Последние статьи
Домой / Брови / Основные правила обучения щенков в домашних условиях. Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя

Основные правила обучения щенков в домашних условиях. Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя

(5 голосов : 5,0 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

О воспитании щенков написано море литературы, и, как правило, все будущие владельцы собак её тщательно изучают. Но как только щенок появляется в доме, большинство советов либо вовсе выветриваются из головы хозяина, либо он не понимает, как же правильно их применить. И самое большое затруднение обычно возникает с толкованием основополагающей установки: хозяин должен стать для своей собаки вожаком. Как этому научиться, как правило, никто не уточняет. На самом деле, это вовсе не сложно.

Три признака настоящего вожака

Два биологических вида, человек и собака, созданы природой для гармоничного существования в иерархическом социуме. Спорить, справедливо ли выстроена иерархическая лестница в человеческом обществе, не будем. Но примем как данность, что в стае волков, ближайших родственников собак, она выстроена справедливо. Это подтверждают и многолетние наблюдения учёных за поведением волков в стае. И вот какие важные для нас выводы они сделали.

Вожак - не тот, кто сильнее

Физическая сила далеко не всегда является признаком вожака, недаром возглавить стаю может и самка. Лидером становится порой и не самый смелый, и не самый опытный, но всегда самый умный - тот, кто в трудной ситуации способен принять правильное решение, и кому все остальные животные могут доверить своё благополучие.

Вожак всегда последователен и справедлив

Выяснилось, что визуально определить вожака в стае можно далеко не сразу. Он выступает на первый план, только когда нужно принимать решение и вести за собой других или когда кто-то из животных нарушает мир и спокойствие, пресекает установленные границы поведения. Вожак практически никогда не применяет силу и даже не рычит - ему буквально достаточно взгляда, чтобы заставить подчиниться. Наконец, вожак всегда сохраняет спокойствие и уверен в себе.

Власть вожака никогда не основана на насилии

Известный исследователь волков Ясон Бадридзе однажды наблюдал такую картину. Стая волков отдыхала на берегу реки, все они спокойно лежали на траве, а несколько молодых животных устроились на небольшом возвышении - месте, которое всегда занимает вожак. Когда тот появился, молодые волки вовсе не бросились врассыпную.

Они заметили приближающегося лидера издали и, спокойно встав, «сделали вид», что им немедленно нужно отлучиться по важному делу. Один пошёл попить воды, другой заметил что-то очень интересное в кустах, третий деловито побежал к опушке леса. Все волки уступили место вожаку, полностью сохранив своё достоинство, без униженности и раболепия.

Таким образом, отношения между вожаком и другими членами стаи никак нельзя назвать отношениями хозяина и бесправного раба, они основаны на добровольном признании всеми животными авторитета одного. В идеале, таким и должно быть воспитание и дрессировка щенка - попробуйте мысленно примерить на себя роль именно такого лидера.

Воспитание щенка: семь основных правил

Мы сформулировали для вас 7 главных установок - начало воспитание щенка закладывает базу для дальнейших отношений и дрессировки, поэтому постарайтесь ими не пренебрегать.

1. Всё, что может быть разбито или испорчено, должно быть убрано

Тщательно подготовьтесь к появлению щенка в доме. Уберите все бьющиеся предметы, провода, бытовую технику. Обработайте деревянные ножки мебели специальным спреем «антигрызином», сверните ковры, ведь пока не сделаны все прививки, выпускать щенка на улицу нельзя, а приучение к пелёнке займёт у вас некоторое время. Все эти приготовления важны не только для сохранения вашего имущества, но и для правильного воспитания щенка.

Все мы люди, и если щенок случайно разобьёт вазу эпохи Мин, мало кто из нас будет бить себя кулаком по лбу за то, что вовремя её не убрал. Большинство начнёт кричать на ничего не понимающего щенка. А ваша задача - с самого начала избегать этого во что бы то ни стало.

