Домой / Брови / Пасхальное воскресенье. Суть Пасхи: история и смысл праздника

Пасхальное воскресенье. Суть Пасхи: история и смысл праздника

Пасха. История праздника

Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки

Пасха (греч. πάσχα , л ат. Pascha , ивр . פסח ‎ [Pesa] - «прохождение мимо»), также - Воскресение Христово - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебногогода. Установлен в честь воскресенияИисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником (даты для каждого церковного года свои ).

История праздника

Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре первый месяц библейского года, приблизительно соответствует марту - апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 - вне Израиля.

В период раннего христианства начали совершать первыелитургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, и христиане.Литургиисовершались какТайная Вечеря - Пасха страданий, связанная сКрестной смертьюи воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим какбогослужебный уставЦеркви, так ивероучительную сторонухристианства.

Первоначально смерть ивоскресение Христаотмечались еженедельно:пятницабыла днёмпостаи скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье - днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи - годовщины смерти Христа.

Уже воII векепраздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная»; она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».


Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость.
Британский музей. 420-430 гг.

В скором времени стало заметным различие традицийПоместных Церквей. Возник «пасхальный спор» междуРимоми церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.Тогда как наЗападе, не испытывавшем влиянияиудеохристианства , сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю какполнолуниепоследня равноденствия.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианскойойкуменыбыл поставлен императором Константином Великим на созванном в325 годусоборе епископов вНикее , впоследствии названнымП ервым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия. Все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. Исходное определение П ервого Вселенского собора относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви, стало основанием для церковного устава. Было решено праздновать христианскую Пасху так, как её праздновали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской , понтийской и киликийской», а именно - строго после иудейской Пасхи - 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье.Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния (то есть, первого полнолуния после дня весеннего равноденствия) .

СвидетельстваIV векаговорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длиласьседмицудо и после пасхального воскресенья. Только вV векеназвание Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».

ВVI векеРимская церковь приняла восточную пасхалию. Восточная или Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Она построена на четырёх ограничениях:

Совершать Пасху после весеннего равноденствия;

Совершать не в один день с иудеями;

Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;

И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.


Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово»
(наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.), Лувр

В1582 годувРимско-католической ЦерквипапаГригорий XIIIввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

В1923 годуКонстантинопольский патриархМелетий IV (Метаксакис )провёл т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителейЭлладской ,РумынскойиСербскойправославных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чемгригорианскийи совпадающий с ним до2800 года. Постепенно на новый стиль перешлиКонстантинопольская, Элладская , Румынская церкви. Сегодняюлианским календарёмвсецело пользуются толькоРусская,Иерусалимская,ГрузинскаяиСербскаяправославные церкви, а такжеАфон.Финляндская православная церковьполностью перешла нагригорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другиепереходящие праздникипостарому стилю, а Рождествои другиенепереходящие праздники - поновому стилю.

Евангелие о событиях, происходящих в пасхальные дни

По древнему иудейскому преданию,Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Пасху вИерусалиме. Народ, зная о чудесномвоскрешенииЛазаря, торжественновстречаетИисуса как грядущего Царя.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечери Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной - Христом, Его Телом и Кровью.

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя.

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Эти события легли в основу богослужебного календаря.


Тициан, Лондонская Национальная галерея
Мария Магдалинф первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это ("Не прикасайся ко Мне"), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении

Расчет даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

ОбращениеЗемливокругСолнца(дата весеннегоравноденствия);

ОбращениеЛунывокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье.

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля поюлианскому календарю(что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). В Римско-католической и протестантских Церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. ВXVI веке Римско-католическая Церковьпровела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению светил.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями (13 дней вXXI веке). Католическая Пасха в 30 % случаев совпадает с православной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели, и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Даты пасхального воскресенья,
2001-2020

год

Католическая

Православная

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Относительно Пасхи отмечаются всепереходящие праздникив последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота ;

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи;

Пасха - Светлое Христово Воскресение ;

Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы ).

Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Пасха — венец Великого поста

Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!".

Крашеные яйца, кулич и творожная пасха

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

© Sputnik / Константин Чалабов

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец".

Богослужение и Крестный ход

Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

© Sputnik / Игорь Руссак

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!".

В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Sputnik

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

© Sputnik / Виталий Белоусов

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, ‑ главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая). В 2011 г. Пасха празднуется 24 апреля (11 апреля по старому стилю).

Это древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания ‑ о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования ‑ Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

Слово "Пасха" пришло из греческого языка и означает "прехождение", "избавление", то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время . На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день нисана (по нашему счету март ‑ апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю . Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

В конце Заутрени священник читает знаменитое "Слово св. Иоанна Златоустаго", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием "Христос Воскресе!" и ответом "Воистину Воскресе!"

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название "крашенка" или "писанка". Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

На Пасху всегда готовится сладкая творожная пасха. Готовят ее в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье освящают.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в цилиндрических формах.

Все православные люди искренне верят в особенные свойства пасхальных символов и из года в год, придерживаясь традиций предков, украшают праздничный стол именно этими блюдами.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Пасха как изначальный праздник прихода весны и пробуждения новой жизни. Примерно 3,5 тысячи лет назад евреи придали новое значение канонейскому празднику приветствия весны — в этот день они стали праздновать также исход евреев из Египта, описанный в Ветхом Завете. Около 2 тысяч лет назад праздник Пасха приобрел еще одно значение, в этот день воскрес Иисус Христос.

В этот день принято говорить: «Христос воскресе!», на которую отвечают «Воистину воскресе!».

Название Пасха происходит от древнееврейского слова «Песах», которое означает «избавление», «исход», «пощада».

Дата празднования Пасхи

В христианской традиции Пасха отмечается по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Пасха всегда отмечается только в воскресенье, но выпадает на разные даты.

Великий Пост предшествует Пасхе

Празднованию Пасхи в Хрестианстве предшествует Великий пост — самый продолжительный и строгий период воздержания от многих видов пищи и развлечений.

Традиции празднования Пасхи

Наступление Пасхи принято отмечать, выставляя на стол крашеные куличи и собственно пасху — так называют творожное блюдо в форме пирамиды с усеченным верхом.

Кроме того, символом праздника являются крашеные вареные яйца. Они по древним традициям считались символом жизни. Так же яйца связаны с легендой о том, как Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос воскрес. Он сказал, что это невозможно, точно так же, как яйцо не может из белого внезапно стать красным, и яйцо вмиг покраснело.

С тех пор верующие Хрестиане к Пасхе красят яйца в красный цвет. Хотя последнее время в народных массах яйца красят в любые цвета или лепят на них наклейки.

Хотя Пасху празднуют Христиане (католики и православные) и иудеи. Детали празднования различаются.

На Пасху верующие люди часто посещают храмы, освещают куличи и крашеные яйца.

Пасха история праздника кратко.

Наши дети должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников (государственных и религиозных). Детям интересно узнавать о празднике с помощью рассказов и стихов.

Мы предлагаем вашему вниманию рассказы и стихи о Пасхе для детей младшего школьного возраста.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господен и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием.

Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А. Блок

ВЕРБОЧКИ

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

Я. Полонский

Бог воскрес, и смерть побеждена.

Эту весть победную примчала

Богом воскрешённая весна...

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

А. Плещеев

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Повсюду благовест гудит.

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля...

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Л. Чарская

ДИВНЫЕ ЗВУКИ

Земля и солнце,

Поля и лес —

Все славят Бога:

Христос воскрес!

В улыбке синих

Живых небес

Всё та же радость:

Христос воскрес!

Вражда исчезла,

И страх исчез.

Нет больше злобы

Христос воскрес!

Как дивны звуки

Святых словес,

В которых слышно:

Христос воскрес!

Земля и солнце,

Поля и лес —