Домой / Глаза / Приучаем карапуза к самостоятельным играм. Тренировки для детей по футболу: финты и упражнения

Приучаем карапуза к самостоятельным играм. Тренировки для детей по футболу: финты и упражнения

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о пользе и необходимости обучения самостоятельной игре. В жизни каждого родителя наступает период, когда пора научить ребёнка играть самому. И не всегда это обусловлено недостатком времени и выходом на работу, это необходимый процесс становления правильной психики и взросления малыша.

Плюсы самостоятельной игры

Почему так важно, чтоб малыш умел играть без посторонней помощи? Оказывается, этот процесс имеет положительный эффект для развития определённых навыков. Так, малыш, который научился играть самостоятельно:

  1. Сможет стать более самоуверенным, повысится его самооценка.
  2. Положительно повлияет на развитие речевых навыков.
  3. Будет активно развиваться фантазия ребёнка, а также его образное мышление.
  4. Позволит обзавестись терпением и усидчивостью.
  5. Малыш постепенно научится преодолевать трудности.
  6. Ребёнок поймёт, что нужно мыслить логически при принятии тех или иных решений.
  7. Научит карапуза моментально реагировать по обстоятельствам.

Возрастные особенности

Первые попытки самостоятельной игры вы сможете наблюдать уже с годовалого возраста. Однако, будьте готовы к тому, что такое занятие не продлиться дольше, чем пять минут и ребёнок быстро потеряет интерес. Малыши до двухлетнего возраста тратят на игры без маминого участия до 20 минут, а вот, начиная с трёхлетнего возраста, этот процесс может занимать не меньше получаса и длиться довольно долго. Именно этот возраст самый оптимальный для того, чтоб приучать ребёнка играть самостоятельно, раньше не имеет особого смысла, только если ваш карапуз сам проявляет инициативу.

Детки до двухлетнего возраста активно познают окружающий мир, пробуют его «на вкус», хотят помочь маме в её делах. Не препятствуйте этим начинаниям. Позволяйте малышу самостоятельно кушать, одеваться. Также карапузы с радостью поиграют крышечками, пластиковыми коробочками от йогурта, ложечками, мячиком.

Детки до трёхлетнего возраста для своих игр начнут использовать кукол, мягкие игрушки, большие машины.

У малышей старше трёх лет самостоятельные игры идут полным ходом. Однако, находясь на детской площадке, они с радостью поиграют и с другими карапузами, при этом не забудут рассказать о правилах придуманной игры.

Мой сын в трёхлетнем возрасте любил играть, как самостоятельно, так и со мной. Он придумывал какой-то сюжет, расставлял игрушки и приглашал меня присоединиться. При этом рассказывал, что будет происходить, знакомил меня с героями своей игры. Часто Никита играл самостоятельно, а я в это время занималась домашними заботами.

Выбираем подходящие игрушки

Важно, чтоб у малыша под рукой одновременно находилось не много игровых предметов. Ограничивайте его выбор. Например, оставьте только коляску с куклой или набор машинок. Постепенно он и сам научится концентрировать своё внимание на отдельных предметах, и не будет хвататься за всё подряд. Также необходимо сразу приучать складывать игрушки на место. Мы использовали большую коробку, куда сынишка относил крупные предметы, для кубиков был пакет, для конструктора – коробка поменьше, для моделей машин – полочка в тумбочке, мячик лежал в углу комнаты.

