Домой / Глаза / Описание цветового круга и принципы его построения. Цветовой круг - что это такое? Виды цветовых кругов

Описание цветового круга и принципы его построения. Цветовой круг - что это такое? Виды цветовых кругов

Правила сочетания цветов

Вот это цветовой круг. Все правила строятся по цветовому кругу. В круге основных цветов три: красный, синий и желтый. Все остальные получены путем их смешения: смешали красный с желтым – получили оранжевый; желтый с синим – получили зеленый; синий с красным – фиоЛетовый. Дальше смешиваются красный с оранжевым – получили красно-оранжевый; желтый с оранжевым – желто-оранжевый; желтый с зеленым – желто-зеленый и т. д.

В центре круга чистый, яркий спектральный цвет ничем не разбавленный. Например, для красного это цифра 4. Дальше к нему постепенно начинает добавляться белый, все больше и больше. Чем больше белого добавляется, тем больше он размывается, и через цветочные оттенки уходит до бледно-розового. Дальше по направлению к цифре 3, к красному начинает добавляться серый. И красный через ягодные, винные, шоколадные оттенки уходит до кофейного.

И так каждый оттенок. Каждый лучик – это растяжка одного цвета от самого светлого его оттенка, до самого темного оттенка.

Так построен цветовой круг. Все правила строятся по этому кругу. Они одинаковы для всех цветотипов, только применяются к своим цветам. Для весны – к весенним, для лета – к летним, для Зимы – к Зимним и т. д.

Монохромная гармония

Моно – это один. Это гармония внутри одного лучика. Например, розовый с ягодным, или розовый с шоколадным, или голубой с синим. Главное здесь, перешагнуть через несколько оттенков, не брать оба оттенка светлых, оба ярких или оба темных – они сольются. Как, например, шоколад и горький шоколад. Но если вы возьмете шоколад и цвет лепестка розы или шоколад и ягодный оттенок (малиновый, например), они будут сочетаться.

В монохромной гармонии, если у нас один оттенок относится к явно темным, то другой, чтобы не сливалось, нужно брать или светлый или яркий. Если один оттенок взяли шоколад, то другой нужно взять либо красный, либо ягодный, либо розовый оттенок. Монохромная гармония внутри одного лучика строится на контрасте светлого с темным, светлого с ярким.

Противоположная гармония

Противоположная гармония – это лучики, которые расположены напротив друг друга. Например, красный с зеленым, фиоЛетовый с желтым, синий с оранжевым. Как этонепарадоксально, но они сочетаются. А при смешении эти цвета убирают друг друга. Если смешать красный с зеленым, то получится серый. Это правило используется в корректорах для макияжа. Синяки под глазами закрашивают корректором лососевого цвета, красные пятнышки – корректором зеленого цвета.

Когда цвета из противоположных лучиков находятся рядом, то они усиливают друг друга. Например, красный с зеленым становятся еще ярче друг на фоне друга, и поэтому, когда они берутся в ярком их выражении, то одного должно быть много, а другого чуть-чуть. По-моему, это было в сериале «Секс в большом городе»: зеленое платье и красные туфли, одного много, другого – чуть-чуть.

На картине Клода Моне «Маковое поле, Живерни»: зеленый – фон, красные маки – акцент; у И.И. Левитана «Золотая Осень»: Осень – фон, голубое небо – акцент.

В одежде это может быть: блузка и рисунок на блузке, платье и ремешок, платье и украшение, платье и туфли, платье и сумка, т.е. одного намного больше, чем другого.

Например, синее платье, оранжевая сумка или оранжевые туфли. Но, если вы возьмете красную блузку и зеленые брюки – это будет клоунада. Но эта пропорция может быть в смягченном варианте, например, если красное затемнять, получится шоколад. Шоколадные брюки и зеленая, изумрудная блузка – одного и другого по площади много, но это смягченный контраст.

Еще пример: если оранжевый высветлить, то получится нежный пудровый оттенок (если хотите узнать , тогда читайте отдельную статью на эту тему). Синее платье с пудровыми туфельками и сумкой – одного много, другого чуть-чуть. Но можно взять и много пудрового, например, синее платье, пудровый пиджак – и одного и другого много, потому что это неконтрастное сочетание, а более смягченное, за счет того что один оттенок взят в выбеленном варианте.

