голубева // Школьная библиотека. - 2008. - : 8-9. - С. 26-28

10. Гончарова Е. Л.

Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? / Е. Л. Гончарова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 62-70: ил. - Библиогр. в конце ст.

Причины возникновения бездумного чтения и пути помощи.

11. Дудина О. Ю.

Библиотека-территория сотрудничества / О. Ю. Дудина, Е. В. Говорова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 126-131: ил.

Опыт работы школьной библиотеки по привлечению учащихся к чтению в сотрудничестве с родителями и педагогами школы.

12. Дуликов В. З.

Чтение как непреходящая ценность мира детства и юности / В. З. Дуликов // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 30-33: ил. - Рец. на кн.: Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

В статье на примере книги Т. Д. Полозовой, подробно рассматриваются вопросы приобщения всех детей, подростков, юношества к чтению. Она изобилует такими актуальными "ключевыми понятиями" как: чтение -индивидуальная творческая деятельность, чтение-дело государственное, культуросообразность, человекосообразность и др. Будет полезна и интересна как учителям, так и библиотечным специалистам.

13. Жесан О. Е.

Формирование читательской компетентности младших школьников / О. Б. Жесан // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 24-26: ил.

Национальная программа по разработке и внедрению перспективных методик, подходов, программ, направленных на привлечение детей к чтению.

14. Злобина Р. М.

Золотая полка, или Использование инновационных методов привлечения к чтению: Рассказ о PR-акции / Р. М. Злобина // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 53-55: ил.

Опыт работы по отбору лучших книг для детского чтения в школьной библиотеке.

15. Зубкова М.

Как выбрать книгу для ребенка? / М. Зубкова // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 10: ил.

Какие книги нужны современному ребенку? Советы и рекомендации по выбору книг для совместного чтения.

16. Иванова Г. А.

Библиотека и семья: традиции читательского развития детей / Г. А. Иванова // Школьная библиотека. - 2009. - : 4-5. - С. 52-55: ил.

О роли домашних библиотек и семейного чтения в формировании личности ребенка.

17. Киселева Н. Б.

Создание образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению / Н. Б. Киселева // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 58-61

Воспитание, обучение, развитие посредством книги и чтения. Организация интегрированных уроков в школьной библиотеке.

18. Коваленко Л. П.

Воспитание начинается с книги / Л. П. Коваленко // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 37-44: ил.

Работа школьной библиотеки по активизации чтения учащихся.

19. Коковенкова Л. В.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: Из опыта работы. Продвижение книги и чтения в отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. В. Коковенкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 113-116: ил.

Готовый план проведения Недели детской книги в школьной или детской библиотеке. В статье подробно расписана шестидневная неделя. Для каждого дня придуманы увлекательные занятия для детей.

20. Коскина Г. М.

Воспитание = семья, школа + библиотека: Рекомендательный список для руководителей детского чтения, учителей, воспитателей, родителей, библиотекарей / Г. М. Коскина // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 30-36: ил.

Авторы статей описывают способы работы с семьями учащихся, а самое главное - сопровождают это описание методическим инструментарием и рекомендациями по его применению. Эти материалы помогут воспитанию малыша и подростка через семейное чтение.

21. Котомина Г. В.

Как побудить детей к чтению и обсуждению книги / Г. В. Котомина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 36-38: ил.

22. Кушарева Т. Е.

В конкурсной работе школьного библиотекаря подробно рассказывается о том. как научить ребенка полюбить книгу, даются советы и подробные рекомендации. В приложениях вы найдете: анкеты для родителей "Любит ли ваш ребенок читать?", анкеты для детей 5 кл. "Чтение в моей жизни", памятки для родителей "Как воспитать у детей интерес к чтению" и "Научите ребенка любить книгу", списки интересных книг для младших школьников, сценарий семинара "Работа школьного библиотекаря с семьей".

23. Лапшина И. Ю.

Реализация городского проекта "Год чтения": итоги, перспективы / И. Ю. Лапшина // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 47-50: ил.

"Самый читающий класс", анкетирование преподавателей и школьных библиотекарей в рамках проекта.

24. Лунева Т. Н.

25. Маркевич О. А.

Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога- библиотекаря / О. А. Маркевич // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 44-46: ил.

Современные концепции читательского развития личности на примере модуля "Формирование читательской компетентности обучающихся» в условиях ФГОС нового поколения и Национальной программы поддержки и развития чтения.

26. Матвеева О. Е.