2. Еда - только в миске, поощрение - только с руки

Для миски нужно найти более или менее постоянное место в доме. Кормите и даже угощайте щенка только из миски. Исключение - лакомства, которые вы даёте в качестве поощрения за правильное поведение. Их нужно предлагать только с руки. Никогда не бросайте лакомства на пол - это очень важно. Для собаки упавшее на пол - свалившееся с неба, и только данное с руки - поощрение от хозяина.

3. Исключения из правил - после твёрдого уяснения самих правил

С самого начала приучайте щенка спать только на своей подстилке. Пожалуй, одно из первых правил, с чего начать воспитание щенка, - это научить его команде "место". Для начала просто повторяйте это слово каждый раз, когда относите щенка на лежанку, и хвалите его.

В первое время вы можете поместить подстилку в комнате, где спите сами, ведь щенку поначалу будет страшно в незнакомом для него месте. Потом вы можете перенести её в любой другой тихий уголок квартиры или в коридор. Не берите щенка в постель и не разрешайте ему залезать на неё, а также на диваны, кресла и другую мягкую мебель.

Это табу до полного взросления щенка и твёрдого уяснения им правила: возвышенность - место вожака. Воспитанную взрослую собаку хозяин может позвать полежать рядом с ним на кровати, но также в любой момент и отослать на место. Такая собака, даже если уляжется на кровать в отсутствии хозяина, немедленно спокойно встанет и уйдёт при его появлении, как волки в приведённом нами примере.

4. Всё своё свободное время тратьте на общение со щенком

Чем больше вы общаетесь со своим щенком, тем прочнее станут ваши дружеские узы в будущем. Главной формой общения является игра, именно в ней выстраиваются те отношения, которые нужны для формирования гармоничного союза человека и собаки. О том, как играть со щенком, мы ещё с вами поговорим, но вот главный принцип: играть нужно только игрушками, и чем разнообразнее будут эти игры, тем лучше.

5. Никогда не кричите на щенка!

Крик в ушах собаки звучит как истеричный захлёбывающийся лай цепного пса. Как и у пса, которому цепь не даёт возможности как следует разобраться с чужаком, это признак бессилия. Порицайте щенка тихим и твёрдым голосом, а также пристальным немигающим взглядом.

Делать это нужно, только если вы застали его «на месте преступления», и только в том случае, если вы тут же можете предложить ему альтернативное правильное действие.

6. Любовь рождается из ласки и заботы, боль рождает страх

Одного и того же эффекта в воспитании и дрессировке щенков можно добиться двумя способами: путём отрицательного подкрепления (то есть животное делает что-то, чтобы избежать наказания, боли) или положительного (животное делает что-то, чтобы получить за это награду). Повторимся, результат будет один и тот же, именно поэтому физические методы воздействия так популярны в дрессировке до сих пор.

Горькая правда и в том, что методы, основанные на физическом воздействии, дадут эффект быстрее, потому что животному инстинктивно важнее избежать боли, чем получить лакомство или ласку. Однако если вы выберете этот путь, то единственным чувством, которое будет испытывать к вам собака - страх.

7. Воспитывайте щенка сами

Главное в воспитании - последовательность. Чётко установите правила поведения для щенка, последовательно добивайтесь их исполнения и не позволяйте никому из членов семьи эти правила менять. У собаки - один хозяин. Тот, кто умнее, кто знает, как правильно. Надеемся, не надо доказывать, что вожаком для своей собаки может стать абсолютно любой человек, ведь разум дан ему при рождении. Нужно только об этом не забывать.

К одному мудрецу пришли родители семилетнего ребенка и спросили: «Когда надо начинать воспитывать дитя?». Мудрец спросил: «А сколько лет вашему ребенку?». Родители ответили: «Семь» и услышали в ответ: «Вы опоздали ровно на семь лет»

А еще старшее поколение говорило: «Воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки, а не вдоль» Смысл один – воспитание должно начинаться с рождения.

Как воспитывать и чему учить?

Все люди на земле живут по определенным законам. У каждого народа, даже у каждого племени, есть правила, которые все должны соблюдать. Эти законы родились не на пустом месте. В мире, где каждый имеет свой характер, свои потребности, свои взгляды на жизнь нельзя жить так, как хочется, надо жить так, чтобы рядом с тобой не было плохо другим! Поэтому наряду с правом на жизнь и рождается обязанность считаться с окружающими. И вот этому надо начинать учить с самого рождения.

