Домой / Брови / Во сколько лет дети должны разговаривать. Во сколько дети начинают учиться разговаривать

Во сколько лет дети должны разговаривать. Во сколько дети начинают учиться разговаривать

Первый год маленького ребенка - один из самых важных периодов в жизни. Первая улыбка, первые шаги, первые слова... Умение говорить значительно упрощает процесс общения с маленьким ребенком. Родителям становится понятно, чем вызвано недовольство малыша и чего он на самом деле хочет. Именно поэтому всех новоиспеченных родителей волнует вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок, когда должны появиться первые слова и что делать, если чадо длительное время не предпринимает попыток заговорить с окружающими. Каждому родителю очень важно знать ответы на поставленные вопросы. Каждые мама и папа должны четко знать, во сколько ребенок должен начать говорить, чтобы в случае наличия каких-либо отклонений своевременно обратиться к специалисту для решения проблем.

Особенности развития речи малыша

Говоря о развитии речи маленького ребенка, необходимо упомянуть о возникновении процесса общения как такового. Сразу после рождения и по истечении нескольких дней малыши крайне слабо реагируют на аудиальные раздражители. Молодые мамы еще в стенах роддома пытаются установить с крохой контакт посредством колыбельных и ласковых слов.

Научно доказано, что уже будучи в утробе матери, ребенок способен распознавать эмоциональную окраску звуков, различать голоса своих родителей. К слову сказать, именно поэтому многие врачи настоятельно рекомендуют во время беременности заниматься прослушиванием спокойной музыки, которая будет благоприятно влиять на центральную нервную систему малыша.

Только что появившийся на свет новорожденный ребенок отлично слышит и распознает звуки окружающего мира, однако ответную реакцию произвести не может.

Так во сколько дети начинают говорить слова и связные предложения? При нормальном развитии малыша становление речи происходит постепенно. К четырем годам ребенок обладает развитой, эмоционально насыщенной речью, в которой преобладают сложные предложения и длинные фразы.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Достижения малыша до 6 месяцев

Самой первой реакцией малыша на окружающие раздражители является крик. Стадия крика длится с момента рождения младенца до 6-8 недель жизни новорожденного. В полтора месяца ребенок начинает произносить свои первые звуки, агукать и гулить. Малыш произносит негромкие, певучие звуки и слоги. Наиболее часто встречаются гу, агу, ва. Стадия гуления считается важнейшим этапом, так как является началом становления коммуникации.

В возрасте 5-6 месяцев появляется такое явление, как детский лепет. "Словарный запас" малыша пополняется новыми слогами ба, па, ма, дя и т. д. Кроха неосознанно начинает соединять их в слова. Как правило, в это время лепет младенца сопровождается определенными интонациями. Помимо этого малыш во время своеобразного разговора с окружающими может улыбаться, смеяться и выражать другие эмоции посредством мимики.

Развитие речи в период от 6 до 12 месяцев

В период с 6 месяцев до одного года речь малыша претерпевает значительные изменения. С 6 до 10 месяцев ребенок начинает довольно четко повторять слоги по несколько раз. К запасу младенца добавляются новые звуки: к, и, э. Артикуляционный аппарат становится более совершенным.

За полтора-два месяца до наступления долгожданного "годовасия" малыш начинает совершенно осознанно произносить простейшие слова: мама, папа, баба, на, дай и т. д. К концу первого года жизни в запасе младенца имеется около двадцати слов. Все они состоят из одинаковых слогов. В этот период малыш начинает соотносить лепетные комплексы с существующими на самом деле словами.

Маленький ребенок понимает обращенные к нему слова. Он поддерживает эмоциональный контакт со взрослыми людьми через предметно-действенные средства. В этот период происходит активное пополнение пассивного словаря малыша. Стоит отметить, что если родители активно общаются с ребенком, малыш к концу первого года жизни приобретает навык произношения простейших фраз: "Мама, дай", "Папа, дай", "Баба, на" и т. д.

Развитие речи от года до двух

Дать точный ответ на вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, нельзя. Все индивидуально. Но существуют среднестатистические показатели. В период от одного до двух лет происходит активное пополнение словарного запаса малыша. На данном этапе очень важно уделять младенцу достаточно времени, чтобы способствовать лучшему развитию коммуникативных способностей крохи.

