Домой / Брови / «Я и моя семья». Конспект занятия для старшей группы

«Я и моя семья». Конспект занятия для старшей группы

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    НОД Изобразительная деятельность. Подг. гр

    Тема: «Моя семья».

    Задачи:

    1. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка.

    2. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.

    3. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании красками. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.

    4. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа.

    5. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.

    Материал: Бумага белая формата А4. Акварель, гуашь.

    Техническое оснащение: музыкальный центр и аудио кассета с записью спокойной музыки.

    Связь с другими образовательными областями:

    Рассматривание фотографий в семейном альбоме. Принести фотографии своих родных. Организация выставки в группе: «Моя семья – моя радость».

    Ход:

    Воспитатель -Ребята, давайте вспомним, как должны вести себя дети подготовительной группы на занятии:

    Ответы детей: если хочешь ответить, надо поднять руку; говорить надо четко, понятно для остальных, но не кричать; каждый должен слушать товарища внимательно, не перебивать.

    Воспитатель: Кто для вас самый дорогой, любимый человек?(мама)

    А ещё кто? (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

    Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Как одним словом можно назвать? (семья).

    Что может быть семьи дороже?

    Теплом встречает отчий дом,

    Здесь ждут тебя всегда с любовью,

    И провожают в путь с добром!

    Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …/

    Правильно! Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Посмотрите на эту фотографию и скажите, кто изображён на ней? (семья)

    Поиграем мы в игру «Угадай меня».

    Кто на фотографии самый высокий? (папа)

    Кто самый низкий? (сестра)

    А кто среднего роста? (мама, брат).Я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи! Порадовать своих близких людей – нарисовать и подарить им семейный портрет «Мама, папа и я».

    Чтобы правильно изобразить человека, надо соблюдать пропорции тела. Для изображения человека вы можете воспользоваться схемой. (Во время рисования воспитатель обращает внимание на пропорции тела и передачу позы человек).

    Фигура человека состоит из скольки частей? (из 5)

    В первой части мы располагаем, что? (голову и шею).

    Под головой мы проводим горизонтальную линию. Это что? (плечи).

    Следующие 2 части, это что? (тело).

    Рисуем вторую горизонтальную линию. Что тут будет располагаться? (тазовая часть).

    Следующие 2 части, это что?(ноги).

    Ноги у человека две. Значит мы подрисовываем ещё одну ногу. Слегка отводим в сторону. Она тоже будет состоять из двух частей.

    Почему у ног две части?(ягодицы и голень, между ними есть коленная чашечка).

    Где рисуем руки?.(в плечевой части).

    Руки слегка разведены в стороны, состоят из двух частей.

    Когда будете рисовать семью, не забудьте. Что папа самый высокий. Мама среднего роста. А ребёнок низкого роста.

    Папу располагаем слева, маму по середине листа, ребёнка справа.

    Одеваем семью с помощью краски и геометрических фигур.

    Голова какой формы? (круглой или овальной).

    Папе одеваем свитер - рисуем прямоугольник в районе тела. Рукава -неотрывно проводим прямые линии на руках.

    На ноги одеваем брюки - неотрывно проводим прямые линии, можно пошире.

    В чём ходит мама? (В платье).

    Какой формы можно нарисовать маме платье? (треугольной).

    Ноги и руки - неотрывно проводим прямые линии.

    Ребёнка одеваем в зависимости от пола: это может быть мальчик или девочка.

    Каким приёмом можно нарисовать кисти рук и обувь на ногах? (приёмом примакивания).

    Фломастерами прорисовываем глаза, нос, рот.

    Пальчиковая гимнастика (дружная семья) – согнутый кулак, поочерёдное разгибание пальцев.

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка

    Этот пальчик – папочка

    Этот пальчик – мамочка

    А вот этот пальчик – Я

    Вместе дружная семья!

    Продуктивная деятельность детей:

    Приступаем к работе…..

    Анализ работ.

    Воспитатель: Что мы рисовали сегодня? (семью).

    Вера, найди портрет семьи самый яркий? Почему? (Яркие цвета использовали).

