Домой / Брови / Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2016

Сентябрь
Занятие №1: «Наши помощники»
Опыт: «Слушай во все уши»
Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Материал: Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.
Литература: Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.
Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»
Цель: Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.
Материал: Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).
Литература: Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71.

Занятие№2: «Знакомство со свойствами воздуха»
Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Материал: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Литература: Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.
Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.
Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»
Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.
Материал: Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

Занятие №3: «Может ли растение дышать?»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Опыты: Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.28
Занятие №4: «Почему листья осенью опадают?»
Цель: Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.
Материал: Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.
Опыт: Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34

ОКТЯБРЬ

Занятие№1: «Вода в природе и в быту».
Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.
Опыт: «Вода – помощница»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.41-42.

Занятие №2 «Вода – источник жизни»
Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Материал: 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.43,
Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

Занятие №3: «Вода – растворитель»

Цель: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
Материал: Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.46,
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42.
Занятие №4: «Путешествие капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.
Материал: эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус.
Опыт: «Откуда берется вода?»
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.70-73

Ноябрь

Занятие № 1 «Магнит – фокусник»
Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
Материал: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,
Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.48-49.,
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» №21 стр. 91 (Испытание магнита)

Занятие №2 «Сила тяготения»
Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Материал: глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.
Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.47

Занятие №3 « Хитрости инерции»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.
Материал: игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 5,8 стр.48,55.

Занятие №4 «Что мы знаем о времени»
Цель: Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».
Материал: глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»(Тугушева, стр.80).
Литература: электронная презентация «Детям о времени».

Занятие№1: «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»
Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Материал: Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.
Литература: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

Занятие №2: «Живые камни»
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
Литература: Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.
Опыт: «Что есть в почве?» Дыбина О.В. Неизведанное рядом с.38

Занятие№ 3: «Как появляются горы?» «Извержение вулкана».
Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
Материал: иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91

Занятие №4 «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?»

Цель: Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85;

Январь
Занятие №1 «Если зимушка пришла, много снега принесла»
Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
Материал: емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.
Опыты: «Какие свойства», «Твердые - жидкие»
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

Занятие№2 «Огонь – друг или враг»
Цель: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.
Материал: Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.
Опыты: 1. Как первобытные люди добывали огонь?
2. Человек подчинил себе огонь.
3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.
Литература: Конспекты занятий в подг.группе (папка). Электронная презентация.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

Занятие №3 «Кто как видит »
Цель: Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.
Материал: повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.
Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза.
2. Как видят заяц и птица.
3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?
4. Как видит крот?
Литература: А.И.Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр.169.

Занятие №1: «Как увидеть и услышать электричество»
Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
Материал: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.
Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 28, стр.106.

Занятие №2: «Почему горит фонарик?»

Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Материал: картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110

Занятие№3: «Электроприборы»

Цель: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.
Материал: Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

Занятие № 4: «Радуга в небе»
Цель: Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание.
Материал: стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Занятие №1: «Первоцветы. Как растут растения?»
Цель: Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.
Опыт: «Что внутри?»; «Вверх к листочкам»
Цель: установить, почему стебель может проводить воду к листьям.
Материал: стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.86.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.34.

Занятие №2: Где растения любят жить?
Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Материал: горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.
Опыт: «Где растения быстрее получат воду», «Хватает ли света?»
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.87.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.38.

Занятие №3: «О чем поют весной птицы?»
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл.презентация.
Опыт: «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40

Занятие №4: «Кто как гнездо вьет?»
Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.
Материал: плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.
Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.
Опыт: «У кого какие клювы», «Без рук, без топора, построена изба»
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.32, 40

Апрель
Занятие№1: «Солнце, Земля и другие планеты»
Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
Материал: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.
Литература: Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир.объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г. , с.19.
Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.

Занятие№2: «Этот загадочный космос»
Цель: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.
Материал: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.
Опыт: «Темный космос», «На орбите»
Материал: фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.
Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.55-56

Занятие №3: «Рукотворный мир»

Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.
Материал: предметы из различных материалов, эл.презентация.
Опыт: «Родственники стекла», «Мир вещей».
Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – с.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.59.

Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Откуда радуга берется?».
Цель: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.
Материал: Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.150.
Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование.–М., 2005 г., с.63.
Опыт: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри».
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 31,стр.115.
Опыт: «Волшебный круг».
Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
Материал: Цветовой волчок или юла.
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.151.
Беседа: «Свет вокруг нас».
Цель: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.
Материал: Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.
Литература: Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №22 ст. КАВКАЗСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей

(старшая группа)

Карточка-1

« Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Карточка-2

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

Карточка-3

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

Карточка-4

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

Карточка-5

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

Карточка-6

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Карточка-7

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Карточка-8

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

Карточка-9

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Карточка-10

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

Карточка-11

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

Карточка-12

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

Карточка-13

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Карточка-14

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Карточка-15

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Карточка-16

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Карточка-17

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

Карточка-18

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

Карточка-19

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

Карточка-20

« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

Карточка- 21

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок»

Картотека познавательно - исследовательской

деятельности с детьми старшего дошкольного

возраста.

Составила: воспитатель

Шнягина Т. Ю.

Саров – 2015г.

«Для чего нужны семена»

Программные задачи: Формировать представление о семенах, их разнообразии и назначении. Формировать знания об условиях прорастания семян. Вызывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование: баночки, семена подсолнечника, фасоли, гороха, впитывающая воду бумага.

    Во влажную баночку кладутся набухшие семена подсолнечника, фасоли, гороха. Такие же сухие семена помещаются в баночку без воды. Ёмкости ставят в одинаковые условия (например, на подоконник). Через пару дней семена в первой банке, где была вода, прорастают, а в банке без воды – нет.

Вывод: для проращивания семечка нужна вода.

    По аналогии проводится опыт, показывающий роль света в развитии растений.

    В две баночки кладутся набухшие семена. Одна из них помещается на подоконник, а другая выставляется на холод. Через несколько дней дети увидят, что в тепле семена проросли, а на холоде – нет.

Вывод: для проращивания семечку нужно тепло.

    В высокий прозрачный стакан вставляется свёрнутая в трубочку хорошо впитывающая воду бумага. Между стенкой стакана и бумагой помещаются 2-3 фасолины. В стакан наливается небольшое количество воды (слоем 2-3 см). Ёмкость ставится на освещённое место. Периодически в неё добавляется небольшое количество воды. Дети фиксируют наблюдения: как появляется корешок, стебелёк, листочек. Выросшие растения можно посадить в ёмкость с почвой и наблюдать за их ростом.

«Куда деваются листья?»

Программные задачи: Формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.

Оборудование: опавшие листья.

    Дети собирают листья одной породы, но разного цвета. Затем выкладывают их в ряд от самого молодого до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают. Их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле – почве появляется больше пищи для растений. Кроме того одеяло из опавших листьев согревает землю и не даёт замёрзнуть корням растений.

Вывод: опавшие листья не мусор. Они нужны в природе.

«Лёд и его свойства»

Программные задачи: Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лёд – это замёрзшая вода.

Оборудование: кусочки льда, формочки, вода, нитки, бутылочка с водой.

    Рассмотреть с детьми кусочек льда, какой он. Прозрачный или нет? Видно ли что - нибудь через льдинку? Какая льдинка на солнце? Блестит, сверкает, переливается. Хрупкий лёд или нет? Можно ли сломать льдинку?

Вывод: лёд прозрачный, хрупкий, блестит на солнце.

    Воспитатель спрашивает у детей, как можно сделать лёд, где можно это сделать. Дети наполняют разные формочки водой и кладут нитку в форме петли. Затем формочки помещаются в холодильник или выносятся на мороз.

Вывод: на морозе вода замерзает.

    Почему зимой дорожки посыпают солью, зачем это делают. Посыпать солью лёд и поставить в морозильную камеру.

Вывод: от соли лёд тает даже на морозе.

    Наполнить бутылочку доверху водой и поставить в морозильник. При рассматривании бутылочки обратить внимание, что когда вода начала замерзать, из бутылки выступил кусочек льда.

Вывод: лёд занимает больше места, чем вода.

Поэтому зимой трескается асфальт: вода под ним замерзает, превращается в лёд и подпирает его снизу. Поэтому зимой могут лопнуть, если замёрзнуть, трубы с водой.

    Воспитатель наблюдает с детьми, что происходит с небольшим кусочком льда, который они взяли в руки.

Вывод: в тепле лёд тает, превращается в воду.

«Ёлочка – зелёная иголочка»

Программные задачи: Продолжать формировать представления о хвойных деревьях на примере ели, о взаимосвязях растений и животных.