Педагоги и специалисты в области раннего развития настоятельно рекомендуют в это время проводить с ребенком различные игры на развитие интонации, читать книги с крупными яркими картинками, проговаривать вслух название тех предметов и явлений, которые изображены. Детские книжки не только помогают значительно расширить словарный запас ребенка, но и обогатить эмоциональное восприятие младенца.

Очень важно во время чтения литературы, предназначенной для маленьких ребятишек, менять интонации в зависимости от сюжетных ситуаций, изображать животных, принимающих участие в развитии сказки, а также пробовать изменять голоса.

В период от одного года до полутора лет ребенок начинает произносить простые предложения, в состав которых входят существительное, глагол или прилагательное. Младенец начинает использовать различные предлоги. С полутора до двух лет кроха учится сам задавать вопросы и самостоятельно формулировать ответы на заданные ему вопросы.

Как развивается речь малыша после двух лет

После двух лет задача родителей заключается в регулярном проведении развивающих занятий с малышом, которые будут способствовать обогащению словарного запаса маленького ребенка. К этому возрасту лексикон крохи включает в себя порядка 200-300 слов.

Период от двух до трех лет крайне важен для любого малыша, поскольку именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Способность разговаривать значительно упрощает процесс коммуникации между ребенком и другими малышами, помогает установить контакт в кратчайшие сроки.

Игры для развития речи малыша

Новоиспеченных маму и папу волнует не только, во сколько лет дети начинают говорить, но и как способствовать развитию речевых способностей маленького ребенка. Процесс речевого развития будет происходить эффективнее, если он будет протекать в игровой форме. Специалисты рекомендуют использовать также детские песенки, потешки, считалочки. Очень важно вовлекать в процесс упражнения на развитие мелкой моторики.

На развитие детской речи положительно влияет подражание голосам животных, которое делает занятия с малышом интересными и увлекательными, а также благотворно влияет на усовершенствование артикуляционного аппарата маленького ребенка.

Как помочь ребенку

Главной задачей молодых родителей является создание благоприятного эмоционального фона для развития речи малыша. Помимо этого мама и папа, а также другие родственники должны регулярно общаться с маленьким ребенком, проводить ознакомление с окружающими явлениями посредством рассказов, песен, стихотворений.

Лучшему развитию речи крохи будут способствовать развивающие занятия. Однако стоит учитывать, что они должны носить регулярный характер.

Как правило, у большинства маленьких детей первым словом становится мама. Именно поэтому многих молодых мамочек интересует, во сколько дети начинают говорить мама. Первые попытки назвать самого дорого человека младенец предпринимает примерно в 7 месяцев. Однако это происходит неосознанно. Это слово является звукоподражанием. Если малыш начинает произносить слова мама и папа в контексте, это означает, что младенец овладел осознанной речью.

Чтобы ребенок быстрее начал называть маму осознанно, нужно разыгрывать различные ситуации. Например, прятать свое лицо за ладонями и спросить у крохи: "Где мама?" Затем нужно открыть лицо и сказать: "Вот мама!"

Нужно проговаривать свои действия:

  • "Мама готовит кушать".
  • "Мама варит суп".
  • "Мама одевает доченьку (сыночка)".
  • "Мама чистит носик".
  • "Мама гладит животик и т. д.".

Таким образом можно научить произносить слово мама, а затем и другие наименования предметов и явлений.

Причины задержки речевого развития

Бывают случаи, когда маленький ребенок ко второму году жизни не овладевает речью на достаточном уровне или и вовсе молчит. Причины задержки речевого развития малыша могут быть биологического и социального характера. Медицинские проблемы могут заключаться в наличии аномалий внутриутробного развития. Кроме того, причинами ЗРР могут стать родовые травмы, генетические отклонения, а также проблемы со слуховым анализатором и артикуляционным аппаратом.

Причины могут иметь и психологический аспект. Задержка в развитии речи может стать следствием двуязычия или недостатка свежих впечатлений и общения и эмоционального контакта со взрослыми, в особенности с родителями.

Стоит учитывать, что на развитие речи и скорость появления новых слов могут повлиять индивидуальные особенности характера малыша, а также его темперамент. Известно, что дети-флегматики начинают разговаривать несколько позже, чем детки такого же возраста, относящиеся холерикам или сангвиникам. В этом случае стоит внимательно понаблюдать за поведение малыша.