    На каком портрете члены семьи дружные и веселые? Почему? (Улыбаются, держаться за руки).

    Что больше всего вам понравилось рисовать?

    Что было сложно?

    Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга.

    Я хочу вам пожелать, чтобы в вашей семье всегда были мир и дружба, уважение и любовь друг к другу.


    Конспект по рисованию « Моя семья»

    Цель:
    - учить детей рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы
    - развивать воображение, чувство цвета, эстетическое отношение к окружающим близким людям; умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память.
    - воспитывать уважение чуткое и бережное отношение к окружающим и членам своей семьи.
    - во время рисования сохранять осанку, побуждать активно, выполнять движения во время физкультминутки.
    Материал и оборудование: Альбомные листы разных размеров, карандаши цветные, карандаши простые, фломастеры, краски и другой изобразительный материал, непроливайки, кисти, салфетки.
    Ход ООД:
    Игра «Изучаем части тела»
    Дети, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними
    - Предлагаю вам отгадать загадку:
    Очень мудрые дедули,
    Две бабули- красотули.
    Папа, мамочка моя –
    Это все моя (семья).

    Совершенно верно – это семья.

    Как вы думаете, что обозначает слово «семья»? (Ответы детей)
    Семья – это дом, мама, папа, бабушки, дедушки и дети
    Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

    –Возьмите, пожалуйста, все по зеркалу, посмотрите на себя в зеркало.
    - Как вы думаете, на кого вы похожи?
    -Даша, как ты думаешь, на кого ты похожа?
    -А Кира на кого ты похожа?
    -А Богдан на кого больше похож ты, на папу или на маму?
    - Вы похожи на своих братьев и сестер, мам и пап.
    - Ребята, а зачем нам нужна семья?(Ответы детей)
    - Ребята, прошу обратить внимание на выставку ваших семейных фотографий! (обратить внимание детей к стенду с фотографиями).
    -Почему эти фотографии мы называем семейными?
    - Мы с вами увидели семейные фотографии, однако, раньше фотоаппаратов не было. Как же в давние времена ваши прабабушки могли запечатлеть свою семью? (на холсте, картине).

    Дети, предлагаю вам нарисовать свою семью.
    Чтобы вам проще было научиться рисовать, я покажу, как легко можно нарисовать человека
    У человека круглая голова – рисуем кружок. Короткая шея – провожу вертикальную линию. Теперь провожу горизонтальную линию – это линия плеч, она шире головы. Теперь проведу вертикальную линию подлиннее – это линия туловища, она равна размеру двух голов. Внизу проведу линию бёдер, она равна линии плеч. Теперь от плеч нарисую линию рук наклонно до линии бёдер. От линии бёдер рисуем линии ног, они длиннее туловища. Вот и получился человек. Если вы рисуете девочку, то девочке дорисуете платье, если мальчик, то брюки и рубашку.

    Прежде тем, как вы начнете работать, давайте немного поиграем.

    4.Динамическая пауза (2мин.)

    "Физкультминутка.
    «Кто живет в моей квартире?»
    Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
    Кто живет в моей квартире? (пожимают плечами)
    Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
    Всех могу пересчитать. (руки в стороны)
    Папа, Мама, брат, сестренка, (загибают по одному пальцу на обеих руках)
    Мой щегол, сверчок и я –
    Вот и вся моя семья. (сжимают и разжимают кулачки

    5.Практическая часть (Звучит классическая музыка)
    - Ребята, я предлагаю вам выбрать любой изобразительный материал, которым вы сегодня будете рисовать, (красками, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками)
    Вспомните, пожалуйста, свою семью. Всех, кто живет с вами вместе.

    (Во время рисования обратить внимание на пропорции тела человека.)

    6.Заключительная часть/Рефлексия (3 минуты)

    Что мы рисовали сегодня?

    Кого вы изобразили? Чем рисовали? Куда ваша семья отправляется?

    Что больше всего понравилось?
    Рисунки выставляются на доске.
    (Подводя итог, воспитатель говорит..), Вы вырастите у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где дети будут заботиться о взрослых и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ

    на тему: «Я и моя семья »

    Структура НОД

    Этапы НОД

    Краткое содержание

    Время

    Организационный момент

    Подготовка к занятию группы

    Вводная беседа

    2 мин.