    Исследование хвои.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть хвоинки и объясняет. Что это тоже листья, но особенные. Деревья, у которых есть хвоинки называются – хвойные. Какого цвета хвоинки зимой? (Зелёного, поэтому ель – дерево вечнозелёное.) Воспитатель просит детей поискать под деревом опавшие хвоинки. Откуда же они взялись? Хвоинки тоже опадают, как и листья. Только опадают они не все сразу, а постепенно: на веточках вырастают молодые хвоинки, а старые опадают. Предложить детям найти хвоинки разного цвета: самые светлые – самые молодые и самые тёмные – самые старые.

    Исследование ствола.

Воспитатель предлагает детям потрогать ствол дерева и рассказать о своих ощущениях , какой он: гладкий или шероховатый, холодный или тёплый. Какого он цвета? Есть ли на нём трещины, в которых могли бы спрятаться на зиму насекомые, пауки, или дупла, в которых могли бы жить птицы? Пусть дети понюхают кору, найдут на нём смолу. С помощью стволы дерево залечивает ранки.

    Исследование шишек.

Дети собирают еловые шишки, рассматривают их: какие они – длинные или короткие, вытянутые или округлые, гладкие или нет. С помощью воспитателя вытряхивают из шишек семена и наблюдают, как они падают: летят медленно, словно вертолётики. Ветер успевает их подхватить и унести.

«Снег и его свойства»

Программные задачи: Формировать представление о снеге, о его, свойствах, о том, что снег, лёд – это замёрзшая вода.

Оборудование: стаканчики с тёплой и холодной водой, снег, кусочки льда.

    Тонет ли снег?

Положить комочек снега в стаканчик с водой комнатной температуры.

    В какой воде снег растает быстрее?

Дети опускают комочек снега в стаканчики с холодной и тёплой водой и наблюдают, что происходит.

    Дети сравнивают комочек снега и кусочек льда по цвету, твёрдости, хрупкости, плавучести, прозрачности.

    Дети сравнивают кусочек льда и снега: рассматривают, сжимают в руке, трогают, выясняют холодные ли они. Видно ли что – нибудь через льдинку? А через комочек снега? Чем отличается лёд от снега? (Лёд хрупкий, твёрдый, прозрачный и бесцветный.) А чем похож? (И после таяния льда и после таяния снега остаётся вода.)

Вывод: Снег и лёд это тоже вода, только замёрзшая.

«Роль снега в жизни растений»

Программные задачи: Формировать представления о роли снега в жизни растений.

Оборудование: две бутылки с тёплой водой.

    Снег укрывает клумбы, траву, корни деревьев. Хорошо ли это для них? Снег можно сравнить с одеялом, которое защищает растения от мороза. Проводится опыт: берутся две бутылки с тёплой водой. Воспитатель даёт каждому ребёнку потрогать бутылку. В начале прогулки одна из ёмкостей помещается под снег, а другая - на его поверхность. В конце прогулки дети снова трогают бутылки, чтобы выяснить, в какой из них вода остыла быстрее. (В той, которая была на поверхности снега.)

Вывод: под снегом тепло сохранятся лучше.

    Бутылки снова помещают в те же места, чтобы через некоторое время определить, в какой из ёмкостей вода замёрзла быстрее.

Вывод: под снегом теплее.

«Знакомство с ветром»

Программные задачи: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Оборудование: миски с подкрашенной водой, парусные кораблики, соломинки для коктейля.

    Перед каждым ребёнком стоит мисочка с подкрашенной водой. Это – моря: Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети имитируют ветер: дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны. Когда дети дуют, они как бы толкают воздух, он начинает двигаться. Получается ветер.

    Дети опускают на воду парусные кораблики и дуют на них. Что происходит? Когда дети дуют, получается ветер, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

    Дети дуют на цветные кляксы через соломинку для коктейля. Что происходит с капельками воды, которые находятся на бумаге? Они двигаются. Дети по желанию делают рисунок. Выдувая воздух через соломинку.

Когда дети дули, воздух начинал двигаться, получался ветер. Он надувал паруса корабликов. Создавал волны, помогал рисовать через соломинку.

Вывод: Ветер бывает только тогда, когда воздух движется.

«Воздух – невидимка»

Программные задачи: Познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека.

Оборудование: стакан, ёмкость с водой, палочки для коктейля, мыльные пузыри, шарик из пластилина, полиэтиленовая плёнка.