Родственная гармония

Родственная гармония – это лучики рядом друг с другом, например, розовый с сиреневым, или синий с сиреневым, темно-синий и цвет фисташкового мороженого.

Здесь тоже важно двигаться по шкале, например, не брать 2 светлых – они сольются (нежно-розовый и нежно-сиреневый, например). Но, если вы возьмете нежно-сиреневый и ягодный или нежно-сиреневый и шоколадный – они не будут сливаться.

Правило треугольника

Цвета берутся через три лучика (красный-синий-желтый). Если брать более теплые оттенки, то сместите лучики на одну гамму. Но брать нужно не сразу три цвета, а только два из них. Например, синие платье и желтая сумка, или синий с красным. Но, не берем ярко синий или ярко красный, иначе, если еще и белый добавить, получится флаг Российской Федерации – очень патриотично, но это не самое лучшее сочетание. Поэтому, если мы синий взяли темный, то к нему берем цвет лепестка розы – более нежный; если мы взяли голубой, то к нему мы можем взять шоколад (к голубому платью, шоколадные босоножки).

Двигаемся всегда по шкале, и стараемся не брать два ярких, два светлых, дватемных оттенка.

Еще примеры правила треугольника: охра и фиолет (если у вас фиоЛетовое платье – оно яркое, а охра она более спокойная). К номеру 28 (оранжевый) можно подобрать из красно-фиоЛетовой гаммы (номера 91, 90 – более глубокие оттенки) или можно пойти в другую гамму и взять затемненную березу (номера 57, 58).

Номер 28 по шкале – оранжевый, можно к нему взять номера 76, 75 (синие). Если у вас темно-синее (номер по шкале 75) платье а-ля сафари, с кнопочками, – к нему подойдет оранжевая сумка. А если это элегантное платье-футляр, то к нему сумку нужно взять высветленную до пудрового – это уже противоположная гармония.

Правило: через два цвета на третий

Отсчитывать можно от любого. Например, красный: раз – фиоЛетовый, два – сине-фиоЛетовый, третий – синий.

По этому правилу построен логотип «Мегафон» – сочетание интеллектуального синего-фиоЛетового, и зеленого, как цвет урожая, прибыли, денег и т. д. И слоган у них – «Будущее зависит от тебя» – для молодых успешных, целеустремленных людей. Т.е. цвет это большой источник для манипуляции, в том числе и в рекламе.

Вот, например, синий 66, 67, через два на третий – это 90, 91 по шкале.

Меня часто спрашивают, стоит ли покупать цветовые карты? Отвечаю: нет, не стоит. Там представлено 40 ваших лучших оттенков. А, на самом деле, их миллион. Какой шанс что вы попадете в эти 40? И вы будете ходить и прикладывать: оно – не оно, чуть-чуть отличается – не оно, а на самом деле это ваш оттенок. Вам нужно просто научиться выбирать. Если вы Весна, то весенние оттенки; если Лето, то летние оттенки и т. д. Понимание законов цветотипа расширит ваши возможности. У меня есть такая карта я ее делала когда училась. Честно могу сказать, что ни разу не использовала. Я делаю примеры цветосочетаний для своих клиентов – вот это, на мой взгляд, более эффективно и не ограничивает человека 40 оттенками.

Знание этих правил дает вариативность. У меня синее платье, я могу для него что-то взять по монохрому (голубое: украшение, кардиган, сумку), или могу что-то противоположное (если платье спортивное, то я могу взять из оранжевой гаммы).

Например, если на джинсах оранжевая отстрочка, можно взять оранжевую обувь или охру с оранжевинкой. Это называется цветовая деталировка , когда один из цветов повторяется еще где-то. Один из цветов в рисунке повторяется в обуви, например, и т. д.

Если платье спортивное, могу прямо в оранжевой гамме взять, если платье более элегантное, могу в пудровый взять, а могу не по противоположной, а по родственной, в сиреневую гамму или в другую сторону пойти в цвет фисташкового мороженого; или по правилу треугольника желтую сумку или в красную сторону пойти.

По идее, должно быть не больше трех цветов, не считая ахромов.

Ахромы – это белый, серый, черный. У всех цветов есть оттенки. У ахромов нет оттенка, у них есть только уровень светлоты и темноты, поэтому их можно добавлять в любые сочетания.

