Домой / Глаза / Фрейд сновидения читать. Теория толкования снов

Фрейд сновидения читать. Теория толкования снов

В книге, вы мало найдете конкретных значений того или другого сна, но если внимательно рассмотрите методику толкований З.Фрейда, то это вам поможет лучше разбираться в своих снах.

Содержание:
1. ПРЕДИСЛОВИЕ.
2. ВВЕДЕНИЕ.
I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.) .
а) Отношение сновидения к бодрствованию .
б) Материал сновидения. Память в сновидении .
в) .
.
г) Почему человек забывает сновидение по пробуждении?
д) Психологические особенности сновидения .
е) Моральное чувство в сновидении .
ж) Теории сновидения и функции его .
з) Отношение между сновидением и душевным заболеванием .
II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ . ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ .
III. СНОВИДЕНИЕ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ .
IV. ИСКАЖАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ .
V. .
.
б) .
Сновидения .
в) .
г) Типические сновидения 1. Сновидение о наготе . 2) Сновидения о смерти близких людей . 3) Сновидения
Вторая группа типических сновидений .
VI. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ.
а) Работа сгущения .
б) Работа смещения .
в) Средства изображения в сновидении .
г) Отношение к изобразительности .
д) Примеры .
е) Абсурдные сновидения .
ж) Аффекты в сновидении .
з) Вторичная обработка .
VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ СНОВИДЕНИЯ .
а) Забывание сновидений .
б) Регрессия .
в) Осуществление желаний .
г) Пробуждение благодаря сновидению. Функция сновидения. Сновидения страха .
д) Первичный и вторичный процессы. Вытеснение .
е) Бессознательное и сознание. Реальность .
3. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.
4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОБЛЕМЫ СНОВИДЕНИЯ .
5. ПРИМЕЧАНИЯ.

I. Данте да Майяно - к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.
Узнай, что мне красавица приснилась - та, что у сердца в пребольшой чести.
С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,
и вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча - я убежден почти.
Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать,
ей в удовольствие - по всем приметам.
Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать
покойная моя была при этом.

II. Данте Алигьери - к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, способны вы постичь виденье сами,
но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.
В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,
любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я - сойдусь во мненьях с вами.
Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба,
что вас в ответ возлюбит и она.
А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна,
должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери "Малые произведения"

ПРЕДИСЛОВИЕ.

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений (сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата - 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко. Он считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики" (Фрепд 3. Введение в психоанализ, - М.: Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые "Толкование сновидений" было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников - Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в "Пяти лекциях об истории психоанализа" (в 1989 г. они опубликованы под названием "О психоанализе", ранее включались в "Хрестоматию по истории зарубежной психологии"), небольшая работа "О сновидении" ("Психология сна") и, наконец, пятая - пятнадцатая лекции во "Введении в психоанализ".

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе "Лекций", который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций - "Пересмотр теории сновидений" - дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что - второстепенным. Содержание второй лекции - "Сновидение и оккультизм" - достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий - всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма. Главными особенностями "Толкования сновидений" являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, "от корки до корки", иначе "прервется мысль связующая нить" и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени - с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане "Толкование" не имеет аналогов.

Полвека назад Станислав Ежи Лец пошутил: «Мне снился Фрейд… Что бы это значило?». В те годы тонкий юмор польского афориста мало кто сумел оценить, ведь о Фрейде и его идеях даже дипломированные психологи знали лишь понаслышке и относились к нему по заведенному в соцлагере принципу «Не читал, но осуждаю!». Но времена меняются, и в наши дни маятник общественного мнения резко качнулся в другую сторону: «Не читал, но преклоняюсь!».

На парадных книжных полках, на фоне которых любят фотографироваться нынешние самопровозглашенные интеллектуалы, томики Фрейда сменили сочинения классиков марксизма и Большую советскую энциклопедию. Правда, на фотографиях не видно, что нетронутые книги покрыты многолетним слоем пыли. Как иначе объяснить, что никто из «знатоков» не подаст голос в защиту венского мыслителя - против той пошлости и вульгарщины, которой обросли его идеи в обывательском сознании?

Зато нет числа желающим заработать на фрейдовском наследии, прикрываясь филькиной грамотой, которую под видом диплома выдают скороспелые местные «институты психоанализа». Самая сытная кормушка на этой ниве - толкование снов «по Фрейду». На рынке душеполезных услуг оно успешно соседствует с астрологией, хиромантией, снятием порчи и гаданием по ладони. Не верите? Поищите в Интернете «Сонник Фрейда». Долго искать, уверяю, не придется - подробный сонник моментально всплывет после первого запроса.

