Домой / Глаза / Методы музыкального обучения. Цели и задачи музыкального воспитания в школе

Методы музыкального обучения. Цели и задачи музыкального воспитания в школе

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и результат знакомства детей с лучшими образцами музыкального искусства, овладения опорными знаниями по музыке.

В начальной школе цель формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры конкретизируется. Основными составляющими этого процесса являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие, адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя. В младших классах общеобразовательной школы занятия музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность (цвет - пространство - объем - звуки).

В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.

Рассмотрим примерное содержание структуры музыкального воспитания младших школьников по каждому классу в отдельности. Выбор темы учебных четвертей определяется спецификой музыки и поступенностью задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который периодически повторяется и обобщается в целях лучшего усвоения.

I класс

Основное тематическое содержание четвертей: что такое музыка? Из чего она состоит? Кто ее сочиняет, исполняет и слушает? Потом - настроение человека и настроение в музыке. Далее - элементарные жанры музыки (песня, танец и марш). И последнее: что делает музыку выразительной? (Элементы музыкальной речи.) В I классе изучаются следующие жанры музыки: песня (колыбельная, частушка, плясовая, скороговорки, прибаутки, дразнилки и т.д.), танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, гопак, хоровод), марш (праздничный, спортивный, военный, шуточный, траурный, игрушечный). Рассказывается о музыке как особом самостоятельном виде искусства, об интонации как зерне музыки, об эмоционально-образном содержании музыки (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, взволнованная и т.п.), об элементах музыкальной речи (темп, динамика, мелодия, ритм, лад, регистры и т.д.), осуществляется показ связи музыки с речевой интонацией.

Начало занятий музыкой в I классе - один из важнейших этапов музыкального воспитания в начальных классах. Поэтому

необходимо более подробно остановиться на музыкальном воспитании первоклассников.

Рассказывать первоклассникам о музыке нужно доступным и ясным литературным языком. Например: "Музыка звучит по радио, телевидению, в концертных залах и театрах. И чем больше слушаешь ее, тем больше понимаешь, тем больше она дает радости". Для запоминания детям следует предлагать краткие, лаконичные определения: "Музыка состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей), сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструменталиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картинку балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки)".

Лекція 3. Види музичної діяльностї молодших школярів та методика їх організації

1. Види музичної діяльностї молодших школярів

2. Методи музичного виховання молодших школярів

1. Виды деятельности младших школьников в процессе музыкального воспитания

Музыкальное воспитание направлено на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства через следующие виды музыкальной деятельности:

а) хоровое пение, имеющее ряд очевидных преимуществ (общедоступность, песенное начало российской музыкальной культуры, адекватность пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к активным формам освоения искусства);

б) музыкально-ритмические движения, тесно связанные с моторной, мышечной реактивности ребенка;

в) игра на музыкальных инструментах детского оркестра, развивающая творческие способности учащегося посредством музицирования в оркестре;

г) восприятие музыки, имеющее в музыкальной педагогике два значения (естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров).

Под методами музыкального воспитания «понимаются определенные действия педагогов и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания младших школьников». В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы (по источнику знаний: практический, наглядный, словесный, видеометод; по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, игровой и др.), так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства:

Метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев);

Метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);

Метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин);

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

Метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская) и др.

Кроме того, думается, целесообразно использование в практической деятельности педагога метода моделирования эмоций, разработанного музыкальным психологом В.И. Петрушиным. В своих работах он экспериментальным путем доказал, что произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходные средства музыкальной выразительности (лад, темп). Автор впервые выявил способ отражения эмоций в музыке, то есть принцип перевода житейских эмоций в эстетические отмечая при этом, что целостная музыкальная эмоция синтезируется из отдельных семантических значений и может быть представлена в виде различных формул. В.И. Петрушин определил закономерности кодирования эмоций в музыке, усвоение которых позволяет в наибольшей степени понять и познать сущность музыкального искусства. Исходя из этого, исследователь предложил таблицу обобщенных характеристик музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние:



Медленный темп + минорный лад моделируют эмоцию печали, грусти, уныния;

Медленный темп + мажорный лад создают состояние покоя, расслабленности;

Быстрый темп + минорный лад моделируют эмоции гнева;

Быстрый темп + мажорный лад моделируют эмоцию радости, оптимизма.

