Домой / Брови / Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений). Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков

Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений). Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков

В нашей стране сложился комплекс социальных институтов, осуществляющих либо могущих осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. Для каждого из уровней отклоняющегося поведения имеют место быть специфические институты, осуществляющие профилактику дальнейшего развития отклонеий в поведении.

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы, в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а так же система внешкольных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а, с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

На уровне асоциального поведения (поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе) профилактическую функцию выполняют КДН – комиссии по делам несовершеннолетних и социальные педагоги и психологи школы, родители, а так же система приютов для несовершеннолетних. Содержанием деятельности КДН (отделов при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а так же оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет), либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом для подростка, заставляя задуматься о своем будущем “на воле”. В последнее время начался процесс трансформации функций КДН, которая постепенно начинает выполнять роль не только контролирующей организации, но и роль подростковой адвокатуры, защищающей права несовершеннолетних граждан. На уровне делинквентного поведения профилактическую функцию выполняет система исполнения наказания (спецшколы, спецучилища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которых законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.



К числу стратегических целей социально-педагогической помощи личности с девиантным поведением относятся: формирование конструктивной мотивации, интеграция индивидуального социального опыта, совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности, выработка жизненно важных умений, устранение или минимизация проявлений дезадаптивного поведения, расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности, повышение уровня социально-психологической адаптации.

Более конкретными задачами социально-педагогического воздействия на отклоняющееся поведение личности являются:

устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

усиление адаптивного поведения;

ослабление или устранение неадекватного поведения;

устранение изнурительных реакций тревоги;

развитие способности расслабляться;

развитие способности самоутверждаться;

развитие эффективных социальных навыков;

достижение адекватного сексуального функционирования;

развитие способности к саморегулированию.

43. АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.особенности детского алкоголизма .

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей.

 Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма.

 Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения.

 Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно.

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная.

 Низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних;

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

 большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состояниимногие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5 % подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

 пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация);

 пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

 пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

 пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

В современном российском образовании существуют различные типы школ, среди которых и вечерние школы. Их роль в современном обществе очень важна, ведь зачастую именно в вечерней школе учатся подростки, имеющие социальные отклонения.

Ежегодно в БОУ г. Омска «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №29» обучаются от 200 учащихся (кроме учащихся СИЗО), проживающих на всей территории г. Омска и прилегающих к нему поселков. В соответствии с законом «Об образовании» в школу принимаются помимо совершеннолетних, не получивших в свое время образование по ряду причин, и несовершеннолетние, достигшие 15 летнего возраста и только по решению КДН И ЗП.

В силу сохраняющейся тенденции вытеснения из общеобразовательных школ учащихся из семей с низким социальным статусом, требующих дополнительных педагогических усилий, в вечерней школе сосредотачивается контингент не столько совершеннолетних учащихся, не закончивших школу в свое время, сколько учащихся со сложившимися стереотипами поведения, связанными с уклонениями от учебы. Большинство учащихся ранее систематически пропускали занятия, не успевали по большинству предметов. Около 10 - 15% поступающих в школу - это учащиеся, совершившие правонарушения, включая уголовные преступления, вернувшиеся из ВК, употребляющие ПАВ, состоящие на различного вида учетах.

Поэтому проблема профилактики и коррекции социальных отклонений подростков и молодежи является актуальной для педагогического коллектива школы.

Успешность работы педагогического коллектива достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.

Анализ мероприятий, направленных на профилактику девиантных форм поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, убедил нас в том, что профилактика, во-первых, должна заключаться в воздействии на основные факторы (социальные, психологические) формирования отклоняющихся форм поведения, во-вторых, проявляться во взаимной заинтересованности и согласованной работе всех педагогов школы
В-третьих, она должна проводиться дифференцированно.