Какие же игрушки необходимы малышу для самостоятельной игры:

  1. Предметы для сюжетных игр. Это может быть набор доктора, строителя, повара, набор для похода за покупками, кассовый аппарат.
  2. Палатки, или, как мы делали: строили домик, используя стулья, подушки от дивана и покрывала.
  3. Человекоподобные игрушки. Дети примеряют на себе роль родителя или старшего братика (сестрички), когда играют с куклами. Причём, нет ничего плохого в том, что и мальчику интересно понянчиться с пупсом, он будущий папа.
  4. Большой интерес, особенно у девочек, вызовут коляски , в которых они с радостью будут катать не только кукол, но и других плюшевых зверей.
  5. Как мальчикам, так и девочкам, понравится кататься на машинках, где они самостоятельно будут крутить руль и при этом перемещаться. У нас такой транспорт появился в годовалом возрасте и приносил немало удовольствия.
  6. Детки очень любят экспериментировать с ненужными предметами. Это могут быть пустые коробки от бытовой техники. У нас они часто превращались в ракету, подводную лодку, корабль, причём, при использовании больших коробок, транспорт становился пригодным не только для солдатиков, но и для моего сынишки. Один раз Никита сделал телевизор из коробки. Тут ему понадобилось дорисовать детали, а некоторые отдельно вырезать и приклеить.
  7. Игрушки для спортивного развития. Особое место занимают скакалки и мячи.
  8. Любимые игрушки. Это может быть маленькая машинка, трактор или плюшевый зайчик, с которым ребёнок никогда не расстаётся, берёт с собой на улицу и в садик, даже вместе с игрушкой отправляется спать.
  9. Набор конструктора, кубики – вот, где полёту фантазии ребёнка не будет границ. Мой сын обожал строить всевозможные башни из кубиков, потом звал меня, чтоб я оценила его работу. С конструктором, особенно мелким, нужно быть осторожным и не стоит оставлять карапуза без присмотра, но в то же время не вмешиваться в игровой процесс, пусть ребёнок сам творит.
  10. Пластилин, тесто для лепки, краски – всё это направлено, как на развитие мелкой моторики, так и творческого потенциала малыша.
  11. Наборы солдатиков, комплекты машинок, кукольный домик с его жителями, набор резиновых животных – всё это также позволит развить фантазию ребёнка и поспособствует развитию самостоятельной игры.

Как научить ребёнка играться самостоятельно

  1. Важно, начиная с самого раннего возраста, позволять карапузу принимать самостоятельные решения. Разрешайте ребёнку держать ложечку во время еды, надевать хоть какую-то часть одежды и так далее.
  2. Выделите удобное место для игр, помните, что оно должно быть безопасным и уютным.
  3. Не забывайте менять игрушки, иногда не помешает и смена игрового пространства.
  4. Разрешите ребёнку помогать вам при приготовлении пищи, уборке.
  5. Покажите на своём примере, как можно играть игрушками без чьей либо помощи. Помните, что игровой процесс должен быть коротким на первых порах, по мере привыкания ребёнка к самостоятельности – он будет удлиняться.
  6. Не расстраивайтесь, если поначалу ничего не получается. Оцените обстановку, возможно, присутствуют факторы, которые препятствуют правильному развитию ребёнка.
  7. Не думайте, что вы плохая мама, раз не можете поиграть вместе с малышом и оставляете его наедине с игрушками. Помните, это очень важно для его правильного развития.
  8. Не забывайте интересоваться игрой ребёнка, пусть он чувствует, что вы его не бросили.
  9. Если нужно, подскажите малышу, как лучше поступить, что использовать для той или иной игры.
  10. Не забывайте хвалить кроху за его успехи.

  1. Следите за тем, чтоб игровой процесс ребёнка был полностью безопасным.
  2. Убедитесь, что место для игр ребёнка подобрано правильно, карапузу комфортно.
  3. Позаботьтесь о присутствии развивающих игрушек , но не интерактивных.
  4. Обязательно интересуйтесь игровым процессом ребёнка. Если малыш выделяет особое внимание какому-то моменту, обязательно уделите ему время. Карапузу важно родительское внимание даже во время самостоятельных игр.
  5. Не оставляйте ребёнка совсем одного. Важно, чтоб вы отзывались на его просьбы, даже если находитесь в другой комнате. Это необходимо, чтоб уменьшить тревогу малыша.
  6. Если ребёнок не может, например, дособирать пазл, или он застрял на каком-то этапе, помогите ему, в этом нет ничего плохого.
  7. Не забывайте хвалить карапуза за его самостоятельность.
  8. Если малышу страшно оставаться одному в комнате, не уходите, но занимайтесь при этом своими делами. Главное, чтоб карапуз видел ваше присутствие.
  9. Не спешите, не требуйте от ребёнка моментального перехода к самостоятельным играм, делайте всё постепенно.