Утверждая идею чтения / О. Е. Матвеева // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 34-36. - Рец. на кн. Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

Профессор МГУКИ О. Е. И, Матвеева анализируя книгу Т. Д. Полозовой, подробно останавливается на современных методологических подходах нравственно-эстетического воспитания ребенка-читателя.

27. Махаева В. П.

28. Мелентьева Ю. П.

Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения / Ю. П. Мелентьева // Школьная библиотека. - 2011. - : 6-7. - С. 97-100: ил.

Семейное чтение в детском саду, в подростковом и отроческом возрасте, а также для престарелых и больных членов семьи. Доклад доктора педагогических наук Юлии Петровны Мелентьевой может быть использован для выступления на родительском собрании.

29. Мосман Н. В.

Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении формирования читательской активности школьников / Н. В. Мосман, Т. Н. Старова // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 71-74: ил.

Специальные приемы и методики, направленные на развитие читательской активности школьников.

30. Накамура, Юрико .

Чтение как руководство для жизни / Ю. Накамура // Школьная библиотека. - 2009. - : 6-7. - С. 64-67: ил.

Доцент Киотского университета из Японии Юрико Накамура о том, как следует преобразовать школьные библиотеки.

31. Ощепкова Г. А.

Педагог Мурманской области как читатель и провайдер детского чтения: Результаты исследования / Г. А. Ощепкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 21-38: ил.

Исследование, проведенное в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения.

32. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок. Чтение-дарение / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 5. - С. 47-56: ил. - Продолж. Начало:2011.№1-2, №3, №4

Корней Иванович Чуковский мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к "Евгению Онегину". Что это значит? Главный библиотекарь СУ ЦБС г. Нижнего Новгорода разработала и представила в этой статье новую форму работы - "чтение-дарение". В ней она уделяет большое внимание чтению вслух, семейному чтению, подробно описывает формы и методы работы с текстами художественных произведений и стихов, разбирает жанровое разнообразие литературных произведений, дает рекомендации.

33. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 16-22: ил. - Библиогр.: с.17. – Продолж. Начало: 2011.№1-2

Продолжение публикации "встреч" библиотекаря с читателями у "книжной лесенки", которые готовят маленького читателя к удивительной встрече с книгой. В этой статье речь идет о "временах стародавних", а именно о Пушкинской "Песни о вещем Олеге". Авто статьи предлагает юному читателю углубиться в историю и понять непонятные слова, вообразить себе то, что случилось когда-то, в далекие, давно минувшие времена. Символом встреч выбрана новая форма работы - лесенка стремянка.

34. Полевина Е. В.

Книга как средство эстетического воспитания читателей школьных библиотек / Е. В. Полевина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 47-49: ил. - Библиогр. в конце ст..

История приобщения детей к книжной культуре с Древней Руси до наших дней.

35. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 46-56: ил. - Окончание. Начало: №8

О проблемах подросткового чтения.

36. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова и ценности чтения / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 37-44

Предлагается фрагмент книги Т. Д. Полозовой, в котором идет разговор о диалоге с читателем, "сердечной недостаточности" и формах ее совсем не медицинского лечения чтением.

37. Поминова Л. В.

Формирование традиций семейного чтения через игровую деятельность - праздник "Лад" : Опыт организации семейного праздника / Л. В. Поминова // Школьная библиотека. - 2009. - : 8. - С. 8: ил.

Опыт работы школьного библиотекаря по организации домашнего чтения.

38. Проценко Н. Д.

Применение на практике системного использования наглядности в организации работы ребенка с книгой как неотъемлемой и важнейшей составляющей развивающего обучения.

39. Рабович Г. В.

Читаем всей семьей: Библиографическое пособие / Г. В. Рабович // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 64-71: ил.

40. Рабович Г. В.

О преодолении четырех важных ступенек на пути становления Большого читателя пишет Галина Васильевна Рабович. Два шага (две ступеньки): "Обучение чтению" и "Приобщение к чтению" были опубликованы в предыдущей статье. О следующих ступеньках: "Формирование круга чтения" и "Культура чтения" - вы прочтете в этом номере.

41. Семенищева З. Г.

Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке / З. Г. Семенищева // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 111-114: ил.

Формы и методы привлечения детей к чтению в школьной библиотеке.

42. Силуянова С. В.

От интереса к чтению - к духовно-нравственному здоровью учащихся (Партнерство школы и семьи) / С. В. Силуянова // Школьная библиотека. - 2008. - : 5. - С. 48-53: ил.

Об одном из путей эффективного воспитания детей - организации сотрудничества с семьей.