    Воспитатель показывает детям стакан и спрашивает. Есть ли в нём что – нибудь? Дети исследуют ёмкость по очереди. Высказывают своё мнение. После чего педагог предлагает проверить их в процессе экспериментирования. Педагог переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает в миску с водой, обращая внимание на то, что держать сего нужно очень ровно. Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.

    Проводится по аналогии с первым, но ко дну стакана прикрепляется кусочек поролона или ватка. Во время проведения опыта они остаются сухими.

    Дети снова опускают стаканчики в ёмкость с водой, но держат их не прямо, а не много наклонив. Что появляется в воде? Пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Вывод: воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

    Дети аккуратно дуют в стакан с водой через трубочки для коктейля и наблюдают за пузырьками воздуха.

Вывод: в воде тоже есть воздух.

    Воспитатель пускает мыльные пузыри. Что находится внутри них? Мыльные пузыри лёгкие прозрачные.

Вывод: внутри мыльных пузырей – воздух.

    Воспитатель держит в одной руке шарик из пластилина, в другой парашют из полиэтиленовой плёнки с аналогичным шариком. Он опускает их одновременно, а дети определяют, что быстрее упадёт на землю. Воспитатель обращает внимание на то, что при падении парашют распрямляется и задерживает падение пластилинового шарика. Почему шарик с парашютом упал позже шарика без парашюта?

Вывод: воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть.

«Здравствуй, солнечный лучик!»

Программные задачи:

Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни.

Оборудование: зеркальце, ёмкость с водой, лист бумаги.

    Воспитатель спрашивает детей, можно ли поймать солнечных зайчиков. Как это сделать? Воспитатель показывает с помощью большого зеркала, как можно поймать солнечных зайчиков. Затем дети пробуют сделать то же самое.

Вывод: лучик солнца отражается, отскакивает, словно мячик, от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

    На стол около окна ставится ёмкость с водой, так, чтобы на него падали солнечные лучи. Воспитатель кладёт зеркальце таким образом, чтобы его верхняя часть оказалась на краю ёмкости. А нижняя – в воде под углом. В таком положении зеркальце отражает солнечный свет, идущий из окна. Воспитатель берёт одной рукой лист бумаги, располагает его перед зеркалом, а второй рукой двигает зеркало. Что видят дети? На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Вывод: обычный лучик может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капельки воды.

«Какой бывает вода?»

Программные задачи: Формировать представление о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Оборудование: стаканчики, пресная и подсоленная вода, вода разной температуры, молоко, сок, чай, чайные ложечки, термос с горячей водой, зеркальце.

    «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика нужно опустить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Воспитатель предлагает подумать. Что было бы. Если бы речная вода была непрозрачной? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

    «У воды нет вкуса»

Дети пробуют на вкус воду, молоко и сок.

Вывод: у воды нет вкуса.

    «У воды нет запаха»

Дети нюхают воду и выясняют, пахнет ли она.

Вывод: у воды нет запаха.

    «Пар – это вода»

Воспитатель осторожно берёт термос. Открывает его и обращает внимание на пар. Чтобы доказать. Что пар –это вода, нужно подержать над паром зеркальце, на нём появятся капельки. Воспитатель убирает термос и даёт детям по очереди потрогать зеркальце. Чтобы убедить их, что пар – это вода.

Вывод: пар – это вода.

    «Вода жидкая может течь»

Дети получают по два стаканчика: один с водой, другой – пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой. Воспитатель спрашивает. Что при этом происходит с водой? (Она льётся.) Почему вода может литься? (Потому что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, из крана.

Вывод: вода жидкая, может течь.

    « Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

Детям дают стаканчики с тёплой и холодной водой и водой комнатной температуры. Пальчиком они трогают воду и определяют, в каком стаканчике какая вода находится. Можно вместе с ними измерить температуру воды термометром.

Вывод: вода бывает разной температуры: холодная, горячая, прохладная, тёплая.

Воспитатель подчёркивает, что в реках, озёрах и морях тоже бывает вода разной температуры: и тёплая и холодная. Одни рыбы, звери. Растения и улитки могут жить только в тёплой воде, а другие только в холодной. В холодных морях и реках живёт меньше животных.

«Намокает – высыхает»

Программные задачи: Знакомить детей со свойствами разных материалов, изменениями, происходящими с ними при намокании и высыхании.