Теперь вы знаете, насколько важно, чтоб малыш своевременно начал играть без посторонней помощи. Помните, что это не только благоприятно влияет на развитие творческих способностей и фантазии ребёнка, позволяет ему логически мыслить, но также и укрепляет его психологически, учит быть ответственным и терпеливым, а это окажет немаловажное значение во взрослой жизни. Не забывайте, что процесс перехода к самостоятельным играм не должен быть резким и важно знать, какие игрушки соответствуют возрасту вашего ребёнка. Соблюдайте рекомендации, и ваш малыш научится играть самостоятельно, и будет получать немалое удовольствие от игрового процесса.

Умение самостоятельно играть является признаком взросления ребенка. Предлагаем советы родителям, как помочь малышу играть, не привлекая к этому процессу взрослых.

Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать. Но вовсе не потому, чтобы мама освободила свое время для выполнения домашних дел. Приоритетнее то, что этот навык - умение придумывать себе разные развлечения и интересные занятия - является признаком взросления ребенка. Чаще всего малыш может сам найти себе занятие на время, в среднем до 50-60 минут, к 3-му году жизни.

Но ошибочно думать, что 3-летний малыш без предварительной подготовки и помощи взрослых сумеет самостоятельно играть. Родителям важно создать для этого предпосылки и условия. Предлагаем 15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно.

Самостоятельная игра развивает у ребенка такие качества, как:

  • инициатива;
  • умение преодолевать затруднения;
  • настойчивость в достижении цели;
  • умение найти альтернативные способы решения задач (относительно детских головоломок, пазлов);
  • терпение.

Совет 1: заботимся о безопасности
Создайте безопасные условия для самостоятельной игры ребенка. Так как какое-то время он будет без ежеминутного приглядывания взрослых, необходимо убедиться в отсутствии острых и режущих предметов, наполненных стаканов, розеток без заглушек.

Совет 2: организуем игровую зону
Организуйте для малыша уголок в квартире, где он будет чувствовать себя максимально комфортно. Как правило, дети любят устраивать там все по своему вкусу и с удовольствием играют в личном уголке продолжительное время.

Совет 3: подбираем развивающие игрушки
Предложите малышу игрушки , с которыми он сможет играть без помощи взрослых. Это могут быть фломастеры или краски, кубики , музыкальные и развивающие игрушки, железная дорога, машинки. Девочки к 3-летнему возрасту уже начинают играть в «дом» и любят возиться с куклами и детской посудой. Если площадь квартиры позволяет, занять ребенка поможет велосипед.

Совет 4: интересуемся процессом
Помните, что ребенку важно внимание родителей к его игре. Поэтому время от времени нужно интересоваться успехами малыша, особенно если он рисует, собирает конструктор или строит что-то из кубиков.

Совет 5: поддерживаем контакт
Отзывайтесь на вопросы ребенка сразу же, где бы ни находились. Это поможет ему не чувствовать тревогу из-за ощущения одиночества во время игры.

Совет 6: повышаем интерес к игре
Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив нарисовать или собрать что-то новое.

Совет 7: помогаем достичь цели игры
Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается собрать фигуру из конструктора или воедино весь пазл . Немного взрослой помощи - и игра продолжается.

Совет 8: «нарушаем» правила
Не навязывайте ребенку правила игры, если понимаете, что он играет вовсе не так, как общепринято. К примеру, малыш может не сам кататься на велосипеде, а возить на нем куклу или мягкую игрушку.