43. Соловьева Е. А.

Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка / Е. А. Соловьева // Школьная библиотека. - 2010. - : 1. - С. 65: ил.

Статья заведующей районной детской библиотекой МУК "Сафоновская РЦБС" Е. А. Соловьевой об опыте сотрудничества со школьными библиотеками. Проекты и принципы построения работы библиотек, формы работы.

44. Сукиасян Э. Р.

Домашняя библиотека школьника / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - : 1. - С. 57-62: ил.

Советы и подсказки школьному библиотекарю, классному руководителю в проведении родительского собрания по организации домашней библиотеки для детей.

45. Тимофеева И. Н.

Книга в жизни подростков: фрагменты книг / И. Н. Тимофеева // Школьная библиотека. - 2009. - : 2. - вкл. : ил.

Фрагменты книг старшего научного сотрудника Российской национальной библиотеки И. Н. Тимофеевой "Книги в жизни маленьких детей" и "Дети. Время. Книга"

46. Тихомирова И. И.

47. Тихомирова И. И.

Детское чтение и противоречия / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 62-66: ил.

Взгляд на судьбу чтения в России.

48. Тихомирова И. И.

Истоки развития творческого чтения в России: Тренинг / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 6-7. - С. 156-159: ил.

49. Тихомирова И. И.

Как нестандартно работать по новым стандартам / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2012. - : 2-3. - С. 104-108: ил.

О комплекте пособий, вышедшем в издательстве "Просвещение" - "Учимся успешному чтению. Портфель читателя", составленном по новым методикам и нацеленном на приобщение детей к чтению.

50. Тихомирова И. И.

ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ШКОЛЕ И ДОМА
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами... учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далёкие от наших глаз вещи...» Это раздумья о книге великого педагога и учёного 17 века Яна Амоса Коменского. В большинстве своём классики педагогической мысли придавали чтению, и именно детскому чтению, исключительное значение для развития всех качеств и способностей человека - его интеллекта, воли, характера, психики. Сегодня педагоги по-прежнему убеждены в том, что одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление лично сти, является к н и г а. Последнее десятилетие социального и духовного разлома в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Из самой читающей страны мира Россия превратилась в государство, где 40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу. Частично, конечно, это объясняется объективными причинами: общим сокращением свободного времени, когда за бесчисленными делами на работе и дома не то что почитать - поесть некогда, распространением новых средств передачи информации. Телевидение, радио, Интернет доступны (может быть, даже слишком доступны) и стремительно входят в нашу жизнь. В результате первым отказывается от чтения молодое поколение. И это несёт в себе огромную опасность. Ведь книга - не только источник знаний (теперь таких источников масса, и нет оснований предпочитать только один из них на том основании, что так делали наши Щукина Юлия Вячеславовна
отцы и деды). Это часть нашего внутреннего мира, средство воспитания и развития эстетического чувства. Мне почему-то кажется, что произведение, прочитанное на мерцающем экране компьютера, производит иное впечатление, нежели толстый том, над которым до того смеялись и плакали десятки людей. Реальность, однако, такова, что молодёжь читает практически только произведения «модных» авторов, переводить бумагу на которые - часто только неоправданное изничтожение лесных ресурсов. Сегодня, говоря о чтении, его функции, его роли и месте в современной жизни, мы видим перед собой острую проблему, решать которую необходимо уже на государственном уровне. В современном обществе существуют два принципиально разных подхода психологов к чтению, к его смыслу и функциям. Один подход - сегодня очень распространённый - сводит чтение к получению информации, а информацию - к набору фактов, которые читатель узнаёт из текста. Определённая такими взглядами психолого-педагогическая практика формирует читателя поверхностного, некритического, нетворческого. Сторонники второго подхода, напротив, подчёркивают, что чтение - это сотворчество читателя с автором, что оно требует восприятия и понимания текста не только на уровне описанных фактов. По мнению педагогов, этот подход становится особенно важным, когда речь идёт о детском чтении и о чтении художественной литературы, где велика роль эмоционального сопереживания. Тем более, что сегодня обращает на себя внимание и тревожит тот факт, что дети стали хуже воспринимать художественные тексты. На то есть и объективные, и субъективные причины. Всё тот же возрастающий ритм жизни. Внедрение в быт ребёнка телевидения и компьютера, подготовка к школе вместо игры -всё это приводит к информационным перегрузкам и, как следствие, к снижению собственной познавательной активности. Родители смотрят на чтение исключительно как на получение ребёнком полезной информации. Детскую литературу они заменяют детскими энциклопедиями. Привыкая к фрагментарному, отрывочному тексту, к набору сведении, ребёнок уже не может видеть целостно и другие, в частности, художественные тексты. Не воспринимается подтекст, второй план, утомляют описания, авторские отступления; не возникает эмоционального Щукина Юлия Вячеславовна
отклика, сопереживания. Эти факторы, в свою очередь, определяют выбор литературы для чтения. Круг замыкается, и прорвать его может только специально организованный процесс воспитания маленького читателя, поскольку времена, когда это происходило естественным путём, к сожалению, прошли. Престиж чтения снижается - это уже факт на сегодняшний день, деловое (учебное) явно преобладает над свободным, а свободное - становится всё более развлекательным, частью массовой культуры. Неоспоримо сегодня то, что школа, в широком смысле слова, непосредственно влияет на объём и характер чтения. Именно школе принадлежит значимая роль воспитания талантливого читателя, ведь чтение - это искусство - процесс творческий, поэтому очень важно научить ребёнка читать правильно. Читать можно по-разному, - утверждал С.Я.Маршак.- Можно «глотать» книжку за книжкой - сто книжек в месяц, - скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше. А можно читать бережно, неторопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово...» Для того, чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать. Учиться читать надо всю жизнь! Основные взаимозависимые слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, интерес к литературному процессу - всё это воспитывает школа, в частности уроки литературы. Кто такой талантливый читатель? Это человек, умеющий самостоятельно выбирать книгу, составить список произведений по определённой теме и найти их, пользуясь справочным аппаратом библиотеки. Талантливый, то есть творческий, читатель владеет привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. У него развиты потребность в чтении и навыки грамотного, осознанного обращения к чтению как источнику самообразования, самовоспитания. Воспитать талантливого читателя - значит научить его методам работы с различными произведениями - конспектированием, цитированием, выписками, пользованием словарями, справочниками. Способность творческого чтения - важнейшая предпосылка общего становления и развития личности, одна из основ того духовного багажа, который Щукина Юлия Вячеславовна
предостережёт человека от разлагающего влияния «художественной» антикультуры и активизирует интерес к высокому искусству разных видов и жанров. Поэтому вызывает беспокойство спад интереса к чтению, особенно произведений высокого искусства именно в детстве, когда интенсивно формируется личность, её мировоззрение. С этим непосредственно связано всё то негативное в поведении подростков, юношества. Значение работы по воспитанию грамотного творческого читателя небывало возрастает сегодня, когда на головы юных читателей обрушивается мощный поток различных изданий, для понимания которых нужны добротная подготовка, вкус, умение анализировать. Одна из высших радостей педагога - видеть, как ученик сам захлопывает дверь фабрики бестселлеров, чтоб зайти отвести душу к другу Бальзаку. Интенсивно развивающаяся в детстве личность нуждается в проявлении своих человеческих возможностей. Эстетическое восприятие и оценка художественного произведения, освоение жизни на этой основе эмоционально активно и, следовательно, даёт широкий простор для проявления человеческих возможностей. Духовная природа человека проявляется и обогащается в творческом чтении, т.е., читая, человек «осуществляет» себя. В.А. Сухомлинский сказал: «Чтение открывает перед детьми прежде всего мир собственной души, маленький человек познаёт величие человеческого духа, проникается чувством уважения к самому себе, ему хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей». Но это происходит только тогда, когда чтение становится потребностью, когда оно внутренне необходимо, личностно значимо. Необходимо помнить, что ядром творческого чтения является эстетическое восприятие произведения. Оно всегда содержательно и эмоционально. Это личностно окрашенное, индивидуально-неповторимое отношение к предмету восприятия, к его содержанию и форме. Эстетическое восприятие, как и художественный вкус, - категории мировоззренческие. Л.Н. Толстой писал: «Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны». Щукина Юлия Вячеславовна
Итак, воспитание творческого читателя, его художественного вкуса, понимания эстетической сущности и ценности произведений литературы имеет несомненное значение для того, чтобы уберечь учащихся от дурного чтива, чтобы повысить их интерес к тому, что составляет подлинное богатство духовной культуры народа, и усилить таким образом её воздействие на формирование мировоззренчески, нравственно зрелой личности школьника-читателя. В заключение хочется ещё раз обратиться к мыслям великого педагога 17 века Я.А. Коменского, который писал: «Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребёнка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашёл привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашёл в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушёл в жизнь с пустой душой». Замечательные слова, в которых наша главная задача - задача педагогов - учить и учить приобщению к радостям жизни в мире книг. Чтение является сложно структурированной системой, что не может не отразиться на основных терминах. Среди них: читательская социализация, читательское развитие, культура чтения: читательское сознание и общение, читательская деятельность. Если читательская социализация – процесс и результат усвоения и воспроизведения опыта, накопленного человечеством в чтении, то читательское развитие – закономерные количественно-качественные изменения в личности читателя в ходе читательской социализации. Эти изменения происходят в трех сферах читательского развития (сознания, деятельности и общения), тесно связанных между собой. Культура чтения – совокупность достижений личности в читательском развитии, во всех трех ее сферах в соответствии с определенным этапом онтогенеза. Вывод: Учащиеся читают в основном программный материал, чаще увлекаются фантастикой, прислушиваются к рекомендациям учителей Существует немало методик, которые помогут ученику погрузиться в стать Щукина Юлия Вячеславовна
внимательным, увлеченным читателем. Рекомендации предлагаются для учителей и родителей.
Рекомендации