С учетом вышеизложенного, Советом профилактики школы была разработана программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Первый этап реализации программы связан с диагностической работой. Силами социального педагога, классных руководителей, учителей-предметников, медицинского работника ДКБ №2, инспекторов ОДН, специалистов социально-реабилитационных центров проводится комплексное обследование как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Составляются социально-педагогические карты и индивидуальные программы работы. Социальный педагог дает общую характеристику семьи и стиля семейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает общее состояние здоровья и перенесенные заболевания, классный руководитель характеризует подростка с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей интересов и склонностей.

На втором этапе, после анализа, часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбираются подростки со сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями.

На третьем этапе, после заседания Совета профилактики школы, проводится беседа с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и по возможности педагоги заручаются их поддержкой .

Коррекционный четвертый этап начинается с «шоковой терапии» - комплекса групповых мероприятий совместно с инспектором ОДН, представителями других отделов УВД, медиком-психологом наркологического диспансера, педагогами, работающими в УКП СИЗО с отобранной группой подростков с просмотром документальных фильмов о воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, о наркомании, алкоголизме и их последствиях. Мероприятия проводятся по определенному сценарию, который разработан с учетом психологических особенностей данной категории. Учитывая, что эффект от этой терапии, как правило, бывает кратковременным, в течение 2—3 дней подростка следует оставить наедине со своими мыслями. Цель данного этапа коррекционной работы — активизация самосознания подростка, осознание последствий противоправного поведения, актуализация смысла

После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подростку разобраться в ситуации, сложившейся у него. Поэтому на пятом этапе предполагается встречи с медиком-психологом Наркологического диспансера. В зависимости от особенностей ситуации, встреча может быть с родителями или без них. Цель - формирование у подростка адекватной самооценки, уровня притязаний и отношения к себе.

Шестой этап коррекционной работы связан с проведением групповых тренингов. Причем важно, чтобы группы были смешанными. Возможно участие и взрослых, совершеннолетних учащихся, имеющих собственный социальный опыт, авторитетных для учащихся этой группы и учащихся, имеющих позитивные социальные установки. Меньшинство должны составлять учащиеся, состоящие на учете в органах внутренних дел. Кроме решения основных задач, на этом этапе ведущий должен спровоцировать столкновение мнений, цель которого — изменение ценностных ориентиров у «трудных» подростков в сторону социально одобряемых ценностей.

Седьмой этап программы связан с работой с семьей. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, особенностями подростка и нарушениями в поведении. Встречи с подростком и его родителями в самом начале работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника, социальный педагог выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения сторон. Далее осуществляется совместное обсуждение внутрисемейных проблем с последующим поиском их разрешения или дополнительными консультациями психологов.

На восьмом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подростков-правонарушителей с последующим привлечением их к участию во внеучебных мероприятиях, причем уровня не столько школьного, сколько городского, регионального, межрегионального и даже общероссийского, как например, фестивали народного творчества, конкурсы рисунков, фотографий, стихов. Привлекаем и к участию в предметных олимпиадах, конкурсах. Заочная форма работы позволяет ученику, которому оказали доверие, уважение, выразили веру в его возможности, сконцентрировать усилия на поиске ответов, их формулировок, что вызывает живое обсуждение среди сверстников. Практика показывает, что получение дипломов или даже сертификатов участников, очень повышает самооценку учащихся и корректирует их систему ценностей.

Программа по реализации данного проекта рассчитана на учебный год.

С 2006 по 2012 г.. реализация этой программы дала положительный результат: произошло снижение количества учащихся, состоящих на различных видах учета, снижение преступности с 12 преступлений в 2006 году до 4 с 2009 по 2012 годы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для успешной работы с подростками девиантного поведения необходимо, чтобы формы и методы воспитательного воздействия дифференцировались в зависимости от конкретных условий жизни ученика. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику; необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами; сила современного учителя в признании и уважении личности подростка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира; важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.

Только в этом случае можно добиться положительных результатов и вернуть ребят в общество.