Совет 9: поощряем самостоятельность
Поощряйте самостоятельную игру, не одергивая запретами вроде «Нельзя топать ногами», «Нельзя бегать», «Нельзя бросать игрушки». Правильнее все объяснить без частицы «не», так у ребенка будет меньше негатива и желания не слушаться.

Приучение ребенка к самостоятельной игре нужно начинать постепенно и при условии, что малыш спокоен, отдохнул, здоров, сыт и находится в хорошем настроении. Родителям важно ощущать чувство меры, которое подскажет, сколько времени их ребенок может обходиться без присутствия взрослых.

Совет 10: учим преодолевать трудности
Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.

Совет 11: «копируем» дела взрослых
Поощряйте ребенка, если во время самостоятельной игры он подражает занятиям взрослых, к примеру, мамы: делает уборку в игрушках, моет детскую посуду, одевает или причесывает кукол.

Совет 12: придумываем мотивацию
Мотивируйте ребенка к самостоятельной игре. Например, после того как малыш нарисует что-либо, похвалите его за красивый рисунок и предложите что-нибудь особенно вкусное. Но не превращайте игру в зарабатывание лакомства.

Совет 13: гордимся успехами ребенка
Демонстрируйте искреннюю гордость результатами самостоятельной игры ребенка. К примеру, если малыш рисовал, повесьте его рисунки на видное место и покажите папе, когда он вернется домой с работы.

Совет 14: увеличиваем время самостоятельной игры
Старайтесь продлевать время самостоятельной игры, время от времени подсказывая ребенку идеи для нового занятия.

Совет 15: приветствуем сюжетные игры
Помните, что самостоятельная игра создает предпосылки для перехода к более сложным формам сюжетной игры. А это фактор умения ребенка играть и общаться со сверстниками.

В случае если ребенок старше 3-летнего возраста отказывается играть самостоятельно, родителям следует обратиться к психологам. Они выяснят и устранят причину нежелания малыша занимать себя без участия взрослых, а также научат его играть самостоятельно.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Самостоятельность заложена в ребенке от рождения: он разглядывает свои ручки, играет с подвесными погремушками, но это только первый предвестник активной и творческой игры.

Первоначально малыш играет в присутствии родителей, порой с их участием. Ведь нужно показать малышу, как катать машинку и складывать кубики.
Зачастую дети сами стремятся к самостоятельности, и необходимо их в этом поддерживать. Важно правильно хвалить ребенка, так как дети нуждаются в поощрении. Например: “Я вижу на твоем рисунке дом и цветы. Наверное, много разных цветных карандашей пришлось использовать, зато как красиво получилось. Да ты у нас настоящий художник!”»

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Подрастая, ребенок доставляет родителям все больше хлопот. Двухлетний малыш не всегда может сам себя занять надолго, ему требуется постоянное присутствие мамы. Как же научить ребенка играть одному, чтобы выкроить время для хозяйства? Этот вопрос часто встает перед молодыми мамами, которые не успевают решать ежедневные задачи по дому. Мы постараемся разобраться, какие ошибки совершают родители малышей и научим тому, как занять ребенка.

Иногда маме очень хочется предоставить ребенка самому себе и спокойно заниматься делами

Игра и ее значение

Важным элементом развития ребенка, его психологического и физического созревания, является игра. Ее функция кроется не столько в результате, сколько в самом процессе. Малыш сам придумывает правила, сочиняет сюжет, ищет применение знакомым вещам – строит поезд из стульев, собирает новую модель из конструктора или просто играет в дочки-матери. Все это служит мощным толчком в развитии нервной системы, а также воспитывает элементарные навыки, которые принесут пользу во взрослой жизни.

