Домой / Глаза / Маленький принц и Роза: аллегория любви. Цитаты из «Маленького принца» про розу С кем сравнил розу маленький принц

Маленький принц и Роза: аллегория любви. Цитаты из «Маленького принца» про розу С кем сравнил розу маленький принц

Прообраз Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло - импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом».

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, - говорил Маленький принц земным розам. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…»

Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы.

Рассказывая историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем.

Кстати, в оригинале автор всегда пишет «la fleur» - Цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила Цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно роза). А вот, допустим, в украинском варианте ничего заменять бы не пришлось - «ля флёр» без труда стала бы «цветком» .

Все эти приемы довольно простые, да и не приемы, в сущности: за годы работы с этим сживаешься и работаешь, как дышишь. Но вот задача посложнее. По-французски la fleur женского рода. А по-русски - мужского! А сказать раньше времени «роза» нельзя, ведь принц довольно долго не знал имени своего цветка. И не сразу нашлись для начала сказки подходящие слова - неведомая гостья, красавица…

Маленький принц и Лис: аллегория человеческой дружбы

Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». И автору очень горько говорить о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ .

Главное, в сказке Лис - прежде всего друг. Роза - любовь, Лис - дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых» . Некоторые исследователи усматривают в Лисе прообраз знакомой автора - Ренэ де Соссин, которую, судя по письмам, Экзюпери воспринимал как духовно близкого человека. Что же касается Сент-Экзюпери, на котором Лис изображен с необычно большими ушами, известно, что это фенек, небольшой зверёк из рода лисиц, живущих в пустыне, которого писатель «приручил» во время службы в Марокко.

Сюжет сказки-поучения «Маленький принц» был навеян следующим событием: 29 декабря 1937 г. за 200 км от Каира, пролетая над Сахарой, Сент-Экзюпери вынужден был совершить посадку в песках. Лётчика спас друг Прево, который подоспел к нему с караваном на 5 день после аварии.

Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранен от взрослого автора-летчика. Для того, чтобы донести до сознания ребенка простые истины, Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. Это удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому.

В этом произведении широко применяется прием аллегории. Все образы глубоко символичны. Образы именно символичны и трактовать каждый образ можно многопланово, в зависимости от личного восприятия. Аллегория (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ, персонификация человеческих свойств или качеств вещей и предметов. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Эпизодические персонажи - Король, Делец, Географ, Честолюбец. Они, в отличие от главных героев, написаны вполне в духе традиционного для детских сказок условного изображения. Каждый из этих персонажей представляет одну из сторон человеческой - взрослой ограниченности.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

Издавна в сказках Лис является символом мудрости и знания жизни. Встреча Маленького принца с этим мудрым животным становятся в произведении своего рода кульминацией, ибо в беседе с ними герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.

Повесть-притча Маленький принц – это гениальное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. В книге много иллюстраций, выполненных самим автором. Они являются неотъемлемой частью произведения, именно визуальное восприятие сюжета облегчает понимание смысла притчи.

Жанр притчи выбран не случайно. В ней нет четкой схемы сюжета, основной акцент изложения делается на дидактической стороне книги. Повесть-сказка Маленький принц – это не только рассказ для детей об увлекательном путешествии мальчика, это еще и философский трактат для взрослых. В произведении автор размышляет о любви, об ответственности, о детстве, о дружбе, о преданности.

Цитаты

Там хорошо, где нас нет.

Нужно ценить, то, что имеешь, в погоне за «там хорошо», можно потерять и то, что есть…

Если не с чем или не с кем сравнивать, то кажется, что это предел совершенства.

Глупо лгать, когда тебя так легко уличить.

Чтобы не быть уличенным в собственной лжи, лучше всегда говорить правду.

Узнать можно только те вещи, которые приручишь.

Только близкие поддаются разгадке.

Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художник из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов - снаружи и изнутри.

Убеждать с самого детства в отсутствии таланта, не дав ему проявится — это самый чудовищный поступок, на который способны родители.

