Домой / Брови / План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Конспект урока Наша дружная семья. В каком случае можно поехать с незнакомцем на машине? Можно ли играть с наступлением темноты

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Конспект урока Наша дружная семья. В каком случае можно поехать с незнакомцем на машине? Можно ли играть с наступлением темноты

Для каждого человека огромную ценность представляет его семья. Это самые близкие люди, которые окружают нас с рождения: родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. От того, какие отношения царят в семье, зависит и то, счастлив человек или нет, сможет ли он построить крепкую и счастливую семью, когда повзрослеет.

История создания семьи

Ученые до сих пор не могут точно сказать, как и кем была образована первая семья. Благодаря археологическим раскопкам в пещерах стало известно, что древние люди жили небольшими группами. Правда, определить, были ли это семьи в теперешнем понимании, невозможно. Но даже в те далекие времена мужчины добывали пропитание для своей группы, а женщины заботились о потомстве.

Рис. 1. Первобытные люди.

Семьи существовали еще в первобытном обществе, ведь объединенным общим родством людям было гораздо проще выживать в суровом мире:

  • защищаться от врагов и диких зверей;
  • добывать пропитание;
  • растить детей.

Сейчас семья - это группа людей, связанных между собой брачными или родственными отношениями, моральной ответственностью друг перед другом, общим хозяйством.

Рис. 2. Несколько поколений одной семьи.

Под одной крышей в одной семье могут жить несколько поколений. Поколение - это одновременно живущие люди одного возраста. Например, старшее поколение - это наши бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, а младшее - дети.

Моя семья - моя крепость

Чтобы семья была крепкой, дружной, очень важно, чтобы все члены семьи вели себя соответственно. Семью можно назвать счастливой, если все близкие родственники:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • любят и уважают друг друга;
  • оказывают помощь и поддержку в трудных ситуациях;
  • заботятся друг о друге;
  • вместе проводят свободное время.

Не стоит забывать и о том, что культура общения должна присутствовать не только в школе или на работе, но и, прежде всего, в своем доме. Как часто вы говорите родителям, что любите их, интересуетесь их самочувствием? Предлагаете ли маме помощь по дому, особенно, когда она устала после работы? Не забываете ли благодарить за вкусно приготовленный завтрак или купленную обновку?

Доброжелательное отношение, вежливая речь, культурное поведение - все это также относится к понятию «дружное семейство». Ведь любящие люди никогда не будут кричать друг на друга, говорить обидные слова, ссориться по пустякам. Так что культура поведения имеет большое значение в каждой семье.

Рис. 3. Семейные традиции.

Связь между близкими родственниками укрепляется и за счет семейных традиций. В переводе с латинского языка слово «традиция» означает «передача». Традиции передаются от одного поколения другому, от старших членов семьи к младшим. Например, походы в лес, семейные чаепития по выходным дням, вечернее чтение книг - все это относится к устоявшимся семейным традициям.

Развивающее открытое занятие проводилось в рамках урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Урок разрабатывался учителем класса в сотворчестве с педагогом– дефектологом школы. Участниками процесса были ученики и их родители, учителя начальной школы, а также все желающие.

Выбор темы открытого занятия был обусловлен тем, что по наблюдениям учителя и психолого-педагогической службы школы было выявлено у большинства учеников класса недостатка в общении с родителями, непонимание в семье, частые манипуляции родителями со стороны детей, чрезмерно завышенные требования к детям со стороны родителей.

Проведению этого занятия способствовало несколько обстоятельств: по календарно-тематическому планированию эта тема приходилась на срок проведения Дня Открытых дверей в школах Москвы, когда большая часть родителей могла прийти в школу и принять участие в работе; совпадение по времени темы уроков окружающего мира и литературного чтения.

Занятию предшествовала длительная тщательная работа педагогов и учеников. Так на уроках литературного чтения в период подготовки изучалась тема “Семья и я”, на которой изучались произведения разных жанров и авторов по теме “Семья”. При обобщении было предложено ученикам выяснить, что такое семья из разных источников (в словарях, в беседе с родителями), а чуть позже рассказать про свою семью (свои сочинения дети читали на развивающем занятии), на уроке изобразительного искусства ребята с удовольствием рисовали свою семью.

Кропотливая, долгая подготовительная работа помогла проведению занятия “Наша дружная семья”, сделать его не формальным, а живым, интересным. Все участники занятия оказались вовлечены в процесс работы, не было посторонних наблюдателей. В свою очередь, родители увидели своих детей не только в роли “учеников”, многие родители обратили внимание на “огрехи” в своём общении с детьми. Дети посмотрели на свои поступки по отношению к родным со стороны, сделали правильные выводы.