Если ребенок молчит

Если ребенок достиг двухлетнего возраста, а его словарный запас гораздо меньше двухсот слов или же малыш и вовсе не разговаривает с окружающими, необходимо обратиться к специалистам, неврологу и педиатру. Они проведут тщательный осмотр и назначат дополнительные исследования для выявления причины задержки речевого развития. Бить тревогу можно начинать и раньше, если ребенок своевременно не начал агукать, гулить или у него не появился лепет, а затем и первые слоги и слова. Стоит учитывать, что развитие каждого малыша сугубо индивидуально и отклонение в большую или меньшую сторону от среднестатистических показателей не является патологией и не требует медицинского вмешательства (при отсутствии заболеваний).

Вместо заключения

Теперь вы знаете, во сколько дети начинают говорить первые слова. Развитие речи малыша является важным этапом в жизни крохи. Способность говорить значительно упрощает процесс коммуникации взрослого и младенца, помогает родителям лучше понимать потребности своего ребенка. Именно поэтому новоиспеченных маму и папу очень волнует вопрос о том, во сколько дети начинают говорить первые слова и как происходит развитие речи у маленького ребенка.

Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому невозможно дать четкий ответ на вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок. Малыш произнесет первое слово только тогда, когда развитие его головного мозга достигнет достаточного уровня. По мнению специалистов, это происходит на 10-12-м месяце жизни малыша. Стоит отметить, что родителям нужно не только активно общаться со своим ребенком, но и создавать благоприятный эмоциональный фон для развития крохи. Изучение родителями вопросов о развитии речи малыша и понимание того, во сколько ребенок должен начать говорить, крайне важно.


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью - это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко - «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже - копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги - ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях - пробует пить из чашки - и очень радуется, когда его понимают.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать - скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, - 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, - около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие - 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш - непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов - не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.

Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например - это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет - стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

Первый год промчался как один день, и вот вы уже переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.

Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.

Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.

Этапы развития речи ребенка

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев >>>
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев >>>

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев >>>
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов. Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год >>>
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?

Вопросом о том, когда ребенок начинает говорить, задаются все родители без исключения. Многие также переживают по поводу того, что малыш долго не начинает разговаривать, причем даже те, чьи дети не отстают в речевом развитии. Просто дети все развиваются индивидуально, и разговаривать тоже начинают в разные сроки. Поэтому мамы должны понять, что считается нормальными сроками для начала болтливости их деток, а что служит поводом для обращения за помощью к специалисту.

Когда ребенок должен начать говорить

Прежде чем ребенок начнет произносить нормальные слова, по мнению взрослых, он должен к этому подготовиться. Мальчики и девочки прежде всего начинают разговаривать по-своему, а их первое слово мы можем услышать уже около 2 месяцев. Это слово «агу». Услышав его, мамы и папы должны приложить максимум усилий, чтобы развить у своего чада способности к разговорам. Просить его повторять за вами не стоит, нужно лишь как можно больше разговаривать с ним, рассказывать об окружающей обстановке, о том, что вы делаете и т.д.

Уже в полгода можно будет услышать от крохи и первые слоги, которые пока еще не несут смысловой нагрузки. Некоторые детки с 8 месяцев уже вполне осознанно начинают произносить звуки, типа ня-ня, которыми они доносят до взрослых о своем желании перекусить или предлагают что-то взять. Но это лишь в том случае, если вы ежедневно употребляете в речи такие слова, как ням-ням или на-на. Это же относится и к желанному слову «мама», которое ждут все родители без исключения. Свое первое «ма-ма» малыш может сказать уже в 7-8 месяцев, но это не у всех происходить осознанно. Хотя сегодня большинство деток огорчают своих мам и первым таким добрым словечком балуют папу или бабушку. Если же вы все-таки хотите услышать «ма-ма» как можно скорее, то не забывайте чаще повторять его сами. Показывайте ему свои фото и вместе смотритесь в зеркало, всегда акцентируйте свои действия на себе – мам даст ня-ням, мама поиграет и т.д. И не расстраивайтесь если в два года ваш кроха так и не произнес важное для вас слово, зато в 2,5 года он уже сможет сказать не просто мама, а мамочка.

Считается, что мальчики начинают разговаривать в более позднем возрасте. Связано это и с мнением о том, что мальчики развиваются медленнее девочек. На самом деле это заблуждение.

На самом деле о том, когда должен ребенок начать говорить, существует масса мнений. Но большинство из них ошибочны. Потому что дети начинают разговаривать тогда, когда будут к этому готовы. Некоторые малыши начинают лепетать с года, ну а некоторые могут молчать вплоть до 5 лет. И если вы спросите своего врача о сроках, то однозначного ответа он вам не даст, сославшись на среднестатистические значения. Таким образом можно говорить о приблизительных сроках того, когда дети начинают говорить. Здоровые во всех отношениях девочки и мальчики должны заговорить в возрасте от года до 3 лет. Если малыш и в 3 года не может вымолвить не слова, то паниковать также не стоит, хотя можно и обратиться за консультацией к специалисту. Скорее всего ваш кроха просто играет с вами в игру под названием «молчанка».

Часто можно услышать разговоры мамочек на детских площадках и в очереди к врачу, которые сводятся к выяснению того возраста, когда их ребенок начал говорить. Но ровняться на других не стоит. Ведь всем известно, что малыш, начавший разговаривать в год, в пять лет плохо выговаривает большинство слов. А вот малыш, который молчал до трех лет, сразу начал разговаривать вполне внятно и целыми предложениями. Поэтому мамам стоит узнать больше информации не о сроках начала разговоров своего крохи, а о том, как научить его говорить.

Учим ребенка разговаривать

Первое, что вам предстоит сделать, так это запастись терпением. Не ругайте кроху и не расстраивайтесь. Помните об индивидуальности своего ребенка. Возможно вы со своим малышом, который в 2 года еще молчит, находитесь в числе счастливчиков, и в 2,5 года ваш кроха не просто начнет внятно разговаривать, но даже сможет без проблем , с которой не дружит большинство малышей, начавших говорить в годик. Также не стоит и ждать от своего «молчуна», что он внезапно начнет излагать свои мысли целыми предложениями.

Еще одним правилом можно считать и совет логопедов не давить на ребенка. Не нужно подгонять его под какие-то рамки, сравнивать с другими детьми и стыдить. Ошибочно и заставлять малыша повторять за вами все, что приходит вам на ум. Такими действиями можно начисто отбить у ребенка желание что-либо говорить вообще. Ведь малыши не любят, когда ими управляют и насильно заставляют делать то, что им не по душе.

Несмотря на то, что сроки начала произношения слов различные, все-таки оптимально будет обучить кроху речи до трех лет. Дело в том, что после этого возраста многие дети не могут правильно строить предложения, если еще не напрактиковались говорить отдельными словами. Кстати, уровень развития речи у детей после трех лет можно проверить с помощью специальных тестов, которые может провести логопед. Обратившись к нему за консультацией, вы сможете выяснить, почему ваш малыш молчит, и что с этим делать.

А пока ваш малыш еще только появился на свет, начинайте с ним вести беседы. Чем больше слов он услышит с первых дней своей жизни, тем быстрее он заговорит и тем обширнее будет его словарный запас. Известно, что в семьях, где с малышом не общаются, ребенок может начать разговаривать достаточно рано, но будет произносить лишь минимальный набор слов, либо будет говорить так, как считает нужным. Ведь он не получил достаточно информации от взрослых, и не может правильно ассоциировать тот или иной предмет или действие. В таких случаях у ребенка может сложиться даже неправильное представление об окружающем мире. Например, все птички будут у него «ко-ко», все четвероногие животные «мяу-мяу» и т.д.

Почему дети начинают поздно разговаривать

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что точных сроков не существует. Поэтому в большинстве случаев поводы для волнения выдумывают родители себе сами. Но если после трех лет ваш ребенок так и не начал говорить, то можно уже и задуматься над данной проблемой. Выяснить, является ли это индивидуальной особенностью вашего малыша, или патологией, можно при помощи специалиста. Однако уже сейчас можно говорить о возможных причинах молчания крохи. Причем это не только проблемы со слухом, задержкой в развитии нервной системы и пр. Существует ряд факторов, о которых и пойдет речь ниже.

  1. Плохо развитая моторика. Часть головного мозга каждого человека напрямую связана с руками, а точнее с пальцами рук. Поэтому недостаточность развития моторики прямым образом сказывается и на развитии речи у ребенка. Ввиду этого родители должны знать, что развивать моторику нужно с первых дней жизни. Сначала можно просто массировать пальчики и перебирать их своими руками, а потом и занимать руки крохи лепкой, рисованием и пр. В независимости от того, мальчик у вас или девочка, можно предложить ребенку занятия с крупными бусинами и бисером, которые благотворно влияют на развитие моторики малыша в раннем возрасте.
  2. Нехватка внимания. Как было сказано чуть выше, малыш должен иметь возможность для достаточного общения с другими людьми. Ведь если он целый день проводит с немногословной няней или мамой, то и повторять ему нечего и не за кем.
  3. Семьи, состоящие из представителей разных национальностей. Как бы странно это не звучало, а если каждый член семьи периодически говорит на своем языке, ребенок просто не может понять, на каком языке нужно говорить ему. В итоге начинается путаница в словах и определениях, а разговор предложениями становится просто невозможным. Поэтому вам стоит договориться с родственниками и вести беседы только на одном языке.
  4. Избыток внимания. Ситуация, когда мамы пытаются угодить своему чаду только он покажет пальчиком, знакома многим. А ведь это является одной из самых грубых ошибок родителей. Не стоит исполнять каждое желание малыша, по его первому жесту. Ведь наши дети иногда бывают слишком ленивы и через чур хитры. Зачем ему нужно что-то начинать говорить, когда мама сама все за него знает?
  5. Стрессы. Если в семье постоянные ссоры и конфликты, это может негативно сказаться и на умении малыша разговаривать. Ребенок может замкнуться в себе, испугаться и закрыться от окружающего мира. Иногда можно наблюдать даже такую ситуацию, когда при взрослых кроха молчит, но оставшись наедине с самим собой или своими игрушками, разговаривает. Такая ситуация может даже потребовать вмешательства психолога.

Чтобы ваш кроха радовал вас и ваших близких своим детским лепетом, вам нужно приложить некоторые усилия. Начать общение со своим малышом с пеленок гораздо легче, чем учить его говорить после трех лет. Поэтому не забывайте, что новорожденный человечек это уже член общества и личность, и он ежечасно нуждается в общении с вами и в вашей заботе.

Добрый день! Когда ребенок начинает разговаривать, интересует практически всех ответственных родителей. У кого-то ребенок говорит полноценные слова уже в год, а некоторые дети и в 2-2,5 года не умеют говорить. Педиатры, неврологи и логопеды не дадут Вам четкий ответ по срокам, когда ребенок должен говорить, потому что это индивидуальное развитие каждого человеческого организма. Существуют средние нормы (а точнее статистика), по которым можно сделать вывод, что дети начинают говорить в возрасте 2,5-3 года.

Этапы формирования речи

  • Пассивное накопление слов. Речь ребенка формируется с самого рождения. Сначала малыш слушает маму и папу и формируется так называемый пассивный словарный запас. Очень важно на этом этапе много разговаривать с ребенком, читать книги для соответствующего возраста, играть, петь. Кажется, что малыш еще очень мал и ничего не понимает, но это неправда. Именно сейчас нужно активно пополнять пассивный словарный запас ребенка.
  • Активное накопление слов. На этом этапе ребенок начинает воспроизводить слова. Сначала это будут звуки, детский лепет, затем появятся слоги и полноценные первые слова. На этом этапе формирования речи необходимо продолжать заниматься с ребенком: книги, лепка пластилином, общение со сверстниками и так далее.

В каком возрасте ребенок говорит первые слова?

Для начала нужно разобраться что такое «первое слово». Если мы говорим про ребенка в возрасте до 7-8 месяцев, то за первое слово вполне сойдут «агу», «ма-ма-ма». Осознанно произнести слово «мама» или «папа» ребенок может в возрасте после 1 года («»). И это будет не просто лепет слогов, а осознанное обращение к конкретному человеку.

Ниже я приведу таблицу примерных сроков развития речи:

Возраст ребенка Речевые навыки
До 3 месяцев Негромкое гуление, начинают появляться звуки как «ааа», «гуу», «ва»
4 – 5 месяцев Смех, визг
6 месяцев Появляются первые слова «ма», «ба», «па»
7 – 8 месяцев Ребенок понимает значения многих слов и выполняет простые просьбы «принеси мяч», «дай руку». Расширяется запас согласных и гласных звуков. Появляются звуки животных «гав-гав», «мууу», «ко-ко». Малыш узнает предметы по названию и ищет их взглядом.
9 – 11 месяцев Простые слова «мама», «баба», «дядя», «дай» и так далее.
1 – 1,5 года Словарный запас состоит примерно из 20 слов. Ребенок может по просьбе взрослого показать на картинке животных, растения, предметы.
2 – 3 года Ребенок понимает простые вопросы, может самостоятельно произносить слово с вопросительной интонацией. Выполняет более сложные просьбы «возьми мишку и посади его на стул». Знает и называет все свои части тела, окружающие предметы. Словарный запас расширяется до 100 слов. Понимает значения слов «верх», «низ», «большой», «маленький и так далее.
3 – 4 года Простые ответы на вопросы «Кто? Что? Где?». Строит предложения из 4 и более слов. Активно общается с окружающими людьми.