Таким образом, метод моделирования эмоций можно использовать в практической работе с младшими школьниками с целью постепенного перевода их эмоционального состояния в противоположное.

Література

1. Ветлугіна Н. Музичний розвиток дитини. –К.: Музична Україна, 1978. – 254 с.

2. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1995. – 124 с.

3. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. –М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

УДК 373.3/.5(075.8) ББК 74.200.54я73 КТК 402 Я89

Яфальян А.Ф.

Я89 Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов пе­дагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380 с. : ил. - (Высшее образова­ние).

ISBN 978-5-222-13910-3

В пособии раскрываются наиболее важные вопросы му­зыкального воспитания в начальной школе, с учетом имею­щихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, раз­нообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий.

Данная работа представляет собой учебное пособие ново­го поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкально­му образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирова­ния, работа с музыкальным дневником, крупные и малые фор­мы внеклассной музыкальной работы. С целью создания це­лостной музыкальной картины мира у детей в большом объе­ме представлен материал по музыке Востока и восточной пе­дагогике.

Пособие написано для студентов дневного и заочного от­делений педагогических факультетов и учителей начальных классов.

УДК 373.3/.5(075.8)

ISBN 978-5-222-13910-3 ББК 74.200.54я73

© Яфальян А.Ф., 2008 © ООО «Феникс»: оформление, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Там, где кончаются слова, - начинается музыка.

Формирование всесторонне и гармонически развитой пичности немыслимо без основ культуры, в том числе и му­зыкальной. Развивать музыкальную культуру детей младшего школьного возраста возможно лишь при условии целенап­равленной, систематической и планомерной организации учебно-воспитательной работы. Учитель начальных классов знае", как важно интересно и разнообразно организовать воспитательную работу в учебное и внеурочное время. Одна­ко на практике ему не всегда удается использовать огромный потенциал музыкальной культуры, поскольку специальная музыкальная литература и методические материалы по му­зыкальному образованию детей рассчитаны на специалис­тов - учителей музыки. В данном пособии предложены различные формы учебной деятельности, внеклассных му­зыкальных мероприятий, которые можно подготовить и провести не только музыканту-специалисту, но и истинно­му пюбителю музыки: учителю начальных классов, студенту педагогического вуза или педагогического колледжа и даже родителю - при непосредственном участии детей.



Учитель начальных классов закладывает духовно-нрав­ственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир ис­кусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспита­ния школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминут­но, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бес­сознательные процессы, влияет на психику и соматику ре­бенка.

Разнохарактерность и многообразие музыкального искус­ства агрессивность некоторых современных музыкальных

Tt зи!

направлений оказывают существенное влияние на эмоцио­нальную сферу ребенка, на его психику и способны не толь­ко гармонизировать личность, но и усиливать ее негатив­ные проявления.

В подавляющем большинстве учителя начальных клас­сов не являются специалистами в области искусства. Их роль в эстетическом становлении учеников заключается в организации развивающей художественной, в том числе и музыкальной, среды. Поэтому чрезвычайно важно овладеть будущему учителю основами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, разнообразием жанров, направле­ний музыки, накопленным опытом многовековых тради­ций музыкального воспитания детей, методами и приемами работы с детьми в учебно-воспитательном процессе. Учео- ное пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания» рассчитано на подготовку студентов педагоги­ческого факультета, которые обучаются по специальности 031200 - «Педагогика и методика начального обучения».



В области художественно-эстетического образования детей средствами музыки наметились и активно разрабаты­ваются в современной педагогике несколько направлений. Музыкальное образование рассматривается как профессио­нальная деятельность (музыка выступает как цель обоазова- тельного процесса, а ребенок выступает в качестве сред­ства); средство общего и всестороннего развития личности (целью воспитательного процесса становится ребенок); способ активизации творческой деятельности; условие эмоционального развития детей. В последние годы музыка рассматривается в качестве средства эстетотерапии (гар­монизация ребенка происходит под воздействием функ­циональной музыки), поскольку она может выполнять те­рапевтические функции, восстанавливать энергетический баланс ребенка.