Играть можно не только с другими детьми или выполнять правила, придуманные мамой. Важно, чтобы ребенок смог попадать в волшебный мир игры самостоятельно, ведь так он учится многому - преодолевать препятствия, развивать мышление, фантазию, искать различные способы решения. Какая игра наиболее комфортна в каждом возрасте? Как приучить малыша быть самодостаточным, не терять интерес к своим действиям на протяжении длительного периода?

Разделение интересов по возрастам

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для каждого возраста существуют наиболее удачные игры, очень важно уметь правильно их подбирать. То, что понравится ребенку 5 лет, не подойдет 3-летнему. Двухлетний малыш не сможет разбираться в хитроумных правилах настольных игр или перевоплощаться в какого-либо героя мультфильма. Для этого возраста идеальна деятельность, предлагающая использовать, брать в руки различные предметы. Малыш именно сейчас учится управлять своим телом – прыгать, спускаться по ступеням, а также начинает постигать манипуляции по складыванию игрушек в коробки или ящики.


Двухлетний ребенок пока не может осилить сложные сюжетные игры

Занятия для детей 1,5-2 лет

Чаще всего мама 1-2-годовалого малыша находится рядом и время от времени пытается заинтересовать его игрушкой, чтобы он не требовал от нее слишком много внимания. Если же у крохи не все получается, он сразу же дает понять, что ему нужна помощь. В этом возрасте ребенок вполне может находиться в одиночестве, если правильно подобрать для него вид занятия.

Первое, о чем нужно позаботиться – безопасность малыша. Важно создать для него пространство, в котором он может свободно перемещаться и играть. Прежде, чем оставлять ребенка одного, нужно убедиться, что он не будет иметь доступ к розеткам, не сможет открыть окно, достать ножницы или нож. Затем можно разложить вокруг него различные предметы, которые безопасно брать в рот. Пусть они все будут разного размера, цвета, изготовлены из различных материалов. Отлично подойдут шелестящие мягкие книжки, резиновые игрушки, различные сортеры.

Оставлять ребенка одного надолго не стоит – сначала нужно находиться поблизости, чтобы в случае необходимости помочь малышу и успокоить его. Если кроха увлекся, нельзя мешать ему и прерывать игру различными замечаниями. Очень важно поощрять самостоятельные занятия, хвалить малыша и всячески показывать, что мама довольна его действиями.

Ребенок 2-3 года

Дети в возрасте 2-3 лет уже немного по-другому относятся к игре. Они не так активно тянут любой предмет в рот, у таких малышей начинает проявляться интерес к играм с четким сюжетом. Следующий этап, к которому движется малыш – ролевая игра. У ребенка, которому уже исполнилось 2 года, появляется интерес к подражанию (см. также: ). Он старательно копирует действия взрослых, перенося их в свой вымышленный мир.


Ближе к трем годам дети начинают с радостью участвовать в ролевых играх

Девочки будут усаживать куклу за стол, кормить ее с ложечки, укладывать спать, мальчики - с удовольствием катать в машинке солдатиков или человечков. Очень хорошо в этом возрасте пробовать складывать из конструктора различные строения. Задача родителей – помочь сыну или дочери найти способы взаимодействия с предметами, которые могут заменить собой ту или иную взрослую вещь. Затем попытаться придумать несколько вариантов игры, создать нужную атмосферу и «запустить» фантазию ребенка.

Есть смысл постараться уйти на задний план и позволить малышу побыть одному, самостоятельно развлечь себя. Скорее всего, он сможет занимать сам себя в течение двадцати-тридцати минут, затем захочет пообщаться со взрослыми. В этот момент нужно плавно переключить его внимание на другие события – покормить, собраться на прогулку или просто почитать книжку. Важно не позволять малышу почувствовать скуку, а дать ему возможность сохранить благоприятные впечатления от игры, придуманной им самим.

