Домой / Глаза / Нет сил делать уроки. Почему ребенок не хочет делать уроки? И что делать родителям — советуют педагоги

Нет сил делать уроки. Почему ребенок не хочет делать уроки? И что делать родителям — советуют педагоги

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Что такое домашнее задание, известно всем и каждому («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…»). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: “Не хочет учиться…”

Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть - приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему-то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению.

Пошёл он гулять во двор - его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть - ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно “повесить” на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а “пальто”- это словарное слово и всегда пишется через “а”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!

Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка.

Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления.

Пятиминутный перерыв для отдыха - и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта “Не могу, не знаю, не умею” в пункт “Могу, знаю и умею!”

Причем главная роль принадлежит не вам - вы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку.

Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома , которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

1.Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
2.Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
3.Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
4.Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
5.Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
6.Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
7.Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
8.Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание.

Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодей, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию.

Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи.

Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект.

Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.

Домашнее задание может быть нудным и скучным занятием, но его необходимо выполнить. Сделайте его как можно раньше, чтобы вам не пришлось беспокоиться о нем в свое свободное время. Регулярно выделяйте себе время на выполнение домашнего задания, рассчитайте время и разделите все домашнее задание на несколько вполне выполнимых частей. Найдите источник мотивации и способы позаботиться о своей работе, чтобы потом можно было спокойно насладиться свободным временем. Как только вы станете более организованным, у вас все получится.

Шаги

Часть 1

Сделайте домашнее задание прямо сейчас

    Организуйте свое рабочее место. Как только вы вернетесь домой из школы, выложите перед собой все, что вам необходимо для выполнения домашнего задания. Разложите на столе все необходимые для каждого задания материалы. Уберите со своего рабочего места все остальное.

    • Если у вас много рабочих тетрадей и различных листков, сложите их и отодвиньте в сторону. Выкладывайте все необходимое для выполнения каждого задания постепенно; слишком большой объем заданий и материала может вызвать у вас панику и стресс.
    • Перед тем, как вы сядете за выполнение домашнего задания, спросите себя: "Что я собираюсь сделать? Что мне для этого нужно?"
    • Возьмите карандаши, ластики, калькуляторы, линейки и листочки.
  1. Подумайте, с какого задания начать. Обычно лучше всего начинать с самого сложного задания. Однако если вам действительно ужасно сложно заставить себя сесть за домашнюю работу, можно облегчить себе задачу, начав с чего-то легкого. Выберите тему, в которой вы хорошо разбираетесь - это будет для вас мотивацией к тому, чтобы закончить остальную часть работы.

    Прогуляйтесь. Как только вы подготовите свое рабочее место и выполните первое задание, сделайте себе маленький перерыв. Скушайте что-то вкусное, сходите в туалет, погуляйте с собакой или поболтайте с семьей минут 15. Как только вы вернетесь к домашнему заданию, будет проще начать.

    • Выполнив первое задание и устроив перерыв, вы будете подсознательно думать о своем домашнем задании.
    • Обсудите с кем-нибудь из родных, как прошел ваш день. Когда вы возвращаетесь домой со школы, ваша голова занята кучей мыслей. Поэтому остановитесь на минутку и поговорите с родителями или братьями/сестрами, послушайте, как прошел их день.
  2. Установите себе конкретную цель и определите вознаграждение за достижение этой цели. Сделайте первое задание. Оцените, как много времени у вас это заняло. Решите, каким будет вознаграждение за успешное выполнение конкретного задания. Проверьте время, затем закончите задание за один присест. Если это объемное задание, разбейте его на несколько частей, на выполнение каждой из которых необходимо менее 45 минут. Как только закончите одну часть, сделайте перерыв, затем переходите к другой.

    Попросите помочь вам. Если вам сложно начать, или вы не можете решить задание, поговорите об этом с кем-нибудь. Напишите или позвоните другу и обсудите свое домашнее задание. Покажите домашнее задание кому-нибудь из родных и попросите их помочь вам. Если вы не можете справиться с чем-то, чего просто не понимаете, Напишите учителю или попросите его объяснить вам это задание.