Учитель начальных классов способен освоить основы музыкальной педагогики, направленной на гармонизацию личности ребенка в процессе музыкального развития. Дея­тельность педагога начальных классов в области музыкаль­ного воспитания должна быть направлена на общее разви­
тие детей средствами музыки. Учебное пособие учитывает необходимость расширения у будущих педагогов начальных классов музыкального кругозора и повышения их музы­кальной культуры. При этом включение в пособие такого материала проводилось с учетом содержания уроков музы­ки в начальной школе.

Так, в одной из наиболее распространенных программ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, тема­тика третьего класса связана с музыкой разных народов. В учебное пособие включены темы, раскрывающие особен­ности музыкального мышления различных народов, рас­сматривается музыкальное искусство не только народов За­пада, музыкальная культура которого явилась основой рус­ской классической музыки, но и Востока, с его особым стилем музыкального осмысления мира. Будущий учитель начальных классов знакомится также с особенностями му­зыкального воспитания в различных странах, и не только западного, но и восточного.

Такой подход позволит приоткрыть глубины националь­ной культуры, прикоснуться к источникам древнейших ци­вилизаций, понять особенности музыкального мышления Востока и сравнить его с устоявшимся и приоритетным му­зыкальным мышлением Запада, которое принято считать классическим. Но Россия находится между Западом и Вос­током, и в ней причудливым образом и в особом преломле­нии отражается то и другое видение мира. Такой подход позволяет создать целостную музыкальную картину мира и преодолеть имеющиеся стереотипы понимания классичес­кого искусства, сложившегося на основе западноевропей­ской музыкальной культуры.

Немаловажную роль в освоении музыкальной культуры играет пение. Голос - это единственный уникальный музы­кальный инструмент, которым человек наделен от природы. Владение этим инструментом говорит об уровне музыкаль­ной культуры. Знание вокально-хоровых навыков, владение собственным голосом и умение будущего педагога работать с детским голосом становятся для него основой развития, сохранения и оздоровления речевого голоса ребенка.

В пособии также рассматриваются основные тенденции в интеграции предметов в начальной школе, возможности использования музыки в различных условиях с целью по­вышения общего уровня детей, активизации их умствен­ной, физической, творческой деятельности.

Включение раздела пособия, связанного с развитием аудиальной культуры детей, обусловлено тем, что погруже­ние детей в мир большого музыкального искусства не учи­тывает их возрастные особенности. Существует колоссаль­ный разрыв между классическим искусством, создаваемым композиторами, которые учились музыке десятки лет для того, чтобы создать шедевр, и детским мышлением, не об­ремененным слушательским опытом и многовековыми му­зыкальными традициями. Важно пройти с детьми семи­мильными шагами за короткий промежуток времени мно­говековой путь, которое проделало человечество в развитии музыкальной культуры. Для этого ребенку нужно научиться слушать, слышать и понимать предмузыкальный - шумо­вой и звуковой - мир. Именно учитель начальных классов, а не музыкант способен научить детей слушать и слышать себя, учителя и окружающих, что становится основой разви­тия у них произвольного внимания, их слушательской куль­туры в процессе не только учебно-воспитательной деятель­ности, но и в условиях неорганизованного общения. Автор обобщает и систематизирует материалы, которые находятся в основе аудиального развития детей.

Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых отражает содержание программы подготовки буду­щих педагогов к музыкальной работе в начальной школе.

В первом разделе даются теоретические основы, исто­рические подходы к музыкальному образованию, воспита­нию и развитию детей. Причем, в отличие от традицион­ного подхода, когда история музыкального воспитания рассматривается лишь с позиций западной культуры и за­падного музыкального мышления, в данном пособии уделе­но внимание восточной музыке, музыкальному воспитанию на Востоке. Это связано еще и с тем, что в четвертом классе дети проходят темы музыки разных народов, в том числе и восточной. Материал о восточной музыке целесообразно использовать также во внеклассной работе.

Во втором разделе раскрыты основы предмузыкального и, шире, аудиального развития детей, представлены мате­риалы, раскрыты содержание, методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста в процессе включе­ния их в различные виды фантазирования. Этот раздел от­ражает новые тенденции в музыкальном развитии детей.