Ребенок 3-6 лет

Этот период в жизни ребенка условно можно назвать дошкольным. Трехлетний малыш начинает осознавать понятие дружбы, он учится общаться, строить отношения с ровесниками. Если понаблюдать со стороны за игрой дошкольников, которым 3-4 года, можно увидеть, как они создают правила и стремятся добиться их выполнения от своих товарищей. На этом этапе на первый план выходит ролевая игра – дети с легкостью распределяют роли и следуют намеченной линии поведения.


В дошкольном возрасте игры становятся сюжетными, в них может участвовать сразу несколько человек

Родители в это время не должны мешать зарождающейся дружбе - следует позволить отпрыску наладить отношения с товарищами. Однако иногда дошкольники не могут найти компромисс, каждый из них хочет стать лидером. Здесь важно уметь мягко, но настойчиво разнять спорщиков и предложить им потратить свою энергию на другие цели, например, устроить мини-соревнования.

Дома с ребенком можно моделировать события, происходящие в магазине, в школе, в поликлинике. В виде игры показать ему, как правильно себя вести в общественных местах - например, спокойно ожидать маму, которая собирается оплатить счет в кассе.

В этот период можно предлагать малышу своеобразный обмен: он может поиграть сам, пока мама готовит обед, а затем они вдвоем отправятся на прогулку. Обычно дети с удовольствием следуют поставленной задаче и значительно облегчают жизнь взрослым.

Несколько причин того, почему малыш не хочет играть сам

Иногда родители жалуются, что чадо ни под каким предлогом не хочет оставаться наедине с собой. Наиболее вероятная причина в том, что малыш не получил от мамы достаточно внимания. Маленьким детям очень важен контакт с мамой – телесный и психологический. Важно выделить на общение с малышом хотя бы 20 минут – побаловаться с ним, обнять его и рассказать что-нибудь интересное. После он сможет довольно длительный период обходиться без мамы.


Если некоторое время уделить исключительно ребенку, то потом он сможет поиграть один

Есть и другие причины того, почему ребенок не желает оставаться сам. Он может не очень хорошо себя чувствовать, быть голодным. Ему может быть некомфортно – холодно, жарко или неудобно находиться в новой одежде.

Нельзя оставлять малыша одного тогда, когда он не в настроении – чем-то расстроен, плачет или просто капризничает. Этим можно только усугубить его состояние и оставить негативное впечатление от самостоятельной игры. В следующий раз малыша будет труднее оставить в одиночестве – он вспомнит этот момент и будет заранее сопротивляться тому, что его хотят «бросить».

Иногда устранение возможных причин недовольства ребенка не помогает, малыш все равно не хочет оставаться без родителей – впадает в панику, кричит, держится за мамину руку. Не стоит настаивать, лучше подождать несколько дней и попробовать снова. Если же малыш, которому уже больше двух, не готов оторваться от мамы даже на 5-10 минут, есть смысл проконсультироваться с детским психологом. Проблема может оказаться гораздо глубже и серьезнее, без участия специалиста с ней справиться будет трудно.

Организация игры

Когда в семье появляется ребенок, родителям стоит сразу продумать не только место для сна, но и место, где он будет играть. Важно, чтобы игровое пространство было удобным и безопасным. Доктор Комаровский советует опуститься на уровень роста крохи и оглянуться вокруг – можно увидеть много интересного. Не стоит полагаться на запреты - малыш может заиграться и забыть, что в розетку лезть нельзя. Лучше сделать так, чтобы он не смог навредить себе. Опасность представляют различные шкафчики и ящики – не только возможностью прищемить палец, но и содержимым. Нужно, чтобы ножницы, ножи, циркули, хрупкие и бьющиеся предметы были недосягаемы для ребенка.

Особо следует остановиться на организации хранения игрушек. Если они будут просто сложены в углу – комната быстро превратится в захламленное неопрятное помещение. Кроме того, ребенок не сможет приучиться складывать машинки и куклы, оставляя после своих действий порядок. Нужно продумать место для каждого вида игрушек – хранить их на открытых стеллажах, в специальных корзинах или коробках.