Появившись на свет, ребенок занимает все время родителей, требуя постоянного присутствия и внимания. Первое время ребенок обязательно должен чувствовать, что рядом кто-то есть. Для этого необязательно держать его все время на руках. Главное, чтобы он вас видел. И вот здесь необходимо найти то золотое соотношение: время на ребенка и время для всего остального. Если ребенок здоров, надо приучать его к тому, что он должен лежать спокойно, играть игрушками, слушать какие-то звуки (в том числе и голос мамы - можно петь). Он должен знать, что при первом плаче к нему подойдут, но вот брать сразу на руки необязательно. Достаточно поговорить с ребенком. дети любят когда с ними разговаривают. Они наблюдают как двигаются ваши губы, глаза, прислушиваются к тембру голоса, пытаются подражать вам.

Если все- таки берете ребенка на руки, разговаривайте с ним. Дети научатся слушать и, когда они научатся сидеть, можно будет заниматься своими делами, одновременно разговаривая с ребенком.

Воспитание начинается с умения слушать. Вы тоже должны слушать ребенка, даже если это непонятные звуки, пытаться разобраться, что хочет сказать Вам ребенок. С этого начинается взаимопонимание.

Очень плохо, если при плаче ребенка его сразу берут на руки и начинают кормить или укачивать. Ребенок очень быстро поймет, что для того, чтобы его брали чаще на руки, надо чаще плакать. Ему нужен будет только телесный контакт (тепло маминых или папиных рук). приучить слушать и слышать вас потом будет очень трудно.

Похожие статьи:

Чем занять ребёнка? (5683 Просмотров)

Раннее детство > Развивающие игры

Ребёнок – это, конечно, большая радость, но… Есть одно НО! Нельзя же всё время находится с ребёнком? Нужно и еду приготовить и бельё постирать, и на даче поработать! Но ваше сокровище постоянно напоминает о себе....

Воспитание у дошкольников любви к природе (8918 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

С каждым годом возрастает сила демографического пресса. Человечество вступило в период научно-технической революции, дошло до постиндустриальной стадии развития, открыло дорогу в космос. Никогда прежде для своего...

Новорожденный > Питание

Если вы уже определились со временем, когда начнете вводить прикорм, то теперь перед вами стоит, вероятно, следующий, не менее важный вопрос: с чего начать вводить прикорм?.. Единого ответа вы не найдете ни среди...

До рождения ребенка всем родителям стоит тщательно подготовиться к его рождению. Сделать это нужно в первую очередь потому, что конечно, многое приходит с опытом, однако это не означается, что все. Большинство тех знаний, которые необходимы для воспитания малыша, родители могут почерпнуть из книг заранее. Это убережет их от ошибок в будущем, так как они будут как минимум ориентироваться на теоретическую базу. И если первые месяцы жизни все, что нужно ребенку, это правильное питание, сон и внимание родителей, то со временем его потребности становятся все более и более важными. Таким образом, для того, чтобы соответствовать гордому имени родителей, и мама и папа должны узнать многое о малыше, а также о том, как его воспитывать.

Для начала стоит понять, что в основе воспитания лежит программа эмоционального развития детей . Как правило, когда дети совсем маленькие, они делают то, что им вздумается. Это не означает, что маленькие дети плохие. Просто они не понимают, почему они не могут вести себя так. Хоть они уже и являются членами общества, в котором родились, все же это не означает, что они автоматически должны начать вести себя так же, как все. Это задача родителей привить понимание. В то же время, нужно не перегнуть палку.

Любой ребенок является личностью. И это необходимо понимать во время его воспитания. Существует такое понятие в воспитании, как . Оно подразумевает, что родители научат ребенка отстаивать свое мнение, но при этом не посредством скандалов и истерик, а мотивируя свое поведение. Доля начала это проводится в виде игр. К примеру, эмоциональное развитие детей 3 лет сплошь состоит из игр. Но во время этих игр ребенку прививается все необходимое.

