Домой / Глаза / Что понимает ребенок в 1 год. Страсть к исследованию

Что понимает ребенок в 1 год. Страсть к исследованию

Малыш дорос примерно до 75-76 см. За 12 месяц жизни он вытянулся на 1,5-2 см.

Некоторые детки выглядят откровенно длинными и худенькими, другие приземистыми и пухленькими.

Вес ребенка в 1 год

К первому году своего рождения малыш весит примерно 10-10,5 кг. Есть крошки, которые не успевают набирать именно столько, а есть откровенные бутузики, им и 12 кг идут впрок. Все индивидуально. В среднем за 12 месяц малыши набирают по 300-350 гр.

Прививки в 1 год

Что нужно ребенку в 1 год

  • Понимание взрослых

В этом возрасте малыш крайне нуждается в вашей поддержке. Ведь перед ним открывается такой большой и интересный мир! Станьте ребенку самым близким другом, мудрым и понимающим проводником к новым знаниям: поощряйте исследовательские стремления крохи, слушайте его и отвечайте. Например, если на прогулке малыш указал на транспорт и сказал «брум», похвалите его, скажите, что он прав - это, действительно, машины. Расскажите, что они бывают разных цветов, габаритов, что с помощью машин люди ездят по своим делам. Главное - не молчите. Ребенку важно ваше участие, важно знать, что вы его всегда слышите и понимаете.

  • Творческие занятия

Год - это тот возраст, когда малыш охотно пробует новые для себя занятия: рисование, лепку, игру на музыкальных инструментах (барабан, дудочка, ксилофон, бубен). Конечно, непоседа не сможет отдаться новому хобби целиком - уже минут через 10 его внимание обязательно привлечет что-то иное. Однако же яркие впечатления и эмоции и в эти 10 минут кроха получит сполна. Важно! На первых порах родитель обязательно должен заниматься вместе с крохой, своим примером прививая интерес к творчеству. Если же вы вручите ребенку пластилин только с целью выкроить себе время для домашних дел, проку будет мало: не понимая назначения неизвестного предмета, ребеночек недолго поиграет с ним на свой лад и в следующий раз может им больше не заинтересоваться.

К слову, именно с года деток приглашают на занятия различные развивающие центры. Их программы учитывают возрастные особенности юных посетителей и построены на частой смене видов деятельности. За час занятия малыши успевают и посмотреть коротенький кукольный спектакль, и сделать поделку, и потанцевать, и выполнить несколько несложных развивающих заданий (например, отделить мячики от кубиков, посмотреть карточки Домана). А еще на таких занятиях детки постепенно учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, то есть социализируются.

Творческие порывы свои и своего ребенка можно легко реализовать, купив в Мамином Магазине (пластилин, пальчиковые краски и тд).

Это интересно в поведении ребенка в 1 год

  • Чувство юмора

Годовалый малыш демонстрирует чувство юмора. То есть не просто улыбается в ответ на вашу улыбку или смеется потому, что смеетесь вы. Нет, он смеется потому, что смешно именно ему. Ребенок уже может отличить некоторые нестандартные ситуации от привычных, а потому заливисто хохочет, если родитель предстает перед ним в смешном наряде или весело изображает, скажем, домашнюю кошку.

Годовалый сынишка подруги просто обожает играть с мамой в мячик. Но не просто играть: ты кидаешь мяч мне, а я - тебе. Особое удовольствие мальчику доставляют ситуации, когда мяч летит мимо мамы, а та пытается схватить его на лету. В этот момент подруга делает смешное лицо и приговаривает «ой», что вызывает искренний смех малыша.

  • Игра в прятки

Мало кто из годовалых малышей откажется поиграть с родителями в прятки. Не такие, конечно, где прятаться надо «с закавыкой». В год прятки попроще - как правило, это любимое детками «ку-ку». Малыш может «спрятаться» за деревом или под столом и, выглядывая оттуда, либо говорить «ку-ку» сам, либо ждать радостного «ку-ку» от взрослых. Некоторые карапузы вообще не прячутся, а просто закрывают ладошками глазки, но радостное «ку-ку» при отведении ладошек от лица остается неизменным!

«Построже с ним, построже! - включаются доброжелатели с лавочки, видя как ваш ребенок не слушается, капризничает. - «Не сюсюкайте, ребенка с пеленок нужно приучать к дисциплине». Лучшее, что можно сделать в подобной ситуации, проигнорировать «советчиков». Скорее всего, ваш ребенок сейчас переживает довольно непростой этап, в психологии называемый .

Непослушанием и капризами малыш не старается вам навредить или опорочить как воспитателя в глазах окружающих. Такими эмоциями кроха отстаивает себя как личность, право на свое мнение и выражение своей воли. Маме важно понимать это и не вступать с ребенком в пререкания «кто кого», а всем своим поведением уверить малыша в том, что его любят, ценят и понимают.

Останавливать истерику следует мягко, спокойным голосом, объятиями, но никак не строгими командами «замолчи сейчас же, люди смотрят!». Люди посмотрят и забудут, а доверие ребенка к вам как к безусловно любящему человеку может быть утрачено навсегда.

Что спросить у педиатра в 1 год

После того, как малышу исполнится год, плановые ежемесячные визиты к врачу заканчиваются. Прибыв на последний плановый осмотр, расскажите о достижениях ребенка за минувший месяц, его развитии. Уточните у доктора даты последующих прививок. Если сейчас кроха принимает лекарства, выясните, как и когда следует завершить лечение, нужны ли будут какие-то дополнительные обследования после этого.

Посетив педиатра, запишитесь на прием к лору, ортопеду, неврологу, стоматологу - в 12 месяцев этих врачей посетить нужно обязательно.

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

Что умеет ребенок в 1 год?

Вот и пролетел 1 год. Малыш празднует свой первый день рождения. Крошечный, мало что понимающий и сознающий комочек превратился в довольно самостоятельного, знающего, чего он хочет, уверенного в себе человечка. Теперь значительная роль в общении принадлежит словам. Ребенок уже говорит 5-10 облегченных слов.

В основном речь малыша связана с эмоциями, напоминает междометия, аграмматична. Он больше разговаривает сам с собой, но все чаще и чаще ждет понимания и соответствующих действий от взрослых, особенно близких. Жестами показывает и объясняет, что ему надо. С удовольствием откликается на все ваши просьбы адекватными действиями.

Малыш понимает «можно» и «нельзя», отличает, когда его хвалят, а когда ругают. Может «предвидеть», что стоит за обыденными понятиями и действиями («обедать», «гулять», «спать», «купаться») и реагирует на них соответственно своим ожиданиям: радуется или протестует.

Маленький упрямец

Все чаще проявляет самостоятельность, пытается настоять на своем. А, не справившись с эмоциями, может упасть на пол, начать сучить ножками и пронзительно визжать. Простите крохе эти истерики и помогите с ними справиться – без негативных последствий для собственного здоровья сам он этого сделать не сможет.

Скажите ребенку, что вы понимаете его чувства и желания, успокойте, укачайте. А когда малыш снова начнет улыбаться, вернитесь к «сложной» ситуации и спокойно объясните, чего и почему вы от него хотели. Так вы поможете любимому чаду пережить кризис первого года .

Чаще предоставляйте ребенку возможность быть самостоятельным и выбирать. Конечно, когда вы спешите в поликлинику или на занятия, вы можете одеть малыша сами. Но когда просто собираетесь на прогулку, дайте любимому чаду возможность натянуть ботинок, шапку.

Пусть малыш выберет колготки или свитерок, которые ему по душе. На прогулке поинтересуйтесь, куда кроха хочет пойти – на площадку или в парк? А во время полдника предложите на выбор несколько йогуртов или булочек. Такие простые действия дадут малышу понять, что вы с ним считаетесь, учитываете его мнение и интересы.

Не стоит заставлять ребенка заниматься ем, что он в данный момент не хочет. Например, рисовать, если карапуз предпочитает катать мячик. Пройдет месяц-другой, ребенок утвердится в своем самосознании, и с удовольствием станет играть в предлагаемые вами игры, и без капризов заниматься. А вот негативные эмоции и память о «насилии» останутся на всю жизнь, да и пользы от занятий из-под палки не будет никакой…

В 1 год большинство малышей довольно уверенно ходят сами. Особой любовью у годовасиков начинают пользоваться игрушки или предметы, которые можно катить перед собой – начиная с собственной коляски. Если ваш кроха еще не пошел, особо не расстраивайтесь, лучше уделите больше внимания гимнастике и массажу . И очень скоро маленький человечек порадует вас первыми шагами.

Испытание для мамы

Еще один шаг впереди в психоэмоциональном развитии – ребенок начинает понимать, как вести себя с разными людьми, и учитывает это в своих играх и действиях. Он по-разному ведет себя с мамой, папой, бабушкой и няней. При этом чем «дальше» и незнакомее человек, тем лучше и воспитаннее с ним ребенок.

А с мамой кроха может позволить себе капризничать, топать ногами, плеваться супом. Он словно проверяет, готова ли мама любить его всяким. Если да – мама укоряет за «неправильные» действия, но самого его любит и принимает, несмотря ни на что – ребенок скоро успокоится и войдет «в рамки». Если же нет, вы рискуете получать подобные «проверки» до конца своих дней…

В рационе питания к 1 году обычно бывают введены практически все разрешенные продукты. Однако продолжайте соблюдать диету: время конфет и шоколада, копченостей, острого, специй и пряностей, помидоров, «взрослого» творога, колбас и сосисок еще не пришло.

Зато малыш уже очень ловко орудует ложкой и вполне готов к освоению накалывания кусочков на детскую вилочку. Да и бутылки с сосками вполне можно заменить поильником или чашкой – по крайней мере, в домашних условиях.

Игры для годовасиков

Толкание

Дети в 1 год любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе.

Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, - мягкую игрушку, машинку и т.п. Произнеся «Раз, два, три, толкаем!», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша. Если вы заметите, что ребенок целый день твердит «т`и» («три»), значит, игра ему понравилась.

Больше заботы и ласки

Эта игра поможет малышу вырасти заботливым и ласковым:

Сядьте с ребенком на пол, положив рядом парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова. Например: «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твой бурый мех», или «Мне очень приятно обнимать тебя». После этого аналогично приласкайте малыша.

Дайте игрушку ребенку и попросите покачать и приласкать ее. Продолжайте игру до тех пор, пока кроха проявляет интерес. Скоро вы заметите, что малыш уже играет самостоятельно.

Попищим

Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом. Прижав к себе ребенка, пропойте ему какую-нибудь песню сначала обычным голосом, а потом фальцетом. Вы заметите, что во втором случае внимание малыша будет устойчиво. Поскольку слова, произносимые фальцетом, особенно концентрируют внимание ребенка, они являются хорошим способом помочь ему понять важность речи.

Раз, два, три, бум!

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно прижмите к себе лоб малыша. С теми же словами осторожно прижмите нос ребенка. Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела крохи: локти, колени, щеки, уши, подбородок.

«Пожалеемся»

Возьмите ребенка на руки и, покачивая, пойте колыбельные или другие успокаивающие песенки типа «Баю-баюшки-баю». Раскачивающие движения успокаивают малыша и укрепляют доверие между вами. Пропев последнюю строчку песни, крепко прижмите сынишку или дочурку к себе.

Попади в отверстие

Для этой игры вам понадобятся сосуд с широким горлышком (для начала подойдет обычная высокая кастрюля). Затем вы будите давать малышу предметы, где горлышко будет все уже и уже, пока не дойдет до обычной пластиковой бутылки или даже пузырька из-под лекарств. Привязываете к крепкой веревке длиной 15-20 см (постепенно длину тоже можно увеличивать) любой предмет, проходящий по размеру в горлышко, и показываете крохе, как опускать и вынимать этот предмет.

Развивается глазомер, ловкость, моторика рук. Подобную игру вы можете купить в магазине – например, «Рыбалку», где магнитиком цепляют рыбок. Но если сделаете сами, игра будет отличаться разнообразием условий и предметов, а, следовательно, дольше не надоест…


13.04.2019 11:55:00
Быстрое похудение: лучшие советы и способы
Конечно, здоровая потеря веса требует терпения и дисциплины, а жесткие диеты не приносят долговременных результатов. Но иногда нет времени на длительную программу. Чтобы похудение произошло как можно скорее, но без голода, нужно следовать советам и способам в нашей статье!

13.04.2019 11:43:00
ТОП-10 продуктов против целлюлита
Полное отсутствие целлюлита для многих женщин остается несбыточной мечтой. Но это не значит, что надо опустить руки. Следующие 10 продуктов стягивают и укрепляют соединительную ткань – ешь их как можно чаще!

Казалось бы, совсем недавно родители принесли из роддома маленький свёрток, в котором находился такой долгожданный малыш. Он ещё ничего не мог делать самостоятельно. А через двенадцать месяцев взрослые видят перед собой маленькую личность: малыш уже умеет ходить или пытается сделать свои первые шаги, проговаривает отдельные слова и показывает характер. Ведь годовалый ребёнок - уже личность, со своими желаниями и требованиями. Врачи не устают повторять, что каждый ребёнок индивидуален и темпы развития малышей могут отличаться. Но Всемирной организацией здравоохранения разработаны нормы и стандарты, в рамки которых кроха должен укладываться в годовалом возрасте. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребёнок в двенадцать месяцев. Какие признаки показывают, что нужно обратиться к врачу.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

К году малыш делает большой скачок в физическом развитии. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, другие с опаской осваивают первые шаги. В тоже время малыши продолжают активно ползать, для них этот способ передвижения привычнее и быстрее. Именно на четвереньках ребёнок полностью чувствует своё тело и может его контролировать.

Специалисты обращают внимание, что родителям не стоит волноваться, если и в год кроха ещё не ходит самостоятельно. Но малыш должен уверенно стоять и шагать у опоры, за руку со взрослыми. Если в двенадцать месяцев ребёнок не пытается совершить эти действия, это повод обратиться к врачу за консультацией.

К году малыши очень любознательные, они умеют садиться и вставать, могут забраться на диван или кровать и слезть с неё. Многие родители замечают, что к году дети очень интересуются музыкой, у них отличное чувство ритма и под звуки песен они начинают раскачиваться из стороны в сторону. Несмотря на то что каждый малыш индивидуален и сроки, когда он осваивает новые умения и навыки, могут отличаться, есть общепризнанные нормы физического развития детей. Ребёнок развивается согласно возрасту, если к двенадцати месяцам он умеет:

  • сидеть самостоятельно, уверенно удерживая спину;
  • активно ползать: врачи предупреждают, что некоторые дети минуют этап ползания и сразу начинают садиться, а затем вставать. Это также считается вариантом нормы. Такие малыши могут освоить ползание уже после того, как сделают свои первые шаги;
  • взбираться на кровать, лазить по ступенькам лестницы;
  • самостоятельно вставать на ноги, стоять с опорой и без;
  • ходить с опорой или за руку со взрослым;
  • пить из чашки с помощью родителей и делать попытки выполнить это действие самостоятельно, есть из ложки с маминой помощью;
  • перекладывать предметы с места на место, собирать свои игрушки, показывать на интересующий ребёнка объект.

Некоторые дети к году уже ходят самостоятельно. Но специалисты обращают внимание, что если ребёнок не пошёл сам в двенадцать месяцев, это не повод паниковать. В норме малыши начинают делать первые шаги сами к 1,2 года

К первому юбилею у малыша есть в среднем 8 зубов. Но эта цифра приблизительная: у некоторых детей прорезывается 4–6 молочных зубов, а другие могут похвастаться наличием целых 12 помощников пережёвывать пищу.

Время сна и отдыха в двенадцать месяцев

Меняется и режим дня ребёнка: малыш больше бодрствует, чем спит. Ночной сон занимает 11 часов, а днём кроха отдыхает всего 3 часа, которые распределяются на два дневных сна. Некоторые дети уже в этом возрасте переходят на один дневной сон. Доктор Комаровский объясняет, что это не отклонение от нормы, а индивидуальные потребности организма. Дело в том, что малыши, которые укладываются на ночной сон позже, утром позже просыпаются, поэтому отдых в первой половине дня им не нужен. Организму достаточно дневного сна в послеобеденное время.

Если ребёнок активен, имеет хороший аппетит и развивается согласно нормам, значит ему достаточно одного дневного сна. Доктор Комаровский рекомендует прислушиваться к потребностям малыша и не заставлять его спать два раза днём.

Рост и вес малыша в зависимости от пола - таблица

Рост и вес - это главные показатели, которые подтверждают, что ребёнок развивается согласно нормам. С самого рождения каждый месяц врач и медсестра оценивают прибавку малыша в сантиметрах и граммах. Дефицит массы тела у детей до года может сигнализировать об анемии, проблемах в работе пищеварительной и эндокринной систем, а также о нарушениях центральной нервной системы.

Специалисты обращают внимание родителей, что постоянный недобор веса, который приводит к дефициту массы тела ребёнка, может стать причиной отставания в физическом и психическом развитии малыша.

Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка в 1 год

Для детей разного возраста существуют свои параметры психологического, умственного и речевого развития. Каждая мама сравнивает своего ребёнка с другими. И если её малыш отстаёт по каким-то критериям, сразу же спешит к доктору. Специалисты предупреждают, что темпы развития зависят от темперамента крохи, а также от генетической предрасположенности. Поэтому доктор на приёме оценивает навыки, которые приобрёл малыш к году, его рост и вес, и объясняет родителям, стоит ли волноваться или есть время немножко подождать, чтобы ребёнок освоил новые умения.

Психологическое и эмоциональное развитие годовалого малыша

Именно в этом возрасте малыш начинает проявлять характер. Некоторые родители недоумевают: только вчера ребёнок был полностью послушным, не устраивал истерик, а сегодня его просто не узнать. Детские психологи объясняют такое поведение первым психологическим кризисом. Кроха изучает границы дозволенного: на слово «нельзя» малыш может не обращать внимания и устраивать истерику по каждому поводу.

Психологи объясняют, что родителям нельзя разрешать маленькому ребёнку манипулировать собой. В этом возрасте дети понимают, что плачем могут добиться желаемого. Взрослые должны чётко определить границы, если что-то малышу запрещается, нужно стоять на своём, даже когда он плачет и истерит. Со временем дети понимают, что родительский запрет нельзя отменить слезами.

Такое поведение может продолжаться до полугода. В это время родителям нужно запастись терпением, чтобы объяснять малышу, почему нельзя те или иные вещи. В год он уже хорошо понимает, что можно, а что нельзя делать. Умеет различить похвалу, а также реагирует, когда его ругают за проступки. Ребёнок понимает, когда его просят что-то принести или подать. Различает родителей и знакомых: на лице появляется радость при виде мамы и папы.

В двенадцатимесячном возрасте для ребёнка важно общение. Он учится контактировать с ровесниками. Малыш уже не так боится незнакомых людей, но мама остаётся самым важным для него человеком. Присутствие мамы успокаивает кроху, он чувствует себя в безопасности. Детские психологи рекомендуют родителям приучать детей к общению в компании ровесников. Именно в этом возрасте можно объяснять ребёнку, что игрушками можно делиться, нельзя обижать сверстников. Для социальной адаптации отлично подходят школы раннего развития, где малыш будет заниматься в группе с другими детьми.

Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка - видео

Учимся говорить: речевое развитие малыша

Дети в двенадцать месяцев могут произносить самые простые слова: мама, папа, баба, дай, ам, ляля и другие. В лексиконе малыша уже есть 10–20 слов, хотя многие из них ребёнок произносит не полностью, в них отсутствуют некоторые звуки. Но он старается повторить слова за родителями, и со временем словарный запас расширится.

Некоторые дети не говорят в год, или их словарный запас ограничивается двумя - тремя словами. Если врач не видит никаких отклонений в развитии, такая ситуация может быть обусловлена генетической предрасположенностью и особенностями темперамента ребёнка. Но родителям стоит уделить внимание развитию речи, больше читать сказок крохе, часто разговаривать с ним. В процессе игры можно объяснять каждое действие и называть предметы.

Ребёнок с помощью слов уже пытается рассказать что-то родителям. Например, при виде машины, он может произнести «би-би», или попросить подать интересующий его предмет или игрушку: «дай». Малыш пытается озвучить свои просьбы и недовольство. В этом возрасте у него хорошо развита мимика и интонация: то, что кроха не может выразить с помощью слов, он пытается сказать интонацией своего произношения.

Как развивать речь малыша

  • читать истории и сказки каждый день;
  • рассматривать картинки и иллюстрации в книжках, при это называя каждый предмет, животное и т.д., чётко проговаривая название;
  • объяснять малышу все действия и ситуации: например, во время купания, можно рассказать ему, что это вода, а это мыло и т.д.;
  • случать детские песни: ребёнок в этом возрасте очень любит музыку, это также развивает чувство ритма;
  • развивать мелкую моторику: учёные доказали, что такие занятия непосредственно влияет на умственное развитие малыша, в том числе и на формирование речи.

Как помочь малышу научиться говорить: мнение доктора Комаровского - видео

Развитие моторики ребёнка

  • собирать свои игрушки на место: в игровой уголок или корзину для игрушек;
  • брать предметы двумя пальцами;
  • играть самостоятельно на протяжении получаса;
  • собирать пирамиду;
  • ставить кубик на кубик;
  • играть с мячом: пытается забросить его в коробку или корзину.

Если родители замечают, что ребёнок не проявляет интерес к игрушкам, мячу, не может держать предметы в руках, это повод обратиться за консультацией к педиатру и неврологу. Одной из причин может быть гипер- или гипотонус мышц. Поставить точный диагноз и дать рекомендации может только врач.

Приобщаем к прекрасному: музыкальное развитие

По мнению психологов, нужно уделять внимание не только физическому и умственному, но и музыкальному развитию ребёнка. В возрасте двенадцати месяцев он уже имеет чувство ритма, ему интересно двигаться под музыку, слушать детские песенки и весёлые ноты. Многие дети любят играть на игрушечных музыкальных инструментах: им нравится воспроизводить звуки, случать звучание. Музыка имеет свойства расслаблять и успокаивать: звуки природы положительно влияют на нервную систему ребёнка.

Музыкальное развитие просто необходимо детям. Музыка влияет на активные процессы в головном мозге, а также оказывает положительное действие на развитие мышления, памяти и внимания.

Часто врачи рекомендуют использовать музыку в качестве лечебной терапии. Например, детям с гиперактивностью неврологи назначают включать шум воды, звуки дельфинов, чтобы успокоить нервную систему и расслабить малыша. Психологи рекомендуют включать музыку ребёнку каждый день. Это необязательно должны быть классические произведения, можно случать детские песни или шумы природы. Главное, чтобы музыка нравилась крохе. Но не стоит перегружать слух малыша: достаточно 10–20 минут в день для прослушивания музыки.

Нормы и сроки развития ребёнка - видео

Нужные занятия: как развивать, чему учить ребёнка в этом возрасте

Ребёнок не может развиваться самостоятельно, ему нужно помогать, подсказывать, а главное - создавать комфортные условия. Врачи предупреждают, что физическому и умственному развитию родители должны уделять одинаковое внимание, чтобы малыш развивался гармонично.

Спорт обязателен

С самого рождения врачи настаивают, что для укрепления мышц крохи необходимо делать массаж и гимнастику. Хотя в год ребёнок уже более самостоятелен, отказываться от физических упражнений не стоит. После пробуждения рекомендуется делать гимнастику, которая взбодри, настроит на активное времяпровождение. Вечером можно сделать расслабляющий массаж.

  • обязательны прогулки на свежем воздухе, игры на спортплощадках, а также занятия с мячом;
  • если есть возможность, дома можно установить спорткомплекс для малыша. Врачи только за, если ребёнка приобщают к спорту с раннего возраста. Это отлично укрепляет мышцы, является профилактикой проблем с позвоночником;
  • полезно плавание в бассейне. Можно заниматься с инструктором или самостоятельно. Гидромассаж также очень полезен для общего состояния организма, а также укрепления мышц всего организма;
  • упражнения на фитболе не только нравятся детям, но и полезны для тренировки вестибулярного аппарата.

Упражнения на фитболе для годовалого малыша - видео

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики играет огромную роль для ребёнка в возрасте одного года. Именно в это время малыш становится более активным и любознательным. И задача родителей - направить его интерес в правильное русло. Сегодня взрослые могут записать кроху на занятия в детские развивающие центры, где с ними будут заниматься опытные педагоги. Также родители самостоятельно могут разработать программу занятий, чтобы дома выполнять различные упражнения с ребёнком.

Существуют авторские методики, которые разработаны для детей разного возраста. Родители могут заниматься по какой-то одной методике или выбирать отдельные задания, которые интересны малышу. Самыми популярными на сегодня являются методики Марии Монессори, Глена Домана и Никитиных.

Упражнения для мелкой моторики - видео

Педагоги и детские психологи утверждают, что в двенадцать месяцев с малышом можно заниматься:

  • лепкой: пластилин, солёное тесто, или специальная масса для лепки отлично развивают фантазию, мышление и мелкую моторику;
  • играми с песком и водой: детям интересно изучать разные формы. Жидкость можно переливать из одной ёмкости в другую. А из песка делать разные фигуры или замки. Сегодня в продаже есть специальный кинетический песок, которые не оставляет пятен и с ним можно играть дома, когда на улице холодно и в песочницу пойти не получается;
  • упражнениями с бизибордом: твёрдые или мягкие развивающие доски, коврики или книги обязательно заинтересуют ребёнка. Детали и элементы, которые закреплены на бизибордах, отлично развивают мелкую моторику, терпение, логику, мышление и внимание;
  • рисованием: развитие творческих способностей влияет на речевое развитие. Можно начинать знакомить кроху с кистью и красками, если малыш не заинтересуется таким способом рисования, рекомендуется попробовать пальчиковые краски;
  • играми с конструктором: для детей этого возраста в продаже есть конструкторы с крупными блоками, которые они не смогут проглотить.

Доктор Комаровский утверждает, что с детьми обязательно нужно заниматься. Но существую определённые правила: занятия обязательно должны проходить в игровой форме, а также только при желании ребёнка. Если малыш капризничает и не хочет выполнять упражнения, занятия лучше перенести на более позднее время или другой день.

Раннее развитие ребёнка: мнение доктора Комаровского - видео

Уход за ребёнком в один год

Чистота - залог здоровья. Эта фраза знакома всем с самого детства. За годовалым малышом требуется специальный уход, ведь он ещё не может самостоятельно выполнять многие действия.

Водные процедуры

Обязательны водные процедуры: утром это может быть лёгкий душ, во время которого мама подмывает ребёнка, чистит зубы, уши и нос. Вечером лучше набрать ванну и не менее 30–40 минут малыш может купаться и играть в воде.

Педиатры и дерматологи предупреждают, что для купания ребёнка нужно использовать специальные шампуни или мыло, разработанные для детей этого возраста. Взрослые гели для душа могут вызвать аллергическую реакцию, раздражение или излишнюю сухость нежной кожи малыша.

Как купать ребёнка - видео

Как правильно одевать ребёнка

Ещё один важный момент - правильный выбор одежды:

  • вещи должны быть из натуральных материалов, чтобы позволять коже дышать и не вызывать аллергических реакций;
  • не следует слишком тепло одевать малыша: у детей терморегуляция отличается от взрослых, поэтому ребёнка следует одевать по погоде;
  • одежда должна быть удобной: она не может быть слишком тесной или свободной. Допускается небольшой запас, чтобы кроха мог свободно двигаться.

Прогулки на свежем воздухе

В любом возрасте ребёнку полезны прогулки на улице. Педиатры рекомендуют гулять даже в плохую погоду, исключения составляют сильные морозы, ниже - 15 градусов, и ливни. В остальное время нужно быть на улице как минимум два часа в день. В хорошую погоду рекомендуется один из дневных снов проводить на свежем воздухе. Это очень полезно для здоровья малыша.

Не стоит забывать о свежем воздухе в комнате, где спит ребёнок. Помещение нужно часто проветривать и проводить влажную уборку как минимум два раза в неделю. Если в детской находятся комнатные растения, убедитесь, что они не могут вызвать аллергию у малыша, в противном случае цветы нужно убрать из комнаты.

Ребёнок и прогулки - видео

Питание ребёнка в двенадцать месяцев

В год ребёнок уже ест не только грудное молоко или смесь, но и многие твёрдые продукты в виде пюре или соков. Малыш принимает пищу 4–5 раз в день, с интервалом в 3–4 часа. У детей в этом возрасте в среднем восемь зубов, поэтому активно развиваются жевательные навыки. Родители должны помогать ребёнку учиться жевать, для этого можно не перетирать блюда в пюре, а оставлять небольшие кусочки. В продаже есть специальные каши для тренировки жевательного рефлекса.

Питание малыша должно быть сбалансированным, в меню включены:

  • мясные и рыбные пюре;
  • овощные блюда;
  • кисломолочные продукты: творог и кефир, йогурт;
  • желток;
  • сливочное и растительное масло добавляют в блюда;
  • фруктовые пюре и соки;
  • каши.

Все блюда готовят на пару или отваривают. Категорически запрещено давать ребёнку в этом возрасте копчёные и жареные блюда, ведь несформированный ЖКТ не в состоянии принимать пищу, приготовленную таким способом. Детские гастроэнтерологи предупреждают, что детей ещё рано переводить на общий стол.

Советы педиатра о питании ребёнка в 9–12 месяцев - видео

Дети развиваются с каждым днём. Ребёнок в год очень любознателен, стремиться узнать как можно больше нового, а также все повторяет за взрослыми. Специалисты не перестают повторять, что с малышом обязательно нужно заниматься. Правильно распланированный распорядок дня позволит распределить время, чтобы успеть погулять с крохой, провести развивающие занятия, вовремя принять пищу, а также оставить время на отдых. Следует уделять внимание не только умственному развитию, но и не забывать о физических упражнениях. Ребёнок должен развиваться всесторонне.

Любой молодой маме так хочется запечатлеть каждый миг жизни её малыша - особенно, в первые месяцы после его рождения. Действительно, первый год в развитии ребёнка знаменуется массой его личных побед, «триумфальных» открытий и достижений. Мир, такой большой и незнакомый, понемногу открывается перед маленьким человеком. Наряду с огромной радостью, которую испытывает мать, наблюдая за своим ребёнком, ей очень волнительно. А все ли её малыш делает правильно в свой год, нормально ли он развивается? В этой статье разберёмся, каким должен быть ребёнок в 1 год. Рассмотрим средние физические параметры годовалых детей, психологические аспекты их поведения, умения и способности. Но, стоит заметить, что это лишь средние показатели. Каждый ребёнок индивидуален, у кого-то развитие происходит чуть быстрее, у кого-то, наоборот, медленнее. Это нормально, повода для паники нет.

Развитие ребёнка в 1 год и его достижения

Главная победа ребёнка в первый год жизни - его самостоятельная ходьба. Первые шаги гораздо более приятны, чем перемещение ползком. Такую эмоцию читают на улыбающемся личике ребёнка счастливые родители. Бывает, что в год ребёнок всё ещё не ходит, это нормально, можно подождать ещё 3-4 месяца. Если по окончании этого срока ребёнок не будет проявлять попыток ходить самостоятельно, или хотя быть вставать на ноги, необходимо навестить педиатра.

За год ребёнок проходит стремительное развитие. Это единственный период в жизни человека, когда его тело вырастает в 3-4 раза за 12 месяцев. Второй и последующий годы жизни уже не покажут таких «скоростей».

Видео развитие ребенка в возрасте 1 года

Физическое развитие ребёнка в 1 год

  • Вес - от 7 до 10 кг. Девочки, как правило, чуть мельче мальчиков. Чтобы не доставлять себе лишнего беспокойства, родителям нужно понимать, что небольшие отклонения по весу, так же как и по росту, нормальны при соблюдении пропорций.
  • Рост - около 73-77 см;
  • Зубы - 6-8 зубов. Показатель относительный, ведь таблицы норм составлены несколько десятилетий назад. В последнее время наблюдается тенденция к тому, что у некоторых малышей в годоваловом возрасте больше 10 зубов. Это не аномалия, беспокоиться не о чем. Волноваться стоит, если у ребёнка в этом возрасте совсем нет зубов.

В возрасте 12 месяцев ребёнок начинает копировать действия взрослых. Он пытается копировать действия папы, когда тот бреется. Или ребёнку хочется помочь маме «подстричь» ногти. Он еще не осознает результат, но понимает, что ножницы нужно приложить к ноготкам. Годовалый ребёнок крепко держит двумя ручками бутылочку и начинает справляться с ложкой, зачёрпывая еду. Многие мамы нервничают, когда ребёнок, пытаясь попасть ложкой в рот, большую часть каши или супа разбрасывает на себя и «украшает» близлежащие предметы. Нужно запастись терпением, не кричать, не ругать ребёнка, а мягко и спокойно корректировать его действия. Важно сопровождать свои действия словами-аффирмациями: «ложку держим вот так», «рот вытираем салфеткой» и т. д.

В этом возрасте ребёнок пытается одеваться сам. Нужно как можно чаще позволять ему экспериментировать и «примерять» вещи на разные части тела. Подсказывать, объяснять, одеваться вместе с ним, чтобы он наблюдал действия взрослых.

Родителям нужно осознать, что спокойное время, когда ребёнка можно было оставить одного в кроватке или манеже, закончилось. Начинается время неизбежных ушибов и падений, плача от , что не удалось забраться на диван. Свобода, безусловно, безопасная (убрать все острые предметы, обезопасить уголки предметов мебели, оснастить двери доводчиками) - то, что нужно юному исследователю. Его задача: потрогать, забраться, дойти, взять. Брать ребёнок будет всё, что попадается на его пути. Все опасные предметы убрать, остальное оставить - чем быстрее ребёнок доберётся до предмета и поймет его назначение, тем быстрее он потеряет к нему интерес.

К одному году малыш, которого высаживают на , уже чётко понимает, что от него требуется. Привыкнув, что его поощряют, когда важные «дела» происходят не в , а в горшок, ребёнок всё чаще голосом сообщает, что он хочет в туалет.

Психическое развитие ребенка в 1 год

К 12 месяцам ребёнок уже владеет 5-10 словами. Чаще всего, он использует первые слоги, которые с разной интонацией могут обозначать различные предметы. Часто используется и звукоподражание: «мяу», «вав» и т.д. Когда у малыша появляется самостоятельная речь, мамам нужно контролировать свою. Не нужно подражать речи ребёнка, общаясь с ним. Все слова должны звучать полностью, чётко, по необходимости с повторами. В этом возрасте хорошо воспринимаются песенки и стихи, поэтому новые слова можно вводить через них. Малыш с удовольствием заканчивает строчки знакомых текстов.

Ребёнок уже хорошо понимает порядок действий. Если мама говорит, что пора , он радостно хлопает в ладоши или начинает капризничать, если не хочется идти . Хорошо понимает слова «можно», «нельзя», «пойдём», может кивая головой, «говорить» «спасибо», «возьми». Откликается на своё имя и может пытаться называть домочадцев по именам.

Дети в 12 месяцев активно используют жестикуляцию, отвечая на призывы к действию или выражая свои желания. Взрослым важно стараться сопровождать его жесты словами, тем самым приучая ребёнка как можно чаще использовать слова.

Игры с годовалым ребёнком

В игре познаётся мир. Понимая это, следует как можно чаще вовлекать малыша в развивающие занятия. Это может быть складывание кубиков или крупных паззлов. Малыши очень любят игры во время купания, они охотно бросают мячики или пытаются оторвать от стен игрушки на липучках. Все игрушки должны быть крупные, яркие, чётко выраженных цветов, которые постепенно начинает различать ребёнок. Он уже различает формы. Для закрепления этого навыка полезно использовать игрушки-сортеры. Их функция состоит во вкладывании фигурки определённой формы в вырезы, повторяющие их формы. Это станет отличной тренировкой зрительной памяти и внимательности.

Малыши с удовольствием начинают . Использовать в занятиях лучше пальчиковые краски с безопасным составом. Дети с удовольствием пробуют всё на вкус, нужно исключить отравление. Пальчиковые краски влияют на развитие моторики. С этой же целью малышу будет полезно и весело поиграть в пальчиковый театр.

Главная цель родителей - максимум общения с ребёнком. Трогая и дотягиваясь до новых предметов, ему необходимо слышать их названия, понять функции. Годовалый ребёнок - неугомонный исследователь и егоза. Родителям нужно набраться терпения и не ругать ребёнка за «разрушения» в доме. Объяснять, рассказывать, но позволять проявлять ребёнку как можно больше самостоятельности. Пережитый первый год для малыша - большой стресс от обилия информации и новых открытий. Сделать первые шаги в сложном мире счастливыми и радостными - основная задача родителей.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.