Психологи советуют не давать ребенку сразу много игрушек. Нужно выделить ему для занятий небольшое количество, остальные убрать. Когда малыш наиграется выделенным количеством, их можно спрятать и предложить ему другие, которых он давно не видел. Тогда кроха будет заинтересован своим занятием и ему долго не наскучит игра.

Что подойдет для самостоятельной игры?

Чтобы ребенок не потерял интерес к игре и не устал, нужно правильно подбирать для него игрушки. Не стоит оставлять его одного со сложной развивающей или настольной игрой, в которой он не сможет разобраться без участия взрослого. Лучше подобрать знакомые предметы или предложить сюжет, участником которого он сможет стать сам. Игрушки, которые наилучшим образом подойдут для самостоятельных занятий:

  • Всевозможные предметы для имитации профессиональной деятельности: набор доктора, парикмахера, инструменты столяра, швейная, стиральная машинка.
  • Мягкие игрушки или куклы, с которыми малыш не расстается – кладет рядом в постель, сажает за стол и берет в поездку.
  • Предметы, не предназначенные для игры – картонные коробки, подушечки, крышки от банок, кусочки ткани. Иногда малыш умело превращает простые вещи во что угодно.
  • Идеальна для самостоятельной игры детская палатка, в которой ребенок сможет уютно устроиться. Вместо покупного домика можно использовать стул, накрытый одеялом.
  • Подойдут игры, которые малыш уже освоил и должен разбираться в них без помощи взрослых – пазлы, сортеры, мозаика, конструктор и т.д.

Предметы быта тоже могут стать отличными игрушками для ребенка

Спортивные игрушки – мячи, обручи, скакалки лучше не использовать. Ребенок может попасть мячом в шкаф или люстру, поскользнуться, упасть. Также не стоит давать ему интерактивные игрушки – они не позволяют развиваться воображению и ограничивают возможные варианты развития событий. Напротив, нужно стремиться развивать инициативность и фантазию малыша, чтобы он смог занимать себя сам.

Подведем итоги

Чтобы ребенок научился играть самостоятельно, родители должны проследить за выполнением нескольких условий. Мы о них рассказали выше, теперь же кратко напомним о самых главных требованиях:

  • Создание безопасных условий для игры, выделение достаточного пространства.
  • Предварительное тесное общение с отпрыском, чтобы он не чувствовал себя брошенным.
  • Адекватное реагирование на просьбы о помощи. Мама не должна уходить надолго и не отвечать на зов малыша.
  • Развитие воображения, тренировка привычки занимать себя.
  • Поощрение за самостоятельность, похвала мамы.
  • Плавное увеличение времени, отведенного на автономные занятия.

Научить ребенка играть самостоятельно не так сложно (рекомендуем прочитать: ). Нужно действовать последовательно, не забывая о выбранной модели поведения с малышом даже в гостях. Кроха постепенно приучится развлекать себя сам. Этот процесс будет мягким и комфортным, если мама с папой станут поддерживать ребенка, регулярно уделять ему хотя бы немного времени и поощрять новые достижения.

Как научить ребёнка играть самостоятельно? Вопрос этот волнует многих родителей. Отчасти потому, что когда малыш занят чем-то своим, мама и папа могут посвятить это время домашним хлопотам, заняться каким-нибудь любимым делом, или просто отдохнуть. А отчасти - родители ведь понимают, что развитие у карапуза умения найти для себя интересное занятие и способности некоторое время обходиться без опеки взрослых – это очередной этап взросления крохи. Ещё одна ступенька на пути становления его, как личности. Перешагнуть через которую никак нельзя. И то, насколько быстро ребёнок освоит новый навык, напрямую зависит от того, сколько усилий приложат для этого его родные.

Зачем учить малыша играть самостоятельно?