Довольно только передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотришь на закатное небо, стоит только захотеть…

В жизни можно много чего получить, главное только захотеть…

Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда…

В жизни нет ничего страшнее, чем видеть, как умирают близкие.

Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он.

Друзьям не обязательно все объяснять словами. Они могут делать это с помощью мыслей .

И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь…

Отсутствие воображения делает нашу жизнь очень скучной и унылой.

Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверно, я старею.

Умение видеть что-то необычное в самых простых вещах свойственно преимущественно детям. У взрослых не хватает для этого воображения.

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь.

Ну или не то, что приврешь, а слегка приукрасишь. Так безобиднее звучит…)))

Тщеславным людям всегда кажется, что все ими восхищаются.

При этом их могут просто презирать…

Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «какая красота!»

У взрослых все измеряется деньгами. Все, даже красота.

Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький Принц. - Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…

Чтобы идти в нужно направлении, нужно знать, чего ты хочешь от жизни.

Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом.

Порою слова бывают бессмысленны. Внешний вид и запах расскажут намного больше.

Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас.

Если за что-то хочется умереть, значит оно бесценно.

Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

Любишь тогда, когда вкладываешь душу…

Одни только дети знают, что ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут…

И только взрослые всегда неопределенные и никогда не знают точно, что им хочется в этой жизни.

Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.

Мысль о разлуке невыносима.

Все мы родом из детства.

Только взрослая жизнь забирает чувство красоты, беззаботность, искренность.

Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу.

Когда посвящаешь всего-себя чему-то, то оно становится смыслом всей жизни…

Прости меня. И постарайся быть счастливым!…

Самое главное — это понимать, что, тот, кого ты любишь, счастлив.

Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.

Бывает, что привязанность вызывает невыносимую боль.

Да, да, я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал.

Никогда не стоит молчать о своих чувствах.

Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

В этом и состоит их главная проблема.

Для всех этих людей звёзды - немые. А у тебя будут совсем особенные звезды…

Если любишь природу, то она для тебя будет говорить…

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Образ Зозы - один из основных в сказке. Конечно же он символизирует женщину и любовь к женщине. На отношениях Розы и Маленького принца автор показывает проблемы стоящие на пути у настоящей любви. Роза в сказке была очень капризна и просила принца заботится о ней. И сначала Маленький принц заботился о ней, а потом в его душе поселились сомнения. Он принимал ее слова близко к сердцу и стал очень несчастен. Но после всех своих путешествий он начал понимать истину. В строках: « - Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив.» Автор говорит о такой любви, когда ты не просишь ни чего в замен, когда ты просто счастлив, что где-то там есть твой цветок. Маленький принц понимает, что напрасно слушал розу, надо было просто смотреть и наслаждаться ее ароматом. Ведь роза наполняла благоуханием всю его планету, а он не умел ей радоваться. Он понимает, что судить надо по поступкам, а не по словам. Она озаряла его жизнь, а он сбежал. Маленький принц не угадал за всеми уловками розы, ее нежность к нему, он был слишком молод, он еще не умел любить.

Многие критики сходятся во мнении, что образ розы олицетворяет жену писателя - Консуэлу де Сент-Экзюпери. Но даже если это не так, Сент-Экзюпери говорит о самом главном, о том, как надо любить. Сейчас люди стали слишком эгоистичны, они забыли, что в любви важнее отдавать, а не получать.

Образ Лиса

Оказываясь на Земле, в безлюдной пустыне, Маленький принц встречает доброго и мудрого Лиса. Который символизирует дружбу. В его лице принц обретает друга, которого так искал. Как и во многих сказках, Лис олицетворяет мудрость и знание жизни и рассказывает Маленькому принцу тайну человеческого сердца. Автор передал героям этой сказки свое понимае дружбы и ответственности за друг друга. Отношения принца и лиса - это история о настоящей дружбе. Лис учит Маленького принца, как надо любить и относиться к дружбе, люди забыли об этом и потому лишились друзей, потеряли способность любить. Сент-Экзюпери сожалеет о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу...».

