Домой / Брови / Проведение занятий по модулю «Песок. Глина

Проведение занятий по модулю «Песок. Глина

Воспитатель. Ребята , у вас у каждого в стаканчике песок, возьмите лупу и рассмотрите песок в лупу. Из чего состоит песок?

Дети . Из зернышек-песчинок.

Воспитатель . Каковы песчинки по цвету? По форме? По размеру? Цвету? Прозрачности?

Дети . Разные.

Воспитатель . Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету, лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель . Дети, возьмите стаканчик в одну руку и пересыпать половину песка в пустой стаканчик.

Дети выполняют задание.

Воспитатель . Легко ли он сыплется?

Дети. Легко.

Воспитатель . Песок-это сыпучий природный материал.

Воспитатель. Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в один стаканчик с песком.

Дети выполняют.

Воспитатель . Что происходит с песком, в который налили воду?

Дети. Песок намок.

Воспитатель . Песок дружит с водой. Он легко впитывает и пропускает воду .

Воспитатель . Возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую- с влажным. Одинаковые ли по весу стаканчики?

Дети . Нет.

Воспитатель . Почему стаканчик с влажным песком тяжелее?

Дети . Потому что в стаканчике с влажным песком- вода.

Воспитатель . Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном- вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.

Воспитатель . Подойдите к чашке с песком.

Дети делятся на две группы, подходят к чашкам с песком. В одной чашке мокрый песок, в другой- сухой.

Воспитатель . Слепите из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?

Дети . Потому что песок сыплется.

Воспитатель . Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий.

Воспитатель. Что произойдет с шариком когда он высохнет?

Дети . Шарик рассыплется.

Воспитатель. Нужен ли песок людям?

Дети. Да.

Воспитатель . Правильно. Песок –это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.

Показ иллюстраций.

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат, как тесто податливой буду

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

Дети. Глина.

Воспитатель . Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?

Дети . Белая, красная, черная.

Воспитатель . Глина бывает разного цвета .

Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?

Дети . В стаканчик с песком.

Воспитатель . Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.

Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?

Дети . Глина стала липкой.

Воспитатель . Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.

Слепите из влажной глины шарики.

Дети выполняют задание.

Что произойдет с шариками когда они высохнут?

Дети . Станет твердым.

Воспитател ь. Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется .

Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?

Дети . Нет

Воспитатель . На что похожа глина?

Дети . На пластилин.

Воспитатель . Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек , которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу .

Воспитатель . А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы.

Упражнения для глаз

Раз – налево, два – направо,
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» - вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» - наверх, на «четыре» - вниз)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель . Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

Воспитатель . Что происходит с песчинками?

Дети . Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель . А что мы видим в банке с глиной?

Дети . Глина не двигается.

Воспитатель. Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны , это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

Воспитатель . А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»

Подвижная игра» Песок и глина»

Воспитатель . Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина» . «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» - «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

Воспитатель . Ребята, нужна ли глина людям?

Дети . Да.

Воспитатель. Правильно, глина, как и песок- природный материал, глина незаменима в строительстве, в домашнем хозяйстве, глину используют в лечебных целях.

Показ иллюстраций.

Воспитатель . Я приготовила для вас еще одну загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелым, большим, одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети . Камень.

Воспитатель. Что вы знаете о камнях?

Ответы детей.

Воспитатель . Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.

Воспитатель. Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности?

Дети . Трещины.

Воспитатель . На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки.

Какая бывает поверхность камней?

Дети. Гладкая, шершавая .

Воспитатель . Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами .

Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.

Дети выполняют задание .

Воспитатель . Каковы издаваемые звуки?

Дети . Звонкие и нет.

Воспитатель . Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами .

Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?

Дети . Нет.

Воспитатель . Камень- твердый материал .

Где используют камень?

Дети . В строительстве.

Воспитатель. Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.

Показ иллюстраций.

Елена Гиацинтова
«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

«Сравнение свойств песка и камней »

Конспект занятия по познавательно-исследовательской

деятельности (старшая группа )

Цель : Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования.

Интеграция с другими областями : «Речевое развитие» , «Познание » , «Социально-коммуникативное» , «Художественно-эстетическое» .

Образовательная : уточнить представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка , воды, камней ) ;

Развивающая : развивать умение сравнивать материалы , проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности. Закреп-лять правила поведения при участии в экспериментах. Расширять и обогащать словарный запас (песчинки, шершавый) . Активизировать в речи слова : ученный, лаборатория.

Воспитательная : Воспитывать интерес к объектам неживой природы, познавательное отношение к ним .

Методы и приемы

Сюрпризный момент (внесение мешочков с песком и камнями ) .