Список литературы

  1. Галеева Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования //Журнал “Завуч” - 2003г. - №2
  2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 2001г.
  3. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Журнал “Воспитание школьников” - 2002г., №7

УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
«Профилактика социальных отклонений
(Превентология)»
в свете ФГОС ВПО III поколения
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(вариативная часть профессионального цикла)
Направление 050100 «Педагогическое образование»
Квалификация (степень) «Магистр»
Магистерская программа «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)»

Цель модуля

Содействие формированию у
магистрантов общекультурных и
профессиональных компетенций в
области профилактики социальных
отклонений

Задачи учебного модуля

Сформировать базовый понятийный аппарат для
осмысления всех курсов модуля;
Ознакомить магистрантов с теоретическими основами
сохранения здоровья;
Дать представление о различных формах социальных
отклонений и единых механизмах формирования
зависимости;
Рассмотреть и систематизировать факторы риска
развития социальных отклонений;
Усвоить систему знаний и умений по профилактике
девиантного поведения (как теоретические, правовые,
так и организационно-методические аспекты);
Сформировать общекультурные и профессиональные
компетенции превентолога.

Структура учебного модуля (вариативной части профессионального цикла) «Профилактика социальных отклонений (Превентология)»

I) Базовые учебные дисциплины:

2.Различные формы социальных отклонений (наркомания,
алкоголизм, курение) и единые механизмы формирования
зависимости

4.Организация и методика проведения профилактической
работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности
превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод
профилактики аддиктивного поведения

II) Вариативные дисциплины
(Дисциплины и курсы по выбору)
1.
Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2.
Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.
Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.
Формирование коммуникативной культуры школьников
в деятельности превентолога
5.
Здоровый образ жизни как модель поведения
6.
Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний

Краткая аннотация

Необходимость разработки и внедрения в педагогический
процесс ВУЗов учебного модуля «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» как основы соответствующей
магистерской программы обусловлена наблюдающимся в
последние годы значительным ростом потребления наркотиков во
всем мире, приводящим к различным нарушениям здоровья и
поведения, которые являются причиной многих видов
социального, медицинского и экономического ущерба.
2.
В связи с высокой коморбидностью форм девиантного
поведения все чаще в литературе появляется употребление
термина «Общий девиантный синдром», отражающий единые
механизмы формирования зависимости при наркомании,
алкоголизме и курении. Современная ситуация настоятельно
требует дальнейшего развития системы профилактики
социальных отклонений.
3.
Для реализации и развития этой задачи требуются
компетентные специалисты, имеющие теоретическую, научнометодическую и практическую подготовку в данном вопросе.
4.
Предлагаемый учебный модуль «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» дает комплекс необходимых знаний
для ознакомления с теоретическими основами сохранения
здоровья, различными формами социальных отклонений,
механизмом формирования, факторами риска развития их, а также
организацией и методикой проведения профилактической работы
в образовательной среде.
1.

4.
Основополагающими правовыми и учебнометодическими документами, закладывающими
фундамент этого модуля, являются:
«Конституция РФ»,
«Основы законодательства РФ»
Законодательство РФ о наркотических веществах и
противодействии им
«Концепция национальной безопасности РФ»
Ф.З «Об образовании»
Ф.З. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»
Методические рекомендации, учебные пособия МЗ и МО по
профилактике
потребления ПАВ несовершеннолетними.
5.
Основными направлениями в деятельности будущих
магистров должны стать:
социально- педагогическое
организационно-методическое
нормативно-правовое
и др.

Дидактические единицы учебного модуля

Девиантное поведение;
аддиктивное поведение;
делинквентное поведение;
социальная педагогика;
профилактика социальных отклонений;
правовые аспекты профилактики;
базовые модели профилактической работы;
отечественный и зарубежный опыт
профилактической работы;
учреждения социального обслуживания
подростков и молодежи;
законодательство в сфере профилактики,
социальной защиты.

Степень новизны учебного модуля

Основой для создания модуля послужили некоторые
программы по соответствующим дисциплинам,
разработанные для специализации в рамках стандарта
второго поколения.
Был разработан впервые (в 2010 году).
Определенной степенью новизны является
соответствие модуля требованиям стандарта третьего
поколения.