Так же, как малютка не умеет есть самостоятельно или, например, одеваться, играть один он тоже не сможет до тех пор, пока ему не покажут, как это делается. Мало того, должно пройти некоторое время, чтобы у крохи накопился определённый игровой опыт.

Играть ребёнка нужно учить так же, как и ходить, принимать пищу или одеваться самостоятельно

Играя один, малыш моделирует жизненные ситуации, ищет пути выхода из затруднительных положений, примеряет на себя разные образы, формирует в своём сознании собственное отношение к добру и злу, правде и неправде и др.

Самостоятельная игра развивает в ребёнке:

  • чувство уверенности в себе и своих силах;
  • устную речь и ;
  • воображение и ;
  • инициативу и терпение;
  • настойчивость и умение преодолевать трудности;
  • навыки в поиске альтернативных решений.

Но всё это возможно только при условии, что родители будут периодически направлять игру в нужное русло, и обеспечат ребёнка правильным (с точки зрения смысловой наполненности) и качественным игровым инвентарём.

Карапуза нужно сначала научить играть в разные игры, а потом уже ожидать от него проявления инициативы и какой-то увлечённости игровым процессом.

Организовать игровое пространство для малыша нужно так, чтобы он во время игры ощущал себя максимально комфортно

Игровое пространство

Для начала, продумайте, где и чем будет играть ребёнок, чтобы вы спокойно могли оставить его на некоторое время одного. Кроха должен чувствовать себя комфортно. И находиться в полной безопасности при этом.

Многочисленные запреты помешают карапузу быть самостоятельным и активным. Поэтому лучше предусмотреть все опасности, которые могут подстеречь малютку во время игры, и устранить их заблаговременно.

Не скользкий пол, лёгкие устойчивые стулья, низкие . Всё ценное, бьющееся и потенциально опасное для малыша не должно находиться в пределах его досягаемости.

Со всей серьёзностью подойдите к вопросу . Ребёнку должно быть удобно их доставать и после игры ставить на место. Расставляйте игрушки так, чтобы ими крохе сразу же хотелось поиграть.

Пупса определите в детскую колясочку, вокруг столика с игрушечной посудой рассадите гостей, из конструктора сложите дом, а пластмассовых зверушек расположите соответственно сюжету какой-то знакомой малютке сказки.

Не ограничивайтесь покупкой игрушек в магазине. Предметы домашнего обихода тоже подойдут для самостоятельных игр вашего ребёнка, так как позволят ему имитировать деятельность взрослых

Какие игрушки лучше предложить?

Игрушек в единовременном распоряжении карапуза должно быть немного. Регулярно производите ревизии в малышовом хозяйстве. Прячьте те, к которым на данный момент интерес у ребёнка угас, и выставляйте те, за которыми он уже успел соскучиться.

Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.

Игрушки для самостоятельных игр

  1. Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
  2. Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
  3. Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
  4. Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
  5. Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
  6. Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
  7. Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
  8. Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).

Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними

Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.

А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.

Карапуз по достоинству оценит яркие и выразительные игрушки, которые можно использовать для разных игр, не ограничивая способы применения и не привязываясь к конкретному сюжету.

Ребёнку 1-2 года: с чего начать?

Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.

Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.

Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.

А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.

Волшебный мешок

Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.

Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?

Заветный шкаф

В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.

Мамина сумка

Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.

Не ожидайте мгновенных результатов. Ребёнок, бесспорно, научится играть самостоятельно. Но на это уйдёт некоторое время. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от темперамента малыша. А также от вашей компетентности в данном вопросе и от вашего же терпения.

Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.

Во-первых , карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.

И, во-вторых , игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.

В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии

Игры для детей 3-4 лет

С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игры – сюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.

Во что играют дошколята?

  • С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
  • С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
  • Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
  • Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
  • Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
  • Любят играть в игры со сменой нарядов.

Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время

В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.

И помните, чем больше с крохой играют, тем ярче проявляется у него интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно.

Видео «Как добиться, чтобы ребёнок играл сам?»