Домой / Брови / Творческий конкурс на праздник троицы. Сценарий проведения праздника "троица"

Творческий конкурс на праздник троицы. Сценарий проведения праздника "троица"

Лариса Езофатова
Сценарий праздника «День Святой Троицы»

Уважаемые коллеги!

Предлагаю сценарий проведения праздника Троицы . Это красивый праздник , который проводится в июне месяце. Вот и закончился учебный год, начинаются каникулы. Всюду зеленая трава, цветут цветы, деревья, в том числе и березки, одетые в нарядную листву. Дети с удовольствие готовятся к празднику – собирают цветы , делают поделки, разучивают песни. В процессе проведения активно участвуют не только дети, но и родители – играют, поют песни, водят хороводы.

Мероприятие проводится на улице. В его подготовке и проведении используется презентация, которая помогает поэтапно рассказать о Троице , провести игры, послушать народные песни. В празднике принимают участие воспитатели совместно с родителями, одетыми в народные костюмы. Предлагаю интегрированный сценарий , в него входит : оформление площадки, игра детей на народных инструментах, появление сказочных героев и т. д. Эта интеграция помогает провести праздник более красочно и музыкально.

Цель :

Способствовать повышению эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

Задачи :

Обучающие :

Познакомить детей с народным праздником Троицей , народными приметами, пословицами и поговорками;

Познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, частушек;

Познакомить с народными играми и русским фольклором.

Развивающие :

Развивать интерес к народным традициям, обычаям;

Развивать творческие способности детей, трудолюбие, упорство в достижении цели;

Воспитывающие :

Воспитывать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе;

Приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Планируемый результат :

Усвоение дошкольниками вечных ценностей : милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного и бережного отношения к окружающему миру, к другим людям.

Оборудование : русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен, цветные ленты для украшения березы, мешки для подвижной игры, глиняные игрушки, свистульки и т. д.

Праздник начинается на площадке, где стоит береза. К детям выходят ведущие, одетые в русские народные костюмы

Воспитатель :

Издавна молва идет,

Что на Троицу народ

Дома цветами убирают

Пекут каравай, гостей созывают.

Входит тетушка Арина.

Тетушка Арина : Здравствуйте ребятушки! Как красиво у вас в избе, какие вы все нарядные, и березка нарядная стоит. Никак праздник , какой?

Дети : Троица .

Родители и воспитатели поют “Троица”

Тетушка Арина : Молодцы, хорошо пели. Вижу, вижу, что знаете про День Святой Троицы . Это большой христианский праздник . Вот и я к вам в гости пришла попеть поплясать, хороводы поводить, да кое-что вам рассказать.

…Жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку, а весна-красна, пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась . На праздник березку в дом вносили, украшали. А двор, крыльцо и комнаты устилали полевыми цветами и травами.

Ребята, давайте и мы украсим березу ленточками.

Дети повязывают ленточки на березу.

Тетушка Арина :

Начинаем хоровод,

Подходи, честной народ.

Пусть сердца раскроются.

На святую Троицу !

Под музыкальное сопровождение (р. н. м.) дети встают в хоровод.

Девочка : Станем, в круг, песню споем, хоровод заведем, кудрявую березоньку нарядим. Нарядим её ленточками, цветочками. Косицы ей заплетем, да и себе веночки совьем.

Хоровод : “Во поле береза стояла”.

Под музыку появляется ожившая березка.

Березка :

Уж вы милые девушки мои,

Уж вы верные подруженьки!

Ой, спасибо за наряды подаренные,

За песни нежные, за пляски удалые.

Как услышала я песни звонкие,

Да и пришла к Вам на праздничек .

Ожила я - веселиться хочу,

Дети : На лугу березоньки

Утром просыпаются.

Улыбаясь солнышку,

Стройные стоят.

Все они как девочки

Утром спозараночку

Надевают праздничный

Белый свой наряд.

На тебе, березонька, соловьи поют,

Под тобой березонька красны - девицы венки плетут.

Ведущий : Становитесь-ка, ребята

В наш весёлый хоровод.

В нашем чудо – хороводе,

Пусть каждый спляшет и споёт.

Хоровод «Земелюшка-чернозем» .

Ведущий : В игру играем, горелки начинаем.

Игра «Гори ясно» .

Ведущий :

Ох, горелки, хороши,

Словно праздник для души .

Ведущая :

Молодцы, а вот ещё вам загадки :

загадки :

1. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег.

Кудрява, а не человек.

2. Стоит Федосья, распустив волосья.

3. Стоит красавица на поляне,

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

Тетушка Арина :

Березу, символ праздника , называли «гостенькой» , «кумушкой» , «венком» . На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является так же символом брака.

Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек» .

Игра «Заплети веночек» .

Тетушка Арина : Ох и расшумелись мы тут с вами. Поем, да танцуем. Вот услышат нас русалки.

Березка : И то правда. Сейчас идет русальная неделя. Русалки из воды выходят, играют, прохожих заманивают.

Тетушка Арина : Что испугались?

Дети : Нет.

Ведущий :

Потерял наш гармонист

Гармошечку - трехрядку

Будем мы сегодня петь,

Видно, всухомятку.

Игра на музыкальных инструментах (р. н. м.)

Неожиданно слышится пение русалок.

Русалка :

На гряной неделе…

Русалки сидели…

На кривой дороге,

На кривой березе

Просили русалки

Хлеба и соли

Еще доброй воли…

Тетушка Арина : Берегись, ребята, русалочек! Защекотят, затащат в свое болото.

Исполняется танец Русалки.

Игра “Перетягивание сети”.

Тетушка Арина : Ой, горе-то какое! Надо их ребята спасать! А ну, навались, да тяни сильнее!

Пойманных выручают.

Березка : Ах вы проказницы! Хотели нам праздник испортить ! Ишь, моду взяли людей таскать. Уходите в свое болото!

Русалки : Не пойдем! Не хотим! У нас холодно, сыро, темно. Брр….! А у вас так хорошо.

Тетушка Арина : Давайте подарим русалкам что-нибудь. Задобрим их.

Ведущий : Объявляется игра

«Золотые ворота» .

Но «Золотые ворота»

пропускают не всегда.

«Золотые ворота» .

Игра «Золотые ворота» .