    • Иногда мы начинаем лучше понимать задачу, когда нам просто объясняют, что от нас требуется.
    • Бывает, что другой человек, с которым вы обсуждаете какое-то задание, замечает что-то, что вы сами можете просмотреть.
  3. Делайте перерывы. Разделите все домашнее задание на несколько блоков (по 45 минут каждый) и делайте между ними перерывы. Сделайте перерыв на 15 минут. В перерыве можно наградить себя за старания, можно просто сходить в туалет или выпить стакан воды, немного подвигаться. Во время перерыва можно сделать небольшую перестановку на рабочем месте, если вы чувствуете, что "застреваете" в нем.

    • Во время перерыва обязательно встаньте и чем-нибудь займитесь, иначе вы не разомнетесь.
    • Разбейте объемные задания на несколько частей и каждые 45 минут меняйте вид деятельности (или каждые полчаса).
    • Установите на своем телефоне таймер или воспользуйтесь таймером на кухне. Важно точно знать, когда настанет время снова садиться за домашнее задание.
    • Если вы не можете сконцентрироваться на протяжении 45 минут, попробуйте сначала поработать 20 минут, а затем сделать перерыв на 5 минут.
  4. Будьте избирательны в виде развлечений. Можно упростить себе задачу сесть за выполнение домашнего задания, включив на фон любимую музыку, шоу или просто разговаривая с другом. Но так возрастает риск того, что вы сделаете домашнюю работу плохо или не сделаете ее вовсе. Если ваша домашняя работа требует особой концентрации внимания, рассредоточив его на несколько вещей (фоновая музыка и тому подобное), вы будете отвлекаться и испытывать беспокойство. Если вы все-таки решили выполнять домашнее задание, включив что-то на фоне, выключите все (в том числе и телефон), когда начнете выполнять сложное задание.

    • Если вам нравится учиться под музыку, попробуйте включить музыку, которую вы хорошо знаете (либо музыку без слов).
    • Когда вы пытаетесь сфокусировать внимание, выйдите из электронного ящика и социальных сетей, чтобы то и дело не проверять их.

    Часть 2

    Спланируйте будущее домашнее задание
    1. Заведите органайзер для домашнего задания (или дневник). Записывайте всю домашнюю работу в свой органайзер по мере поступления. Записывайте туда и прочие дела, которые необходимо выполнить: дополнительные задания, особые события, времяпровождение с друзьями. Запишите, когда вам необходимо начать делать разные объемные задания, а также какой объем работы нужно сделать за каждый день.

      Найдите партнера по учебе. Постарайтесь понять, кто из ваших друзей преуспевает на уроках. Предложите им организовать группу и вместе выполнять домашние задания. Собирайтесь один или два раза в неделю и работайте над домашним заданием. Можно выполнять задания по общим предметам, а также задавать друг другу вопросы. Либо можно выполнять задания по разным предметам, не совещаясь при этом.

      • По очереди приходите друг к другу в гости.
      • Возьмите за правило работать над домашним заданием определенное количество времени (либо пока не закончите определенный объем). После этого можете вместе сходить погулять или как-то развлечься. Придерживайтесь этого расписания.
      • Попробуйте и посмотрите, насколько хорошо сработает эта идея. Если вы не можете сосредоточиться, пока рядом друзья, лучше назначьте встречу после выполнения домашнего задания.
    2. Соревнуйтесь между собой. Установите себе цели и работайте над их достижением. Если при выполнении домашнего задания вы постоянно сталкиваетесь с примерно однородными ошибками, сделайте своей целью научиться избегать этих ошибок. Старайтесь на каждом уроке получить более высокий балл, чем в прошлый раз. Имейте в виду, если вы сделали все идеально, учитель будет возлагать большие надежды на вашу следующую домашнюю работу, поэтому вам придется приложить еще больше сил к ее выполнению.

      • Рассчитывайте время. Ставьте временные цели. Например: "Я собираюсь закончить это задание за 20 минут". Затем садитесь, доставайте все необходимые материалы и за работу!
      • Если у вас есть друзья или школьные приятели, которые хорошо выполняют домашнее задание, соревнуйтесь с ними. Это отличный способ мотивации, если, конечно, он не навредит вашей дружбе.
    3. Составьте примерное расписание на неделю и на день. Привычное расписание выполнения домашнего задания поможет быстрее и легче за него садиться. Попробуйте выбрать для его выполнения разное время и решите, какое для вас наиболее удобно. Возможно, вам нравится делать домашнюю работу сразу после того, как вы возвращаетесь со школы. А, возможно, сначала вам захочется сделать получасовой перерыв.