    Основная часть:

    Физкультминутка

    3.Практическая часть

    Уточнить время путешествия

    «Семейная зарядка»

    Презентация «Я и моя семья»

    Рисунки детей

    5 мин.

    10 мин.

    Заключительная часть

    Рефлексия

    Обобщающая беседа.

    3 мин.

    Тема: « Я и моя семья »

    Тип: сюжетно – игровой.

    Форма: подгрупповая.

    Цель:

    Задачи:

    1. Развивающая:

    Развивать фантазию и творчество, познавательный интерес, мелкую моторику рук. Развивать умение составлять композицию. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память.

    2. Образовательные:

    Формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развитие чувства гордости за свою семью. Продолжать учить детей рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций.

    3. Воспитательные:

    Воспитывать любовь и бережное отношение к своей семье. Воспитывать самостоятельность.

    Виды детской деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, познавательная.

    Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

    Формы и методы: игровой (практический) , словесный, наглядно-зрительный.

    Материал и оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийное

    оборудование, мольберты, краски, кисти, баночки с водой, альбомные листы.

    Планируемые результаты: Закрепить умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи.

    Ход занятия:

    Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я сегодня принесла вам этот необычный цветок, но не могу вспомнить, в какой сказке он встречается? (ответы детей). Раз он волшебный, то он наверняка поможет нам стать добрее, внимательней, веселее. Для этого достаточно его подержать в руках и пожелать это друг другу (дети передают друг другу цветок).

    Значит цветок волшебный и поможет нам с вами перенестись в сказку! Но для этого нам нужно сказать волшебные слова:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли –

    Быть по-моему вели

    Хочу, чтобы мы с детьми оказались в сказке. (звучит музыка).

    Ребята осмотритесь, кажется, мы попали к кому-то домой. Чей же этот дом? Как можно догадаться? Посмотрите внимательно, какие фотографии украшают этот дом?

    В какой мы сказке? (ответы детей).

    Теперь давайте перенесемся в другую сказку!

    Молодцы, ребята! Теперь вернемся в детский сад с помощью волшебного цветка. (дети повторяют волшебные слова).

    Ребята, скажите, как же нам удалось каждый раз отгадывать, чей дом, не видя его обитателей? Какие это были фотографии? (семейные).

    Ребята, кто знает, что такое семья? (ответы детей).

    Почему эти фотографии мы называем семейными?

    Как можно сказать одним словом о тех, с кем вы живете в одной квартире?

    Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Как, вот этот волшебный цветок у него разные лепестки, но они все вместе. Сколько у него лепестков? (семь). Если я к ним добавлю слово «я» получиться …. (семья).

    Презентация «Я и моя семья»

    Ребята, а зачем нам нужна семья?

    Мы с вами увидели семейные фотографии, однако, раньше фотоаппаратов не было. Как же в давние времена ваши прабабушки могли запечатлеть свою семью? (на холсте, картине).

    Я предлагаю вам тоже нарисовать свою семью. Но сначала давайте немного поиграем.

    Физкультминутка

    "Семейная зарядка".

    Осенью, весною
    Летом и зимою
    Мы во двор выходим
    Дружною семьёй.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает,
    Папа бодро приседает
    Повороты вправо - влево
    Делает мой братик Сева.
    Я сама бегу трусцой
    И качаю головой.

    Практическая часть (10мин.)

    Ребята, я предлагаю вам выбрать, где вы будете сегодня рисовать: за мольбертами или за столами.

    Вспомните, пожалуйста свою семью. Всех, кто живет с вами вместе.

    (Во время рисования обратить внимание на пропорции тела человека.)

    Что мы рисовали сегодня?

    Чей портрет семьи самый яркий?

    На каком портрете члены семьи дружные и веселые?

    Что больше всего понравилось?

    Что было сложно?

    Я очень рада, что вы теперь знаете много о вашей семье, а также о том, что в семье важны все, потому что у каждого свои обязанности. Самая важная обязанность и самая приятная любить свою семью.