Так как особенности эмоционального развития детей очень многочисленны, далеко не все могут справиться с таким развитием сами. Мамам в помощь существуют развивающие игрушки, а также различные центры для малышей . Раньше это были простые ясли, сегодня же существуют мини детские сады для самых маленьких, где профессиональные воспитатели не только будут заниматься с малышами, но еще и расскажут родителям, как заниматься с их детьми дома.

Как правило, на такие занятия ходят мамы с детьми. Однако папам тоже было бы очень полезно посетить пару. Это будет способствовать более близкому контакту с ребенком, а также поможет ему и папа стать настоящими друзьями. Ведь в воспитании малыша должны участвовать оба родителя. Только тогда он вырастет уравновешенной личностью, способной на многое.

Воспитание ребенка - это целая наука. Начав самостоятельную жизнедеятельность, ребенок нуждается в том, чтобы рядом были запах и тепло родного тела.

Для физического и нервно-психического развития детей пер-вых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на пер-вом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуют-ся, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобла-дание у них возбуждения над тормозными процессами: малень-кий ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяю-щий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ ЖИТЬ

Вы думаете, что ваш ребенок, который только что появился на свет, ничего не знает и ничего не умеет? Нет, он пришел в мир не «с пустыми руками»!

В самом деле, осветите его глаза ярким светом, -и его веки моментально сомкнутся. Никогда раньше ребенок не испытывал на себе действия света и тем не менее уже «знает», что глаза надо беречь. Хлопните сильно в ладоши — ребенок вздрогнет и широко раскинет руки, будто хочет ухватиться за вас в минуту опасности.

Ребенок умеет «добывать» и переваривать пищу, умеет «сообщать» матери о голоде, холоде и боли, умеет, правда, очень хаотично, двигать ручками и ножками. Эти движения очень нужны малышу: они улучшают кровообращение и обмен, тренируют сердце и легкие, обучают его владеть своим телом.

И тем не менее, несмотря на свои умения, ребенок рождается абсолютно беспомощным, его здоровье и развитие целиком зависят от взрослых.

Но значит ли это, что заботы взрослых могут ограничиваться гигиеническим уходом и кормлением ребенка?

Необходимость воспитания детей с первых дней жизни должна стать главной заповедью родителей.

С чего же следует начинать воспитание детей в самый ранний период их жизни? Начинать, конечно, нужно с любви. Но не с той слепой, безудержной любви, которая заслоняет голос разума. Пренебрегая советами врачей и педагогов, постоянно терзаемая страхом и ненужной здоровому ребенку жалостью, иная мать превращает свои руки в вечно качающуюся колыбель, ночь — в день, а кормление — в средство во что бы то ни стало успокоить ребенка. Через несколько месяцев, изнуренная, она начинает смотреть на малыша как на неблагодарного деспота, разрушающего ее жизнь. Между тем еще в родильном доме врачи настоятельно советовали ей сохранить в течение трех месяцев принятый в роддоме режим питания и сна. Соблюдение режима не только важно для здоровья ребенка, но имеет и воспитательное значение: оно дисциплинирует нервную систему.

В первые недели жизни младенец большую часть суток спит. Это, однако, не значит, что у него совсем не остается времени для знакомства с внешней средой, в которой так много неизвестного, занимательного и важного. В свободное от сна время — а оно с каждой неделей будет возрастать — нужно учить ребенка смотреть, слушать, осязать. Конечно, со временем он сам сможет владеть всеми органами чувств, но с помощью родителей развитие пойдет значительно быстрее.