Когда можно брать больше трех цветов? Когда у вас платье летнее с рисунком, и в рисунке изначально предусмотрено больше трех цветов. Платье с рисунком можно использовать для вдохновения. Вы вылепляете кусочек из рисунка и сочетаете его. Шоколадное платье, изумрудные туфли… Шоколад идет в большом количестве тем, у кого шоколадные волосы, карие глаза. Если это голубоглазая блондинка, то не надо шоколад брать в крупной вещи, в платье. Берите его в деталях – обуви, в сумке, в ремне.

Если вы, берете что-то к чему-то, то это что–то, вы берете с собой. Вы помните один оттенок – он немножко другой, вы помните одну посадку, она – другая. В итоге, вы получаете вещи, которые между собой не сочетаются. Поэтому, всегда на шоппинге, я советую брать какими-то комплектами. Не всегда в одном магазине, лучше в разных, но что бы это был комплект, не поштучно – одно я взяла, что-нибудь к нему я потом подберу.

Сегодня лекция IFM посвящена методам контрастирования, смягчения и балансировки силуэта. Чувствуя цвет, вы можете формировать образы интуитивно, не следуя никаким правилам. Но если вы пока не ощущаете в себе уверенности и хотите выработать собственное чувство цвета, предлагаем опробовать основные схемы цветосочетаний для круга.

Из школьного курса геометрии мы все помним простейшие фигуры: отрезок, треугольник, квадрат, прямоугольник. Накладывая их на цветовой круг, вы получите шесть вариантов поиска цветового сочетания.

Схема «Отрезок через центр круга»

Создает образ из двух дополняющих цветов. Чтобы получить их, проведите линию через центр круга в любом направлении и возьмите два цвета, которые находятся на его концах.

Схема «Отрезок»

Создает образ из трех аналогичных цветов. Проведите отрезок через круг так, чтобы он захватил три соседних оттенка, или просто соедините три соседних ячейки через три точки.

Схема «Треугольник равносторонний»

Создает образ из трех цветов, находящихся на трех углах равностороннего треугольника. Чтобы получить их, впишите треугольник в круг, соединив им три цвета. Рекомендуем брать за основу образа один из этих трех цветов, а остальные два использовать как акценты.

Схема «Треугольник остроугольный»

Создает образ из трех цветов, находящихся на трех углах остроугольного треугольника. Чтобы получить их, впишите треугольник в круг, соединив им три цвета. Рекомендуем брать за основу образа один из этих трех цветов, а остальные два использовать как акценты.

Схема «Прямоугольник»

Создает образ из четырех цветов, находящихся на углах прямоугольника. Чтобы получить их, впишите прямоугольник в круг, соединив четыре цвета. Рекомендуем брать за основу образа один из этих четырех цветов, а остальные три использовать как акценты.

Схема «Квадрат»

Создает образ из четырех цветов, находящихся на углах квадрата. Чтобы получить их, впишите квадрат в круг, соединив четыре цвета. Рекомендуем брать за основу образа один из этих четырех цветов, а остальные три использовать как акценты.

Итак, итогом вашей работы с цветовым кругом стал выбор двух-трех-четырех цветов. Далее мы расскажем, как видоизменять эти сочетания для создания разнообразных образов. Цвета цветового круга, а также дополняющие цвета, аналогичные цвета и оттенки в различных сочетаниях создают бесконечную палитру. Используя правила цветового круга, вы можете влиять на силуэт, восприятие образа и его настроение, выражать стиль и формировать нужное впечатление. Варьируйте сочетания и оттенки цветов, чтобы придавать силуэту и образу ритм.

Работа с контрастами.
Влияние контрастов на силуэт

→ дополняющие цвета (желтый / фиолетовый, синий / оранжевый, зеленый / красный)

→ теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, фиолетовый, голубой) цвета

→ черный и белый

→ яркие и нейтральные (красный и бежевый, синий и дымчатый)

→ светлые и темные (бледно-желтый и фиолетово-черный)

Контрастные цвета предназначены для динамичного, энергичного силуэта, они придают фигуре рельеф и объем. С осторожностью стоит носить контрасты людям невысокого роста и женщинам с фигурой типа «яблоко», так как контрастные цвета могут визуально резать силуэт.

Черный цвет используют для достижения визуальной стройности и утончения силуэта, белым добавляют объема и легкости.

Понять, насколько силуэт контрастен, можно, если представить образ в черно-белом. Например, голубой и красный в черно-белом видении будут выглядеть светло-серым и серо-черным.


​Работа с оттенками.
Влияние оттенков на силуэт

→ монохромные (цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого, полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах)

→ аналогичные или оттеняющие (желто-оранжевый и оранжевый)

→ нейтральные (серый, бежевый)

→ пастельные или мягкие (бледно-голубой, бледно-розовый)

Слабо контрастные оттенки подходят для минимизации образа, создания сбалансированного гармоничного силуэта. Визуально утончают и удлиняют.

Монохромные тона могут сочетать несколько оттенков, от светло-горчичного до коричневого, создавая цельный образ.

Нейтральные тона работают аналогично монохромным, смягчая силуэт и убирая контрастность. Серые, дымчатые, белые, бежевые, пыльный хаки идеально подходят для создания гардероба в минималистичном стиле.

Сочетание 3 и 4 оттенков. Балансировка силуэта

Используя набор из трех оттенков (нейтральный + теплый + холодный), вы можете создать несколько образов. Меняя пропорции, в которых сочетаются эти оттенки, вы можете балансировать силуэт, смягчая или контрастируя его.

Правило сочетания цветов, которое действует всегда:

3 цвета + 1 акцент = максимум 4 цвета (в схемах цветового круга)

Акцент также может смягчать образ или контрастировать его. Акцентировать силуэт можно обувью, сумками, аксессуарами, а также небольшими элементами гардероба.

Ключевые цветовые семейства

Новые цветовые сочетания появляются в мире моды ежегодно. Вместе с ними всегда актуальны ключевые цветовые семейства, которые актуализируются оттенками и формами выражения от сезона к сезону:

1 → нейтральные

2 → яркие

3 → романтические.

Нейтральные

Нейтральные : черный, бежевый, нюдовый, молочно-белый, терракотовый, коричневый, белый.

Темные : черный, серый, бордовый, синий, хаки.

Нейтральные цветовые семейства используются в униформах (военной, деловой), официальных костюмах, легких повседневных нарядах, модных total look. Могут использоваться для создания как классического традиционного, так и ультрамодного образа.

Яркие

Осенние : теплые тминный, бордовый, сине-зеленый, молочно-белый.

Летние : фруктовые и яркие лимонный, лазурный, ярко-розовый, зеленый.

Яркие цветовые семейства популярны для нарядов церемоний и торжеств, используются в женских деловых костюмах, модных нарядах и спортивной одежде.

Романтические

Романтические : цветочные и растительные сиреневые, фиалковые, розовые, салатовые, желтые.

Пастельные : перламутрово-белые, серебристые, нежно-голубые, нежно-розовые, нежно-коралловые, лавандовые.

Ключевые цветовые коды

Цветовой код - это устоявшееся цветовое сочетание, которое вызывает у человека определенные ассоциации. Коды могут вызывать положительные или отрицательные эмоции и относиться не только к моде. Например, желтый и красный могут ассоциироваться с Макдональдсом, черные и желтые - с предупреждающими вывесками или Билайном. Также к нежелательным цветовым кодам можно отнести пары черный + оранжевый (Хэллоуин), зеленый + красный (Новый год).

Урок 2
Полный цветовой круг

Цели и задачи : развивать графические умения и навыки; изучать свойства цветов и приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов.

Оборудование: акварель, гуашь (лучше), бумага, кисти, палитра, циркуль, линейка.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).

Зрительный ряд : методические таблицы «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные и сближенные цвета», «Подбор оттенков разных сочетаний цвета».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

1. Работа с методическими таблицами.

Учитель . Сколько цветов вы знаете? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас может получиться очень много, но не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Смешивая эти цвета, можно получить намного больше, чем 6.

А где мы их смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество оттенков и цветов, гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. Чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов и науку, которую изучают художники, – цветоведение .

Рассмотрите методические таблицы.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. «Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет», ахроматические – не цветные, это белый, черный, все серые. В этой группе «цвета» отличаются только по светлоте, тону, они не имеют цвета как такового.

Хроматические – все остальные цвета, цвета спектра. Они различаются по светлоте (оттенки, насыщенность) и цветовому тону. В свою очередь они делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов. А вот все остальные цвета можно получить смешением этих цветов. Поэтому и называются эти группы цветов основными и составными .

Попарное смешивание двух основных цветов дает нам составной.

Назовите, какой новый составной цвет получим от смешения пар:

красный + желтый = (оранжевый) ;

красный + синий = (фиолетовый) ;

желтый + синий = (зеленый) .

Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги.

Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

каждый

охотник

желает

знать,

где

сидит

фазан

красный

оранжевый

желтый

зеленый

голубой

синий

фиолетовый

Но голубой цвет не является ни основным, ни составным, так как получается смешиванием не основных цветов, а основного какого? (синего) с ахроматическим – белым. В этом ряду цветов составные цвета чередуются с основными.

А какой составной цвет находится между двумя основными? (Тот, который они дают при смешивании.)

Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца. Получается простой цветовой круг.

В рисовании используются обе группы цветов.

Цвета ахроматические чаще всего используются в рисунке, графике.

Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге.

Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Эти цвета напоминают солнце, огонь, жару. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные цвета – цвета зимы, луны, сумерек, мороза.

Какие это цвета? (Синий, фиолетовый, их смеси.)

А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, – он теплый, если синего, – холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они.

Красный и синий цвета – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают.

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, а также их смеси и оттенки.

Назовите пары контрастных цветов. (Красный – зеленый. Желтый – фиолетовый. Синий – оранжевый.)

2. Художественное слово о живописности осени.

Учитель . У каждого вида искусства есть свои выразительные средства, помогающие изобразить окружающий мир.

Отгадайте загадку о цветах.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно ль их нарисовать?

(Радуга.)

Слушая следующее стихотворение, запомните и назовите цвета, которые упоминаются в нем:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого?

Я на радуге живу

В домике лиловом .

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозерова

Названий каких цветов вы услышали больше – теплых или холодных? (Из 9 цветов – 5 теплых.) Перечислите те и другие. (Теплые – бежевые, алый, желтый, розовый, вишневый.)

III. Практическая работа под руководством учителя.

Учитель . Сегодня мы рисуем полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические, ахроматические.

Последовательность выполнения работы.

1. Возьмем циркуль и начертим на месте бумаги большой круг (во весь лист). Лист лежит вертикально. Делим его пополам. Отмечаем центр.

2. Делим его на 6 равных частей (геометрическим способом, с помощью транспортира).

3. Внутри и снаружи рисуем малый и большой круги.

4. Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и ровно закроем ими части круга (средние дольки) через одну в следующем порядке: красный, желтый, синий.

Закрашиваем средний ряд долей, не трогая соседние, внутренний и внешний круги.

5. Оставшиеся просветы закрашиваем составными цветами, смешивая 2 соседних основных цвета (не путать!). Работаем только с основными цветами и палитрой (а не готовой краской!).

6. Теперь к каждому цвету среднего круга поочередно добавляем поочередно добавляем по чуть-чуть черной краски (ахроматическая) и закрашиваем соответствующие им участки внешнего круга. Получится цвет более темный, глухой.

7. Затем к каждому цвету среднего круга поочередно добавим по чуть-чуть белой краски (также ахроматической) и также закроем соответствующие участки внутреннего круга.

У нас получился полный цветовой круг, в котором использованы хроматические (основные и составные) и ахроматические цвета.

Теперь нарисуем 3 пары квадратов – по 2 рядом. Раскрасьте квадраты контрастными цветами, взятыми из цветового круга.

Во время выполнения заданий учитель напоминает детям правила работы на уроке:

аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя кисточку тереть о бумагу, держать долго в воде (искривится и испортится волос);

смачивать (слегка) краски водой перед работой, аккуратно набирать краску на кисть, каждый раз промывая ее от предыдущей краски;

нельзя пачкать краски грязной (непромытой) кистью, для получения другого оттенка или цвета используем палитру;

карандаши должны быть хорошо заточены (показать) , линия должна быть легкой и без сильного нажима;

не берем краску слишком густо или слишком бледно! Краска должна ложиться ровно, мазками слева направо, горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8, с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она вся высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз;

лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно ее отжав;

работа считается законченной, если завершена в цвете, оценена учителем;

можно говорить шепотом с соседом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, но нельзя шуметь, спрашивать и отвечать сразу всем, очень громко смеяться, то есть нарушать рабочую обстановку на уроке.