Вопросы : Что внутри? Как узнать? (обследование мешочков)

Что тяжелее песок или камни ? Сравнение песка и камней . Опыты.

Физкультминутка «Гора» .

Д/игр «Живая и неживая природа» .

Заполнение личных дневников

«Сад камней » .

Материалы и оборудование : песок, вода, камни , лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, трубочки для коктейля, мешочки, мультимедийные проектор, 1\4 альбомного листа, клеенки фартуки, ложечки, дневники для записи исследований.

Ход занятия

Воспитатель :

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным.

«С добрым утром!»

«Добрый вечер!»

«Добрый день!»

Всем говорим.

Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.

А теперь ребята давайте с вами устроимся поудобнее и посмотрим на экран.

Слайд №1 –«Космос»

Воспитатель : Что изображено на экране?

Что бывает в космосе?

Какие планеты вы знаете?

Слайд №2 – вид Земли из космоса

Воспитатель вместе с детьми рассматривает, что обозначает каждый цвет на нашей планете.

Воспитатель : Как все это можно назвать одним словом? (природа) . Ребята, мы с вами уже говорили о том, что бывает живая и неживая природа.

Слайд №3 – «Живая и неживая природа»

Д/И «Живая и неживая природа» .

Воспитатель вносит два мешочка и предлагает детям определить их содержимое. Он дает детям их потрогать, ощупать, понюхать и т. д. Выслушав предположения детей, он открывает мешочки и предлагает сравнить их содержимое .

Воспитатель : На прошлых занятиях мы с вами уже говорили о свойствах

песка и камня . И сейчас я предлагаю вам сравнить эти материалы с помощью опытов и наблюдений.

Воспитатель : Кто проводит опыты и исследования? Как называется ком-ната, где работают ученые?

Воспитатель : Ну что, мои юные ученные, отправимся в нашу лаборато-рию?

Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)

У вас на столах приготовлено все необходимое. Что вы видите?

-Сейчас мы с вами вспомним : - Какого цвета вода в ваших стаканчиках? Имеет ли вода цвет, вкус, форму.

Какого цвета песок? Он мокрый или сухой? Имеет сухой песок форму?

Какие камни перед вами ? Возьмите камни в руку потрогайте , погладьте их. Что вы еще можете мне сказать о камнях ?

Ребята, а как вы думаете, что тяжелее песок или камень?

Опыт №1. Опустите в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдаем, как материалы оседают на дно (2-3 раза) .

Вывод : Камни тяжелее , они оседают раньше. Песок состоит из маленьких песчинок. Они легкие.

А из чего состоят камни ? Попробуйте разделить его на маленькие частички. Получается?

Давайте еще раз подтвердим свои выводы и докажем гостям, что песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые .

Опыт №2. С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются)

А теперь попробуйте подуть на камень. Что происходит? (Камешек не двигается) Почему? (Потому что он тяжёлый) .

Вывод : Песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые .

Давайте выясним, почему мы не смогли сдуть и разделить на маленькие частички камень, а с песком это у нас получилось легко.

Опыт №3. Насыпьте немного песка на листок белой бумаги и рассмотрите песчинки через лупу. Что вы видите? Какие они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно увидеть?

- Камни тоже состоят из маленьких частиц, но они крепко держатся друг за друга и, мы не можем его разделить.

Ребята, если камень нельзя разделить, тогда откуда берутся камешки?

Физкультминутка «Гора»

Стоит гора старушка

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет.

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Раскатились камешки

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы.

Воспитатель : А сейчас мои юные ученые нам с вами предстоит не менее сложная работа. Нам нужно все наши наблюдения зарисовать и сложить в свой дневник «Юного исследователя» .

Воспитатель : А как вы думаете, из камней может вырасти сад ? (нет камни , они мертвые, а не живые)

Воспитатель : Я предлагаю вам создать свой сад на песке из камней .

Дети выполняют творческую работу. Выкладывают из камней цветы , деревья и т. д.

Публикации по теме:

Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Домик из песка и дорожка из камней» Образовательные задачи: - Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах песка и камня (песок – сыпучий, сырой, сухой,.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «К бабушке в деревню» (младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 Конспект Непрерывной образовательной.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго - Северной муниципального образования.

Цель: формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ; развивать экологическое сознание; развивать способность к преобразованию.

Вид деятельности : познавательно-исследовательская

Цель : Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Безопасность», «Художественное творчество».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 384 г.о. Самара

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«СРАВНЕНИЕ ПЕСКА, ГЛИНЫ, КАМНЕЙ»

(старшая группа)

Подготовила:

Старший воспитатель

Сидорова С.Ю.

2013 год

Вид деятельности : познавательно-исследовательская

Цель : Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Безопасность», «Художественное творчество».

Задачи:

Развивать у детей познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность («Познание»)

Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать вывод («Познание»).

Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени («Познание»)

Развивать детское творчество («Художественное творчество»)

Формировать коммуникативные навыки при совместной работе («Коммуникация»)

Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека предметам («Безопасность»)

Материалы и оборудование :

Природный материал: песок, глина, камни; скатерть на стол, мяч, фишки, лист бумаги, ;песочные часы на 1 минуту, на 10 минут, эмблемы команд

На каждого ребёнка: фартуки, доска для лепки, лупы, постой карандаш по три тарелки, прозрачные пластиковые стаканчики, палочки-мешалки, блокноты.

Логика образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, они о чем-то громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет, если построить дорогу из глины, а третий сказал, что самая прочная дорога будет из песка. Я решила пригласить их к нам в группу, чтобы вы помогли им найти правильное решение. Ребята, вы ведь поможете поросятам?

В: Тогда я приглашаю вас занять места в мини-лаборатории (Дети садятся вокруг одного большого стола. Воспитатель делит их на две команды: «Любознайки» и «Почемучки»).

В: Я предлагаю вам сравнить материалы, которые лежат у вас на столе: песок и глину, камни и глину, песок и камни. Ребята, возьмите лупу и сравните сухой песок и глину. Что вы можете сказать про эти материалы?

Д: Сухой песок рыхлый, сыпучий, из него ничего нельзя построить. Глина влажная, мягкая, пластичная, в ней можно делать ямки, из неё можно лепить.

В: Ребята, а теперь давайте сравним камни и глину. Возьмите в одну руку глину, а в другую – камень. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, что с глиной. Почему?

Д: Камень твердый, крепкий, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска. Глина мягкая, пластичная, принимает любую форму.

В: Верно, ребята, камень твердый, крепкий материал, а глина – мягкая, пластичная. Теперь предлагаю вам сравнить песок и камни. Что вы можете сказать, какую структуру имеет песок? Кто готов ответить на вопрос?

Д: Песок рыхлый, сыпучий, состоит из мелких песчинок, камень твердый, жесткий, через лупу просматриваются кристаллики, трещины, узоры.

В: Как вы думаете, что тяжелее песок или камни?

Д: Песок! Камни!

В: Кажется, я знаю, что нам надо сделать, чтобы узнать, что тяжелее, песок или камни. Нужно провести опыт: в банку с водой насыпим камни и песок, все перемешаем палочкой, а теперь посмотрим, как происходит оседание на дно материалов.

(Опыт проводится 2-3 раза, после дети делают вывод).

В: Дети, теперь вы можете сказать, что тяжелее песок или камни?

Д: Камни тяжелее, потому что они упали на дно раньше, а песок оседает позже.

(За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки).

В: У каждого из вас на столах лежит лист бумаги и карандаш. Пожалуйста, зарисуйте этот опыт.

В: Молодцы, ребята. А теперь посчитаем общее количество фишек, заработанные каждой командой. (После подсчёта команда- победитель встает, другая ей аплодирует).

Физкультминутка

Игра с мячом «Что бывает каменным?» (дома, заборы, дороги, мосты, горы, памятники, скульптуры, вазы, гаражи и т.д.)

Игра «Что бывает глиняным?» (горшки, посуда, украшения, гнезда птиц и т.д.)

Игра «Что можно сделать из мокрого песка? (куличики, песочный замок, скульптуры и т.д.)

В: Скажите, ребята, так всё же какой материал прочнее: песок, глина или камень?

Д: Прочнее камень, поросятам нужно строить дорогу из камня.

В: Верно, ребята, из всех материалов, что у нас с вами сегодня имеется, камень является самым прочным строительным материалом.

В: Ребята, посмотрите, что я вам принесла?

Д: Песочные часы.

В: Посмотрите, вот эти часы рассчитаны на 1 минуту, давайте понаблюдаем 1 минуту движение песка. (Наблюдают движение песка). А вот эти часы рассчитаны на 10 минут. Что вы можете о них сказать?

Д: Они большие, в них больше песка.

В: Давайте узнаем, что можно сделать за 10 минут. Команда «Любознайка» сейчас начнет лепить из художественной глины грузовую машину – Камаз, а команда «Почемучки» будет лепить дорогу и укладывать её камнями.

(По окончании времени, воспитатель обращает внимание детей сначала на время).

В: 10 минут- это много, все вместе успели слепить из глины Камаз с песком и построить дорогу из камня.

Подведение итога.