На занятии-уроке использовались различные формы работы детей: беседа, сообщение, игра с родителями, решение логического задания вместе с родителями, создание дерева “Наша дружная семья”. В конце урока проводилась рефлексия совместно с родителями учеников

На занятии использовалась мультимедийная презентация, а также индивидуальное задание с использование детьми компьютера (задание 8 из сборника “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье””). Использовались разные формы и методы обучения. Занятие поставленных целей достигло.

Окружающий мир. 2-й класс.

Развивающее занятие-урок по теме: “Наша дружная семья”

Особенности занятия: проводился совместно с педагогом-дефектологом, который проводит развивающие игры.

Цели и задачи развивающее занятие:

  1. Ввести понятия “семья”, “общение”, “культура общения в семье”.
  2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
  3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
  4. Развивать устную речь учащихся.
  5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
  6. Способствовать сплочению семей уч-ся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Оборудование и пособия: мультимедийный проектор и доска, компьютер, презентация “Наша дружная семья”Приложение 1.ppt , диск “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье. Задание № 8”” http://www.nachalka.info/uroki/#

нарисованное дерево (ватман), ладошки (бумага) разных цветок и орнаментом, клей, платки (шарфики), сигнальные карточки (зелёный/красный цвет), раздаточный материал “Этикет в семье” Приложение 2.doc .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята, уважаемые взрослые: родители, коллеги. Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.

II. Подготовка к введению темы урока

(Читает учитель) Слайд № 2 в начале рассказа.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

III. Работа по теме урока.

  1. Постановка учебной задачи

– Сегодня тема урока “Наша дружная семья” Слайд № 3.

– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, что мы сегодня на уроке будем делать? Слайд № 4.

  • Работа над понятием “Семья”.
  • Беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников.

    – Ребята, неделю назад вы получили задание выяснить, что такое “семья”.

  • Вывод
  • .

    – Давайте обобщим, что же это такое “семья”? Слайд № 5

  • Физминутка*** (Предлагается всем гостям принять участие в физминутке)
  • Кто живёт у нас в квартире

    Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

    Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

    Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

    Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

    Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

    Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

    Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

  • Продолжение работы.
  • – Прочитайте на слайде выделенную фразу (Клик)

    – Сейчас постараемся ответить на второй вопрос: “Что такое “дружная семья”

    Выслушиваются ответы учеников.

    Обобщение ответов.

    – Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время…

  • Рассказы детей про их семьи.
  • (заранее написанные сочинения)

  • Игра с детьми и их родителями***.
  • – У вас у всех замечательные дружные семьи, в которых царит любовь, уважение друг к другу, взаимопонимание. Поэтому испытание, которые мы придумали для ваших родителей, будет очень лёгким.

    С закрытыми глазами родители прикасаются к рукам детей. На ощупь им нужно угадать своего ребёнка.

  • Рассмотрите иллюстрацию. *
  • На каких из них дружная семья, почему вы так думаете?

    Про каких детей можно сказать, что они уважают своих родных, заботятся о них?

    (Проверить предлагается наименее активному ученику (с целью мотивации, активизации). Для этого он должен нажать на жёлтый рычаг в нижнем правом углу. Если задание выполнено верно, то “Космик” вверху экрана благодарит за хорошо выполненное задание.)

  • Слушание стихотворения.**
  • Прослушайте стихотворение, поднимите красный сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.

    К дедушке и бабушке
    Катя и Володя,
    В гости на оладушки
    в выходной приходят.

    Внук Володя попросил:
    – Дед, налей мне чаю.
    Дед низко голову склонил,
    – Плохо слышу я внучок,
    не чета тебе я.
    Я уже ведь старичок,
    вот и слух слабеет.

    Катя бабушке кричит:
    – Ты не видишь что ли,
    Что солонка тут стоит,
    на столе без соли?”
    Кате бабушка в ответ:
    – Я ведь вижу плохо,
    Мне уже не мало лет,
    помоги мне кроха.

    – Что вам не понравилось в поступках детей?

    – Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

    Мы прочитаем вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?

    Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет – красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.

    Слайд № 6 . (Каждое высказывание вызывается Кликом и Клик после высказывания)

    – Вы часто говорите маме, что любите ее?

    – Папа уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.

    – Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

    – Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку и отломили половинку дедушке.

    Старшая сестра (или брат) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию.

    IV. Обобщение изученного материала.

    – Что же такое семья?

    – Какую семью можно назвать дружной?

    – Какие правила культурного общения вы запомнили?