1. Игра в чтение
 Попросите ребенка устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. И в то время, пока вы заняты домашними делами, объявите, что сейчас ваш малыш - ведущий программы "В гостях у сказки". Обычно дети с увлечением начинают пересказывать прочитанное, или сами придумывать новые истории. Задания можно корректировать, подстраиваясь под домашнее задание в школе. Этот метод можно использовать и в школе - как один из вариантов опроса.  Объявите себя уставшей и попросите ребенка почитать что-нибудь "от усталости". К концу чтения "происходит чудо": мама выздоравливает от хандры.
2. Создавайте книги сами!
С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно - чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.
3. Метод Кассиля
Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.
4. Метод Искры Даунис (детского психолога)
Щукина Юлия Вячеславовна
Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. В письме, буквально в двух строчках герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то. Следующее письмо может быть уже более подробным. Теперь герой сообщает вашему малышу, что хотел пригласить его в цирк, но заметил, что вчера он не убрал игрушки. Зато, если завтра малыш будет вести себя хорошо, его ждет поход в кино. Вариантов писем много - главное, чтобы каждое следующее письмо было на 2-3 строчки длиннее предыдущего. На уровне подсознания закрепляется связь: чтение - подарок - удовольствие.
5. Самый действенный прием - читайте сами!
На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов. И, конечно, ваш ребенок вряд ли захочет брать книги в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать. Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.
Как приучить к чтению подростка
Безусловно, воспитывать любовь к книге необходимо с раннего детства. А что делать, если малыш - уже далеко не малыш? Не станешь же с 15-летним верзилой играть в "подброшенное письмо" или читать ему на ночь сказки.Главное - не отчаиваться. Книголюба можно воспитывать в любом возрасте. Вот несколько советов. 
Беседуя

подростком,

приводите

примеры

книг
. Например, обсуждая какую-то ситуацию, можно сослаться на аналогичный пример из Щукина Юлия Вячеславовна
литературы. Со временем ребенок привыкнет обращаться к опыту литературных героев. 
Выбирайте

книги

учетом

интереса
ребенка. Если юноша отказывается читать, но с увлечением гоняет в компьютерные гонки, подберите книгу об автомобилях. Если девочка постоянно вертится возле зеркала, предложите ей почитать о стилях в модной индустрии. Благо, сейчас предостаточно любой литературы. Здесь важно не просто предложить книгу, но и обсудить ее потом. Пусть ваш ребенок расскажет о своем увлечении, и о том, что нового он узнал из книги. Начало положено, а это немаловажно! 
Собирайте домашнюю библиотеку
. Электронные книги, тем более аудиокниги хороши, когда процесс уже запущен. А пока любовь к книге только зарождается, лучше предлагать бумажные книги, с этим особым запахом типографской краски, шуршащими страницами. Пусть у подростка постепенно складывается своя библиотека, где будут присутствовать книги, которые ему интересны. И неважно, что это будет - собрание комиксов, детективы Донцовой или вампирские саги. У каждого любовь к чтению начинается с той особенной Книги, которая приоткрыла дверцу в чарующий мир Слова. А если ребенок уже начинает читать, рано или поздно такая Книга появится и у него.
Литература
1.Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я/И.И. Тихомирова. - 2004 2.Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 2:Растим читателя-творца. - 2009 3.Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 1:Чтение как творчество. - 2009 Щукина Юлия Вячеславовна
Щукина Юлия Вячеславовна