      • Если у вас есть работа или какие-то дополнительные занятия, которые могут повлиять на ваше ежедневное расписание, спланируйте себе расписание на неделю и старайтесь максимально его придерживаться.
      • Организуйте несколько занятий на выходных и придерживайтесь этого расписания.
      • Вовремя сделанное домашнее задание позволит сполна насладиться своим свободным временем.
      • Поэкспериментируйте с выполнением домашнего задания, выделяя на него разное количество времени. Можно попробовать сконцентрироваться на одном задании на 20 минут, затем переключиться на другое задание и выполнять его еще 20 минут.
      • Как только вы поймете, сколько времени вам удобно выделять на выполнение домашнего задания, придерживайтесь его.

    Часть 3

    Мотивируйте себя
    1. Ободряйте себя. Будьте своей собственной группой поддержки. Как только закончите задание, скажите себе: "Отличная работа!" Выполнив половину задания, подбодрите себя и отметьте, что у вас уже наблюдается прогресс. Если дома больше никого нет, можете даже хвалить себя вслух.

      Придерживайтесь своих собственных интересов. Если вам предлагается задание с темой на выбор, выберите что-то, что вам действительно интересно. Например, если вам нужно написать сочинение о гражданской войне, выберите историческую личность, которая вас действительно вдохновляет. Выбрав тему, которая затрагивает ваши чувства и эмоции, вам будет легче сосредоточиться на ней.

      • Если тему задания дает учитель без права выбора, попробуйте найти какую-то связь между данной темой и той, что вас интересует. Либо найдите такие области в предмете, которые вас хоть как-то интересуют.
      • Например, если вы учите историю, но больше интересуетесь модой, обратите внимание на стили разных эпох и разных государств, пока учите историю. Отметьте для себя, насколько политические и индустриальные изменения повлияли на одежду людей.
    2. Выполняйте домашнее задание в милом уютном месте. Комфортное рабочее место вызывает приятные ассоциации при выполнении домашнего задания. Работайте в чистом помещении. Грязь и беспорядок мешают сконцентрироваться. Обустройте свое рабочее место рядом с окном или в комнате, которая вам кажется уютной и милой. На рабочем месте должна быть достаточно яркая лампа, выберите себе удобный стул или кресло и постарайтесь сделать комнату как можно более тихой и спокойной.

      • Для разнообразия можно позаниматься в школьной или общественной библиотеке.
      • Если вы делаете домашнюю работу вечером, выберите хорошо освещаемое место.
      • Не стоит выполнять домашнее задание, утроившись на слишком комфортной и мягкой мебели (например, на кровати или диване), особенно если вас часто клонит в сон.
    3. Рассмотрите перспективы. Очень тяжело оставаться мотивированным, когда вы даже не знаете, какова ваша конечная цель. Некоторые домашние задания могут быть вам полезны в будущем, но есть и такие, которые вовсе не пригодятся. Если вы чувствуете, что ваше домашнее задание бессмысленно, составьте список причин, по которым нужно его все-таки выполнить.

      • Причинами выполнить домашнее задание могут быть следующие: освоить новый материал, который может быть полезен для выполнения разных заданий в будущем, даже если вы пока не имеете о них представления.
      • Доказать учителю, что вы понимаете домашнее задание, чтобы он не задавал его снова и снова.
      • Показать всем, что вы пытались.
      • Получить хорошую оценку.
    4. Помните о значимости своей успеваемости. Если вы переживаете по поводу своих оценок, очень легко понять, почему вам необходимо выполнить домашнее задание. Если вы не особо волнуетесь насчет своих оценок, приучите себя хоть немного за них переживать. Плохая успеваемость может закрыть перед вами многие двери в будущем (как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе). Возможность поступить в хороший колледж или институт может сильно улучшить вашу жизнь.

Школьное время насыщено не только новыми впечатлениями, общением со сверстниками и интересными событиями. Этот период характеризуется также напряженной учебой и постоянными домашними заданиями, которые ребенок не всегда хочет делать. И порой возникает закономерный вопрос: нужно ли заставлять школьника, или нет?

Ликвидировать причину

Проще простого заставить школьника выполнять домашнее задание. Но подобные действия могут привести только к появлению негатива к школе и школьной жизни. Поэтому родители должны набраться терпения и выяснить, почему же это происходит. В зависимости от выявленной причины уже предпринимать те или иные действия.

Нет интереса к учебе

Младшие школьники с удовольствием выполняют только ту работу, которая им интересна. Некоторые дети не любят выполнять легкие задания, даже если это сделать нужно (как сказал учитель). Задания, к которым отсутствует интерес, выполняются всегда в последнюю очередь, когда ребенок уже устал и хочет спать. О качестве выполнения приходится только мечтать.

Решением проблемы будет повышение мотивации к учебе . Можно придумать систему поощрений за каждое выполненное задание. Или сделать карту сокровищ, на которой нарисованы острова (по количеству дней в четверти). На каждом островке есть несколько точек (учебных предметов), через которые движется фишка (обозначает самого школьника — кладоискателя). Каждое выполненное задание – шаг вперед. К концу четверти ребенок доходит до конца пути и получает клад (билет в цирк, театр, прогулка на теплоходе).

Заинтересовать школьника можно знаниями. Ведь каждый день он узнает что-то новое. Интересно будет завести тетрадку-дневник «Что нового я узнал сегодня». Каждый день в нее записывать все, что узнал в течение рабочего дня. Можно разделять знания по предметам: красной пастой писать то, что узнал на уроке математики, синей – русского языка, а зеленой – на литературе.

Ошибки родительского воспитания

Зачастую у детей пропадает интерес к учебе в результате неправильного подхода со стороны родителей:

  • Если школьнику постоянно напоминать о том, что он бездельник, то он об этом никогда не забудет и станет соответствовать приписываемому статусу: зачем что-то менять, если в тебя никто не верит?
  • Еще одна ошибка воспитания – желание облегчить жизнь ребенка, сделать его детство легким и беззаботным, решая за него все задачи. Конечно, малышу становится неинтересно просто переписывать решенные задания в тетрадь, да и отсутствие закрепления (на это рассчитаны домашние задания) не позволяет полноценно усвоить материал.
  • Когда родители позволяют ребенку долго играть на компьютере или постоянно смотреть мультфильмы, то не стоит удивляться тому, что он будет мало уделять внимания книгам.
  • Иногда школьника заставляют сидеть, пока не выполнит все задания. Это чревато нарушением здоровья и снижением интереса к учебе (как может нравиться то, что заставляют делать?).

Как избежать подобных проблем:

  1. Помочь ребенку поверить в себя, поддерживать даже в случае неудачи.
  2. Никогда не выполнять задания за школьника – это его работа. Можно только помочь при необходимости, подтолкнуть к решению.
  3. Контролировать время, проведенное за компьютером и телевизором. Воспитывать любовь к чтению собственным примером (пусть даже это будут журналы – главное, читать!).
  4. Установить время отдыха ребенка (например, пятиминутный перерыв через 20 минут работы).

Пробелы в знаниях

Непонимание и сложность заданий – частая причина нежелания выполнять задания даже у взрослых. Что уж тут говорить о детях? И смысла заставлять их делать то, что они не понимают, нет.

Единственное решение проблемы – устранение этих пробелов. Можно обратиться за помощью к учителю или нанять репетитора. Как вариант – найти онлайн-тренажеры в интернете по проблемной теме.

Усталость

Ответственные дети стараются выполнить домашнее задание сразу, когда придут домой. Постепенно у них скапливается усталость (ведь организм не отдохнул). А это приводит к эмоциональному напряжению, агрессии, нежеланию учиться. Устают дети, которые посещают большое количество кружков и дополнительных занятий.

Чтобы избежать негативных проявлений усталости, важно обеспечить организму отдых . А это – соблюдение режима дня и полноценный сон. Нежелательно делать домашнее задание после школы – пусть ребенок немного отдохнет, поспит или прогуляется на свежем воздухе, а в 16-00 (когда начнется второй пик мозговой активности) приступит к выполнению упражнений. Начинать лучше со сложных предметов, переходя к более легким.

Конфликт с одноклассниками или учителем

Иногда причиной «нелюбви» к домашним заданиям становятся классный коллектив или конкретный учитель.

Что делать в этом случае:

  1. Определить масштабы «трагедии»: может быть, сама проблема ребенком воспринимается гораздо острее, чем есть на самом деле.
  2. Помочь ребенку разрешить конфликтную ситуацию, посоветовать, как поступить.
  3. Если ситуация не меняется, то ребенка лучше перевести в другой класс (школу).
  4. Если учитель игнорирует школьника, относится к нему предвзято, то следует подумать о замене педагога.

Нельзя игнорировать проблемы социализации школьника. Результатом бездействия может быть не только потеря интереса к учебе: постоянные конфликты провоцируют психические расстройства.

Или не заставлять?

По мнению психологов, заставлять ребенка делать что-либо против его воли не следует. Необходимо помочь ему осознать необходимость и пользу выполнения домашней работы. Все-таки, самостоятельная работа позволяет детям закрепить то, что уже изучили в школе, лучше запомнить материал, научиться его использовать. Пропуск этого этапа провоцирует появление пробелов в знаниях, поэтому делать это не рекомендуется.

Опытные психологи советуют не заставлять ребенка делать домашнее задание, а помочь ему. При этом не забывать о том, что вы – любящие и мудрые родители, одновременно строгие и добрые, справедливые и терпеливые.

В общении с ребенком не следует забывать простые жизненные правила, которые помогут сохранить добрые отношения и доверие:

  • Нужно уважать ребенка, помнить, что он – личность со своими уникальными способностями и характером.
  • Важно постоянно напоминать ему о том, что дорог, помогать поверить в себя, делиться уверенностью в том, что малыш сможет справиться с любой неудачей.
  • Не стоит забывать о том, что дети, какого бы возраста они ни были, нуждаются в родительской поддержке.
  • Не использовать для поощрения учебной деятельности учащихся материальные и денежные вознаграждения – не всегда подобный метод будет действовать, только тогда, когда дети будут нуждаться в чем-то.

Есть еще несколько психологических хитростей, которые позволят помочь ребенку быстрее справиться с заданиями:

  1. Если ребенок делает домашнее задание всегда в одно и то же время, то это постепенно входит у него в привычку, а значит, и заставлять потом будет не нужно.
  2. Уроки лучше делать в тот день, когда их задали: во-первых, знания будут лучше усваиваться, а во-вторых, будет казаться, что домашнего задания задали не так уж и много, ведь часть уже будет выполнена.
  3. С младшего школьного возраста нужно научить детей выполнять упражнения самостоятельно, тренировать умение концентрироваться, чтобы в старших классах уже не контролировать их.

Немаловажную роль для развития учебной мотивации играет : если ребенок не желает возиться с домашней работой, нужно убедить его в том, что своевременное выполнение заданий – это хорошо.

Причиной тому могут послужить такие мотивы:

  • Можно получить хорошую отметку на следующем занятии.
  • После сделанного дела на душе становится легче – она освобождается от груза ответственности.
  • При выполнении заданий развиваются такие качества, как ответственность, усидчивость, умение концентрировать внимание, значит, ребенок постепенно развивается.

Не стоит забывать и о похвале: за правильно решенный пример, за умение находить ошибки, красиво писать, самостоятельность. Похвала рождает в ребенке уверенность в собственных силах, заставляет соответствовать указанному стандарту, пробуждает интерес.

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

Здравствуйте, дорогие читатели. Думаю, практически все родители школьников сталкивались с проблемой, когда ребенок не хочет учить уроки. Это довольно распространенная ситуация. Поэтому данная статья будет весьма актуальной. Вы узнаете, какие причины могут вызывать нежелание выполнять домашнее задание, а также, что с этим делать, как помочь малышу.

Возможные причины

Некоторые родители, сталкиваясь с проблемой нежелания ребенка учиться, могут даже не подозревать о том, что провоцируют такое поведение. Главное, не ругать ребенка, попробовать разобраться в сложившейся ситуации, найти вероятные причины и решить их. Давайте рассмотрим, на чем чаще всего основано нежелание делать уроки.

  1. Обычная лень. Однако, предполагать у своего малыша эту причину стоит, если вы и раньше замечали за ним нежелание что-то делать или доводить начатое до конца. Если же он отказывается выполнять исключительно домашнее задание, причина не в лентяйстве. Нужно искать другие варианты.
  2. Страх ошибок. Малыш может волноваться, что не справится с выполнением поставленной задачи. Как правило, понаблюдав за таким школьником, можно заметить, что он тратит много времени на прочтение одного урока. Вот только после этого в голове практически ничего не остается. Весь процесс учебы сопровождается сильным стрессом и волнениями.
  3. Сложности с пониманием конкретного предмета. Возможно, ранее этого не было и проблемы возникли с новой темой. Если вы видите, что малыш не хочет выполнять один урок, к тому же ранее все было в порядке, скорее всего, причина в непонимании предмета.
  4. Способ привлечь внимание. Ребенок может специально не делать задание, чтоб родители обратили на него внимание. Особенно часто так происходит с детьми, недополучающими любовь и ласку своих родителей. В частности, когда они постоянно на работе.
  5. Нежелание выполнять домашнее задание самостоятельно. Некоторые дети нуждаются в вашей помощи и поддержке. Такие малыши с радостью делают уроки в компании с мамой, но совершенно не хотят выполнять в одиночестве. Тут нужно быть осторожным, ни в коем случае не делать задания за него, а лишь только объяснять и направлять.

Мой сын старается делать уроки без моей помощи. Но он очень радуется, когда мы вместе садимся за книги. Ему хочется показать, какой он умный, как легко получается решать примеры по математике или, как быстро он способен выучить стих. Для сына очень важна похвала и мое одобрение. Поэтому я всегда отвожу время на выполнение его уроков. Иногда он сам пытается мне объяснить темы и рассказать, как и что нужно сделать, представляет себя в роли учителя. Вместо него делать уроки мне не приходится, но я всегда помогаю при возникновении сложностей при выполнении заданий.

  1. Избалованность. Возможно, ребенку в детстве позволяли многое делать. Теперь вам сложно заставить малыша отойти от телевизора или прекратить играть на компьютере . Очень сложно усадить за уроки.
  2. Боязнь критики. Возможно, ваш малыш волнуется, что выполненное им задание будет раскритиковано, его назовут «тупицей» или «неучью». Такой страх не может рождаться на пустом месте. Вероятно, малыш и ранее слышал подобное от родителей или от учителя.
  3. Сильный стресс. Дети, которые растут в неблагополучных семьях или у них дома часто слышны скандалы, или в школе кто-то обижает, не могут сосредоточиться и начать выполнять задания. Им тяжело сконцентрироваться из-за накопившихся волнений. Нередко, и положительные эмоции не дают возможность собраться и начать выполнять поставленную задачу.
  4. Проблемы с учителем. Известны такие ситуации, когда ребенок регулярно приносит домой двойки и категорически отказывается выполнять какой-то один урок из-за того, что педагог предвзято к нему относится.
  5. Наличие раздражающего фактора. Ребенок может испытывать трудности с выполнением домашних заданий, если в это время стоит грохот или играет музыка, или даже, мама пылесосит, плачет младший братик.

Как действовать

Если ребенок не учит уроки, что делать становится главным вопросом родителей. Давайте рассмотрим возможные варианты.

  1. Привейте своему ребенку вкус успеха. Расскажите ему, что при получении хороших оценок, за выполнение домашних заданий, его будут хвалить, ставить в пример. А ведь это так приятно, стимулирует еще лучше учиться. Помните, что ему и в жизни это очень пригодится.
  2. Если у вашего малыша не хватает сил выполнять все уроки на «отлично», то можно основные усилия направить на любимые предметы. Нет ничего страшного в том, что ребенок не будет круглым отличником или у него появятся тройки в табеле. Это гораздо лучше, чем растрачивать нервы малыша и свои, заставляя правильно выполнять все уроки.
  3. От ребенка, особенно в подростковом возрасте, родители могут услышать что-то типа «зачем мне вообще ходить в школу и учиться». Тут главное вовремя сориентироваться и объяснить своему «ученику», что это он делает в первую очередь не для вас или учителей, а для себя. Расскажите, как благодаря своей учебе, вы смогли удачно поступить в университет, закончить его и найти хорошую работу. А ведь в будущем это пригодиться и вашему отпрыску.
  4. Для младшего школьника хорошим примером станет рассказанная история о каком-то ребенке или сказочном персонаже, который, благодаря отличной учебе, смог добиться больших успехов. Детям нравятся такие сказки.
  5. Первокласснику привить любовь делать домашнее задание можно с помощью их выполнения в игровой форме. и цифры, изображая их на листке бумаги в виде веселых персонажей. Читайте книги, разыгрывая целые сценки.
  6. Объясните ребенку, что не можно близко к сердцу воспринимать свои ошибки. Он на них только учится. А чужая критика должна восприниматься нормально и рассматриваться, как способ повышения своих знаний и недопущения ошибок в будущем.
  7. Если ребенок находится в сильно угнетенном или, наоборот, в возбужденном состоянии, сначала успокойте его, поговорите, пусть малыш выскажется. Только потом садитесь за уроки.
  8. Если проблемы с деланьем уроков основаны на присутствии отвлекающих факторов, позаботьтесь о том, чтоб их не было. Малышу важно сконцентрироваться для правильного выполнения задания.

Как нельзя поступать

  1. Не приклеивайте ярлыки своему ребенку. Родители совершают глубокую ошибку, если говорят своему малышу, что он «бестолочь» или «лентяй». Своими высказываниями вы заставляете его поверить в свою несостоятельность. Такими поступками, вы не добьетесь улучшений его поведения. К тому же, вы серьезно травмируете его психику, что будет проявляться и по мере его взросления.
  2. Не применяйте шантаж, крики или физическое насилие, заставляя выполнять домашнее задание.
  3. Не перехвалите ребенка. Нередко частая похвала может приводить к тому, что малыш начинает чувствовать себя сверхчеловеком, превозносит себя над другими детьми. В один прекрасный момент решит, что больше нет необходимости учиться. Он и так лучше всех.
  4. Нельзя говорить, что вы «будете очень рады» или, что вы «очень разочарованы». Ребенок должен понимать, что выполняет задание не для того, чтобы порадовать или огорчить маму, а сам для себя.
  5. Не превышаете допустимую опеку. Нельзя выполнять уроки вместо своего малыша. Помогать делать домашнее задание следует до определенного возраста, постепенно уменьшая свое участие. Но не стоит и прогонять ребенка, если даже в старших классах у него возникают трудности с выполнением, например, задачи по химии или упражнения по английскому язык у.
  6. Не стоит часто мотивировать малыша материальными презентами. Всего должно быть в меру.

Возможно, в вашей голове возникает вопрос, как заставить ребенка учить уроки? Главное, не забывайте, что это нужно делать без скандалов и применения силы и, конечно, с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей малыша.

Если вы хотите, чтоб ребенок не терял желания заниматься уроками и добросовестно выполнял домашние задания, следует установить правильный распорядок дня и придерживаться его ежедневно.

  1. Важно выполнять домашнее задание только в хорошем настроении и при положительных эмоциях.
  2. Не заставляйте малыша делать уроки сразу после возвращения со школы. Ученик должен отдохнуть от уроков и писанины, не менее часа. Покормить ребенка, если нужно, положите спать или отправьтесь с ним на прогулку.
  3. Позаботьтесь о проветривании помещения. Повышение уровня кислорода в комнате значительно улучшит работоспособность мозга.
  4. Учите ребенка в первую очередь выполнять самые тяжелые задания, постепенно переходя к легким.
  5. Если юный школьник не справляется с выполнением, помогите ему, подскажите, объясните, но не делайте уроки вместо него.
  6. Желательно выполнять все задания до наступления 19:00. После этого времени работоспособность мозга значительно снижается, ребенку намного сложнее запоминать или выполнять упражнения.
  7. Помните, что нельзя или кричать на него. Эффективности от ваших действий не будет, кроме того, может пострадать психика.
  8. Не разрешайте ребенку есть во время выполнения уроков, максимум можете предложить ему что-то попить.
  9. Не оставайтесь безразличными к вопросам малыша. Отвечайте на них.
  10. Проявляйте особый интерес к жизни ребенка за пределами квартиры. Не забывайте посещать родительские собрания, наладьте контакт с учителем. Будьте в курсе всех школьных событий, не забывайте об этом разговаривать со своим ребенком.
  11. Помните о перерывах между выполнением уроков. Нет необходимости напрягать психику малыша в течение двух часов, он и так полдня провел в школе. Пусть сделает треть заданий и небольшой перерыв, потом еще треть — сможет, к примеру, посмотреть мультфильм, а потом — последнюю треть.
  12. Обязательно хвалите малыша за успешное выполнение домашнего задания.
  13. Разрешайте своему «ученику» проводить досуг, так как ему хочется.

Теперь вам известно, как учить уроки с ребенком. Помните, что силой и угрозами вы ничего не добьетесь, а только усугубите сложившуюся ситуацию. Родители должны вовремя выяснить, в чем причина такого поведения и помочь малышу с ней справиться. И не ставьте завышенные требования, не ждите отличных отметок по всем предметам. Позвольте ребенку учиться, так, как он на это способен. Не заостряйте внимание на его провалах и не забывайте хвалить за успехи.