10. Количество часов/зачетных единиц на вариативную часть профессионального цикла учебного модуля

Вариативная часть профессионального цикла данного учебного модуля включает в себя 10 учебных
дисциплин:
6 базовые:
1.Теоретические основы и технологии сохранения здоровья
2.Различные формы социальных отклонений (наркомания, алкоголизм, курение) и единые механизмы
формирования зависимости
3.Факторы риска развития социальных отклонений
4.Организация и методика проведения профилактической работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод профилактики аддиктивного поведения
- по 3 зачетные единицы на каждую дисциплину, включая по 1 зачетной единице за
экзамен.
6 вариативные:
1. Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2 Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога
5.Здоровый образ жизни как модель поведения
6.Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний
- по 2 зачетных единицы на каждую из дисциплин, завершающихся зачетом.
Общая трудоёмкость: 30 зачетных единиц / 1080 часов (из расчета 1 зачетная единица = 36 часов, в свою очередь 36
часов – это 18 аудиторных + 18 для самостоятельной подготовки).

11. Результаты, востребованные на рынке труда

Магистры, владеющие знаниями, умениями и
навыками в области основ профилактики социальных
отклонений (превентологии), востребованы на рынке
труда
как в учреждениях социального обслуживания, так и:
в школе;
в профессиональном лицее
в колледже
в вузе
в качестве учителя, социального педагога, преподавателя
и др.

12. Виды профессиональной деятельности выпускника:

Социально-педагогическая;
Медико-социальная;
культурно-просветительская;
организационно-управленческая.

13. Компетенции

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое
образование» с квалификацией (степенью) «магистр» должен
обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными
:
- способен совершенствовать и развивать свой
общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готов использовать знание современных проблем науки и
образования при решении образовательных и профессиональных
задач (ОК-2);
- способен к самостоятельному освоению новых методов
исследования, к изменению научного профиля своей
профессиональной деятельности (ОК-3) и др.

14.

б) профессиональными:
- общепрофессиональными:
Способен осуществлять профессиональное и личностное
самообразование, проектировать дальнейший
образовательный маршрут и профессиональную карьеру
(ОПК-2);
- в области педагогической деятельности:
Способен применять современные методики и технологии
организации и реализации образовательного процесса на
различных образовательных ступенях в различных
образовательных учреждениях (ПК-1);
- в области научно-исследовательской деятельности:
Способен анализировать результаты научных исследований и
применять их при решении конкретных образовательных и
исследовательских задач (ПК-5);
- в области методической деятельности:
Готов к разработке и реализации методических моделей,
методик, технологий и приемов обучения, к анализу
результатов прлоцесса их использования в в
образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

15.

- в области культурно-просветительской
деятельности:
Способен изучать и формировать культурные
потребности и повышать культурно-образовательный
уровень различных групп населения (ПК-17);
Готов разрабатывать стратегии просветительской
деятельности (ПК-18).

16. Взаимосвязь и интеграция с другими учебными модулями

Взаимосвязь учебного модуля «Профилактика
социальных отклонений (Превентология)» с другими
учебными модулями определяется общими точками
соприкосновения в рамках многоуровневой системы
подготовки по направлению «Педагогическое
образование», например, профиль «Образование в
области безопасности жизнедеятельности», - с
основными дидактическими единицами в
исследуемой предметной области.
Говоря о данном проекте учебного модуля,
разработанного на нашей кафедре, следует отметить
непосредственную взаимосвязь с учебными
модулями других кафедр, в частности, кафедрой
социальной безопасности: например,«Социальная
безопасность человека» и др.

17. Благодарю за внимание!

Макарова Людмила Павловна,
доктор медицинских наук, профессор
профессор кафедры медико-валеологических дисциплин
Факультет безопасности жизнедеятельности
РГПУ им. А. И. Герцена