Домой / Глаза / Что должен делать логопед в детском саду. Должностные обязанности логопеда в детском саду

Что должен делать логопед в детском саду. Должностные обязанности логопеда в детском саду

Особенности работы логопеда в детском саду

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет - сей­час. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а мож­но попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.

И звестно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с тру­дом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном за­канчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родно­го языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.

Существует два вида логопедических занятий: фрон­тальные (с группой детей) и индивиду­альные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии - 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопеди­ческая работа строится с учетом дефек­та и возраста ребенка.

Различают три основных вида нарушений речи у до­школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия , - лег­кий вид, ФФН - фонетико-фонематические нарушения (нарушены произноше­ние и речевой слух), ОНР - общее недо­развитие речи (нарушена вся речевая си­стема: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня - от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1-2 раз в неделю индивиду­альных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут про­должаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать инди­видуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3-4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправле­нию звукопроизношения, а также отра­батываются позиции, которые в индиви­дуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными за­дачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и разви­тие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематиче­ского слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связ­ной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все пси­хические процессы. Продолжительность занятий 1-2 года.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР - со всеми этими расстройствами можно спра­виться полностью или добиться значительного улучшения со­стояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с лю­бовью и верой в успех!

1.1. Данная должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель - логопед детского сада относится к категории специалистов, считается педагогическим работником.

1.3. На должность учителя-логопеда ДОУ может быть принято лицо, которое

· не моложе 18 лет;

· имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы;

· не лишено права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

1.4. Учитель - логопед детского сада может быть назначен на должность и освобожден от занимаемой должности приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
1.5. Учитель – логопед дошкольного образовательного учреждения подчиняется заведующему детским садом, а в рамках психолого-педагогической службы её руководителю.
1.6. Учитель – логопед ДОУ, находясь при исполнении трудовых обязанностей, проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный – не реже одного раза в 6 месяцев, кроме того, при необходимости внеплановый – при нарушении безопасных приемов труда или целевой - при выполнении разовых заданий, которые не связаны с основной работой.

1.7. В свой деятельности учитель-логопед руководствуется следующими документами:

· Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Гражданским Кодексом РФ, а также Семейным Кодексом;

· Указами президента Российской Федерации, решениями Правительства РФ, нормативно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации;

· Конвенцией о правах ребенка;

· «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений»;

· Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором ДОУ;

· Локальными актами, которые регламентируют деятельность детского сада (Образовательной программой с учетом требований ФГОС ДО, внутренними приказами и распоряжениями, договором с родителями, режимом дня, учебным планом, другими локальными актами, которые не противоречат Уставу дошкольного образовательного учреждения).

Учитель-логопед также в своей деятельности руководствуется Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности, Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

1.8. Учитель-логопед ДОУ должен знать:

· аспекты приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации;

· законы и иные нормативно правовые акты, которые регламентируют образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;

· возрастную и специальную педагогику и психологию;

· анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

· методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;

· педагогические и гигиенические меры по профилактике и снятию нервно-психологического напряжения и утомляемости детей;

· нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

· программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими какие-либо отклонения в своем развитии;

· новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

· современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

· основы экологии, экономики и социологии;

· трудовое законодательство;

· существующую педагогическую этику;

· методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

· технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

· психофизиологические особенности ребёнка;

· образовательную программу ДОУ с учетом требований ФГОС ДО;

· основы деятельности с текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, компьютером и мультимедийным оборудованием;

· основы трудового законодательства;

· основы доврачебной медицинской помощи;

· методы и приемы профилактики и исправления отклонений в речевом развитии детей;

· правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты;

· порядок действий в экстремальных ситуациях, которые угрожающих жизни и здоровью детей.

Учитель логопед детского сада должен знать положения должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ и строго соблюдать их в своей педагогической деятельности, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации.
1.9. Рабочим местом учителя - логопеда является кабинет учителя-логопеда.

2. Функции учителя-логопеда в ДОУ
2.1. Проведение углубленного логопедического обследования детей в возрасте от 4 до 7 лет по запросу родителей, либо законных представителей, который необходим для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.2. Осуществление профессиональной деятельности, которая должна направляться на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников дошкольного образовательного учреждения с нарушениями речи.
2.3. Взаимодействие с семьями детей и педагогами в области образования и логопедии.
2.4. Оказание консультативной и методической помощи воспитателям и родителям, либо их законным представителям по вопросам реабилитации имеющихся у детей отклонений в речи.
2.5. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в процессе образовательной деятельности.