    ).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ

    Конспект занятия в старшей группе

    На тему: «Я и моя семья »

    Для детей старшего дошкольного возраста

    Подготовила: воспитатель Лобанова Н.Н.

    Структура НОД

    Этапы НОД

    Краткое содержание

    Время

    Организационный момент

    Подготовка к занятию группы

    Вводная беседа

    2 мин.

    Основная часть:

    1.Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

    Физкультминутка

    2.Раскрытие нового материала, организация активной познавательной деятельности

    3.Практическая часть

    Уточнить время путешествия

    «Семейная зарядка»

    Презентация «Я и моя семья»

    Рисунки детей

    5 мин.

    10 мин.

    Заключительная часть

    Рефлексия

    Обобщающая беседа.

    3 мин.

    Тема: « Я и моя семья »

    Тип: сюжетно – игровой.

    Форма: подгрупповая.

    Цель:

    Задачи:

    1. Развивающая:

    Развивать фантазию и творчество, познавательный интерес, мелкую моторику рук. Развивать умение составлять композицию. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память.

    1. Образовательные:

    Формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развитие чувства гордости за свою семью. Продолжать учить детей рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций.

    3. Воспитательные:

    Воспитывать любовь и бережное отношение к своей семье. Воспитывать самостоятельность.

    Виды детской деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, познавательная.

    Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

    Формы и методы: игровой (практический) , словесный, наглядно-зрительный.

    Материал и оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийное

    оборудование, мольберты, краски, кисти, баночки с водой, альбомные листы.

    Планируемые результаты: Закрепить умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи.

    Ход занятия:

    Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я сегодня принесла вам этот необычный цветок, но не могу вспомнить, в какой сказке он встречается? (ответы детей). Раз он волшебный, то он наверняка поможет нам стать добрее, внимательней, веселее. Для этого достаточно его подержать в руках и пожелать это друг другу (дети передают друг другу цветок).

    Значит цветок волшебный и поможет нам с вами перенестись в сказку! Но для этого нам нужно сказать волшебные слова:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли –

    Быть по-моему вели

    Хочу, чтобы мы с детьми оказались в сказке. (звучит музыка).

    Ребята осмотритесь, кажется, мы попали к кому-то домой. Чей же этот дом? Как можно догадаться? Посмотрите внимательно, какие фотографии украшают этот дом? (иллюстрация из сказки «Три медведя»).

    В какой мы сказке? (ответы детей).

    Теперь давайте перенесемся в другую сказку! (Дети угадывают сказку «Три поросенка»).

    Молодцы, ребята! Теперь вернемся в детский сад с помощью волшебного цветка. (дети повторяют волшебные слова).

    Ребята, скажите, как же нам удалось каждый раз отгадывать, чей дом, не видя его обитателей? (по фотографиям на стенах дома). Какие это были фотографии? (семейные).

    Ребята, кто знает, что такое семья? (ответы детей).

    Почему эти фотографии мы называем семейными?

    Как можно сказать одним словом о тех, с кем вы живете в одной квартире? (семья, родные, родственники).

    Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Как, вот этот волшебный цветок у него разные лепестки, но они все вместе. Сколько у него лепестков? (семь). Если я к ним добавлю слово «я» получиться …. (семья).

    Презентация «Я и моя семья»

    Ребята, а зачем нам нужна семья?

    Мы с вами увидели семейные фотографии, однако, раньше фотоаппаратов не было. Как же в давние времена ваши прабабушки могли запечатлеть свою семью? (на холсте, картине).

    Я предлагаю вам тоже нарисовать свою семью. Но сначала давайте немного поиграем.

    Физкультминутка

    "Семейная зарядка".

    Осенью, весною
    Летом и зимою
    Мы во двор выходим
    Дружною семьёй.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает,
    Папа бодро приседает
    Повороты вправо - влево
    Делает мой братик Сева.
    Я сама бегу трусцой
    И качаю головой.

    Практическая часть (10мин.)

    Ребята, я предлагаю вам выбрать, где вы будете сегодня рисовать: за мольбертами или за столами.

    Вспомните, пожалуйста свою семью. Всех, кто живет с вами вместе.

    (Во время рисования обратить внимание на пропорции тела человека.)

    Заключительная часть/Рефлексия (3 минуты)

    Что мы рисовали сегодня?

    Чей портрет семьи самый яркий?

    На каком портрете члены семьи дружные и веселые?

    Что больше всего понравилось?

    Что было сложно?

    Я очень рада, что вы теперь знаете много о вашей семье, а также о том, что в семье важны все, потому что у каждого свои обязанности. Самая важная обязанность и самая приятная любить свою семью.

    Занятие окончено, но у нас остались еще не использованные лепестки, мы можем их использовать, для того чтобы исполнить заветные желания ваших родных (дети загадывают желания после занятия ).


    Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Моя семья»

    Тема недели «Моя семья»

    Занятие 53. Тест «Моя семья»

    (Рисование цветными карандашами)

    Программное содержание. Исследовать межличностные отношения ребенка в семье, психическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для ребенка члена семьи, определить внутрисемейные контакты. Закреплять навыки детей в изображении фигур людей. Развивать способность детей передавать эмоциональное состояние изображаемого человека. Развивать мелкую моторику.

    Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши, ластики.

    Ход занятия

    Предложите детям нарисовать свою семью. Не говорите как, кого и т. п., работа должна быть полностью самостоятельной. Во время рисования следите, чтобы ребята не срисовывали друг у друга.

    Обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь, – этот человек наиболее любим ребенком.

    Спросите у каждого ребенка в конце занятия:

    – Кого ты нарисовал?

    – Почему не нарисовал папу?

    – Кто здесь самый счастливый? Почему?

    – Кто самый несчастный? Почему?

    По данному изображению можно судить об отношениях в семье. Конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но кое-что можно почерпнуть из каждого рисунка:

    1. Анализ структуры рисунка.

    Нарисованный состав семьи соответствует реальному – у ребенка правильно сформировано понятие «моя семья».

    Если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя – налицо конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним.

    Нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком, – ребенку не хватает общения с этими людьми.

    Рисует зверей – явное отвержение ребенка и недостаток общения с людьми.

    Если на рисунке нет самого ребенка – плохое отношение к ребенку со стороны семьи.

    Нарисовал только себя – нет чувства общности (не ездят никуда вместе, каждый по отдельности). Если прорисовано много деталей – эгоцентризм.

    2. Расположение членов семьи.

    Все члены семьи соединены руками, взялись за руки – психологическое благополучие.

    Если объединены реальной общей деятельностью – показатель общности семьи.

    Заняты выдуманной деятельностью – психологическое неблагополучие (редко бываем вместе).

    Члены семьи на большом расстоянии от ребенка – отчужденность, боязнь, негативные отношения.

    Группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок – другим) – разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка – свои, не суй нос не в свое дело).

    Кого ребенок нарисовал рядом с собой – тот эмоционально ближе к ребенку.

    Папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован – часто отсутствует.

    Если вокруг семьи рамка (все в здании) – изолированность от внешнего мира.

    Небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернувшимися друг от друга – нарушение эмоциональных контактов.

    3. Анализ особенностей нарисованных фигур.

    Нарисованы все детали тела – норма. Мама без рта – не кричи, глаз нет – не хочу постоянного надзора, папа без рук – не бей меня, не нарисовал лицо – ты мне не симпатичен. Пропуск деталей на голове или лице – враждебность, боязнь, скрытность, недоверие к этому человеку. Прорисованы кисти рук – очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук – нет содержательного общения с окружающими людьми.

    Огромные уши – хвалите меня.

    Детали одежды, наряды тщательно прорисованы у того, кого ребенок больше любит.

    Если ребенок тщательно себя прорисовывал – высокая потребность во внимании, демонстративность, склонность к истерикам.

    Схематичное изображение людей – отсутствие у ребенка эмоциональности.

    Величина фигур: главный член семьи – самый большой, но необязательно самый любимый. Если ребенок нарисован самым большим – эгоцентризм. Большой родитель и очень маленький ребенок – родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. Если все одного роста – все в семье партнеры.