Русалка : Спасибо! Ну, ладно! Уйдем. Только условие, проводите нас с почестями. Ноженьками своими не пойдем. Вот если повезете, тогда согласны. И чтоб с музыкой, у вас тут музыка веселая была! Мы тоже хотим!

Тетушка Арина : Что ж вам предложить? А вороной конь вам по нраву?

Русалка : Да, да, да хотим!

Выносят коня.

Тетушка Арина : Ну что нравится? Не конь, а огонь!

(Русалки толкаясь садятся на коня. Едут под шум, гам, свист по кругу, их щипают, дергают, поливают водой, просят пощекотать. Русалки убегают прочь.)

Тетушка Арина : Мы русалок проводили, можно теперь смело везде ходить!

Березка :

Хорошо пировать,

Да пора и честь знать.

Домой нам пора,

До свиданья, детвора.

А теперь пора на озеро идти, веночки в воду бросать. Поглядите-ка на свой веночек. Если зелень стоит, значит веселой, здоровой быть весь год. Мы хотим, чтобы все дружили, смеялись, чтобы все мечты сбывались.

Все идут к озеру, бросают веночки в воду.

И веночки в воду бросили, чтобы березка силу свою земле-матушке отдала, новый урожай вырастила.

Бугрова Н.И., Смирнова Т.А.
воспитатели первой квалификационной категории

Начало лета в Центре «Гармония» ознаменовалось большим православным праздником – Днем святой Троицы. Организовали и провели его воспитатели Бугрова Нина Ивановна и Смирнова Татьяна Анатольевна.

Праздник проводился в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь». Наши воспитанники познакомились с самим праздником «Троица» и с его символом – берёзкой.

В процессе коррекционно-реабилитационной работы педагоги стремятся воспитывать у ребят любовь к устному народному творчеству, народным песням, хороводам, подвижным играм, воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.

Дети с удовольствием участвовали в конкурсах, народных играх и хороводах.
В завершении праздника ребят ждали вкусные пироги и другие сладости.

Сценарий праздника святой Троицы

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами не зря здесь собрались! Сегодня отмечается большой христианский праздник! Скажите, как он называется? Я вам помогу! Этот праздник, который связан с расцветом молодой растительности, ещё его называли зелеными святками, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы.
Дети: Троица!
Ведущий: Да это Троица, а кто помнить символ этого праздника?
Дети: Берёза.
Ведущий: Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали
жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси.
Дети: Давайте.
Ведущий: Как одевались девушки и парни на праздник?
Дети: Красиво, нарядно.
Ведущий: Да, ребята, они надевали нарядно-вышитую одежду,
девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки.
Дети повязывают друг другу яркие ленточки, исполняют песню «Во поле береза стояла».
2-й коробейник:
А теперь аукцион, очень уж секретный он, впрочем, не такой секретный, но в познании заметный.
Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

Вопросы:
Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)
Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)
Какие есть грибы, чье название связано с березой? (Подберезовик.)
У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)
Живет в лесу юркий зверек, который называется... от корня слова «береза»? (Серая ящерица – берестовка живет у гнилых пней.)
Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)
Ведущий: Молодцы, присаживайтесь на нашу полянку, а я расскажу
вам как отмечали этот праздник.
Один из самых главных, христианских праздников приходится ребята, на эту неделю. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.
Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.
Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.
Ребята, давайте и мы украсим березу ленточками.
Дети повязывают ленты на березу.
Ведущая: Молодцы, а вот ещё вам загадки:
1. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег.
Кудрява, а не человек.
2. Стоит Федосья, распустив волосья.
3. Стоит красавица на поляне,
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.
Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является также символом брака.
Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Игра «Веночек».
Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м от детей. Подходя к ним, произносит слова:
Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети «цветы» отвечают:
Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.
Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.
Ведущая: Ребята, присаживайтесь на нашу полянку. Скажите мне
пожалуйста, чем нам людям, полезна береза, что мы можем «взять» у неё?
Дети: Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.
Ведущая: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек, и
веточек березы. Из березовых веточек делают веники, чтобы париться в бани и тем самым «выгоняли» хворь из тела.
Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое?
Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было не свечек, не лампочек, поэтому делали из березы такие полочки, их называли лучина и ими освещали избу.
При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети надевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит. Победителям вручаются цветные глиняные игрушки, свистульки и сладости.
Звучит музыка, все участники праздника хороводом, проходят вокруг березки, стоящей в центре поляны. (Если есть возможность, на полянке зажигаются костры, когда огонь поутихнет, можно прыгать через него, очищаясь огнем от всего дурного.)
1-й и 2-й коробейники хором:
Венки вили,
Хороводы водили,
Играли – тешились!
До свидания! До новых встреч!

ИГРЫ НА ТРОИЦУ

Ведущий: А теперь давайте играть - «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

Плетень

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой,в каждом «плетне» -4 человека). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).
1 и 2 плетни шагают навстречу друг - другу и говорят такие слова:

1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

3 и 4 плетни шагают навстречу друг - другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень, в зной прохлада радует.
3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень на меня не падает.

Косички

У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Припевы на Троицу

"Мы завьем венок, мы на все святки, на все празднички, на Духовые, на «венковые".
Пойдем, девочки, завивать веночки! Завьем веночки, завьем зеленые!
Стой, мой веночек, всю недельку зелен, а я молодешенька, увесь год веселешенька!

На горе города, завиты ворота, в те ворота Наталья шла, за собой вела красных девушек.
Красных девушек, все подруженек. За Натальей шла Татьяна, за собой вела...
Березка, березка, завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, к тебе красны пришли, пирога принесли, со яичницей".

Горелки

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в "Горелки" играла вся деревня.

А те, кому такая забава была не по душе, испытывали сноровку в "Битве мешками". Весовые категории при этом не учитывались - важнее равновесие.
Ну, а для того, чтобы проверить меткость, участники троичных гуляний могли сыграть в "Кости". Правила просты: с определенного расстояния нужно попасть в выбранный предмет.

Горелки с платочком

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором: Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Зайцы и плетень

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - - коридор шириной 10- 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки.
Дети - плетень читают:
Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
Иди назад, в лес, осинку погрызи!
И они выбывают из игры.
Дети - плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз, нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Казанцева Ю. И .,

заместитель директора по воспитательной работе,

Колесникова С. Н .,

учитель начальных классов

с. Целинное – 2014 г.