    V. Создание дерева***.

    – Ребята, мы откроем вам небольшую тайну. Знаете, в душе каждого взрослого человека живёт ребёнок, который, как и вы, очень любит мастерить, решать разные головоломки.

    – Правда, уважаемые родители?

    Мы приглашаем вас вместе с вашими детьми выполнить последнее задание.

    Среди рукавичек, найти пару. На каждом пальчике ваших рукавичек написать членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклеить их на наше дерево “Дружной семьи”. Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе. Приглашаем вас к поиску и творчеству.

    VI. Обобщение.

    – Что такое семья?

    – Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?

    VII. Рефлексия

    Для этого все участники занятия, в том числе гости и учителя, садятся в круг. Каждый по очереди отвечает на вопросы.

    Правила “круга”:

    – Все участники высказывают своё мнение по кругу.

    – Нельзя перебивать говорящего.

    – Нельзя критиковать других.

    –Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?

    – Какое открытие вы сделали для себя сегодня?

    VIII. Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, мы хотим подарить вам ПАМЯТКИ Приложение 2.doc

    8*Задание взято из мультимедийного проекта “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье. Задание № 8””

    9** Проводится время при достаточности времени.

    *** Эти этапы урока проводит педагог-дефектолог.

    Используемые материалы.

    А.А. Плешаков “Окружающий мир. 2 класс”

    Т.Ю. Целоусова, Т. В. Максимова. “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 2 класс””

    Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс”

    Материалы сайтов:

    Наше дерево

    Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

    Планируемые результаты : учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.

    Оборудование : плакаты «Будь внимателен к близким!», «Помогай по дому!»; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Анализ проверочной работы

    (Учитель анализирует ошибки, допущенные в проверочной работе, разбирает задания, которые вызвали затруднения.)

    III. Актуализация знаний

    (Можно использовать КИМы (тест 39, с. 55—56).)

    IV. Самоопределение к деятельности

    Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.

    — Прочитайте на с. 41 учебника, как он называется. (Общение.)

    — Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

    — Что вам показалось особенно интересным? (Ответы детей.)

    — Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.

    Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.

    — Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он.

    Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

    После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

    — Мама, вот он я! — закричал Толя.

    Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.

    — Я не хочу быть невидимкой, — заплакал Толя. — Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

    И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

    — Заинтересовала ли вас эта история? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)

    — Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

    — Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? (Ответы детей.)

    — Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О семье.)

    — Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)

    — Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

    — Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.

    V. Работа по теме урока

    1. Беседа, работа по учебнику

    (Учащиеся отвечают на вопросы 1, 2 (с. 42).)

    — Рассмотрите рисунок ниже. Расскажите о семье.

    — Как вы понимаете слова «культура общения»? (Ответы детей.)

    — Рассмотрите фотографии на с. 43. Выполните задание к ним.

    (Учащиеся выполняют задание, затем рассказывают о своих семьях.)

    2. Выполнение заданий в рабочей тетради №1,2 (с. 21).

    (Самостоятельное выполнение.)

    VI. Физкультминутка

    (Учитель читает текст несколько раз, а учащиеся постепенно заменяют слова жестами (по одному слову после каждого прочтения). Колпак — дети показывают на голову, мой — на себя, треугольный - показывают руками треугольник, он - показывают на другого, не — мотают головой.)

    Колпак мой треугольный

    Колпак мой треугольный,

    Треугольный мой колпак.

    И если он не треугольный,

    Значит, он не мой колпак.

    VII. Продолжение работы по теме урока

    — Прочитайте текст на с. 44—45 учебника. Обсудите в парах роль семейных традиций.

    — Что такое традиция?

    — О каких семейных традициях вы прочитали?

    — Какие традиции есть в вашей семье?

    — Какие семейные традиции вам понравились?

    — Для чего нужны семейные традиции?

    — Что вы можете сделать для сохранения добрых семейных традиций?

    — А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

    — Дели по одному, — строго сказал Миша.

    Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    — Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

    — Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

    Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    — Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

    — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

    Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

    — Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? (Ответы детей.)

    (Учитель вывешивает плакат «Будь внимателен к близким!».)

    Усталая с работы

    Пришла под вечер мать.

    И видит, что у сына

    Не прибрана кровать,

    Что стынет чай в стакане,

    Что пол не подметен,

    Что, лежа на диване,

    Читает книжку он.

    — А как вы встречаете свою маму? (Ответы детей.)

    — Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Ответы детей.)

    (Учитель вывешивает плакат «Помогай по дому!».)

    VIII. Рефлексия

    (Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 45, в рамке).)

    (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

    IX. Подведение итогов урока

    — О чем мы говорили сегодня на уроке?