3. Обязанности учителя-логопеда детского сада

Учитель-логопед ДОУ выполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществление деятельности, которая направляется на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.
3.2. Осуществление обследования воспитанников ДОУ, определение структуры и степени выраженности нарушения речи, имеющегося у них.
3.3. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.4. Проведение групповой и индивидуальной НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций воспитанников.
3.5. Работа в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками детского сада, посещение НОД.
3.6. Консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
3.7. Способствование формированию общей культуры личности, социализации воспитанников ДОУ.
3.8. Реализация образовательных программ с учетом требований ФГОС ДО.
3.9. Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью создания условий для обеспечения их нормального развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя для этого разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, который соответствует федеральным государственным требованиям.
3.10. Проведение НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.
3.11. Обучение родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха у детей.
3.12. Направление при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
3.13. Составление заключения по результатам логопедического обследования воспитанников ДОУ и доведение до сведения педагогов и родителей (законных представителей).

3.14. Разработка и использование:

· коррекционных программ, циклов занятий, которые направляются на устранение у дошкольников речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств;

3.15. Использование соответствующих наглядных пособий и материалов для обследования речевого развития детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
3.16. Своевременное и четкое ведение документации по установленной форме, используя ее по назначению.
3.17. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников детского сада в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.
3.18. Самостоятельное планирование своей деятельности на учебный год с учетом Годового плана ДОУ и согласно образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
3.19. Представление отчетов о своей работе заведующему детским садом, а также руководителю логопедической службы за полугодие и по окончании года.
3.20. Участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ.
3.21. Передача руководителю дошкольного образовательного учреждения, либо заместителю по воспитательно-образовательной работе информации, которая была получена непосредственно на совещаниях и семинарах.
3.22. Сотрудничество с семьями воспитанников детского сада в соответствии с Договором с родителями.
3.23. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации и педагогического уровня на курсах, семинарах.
3.24. Уважительное и заботливое отношение к каждому ребенку ДОУ, проявление стальной выдержки и педагогического такта в общении с детьми и их родителями.
3.25. Выполнение требований заведующего дошкольным образовательным учреждением, старшей медсестры, которые связаны с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
3.26. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников детского сада во время образовательного процесса.
3.27. Внимательное слежение за своим внешним видом. Учитель-логопед должен являться образцом для детей, их родителей и всего коллектива, служить образцом правильной, грамотной речи, способствовать формированию общей культуры речи.
3.28. Поддержание порядок на своем рабочем месте.
3.29. Обеспечение благоприятного эмоционально-психологического климата в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм и правил.
3.30. Прохождение обязательного медицинского осмотра в нерабочее время согласно существующему графику.
3.31. Бережное использование имущества учреждения, методической литературы и пособий.
3.32. Внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.
3.33. Соблюдение прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.34. Своевременное информирование руководителя логопедической службы и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
3.35. Своевременное донесение информации до руководителя, дежурного администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и здоровьем детей.
3.36. Неукоснительное выполнение требований должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность воспитателя дошкольного учреждения.
3.37. Обеспечение выполнения «Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников», «Инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарно-гигиенических требований, неся при этом персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.

4. Права учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Учитель-логопед в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Принимать непосредственное участие в:

· разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;

· подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;

· всех смотрах-конкурсах детского сада, города;

· инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;

· семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и других образовательных учреждениях города.

4.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.
4.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.
4.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.
4.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВиМР и других узких специалистов детского сада.
4.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.
4.8. Другие права, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании в РФ», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность учителя-логопеда ДОУ
5.1. Учитель-логопед детского сада несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Учитель-логопед в ДОУ несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества дошкольного учреждения, находящегося на рабочем месте.
5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и иных утвержденных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда детского сада, в том числе за не использование предоставленных прав, учитель - логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством России. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.4. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, учитель - логопед может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случае, которые предусмотрены административным законодательством РФ.
5.6. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или не исполнением своих должностных обязанностей учитель-логопед ДОУ несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель-логопед ДОУ

6.1. Выполняет работу в соответствии с графиком занятий, утвержденным заведующим детским садом, в режиме участия в педагогических советах и совещаниях, самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим ДОУ.
6.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.
6.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимой документацией.
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, непосредственно имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и педагогическим коллективом.
6.6. Ставит в известность заведующего ДОУ о возникновении трудностей в работе.
6.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на выездных совещаниях и семинарах.