Рассмотрим это на примере. Как мы уже говорили, ребенок при ярком свете смыкает веки. Следовательно, способность воспринимать световую энергию дана ему от рождения. Однако видеть предметы, различать их цвет и форму, оценивать расстояние малышу надо еще научиться. Это не так легко, если учесть, что первое время он не способен задерживать взор на неподвижных предметах, а вещи, невыразительные по цвету, почти не вызывают у него зрительной реакции. Следовательно, нужно подобрать соответствующую игрушку и не просто подвесить ее над кроваткой, а перемещать в поле зрения ребенка на расстоянии 50—70 сантиметров от лица. При таких занятиях ребенок уже на десятый день жизни может в течение некоторого времени следить за медленно передвигающимся предметом. В конце второй недели можно начинать периодически останавливать движущийся предмет, чтоб ребенок научился удерживать на нем взгляд. Одновременно важно учить ребенка смотреть двумя глазами. Для этого игрушку перемещают не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной, то приближая ее к глазам ребенка, то отдаляя. Если не проводить с ребенком специальных занятий, он будет подолгу, не меняя позы, смотреть на окно или лампочку. Это может привести к деформации черепа и выработать у малыша инертность. С возрастом эта инертность грозит стать чертой характера ребенка и во многом определить его дальнейшее развитие.

Для тренировки слуха следует пользоваться звучащим предметом, например, погремушкой. Ребенок будет прислушиваться к звукам и следить за погремушкой глазами. Таким образом, происходит взаимодействие органов слуха и зрения. Через некоторое время он научится поворачивать голову, чтобы посмотреть: а что там звучит?

Очень полезно при каждом общении разговаривать с ребенком. Это развивает тонкость звукового восприятия и помогает впоследствии быстрее научиться говорить.

Особое значение для психического развития ребенка имеют его отношения со взрослыми, особенно с матерью. Силой естественных обстоятельств между матерью и ребенком устанавливается прочная связь. Мать — первый человек, которого ребенок научится узнавать. Действительно, еще совсем недавно голос матери, ее лицо были для ребенка ничуть не дороже, чем голос и лицо «чужой тети». Но уже через два — четыре месяца малыш радостно оживляется при виде матери, при звуках ее голоса. Следовательно, к этому возрасту ребенок овладевает пусть пока еще самой элементарной, но зато очень важной способностью сравнения. Отличая мать, он демонстрирует нам «понимание» связи, существующей между ним и той, кто за ним постоянно ухаживает. Это — одно из первых маленьких «открытий» ребенка, первое проявление его пробуждающегося сознания. Но еще задолго до того, как ребенок начнет узнавать свою мать, он обнаруживает явный интерес к общению с людьми. Разговор взрослых, меняющееся выражение лиц вызывают у месячного ребенка бурное проявление радости, оживленное движение ручками и ножками, выразительную улыбку, длительно устремленный на человека взор — это первое проявление положительных эмоций, первая откровенно проявленная радость от общения с человеком. Ведь до этого младенец обнаруживал только отрицательные эмоции: кричал, когда был голоден, и успокаивался после кормления, не выражая при этом никакой особой радости.

К пяти-шести месяцам эмоции ребенка становятся весьма разнообразными и приобретают различные индивидуальные оттенки.

К этим особенностям психологии малыша нельзя относиться пренебрежительно. Надо использовать любую подходящую ситуацию, чтобы вызывать и закреплять у него положительные эмоции и, следовательно, бодрое, деятельное состояние. Постоянный интерес, возникающий у ребенка при общении со взрослыми, при занятиях с игрушками и т. п., является врагом праздности, которая по природе человеку не свойственна, но может появиться при неправильном воспитании.

Иногда приходится видеть детей, которые в семь-восемь месяцев «безвыходно» сидят в кроватке, обложенные подушками, привыкшие к этому «сидячему» образу жизни и постепенно обрастающие жирком и ленью. А ведь через несколько месяцев им предстоит совершать первые самостоятельные путешествия по комнате, заглядывать во все уголки, взбираться на диван, проявлять при этом настойчивость, ловкость и даже некоторую долю бесстрашия. Трудно будет ребенку, не знакомому с предметами более плотными, чем набитая пухом подушка, впервые сталкиваться с твердыми углами столов и стульев. Малейшая неудача способна породить чувство страха и надолго отбить охоту к инициативным действиям.

Итак, первые месяцы жизни наполнили память ребенка многими знаниями, весьма усложнили мир его чувств и подготовили к многообразной деятельности, которая станет доступной ему сразу же, как только он овладеет пространством и речью. Но об этом периоде мы расскажем в следующий раз.