Cодержание

    Пояснительная записка.

    Технология подготовки православного праздника Троицы.

    Сценарий фольклорного праздника «Здравствуй троица святая».

    Диагностика .

    Приложения :

Приложение 1. Итоги творческих конкурсов, посвященных празднику.

Приложение 2. Тесты о празднике.

Приложение 3. Кроссворд о Троице.

Приложение 4. Совместная работа с Православным храмом.

Приложение 5. Традиционные игры на Троицу.

Приложение 6. Стихи к празднику.

Приложение 7. Информационное сопровождение проекта.

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что

« важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Приобщение к религиозной культуре исключительно важны для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности. Но необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей. Сегодня светская и религиозная стороны жизни зачастую охватывают разные сферы личностного опыта. Коллектив нашей школы ставит задачу– создать условия для формирования у учащихся целостной картины мира и целостного духовного опыта, а это не возможно без организации сотрудничества с другими субъектами воспитательного процесса. Как известно, праздники занимают особое место в жизни детей, их любят за эмоциональность, сюрпризность. Праздник в школе положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями, с учреждением культуры, местной религиозной организацией в воспитании приводит к пониманию того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность и их можно направить в русло социального творчества. Праздник «Здравствуй, Троица святая» проведён при взаимодействии с местной религиозной организацией Храмом Пресвятой Богородицы, районным Домом культуры и МБДОУ « Целинным детским садом № 4 «Теремок». Празднику предшествовала двухнедельная целенаправленная работа: дети на экскурсии в Храме с. Целинного узнали больше о православии, а также историю самого праздника, были подготовлены и проведены творческие конкурсы рисунков, сочинений, ребята совместно с родителями разгадывали кроссворды, тесты, посвященные празднику, разучивали традиционные песни и игры к празднику. Праздник проведен в условиях пришкольного летнего лагеря «Огонёк» МБОУ «Целинная СОШ №2», количество участников 100 человек.

Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности учащегося, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

Задачи:

    познакомить детей с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их и традициями.

    помочь осознать ответственность за сохранение православных традиций, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.

    создать условия для развития познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;

    создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

    воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;

    воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

П едагогически е принцип ы :

    высокие требования к профессионализму педагога, прежде всего к себе;

    искреннее, чуткое отношение к детям;

    наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации, в том числе праздников;

    формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;

    закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;

    взаимодействие с социальными партнерами: семьей; с местной религиозной организацией Храмом Пресвятой Богородицы, районным Домом культуры и МБДОУ « Целинным детским садом № 4 «Теремок»

    непрерывность и преемственность воспитания в семье, как Малой Церкви, и в детском саду;

    положительная окраска любой, деятельности которой мы занимаемся с детьми, особенно праздников и развлечений.

Технология подготовки православных праздников включает несколько этапов работы:

    Подбор и литературы и информационное обеспечение, разработка сценария – один из наиболее важных компонентов при подготовке к празднику, от него зависит насколько содержательным будет мероприятие. Использовались ресурсы Интернет, библиотеки воскресной школы храма с. Целинного, частных библиотек педагогов и, конечно же, материалы школьной библиотеки.

    Подготовка наглядных материалов заключается в подборе атрибутов православного праздника. В первую очередь это праздничная икона. Рассматривание, знакомство с ней происходит во время экскурсии в храм. Вместе с детьми украшаем икону к празднику, формируя особое благоговейное к ней отношение. Любой праздник начинается с оформления. Если это Троица, то кругом зелень, ветки красавицы березки.

    Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.

    Обогащение знаний и представлений детей происходит при посещении храма, в свободной деятельности. Используемые методы и приемы: чтение произведений, рассказ, заучивание стихотворений, рассматривание икон, знакомство с их историей, разговор на библейские темы, проблемные ситуации на нравственные темы, пение, рисование и многие другие.

    Подготовка педагогического коллектива, родителей. За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях. Предлагается литература для чтения детям, иллюстрации для рассматривания.

«ЗДРАВСТВУЙ, ТРОИЦА СВЯТАЯ!»

Фольклорный праздник

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:

    познакомить детей с народным праздником Троицей, народными приметами, пословицами и поговорками;

    познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, частушек;

    научить народным играм;

    создать условия для развития интереса к народным традициям праздника Троицы, обычаям;

    создать условия для развития творческих способностей детей, коммуникативных УУД;

    приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа

    способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Планируемый результат : Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен «Во поле береза стояла», «Береза моя, березонька», и других, цветные ленты, цветы, колокольцы для украшения березы, глиняные игрушки, свистульки, сладости.

Перед праздником ребята всех отрядов сходили в церковь с. Целинное, где батюшка Сергий поздравил всех с праздником, окрапил святой водой и наградил за участие в творческих конкурсах, посвящённых Троице. После этого всех благословил на хорошие дела и проводил на предстоящий праздник в пришкольном лагере «Огонёк».

Ход праздника:

Все ребята уже в зале. Под русскую народную плясовую входит хозяйка праздника - Марьюшка.

Хозяйка - Марьюшка: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте хорошие!

Всем здоровыми быть желаем!

С праздником поздравляем!

Святой Троицей!

Праздник пришел - гостей привёл!

Встречайте не с лестью, а с честью!

Под русскую народную музыку входят дети из детского сада «Теремок» и исполняют русский народный танец с платками.


Хозяйка - Марьюшка: Начало лета - буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Троицу можно сравнить с Солнцем: Солнце – шар бесконечный во всех направлениях. Как Бог Отец бесконечен и вездесущ. Бог Сын – свет, излучаемый Солнцем. Дух Святой – тепло от Солнца. Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Поэтому праздник её рождения именуется днем Святой Троицы. Вот так-то, ребята. А раз сегодня такой замечательный праздник, значит, и праздновать будем широко, по-русски! (Выбегают скоморохи)

1 скоморох: Здравствуйте, люди добрые, православные! С праздником вас! Со Святой Троицей!

2 скоморох: Всякая душа празднику рада. Мы рады гостям, как добрым вестям. Празднику честному Троице – злат венец, а вам, гостюшки дорогие, - многие лета, здоровьишка и силушки!

1 скоморох: Приглашаем веселиться, играть, свою удаль показать!.