IV. Итог урока.

На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.

Что вам понравилось на уроке?

Что интереснее: пользоваться готовыми «составными» цветами из набора или найти желаемый цвет самому?

  • Глава 01. Физика цвета
  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Двенадцатичастный цветовой круг

    Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета - желтый, красный и синий (рис. 3).

    Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; желтый - не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.

    Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью.

    Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный - справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:

    • желтый + красный = оранжевый;
    • желтый + синий = зеленый;
    • красный + синий = фиолетовый.

    Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это не легкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком желтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим.

    Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор.

    В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:

    • желтый + оранжевый = желто-оранжевый;
    • красный + оранжевый = красно-оранжевый;
    • красный + фиолетовый = красно-фиолетовый;
    • синий + фиолетовый = сине-фиолетовый;
    • синий + зеленый = сине-зеленый;
    • желтый + зеленый = желто-зеленый.

    Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре (рис. 3).

    Исаак Ньютон в свое время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.

    В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.

    Эта система дает возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.

    Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчетливо представить себе, например, 83-ю градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?

    Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определенностью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.

    Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сёра и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды.

    Страсть к цвету

    Для чего нужен цветовой круг?

    Цветовой круг демонстрирует взаимодействие субтрактивных цветов друг с другом.
    Это главный инструмент колориста в работе с цветом.

    Цветовой круг – цветовая модель колориста, позволяет понять, как цвета взаимодействуют друг с другом, и использовать это знание в работе. Чем лучше вы понимаете цветовой круг, чем больше его изучаете, тем все более и более интересным становится работа с цветом. Проверено!
    Изучение цветового круга является основой всех дальнейших знаний об окрашивании волос. Понимание цветового круга определяет ваше восприятие цвета.
    Цветовой круг демонстрирует первичные и вторичные субтрактивные цвета и описывает их взаимодействие друг с другом. Это делает его главным инструментом в работе с цветом. Мы все изучали цветовой круг в начале карьеры, но не все уделяли этому достаточно внимания, посчитав эту информацию второстепенной.

    Первичные и Вторичные цвета

    Первичные цвета – это цвета, которые невозможно получить путем смешивания других.

    Путем смешивания этих трех цветов можно получить все остальные цвета и их оттенки. В субтрактивной модели цветов, о которой идет речь, первичными цветами являются Циан, Маджента и Желтый.

    В описании теории цвета, в отношении окрашивания волос, невозможно использовать чистый циан и чистую мадженту (они не используются при производстве красителей), поэтому используются наиболее близкие им синий и красный цвета.


    Вторичные цвета получаются путем смешивания первичных в равных пропорциях

    Эти шесть цветов формируют основу цветового круга.

    3. Третичные цвета


    Смешение одного первичного и одного вторичного цвета в равных пропорциях дает цвет, называемый третичным: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Эти цвета также называются промежуточными.

    Цветовой Круг

    Первичные цвета имеют не одинаковую интенсивность

    На цветовом круге можно увидеть, что не все первичные цвета имеют одинаковую интенсивность.

    Влияние красного на цветовой результат композиции всегда будет заметнее, чем влияние желтого.
    Промежуточных цветов, различимых глазом, в желто-оранжевом спектре будет меньше, чем в сине-зеленом.

    Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе - самый светлый, а синий или сине-фиолетовый - самый тёмный.


    Комплементарные цвета имеют 2 противоречивых эффекта:
    - Взаимная нейтрализация
    - Усиление яркости друг друга

    У каждого цвета есть комплементарный ему другой цвет. Это цвет, занимающий противоположную позицию на цветовом круге.
    Оба эффекта можно использовать в цветовом дизайне. Умение использовать эти эффекты расширяет возможности колориста.

    Как это работает?
    1. Если смешать 2 комплементарных цвета равной интенсивности, то они взаимно нейтрализуют друг друга, цветовой результат должен получиться нейтральным, серо-коричневым.
    Этот эффект очень полезен в повседневной практике парикмахера и часто называется эффектом нейтрализации.
    2. Тем не менее, если разместить эти два цвета рядом друг с другом в секторном окрашивании так, чтобы они не смешивались, то эффект будет противоположным: цвета визуально будут восприниматься ярче, чем они есть, и вы получите максимальный контраст. Таким способом можно максимально выделить один цвет, разместив его «на фоне» другого, комплементарного ему цвета.

    Хроматические и ахроматические цвета


    Хроматические цвета – это чистые цвета, не содержащие белого, черного и серого.

    Цветовой круг демонстрирует только хроматические цвета.

    При смешивании 2-х первичных цветов получается другой хроматический цвет. Хроматические цвета – это цвета, не содержащие примесей белого, черного и серого.

    Ахроматические цвета

    Белый и черный – первичные ахроматические цвета; все оттенки серого, получающиеся путем смешивания белого и черного, – вторичные ахроматические цвета.

    Белый и Черный являются ахроматическими цветами. Эти цвета не включены в цветовой круг.

    По своим характеристикам они имеют статус первичных цветов.
    Все градации серого, получающиеся путем смешивания белого и черного, являются вторичными ахроматическими цветами. Используя ахроматические цвета, мы добавляем глубину хроматическим цветам.

    Как создается глубина тона?


    Путем смешивания всех трех первичных цветов или двух первичных с черным достигается нужная глубина. Мы можем получить любой оттенок, смешивая хроматические и ахроматические цвета: красный и желтый с черным или серым.

    Путем смешивания трех первичных цветов или двух первичных с черным достигается нужная глубина тона. В теории конечным результатом смешивания трех первичных цветов в максимальной концентрации будет черный цвет. На практике (что в окрашивании волос, что в типографии) результатом такого смешивания станет очень темный серо-коричневый цвет, поскольку применяемые пигменты не являются чистыми первичными цветами.
    При добавлении глубины цвету неизбежно снижается яркость относительно чистого первичного цвета. Поэтому цвета, имеющие глубину, можно назвать тусклыми.
    Все искусственные цвета волос, так же как и натуральные, являются цветами тусклыми.
    Чем больше мы добавляем глубины, тем темнее получается результат и тем меньше яркости будет иметь оттенок.
    Натуральный цвет волос – это также комбинация хроматических и ахроматических цветов (феомеланин и эумеланин).
    На цветовом круге нейтральные хроматические цвета располагаются в центре.
    При окрашивании волос нужно понимать влияние глубины тона на цвет. Характер любого цвета будет меняться при изменении его глубины.

    Подсказка: воспроизведение таблицы Иттена помогает тренировать цветовосприятие.

    Эта таблица позволяет оценить изменение оттенка при изменении его глубины и сравнить разные цвета одной глубины тона. Воспроизводить таблицу можно с помощью нарезанных карточек или с помощью прядей волос из палитры.

    Например: тот оттенок, который мы привыкли называть Шоколадным, по сути является темным оранжевым цветом.
    Насыщенный шоколадный тон – это комбинация цвета и глубины. Если не будет достаточной глубины, цвет станет близким к оранжевому.
    Если нанести оттенок «средний коричневый шоколадный» на светлую базу, например 7-0, то отсутствие необходимой глубины приведет к получению более яркого, более оранжевого оттенка.

    Зеленый, синий и фиолетовый условно относятся к группе холодных (матовых) оттенков. Красный, оранжевый и желтый – к группе теплых (модных) оттенков.

    Серый/Сине-фиолетовый = Сандрэ

    Серый/Синий = Пепельный

    Оливковый/Синий = Матовый

    Желтый = Золотистый

    Оранжевый = Медный

    Красный = Красный

    Пурпурный = Фиолетовый

    Цветовой круг изменился, чтобы соответствовать современной терминологии и практике и точнее отражать правила работы с цветом. Названия некоторых цветов отличаются от оригинальных названий, чтобы соответствовать получаемым результатам. Например, окрашивание пепельными оттенками дает приглушенный пепельный результат, а не яркий синий цвет.

    Знание точных позиций оттенков в цветовом круге помогает при составлении формулы окрашивания.

    Научившись работать с этим инструментом, вы сможете составлять формулы окрашивания, точно прогнозируя конечный цветовой результат. Но не забывайте, что на результате окрашивания скажется не только составленная вами формула, но и фон осветления, для вычисления которого нужно понимать, что произойдет с натуральными пигментами в процессе окрашивания.