Роль учителя - логопеда в детском саду

Детский сад - это первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада  формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к логопеду в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в детском саду, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.
У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к логопеду в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.
Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать логопед в детском саду.
Логопед в детском саду должен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них. Логопеду в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто. Логопед в детском саду следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.
Но везде ли есть логопед в детском саду и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?
Ответ однозначный. Логопед в детском саду должен быть обязательно в каждом. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:
лексическую и грамматическую стороны речи,
фонематическое представление,
мелкую и артикуляционную моторику,
координацию движения,
внимание и память.
Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед в детском саду, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

В ло-гопедической помощи нуждаются раз-ные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сей-час. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не-правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет-ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а мож-но попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с тру-дом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном за-канчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родно-го языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.

Существует два вида логопедических занятий: фрон-тальные (с группой детей) и индивиду-альные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопеди-ческая работа строится с учетом дефек-та и возраста ребенка.

Различают три основных вида нарушений речи у до-школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия , — лег-кий вид, ФФН фонетико-фонематические нарушения (нарушены произноше-ние и речевой слух), ОНР общее недо-развитие речи (нарушена вся речевая си-стема: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивиду-альных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут про-должаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать инди-видуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправле-нию звукопроизношения, а также отра-батываются позиции, которые в индиви-дуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными за-дачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и разви-тие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематиче-ского слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связ-ной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все пси-хические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР - со всеми этими расстройствами можно спра-виться полностью или добиться значительного улучшения со-стояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с лю-бовью и верой в успех!

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, эта страничка для вас!

Развитие речи - очень важно, если ребенок хорошо говорит, то он лучше и больше общается с окружающими, развивается умственно, в последующем более легко и успешно осваивает школьную программу.

Я, как практикующий логопед, попытаюсь ответить на некоторые самые распространенные вопросы родителей.

Чем занимается логопед в детском саду?

Логопед занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

В каком возрасте следует показать ребёнка логопеду?

Главное в работе логопеда это не только преодоление речевых нарушений, но и профилактика возникновения речевых расстройств. Поэтому в нашем детском саду проводится обследование детей каждый год, начиная с ясельной группы. Это необходимо, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку логопед?

Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для каждого возраста существует своя норма.

Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца - это гуление.

Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи.

Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.

К двум годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.

На 3 году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений. Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.

На 4 году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5 годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.

Уважаемые родители! К школьному возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

0-1 года 1 - 2 года 2 - 3 года
3 - 4 года
5 - 6 лет
А, У, И, П, Б М,

О, Н, Т", Д",Т,

Д, К, Г, Х, В, Ф

Й, Л", Э, С" Ы, С, З, Ц
Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р"

Таковы этапы развития речи ребенка в норме.

В каких случаях следует обращаться к логопеду?

Если ребенок нечётко говорит и плохо ест твердую пищу: ребенку трудно жевать мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко. Это может быть одним из проявлений стертой формы дизартрии.

Трудно воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.

Ребенок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.

Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилось много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей - это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Как попасть на занятия к логопеду?

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо придти на консультацию. Лучше всего подойти в среду с 14.00 до 18.00 в группу №7, №9 или №10. В нашем детском саду каждый год проводится обследование детей всех групп с целью своевременного выявления речевых нарушений. В случае выявления таких нарушений логопед направляет ребенка на территориальную-психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада. В дальнейшем с нового учебного года занятия с детьми проводятся либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с легкими нарушениями речи.

Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, хирурга или ортопеда, невропатолога, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 1 год.

Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в массовой группе детского сада?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу?

Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.

В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.

К минусам можно отнести то, что родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.

Что такое ЗРР, ОНР, ФФНР?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями.

Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.

Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка - стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР констатируется обычно у детей до 3-3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)— это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

You have no rights to post comments