Сам Фрейд еще на заре прошлого века предвидел, что его теория подвергнется страшным искажениям и злоупотреблениям. И оказался прав. Ведь большая часть того вздора, который ему приписали на протяжении ХХ в., им вовсе не была сказана или написана. Так, никакого сонника Зигмунд Фрейд никогда не писал. Многое из приписанного ему Фрейд даже не имел в виду. Так что же он писал и говорил, что на самом деле имел в виду?

Четвертого ноября 1899 г. увидела свет первая психоаналитическая работа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» (хотя на ее титульном листе из-датель предпочел поставить круглую дату - 1900-й).

Основателю психоанализа в ту пору было уже 43 года, и за его плечами был немалый опыт научной и клинической работы. Научного авторитета те изыскания пока не принесли. Даже наоборот. Исследования истерии привели его к выводу, что эта болезнь не является исключительно женской, как ранее считалось. (Еще во второй половине ХIХ в. Предпринимались попытки лечить истерию с помощью хирургических операций на матке, да и само название болезни было производным от греческого histera - «матка».) В собрании коллег Фрейд сообщил о наблюдавшихся им случаях истерии у мужчин. Сообщение это было встречено в штыки, доклад Фрейда был буквально осмеян. Понадобилось еще много времени, прежде чем фрейдовский взгляд на истерию утвер-дился как общепринятый и даже тривиальный. Согласно формуле У. Джеймса, «сначала новую доктрину считают абсурдной; потом допускают, что она, возможно, справедлива, но несущественна; наконец, признав ее истинную важность, вчерашние противники оспаривают честь ее открытия». В конце века Фрейд со своим учением об истерии, увы, пребывал на первой из описанных стадий. А небезопасные опыты с кокаином и вовсе снискали ему в медицинских кругах Вены репутацию безответственного манипулятора.

Таким образом, книга «Толкование сновидений» была написана малоизвестным специалистом с сомнительной репутацией и не обещала ни научной сенсации, ни коммерческого успеха. Осторожный издатель выпустил всего 600 экземпляров книги и выплатил автору весьма скромный даже по тем временам гонорар, сравнимый с современной платой за один психоаналитический сеанс. Однако выход «Толкования сновидений» знаменовал собой подлинный переворот в представлениях о душевной жизни и фактически открывал новую эпоху в развитии науки о человеке.

Замысел книги родился у Фрейда давно, и его возникновение даже можно точно датировать по личным воспоминаниям автора. Летом 1895 г. семья Фрейда поселилась в замке Бельвью в предместье Вены, и в ночьс 23 на 24 июля ему приснился сон, который он впервые подверг детальному анализу. Несколько лет спустя, обедая с Э. Джонсом в ресторане на террасе замка Бельвью, Фрейд рассказал ему, что именно на этом месте его осенило великое открытие. Джонс полушутя заметил, что здесь стоило бы поместить мемориальную табличку. Фрейд вряд ли оценил его юмор. Ведь задолго до этого ему самому приходила мысль о мраморной доске с надписью: «Здесь 24 июля 1895 г. доктору Зигмунду Фрейду открылась тайна сновидения».

Фрейдовская концепция толкования сновидений вызревала в ходе наблюдений за пациентами. Следуя за их ассоциациями, которые по мере бесед становились все более свободными, Фрейд заметил, что пациенты часто вставляют в поток ассоциаций описания своих сновидений, которые, в свою очередь, вызывают новые ассоциации. Из ряда наблюдений родилась догадка, что сущностью сновидения выступает осуществление скрытого желания. Еще в марте 1894 г. Фрейд документировал сон некоего студента-медика. Тот, не желая вставать по утрам, нередко видел во сне, будто уже находится на занятиях в больнице. Описание этого случая вошло в книгу «Толкование сновидений». Как видим, никакой сексуальной подоплеки в нем обнаружить не удается. Вообще, для «Толкования сновидений» еще не характерен тот глобальный пансексуализм, который отличает последующие труды Фрейда.

Основное содержание книги составляет толкование собственных сновидений автора, что делает ее весьма своеобразной и очень откровенной автобиографией. Позднее, упрекая своих биографов, Фрейд говорил, что он уже и сам более чем достаточно рассказал о себе, в первую очередь имея в виду эту необычную книгу-исповедь. (Небезынтересно, что и автобиография «раскольника» Юнга называется «Воспоминания. Сны. Размышления».) Фрейд считал, что сновидение является охранителем нарушений сна и «представляет собой особый способ устранения мешающих спать раздражений путем галлюцинаторного их удовлетворения». При этом он истолковывал сновидение как символическое осуществление вытесненных желаний. Полагая, что сновидения и бред «происходят из одного и того же источника», Фрейд с некоторыми оговорками определял сновидение как «физиологический бред нормального человека». По Фрейду, «механизмы образования сновидений являются прототипом способа возникновения невротических симптомов», в силу чего сновидения являют собой универсальный невротический симптом, проявляющийся у невротиков и у всех здоровых людей. «Среди этих недавно открытых психических процессов особенно надо отметить процессы сгущения и смещения. Работа сновидения - это особый случай эффектов, влияющих друг на друга со стороны двух разных психических групп. Иначе говоря, это результат психического расщепления, которое, очевидно, идентично во всех существенных чертах процессу искажения, преобразующему подавленные комплексы в симптомы там, где подавление оказывается недостаточным».

Фрейд считал, что «толкование сновидений есть столбовая дорога к познанию бессознательного в душевной жизни». Уже в этой его первой работе обозначены основные положения психоаналитической теории. «Вам придется с изумлением узнать из анализа сновидений, какую неожиданно большую роль в человеческом развитии сыграли впечатления и опыт раннего детства. В сновиденческой жизни человека ребенок, который продолжает жить в мужчине таким же, каким он был в детстве, сохраняет все свои характеристики и импульсы желаний, хотя ему - взрослому - они уже не нужны. С неодолимой силой к вам возвращаются моменты развития, подавления, сублимации и формирования реакций, посредством которых и вырастает дитя с совершенно иными врожденными данными, вырастает во взрослую личность, в носителя, а частично и в жертву цивилизации, которую он обрел с таким трудом».

«Толкование сновидений» явилось первым шагом к становлению психоаналитической концепции бессознательного. Эту работу Фрейд считал центральной для своего творчества. Без ложной скромности он так оценивал свой труд: «Это великолепное открытие - вероятно, единственное, что меня переживет». Он, однако, не питал иллюзий относительно приема, который уготован книге. В письме к другу, доктору Флиссу, Фрейд делится своими житейскими планами, но вставляет ремарку: «Это - если все будет хорошо, если у меня будут средства к существованию, а меня самого не посадят в тюрьму, не подвергнут линчеванию или бойкоту из-за моей книги о сновидениях!».

До линчевания дело не дошло, однако прием книге был действительно оказан прохладный. За первые шесть недель было продано 123 экземпляра. Научные издания выход книги проигнорировали. Лишь газета Zeit опубликовала весьма пренебрежительную рецензию, которая положила конец какой-либо распродаже книги в Вене. В последующие два года удалось продать еще 228 экземпляров, а на реализацию всего тиража ушло восемь лет! (Ныне каждый год выходят переиздания книги по всему миру, и тысячи экземпляров продаются ежемесячно.) Отношение к теории Фрейда менялось очень медленно. Еще в 1927 г. некий профессор Хохе из Фрайбурга в своей книге «Грезящее Я» ставил «Толкование сновидений» Фрейда на одну доску с «хорошо известными сонниками, которые можно найти в столах у кухарок».

Впрочем, для многих ищущих умов книга Фрейда явилась источником откровений. Молодой солдат Леопольд Сонди даже положил ее в свой ранец, отправляясь на поля Первой мировой войны. Однажды батальон Сонди буквально выкосило шрапнелью, и сам он, вжавшись в землю, с ужасом ждал, когда его пронзит раскаленный металл. После обстрела, еще не веря, что спасен, Сонди обнаружил предназначавшийся ему осколок застрявшим в переплете книги Фрейда. Так что, если бы не «Толкование сновидений», мы бы не знали сегодня оригинального теста Сонди!

Первые переводы книги были сделаны в 1913 г. на английский и русский (!) языки. Затем последовали переводы на испанский (1922 г.), французский (1926 г.), шведский (1927 г.), японский (1930 г.), венгерский (1934 г.) и чешский (1938 г.).

Эпиграфом к книге Фрейд предпослал строчки из «Энеиды» Вергилия: «Если не трону небесных богов, ад всколыхну я». Пророческие слова!

Источик: "Подсказки или миражи" Петр Арискин
журнал Наша Психология (Психология на каждый день), № 4 (49) Апрель 2011

Фрейд Зигмунд

Толкование сновидений

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Содержание. 1. ПРЕДИСЛОВИЕ. 2. ВВЕДЕНИЕ. I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.) II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ. Ш. СНОВИДЕНИЕ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ. IV. ИСКАЖАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ. V. МАТЕРИАЛ И ИСТОЧНИКИ СНОВИДЕНИЙ. VI. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ. VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ СНОВИДЕНИЯ. 3. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ 4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОБЛЕМЫ СНОВИДЕНИЯ. 5. ПРИМЕЧАНИЯ.

I Данте да Майяно - к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати. Узнай, что мне красавица приснилась та, что у сердца в пребольшой чести. С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести, и вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча - я убежден почти. Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие - по всем приметам. Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

II Данте Алигьери - к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами, но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами. В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме, любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я - сойдусь во мненьях с вами. Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она. А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери "Малые произведения"

ПРЕДИСЛОВИЕ. К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений (сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата - 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко. Он считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики" (Фрепд 3. Введение в психоанализ, - М.: Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий. Впервые "Толкование сновидений" было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников - Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в "Пяти лекциях об истории психоанализа" (в 1989 г. они опубликованы под названием "О психоанализе", ранее включались в "Хрестоматию по истории зарубежной психологии"), небольшая работа "О сновидении" ("Психология сна") и, наконец, пятая пятнадцатая лекции во "Введении в психоанализ". В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе "Лекций", который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций - "Пересмотр теории сновидений" - дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что - второстепенным. Содержание второй лекции "Сновидение и оккультизм" - достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий - всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма. Главными особенностями "Толкования сновидений" являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, "от корки до корки", иначе "прервется мысль связующая нить" и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени - с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане "Толкование" не имеет аналогов

ВВЕДЕНИЕ. Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие - истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение - как мы увидим - претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы1. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие. Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы. Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, - не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли. Предисловие ко второму изданию Тем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, уже появилась потребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не интересу специалистов, к которым обращался я во введении. Мои коллеги-психиатры не дали себе труда разделаться с тем первоначальным недоумением, которое должно было вызвать в них мое новое понимание сновидений, а философы, привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам сознания, не поняли, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее к коренному преобразованию всех наших психологических теорий. Отношение научной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моей книги будет упорное замалчивание ее; первое издание моей книги не могло целиком быть разобрано и той небольшой кучкой смелых сторонников, которые следуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые по моему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при лечении невротиков. В виду этого я считаю себя обязанным выразить благодарность тем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которых и вызвало потребность спустя девять лет снова взяться за мой нелегкий и во многих отношениях капитальный труд. С удовлетворением я могу сказать, что исправлять и изменять мне пришлось очень немногое. Я включил только кое-где новый материал, прибавил несколько замечаний, вытекавших из моих продолжительных наблюдений, и местами кое-что переработал. Все существенное же о сновидении и его толковании, а также вытекающие из последнего общие психологические принципы остались без изменения. Все это, по крайней мере субъективно, выдержало испытание времени. Кто знаком с моими другими работами (об этиологии и механизме психоневрозов), тот знает, что я никогда не выдавал неготового и неполного за полное и готовое и всегда старался изменять свои утверждения, когда они переставали соответствовать моим убеждениям. В области же толкования сновидений я остался на своей первоначальной точке зрения. За долгие годы своей работы над проблемой неврозов я неоднократно колебался и менял свои взгляды; только в своем "Толковании сновидений" я всегда находил твердую точку опоры. И многочисленные мои научные противники обнаруживают большую чуткость, избегая столкновения со мной в области проблемы сновидения. Материал моей книги, эти в большинстве своем уже обесцененные давностью сновидения, на примере которых я объясняю принципы толкования сновидений, также оказались при пересмотре не нуждающимися в какой-либо переработке. Для меня лично эта книга имеет еще другое субъективное значение, которое я сумел понять лишь по ее окончании. Она оказалась отрывком моего самоанализа - реакцией на смерть моего отца, на крупнейшее событие и тягчайшую утрату в жизни человека. Поняв это, я счел невозможным уничтожить черты этого воздействия. Для читателя же совершенно безразлично, на каком материале он учится оценивать и толковать сновидения. Там, где необходимое замечание не укладывалось в логическую связь с прежним изложением, я заключал его в квадратные скобки. (При последующих изданиях скобки были опущены)

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,

И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.

Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,

Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,

Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.

Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Robert Kastor Ручка, чернила, 1925

Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

OCR: Vasiliy Tomsinsky. Специально для проекта "Философия и атеизм" -

http://books.atheism.ru/.

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

2. ВВЕДЕНИЕ.

I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.)

II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ.

Ш. СНОВИДЕНИЕ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ.

IV. ИСКАЖАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ.

V. МАТЕРИАЛ И ИСТОЧНИКИ СНОВИДЕНИЙ.

VI. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ.

VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ СНОВИДЕНИЯ.

3. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОБЛЕМЫ СНОВИДЕНИЯ.

5. ПРИМЕЧАНИЯ.

Данте да Майяно - к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость,

на этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась -

та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась,

желая в дар венок преподнести,

и вдруг на мне рубашка очутилась

с ее плеча - я убежден почти.

Тут я пришел в такое состоянье,

что начал даму страстно обнимать,

ей в удовольствие - по всем приметам.

Я целовал ее. Храню молчанье

о прочем, как поклялся ей. И мать

покойная моя была при этом.

Данте Алигьери - к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив,

Способны вы постичь виденье сами,

но, как могу, откликнусь на призыв,

изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив

к прекраснейшей и благородной даме,

любви, чей не всегда исход счастлив,

надеюсь я - сойдусь во мненьях с вами.

Рубашка дамы означать должна,

как я считаю, как считаем оба,

что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа

с покойницей была, а не одна,

должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери "Малые произведения"

ПРЕДИСЛОВИЕ.

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В

1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений

(сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском

ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот

мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд

действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его

творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое

место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал

шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор

теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой

молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины,

отвоеванным у суеверий и мистики" (Фрепд 3. Введение в психоанализ, - М.:

Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе

психоаналитических теорий.

Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и

распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания

разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем

Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду

в работе помогает один из его ближайших учеников - Отто Ранк, который

дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к

шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения

и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается

неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное

изложение его взглядов: третья лекция в "Пяти лекциях об истории

ранее включались в "Хрестоматию по истории зарубежной психологии"),

небольшая работа "О сновидении" ("Психология сна") и, наконец, пятая -

пятнадцатая лекции во "Введении в психоанализ".

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений,

что отражено в третьем разделе "Лекций", который никогда не был прочитан

теории сновидений" - дает немного дополнительных сведений о теории

сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным

в своей теории, а что - второстепенным. Содержание второй лекции -

"Сновидение и оккультизм" - достаточно далеко от собственно проблемы

сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу

астрологии, пророчеств, гаданий - всего того, что входит в моду в наши

дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя,

безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те

психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями "Толкования сновидений" являются последовательность

и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу

связующая нить" и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации,

которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более

того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории

сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что

его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное,

детализированное изложение как бы воспроизводит процесс

психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими

обобщениями, но в большей степени - с материалом, послужившим источником

для обобщений. В этом плане "Толкование" не имеет аналогов

ВВЕДЕНИЕ.

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд,

замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в

психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов,

из которых дальнейшие - истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые

идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое

практическое значение сновидение - как мы увидим - претендовать не может.

Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы1. Кто

не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет

стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с

той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая

тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы.

Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве,

соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема

образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии,

которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие

исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования

сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою

будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от

неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только

выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов,

пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних

затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением

невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно

связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных

подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен

но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от

аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно,

противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков

скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред

данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что

читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне

в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере

полную свободу мысли.

Предисловие ко второму изданию

Тем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, уже появилась

потребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не интересу

специалистов, к которым обращался я во введении. Мои коллеги-психиатры не

дали себе труда разделаться с тем первоначальным недоумением, которое

должно было вызвать в них мое новое понимание сновидений, а философы,

привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам

сознания, не поняли, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее к

коренному преобразованию всех наших психологических теорий. Отношение

научной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моей

книги будет упорное замалчивание ее; первое издание моей книги не могло

целиком быть разобрано и той небольшой кучкой смелых сторонников, которые

следуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые по

моему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при лечении

невротиков. В виду этого я считаю себя обязанным выразить благодарность

тем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которых

и вызвало потребность спустя девять лет снова взяться за мой нелегкий и во

многих отношениях капитальный труд.

С удовлетворением я могу сказать, что исправлять и изменять мне пришлось

очень немногое. Я включил только кое-где новый материал, прибавил

несколько замечаний, вытекавших из моих продолжительных наблюдений, и

местами кое-что переработал. Все существенное же о сновидении и его

толковании, а также вытекающие из последнего общие психологические

принципы остались без изменения. Все это, по крайней мере субъективно,

выдержало испытание времени. Кто знаком с моими другими работами (об

этиологии и механизме психоневрозов), тот знает, что я никогда не выдавал

неготового и неполного за полное и готовое и всегда старался изменять свои

утверждения, когда они переставали соответствовать моим убеждениям. В

области же толкования сновидений я остался на своей первоначальной точке

зрения. За долгие годы своей работы над проблемой неврозов я неоднократно

колебался и менял свои взгляды; только в своем "Толковании сновидений" я

всегда находил твердую точку опоры. И многочисленные мои научные

противники обнаруживают большую чуткость, избегая столкновения со мной в

области проблемы сновидения.

Материал моей книги, эти в большинстве своем уже обесцененные давностью

сновидения, на примере которых я объясняю принципы толкования сновидений,

также оказались при пересмотре не нуждающимися в какой-либо переработке.

Для меня лично эта книга имеет еще другое субъективное значение, которое я

сумел понять лишь по ее окончании. Она оказалась отрывком моего

самоанализа - реакцией на смерть моего отца, на крупнейшее событие и

тягчайшую утрату в жизни человека. Поняв это, я счел невозможным

уничтожить черты этого воздействия. Для читателя же совершенно

безразлично, на каком материале он учится оценивать и толковать сновидения.

Там, где необходимое замечание не укладывалось в логическую связь с

прежним изложением, я заключал его в квадратные скобки. (При последующих

изданиях скобки были опущены)

Берхтесгаден, лето 1908 г.

Предисловие к третьему изданию

В то время как между первым и вторым изданием этой книги прошло девять

лет, потребность в третьем издании ощутилась немного более чем через год.

Я мог бы радоваться этой перемене. Но если прежде пренебрежение моим

трудом со стороны его читателей я не считал доказательством его

негодности" то теперь пробудившийся к нему интерес не доказывает еще его

положительных качеств.

Прогресс научной мысли не оставил в стороне и "Толкования сновидений".

Когда в 1899 г. я писал эту книгу, "сексуальной теории" еще не было, а

анализ сложных форм психоневрозов только еще зарождался. Толкование

сновидений должно было стать вспомогательным средством для осуществления

анализа неврозов. Углубившееся изучение последних само в свою очередь

стало оказывать влияние на толкование сновидений. Учение о последнем пошло

по пути, который недостаточно определенно был выражен в первом издании

этой книги. Благодаря собственному опыту и работам В. Ште-келя и других я

научился правильнее оценивать объем и значение символики в сновидении

(или, вернее, в бессознательном мышлении). И таким образом в течение этих

лет скопилось многое, требовавшее особого внимания к себе. Я попытался

использовать все это, прибегши к помощи примечаний и многочисленных

вставок в тексте. Если добавления эти угрожают местами переступить рамки

изложения или если не везде удалось поднять первоначальный текст до уровня

наших нынешних взглядов, то к этим недостаткам своей книги я прошу

снисхождения; они являются лишь следствиями и результатами быстрого темпа

развития нашего знания. Я решаюсь, кроме того, сказать заранее, по каким

другим путям отклонятся последующие издания "Толкования сновидений", -

если окажется в них потребность. Они должны будут приблизиться более к

богатому материалу поэзии, мифа, языка и народного быта, с другой же

стороны, они коснутся более подробно, чем теперь, отношений сновидения к

неврозам и психическим расстройствам.

Отто Ранк2 оказал мне весьма ценные услуги при подборе материала и сам

выполнил корректуру печатных листов, и я выражаю ему и многим другим

глубокую благодарность за их указания.

Вена, весна 1911 г.

Предисловие к четвертому изданию

Год тому назад (в 1913 г.) д-р А. А. Брилл3 в Нью-Йорке перевел настоящую

книгу на английский язык. (The Interpretation of dreams. G. Aleen & СУ.,

London, 1913 г.).

Д-р Отто Ранк на этот раз не только выполнил корректуру, но и обогатил

текст двумя самостоятельными статьями. (Прибавление к гл. VI.)

Вена, июнь 1914 г.

Предисловие к пятому изданию

Интерес к "Толкованию сновидений" не прекратился и во время мировой войны,

и еще до окончания ее ощущалась необходимость в новом издании. В течение

войны не было возможности уследить за всей литературой, начиная с 1914 г.,

поскольку имеется иностранная литература, она вообще не была доступна ни

мне, ни д-ру Ранку.

Венгерский перевод "Толкования сновидений", выполненный д-ром Голлосом и

д-ром Ференци выйдет в свет в недалеком будущем. В моих "Лекциях по

введению в психоанализ", изданных в 1916 - 1917 г., средняя часть,

обнимающая одиннадцать лекций, посвящена изложению сновидения; я стремился

к тому, чтобы изложение это было более элементарным и имел в виду указать

на более тесную связь его с учением о неврозах. В общем оно имеет характер

извлечения из "Толкования сновидений", хотя отдельные места изложены более

подробно.

Я не мог решиться на основательную переработку настоящей книги

соответственно современному уровню наших психоаналитических взглядов и

уничтожить этим самым ее историческое своеобразие. Я все же думаю, что в

течение почти 20-летнего существования она выполнила свою задачу.

Будапешт - Штейнбрух, июль 1918 г.

Предисловие к шестому изданию

Вследствие трудностей, связанных в настоящее время с книгопечатанием,

настоящее новое издание появилось в свет гораздо позже того срока, когда

уже ощути-лась потребность в нем; в силу тех же обстоятельств оно является

Впервые - неизмененным оттиском с предыдущего издания. Лишь литературный

указатель в конца книги был дополнен и продолжен д-ром О. Ран-ком.

Мое предположение, что настоящая книга в течение своего почти

двадцатилетнего существования выполнила свою задачу, не получило, таким

образом, подтверждения. Я мог бы сказать скорее, что ей предстоит

выполнить новую задачу. Если прежде речь шла о том, чтобы выяснить

сущность сновидения, то теперь столь же важно преодолеть то упорное

непонимание, с которым были встречены эти объяснения.

Вена, апрель 1921 г.

I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.) (До первого

издания этой книги в 1900 г.).

В дальнейшем изложении я постараюсь привести доказательства того, что

существует психологическая техника, которая позволяет толковать

сновидения, и что при применении этого метода любое сновидение оказывается

осмысленным психическим феноменом, который может быть в соответствующем

месте включен в душевную деятельность бодрствования. Я попытаюсь далее

выяснить те процессы, которые обусловливают странность и непонятность

сновидения, и вывести на основании их заключение относительно природы

психических сил, из сотрудничества или соперничества которых образуется

сновидение. Но на этом пункте изложение мое и закончится, так как далее

проблема сновидения переходит в более обширную проблему, разрешение

которой нуждается в другом материале.

Своему изложению я предпосылаю обзор работ других авторов, а также и

современного положения проблемы сновидения в науке; делаю я это потому,

что в дальнейшем буду иметь мало поводов возвращаться к этому. Научное

понимание сновидения, несмотря на тысячелетние попытки, ушло вперед очень

конце своей книги, имеется много ценных замечаний и интересного материала

для нашей темы, но там нет ничего или почти ничего, что касалось бы самой

сущности сновидения и разрешало бы его тайну. Еще меньше перешло, понятно,

в понимание интеллигентных читателей-неспециалистов.

Вопрос о том, как понималось сновидение в первобытные времена человечества

у первобытных народов и какое влияние на образование их воззрений на мир и

на душу следует приписать ему, представляет огромный интерес; поэтому я с

большим сожалением исключаю его из обработки в этом сочинении. Я ссылаюсь

на известные сочинения сэра.Дж. Леббока, Г. Спенсера, Э. Б. Таи-лора и др.

и присовокупляю лишь, что значение этих проблем и спекуляций может стать

нам понятно только после того, как мы разрешим стоящую перед нами задачу

"толкования сновидений"5.

Отзвук первобытного понимания сновидений лежит, очевидно, в основе оценки

сновидения у народов классической древности. (Нижеследующее - согласно

тщательному изложению Bus-chenschiitz"a). Они предполагали, что сновидения

стоят в связи с миром сверхчеловеческих существ, в которые они верили, и

приносят откровения со стороны богов и демонов. Они думали далее, что

сновидения имеют важное значение для сновидящего, возвещая ему обыкновенно

будущее. Ввиду чрезвычайного разнообразия в содержании и во впечатлении,

производимом сновидениями, было, конечно, трудно придерживаться одного

понимания, и поэтому необходимо было произвести различные подразделения и

группировки сновидений согласно их ценности и достоверности. У отдельных

философов древности суждение о сновидении зависело, разумеется, от той

позиции, которую они были готовы занять по отношению к искусству

предсказывать вообще.

В обеих работах Аристотеля6, обсуждающих сновидение, оно уже стало

объектом психологии. Мы слышим, что сновидение - это не послание Божие,

что оно имеет не божественное происхождение, а дьявольское, так как

природа скорее демонична, чем божественна. Сновидение вовсе не возникает

из сверхъестественного откровения, а является результатом законов

человеческого духа, родственного, конечно, божеству. Сновидение

определяется как душевная деятельность спящего, покуда он спит.

Аристотелю знакомы некоторые из характерных черт жизни сновидения; он

знает, например, что сновидение превращает мелкие раздражения, наступающие

во время сна, в крупные ("кажется, будто идешь через огонь и горишь, когда

на самом деле происходит лишь незначительное согревание той или другой

части тела") и выводит отсюда заключение, что сновидение может обнаружить

перед врачом первые, незаметные признаки начинающегося изменения в теле

(Об отношении сновидения к болезням пишет греческий врач Гиппократ, в

одной из глав своего знаменитого сочинения).

Древние до Аристотеля считали сновидение, как известно, не продуктом

грезящей души, а внушением со стороны божества: мы уже видим у них оба

противоположных направления, имеющиеся налицо во всех исследованиях сна и

сновидения. Они отличают истинные и ценные сновидения, ниспосланные

спящему для предостережения или для предсказания будущего, от тщеславных,

обманчивых и ничтожных, целью которых было смутить спящего или ввергнуть

его в гибель.

Группе (Griechische Mythologie und Religionsgeschi-chte, с. 390) приводит

следующее подразделение сновидений поМакробиусуиАртемидору: "Сновидения

подразделяют на два класса. Один класс обусловлен лишь настоящим (или

прошедшим), но не имеет никакого значения для будущего; он включает

(evwua), insomnia, которые непосредственно воспроизводят данное

представление или противоположное ему представление, например, голод или

утоление его, и ((раутост^сста), которые фантастически преувеличивают

данное представление, как, например, кошмары (ночное удушье). Наоборот,

другой класс определяет будущее, к нему относятся: 1) прямое пророчество,

получаемое в сновидении (^ргц^атЮ-цб, oraculum); 2) предсказание

предстоящего события (бреема, visio); 3) символическое, нуждающееся в

разъяснении сновидения (oueipo^, somnium). Эта теория существовала в

течение многих веков".

Различная оценка сновидений определяла и задачу их "толкования". От

сновидений, в общем, ждали важных открытий, но не все сновидения могли

быть непосредственно поняты, было неясно, предвещает ли данное непонятное

сновидение что-либо важное. Этим и был дан толчок стремлению

"расшифровать" сновидение, заменить непонятное содержание сновидения

понятным, проникнуть в его "скрытый" смысл, исполненный значения.

Артемидор из \ Далтиса, подробное сочинение которого должно вознаградить

нас за утерянные сочинения того же содержания. (О дальнейших судьбах

толкования сновидений в средние века см. у Ципгена и в специальных

исследованиях М. Ферсте-ра, Готтгарда и др. О толковании сновидений у

евреев пишут Альмоли, Амрам, Левингер, а также недавно Лауэр, принявший во

внимание психоаналитическую точку зрения. Сведения о толковании сновидений

у арабов сообщают Дрексль, Ф. Шварц и миссионер Тфинкдий, у японцев -

Миура и Ивайа, у китайцев - Секер, у индусов - Негелейн).

Это донаучное понимание сновидений вполне гармонировало с общим

мировоззрением древних, которое проецировало в качестве реальности во

внешний мир только то, что имело реальность в душевной жизни. Это касалось

сновидений на утро, воспоминаний о сновидении). В этих воспоминаниях

сновидение как бы противостоит обыденному содержанию психики, привносится

как нечто чуждое, происходящее как бы из иного мира. Было бы ошибочно,

однако, полагать, что учение о сверхъестественном происхождении сновидения

не имеет сторонников и в настоящее время; не говоря уже обо всех

поэтических и мистических писателях, которые изо всех сил стараются

наполнять каким-нибудь содержанием остатки столь обширной в прежнее время

сферы сверхъестественного, покуда они не завоевываются естественнонаучным

исследованием, - очень часто встречаются чрезвычайно развитые, далекие от

всяких подозрений люди, которые пытаются обосновать свою религиозную веру

в существование и во вмешательство сверхчеловеческих духовных сил именно

необъяснимостью явлений сна (Гаффнер). Понимание сновидений некоторыми

философскими системами, например, шеллингианцами, представляет собой

очевидный отзвук твердого убеждения древних в божественном происхождении

сновидений. Обсуждение способности сновидения "прорицать", предсказывать

будущее, все еще не закончено. Хотя каждый человек, придерживающийся

научного мировоззрения, склонен отрицать пророческую силу сновидения, но

попытки психологического истолкования недостаточны, чтобы осилить

накопленный фактический материал.

Писать историю научного изучения проблемы сновидения тем более трудно, что

в этом изучении, как ни ценно оно в некоторых своих частях, нельзя

заметить прогресса в определенном направлении. Дело никогда не доходило до

возведения фундамента из прочно обоснованных результатов, на котором

последующий исследователь мог бы продолжить свою постройку. Каждый новый

сообщать, какого он был воззрения на проблему сновидения, - мне пришлось

бы, наверное, отказаться от составления общего наглядного обзора

современного состояния проблемы сновидения. Я предпочел поэтому связать

изложение с сущностью разбираемых вопросов, а не с авторами и постараюсь

при обсуждении каждой проблемы указывать, какой материал имеется в

литературе для ее разрешения.

Так как, однако, мне не удалось осилить всю чрезвычайно разбросанную и

разностороннюю литературу, то я прошу читателей удовлетвориться сознанием,

что я не упустил ни одного существенного факта, ни одной значительной

точки зрения.

сон и сновидение вместе, а обычно присоединяли сюда еще и изучение

аналогичных состояний, соприкасающихся с психопатологией, и сноподобных

явлений (каковы, например, галлюцинации, видения и т.п.). В

противоположность этому и в более поздних работах обнаруживается

стремление суживать по возможности тему и исследовать какой-нибудь один

только вопрос из области сновидений. В этой перемене я вижу выражение того

взгляда, что в таких темных вещах понимания можно достичь лишь целым рядом

детальных исследований. Я и предлагаю здесь не что иное, как такое

детальное исследование специально психологического характера. У меня нет

оснований заняться проблемою сна, так как это уж почти чисто

физиологическая проблема, хотя и в характеристике сна должно быть налицо

изменение условий функционирования душевного аппарата. Я опускаю поэтому и

литературу по вопросу о сне.

Научный интерес к проблеме сновидения сводится к следующим отдельным

вопросам, отчасти скрещивающимися друг с другом.

а) Отношение сновидения к бодрствованию. Наивное суждение пробуждающегося

человека предполагает, что сновидение, если и не происходит из другого