    — Что нового вы узнали?

    — Как нужно вести себя по отношению к близким людям?

    Домашнее задание

    Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

    Дополнительный материал

    Две неряхи

    Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.

    У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.

    — Девочка, — проговорил он, — почему ты такая грязная? Лена оглядела себя:

    — Я... это... потому...

    Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.

    — Где же ты была? — спросил старичок. -У Веры...

    — И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?

    — Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.

    — Гм... - кашлянул старичок.

    А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей было глядеть в глаза старичку.

    А кому еще стыдно должно быть? Кому?

    Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.

    Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

    Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции»,«культура общения».

    Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).

    Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

    Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность тра­диций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура обще­ния; делать выводы из изученного материала.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Наша дружная семья»

    Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

    Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции»,«культура общения».

    Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).

    Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

    Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Наши ушки всё слышат

    Наши глазки всё видит

    Наши ручки нам не мешают, а помогают

    IV. Самоопределение к деятельности

    Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.

    Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…(слайд 1)

    Что вы видите? (на доске изображение дома)

    Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение

    У меня есть мама
    У меня есть папа
    У меня есть бабушка
    У меня есть дедушка
    А у них есть я!

    - Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о семье)

    Откройте пожалуйста учебники на с. 41 и прочитайте название раздела.. (Общение.)

    • Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
    • Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)
    • Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.) (Мы узнаем, что такое « семья», « родство», «традиции», «культура общения»).
    • Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.

    V. Работа по теме урока

    Загадки (слова отгадки прикрепляем в виде облачков)

    Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом.

    Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!»

    Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье?

    Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.(Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)

    Мама

    1. Она лучше всех на свете,

    Без нее прожить нельзя.

    Есть она у Кати, Пети

    И, конечно, у меня. (мама)

    2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
    Кто розетки нам починит,
    Кто все полочки прибьет,
    В ванной утром кто поет?
    Кто в машине за рулем?
    На футбол мы с кем пойдем? (папа)

    Папа

    3. На него смотрю всегда

    И беру с него пример.

    дедушка

    Он на папу так похож!

    Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

    4. У мамы работа, у папы работа,

    бабушка

    У них для меня остается суббота!

    А с нею я дома всегда,

    Она не ругает меня никогда! (бабушка)

    5. Маме на радость, папе в награду,

    Брат(сын)

    Он появился, наследник – отрада.

    Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

    Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

    6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

    В семье у нас нынче еще прибавленье!

    сестрёнка

    В доме у нас появилась девчонка!

    Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

    Ребята прочитайте кто живёт в нашей семье. (ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)

    Семья – самые близкие для вас люди.

    А сейчас мы познакомимся с ещё одной семьёй.(видео)

    Вот с такой семьёй мы познакомились, и узнали какие обязанности есть у каждого члена семьи.

    А какие обязанности есть у вас?(ответы детей)

    Давайте откроем рабочую тетрадь на с. 24. и выполним задание № 2.

    Помимо обязанностей в каждой семье есть свои традиции.

    Что же такое традиции?

    Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

    Какие традиции есть в вашей семье?

    А теперь посмотрим какие традиции есть в семье домовёнка.(видео)

    VI. Физкультминутка (видео 2 мин)

    VII. Продолжение работы по теме урока

    Вернёмся к помощнику- учебнику на с. 42.
    -Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.

    Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

    • . Подумайте, что такое «культура общения»?
      Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это культура общения.
    • Ребята скажите, пожалуйста, а у вас дружная семья?

    А давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи.

    Немного поиграем с вами, я буду говорить предложения, если они подходят к вашей семье, говорите да, если не подходят – нет.

    1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

    2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

    3. Живут в одной квартире.

    4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

    5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

    6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

    7. Вместе распределяют деньги на покупки.

    8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

    9. У каждого свой кошелек.

    10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

    Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, в нем тепло и уютно всем.

    Ребята а когда вы станете большими, вы хоте чтобы у вас была такая же дружная семья.

    Давайте мы сейчас построим дом вашей мечты.

    На брёвнышках вашего дома написаны слова, постройте дом из тех слов, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

    Какие слова вы использовали?

    понимание

    раздражение

    вражда

    любовь

    взаимопомощь

    ссора

    радость

    безразличие

    уважение

    наказание

    VIII. Рефлексия

    Давайте подведём итоги.

    • О чем мы говорили сегодня на уроке?
    • Что нового вы узнали?
    • Как нужно вести себя по отношению к близким людям?

    Домашнее задание

    Сделать генеалогическое древо сек. 6.6
    Дома попробуйте создать древо жизни своей семьи.
    Внизу, посредине вы пишете свое имя.
    Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя.
    Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку.
    Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д.