Гости Можно ли у вас тропинки потоптать, погулять и поозоровать?

Марьюшка, учителя и дети: Потопчите, пожалуйста, и поозоруйте.

Скоморохи подходят к бутафорскому камню, на котором - надпись:

Налево пойдешь – со смеха помрешь.

Направо пойдешь – поешь и попьешь.

Прямо пойдешь – потратишь грош.

Назад пойдешь – укусит вошь.

Участники праздника решают идти налево. Скоморохи выводят из зала всех гостей на улицу к берёзкам, растущим на территории школы.

Хозяйка - Марьюшка: В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось что она: оберегает дом от молний и грома, капустные грядки от гусениц.

2 скоморох: Ой, вы, девицы-раскрасавицы! Все румяные да нарядные, все пригожие да улыбчивые! А березка ваша плакучая не наряжена, не украшена.

(Выходят девочки 5 отряда)

1 девочка: А у нас есть ленты красные…

2 девочка: А у нас есть ленты синие…

3 девочка: А у нас есть ленты разные…

4 девочка: Колокольцы есть, цветы дивные.

Девочки водят хоровод вокруг березки и поют:

Вокруг березки хожу-похаживаю,

Вокруг подружки хожу-разхаживаю.

Наряжаю я ее, приговариваю:

Вот тебе, березонька, ленточки,

Вот тебе, подруженька, красные,

Вот тебе цветики белые,

Вот тебе цветики разные.

Колокольцы тебе, колокольцы

В праздник – день Святой Троицы.

Все вместе с Марьюшкой: (обращаясь к березкам).

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем.

(Девочки украшают берёзки лентами, цветами, колокольцами, а затем ребята всех отрядов делают тоже самое и, украшая березки, загадывают свои желания.)

Хозяйка - Марьюшка: Вот какие нарядные стали наши берёзки! А вы знаете, что под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою. Давайте для берёзок песню споём. Ребята всех отрядов встают в 2 больших круга вокруг берёзок и водя хороводы поют песню «Во поле берёза стояла».

Хозяйка - Марьюшка: В Троицу девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов, ходили в лес завивать берёзку, загадывали на свадьбу, на желания.

Ребята 4 отряда проводят игру«Веночки». Веночки для игры сплетены заранее. Играющие становятся в круг, в центре которого – мальчик с веночками. Играющие ходят по кругу, приговаривают:

Троица по улицам, по улицам идет.

А из улицы в конец идет удалый молодец.

Он туда веночки красным девицам несет.

Все останавливаются.

Мальчик: Мне куда теперь веночек положить?

Мне куда тебя, красивый, положить?

Положу тебя, веночек,

На головку милой девице.

Называет имя девочки и кладет ей на голову веночек. Игра продолжается до тех пор, пока не кончатся веночки. Девочки, получившие веночки, выходят в круг и по просьбе играющих поют и пляшут.


Хозяйка - Марьюшка: На Троицу девушки совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.

2 девочки 4 отряда разыгрывают сценку:

1 девочка Мой веночек-то краше твоего!

2 девочка Мой веночек-то лучше твоего!

1 девочка Чем же твой веночек лучше моего?

2 девочка Чем же твой веночек краше моего?

1 девочка А листочки-то на нем блестящие, а сама-то я в венке хорошащая!

Ты-то ростом мала и собой не видна!

2 девочка Твой венок не пригож, он на веник похож.

Ты сама-то как осина, рот пошире, чем корзина.

2 скоморох А-я-яй! Что за спор?

Отчего тут сыр да бор?

Забыли, что сегодня праздник девичий

И ссориться вам запрещает обычай?

А ну, миритесь! А ну, кумитесь!

Звучит народная напевная мелодия. Все девочки становятся в два круга. Внутренний круг идет вправо, внешний – влево. Музыка прекращается. Кто остановился против кого, через веночек обнимаются, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся!

Нам с тобой не браниться - дружиться!

Покумимся, кума, покумимся!

Помиримся с тобой, помиримся.

1 скоморох Вот и покумились! Вот и помирились!

Эй, народ, шевелись! Пой, играй, веселись!

Скоморох проводит игру «Афанас и Николай».

Выбираются двое водящих – Афанас и Николай.

Им завязывают глаза, остальные игроки бегают вокруг водящих и кричат им: Афанас, поймай нас! Николай, догоняй!

Цель водящих – поймать одного из игроков и угадать по голосу - кто это. Если кому-либо из водящих удается это сделать, пойманный игрок становится Афанасом или Николаем, в зависимости от того, кто поймал. Ему завязывают глаза, и игра продолжается. Размеры игровой площадки в этой игре ограничиваются.

2 скоморох проводит игру «Колдун».

Скоморох: Шалуны-балуны, выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть, воеводу выбирать.

Воевода - из народа, выходи из хоровода.

А ты, добрый молодец, становись в самый конец!

Все игроки убегают от скомороха, а он пытается кого-либо догнать. Если ему удалось осалить игрока, тот замирает на месте. «Расколдовать» его может любой игрок, прикоснувшись. Игрок, который был заколдован и не расколдован в течение 2-3 минут, становится «колдуном».

Марьюшка проводит свою игру «Ручеёк» , после чего снова всех приглашает в праздничный зал.

В зале Скоморохи разыгрывают прибаутку.

1 скоморох Что сегодня делал, Федул?

2 скоморох С утра губы надувал.

1 скоморох Надул?

2 скоморох Надул.

1 скоморох А зачем надувал, Федул?

2 скоморох Кафтан прожог, вот и надул.

1 скоморох А велика ли дыра, Федул?

2 скоморох Один ворот остался. Вот я губы-то и надул. А ты куда идешь?

1 скоморох За семь верст.

2 скоморох Киселя хлебать?

1 скоморох Нет, комара искать.

2 скоморох Это которого же комара?

1 скоморох Да того, который за нос меня укусить хочет.

2 скоморох Да он же при тебе!

1 скоморох Где это при мне?

2 скоморох Да на носу у тебя!

1 скоморох Вот те на! Ну-ка, комара прибей.

Целься лучше, силы не жалей.

2 скоморох прицеливается и слегка шлепает первого по носу.

1 скоморох Ой, глупому в поле не давай воли. Ты чего дерешься?

2 скоморох Ты велик да глуп – Так больше бьют. Сам же напросился.

1 скоморох (обращаясь ко всем) А где наши музыканты?

Покажите-ка таланты!

Выступают ребята 3 отряда с колокольчиками и свистульками.

Колокольчик на пригорке – динь-дон, динь-динь-дон.

Звонит песню для Егорки: динь-дон, динь-динь-дон.

Звонит песню для Марфутки: динь-дон, динь-динь-дон.

Звонит песню для Мишутки: динь-дон, динь-динь-дон.

Звонит песню всем на свете: динь-дон, динь-динь-дон.

Славят Троицу все дети: динь-дон, динь-динь-дон.

А свистулька на полянке: фью-фью, фью-фью-фью!

Свистит песню для Татьянки: фью-фью, фью-фью-фью!

Свистит песню для Гришутки: фью-фью, фью-фью-фью!

Свистит песню для Анютки: фью-фью, фью-фью-фью!

Свистит песню всем на свете: фью-фью, фью-фью-фью!

Славят Троицу все дети: фью-фью, фью-фью-фью!

Затем выступают с творческими номерами ребята 1 и 2 отрядов.

Хозяйка- Марьюшка: Заканчивался праздник ритуальной трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой.

Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.

Марьюшка и Скоморохи:

Пусть сердца раскроются на Святую Троицу! (Кланяются)

Заканчивается праздник чаепитием с "Троицким" пирогом.

Дети пляшут под веселую музыку и получают в награду сладости и чай

Использованные интернет-ресурсы для подготовки сценария праздника:

1.Тематически е сценарии детских праздников (И. Агапова). «Здравствуй, Троица» Фольклорный праздник.

2.Социальная сеть работников образования nsportal . ru . Сценарий праздника «Святая Троица».

3. Учебно-методический кабинет. Сценарий «Праздник русской берёзки».

4. Сайт Детского сада комбинированного вида №5 «Одуванчик». Сценарий православного праздника «Троицкие забавы».

Диагностика

    Качество проведённого мероприятия.

После окончания мероприятия детям было предложено (рефлексия) украсить нарисованную берёзку разноцветными ленточками: красными – если праздник принёс радость, жёлтыми – если иногда было грустно, а синими – если ты на празднике скучал.

Каждый отряд из пяти, принёс свою украшенную берёзку и синих ленточек на них не было совсем. Березки дети нарядили красными лентами, а это значит - праздник удался.

    Отзывы

Положительные отзывы участников праздника, как детей, так и учителей опубликованы на страницах районной газеты «Восток Алтая» от 25.07.2014 г. (Приложение 7)

    Анкетирование.

По результатам, проведенного анкетирования 87% школьников узнали много нового о празднике Святой Троицы, 13% - узнали о нём впервые.

Приложение 1

Конкурс творческих работ, разработанных при взаимодействии с настоятелем Храма с. Целинного отцом Сергием

    Конкурс рисунков «Красота Божьего мира»

В конкурсе приняло участие 52 работы учащихся 1-5 классов

Работы победителей конкурса



    Конкурс литературно - творческих работ «Это наша с тобою земля…»

В конкурсе приняли участие 25 работ учащихся 1-5 классов.

Работы победителей конкурса.

Зырянов Марк, ученик 5Б класса. Родное село

Наш край молодой и очень красивый. На Алтае есть и густые леса, бурные реки, и бесконечные поля. А у нас, в селе Целинном больше бескрайних просторов, здесь колосятся рожь и пшеница, поднимает головы подсолнух. А берёзка и тополь самые распространённые деревья в селе.

Я бывал во многих городах и деревнях своего края, но когда возвращаюсь в родное село, ощущаю душевное спокойствие, мне становится приятно и радостно. И я уже понял, что дороже всех для меня моя малая родина - село Целинное. Кажется, это самое замечательное место на Алтае и в мире.

Сегодня моё слово – о селе, селе Целинном. Это районный центр Целинного района. В нем много хороших людей, это труженики сельского хозяйства, строители, врачи, учителя и многие другие. Они работают в селе и делают все, чтобы другим людям улучшить условия проживания в родном селе.

Я очень люблю наблюдать, как растет и улучшается моё село. Каждый год здесь появляются новые, одно другого лучше, здания. А краше все наша церковь Покрова Богородицы. На территории храма летом бьёт фонтан и установлена детская площадка, она никогда не пустует. Здесь и мамы с колясками сидят на скамеечках и повсюду раздаётся детский смех.

Есть у нас большой красивый стадион, на нём проходят районные соревнования. В такие дни собираются много людей, болельщиков поддержать своих односельчан в игре.

Совсем недавно был построен каток, который зимой собирает и взрослых и детей. Даже дети учили кататься своих родителей. И всем было весело! Я рад, что в нашем селе многие люди ведут здоровый образ жизни. Еще одно место собирает людей на зимнюю прогулку на лыжах – это наша знаменитая сопка. Катаясь на лыжах, ты не только получаешь заряд бодрости, здоровья, но и восхищаешься красотой зимней природы. Когда идёшь по зимнему лесу, вокруг свисают пушистые ветви берёз и елей, чирикают птицы - становится весело и хорошо на душе.

Говоря о своем селе, я не могу не сказать о своей улице Строительной. Уж очень она красивая, живу на окраине, почти в сосновом бору. Дышу воздухом, пропитанным ароматом сосен.

История каждого человека начинается с его дома, села, района, края.

Моя история началась и продолжается здесь, на улице Строительной, в селе Целинном, Целинном районе, Алтайском крае.

И я горжусь, что живу именно здесь!

Ковьяк Дарья , ученица 1 класса

Милый сердцу уголок

    Статья о прошедшем в школе празднике Троице учителя начальных классов Савельевой Е. В. в газете «Восток Алтая» 25.07.2014 г.

    Статья Колесниковой С. Н. в газете «Лампада» от 1.07.2014 г. о празднике Троице, прошедшем в пришкольном лагере «Огонёк»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Сценарий народного гуляния

« Троица»

Задник в виде берёзовой рощи, по переднему плану – река, ближе дом, рядом берёзка.

Слышим: гармонь, рожок другие русские инструменты.

    Выходят парами – 2 девушки, 2 парня (тройками, группами девушки и парни, раскланиваются).

Девушка: Пойдём, подружки, во лесок, во лесок

Сорвём, девушки, цветок да цветок.

Сядем, милые, на лужок, на лужок.

Совьём, красавицы, венок, ах венок.

Парень: Ах вы, девицы – раскрасавицы,

Вы куда идёте? Куда путь держите?

Девушки: В лес идём, в берёзовую рощицу -

Берёзки развивать, венки плести,

Хороводы водить, троицу – богородицу праздновать.

Подошедшая

Пара: 1.Уж вы здравствуйте на гулянье.

    На весёлом на веселье (кланяются).

Все: И вам доброго здоровья (кланяются).

Повернувшись к зрителям

II . Здравствуй троица – богородица (музыка стихает).

    Весной земля согревается,

А летом зацветает.

И вновь прославить троицу

И стар и мал придёт.

Берёзка заплетается,

В реке венки плывут

И праздник начинается

    И все начала ждут.

Слышен звон колоколов. Из двери выходят мужчина и две женщины (платочки, фартуки).

    Люблю я службу в сельском храме,

Открыты ставни, воздух льёт,

По лику образа, по раме

Тихонько бабочка снуёт.

    И в церкви сад: над головами

Пришедших девушек цветы

Живыми тянутся рядами,

Полны весенней пестроты.

    Святым словам молитвы вторя

При освящении даров.

Пичужки разные, гуторя,

Щебечут в окна из кустов.

(К. Случевский)

Молодёжь поворачивается к ним, кланяются друг другу.

    Уж вы здравствуйте на гулянье,

    На весёлом веселье.

    Благословите на гуляние,

    Троицу – богородицу праздновать.

Старшие надевают девушке на голову венок.

Парни прикалывают цветок на фуражку, кланяются друг другу.

Старшие уходят, звучит музыка. (Старшие сидят на завалинке).

    Гармошечка настроится

И песню поведёт.

На русский праздник троицы

Собрался здесь народ.

Гармошечка речистая,

Поведай, поскорей,

Что мы с душою чистою

Встречаем здесь друзей.

    Это праздник наши предки завели,

Это праздник нашей матери - земли,

Прославляем всё, растущее на ней,

Приглашаем в гости всех своих друзей.

Становятся в круг, хлопают, подыгрывают.

Выходи скорей, подружка,

Да пропой свою частушку.

Ты, дружок ходи смелей

Лопаточков не жалей.

Раздайся, народ, чернобровая идёт

Чёрнобровая, бедовая,

Нигде не пропадёт.

Троица - троица

Все берёзки тронутся.

Скоро миленький придёт

Сердце успокоится.

Скоро – скоро троица

Земля травой покроится,

Скоро хлебушко взойдёт

Сердце успокоится.

Завитками кудри вьются

На моей головушке

Как в березничке зелёном

Песни у соловушки

Выхожу и запеваю,

Опускаю глазки вниз

Здравствуй, добрая подружка,

И весёлый гармонист.

Гармонист, гармонист,

Давай с тобой ссориться

Ты - играть, а я плясать,

Кто скорей уморится.

IV . Танец – игра « А мы просо сеяли» (наступают и отступают).

А мы просо сеяли

Ой, да млада, сеяли, сеяли

А мы просо вытопчем, вытопчем

А чем же вам вытоптать?

А мы коней выпустим

А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём.

А мы коней выкупим, выкупим

А чем же вам выкупить, выкупить?

А мы дадим золото.

Нам не надо золота, золота.

А чего ж вам надобно

А нужна нам девица, девица

А как её имечко, имечко?

Звать её Леночка, Леночка

Открывайте воротцы, воротцы

Принимайте девицу, девицу.

В нашем полку прибыло, прибыло

В нашем полку убыло, убыло

В нашем полку пиво пьют, пиво пьют

В нашем полку слёзы льют, слёзы льют.

V . Как мы по лугу гуляли -

Грибы, ягоды искали.

Как мы по лугу гуляли -

Колдовской травы искали.

К вам на праздник мы пришли -

Здесь пословицы нашли.

Надо прежде их собрать.

Ну, ребята, молодцы,

Где начало? Где концы?

Дают коробки или подносы с табличками – пословиц, поговорок, кто быстрее соберёт. Победителю – венок.

А) Хлеб на хлеб сеять – ни молотить, ни веять.

Возвращай земле долг – будет с неё толк.

Б) Поле полоть – руки колоть, а не полоть так и хлеба не молоть.

Пока колос в поле, трудись подоле.

А кто ещё пословицы, поговорки о земле да плодах её знает?

Последнему или победителю венок.

Какова земля, таков и хлеб.

Осот и лебеда, для посевов беда.

Коню – овёс, а земле – навоз.

Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

IV . Эй, народ, вы что устали

Всех нас музыка зовёт

В дружный танец хоровод.

2.Запоём же песню для начала

« Во поле берёзонька стояла»

    Ну, а вы смелей давайте

Нашей песне подпевайте

Эта песня не простая

Самая для нас родная

    Всех милей она и краше,

Потому – о крае нашем.

Становятся в хоровод, внутри девушка – берёзка. (русская народная песня « Во поле берёзонька стояла».

(идут по кругу, в др. сторону. Надевают венок, сходясь. Расходятся. Разбиваются на два круга. « Берёзка» пригорюнилась. « Снежинки в одну сторону, в другую. Общий круг. Поднимают обруч с лентами по3 с каждой стороны.)

VII . Мариинская берёза

Среди поля стояла,

Зеленым венцом венчала,

Золотым кольцом обручала.

Берёзка, берёзка,

Завейся кудрявая

К тебе девки пришли,

К тебе красные пришли

Вокруг берёзки пойдём,

Косыньки зелёные ей заплетём

Белый сарафан ей цветочками украсим,

Вокруг берёзоньки весело спляшем.

2 команды по 3 человека берут ленты за конец, и не отпуская плетут косы.

Кто быстрее и лучше, тем венки.

VIII . Кумление.

« Ветку берёзки» свивают кольцом, по 1 девушке из команды подходят к кольцу, держат в руке поднятый крестик на нитке.

    Уж ты, кумушка - кума

Покумимся со мной.

    Уж, ты кумушка – кума,

Побранимся со мной.

    Помиримся со мной,

Поцелуемся со мной.

Целуются, обмениваясь крестиками.

    Век нам не браниться

    Век нам не ругаться.

IX . Появляются старшие с подносами (пироги, булки, яичница на куске хлеба, горшки с квасом).

    Угощайтесь, девицы.

    Угощайтесь, молодцы.

    Дорогим гостям особый привет шлёт троица – богородица.

1.Чтобы поле уродило.

2. Чтобы в доме дружно было.

3. Чтобы дети подрастали.

    Чтобы, девок замуж взяли.

    Щедрый вечер, тёплый вечер.

    Добрым людям на здоровье.

Угощают всех. Девушки скатерти на стол стелют. Ставят угощение. Кланяются. В конце благодарят:

Спасибо за хлеб – соль, угощение.

Благослави, троица – богородица.

Песня.

Нам в лес пойти,

Нам венки завити.

Нам венки завивать.

Нам цветочки срывать.

А мы в лес пойдём

И цветов нарвём.

Мы цветов нарвём

И венок совьём.

Х . Во время слов, берут венки, идут к реке, навстречу к гадалки.

1. Пойдём, девочки,

Завивать веночки

Завьём зелёные,

Завьём цветистые.

Стой, мой веночек,

Всю неделю, зелен,

А я молоденька,

Весь год, веселёшенька,

2. Подходите погадать,

Красные молодушки,

Всю судьбу вам растолкую,

Милые лебёдушки.

Здесь и суженный найдётся,

Приголубит, улыбнётся,

За белу руку возьмёт,

К себе в горницу сведёт.

Вы, молодчики, справные,

Все красавцы удалые.

Не хотите ль в гости к нам

По сердечным по делам

Здесь вы девицы найдёте,

Здесь судьбу свою сведёте

С девицей - красавицей

Какая больше нравится?

У первой гадалки туесок с цифрами – всем гадает.

3.- достаток в доме,

32. – неожиданное счастье,

12. – дети в доме,

7. – нежданное богатство,

9. – жена ворчунья,

5. – жадный тесть,

23. – весёлая тёща,

13. – злая тёща,

99. – что так, что по – другому – мир вашему дому,

3. – видно по всему достаток в доме,

5. – жадный тесть – не выпить, не поесть,

7. – ждём, не ждём, а деньги дождём,

9. – жена ворчит сковородками стучит, авось не ударит, а чего- ни будь сжарит.

12. – в доме деточек, что на дубе веточек, детей не хватит, так внуки добавят,

13. – злая тёща – зять у неё тощий,

22. – счастье в руку, забудешь скуку,

25. – бодра тёща, весела, блинов зятю напекла,

Вторая гадалка собирает кольца в чашку с водой, закрывает платком. Вынимает по одному (только женщинам, девушкам).

    Катилось колечко по бархату,

Прикатилось колечко по яхонту

Кому минется,

Кому сбудется,

Кому сбудется,

Не минуется.

Щука шла у нового города.

Она хвост несла из бела озера.

На щуке чешуйки серебряны,

Головка у щуки жемчужная.

К чему это кольцо – к богатству.

Посижу, посижу,

Да рукой повожу.

А кому вынется,

Правда сбудется,

Не минуется.

Кольцо, кольцо покажи

Милого лицо.

К чему это кольцо – к замужеству, к счастливой семейной жизни.

Ты катись, катись, колечко

По серебряну крылечку.

Кому вынется,

Тому сбудется.

Тому сбудется

Не минуется.

Далеко дорога от родимого порога.

Близок путь домой не повернуть.

К чему это кольцо – к дальней дороге.

XI. Звучит песня «Во саду девки гуляли». (все присоединяются и идут к реке).

Калина моя, малина моя.

Во саду красные гуляли.

Цветки сорывали, венки совивали,

В речку Кию бросали.

Кто венок поймает,

За того замуж выйду.

Где ни взялся молодчик?

Из Мариинского ряда

Разувался, раздевался,

В речку Кию бросался.

Как веночек он схватил,

Девку - красну полюбил.

Подходят к реке, бросают венки.

пошла я в зелен сад гулять.

Сорвала я с травушки цветок.

Пойду я на выкос на реку

Стану я на мытном хлопу

Брошу свой веночек на воду.

А сама подале отойду,

На свой веночек погляжу.

Тонет ли, не тонет венок

Любит ли, не любит ли дружок

Мой венок хорошо поплыл, спокойно -

Быть мне счастливой.

Ах, затонул мой венок,

Горе какое – то меня поджидает.

Нет, не затонул, смотри,

На месте кружится – хлопот будет много.

Подходят старшие.

Даст бог, счастливые будут хлопоты.

Троица – богородица.

Дай всем счастья – здоровья.

Первое – коровье, второе – овечье, а третье человечье.

Чтобы в каждом доме

Всего было вдоволь.

В каждом доме счастье,

Любовь и согласье.

Снова в гости к нам приезжайте,

Нашу троицу не забывайте.

Педагог – библиотекарь: Копылова И.В.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленушка»

Барятинский район Калужская область

2015 год.

Летнее развлечение - фольклорный праздник «Троица»

для детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с весенне-летним праздником «Троица». Символом этого праздника берёзой.

ЗАДАЧИ:

1. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, обрядов и обычаев, связанных с этим праздником.

2. Углублять представления о потешках и закличках.

3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм.

Ход развлечения

Под русскую народную плясовую мелодию, звучащую в аудиозаписи, дети выходят на участок детского сада. Их встречает ведущий в русском национальном костюме.

Ведущий.

Вы не спать пришли, не стоять пришли,

А Троицу-праздник встречать пришли.

Троица зеленая, гостья наша дорогая,

Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.

Троица - это старинный народный праздник земли, воды, леса. Троица - их день рождения. В этот день земля, вода и лес - именинники. С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку - символ добра, любви и чистоты. В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось что она: оберегает дом от молний и грома, капустные грядки от гусениц.

Дети старших групп читают стихи.

1. Благослови, Троица!
Позволь нам в лес пойти гулять!
Нам венки завивать
И цветочки срывать!

2. А мы в лес пойдем
И цветочков нарвём.
Совьём венок
На круглый годок!

3. Близ тебя, березонька,
Красны девицы поют.
Под тобой, березонька,
Девицы венки плетут !

Ведущий. В Троицу нельзя было рубить и ломать лес, а березку надо было украсить косами да лентами. Все водили хороводы вокруг березы и наряжали её. Вот и мы с вами пойдемте порадуем наши березы хороводом и заплетем им разноцветные косички.

Березка - красавица русских полей,

Порадуй, березонька, наших детей!

Все вместе хоровод мы заведем,

Про березоньку споем.

Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» дети украшают березку лентами, приготовленными заранее.

Исполняется песня «Берёзка»

1 . Мы вокруг берёзки

Хороводом встали,

Яркие платочки

Высоко подняли.

припев:

Ты, берёзка, посмотри, посмотри

Это пляшут малыши, малыши.

2 . Мы вокруг берёзки

Весело гуляли,

Весело гуляли,

Ножками шагали.

3 . Мы с тобой, берёзка,

Поиграем в прятки,

Отгадай, берёзка,

Где же вы, ребятки?

4 . А теперь, берёзка,

Нам пора проститься,

Нам пора проститься,

Низко поклониться

Ведущий. Праздник Святой Троицы – православный и природный праздник.

Первый понедельник после Троицы – Духов день. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок – души умерших девушек - утопленниц или детей, умерших некрещенными. Поэтому вся неделя называлась «русальной» и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. А мужиков и видных парней утаскивают к себе на дно, чтобы работали на них.

Звучит таинственная музыка. Входит Русалка.

Русалка: Я - Русалка, мне вас не жалко,

Кого хочу - того и намочу!

Брызгает на детей водой из брызгалки, спрятанной в рукаве.

Ведущий . Когда все цветет на земле, русалки странствуют по берегам, прячась в лесах и рощах, где качаются на ветвях. Не ходите по ночам на речки и озера: русалки защекотят и утащат к себе. Ребята, Русалка боится только сильных и смелых и чтобы русалки вас не защекотали, надо руками показать им крест .

Русалка:

На ребят мы зубки точим,

Мы их малость пощекочем.

Перед тем, как уходить,

Начинаем всех ловить!

Игра с Русалкой

Русалка гоняется за ребятами, пытается их пощекотать. Если убегающий успевает показать (символически скрестить руки, его русалка не трогает.

Ведущий .

А теперь уходи,
Душу не береди,
Ребят не пугай,

Девчат не ругай!

А не то кресты показывать будем!

Русалка: (уходя) Никого не поймала, не защекотала! Смотрите, больше мне не попадайтесь!

Ведущий. В народе было такое поверье: сумели на Троицу прогнать Русалку, все пойдет благополучно.

Русалка: А вот если я никого обижать и щекотать не буду, то мне можно остаться?

Ведущий. Не знаю, что и сказать тебе. Ребята, ну что оставим Русалку на своем празднике?

Дети: Да.

Ведущий. Хорошо, оставайся, но с одним условием – поиграй с нашими ребятами.

Русалка: Спасибо вам. А у меня на этот случай припасено пару-тройку веселых забав.

1 забава : надеть синюю накидку и изображая капельки дождя, пропрыгать от старта до финиша и от финиша до старта. Ноги обязательно должны быть плотно прижаты. Накидку снять и передать следующему участнику.

2 забава : пробежать от старта до финиша и от финиша до старта с раскрытым зонтиком, перепрыгивая через разложенные по пути следования лужицы, изготовленные из блестящей бумаги.

3 забава : выложить из заготовок подетально картинку на тему «Дождик-озорник». Каждый из игроков выкладывает по одной детали: зонтик, капельки, тучку, радугу, солнышко, листочки, цветочки, лужицы, человечка и т. д. На финише специально приготовлены большие листочки бумаги и вырезанные картинки.

Из-за кустов появляется Леший с мешком за плечами.

Леший . Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг - шум, гам, громко поют, в барабаны бьют!

Ведущий . Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.

Леший. Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я и сам поиграю. В лесу много шишек - и еловых и сосновых. (Вытряхивает шишки из мешка) Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.

Игра с Лешим

Леший держит мешок, ребята подбегают к нему с шишками, он их пересчитывает и складывает в мешок. Счет происходит в шутливой форме - проигравших в этом аттракционе пет. В это время незаметно появляется Чучело (воспитатель). На плечах под одеждой у него длинная палка, к которой прикреплена веревка, концы ее торчат из рукавов. Леший знакомит детей с Чучелом.

Леший . Здравствуй, Чучело! Это, ребята, мой друг! Только он не в лесу живет, а в огороде, он охраняет грядки от птиц.

Чучело . Здравствуйте! А почему вы такие веселые?

Дети отвечают.

Чучело . Я тоже с вами играть хочу. Вот тут у меня веревки вместо рук - давайте силой меряться. Кто меня на свою сторону перетянет - тот и сильнее.

Игра с Чучелом

Вызывает двоих детей, они берутся за веревку: один - справа, другой - слева, тянут в разные стороны. Затем аттракцион повторяется несколько раз, последнюю игру можно провести двумя командами.

Ведущий . Спасибо вам, Русалка, Леший и Чучело, за игры интересные.

Леший . Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождения леса, земли нашей. Приходите в гости - знаю, вы лес не обидите.

Чучело. А ко мне осенью приходите, я вас морковкой сладкой угощу.

Русалка: И нас не забывайте, приходите, не бойтесь мы вас не обидим. Плавайте, загорайте, отдыхайте – щекотать не будем.

Ведущий. И нам теперь можно продолжать веселье.

У ворот солнцеворот. Выходи плясать, народ!

Хоровод «Красна девица»

В хороводе были мы,

Кого надо видели,

Видели, видели,

Видели, видели.

Красавицу девицу,

Красавицу девицу.

Девицу, девицу,

Девицу, девицу.

Встань, девица, подбодрись,

Вправо, влево повернись.

Повернись, повернись,

Повернись, повернись.

Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

Кого хочешь, поцелуй.

Поцелуй, поцелуй,

Поцелуй, поцелуй.

Ведущий. На Троицу девушки совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.

Кумушка, голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай кумиться!

Совершается обряд кумления: девочки обмениваются венками и обнимаются,

мальчики пожимают друг другу руки.

Ведущий. Заканчивался праздник ритуальной трапезой: все садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой.

Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.

Пусть сердца раскроются

На Святую Троицу!