Оборудование: лист бумаги, тазик с песком, мука, соль, тесто, вода.

    Рассмотреть с детьми сухой лист бумаги. Какой он? (гладкий, ровный). Предложить намочить его водой. Какой он стал? (Шершавый, неровный, скрученный). Рассмотреть сухой песок. Какой он? (Рассыпчатый.) Намочить песок водой и рассмотреть, каким он стал. Предложить слепить из мокрого песка куличики. Когда куличики высохнут, тронуть их пальцем, рассыпались ли они. Каким стал высохший песок, изменился он или нет.

Вывод: бумага боится воды, а песок – нет, он может намокнуть, высохнуть и таким же останется, не изменится.

«Путешествие капельки»

Программные задачи: дать представление о круговороте воды в природе.

Оборудование: ёмкости, вода, марля, резинка, кусочек льда.

    Воспитатель даёт каждому ребёнку ёмкость с водой и предлагает поставить на подоконник. Дети высказывают предположения о том, что произойдёт с водой через несколько дней, останется ли она в мисочке. Дети в течении нескольких дней наблюдают за изменениями в ёмкостях с водой до тех пор пока жидкость не испарится. Воспитатель каждый раз во время наблюдений спрашивает, уменьшилось ли количество воды.

    Воспитатель вместе с детьми размещает ёмкости с водой в разных местах: в тёплом и холодном. Во время наблюдений отмечают, где быстрее исчезает вода.

    Воспитатель вместе с детьми размещают большую и маленькие мисочки в одинаковых условиях. Задача детей отметить, в какой из ёмкостей вода исчезает быстрее.

    Ёмкость с прозрачными стенками накрывают марлей. По краям ёмкости ткань закрепляется резинкой. На марлю кладут кусочек льда. Ёмкость размещают в тёплом месте. Дети периодически наблюдают за тем, что происходит сначала со льдом, а потом с водой.

Вывод: вода испаряется.

Литература: «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под ред. Л. А. Парамоновой.

Марина Шелковникова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью»

Цель исследования : Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) . Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Интеграция образовательных областей :Познавательное р . ; Речевое р., Социально-коммуникативное р., физическое р.

Словарь : каменная, поваренная, морская, кристаллы, кристаллизация, минеральное вещество, соляная шахта, солекомбайн.

Объект исследования : соль .

Предмет исследования : особенные свойства соли.

Предварительная работа : беседа о применении обычной соли в домашних условиях, загадки, пословицы о соли. Дидактические игры «Определи на ощупь» , «Узнай на вкус» , чтение русской народной сказки «Соль » , чешской народной сказки «Соль » .

Материал : иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола) ; одноразовые ложки и тарелочки (по количеству детей, два стакана, лупа, пипетка, спиртовка.

Безопасность : нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью .

Ход исследования:

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы . Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку : «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль ) .

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, это соль . Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

Соль , один из важнейших минералов на земле. Минерал – это природное тело, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. Откуда она берётся? Соль образуется в морях , океанах, соляных озёрах. Фото 1. Соль образуется под землей, образуя соляные горы (рудники) . Фото 2. Для добычи соли используют солекомбайны. Фото.

В пищу, мы употребляем каменную соль – столовую , также известная, как поваренная соль . Основное отличие каменной соли от поваренной – это размер. Каменная соль имеет форму крупных , массивных кристаллов, в отличие от поваренной соли, кристаллы которой очень маленькие. Тысячи лет люди употребляли соль в пищу . Когда соль еще была редкостью , иногда вспыхивали войны за владение залежами соли. Потому что соль очень важна для человека.

На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. «Хлеб-соль » - так встречали на Руси гостей. Это пожелание символ дружбы. Беречь хлеб и соль - значит , дружить. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для работы мозга. Человеку в сутки всего надо одну чайную ложку. Соль человек использует в быту, медицине, промышленности. Фото

Воспитатель : Я хочу еще много интересного рассказать вам о соли, но это будет в следующий раз.

Физминутка : «Солим капусту»

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят» )

Мы капусту жмём-жмём,

(сгибание и разгибание кистей рук)

Воспитатель : Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.

Приглашаю пройти в нашу лабораторию.

Опыты с солью :

Перед вами стоят тарелочки с солью , именно с ней мы будем проводить с вами опыты

Опыт №1 : Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики) . (на тарелочки три горки соли : мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешек)

Вывод : Соль белого цвета , состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.

Опыт №2 : Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется )

Вывод : Соль сыпучая

Вывод : Соль твердая , хрустящая

Опыт №3 Пипеткой капнуть немного воды на соль , куда она делась? (она впиталась)

Вывод : Соль впитывает воду .

Опыт №4 В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать , что теперь? (соль растворилась )

Вывод : Соль растворяется в воде

Опыт №5 Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)

Вывод : Вода стала соленной

Воспитатель : Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Опыт №7 (показ воспитателя)

Выпаривание соли из воды.

Цель : стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу «Воду нужно нагреть» .

Размешать в стакане воды ложку соли. Показать детям, как соль растворилась в воде : вода прозрачная и солёная.

Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет. В столовую ложку наливаем солёной воды и нагреваем на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар. В ложке начинает появляться соль .

Вывод : вода испарилась, соль осталась . Из воды соль получают методом выпаривания.

Вывод исследований :

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. (по мнемотаблице)

Итог :

О каком камне - минерале мы сегодня с вами говорили? (Соль )

О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета , состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)

Какой опыт вы смотрели?

Публикации по теме:

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Я - царица водица» Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды. Задачи: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний.

Особенности проведения исследований у дошкольников

У дошкольников элементы познавательной деятельности включены в ролевые игры. Многие психологи и педагоги в своих работах указывали важность их разнообразных видов. Именно игры помогают малышу понять связь отдельных деталей, действий, создать четкое представление об определенном объекте.

Важность исследований для дошкольников

По мере взросления ребенка происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности, в нее включаются более сложные элементы. Благодаря данным процессам, дошкольник удовлетворяет свою любознательность, расширяет запас знаний, меняет собственные представления об окружающем его мире.

Подобная деятельность помогает будущему первокласснику устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени, соединять разрозненные факты в единую картину.

Функции познавательно-исследовательской деятельности в ДДУ

Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка.

  1. Развитие любознательности у дошкольников (познавательной инициативы).
  2. Усвоение дошкольником пространственных, классификационных, временных отношений.
  3. Переход от систематизации полученной информации на уровень практической деятельности.
  4. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.

Детей способствует расширению кругозора, освоению представлений о социальном и природном сообществе, формированию простейших исторических и географических знаний.

Способы активизации познавательной деятельности дошкольников

Современные Федеральные требования к воспитательным, образовательным, развивающим задачам в дошкольном образовании предполагают особое внимание к формированию у малышей инициативности, самостоятельности, познавательной активности.

Именно стремление к самостоятельному развитию считается основной характеристикой развития дошкольника. Малыш должен получать важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни, объектах природы, естественным путем. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение полученной информации.

Как выражается активность дошкольников

Активность выражается в способности самостоятельного выбора ребенком определенных видов деятельности. Воспитатель или психолог наблюдает за поведением малыша во время ролевой игры, анализирует желание к общению с другими ребятами, лидерские качества. Затем проводится анализ полученной информации по специальным методикам и технологическим картам, и делается заключение о готовности ребенка к обучению в школе.

Разновидности познавательной активности дошкольников

В современной педагогике выделяют несколько вариантов подобной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников может проявляться в действиях по предложенному воспитателем образцу. Для подобного варианта наставник предлагаем малышам схемы, алгоритмы действий. Исполнительная активность состоит из принятия малышом определенной задачи, выбора варианта своих действий на основе предложенных образцов, получения личного результата.

Приёмы стимулирования саморазвития дошкольников

Познавательно-исследовательская стимулируется разнообразными педагогическими приемами. В первую очередь воспитатель старается путем образности, мотивации, эмоциональности обеспечить у своих воспитанников интерес к поставленной перед ними задаче. Мудрый наставник делает вид, что сам не знает ответа на данный вопрос, и только малыш сможет помочь ему в этом, так и начинается совместная познавательно-исследовательская деятельность. по ФГОС также предполагает разнообразные виды проектов и исследований, проводимых под непосредственным руководством воспитателя. Постепенно педагог уходит «на второй план», предоставляя детям возможность самостоятельного получения результатов эксперимента, опыта. Для стимулирования дошкольников по мере работы воспитатель задает им вопросы: «Как ты думаешь, чем закончится твой эксперимент?», «Что нового ты узнал на данном этапе работы?».

Постепенно воспитатель становится тьютором, он уточняет алгоритм действий ребенка, помогает ему делать схемы, чертежи. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе подразумевает применение приемов творческого воображения. Ребенок учится представлять результат своей работы. Например, если перед дошкольником поставлена задача - вырастить кристаллы поваренной соли, он должен представить, как они будут выглядеть. После того как опыт будет успешно завершен, ребенок сравнивает свое первоначальное представление с реальной картинкой, делает выводы о сходстве, различии образов.

Тот опыт, который позволила накопить малышу познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе, станет его личным результатом, он сможет использовать его при обучении в школе.

Пример исследований о хлебе в ДОУ

Приведем пример планирования подобной работы в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть четко продумана, распределена по месяцам. Например, в старшей группе можно предложить ребятам тему, связанную с хлебом. Назвать такое исследование можно по-разному: «Откуда пришёл хлеб?», «Что такое белое золото?», «Почему батон покрывается плесенью?».

В зависимости от поставленных вопросов и формируется план исследований.

В сентябре начинается познавательно-исследовательская деятельность. Старшая группа занимается поиском информации о составе хлеба. Воспитатель ставит перед ними задачу установить те компоненты, которые нужны для выпекания вкусных булочек и батонов. Итогом данного этапа будет перечень ингредиентов, без которых невозможно испечь хлеб.

В октябре малыши отправляются вместе со своим наставником на экскурсию на хлебокомбинат. Они должны познакомиться визуально с технологией изготовления булок и хлеба, подтвердить ту информацию, которую собрали в сентябре о компонентах хлеба.

В ноябре дети получают домашнее задание. Они вместе с родителями должны попробовать себя в роли настоящих пекарей, освоить основные этапы создания вкусного белого хлеба.

В декабре завершается познавательно-исследовательская деятельность. Подготовительная группа приглашается на дегустацию тех вкусных пирогов и плюшек, которые вместе с мамами и папами сделали будущие первоклассники.

Изучение времен года

Интересным вариантом для исследовательской деятельности в детском саду можно считать изучение времен года. Основная цель, которую ставит при этом воспитатель - закрепить и углубить те знания, которыми уже владеют ребята. Проводить подобное исследование можно по группам. Малыши получают свои собственные задания, специальную карту наблюдений и журналы для оформления полученных результатов. Например, нужно будет понаблюдать неделю за тем, как ярко светит солнце, как часто идут дожди осенью, и зарисовать полученные результаты в журнал. Втора группа будет заниматься температурным режимом, привлекая себе на помощь родителей. Третьей части предстоит выяснить, насколько сильными за это время были ветра. После того как ребята завершат свои наблюдения, составляется полная картина. Итогом такого индивидуально-коллективного проекта будет полная характеристика погодных условий в определенный сезон. Для развития творческого воображения малышей воспитатель дает им дополнительное задание - придумать подходящую одежду для этого времени года, выполненную из нетрадиционных материалов. Лучшие работы можно «внедрить в реальность», сделав на совместном празднике родителей и детей настоящий модный показ.

Анализ продуктов питания

Еще одним направлением для познавательной деятельности дошкольников может стать исследование продуктов питания. Это актуально, ведь по новым стандартам особое внимание уделяется формированию у будущих школьников навыков здорового питания, привитию им интереса к здоровому образу жизни. Для начала вместе с воспитателем ребята анализируют состав разных продуктов питания, узнают о том, какие важные химические вещества, микроэлементы, витамины, обязательно должны присутствовать в дневном рационе каждого человека. Для повышения мотивации начинающих исследователей воспитатель проводит ролевые игры. Дети становятся поварами, кондитерами, докторами, чтобы понять, насколько важно правильно и своевременно питаться. Исследование можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Во время прогулок малыши предлагают своему воспитателю активные игры, вместе придумают шуточные задания для спортивных соревнований. Итогом работы могут стать спортивные старты, где будут представлены смешанные команды детей и их родителей. А в завершение праздника можно организовать «здоровый стол», на котором будут присутствовать только полезные продукты.

Заключение

Познавательная деятельность должна начинаться со средней группы детского дошкольного учреждения. При четком планировании подобной работы можно будет рассчитывать на развитие у детей самостоятельности.