Третий раздел содержит методические материалы по проведению уроков музыки, по организации внеклассной музыкальной деятельности детей. В данном разделе описа- иы разнообразные формы и содержание работы педагога во впеучебное время, а также изложен подход к использова­нию музыкального занимательного дневника «Мир звуков», который разработан для младших школьников и уже не­сколько лет используется учителями начальных классов в различных регионах России.

Предложенные подходы и материалы данного пособия могут быть использованы не только в работе с детьми млад­шего школьного возраста, но и в работе с детьми дошколь­ного и среднего школьного возраста, так как отсутствие ос­мысленного домузыкального опыта мешает детям любого возраста понимать и принимать музыкальное искусство.

\втор надеется, что каждый студент, педагог и заинте­ресованный в развитии своего ребенка родитель будет твоо- чески использовать содержащиеся в пособии материалы, потому что слово лишь аккумулирует духовный опыт чело­века, а звук возвращает его к интуитивной сфере, области сверхчувствования мира. Педагог же работает со звуком, с музыкой, а значит, владеет мощным средством воздействия па ребенка, которое следует использовать очень осторожно. Осознание тонкой материи и есть осознание Духовности.

Материалы параграфа «Музыкальное воспитание в Ин­дии» были написаны совместно с профессором Д.Х. Жоши (Индия). Автор благодарен господину Д.Х. Жоши за воз­можность использовать его материалы.

Учебное пособие освещает, наряду с традиционными, новые подходы музыкального воспитания детей. Некоторые темы, которые разработаны другими авторами достаточно подробно, затронуты в данном учебном пособии лишь от­части, поэтому предложенные материалы целесообразно использовать в сочетании с имеющимися учебниками и учебными пособиями для студентов педагогических фа­культетов.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Планы семинарских занятий по предмету «Методика музыкального воспитания»

1 раздел. Общие основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей

Тема 1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей

1. Задачи современного искусства

2. Музыка как один из видов искусства

3. Проблемы музыкально-художественного воспитания детей

4. Психологические основы музыкального воспитания детей

Тема 1.2. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

1. Структуры музыкальности

2. Музыкальность как комплекс способностей

3. Развитие музыкальности в зависимости от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4. Уровни развития музыкальных способнос­тей детей

Тема 2. Основные исторические этапы музыкального образования детей в России

1. Музыкальное воспитание в дореволюционной России

2. Становление системы отечественного музыкального воспитания (1917-1990 г.)

3. Некоторые современные тенденции музыкального воспитания

4. Внешние формы музыкального воспитания детей

5. Музыкальные школы в системе музыкального образования и воспитания детей

Тема 3. Предмет и методики музыкального воспитания детей

1. Значение музыкального воспитания

2. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития

3. Задачи музыкального воспитания детей

4. Характеристика системы музыкального воспитания

5.Средства музыкального воспитания

6.Музыкотерапия и ее педагогические возможности. Каковы истоки музыкотерапии?

7. Каково воздействие музыки на бессознательные и подсознательные процессы?

8. В чем заключается сущность методов музыкотерапии и их педагогические возможности?

Тема 4.1. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей

1. В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?

2.Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.

3. Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.

4. Этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.

5.Использования методов и ме­тодических приемов в разных возрастных группах: а) младшая группа; б) средняя группа; в) старшая и подготовительная к школе группы

2 раздел. Виды детской музыкальной деятельности

Тема 4.2. Слушание – восприятие музыки

1. Значение и задачи слушания – восприятия музыки

2. Формы слушания музыки

3. Общая характеристика приемов воспитательной работы

Тема 5. Пение

1. Роль и задачи пения

3. Основные певческие навыки

4. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению

5. Песенный материал и требования к его подбору

6. Подготовка педагога к обучению детей пению

7. Обучение пению в разных по возрасту группах: а) первый год жизни; б) второй год жизни; в) третий год жизни; г) четвертый год жизни; д) пятый год жизни е) шестой год жизни; ж) седьмой год жизни

Тема 6. Музыкально-ритмические движения

1. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания

2. Виды музыкально-ритмической деятельности

3. Общие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям

4. Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям

Тема 7.1. Игра на музыкальных инструментах

1. Значение игры на инструментах

2. Классификация музыкальных инструментов

3. Организация занятий по обучению игре на инструментах

4. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

Тема 7.2. Музыкально-дидактические игры

1. Назначение музыкально-дидактических игр

2. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

3 раздел. Методика музыкального воспитания в начальной школе

Тема 8. Методика музыкального воспитания в начальной школе

Вопросы:

1.Раскройте и обоснуйте методологические и научные основы музыкального развития, образования и воспитания младших школьников.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные дидакти­ческие принципы музыкального воспитания детей младше­го школьного возраста.