Прежде чем бежать по врачам и паниковать по поводу ребенка-молчуна, необходимо выяснить: ребенок не умеет разговаривать или же просто ленится произносить слова, но все понимает? Если Ваш малыш старается говорить на непонятном языке, из его уст непрекращаемый лепет и звуки, он все понимает и выполняет Ваши просьбы – волноваться нет причин. Ребенок не глуп, развивается, но пока еще его нервная система не созрела для воспроизведения полноценных слов, а тем более предложений.

Если у ребенка явные отклонения в развитии, он постоянно молчит, не понимает, о чем Вы говорите и сильно отличается от ровесников, то это видно. И, скорее всего, такой ребенок стоит на учете у невролога.

Возможные причины нежелания ребенка разговаривать:

  • Плохо развита мелкая моторика. Уже давно доказано, что мелкая моторика влияет на участок мозга, который отвечает за речь ребенка. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику пальцев с помощью игр, занятий, которые может организовать любая заботливая мама. Например, лепка пластилином, перекладывание фасоли из одной емкости в другую, крепление прищепок на картонку. Вариантов масса!
  • Члены семьи разговаривают на нескольких языках. В таком коллективе ребенку приходится очень сложно. Он путается в словах и долго не может построить предложения.
  • Гиперопека родителей. Если мама и папа понимают ребенка с полуслова, по одному только взгляду, то зачем напрягаться что-то объяснять и говорить?
  • Недостаток внимания и общения. Как правило, дети до 2 лет не посещают детские сады и постоянно находятся рядом с мамой или няней. Ребенку попросту не с кем разговаривать. А ведь детский коллектив особенно стимулирует потребность общаться, ребенку хочется повторять за окружающими.
  • Стресс. Если в семье конфликты, ссоры, ребенок замыкается в себе, он постоянно находится в стрессовом состоянии.

Как быстро научить ребенка разговаривать?

  • Постоянно разговаривайте. Ребенок должен слышать вокруг себя речь. Пусть это будет Ваш монолог, или общение с супругом, это не столь важно. Если дети растут в тишине, то и говорить они начинают позже.
  • Постоянно заинтересовывайте ребенка. Новые впечатления стимулируют развитие речи. Рассказывайте ребенку обо всем, что Вы видите: про солнце и почему ночью его нет, про дождь, про цветы и насекомых. Заморозьте пакет с водой в морозилке и расскажите почему вода превратилась в лед.
  • Читайте книги. Дети очень любят слушать как мама читает, рассматривают красочные иллюстрации. Старайтесь читать с выражением, с интонацией. Дети любят слушать одни и те же стихи и сказки по несколько раз.
  • Уделяйте время музыке, танцам, пойте песни.
  • Не заставляйте ребенка разговаривать насильно. Тем самым Вы просто-напросто перебьёте весь интерес к речи. Поощряйте любую попытку повторить новое слово.
  • Нельзя разговаривать «малышковым» языком. Если ребенок говорит «ко-ко», то Вы в свою очередь говорите, что это курица. Проговаривайте слова четко и медленно.

ЗРР – задержка речевого развития

К сожалению, сейчас все чаще и чаще ставят детям диагноз «ЗРР». На подобную задержку развития могут указывать следующие факты:

  • Ребенок говорит очень невнятно
  • Гиперактивность, а порой неадекватное поведение
  • Активный отказ от общения (протест)
  • Ребенок не умеет хорошо пережевывать пищу
  • Отсутствует зрительный контакт с окружающими людьми
  • Постоянно открытый рот

Если что-то из перечисленного Вас очень беспокоит, то обратитесь к специалистам и начните заниматься с ребенком. Чем раньше начать занятия, тем быстрее Вы достигнете желаемого результата.

Занятия по развитию речи с ребенком необходимо проводить ежедневно. Чем больше усилий приложить сейчас, тем быстрее Вы получите результат! Когда ребенок начинает разговаривать и его речь становится все краше с каждым днем – это награда родителям!

Всего Вам доброго!