Понятие «приручить»

Приручать - значит создать узы любви, единения душ. Тайну приручения открывает Маленькому принцу Лис, он объясняет, что принц для него просто мальчик, как и множество других мальчиков, и лис для принца просто очередная лисица среди тысяч других лисиц. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. (…) если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…». Автор говорит о том, что любовь и дружба - это не просто связь с другими существами, она обогащает нашу жизнь, дает понимание окружающего нас мира, наполняя его смыслом. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» - вот та важная истина, которую открывает Лис. Приручить - значит: создать узы. Узы любви, доверия, дружбы и ответственности. И вот вы уже не просто двое, вы друг для друга становитесь единственными на целом свете, становитесь нужными друг другу. « - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени, что-либо узнавать». Приручение - это труд сердца, это значит связать себя с другим узами нежности, любви, ответственности. Это значит убить равнодушное отношение к этому миру. Сент-Экзюпери напомнил нам о том, что дружбу не купить в магазине, для нее нужно оксрыть свое сердце и свою душу.

Ты помнишь и любишь сказку о Маленьком Принце и его Прекрасной Розе..
Я тоже люблю.. Мы вдвоём перечитывали её сотни раз.
Но ты, как любой ненасытный любознательный ребёнок, все время хочешь новых впечатлений, новых эмоций, новых сюжетов... и к вечеру, в предвкушении новой сказки, твои ясные синие глаза уже заранее начинают сиять сапфировыми звездочками и они с такой надеждой горят желанием...что я не могу никак отказать.
Иди ко мне, обниму.. и слушай...

Маленький Принц наконец вернулся на свою маленькую Планету к Прекрасной Розе, о которой очень скучал во время всего длительного путешествия по другим далеким планетам.
Его любимая Роза чуть не погибла, чуть не увяла от тоски... ты помнишь. Ему пришлось отпаивать её родниковой водой, поливая из серебряной лейки. Прекрасная Роза стала ещё прекраснее, она ожила, как только увидела своего Маленького Принца, и они вместе снова любовались частыми закатами и восходами солнца, звездопадом и радугами после тёплых дождей. Все было как и раньше, казалось... но не совсем. Из своего путешествия по разным планетам Маленький Принц привёз Барашка - очень симпатичного, белого и пушистого - для которого Лётчик нарисовал ещё намордник, чтобы тот не смог ранить Прекрасную Розу... ты помнишь. Барашек не любил ходить в наморднике, ведь и никто не любит ограничений своим действиям, а тем более барашки. И причиной этого неудобства он обоснованно считал Прекрасную Розу. Не потому что он был плохой или злой, нет, просто он рассуждал - как барашек, ведь по-другому он и не умел рассуждать.
Барашку нравилось гулять по Планете с Маленьким Принцем, прыгать вокруг него, резвиться и играть, и тогда он был счастлив - на сколько может быть счастлив барашек. Но он никак не мог понять интерес Маленького Принца к Прекрасной Розе. Ведь так весело бегать по всей Планете вдвоём, делать что захочется, пить-есть что попадается на пути, валяться на мягкой травке, ловить красивых бабочек, букашечек, греться на солнышке... Это же так хорошо! Зачем же Маленький Принц вдруг становится грустным и непременно возвращается к своей Прекрасной Розе? Зачем садится или ложится рядом с ней и часами молчит, любуясь её нежными лепестками? Поглаживает резные глянцевые листочки и улыбается своей самой очаровательной улыбкой её острым колючим шипам? О чем они там молчат или говорят? И о чем вообще можно говорить с этой капризной изнеженной Розой?! Зачем она ему нужна? Почему он так любит вдыхать её аромат, ведь даже зелёная трава и то пахнет вкуснее любой красивой розы!.. Но самое непонятное и смешное - как можно любить эту Розу, когда у неё всего лишь одна ножка, и то - тонюсенькая?! Вот у Маленького Принца их две. А у Барашка - вообще целых четыре! Четыре сильные ноги и с крепкими копытцами! И потому он больше достоин дружбы Маленького Принца, чем эта одноногая жалкая Роза... а он совсем свихнулся из-за неё. Надо спасать друга скорее!.. Так рассуждал сам себе Барашек, глядя издалека на два тонких силуэта в лучах заходящего остывающего солнца.
Темнота наступала и уже сгущались неизбежные серые сумерки... Маленький Принц склонился над Прекрасной Розой, вдохнул глубоко её сладкий аромат, который на закате становился ещё сильнее, коснулся нежным поцелуем изящных лепестков и улыбнулся своей чудесной неповторимой улыбкой: "Милая, доброй ночи! Радужных светлых снов, моя радость. До завтра." Прекрасная Роза протянула изумрудные листочки и красивую изящную головку навстречу губам своего Маленького Принца: "И тебе самых сладких снов, мой славный Принц! Я тебя буду ждать."
Маленький Принц кликнул Барашка, привязал его к колышку на безопасном расстоянии от Прекрасной Розы, умылся, почистил зубы перед сном - как поступают все настоящие принцы, укрылся своим звездным темно-синим плащом, полным волшебных сказок и безмятежно уснул сном здорового маленького принца. Вся их Планета медленно погружалась в ночную тишину... Не спал только Барашек, он решил действовать и немедленно спасать Маленького Принца. Надо срочно избавиться от этой Розы - и тогда Принц перестанет грустить о ней, а будет весело скакать по лужайкам и радоваться заодно с Барашком. Барашек был в этом совершенно уверен, он так думал, и не потому что он был злой, нет, просто он рассуждал - как барашек, ведь по-другому он и не умел рассуждать.
Раскачав крепким упрямым лбом колышек, Барашек быстро освободился от привязи и побежал стремглав к Розе. Плотный ковёр из травы гасил топот его копытцев и никакой шум не нарушал ночной идиллии. Прекрасная Роза закрыла на ночь лепестки в бутон и сложила листочки, как маленькие ладошки. Она наслаждалась тишиной, думала о своём Принце и ждала новый завтрашний день... Поэтому, когда внезапно перед ней из темноты возникла белая, пушистая морда Барашка, она не успела ни испугаться, ни охнуть - как очутилась в тисках разгоряченного жадного рта, жующего и безжалостно мнущего её хрупкую фигурку... Скоро все было кончено. Барашек ликовал и гордился собой - он ради друга не спал, он так старался, исколол свой язычок и десны шипами этой невкусной Розы, но зато теперь все наладится - Маленький Принц проснётся и оценит его преданность. Думая так, Барашек поскакал на своё место к колышку и довольный улёгся спать, чтобы скорее уже наступил новый завтрашний день...
Утро просыпалось с первыми лучами солнышка...

Ты почему плачешь? Не надо продолжать эту грустную сказку?.. Но я же не обещала обязательно веселую.
Жизнь тоже не всегда бывает только радостной... но мы продолжаем жить.. несмотря ни на что и вопреки всему.
Мы находим, теряем, разрушаем, любим...
Не хочешь - как в жизни, хочешь - как в сказке? И чтобы все были счастливы непременно?! А разве так бывает?..
Так хочешь ты?! Ну, это очень веский аргумент!..
Тогда... обещай мне больше не плакать.
И ещё... надумав причинить кому-то боль, даже в благих намерениях - вспомни о Прекрасной Розе.
И не становись, пожалуйста, барашком.

Маленький Принц утром все сразу понял... но уже не мог ничего исправить...

Ты обещал не плакать. Слово своё держи. Тем более я же не закончила еще для тебя сказку..

Сердце Маленького Принца сжала безысходная тоска по любимой Прекрасной Розе и окутала беспросветная печаль. Он не хотел больше ничего видеть... ни белого пушистого Барашка, ни яркое солнце, ни свою Планету без Прекрасной Розы, ни себя самого... Была только пустота. Он так горевал три дня и три ночи... Но принцы рождены быть сильными, иначе какой же он принц... И тогда Маленький Принц встал ранним ранним утром, умылся, почистил зубы - как поступают все настоящие принцы, съел всю овсяную кашу и, взяв Барашка, отправился в новое дальнее путешествие. Потому что ничто так не лечит от сердечных ран, как перемена мест. Барашка он пристроил на одной самой зеленой Планете, там не росли розы и вообще никакие цветы не росли, но зато там были огромные просторы с шелковистой сочной травой и паслись стада таких же барашков и белых пушистых овечек. Барашек был по-своему счастлив - на сколько может быть счастлив барашек...
А сам Маленький Принц путешествовал по разным планетам целый год, встречал новых друзей, знакомился с незнакомками, купался в широких морях и глубоких океанах и даже побывал в цирке... Он спасал и защищал слабых - как поступают все настоящие принцы, сражался с драконами, освобождал из башен принцесс и безбашенных тоже...

Но об этом я тебе расскажу в другой раз... потому что уже слишком поздно и надо закончить эту сказку.

Весь год Маленький Принц не был дома на своей маленькой Планете. Он уже очень соскучился по родным местам, но все ещё боялся возвращаться туда - где погибла его любимая Прекрасная Роза.
Наконец он нашёл в себе силы и прилетел с первыми лучами утреннего солнца...
И первое, что он увидел, припланетившись - её!.. Его Прекрасную Розу. Он не поверил своим глазам... и опустился на колени, чтобы вдохнуть знакомый аромат и прикоснуться к настоящему чуду. Это была она. Её запах, её нежные лепесточки.. на которых проступили капельки росы... или может быть слезы счастья. И она заблагоухала ещё сильнее, протянула ему навстречу свои листочки-ладошки и тихонько покачала головкой: "Я тебя ждала. Почему тебя не было так долго? Целую вечность!.." Маленький Принц неуверенно пробормотал: "Меня не было только год..." и услышал, как выдох: "Целую бесконечную вечность." Он все ещё недоумевал: "Как?! Ты же погибла!.. Я видел сам!.. И бежал потому, что мне без тебя не хватало воздуха на этой Планете.." Прекрасная Роза улыбнулась: "Принцы рождены быть сильными. И розы тоже. Мы умеем выстоять в любых испытаниях, ведь у нас есть глубокие крепкие корни. И пока корни живые - жива сама память и мы возрождаемся. Ты разве об этом раньше не слышал?" Маленький Принц не знал, что ответить... Он был просто на седьмом небе от счастья! Его Прекрасная Роза жива! И он с нею рядом теперь. И ни кто не сможет разлучить их. Что же можно ещё желать??..

Только добрых снов... И чтобы твои мечты сбывались чаще.

Любимый цветок - это прежде всего, отказ от всех остальных цветов.

Иначе он не покажется самым прекрасны.

Антуан де Сент-Экзюпери

В сказке Маленький Принц Антуан Экзюпери дает оооочень хорошую картину отношений между мужчиной и женщиной, показывая это на примере отношений Маленького Принца к его Розе.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

"На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут… А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок. Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли!…"

"Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу…"

Прилетев на планету Земля, Маленький принц увидел розы: все они были похожи на его цветок. И он почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов! И именно тогда он понимает, кем для него была роза и насколько она ему была важна. Лишь благодаря Лису он осознал, что его роза - единственная в целом свете.

Маленький принц говорит розам: "Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя".

Любишь тогда, когда вкладываешь душу…

Любовь - это сложная наука, оказывается, её нужно постигать, необходимо учиться любви. Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться...

Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.. . Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”.

Роза приручила Маленького принца не своей уникальностью, а теми усилиями, что он в неё вложил.Этим она отличается от сотни других роз. Мы навсегда приручены теми, ради кого мы старались, отдавали свою душу, терпение, время. Мы можем перестать их любить и даже чувствовать что-то вроде ненависти и раздражения к бывшим мужчинам, с которыми суждено было расстаться, к бывшим друзьям, не оценившим нашей дружбы. Но мы никогда не будем чувствовать к ним полного равнодушия, потому что когда-то вложили в них частичку себя, и она в них так и осталась. Это и есть те невидимые узы, о которых говорил Лис.