    Руки вверх – враждебность к окружающим.

    Ребенок нарисован без рук – чувство бессилия, безропотности.

    Все члены семьи нарисованы одинаково – все безлики, отштампованы.

    Разные лица у членов семьи – индивидуальность.

    Если ребенок рисует себя похожим на маму или папу – хочет быть на нее или него похож.

    Используемые цвета – светлые, сочные тона – радость, любит этого человека. Черный, серый, коричневый цвет – неблагоприятное отношение. Красный цвет – авторитетность.

    4. Анализ процесса рисования.

    Нарисовал себя в последнюю очередь – низкая самооценка.

    Частое использование ластика – признак тревожности, недовольства к рисуемому человеку.

    Мелкие размеры рисунка, штриховка – неблагоприятное физическое состояние, напряженность, скованность.

    Большие размеры, яркие цвета – хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие напряженности и утомления.

    Занятие 54. Филимоновские и дымковские барышни

    (Роспись гуашью)

    Программное содержание. Продолжать расширять и закреплять представления детей о дымковской и филимоновской росписи, учить сравнивать их цветовую гамму, элементы и особенности узоров. Закреплять умение детей располагать узор на объемной форме. Развивать интерес к народным промыслам. Развивать эстетическое восприятие, зрительную память и инициативность.

    Демонстрационный материал. Дымковские и филимоновские глиняные барышни, образцы элементов дымковской и филимоновской росписи.

    Раздаточный материал. Вылепленные на занятии по лепке барыни (покрытые белилами, смешанными с клеем ПВА), тонкие кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.

    Ход занятия

    Вместе с детьми рассмотрите образцы филимоновских и дымковских барынь. Сравните их роспись. В дымковской росписи используются кружочки, кольца, клеточки, пятки, точки, ромбы, прямые и волнистые линии, яркие цвета: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий. Филимоновские мастера предпочитают полоски, елочки, звездочки и цветы. Расписывают игрушки желтым, зеленым, красным и оранжевым цветами.

    Предложите детям расписать свою барыню. Напомните, что для прорисовки тонких линий нужно рисовать концом ворса кисточки. Желательно, чтобы на каждом столе был образец расписанной дымковской или филимоновской барыни и образцы элементов этой росписи.

    Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

    Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Моя семья» Занятие 27. Филимоновские и дымковские барыни(Лепка из глины)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской и дымковской лепки. Учить их сравнивать и лепить филимоновскую и дымковскую барыню с натуры. Закреплять

    Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

    Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Моя семья» Занятие 53. Тест «Моя семья»(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Исследовать межличностные отношения ребенка в семье, психическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для ребенка члена семьи,

    Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

    Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Профессии» Занятие 24. Петух и краски(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Расширять представления детей об изобразительных возможностях красок. Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет при создании определенного

    Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Моя семья» Занятие 25. Семья неваляшек(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Побудить детей к рассматриванию детей рассматривать неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать

    Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

    Тема недели «Праздник мам» Занятие 26. Веточка мимозы(Рисование кистью и пальцем. Гуашь)Программное содержание. Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким людям.Материал. Живая ветка

    Из книги автора

    Тема недели «Моя семья» Занятие 25. Семья матрешек(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение

    Из книги автора

    Тема недели «Моя семья» Занятие 21. Мама(Лепка из глины)Программное содержание. Учить детей лепить предметы, состоящие из двух частей; закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью заостренной палочки. Учить понимать и анализировать содержание

    Из книги автора

    Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

    Из книги автора

    Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

    Из книги автора

    Тема недели «Моя семья» Занятие 21. Ладошка (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных силуэтов предметов)Программное содержание. Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; сочетать аппликацию с рисованием. Учить громко и четко произносить слова

    Из книги автора

    Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

    Из книги автора

    Тема недели «Моя семья» Занятие 21. Моя мама(Рисование цветными карандашами)Цель. Учить детей правильно называть членов семьи и рассказывать о них. Учить схематично рисовать цветными карандашами человека, состоящего из круга, треугольника и линий. Закреплять умение

    Из книги автора

    Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный