Домой / Глаза / Как появился женский праздник. Права проституток, евреи и Клара Цеткин: реальная история «8 марта

Как появился женский праздник. Права проституток, евреи и Клара Цеткин: реальная история «8 марта

Экология познания: Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Кто же вышел на улицы Нью-Йорка – текстильщицы или проститутки?

Версия первая, официальная: «День солидарности трудящихся женщин»

Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы».

Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в России в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами.

Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех врагов евреев, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим (день массовой резни персов). Дата «празднования» была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о проститутках

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная для всех, кто с трепетом ожидает «международный женский день».

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить проституткам.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы.

Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день «женским» и «международным», как это предложила Цеткин.

Сама Клара Цеткин проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подельницей Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием «прекратить бесчинства полиции». Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин». опубликовано

Клара Цеткин родилась 5 июля 1857 у Видерау, Германия. Она была немецким политиком, деятельницей немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин.
Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго Интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Именно эта женщина является автором идеи Международного женского дня — 8 марта .

Клара Цеткин родилась в 1857 году в небольшом саксонском городке Видерау в семье сельского учителя. В юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и хорошей памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.
Будучи студенткой в Лейпцигской педагогической гимназии, куда Клара поступила на бесплатное обучение, она стала посещать тайные собрания социал-демократов, и в 1878 году вступила в ряды Социалистической рабочей партии , позже переименованной в Социал-демократическую партию Германии .

Начало партийной деятельности
Когда Клара вступила в партию, она познакомилась со своим будущим спутником жизни - русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным , вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии охоте на социалистов. В 1882 году пара переселилась в Париже, где они продолжали заниматься партийной деятельностью. На жизнь зарабатывали переводами и публикациями в социал-демократических газетах.
На момент смерти Осипа, умершего в 1889 году от туберкулеза, у него с Кларой было двое сыновей. Несмотря на то, что Клара уже на протяжении многих лет подписывалась фамилией Цеткин, в официальный брак с Осипом она так и не вступила.

Борьба за права женщин
Когда Клара Цеткин жила во Франции, она активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе. После того, как в Германии перестали преследовать социал-демократов, Клара вернулась на родину, где в Штутгарте стала издавать газету для женщин "Равенство ".

В 1907 году Клара Цеткин возглавила созданное при партии женское отделение, где вместе с Розой Люксембург выступала за равные права женщин. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного годовщине демонстрации работниц нью-йоркских предприятий текстильной промышленности
8 марта 1857 года.

Создание праздника для женщин
Автор идеи Международного женского дня - революционерка Клара Цеткин. Но почему для этого праздника выбрала дата 8 марта? Ответ на этот вопрос нашел диакон Кураев . Своим разысканиям он посвятил книгу "Как делают антисемитом ", где центральное место заняла глава "Можно ли не праздновать 8 Марта? "
"Клара Цеткин - еврейка, - читаем. - И поэтому, когда партия поставила задачу придумать женский праздник, Клара Цеткин вспомнила об Эсфири... Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим... Для Клары Цеткин Пурим не был просто книжным воспоминанием. Это то, что с детства входит в сознание иудея... Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?.. Празднуется Пурим как раз на переломе от зимы к весне 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта). У иудеев сохраняется лунный календарь, и поэтому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю (как, впрочем, и христианская Пасха, и все связанные с ней переходящие праздники. - В. К.). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать Международный женский день, праздник Пурима пришелся на 8 марта. Менять каждый год дату праздника революционерке было бы и неудобно, и слишком откровенно. И потому празднование Женщины-Разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого) ".
Этой схему разрушает только одно: Клара Цеткин еврейкой не была, и в роду ее не было ни одного еврея. Более того, отец Клары Готфрид Эйснер служил преподавателем в приходской средней школе, где учил детей чтению, письму, счету и... закону Божьему. Также он играл в местной кирхе на органе, а маленькая Клара ему помогала. Когда Клара на склоне лет она посетила родную деревню, то попросила открыть ей кирху и более часа просидела у органа в полном одиночестве. Вот такие были у нее детские воспоминания...
Фамилия с которой Клара вошла в историю, принадлежит ее мужу, Осипу Цеткину.
Резолюцию которую предложила Клара Цеткин приняли. В ней говорилось следующее: "В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране социалистки всех стран ежегодно проводят Женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права. Это требование должно быть выдвинуто как составная часть всего женского вопроса в целом и в полном соответствии с социалистическими взглядами. Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен".
Из этой резолюции совершенно очевидно следует, что Международный женский день задумывался отнюдь не как праздник, но как чисто политическое мероприятие. Таковым он был и остается во всем мире, и только в СССР, после того как Указом Верховного Совета от 8 мая 1965 года был объявлен нерабочим днем, стал праздником. В прошлом году в России, как всегда, женщинам дарили 8 Марта цветы, духи и т.д., а во всем остальном мире этот день был посвящен борьбе с насилием, которому все еще подвергаются женщины даже в очень цивилизованных странах, и проходил под эгидой ООН. В этом году он посвящается единству женщин в борьбе за мир. Официальное же название 8 марта в календаре памятных дат ООН таково: "День за права женщин и международный мир ".
Международный женский день отмечался 19 марта в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Но на следующий год он проходил в тех же странах 12 мая. В 1913-м получился и вовсе разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, Франции и России - 2 марта. Это объяснялось организационными трудностями. Международный женский день отмечался повсеместно 8 марта лишь в 1914 году, потому как это было воскресенье, так он и закрепился за этой датой.

Смерть Клары Цеткин
Клара Цеткин умерла на 76-ом году жизни, 20 июня 1933 года. Это было время, когда наступил самый мрачный период в истории немецкого народа — к власти пришли фашисты. Все думали, что мрак фашизма навис и над убежищем старого борца за дело немецкого рабочего класса.
Последние годы своей жизни Клара Цеткин провела под Москвой — в Архангельском санатории. Старость и болезнь подкосили ее. Но, несмотря на это, она приложила все свои силы для борьбы за дело рабочего класса всех стран, за международную пролетарскую солидарность и за социализм. Ее неукротимая воля восставала против всякой бездеятельности, вызванной болезнью и возрастом. Неиссякаемая энергия ее разума и пламенного сердца позволила Кларе Цеткин до последнего часа жизни участвовать в великом деле освободительной борьбы трудящихся масс.
За день до смерти — 19 июня она начала диктовать статью, в которой страстно выступала за создание единого фронта против фашизма и войны. Клара Цеткин не любила пользоваться помощью других людей. Она сама тщательно писала свои статьи, несмотря на почти угасшее зрение. Бывали случаи, когда чернила в ручке кончались, и она сухим пером продолжала писать страницу за страницей. Будучи вынуждена диктовать свои мысли, она из-за прерывающегося дыхания должна была часто прекращать работу.

Клара Цеткин и Роза Люксембург - история 8 марта 8 марта – праздник любви и восхищения женщинами, самыми прекрасными созданиями на земле. А сам праздник 8 марта – пожалуй, самый прекрасный из всех официальных праздников. Почему официальных? Да потому, что изначально он имел чисто политическую окраску, был не праздником весны, любви и преклонения перед волшебными созданиями, а днем борьбы. Борьбы женщин за свои права, за равноправие с мужчинами в быту, семье и в жизни, за равное избирательное право etc… Но время стерло с него всю политическую шелуху, оставив в нашем календаре этот день именно тем, чем мы сегодня его и представляем – весенним праздником радости и благодарности женщинам за то, что они есть, за то, что мы их любим и в этот день мы желаем нашим любимым и единственным только счастья, радости и процветания! История появления праздника 8 марта Возникновение международного женского дня прочно связано с именем Клары Цеткин – деятеля германского и международного рабочего движения. Большинство нынче ничего не знают о Кларе, либо представляют, что Клара Цеткин – этакая серая шинель коммунистического и рабочего движения, которой в жизни ничего кроме политической борьбы было не надо. На самом деле Клара Цеткин была очень живой, интересный человек и привлекательная женщина. Родом из семьи учителя немецкой приходской школы, Клара Эйснер получила педагогическое образование и, как и заметная часть молодежи того времени, посещала разные политические кружки, где и познакомилась со своим будущим мужем Осипом Цеткиным. Германские власти выслали за неблагонадежность Осипа из страны, молодые перебрались в Париж, где поженились и Клара родила мужу двух сыновей - Максима и Константина. В Париже они продолжили свою революционную деятельность, Клара обучалась этому делу у Лауры Лафарг – дочери Карла Маркса и у других деятелей французского рабочего движения. В Париже семья перебивалась случайными заработками, в 1889 году умер ее муж, а в 1990 Клара смогла вернуться в Германию, где вместе с Розой Люксембург представляла левое крыло германских социал-демократов. Далее в жизни Клары происходит увлекательный поворот – она влюбилась и сошлась с молодым художником Георгом Цунделем, картины которого хорошо продавались и «молодые» смогли приобрести себе домик в живописном месте, и даже купили автомобиль! (В этом домике, как пишут источники, любил останавливаться В.И. Ленин.) Клара редактировала женскую газету «Равенство», средства на издание которой предоставил не кто-нибудь, а основатель электротехнического концерна Роберт Бош! Издание было очень популярным и содействовало тому, что Клара Цеткин стала одним из самых видных социалистов той поры в Германии. Совершенно естественно, что она стала одним из делегатов Международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене. На этом форуме Клара Цеткин поставила вопрос о том, чтобы выбрать определенный день в году, когда женщины всего мира будут привлекать внимание общества к своим проблемам в борьбе за социальное и экономическое равноправие и предложила ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. И назывался он сначала Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Это официальная версия. Дата 8 марта была подведена под известное политическое событие – массовое выступление работающих женщин в Нью-Йорке 8 марта 1857 года. (Об это писано-переписано в официальных источниках, кому интересно, можете сами найти подробности.) Существует вторая, менее известная версия празднования Женского дня именно 8 марта. Согласно этой версии, в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей еврейского народа. Поясним, откуда растут ноги. Широко известна легенда, по которой возлюбленная персидского царя Ксеркса по имени Есфирь, воспользовавшись своими чарами на него, спасла народ иудеев от истребления. По легенде это произошло именно в день 13 Адара по еврейскому календарю, и этот день стал праздноваться как праздник Пурима. Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре скользящая, но именно в 1910 году она выпадала на 8 марта. Как бы там ни было, благодаря Кларе Цеткин день 8 марта обозначился, хоть не сразу, но все же прижился, и его начали отмечать более-менее регулярно с 1913 года. А что же наша героиня? В 1914 году у супругов состоялся разрыв отношений, Клара была Клара Цеткин и Роза Люксембург категорически против войны, ее молодой супруг не менее решительно записался в добровольцы и ушел на войну. После войны Клара долгие годы (вплоть до 1933) была депутатом Рейхстага, продолжала свою борьбу на левом фланге, часто бывала в Советском Союзе, куда и переехала на ПМЖ после прихода Гитлера к власти. Клара долго не давала супругу развод, сделала это только в 1928 году и «молодой» художник сразу женился на своей давней симпатии Пауле Бош, дочери основателя электротехнического концерна Роберта Боша, которой к моменту их официального бракосочетания уже давно перевалило за 30. Сын Клары Цеткин Константин, 22 лет от роду, стал любовником Розы Люксембург, которой на тот момент было уже 36 лет. В результате между Розой Люксембург и Кларой Цеткин испортились отношения. Но на момент, когда молодой художник бросил Клару, Константин ушел от Розы и подруги снова подружились. Последний раз Клара Цеткин приехала в Германию в 1932 году на открытие вновь избранного Рейхстага. На первом заседании, председательствуя по старшинству, она выступила с воззванием противостоять нацизму всеми средствами. После своего политического выступления она, согласно протоколу, передала председательство представителю фракции, получившей на недавних выборах большинство голосов. Им был Герман Геринг. Клара Цеткин скончалась в 20 июня 1933 года в Архангельском близ Москвы. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР Международный женский день стал праздником и нерабочим днем. Постепенно в СССР праздник полностью потерял политическую окраску и привязку к борьбе женщин за свои права, стал просто Праздником 8 марта, к которому уже не нужны никакие пояснения! Материал взят gazeta kg news culture news

Просвещения ради хотим напомнить дорогим читателям, что не всякий праздник, даже популярный, несёт в своей основе доброе начало.

Коллаж с лучшими фотографиями прошлых лет

Православная Церковь имеет благочестивую традицию отмечать особую роль прекрасной половины человечества спустя две недели после Пасхи – на праздник святых Жен-Мироносиц. Мы вспоминаем благочестивых жен, ставших свидетельницами чудес, страданий, смерти и воскресения Исуса Христа. Популярный же ныне светский «международный женский день» 8 марта , на наш взгляд, не только не уместен к празднованию в это время, но и в истории своего появления имеет подоплёку и мотивы, не совместимые с христианской моралью.

Четырехчастная икона: Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление Ангела женам Мироносицам. Век: XV. Источник: lib.pstgu.ru

Святые Жены-Мироносицы – это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна. Это они – те самые женщины, которые из любви к Спасителю Исусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать Его тело миром, как полагалось по обычаю иудеев. Это им первым явился Воскресший Спаситель. От них же произошло самое радостное приветствие: «Христос Воскресе!».

Праздник Недели (воскресенья) святых Жен-Мироносиц издревле почитался на Руси. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта чисто русской праведности - подчёркнутое целомудрие христианского брака, как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.


Праздник в Неделю Свв. Жен-Мироносиц

Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Вдовые русские княгини не выходили замуж повторно, хотя такой брак допускался Церковью. Многие после погребения мужа постригались и уходили в монастырь. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротка, терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.


Явление Ангела женам-мироносицам
Век: XVII Источник: lib.pstgu.ru

Каждая женщина, которая верна своему, данному Богом предназначению, является мироносицей по жизни - несет мир своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать.

Итак, 8 марта/23 февраля – отправная точка Февральской революции, которая спустя полгода переросла в Октябрьский переворот и привела к образованию СССР…

История 8 марта. Факты, люди, биографии

Вернёмся к истории становления 8 марта в качестве женского праздника в СССР и России. Описаение зарождения традиции праздника было бы неполным без биографии его идейных вдохновительниц, которые по кускам пришлось собирать в интернете. Удивительно, что огромные пласты информации буквально стёрты в казалось бы безграничном интернет-пространстве. Как уже указывалось, данные Википедии при кажущейся разносторонности оказываются наиболее однобокими и ретушированными.

Главными инициаторами празднования «международного женского дня» в большевистской России были увековеченные в названиях улиц многих городов Клара Цеткин и Александра Коллонтай . Они неоднократно убеждали В.И. Ленина сделать 8 марта официальным коммунистическим праздником.

Биография Александры Коллонтай

Александра Коллонтай

Александра Коллонтай родилась в Болгарии в 1871 году в зажиточной семье. Выйдя замуж в 18 лет за своего троюродного брата, через пять лет она оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении:

«Я хотела быть свободной, - признавалась она. - Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина» .

При этом в доме было много прислуги, а сама Коллонтай никогда ничего не стирала и не готовила.Она едет в Цюрих, где знакомится с Розой Люксембург, Георгием Плехановым, Владимиром Ульяновым. Весной 1917 года по поручению партии она стала вести революционную работу среди моряков.

По предложению Ленина Коллонтай зарегистрировала свой брак с балтийским матросом Павлом Дыбенко , который был на 17 лет моложе неё. Позднее он стал наркомом по морским делам. Записью их брака была начата первая советская книга актов гражданского состояния (ЗАГС): им было выдано свидетельство о браке под номером 1.

Семейную идиллию омрачало только одно: идея «свободной любви», которую стала активно проповедовать Александра Михайловна Коллонтай. В книгах «Дорогу крылатому Эросу» и «Любовь пчел трудовых» Коллонтай изложила основные положения своей теории «революции полов». Ей принадлежит изречение о том, что “отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды” .

В своём политическом памфлете 1921 года «Коммунистическая мораль в сфере супружеских отношений» она развивала эту мысль. Жаль нигде в сети не удаётся отыскать эти творения молодого советского общества…

После революции Коллонтай вошла в ЦИК партии, возглавила Отдел по охране материнства и младенчества (!) и Коллегию по охране и обеспечению материнства и младенчества. «Политика этих структур строилась на том постулате, что охрана материнства как специфической функции женщины является прямой обязанностью государства».

При этом Коллонтай в течение целых двадцати лет не видела своего единственного сына и не проявляла к нему никакого интереса. К семье она относилась крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».

Коллонтай также возглавляла советское общество «Долой стыд» , члены которого в 1920-е годы нагишом ходили по Москве и другим городам. Одной из самых массовых акций общества был нудистский парад по улицам Москвы и Красной Площади, который возглавила сама 50-летняя Александра Коллонтай.

Идейным вдохновителем голых пролетариев был верный сын ленинской партии и близкий друг Льва Троцкого Карл Радек, возглавлявший колонны раздетых, марширующих по Красной площади у стен священного Кремля. В обществе состоял также и Маяковский.


Владимир Маяковский и Карл Радек принимали участие в деятельности общества “Долой стыд”

Карл Бернгардович Радек руководил отделом внешней политики Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и отдела Центральной Европы наркомата внешних дел, где отвечал за политику экспорта революции.

В те годы зарубежные журналисты и дипломаты делали множество снимков с мест событий; ныне те снимки хранятся в архивах США, Великобритании, Бельгии, Германии; снимки отечественных ответственных лиц либо хранятся в закрытых архивах, либо вывезены и проданы за рубеж. Исследователь Сергей Агарков указывает: «Партия в последующем очень негативно относилась к тому периоду, когда пропагандировала сексуальную свободу, распущенность. Достать снимки, протоколы и документы об обществе «Долой стыд!» труднее, чем какие-то документы НКВД. Фотографии демонстраций на Красной площади, – а их несколько десятков, – они так упрятаны в архивы партии, что до них трудно докопаться, некоторые вывезены за рубеж». Источник информации – maxpark.com

Отношения Коллонтай и второго мужа наркома Дыбенко закончились печально: Коллонтай уличила его в измене, затем он стрелял себе в сердце, но не попал. Она дождалась его выздоровления и покинула навсегда. Затем приняла предложение возглавить дипломатическую миссию в Норвегии.

В июле 1938 года бывшего наркома морских дел Дыбенко расстреляли. Коллонтай пережила его на 14 лет. Она работала в Мексике, Швеции, участвовала в создании проекта нынешнего Совета Безопасности ООН, была членом делегации СССР в Лиге Наций.

В 1943 году ее разбил удар, и почти 10 лет она передвигалась в инвалидной коляске. Умерла первая женщина-дипломат в 1952 году.

Биография Клары Цеткин

Клара Цеткин (урождённая Айснер) – одна из самых известных деятельниц международного социалистического и женского движения. Именно ей в советское время записывали в заслугу учреждение Международного женского дня.

Клара распутная

Клара родилась в 1857 году в Германии в семье сельского учителя. Выделялась любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера, с удовольствием декламировала их стихи.

Сообщалось, что в 18 лет родной отец отлучил Клару от церкви за распутство.

В 20 лет, обучаясь в Лейпциге, Клара Айснер вступила в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни – русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.

Вскоре Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. В 1889 году Осип, чьей фамилией стала подписываться Клара, умер от туберкулёза, однако, несмотря на двоих сыновей свой брак они так и не зарегистрировали официально.

Клара революционная

Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе, а с 1892 года, вернувшись в Германию, стала издавать газету СДПГ для женщин “Равенство”.

В 1897 году, когда ей было сорок лет, Клара влюбилась в студента Академии искусств художника Георга Фридриха Цунделя, который был моложе её на 18 лет. Вскоре они поженились. Успешная продажа работ Цунделя (заказных портретов) позволили им купить в 1904 году довольно просторный дом в под Штутгартом. Видом из его окон любил любоваться Владимир Ленин. Ещё через пару лет супруги купили автомобиль.

В 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг наперекор ей записался добровольцем в армию. Клара переживала уход супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928 году (ей было почти 71) она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош, дочери основателя электротехнического концерна Роберта Боша, которой к моменту их официального бракосочетания уже давно перевалило за 30.

В 1907 году 22-летний сын Клары Константин, который ходил на собрания созданной ей женского крыла СДПГ, стал любовником другой его активистки – 36-летней Розы Люксембург. Из-за этого Клара была некоторое время в ссоре со своей единомышленницей и подругой Розой. Спустя несколько лет, когда Клара Цеткин разошлась с художником Георгом, её сын в это же время а бросил Розу Люксембург, и общее горе их опять сблизило – ну чем не истинное проявление социалистической женской солидарности…

На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня.

В 1917 году за пропаганду против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты “Равенство”. В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ).

Цеткин и свободная любовь

В брошюре “Женский вопрос и социализм” Цеткин пишет о противоречии между выполнением женщиной одновременно профессиональных и семейных обязанностей и видит преодоление этого противоречия в участии женщин в революционной борьбе. По призыву Цеткин в ноябре 1918г. сторонницы социалистического феминизма устраивают праздники свободной любви для коммунистических боевиков. В 1920 г., во время советско-польской войны, Цеткин заявляет с трибуны Рейхстага:

“Ни один вагон с оружием… для польских войск, со станками для военных заводов, построенных в Польше капиталистами Антанты, не должен пересечь границу Германии”. Для этого мобилизуются “сознательные пролетарские женщины”, предлагающие свою любовь любому “сознательному рабочему”, отказывающемуся участвовать в выполнении военных заказов.

В 1920 году в возрасте 63 лет Клара Цеткин впервые поехала в Советский союз. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна.

Соратники по партии недаром звали Цеткин “дикая Клара”. Она была чуть ли не единственной среди немецких социал-демократов, кто поддержал ленинские методы революции. Это поссорило её с большинством бывших соратников и фактически вынудило под конец жизни переехать в СССР. Но и отсюда не постеснялась написать гневную отповедь французскому революционеру Паулю Леви, возмутившемуся показательным расстрелом 413 коммерсантов во время красного террора:

“Вы не точны в фактах, – писала она. – Начать следует с того, что расстрелянных было 402. И давайте для начала вспомним великие строки Киплинга: “В час возмездья сожми мою руку, мой друг, будет хладной она, как клинок”.

С 1925 г. Цеткин постоянно жила в СССР, в правительственном санатории Архангельское. Ее мучили страшные удушья и почти невыносимые боли в ногах. Но она не прекращала диктовать статьи. Даже в последнюю минуту жизни её мысли были обращены не к собравшимся у постели родственникам, а к погибшим боевым соратникам – Розе Люксембург и Карлу Либкнехту.

В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Биография Розы Люксембург

Роза Люксембург

Роза Люксембург (настоящее имя Розалия Люксенбург) родилась 5 марта 1871 г. в русской Польше, была пятым ребёнком в бедной еврейской семье, отец был коммерсантом. Блестяще училась в Варшаве и Швейцарии, куда эмигрировала для занятий политической агитацией.В 1893 г. Роза вместе с революционерами Тышкой, Мархлевским, Варским и другими участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), возглавила её печатный орган «Справа роботнича». В этот же период она вела ожесточенную борьбу с Польской социалистической партией (ПСП), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным Густавом Любеком.В 1907 году у 36-летней Розы начался длительный роман с 22-летним сыном Клары Цеткин Константином, о чём свидетельствует их многолетняя переписка (написано около 600 писем). Однажды Константин вместе с матерью посетил заседания очередного съезда Второго Интернационала, состоявшегося в Штутгарте, и был восхищён пламенными речами Розы Люксембург. Вскоре она стала его наставником в изучении марксизма, а заодно и любовницей.


Фрагменты биографии Клары и Розы глазами иудеев – сайт Jewish News

Как сообщалось выше, такая любовь сначала поссорила между собой двух пламенных революционерок крайне свободных взглядов. Однако со временем развод Клары Цеткин со вторым мужем Георгом Цунделем и почти одновременный разрыв сына Константина с Розой снова сблизил давних подруг - они периодически встречались в доме Клары под Штутгартом, а также вели переписку. Больше ни в каких браках Роза Люксембург не состояла и детей не имела.

Люксембург стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Она проявила себя как талантливый журналист и оратор, многократно и долго сидела в польских и немецких тюрьмах. Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.

Находясь летом 1906 г. в Финляндии, Роза Люксембург написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы», в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи германского рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку В. И. Ленина.

Однако после революции она резко критиковала большевиков за установление в России однопартийной диктатуры, попрание демократических свобод и подавление оппозиционных партий.

В сентябре 1918 года Роза Люксембург написала статьи, изданные посмертно в 1922 году под заглавием «Русская революция. Критическая оценка слабости». Она предсказала, во что выльется подавление политических свобод ленинской «диктатурой пролетариата»:

«С подавлением свободной политической жизни во всей стране, жизнь и в Советах неизбежно всё более и более замирает. Без свободных выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений, жизнь отмирает во всех общественных учреждениях, становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остаётся действующим элементом… Господствует и управляет несколько десятков энергичных и опытных партийных руководителей. Среди них действительно руководит только дюжина наиболее выдающихся людей и только отборная часть рабочего класса время от времени собирается на собрания для того, чтобы аплодировать речам вождей и единогласно одобрять предлагаемые резолюции. Таким образом - это диктатура клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а кучки политиканов».

Р. Люксембург Русская революция. Критическая оценка слабости (1918)

После подавления восстания берлинских рабочих в январе 1919 года Люксембург была арестована вместе с соратником по партии Карлом Либкнехтом, а по дороге с допроса в тюрьму они были убиты конвойными. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, забили прикладами, выстрелили в висок и сбросили в Ландверский канал.

Вместо заключения

Если оставить за рамками рассмотрения крайне радикальные и надуманные версии, то следует признать политическую подоплёку праздника. Он представлял собой удобное средство манипулирования массами для исполнения реальных целей революционно настроенных лидеров. Позднее дух и настрой праздника удачно подошёл советской власти для укрепления своих позиций – создания монопольного авторитарного тоталитарного государства.

По официальной версии, просьбы двух феминисток Клары Цеткин и Розы Люксембург такподействовали на Ильича, и добрых 60 лет советские женщины, вооружившись транспарантами выходили с маршами в поддержу угнетаемых в капстранах.

Официальным нерабочим днём этот «праздник» был объявлен в СССР только в 1975 году – в пику ООН, объявившим тот год «международным годом женщины».

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.

Можно спорить и рассуждать о том, насколько важна в праздничный день предыстория этого события. Безусловно, найдутся те, кому внимание мужчин приятнее и дороже всяких условностей. К тому же большинство мужчин устроены таким образом, что им гораздо проще «проставиться» в чётко обозначенный день, нежели утруждать себя романтическими мыслями в течение года.

Есть зерно в этих словах, но если взять шире – корень зла лежит как раз в том, что с забвением благочестивых традиций мужчины стали воспринимать женщин как чужеродные обособленные объекты, а не хранительниц домашнего очага и верных спутниц жизни. Может поэтому дарить цветы и оказывать внимание жёнам в течение года так редко приходит им на ум?

Статья готовилась редакцией сайта «Старообрядческая Мысль» с 2009 по 2015 годы. Перепечатка приветствуется со ссылкой на источник – сайт .

Лайф вспоминает биографию немецкой революционерки Клары Цеткин, которая вошла в историю XX века как создатель Международного женского дня.

Вот уже больше столетия в мире отмечается праздник, не посвящённый какому-либо значимому событию. Речь идёт о Международном женском дне 8 Марта, доставшемся России по наследству от СССР, где он отмечался как День международной солидарности женщин в борьбе за равенство.

Почему же для борьбы за равенство выбрали именно дату 8 марта? Наиболее популярная версия гласит, что это день рождения самой Клары Цеткин, которая и впервые предложила отмечать День международной женской солидарности. Другая же версия гласит, что еврейская женщина Клара Цеткин под видом женского праздника зашифровала иудейский религиозный праздник Пурим - в честь другой еврейской женщины, Эсфирь.

Но все эти версии не выдерживают никакой критики. Во-первых, дата празднования Пурима определяется по лунному календарю. Во-вторых, Клара Цеткин была чистокровной немецкой женщиной - более того, дворянских кровей. Да и родилась она 5 июля 1857 года. Впрочем, обо всём по порядку.

Урождённая Айснер

Будущая пламенная немецкая революционерка появилась на свет в небольшом саксонском городке Видерау, что стоит на берегу речушки Видербах, в семье сельского учителя Готфрида Айснера, выходца из бедного дворянского рода. Зато мать Клары Жозефина Витале происходила из весьма зажиточной буржуазной семьи, владевшей многочисленными мануфактурами и фабриками в Лейпциге. Правда, её отец Жан Доминик Витале своим буйным нравом ничуть не походил на всех прочих Витале - он принимал активное участие во Французской революции 1789 года и в наполеоновских походах. В таком же духе он воспитал и свою дочь Жозефину, названную в честь первой супруги Наполеона Бонапарта, а Жозефина, будучи убеждённой сторонницей эмансипации женщин, постаралась вырастить революционерку из Клары, что ей успешно удалось.

Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в девять лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.

В 1874 году Клара выдержала вступительные экзамены в частную гимназию выдающегося педагога Августы Шмидт в Лейпциге. Именно там Клара Айснер и получила от однокурсников своё прозвище Дикая Клара - в пылу спора о политике она могла запросто пустить в ход и кулаки.

Тем не менее все государственные выпускные экзамены Клара сдала на "отлично". Родители нисколько не сомневались, что Клару ждёт блестящая карьера на педагогическом поприще или в какой-нибудь банковской конторе. Или - чем чёрт не шутит! - может быть, даже в ландтаге Саксонии, раз уж она с таким жаром рассуждает о политике. Но Готфрид и Жозефина Айснеры и представить не могли себе, что Клара, внешне напоминавшая обычную крестьянскую девушку из Видерау с плоским лицом и руками-лопатами, начнёт свою собственную политическую карьеру.

Цеткин

Ещё будучи студенткой в Лейпциге, она сблизилась с кружком революционных студентов-эмигрантов из России, среди которых был и Осип Цеткин - харизматичный и обаятельный уроженец Одессы, он был любимцем всех женщин революционного подполья, которые были готовы часами слушать его лекции о победе марксизма.

И Дикая Клара влюбилась без памяти - небритый Цеткин с горящими глазами напоминал ей романтических героев Шиллера, о которых она так много читала в детстве. Всецело разделяя взгляды обожаемого Осипа, она в 21 год вступила в социалистическую рабочую партию и стала гражданской женой Цеткина, взяв его фамилию.

Неожиданный брак Клары привёл к полному разрыву с семьёй. К тому же после введения Отто фон Бисмарком "Исключительного закона против социалистов" 1881 года Осип Цеткин был арестован и выслан из страны.

Вместе с ним, как преданная жена декабриста, из страны уехала и Клара. Сначала они направились в Цюрих, затем - в Вену и Рим, где Осипу вновь грозила тюрьма. Наконец, в 1882 году они остановились в Париже, где стали жить в крохотной квартирке на Монмартре.

В Париже у Клары в 1883 году и родился первенец - сын Максим, а через два года на свет появился и Константин. Жили трудно: Осип публиковался за гроши в левых газетах, Клара давала частные уроки и стирала бельё у богатых.

Однажды она даже играла в карты на деньги - Дикая Клара со времён учёбы в гимназии была отличным игроком в покер. Поскольку в прежние времена женщин не пускали за карточный стол играть с мужчинами, Кларе пришлось переодеваться в мужское платье и приклеивать искусственную бороду. Подмены никто не заметил.

Люксембург

В нашей хлипкой партии есть только двое настоящих мужиков - Клара Цеткин и Роза Люксембург".

День эмансипации

Именно Цеткин и Люксембург мы и обязаны появлением Международного женского дня 8 Марта. Ещё в 1910 году на Второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Цеткин внесла предложение объявить второе воскресенье марта Днём международной солидарности женщин в борьбе за свои права. Роза Люксембург горячо поддержала это предложение.

Правда, с датой международного праздника удалось определиться не сразу. Так, женские организации Германии отмечали его 19 марта - в память о победе берлинских рабочих в революционных боях на баррикадах в 1848 году. В Америке праздником было объявлено 8 марта - в честь забастовки, организованной работницами текстильных фабрик Нью-Йорка 8 марта 1857 года. В Англии - 9 марта, в честь забастовки шахтёров округа Уэстморленд, в которой приняли участие свыше 15 тысяч человек.

Только в 1914 году Международный женский день стал отмечаться повсеместно 8 марта - это было второе воскресенье месяца. Правда, больше этот праздник в военное время не отмечался.

Ну а после войны день 8 марта был узаконен решением 2-й Коммунистической женской конференции, прошедшей в 1921 году в Москве. Было выпущено и специальное разъяснение, что день 8 марта был установлен в память об участии женщин в петроградской демонстрации 23 февраля (8 марта) 1917 года - дескать, это откровенно притянутое за уши и малозаметное для современников событие стало грозным предшественником Февральской революции.

После Второй мировой войны этот праздник стал отмечаться и по всему социалистическому лагерю, а с 1975 года ООН присвоила празднику и международный статус.

Божественная женщина

Исключительный закон". И Клара вместе с детьми и Розой Люксембург отправилась домой, в Германию, в Штутгарт, где в то время образовалась крупная ячейка социал-демократической партии.

С 1891 по 1917 год Клара Цеткин была редактором пролетарского женского журнала Die Gleichheit ("Равенство"). Интересно, что журнал издавался на средства инженера Роберта Боша - основателя электротехнического концерна Robert Bosch GmbH. Но в те времена Роберт Бош был лишь подающим надежды инженером, который разрабатывал устройства зажигания от магнето для автомобильных двигателей. Он никогда не скрывал своих либеральных взглядов и с удовольствием жертвовал часть доходов на революционную печать.

Впрочем, говорят, что Боша и Дикую Клару связывало нечто большее, чем просто общность политических взглядов. Так или иначе, но любовная связь, если она и существовала, осталась тайной за семью печатями - особенно после того, как жена инженера Боша Анна Кайзер родила двух дочерей, Маргариту и Паулу.

Сама же Клара в это время была занята новым романом - в редакции она встретила 18-летнего художника Георга Фридриха Цунделя. Сначала Клара просто помогала юноше получить заказы, но затем она вышла замуж за Георга.

Друзья Клары отговаривали её от этого шага, считая, что такой мезальянс опозорит Цеткин и выставит на посмешище. Но Клара ещё раз доказала, что она не зря получила прозвище Дикая: ей было абсолютно всё равно, что думают другие по этому поводу.

Почти два десятилетия Клара и Георг жили душа в душу. Сыновья Клары взрослели, учились на врачей. Доходы семьи позволили приобрести хороший дом в пригороде Штутгарта, небольшую виллу в Швейцарии и даже автомобиль, что по тем временам было верхом моды и роскоши.

неизвестной".

Смерть Розы для Клары стала страшным ударом. Она пережила подругу на 15 лет, но и перед смертью всё время вспоминала только о ней, да и последнее её слово было "Роза".

Последнее пристанище

В 1920–1933 годах, на протяжении всего существования Веймарской Республики, Клара Цеткин избиралась депутатом рейхстага от компартии. Более 10 лет подряд она входила в состав ЦК КПГ, была занята в Исполнительном комитете Коминтерна, а также возглавляла созданную в 1922 году Международную организацию помощи борцам революции. Но большую часть времени она проводила в Москве, где готовила программу мероприятий Коминтерна.

Последний раз она приехала в Германию в 1932 году на открытие вновь избранного рейхстага. На первом заседании, председательствуя по старшинству, она выступила с воззванием противостоять фашизму всеми средствами:

Станем в единый фронт против фашизма и его доверенных лиц в правительстве! Организация, ясное осознание своих целей трудящимися в борьбе против фашизма - вот ближайшая необходимая предпосылка единого фронта в борьбе против кризисов, империалистических войн и причины их возникновения - капиталистического способа производства!

После этого она и передала слово Герману Герингу - представителю фракции, получившей на недавних выборах большинство голосов.

После того как левые партии в Германии были запрещены, Цеткин навсегда уехала в Советский Союз.

Она умерла 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет. Прах Цеткин был помещён в урне в кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

После смерти матери Константин бежал из СССР во Францию, где работал массажистом и санитаром. После оккупации Франции Цеткин эмигрировал в США, где работал в нескольких психиатрических клиниках, а затем уехал жить в Канаду.

А вот старший сын - Максим Цеткин - остался в СССР. Он работал хирургом в Москве и даже вступил в ВКП(б). Служил военврачом в республиканской армии во время гражданской войны в Испании, затем работал на Кавказе. По окончании Второй мировой войны (в 1945 году) Максим Цеткин вернулся в Германию и участвовал в восстановлении системы здравоохранения в советской зоне оккупации. Не так давно больнице в Нордхаузене и Военно-медицинскому отделению Грайфсвальдского университета было присвоено имя Максима Цеткина.

О его матери в Германии практически не вспоминают.