3. Обоснуйте связь методики музыкального воспитания с возрастной психологией и общей педагогикой.

4. Охарактеризуйте методы музыкального развития де­тей младшего школьного возраста.

5. Проанализируйте особенности детского голоса и оп­ределите песенный репертуар для детей 1-го, 2-го и 3-го классов.

6. Охарактеризуйте методы активизации музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.

7. Охарактеризуйте значение и функции музыкально-ритмических движений как вида музыкальной деятельнос­ти.

8. Охарактеризуйте основные знания и умения по музы­кальной грамоте, которые дети должны освоить в 1-м, во 2-м и в 3-м классах.

9. Проанализируйте программу по музыке для началь­ной школы, разработанную авторским коллективом под ру­ководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского.

10. Дайте характеристику программам: «Музыка в четы­рехлетней начальной школе» (разработана под руковод­ством Л.В. Школяр); «Музыка для 1-8-х классов» (програм­ма для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).

11. Охарактеризуйте традиционные формы внеклассной музыкальной работы (музыкальные кружки, хор, ритмика, музыкальный театр, фольклорный ансамбль и др.). Расска­жите об основных принципах организации музыкальной деятельности во внеклассной работе.

12. Выявите сходства и различия урока музыки с другими предметами.

13. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии

Задания для НИРС

1. Составить драматургию урока или внеклассного занятия по музыкальному воспитанию для детей младшего школьного возраста. Объясните драматургические компоненты предложенной вами разработки.

2. Представить фрагмент музыкального мероприятия, разработанного для детей младшего школьного возраста.

3. Приведите фрагмент мероприятия, разработанного вами для детей. Сделать отчет.

4. Разработайте план урока на тему "Путешествие в мир звуков" направленный на актуализацию знаний обучающихся о звуках окружающего мира, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

5. Разработайте перспективное планирование по музыкальному воспитанию в детском саду. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

1. Составление электронных презентаций по темам курса.

2. Составление глоссария по темам дисциплины.

3. Составьте список музыкальных произведений из программы «Музыка» для первого класса, которые можно использовать для создания спокойной атмосферы в классе.

4. Проанализируйте средства музыкальной выразительности одного из музыкальных произведений.

5. Разработайте план-конспект диагностики по музыкально-эстетическому воспитанию «Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве». (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна

5. Методы музыкального образования

В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы по музыкальному образованию зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.

Под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «методос» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.

Из общепедагогических методов применяется следующая группа методов:

– по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);

– по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков);

– по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

– по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют: обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном образовании детей.

Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном обучении имеют свою специфику. Так, например, широко распространенный словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике была отмечена рядом отечественных ученых (М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером и др.), в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

Аналогично вышесказанному есть своеобразие и других общепедагогических методов в музыкальном обучении школьников, которое заключается в применении наглядного и практического методов, что отражено в самих формулировках, претерпевших некоторую трансформацию: наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно-практические методы.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:

– метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б. В. Асафьев);

– метод сопереживания (Н. А. Ветлугина);

– методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский и Э. Б. Абдуллин);

– метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б. Алиев);

– метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова);

– метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е. Д. Критская и Л. В. Школяр).

Группу методов разработала О. П. Радынова для музыкального воспитания дошкольников. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество детей. В методе контрастных сопоставлений О. П. Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков), сравнение интонаций музыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный О. П. Радыновой, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Радынова применяет различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

Главное не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными музыкальными средствами, вырванными из целого.

Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления школьников и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.

Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.

Э. Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

– активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;

– ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми вывода;

– закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.

В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. В программе Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы. Так, например, в программе 2-го класса Кабалевского бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по 1-му классу, трансформируются в такие важнейшие качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность. При этом сообразно принципу от неосознанного к осознанному дети еще в 1-м классе интуитивно пережили преобразование трех основных видов музыки как ассоциативных моделей в нечто более емкое, знакомясь с произведениями Ж. Бизе, П. Чайковского, С. Прокофьева и др. В этом смысле возвращение к усвоенным от года к году знаниям, по сути, есть выражение качественного преобразования сознания детей.

На уровне связи между темами четвертей реализация метода забегания вперед и возвращения к пройденному еще более очевидна. Так, первое полугодие 3-го класса имеет название «Музыка моего народа», второе – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». Возвращение к пройденным произведениям аналогично подразумевает не просто повторение его, а восприятие знакомого в условиях новой темы. Так, во 2-м классе дети обращаются к прелюдиям № 8 и № 20 Ф. Шопена в первой и третьей четвертях, сначала, когда проходят тему «Маршевость, песенность, танцевальность», и позже, когда постигают принципы развития музыки.

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода – «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л. Г. Дмитриева и Н. М. Черноиваненко).

Принципами метода эмоциональной драматургии являются: эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.

Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например, поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т. д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием «парного восприятия» произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает восприятие (из опыта Ю. Б. Алиева).

Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения Ю. Б. Алиев рекомендует ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников.

Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места для движений в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт.

Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и главное – соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку – «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную или спокойную музыку – тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку – изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.

Вначале учитель сам показывает ученикам различные «образцы движений» – так им легче импровизировать новые. Дети очень любят двигаться под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.

Игра в оркестр. Данный методический прием создает у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко – или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.

Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.

Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Чтобы учащиеся лучше запоминали музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме – викторины, концерта-загадки, концерта по заявкам.

Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания . А. А. Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик сопереживает, находя им аналогии в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества. Необходимым условием появления сопереживания является образование определенного контекста сознания, когда реципиент отдается впечатлению от созерцания произведений искусства. При этом не следует забывать, что, пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Естественность данного положения определяется пониманием эстетического восприятия как процесса личностно обусловленного, а эстетического переживания – как специфического проявления индивидуальной позиции человека.

Каждый метод музыкального образования, обучения и развития детей включает в себя комплекс уточняющих и детализирующих его методических приемов. Так, проблемный метод, согласно Кабалевскому, предполагает следующий алгоритм действий: четкая формулировка учителем задачи, постепенное решение задачи обоюдными усилиями педагога и учащихся, формулировка выводов.

На уроке музыки, как правило, различные методы применяются в совокупности с учетом источника приобретения знания, видов художественной деятельности детей, типов урока, а также задач развития художественно-творческих способностей человека.

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Раздел 1 История музыкального образования и

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Глава 3 Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Раздел 2 Теория музыкального образования

Из книги автора

Глава 1 Общие вопросы теории музыкального

Из книги автора

1. Сущность теории музыкального образования Теория музыкального образования школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке

Из книги автора

2. Специфика музыкального искусства Внешняя форма искусства вообще и музыкального искусства в частности имеет два измерения – онтологическое и семиотическое, поскольку она представляет собой некую материальную конструкцию и одновременно должна функционировать как

Из книги автора

Из книги автора

2. Принципы музыкального образования Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников, следует понимать как

Из книги автора

4. Драматургия музыкального занятия Музыка как вид искусства подчиняется законам драматургии, которая уже заложена в основе каждого музыкального произведения и определяется его содержательной основой. Можно выделить драматургию как эмоционально-содержательное

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 1.1. Зарождение фортепианной педагогики в РоссииПонятие «российская фортепианная педагогика» возникло во второй половине ХIХ в. –

4.2. Нейропсихические особенности музыкального мышления Корни особенностей протекания любых мыслительных процессов находятся в головном мозге человека. Деятельность полушарий мозга, разных их участков обеспечивает нейропсихическую основу всех интеллектуальных и

Из книги автора

4.3. Временная природа музыкального мышления Музыка – искусство времени, и в ряду других искусств, имеющих временную природу, выделяется тем, что имеет в качестве основания «чистое» время. Все виды театрального искусства, киноискусство основываются, помимо времени, и на

Из книги автора

7. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению