Домой / Глаза / Программа воспитательных мероприятий. Комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников

Программа воспитательных мероприятий. Комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников

Забота о нравственном здоровье молодежи – не только семьи, но и государства, поскольку это основа безопасности страны. В восстановлении традиционной нравственной культуры значимое место принадлежит работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников . Условия, которые для этого необходимы:

  • развитие в единстве чувств, сознания, поведения детей;
  • усилия воспитателей по приобщению ребят к разнообразной полезной деятельности;
  • содействие развитию в школьном коллективе гуманистических отношений, создание ситуаций, когда воспитанники поставлены перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Значение воспитания нравственности для общества

Морально-нравственная обстановка многих семей, общества в целом оставляет желать лучшего. Характерными причинами такой ситуации можно назвать отсутствие постоянной культурно-досуговой работы, здоровая физическая подготовка молодежи подменяется псевдонаукой о безопасном сексе, в школе отсутствует патриотическое воспитание, а политика государства скорее разрушает накопленный десятилетиями ценный педагогический опыт .

Процессы усиливаются мощным потоком пропаганды насилия, разврата, алкоголя при полном отсутствии у государственных и правоохранительных органов действенных методов для изменения ситуации.

В современной системе образования духовно-нравственному развитию уделяется чрезвычайно малое внимание. Спасением для страны должно стать восстановление научной, художественной, традиционной религиозной культуры . Гармония и красота, построенные на православно-христианских принципах – главный рычаг в преодолении кризиса в образовании, культуре, внутреннем мире человека.

Основными критериями, позволяющими судить о нравственной воспитанности детей, могут служить:

  • гордость за свою Родину;
  • умение быть полезным, обслуживать себя;
  • стремление к добрым взаимоотношениям, любовь к чтению, труду;
  • умение выбирать друзей, не подводить близких;
  • критическое отношение к своим недостаткам;
  • желание сохранять общественные ценности, родную природу;
  • помощь близким, товарищам, инвалидам;
  • творческое отношение к учебе и самостоятельной работе, участие в общественных мероприятиях.

Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании

Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад. Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться. Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами .

Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.

Правильно организованная школьная жизнь активно противодействует примерам аморального и разрушительного поведения, которые захватывают детское сознание посредством компьютерных игр и телепередач.

В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.

Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.

Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками. Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно .

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новодмитриевская начальная школа»

Сценарий внеклассного мероприятия

«День Доброты»

подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Татьяна Николаевна

С. Новая Дмитриевка

Внеклассное мероприятие по духовно – нравственному воспитанию для учащихся начальной школы на тему «День Доброты»

Цели: воспитывать духовно - нравственные качества личности ребенка;

    расширение кругозора;

    способствовать формированию у детей доброты и милосердия, расширить знания о их роли в жизни каждого человека;

    воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности; навыки культуры общения.

Оборудование : мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, листочки со словами: цвет, слово, чувство, сказочный герой, поступок; памятка со словами Ш.А.Амонашвили.

Ход мероприятия.

    Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! День у нас сегодня совсем необычный! День, наполненный добротой, нежностью и лаской, потому что у нас День Доброты! Очень доброй традицией для многих стран стало ежегодное празднование 13 ноября Всемирного дня Доброты. Впервые День Доброты прошел в нашей стране в 2009 году – тогда в Москве на Манежной площади состоялся флешмоб, в котором приняли участие все желающие. Пришедшие на площадь ровно в 11-00 часов взялись за руки, образовав большой круг, в центре которого оказался Глобус Часов Мира.(Показ слайда) - Давайте тоже начнём наше мероприятие с доброго флешмоба. (Под песню «Что такое доброта?» Группа «Барбарики». Дети повторяют движения за учителем).

    Работа с понятием. «Что такое доброта?»

Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)

Это все хорошее, доброе, красивое.

- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Сергей Ожегов дал такое определение этому слову и отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.

Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.

    Памятники Доброты.

Учитель: Ребята, а теперь я хочу вам немного рассказать о том, какие существуют в нашем мире памятники Доброты. (Показ на слайдах).

- Известный современный скульптор и художник Григорий Потоцкий решил сказать людям: «Будьте добрыми!» И создал символ доброты, установленный им в разных странах. Памятник "Одуванчик" был открыт 20 октября 2007г. в Таллине. Это символ Доброты, Любви, Дружбы, Единения. Это нежный бронзовый цветок, шапочка которого составлена из множества раскрытых детских ладошек.

- 17 февраля 2010 года в Нескучном саду, на Андреевском мосту в Москве открыли памятник доброте. Ее символом организаторы выбрали одуванчик. Памятник окружают скамейки с выгравированными надписями "счастье", "любовь", "радость", "мечта".

- 4 февраля 2009 года в Пензе был торжественно открыт памятник «Добрый ангел мира». Памятник «Добрый ангел мира» предназначен для охраны города, он олицетворяет собой защиту, доброту и любовь.

В Одессе на улице Торговый есть дом с чудесной табличкой «Мир спасет доброта!». Есть еще много памятников Преданности, Верности, Дружбе.

    Загадки о доброте.

Учитель: Какое слово согревает в самый лютый мороз? (доброе).

Не нужно хвалиться серебром, а чем нужно хвалиться… (добром).

Когда жалеешь добра, что нужно делать? (добро).

Какие слова дороже богатств? (добрые).

Какое дело скрытности не любит? (доброе).

Жизнь дана на какие дела? (добрые).

  1. Сказка - притча для детей "Труба доброты".

Два друга много работали и много доброго сделали за свою жизнь. Когда они попали на Небеса, к ним подлетел ангел и сказал:
- Ваше добро отворило перед вами двери в чертоги рая. Господь поручил мне одному из вас вручить трубу доброты. Музыка этой трубы будет попадать в сердца людей, живущих на земле, и рассказывать им о доброте.
Обрадовались друзья и переглянулись. Кому же из них достанется труба.
- Я всегда по-доброму относился к своим родителям, детям и жене. Я часто помогал соседям без всякой платы и давал деньги беднякам, - сказал один.
- Мой друг не раз выручал меня, - подтвердил его товарищ. – Слава Богу, мне повезло встретить в жизни множество добрых людей. Моя мать была ангелом доброты, я просто обязан был хотя бы частицу этого добра вернуть людям.
Ангел жестом остановил его и вручил ему огромную сияющую трубу.
- Почему вы решили вручить трубу моему товарищу? – обиженно спросил первый друг. Я был богаче и больше помогал людям.
- Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от другого. Будь подобен могиле, когда говоришь о добре, оказанном тобою, - ответил ангел.

Вопросы и задания по притче - сказке:

Почему люди чаще рассказывают о своих добрых делах, чем о делах других людей?
- Как научиться делать добрые дела и никому не хвалиться о том, что вы сделали?
- Нарисуйте трубу доброты. (Дети рисуют)
- Расскажите о самом добром человеке в вашей жизни и его добрых поступках.

    По дорогам сказок.

А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком идёт речь.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветик- семицветик» Катаева)

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Тотошка).

Чем же отличаются эти сказочные хорошему делу, мешают злому.

А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

7 . Поиграем в «Ассоциации» . Перед вами на листочках слова:

Сказочный герой

Поступок

Напишите, какой цвет, слово, чувство, сказочный герой, поступок у вас ассоциируется с добротой.

    Правила доброты.

Учитель: А сейчас давайте назовём правила доброты, которые должны выполнять все люди и тогда на земле будет всегда мир, радость и ласковое солнышко.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

6. Прощай ошибки других.

7. Не жадничай.

8. Не завидуй.

9. Жалей других.

9. Итог классного часа.

Делать добро – совсем несложно. Ещё раз скажем, что творить добрые дела – невероятно просто, добро не измеряется деньгами, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает. Ведь помимо того, что добрые дела повышают всем настроение, они ещё и как нельзя лучше влияют на самочувствие, повышают жизненный тонус. Ведь это так просто – улыбнитесь прохожему, обнимите родителей или друга, подарите цветы, позвоните друзьям и скажите им какие они замечательные, переведите через дорогу бабушку, смастерите и повесьте на улице кормушку для птиц, накормите бездомного котёнка или щенка. И этот список можно продолжать долго. Ежегодно 17 февраля в мире отмечается День спонтанного проявления доброты.

Добрым быть совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

В конце нашего классного часа Доброты хочу вам зачитать замечательные слова известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили:

    Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – Твори добро.

    Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – Твори добро

    Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его – Твори добро

    Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом – Твори добро

    Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

    Ибо никто не властен над твоим Добром.

(Памятку со словами Ш.А.Амонашвили получает каждый ученик)

Проведенное выше исследование показало необходимость разработки и проведения комплекса мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников. Уровень нравственной сферы испытуемых недостаточно высокий, требуется дополнительная работа как с учениками, чей уровень нравственного воспитания неудовлетворительный, так и с детьми, чей уровень также недостаточно хороший, и при довольно высоком уровне знаний о нормах нравственности и этики низкий уровень нравственного поведения.

В процессе работы с младшими школьниками был использован комплекс мероприятий урочной и внеурочной работы «Энергия души», автор Н.Г. Баженова (приложение 8).

Изучая литературные произведения, рассматривая реальные события, оценивая поступки людей (литературных героев и учащихся), мы обращаем внимание на мотивы поведения, выясняем, как они соотносятся с нравственными нормами, регулярно выполняем творческие работы, где ученики пытаются размышлять над темами «Труд в моей жизни», «Хороший ли я друг?», «Что такое подвиг?», «Когда говорит совесть?», «Каким я хочу быть?», «Я - человек?!».

Начиная учиться в школе, ребенок вступает в отношения с учителем, одноклассниками, он вынужден считаться с ними, учитывать их интересы. Поэтому еще в начале I класса учащиеся составляют «Правила ученика»:

  • - слушай учителя;
  • - отвечай на вопросы;
  • - будь аккуратным;
  • - выручай товарища;
  • - не дерись и никого не обижай.

К концу года к ним добавляются следующие:

  • - не ябедничай;
  • - нашел друга - береги;
  • - старайся в учебе;
  • - не выпрашивай отметку.

Важно создать в классе атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества. Учитель должен стать детям другом и помощником, ученики должны чувствовать себя в безопасности. При возникновении конфликтов главное -- выяснить их причины, помочь ученикам осознать мотивы своих поступков, увидеть ход развития конфликта (на каком этапе можно было бы избежать его), помочь понять, что чувствует каждый участник конфликта, учить осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя и других. Учителю важно предоставлять ученикам свободу нравственного выбора, основанного на внутренней мотивации, а не на угрозе наказания, учить обдумывать свой выбор. Работая над созданием здоровой атмосферы в классе, педагогу следует обратить внимание на формы работы на уроках, где школьники учатся слушать друг друга, сотрудничать. Этому способствует работа в группах, парах, проведение уроков-конференций, коллективных, творческих работ, подготовка стенгазет, поиск материала на заданную тему, например: «Мои друзья», «Человек и общество», «Мои права и обязанности», «Человек и природа», «Кого я могу защитить», «Жизнь дана на добрые дела», «И один в поле воин» и т.п.

Наблюдения показывают, что в настоящее время появляется все больше учеников, изначально не желающих учиться. Как педагог может добиться того, чтобы учебная деятельность стала личностно значимой для школьников? Может быть, через разъяснения о ценности, смысле учения, роли познания в жизни общества и отдельного человека? А может быть, ребенок должен убедиться в значимости результатов своей учебы для родителей и учителя? Или надо сделать акцент на чувстве радости за добросовестно выполненную работу? Наверное, важно все. Мои ученики размышляют на темы: «Я - ученик!», «Я - читатель!», «Ученый и ученик», «Мои помощники в учебе», «Нужен ли мне режим дня?», «Какие качества помогают мне в учебе?», «Труд в моей жизни», «Что меня радует и огорчает в учебе?».

Важно отметить, что учителю необходимо развивать правильную мотивацию учебной деятельности: не подкреплять эгоистическую направленность в учебе, отмечать в развитии учеников не только учебные достижения, но и личностные качества. Ведь примерный отличник может быть грубияном и эгоистом, а слабо успевающий - честным человеком, хорошим другом. Целью обучения должна стать не отметка, а знания.

Беда в том, что родители часто отстраняются от воспитания, рассуждая: «Школа научит!» Они откупаются от ребенка игрушками, развлечениями, не желая целенаправленно воспитывать волю, дисциплину, т.е. те качества, от которых зависит результат учебы. Чаще всего воспитание идет само собой, без ясной цели: главное - сделать так, чтобы ребенок не мешал. Можно слышать от родителей: «Не знаем, что с ним делать!», «Ничего не слушает!», «Делает что хочет!» Действительно, дети не умеют слушать. С ними часто в семье вообще никто не говорит, а компьютерные игры заменяют общение. Вовлечение школы в рыночные отношения губит школу. У родителей возникает ложное убеждение, что знания, образование можно купить, но на самом деле знания добываются личным трудом ученика. Порой на уроке редко увидишь внимательные глаза. Такое чувство, что в современных детях нет жизненных сил, они двигаются по жизни не задумываясь, находятся во власти своего хочу. Между тем в учебной деятельности как раз необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в школу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но после того, как они сталкиваются с первыми трудностями (соблюдение режима дня, отказ от игры на определенное время, необходимость добиваться аккуратности при написании букв и цифр и др.), у многих пропадает это желание. Многие первоклассники на уроке не слушают учителя, не выполняют задания: ведь им надо напрягаться, сосредотачиваться. В чем причина нежелания трудиться? В частности, и в том, что в семье не воспитываются воля и дисциплина. Поэтому важно сделать родителей единомышленниками и союзниками учителя. Беседы и дискуссии на темы «Режим дня первоклассника», «Как помочь ученику учиться», «Вырабатываем волю», «Дисциплина и характер» помогают родителям обсудить проблемы, обменяться опытом, глубже понять свою роль в воспитании.

Остановимся немного подробнее на методике выполнения творческих работ-размышлений. На уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, на классных часах организуется дискуссия по заданной теме с опорой на литературный источник, телепередачу, народную мудрость (пословицу), реальные события, личный опыт учащихся. Дома они должны оформить свои мысли в виде сочинения, добавив пословицы, загадки, цитаты, иллюстрации. Ясно, что здесь требуется помощь родителей в формулировке предложений, подборе дополнительного материала, исправлении ошибок. К их помощи мы прибегаем намеренно - она создает условия для общения детей и родителей по нравственно-этическим проблемам. Одним из требований к сочинению является отражение в нем личной позиции ученика.

В школе ученик сталкивается с системой моральных требований, предъявляемых в процессе учебы. В ходе учебной деятельности усваиваются нравственные качества человека, так как эта деятельность требует напряжения ума, воли, чувств (долга, стыда, совести, радости), проявления нравственных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости, ответственности, готовности сотрудничать и сопереживать).

В современном обществе идет поиск путей развития системы образования. На наш взгляд, необходимо отдать предпочтение гуманистическому направлению. Основной целью такого образования является нравственное развитие личности обучающегося. Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям. Обучение - это не только условие, но и средство формирования нравственных качеств ученика, психического и личностного развития человека в целом.

После работы с родителями и проведения комплекса мероприятий с учениками нами было проведено повторное обследование детей с целью определения изменений уровня нравственного воспитания.

Результаты проведения повторной диагностики нравственной самооценки (автор Л.В. Голодова) (приложение 9).

Представим результаты исследования детей младшего школьного возраста в таблице.

Таблица 4 - Результаты проведения диагностики нравственной самооценки (автор Л.В. Голодова) детей младшего школьного возраста (контрольный этап), чел.

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Из анализа таблицы 4 можно сделать вывод, что в целом у большинства учеников уровень нравственной самооценки существенно изменился: для значительной группы школьников характерен высокий уровень нравственной самооценки, довольно большая группа учеников со средним уровнем нравственной самооценки и только 1 учащийся обладает уровнем ниже среднего. Это свидетельствует о довольно успешной работе по формированию нравственных качеств. В классе наиболее удачно проходили уроки по нравственному воспитанию, на которых у детей наряду с познавательными целями обучения реализовывалась задача нравственного воспитания. Дети стали лучше осознавать, какие качества можно назвать нравственными, изменили свое поведение. Многие поняли, что надо понимать другого человека, помогать своим товарищам, не быть себялюбивыми.

Рис. 4.

Анализ рисунка 4 показывает, что в классе после проведения формирующих занятий уровень нравственной самооценки у учеников существенно повысился. У большинства учеников (55 %) высокий уровень нравственной самооценки, немного меньше группа школьников со средним уровнем самооценки (40 %), оценку ниже среднего поставил себе только 1 ученик (5%).

Обратимся к результатам второй методики исследования: диагностики нравственной мотивации (автор С.Ф. Сироткина). Результаты диагностики экспериментальной группы - (приложение 10). Представим результаты исследования в виде таблицы.

Таблица 5 - Результаты проведения диагностики нравственной мотивации (автор С.Ф. Сироткина) детей младшего школьного возраста (контрольный этап)

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Анализ таблицы 5 показывает, что в целом у достаточно большой группы школьников после формирующих занятий уровень нравственной мотивации высокий, у большинства учеников - средний, что свидетельствует об успешной работе педагогов. Низкого уровня нет ни у одного ученика.

Представим полученные результаты в виде диаграммы.

Рис. 5.

Анализ рисунка 5 показывает, что в классе значительно повысился уровень нравственной мотивации младших школьников. У большинства учеников средний уровень нравственной мотивации (55 %), у чуть меньшей группы - высокий (45 %), уровня ниже среднего нет ни у кого. Ученики отмечали, что теперь они лучше понимают, как правильно поступать.

Большинство учеников с удовольствием принимали участие в развивающих занятиях.

Однако, несмотря на более высокие показатели, чем на первом этапе исследования, в классе все же большинство учеников обладают средним уровнем нравственной мотивации. Это вполне объяснимо, так как формирование нравственной мотивации представляется процессом достаточно длительным, рассчитанным не на один год обучения. Таким образом, необходимо продолжать работать с учениками. Тем не менее, дети значительно приблизились по результатам к высоким показателям и в целом можно говорить о положительном влиянии формирующих занятий на нравственную сферу детей.

Для получения представления об уровне нравственного поведения младших школьников было проведена повторно исследование по методике Н.П. Капустина (модифицированный вариант). Результаты повторного исследования экспериментальной группы - приложение 16, контрольной группы - (приложение 11). Представим полученные результаты в таблице.

Таблица 6 - Результаты проведения диагностики уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустина, модифицированный вариант) (контрольный этап)

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Анализ таблицы 6 показывает, что в целом ученики обладают высоким уровнем нравственного поведения, и небольшая группа учеников - средним уровнем. Низкого уровня нравственного поведения нет не у кого. Представим полученные результаты в виде диаграммы.

Рис. 6.

Анализ рисунка 6 показывает, что у детей существенно изменились показатели: большинство учеников показали высокий уровень нравственной воспитанности (65 %), средний уровень всего - 35 %.

Класс в целом показал хороший рост показателей, ученики стали более ответственными, лучше понимают нравственные и этические правила поведения.

Полученные результаты исследования формирующего этапа позволяют сделать вывод об успешности проведенной работы и необходимости проведения с младшими школьниками формирующих занятий и использования комплекса мероприятий по воспитанию нравственной сферы. После проведения занятий обе группы значительно улучшили свои показатели, ученики стали более ответственными, стали уважать труд и понимать зачем надо трудиться, более дружелюбными и общительными. В учениках воспитывалась отзывчивость и доброта и именно на эти качества были направлены ряд занятий. Полагаем, что предлагаемый комплекс занятий следует рекомендовать учителям начальных классов и психологов для использования их в педагогической практике.

Для того, чтобы оценить эффективность предложенного комплекса занятий по нравственному воспитанию детей, нами были повторно опрошены учителя начальных классов МБОУ СОШ № 1 р.п. Ср. Ахтуба (приложение 12). Практически все педагоги отметили, что состояние нравственной сферы детей после проведения формирующих занятий изменилось в лучшую сторону. Они отметили, что ученики стали более дружелюбны, научились помогать друг другу.

Все опрошенные учителя сказали, что считают предложенный комплекс занятий эффективен и они будут использовать его в своей практике. Более того, некоторые педагоги отметили, что данный комплекс вполне можно применять и последующем, так как он позволяет формировать наиболее необходимые нравственные качества учеников.

Таким образом, гипотеза о том, что реализация условий программы воспитания нравственности, содержащиеся в разработанном комплексе мероприятий, способствует повышению уровня нравственного воспитания детей, полностью подтвердилась.

Разные формы воспитательных мероприятий направлены на совместную деятельность между членами классного коллектива, родителями, воспитанниками. Рассмотрим особенности и классификацию воспитательной деятельности, а также приведем вариант программы, предназначенной для работы с классным коллективом.

Составные части

Воспитательное мероприятие предполагает несколько структурных единиц:

  • постановку целей, задач;
  • выбор участников;
  • подбор средств и методов;
  • непосредственную организацию;
  • результат.

Классификация

Мероприятия по воспитательной работе делят по следующим критериям:

  • числу участников;
  • содержанию;
  • степени универсальности.

При продумывании своей деятельности классный руководитель обязательно руководствуется подобным делением.

Воспитательные мероприятия в классе могут быть фронтальными, парными, групповыми, индивидуальными. По своему содержанию выделяют следующие виды классных часов:

  • трудовые;
  • валеологические;
  • художественные;
  • социальные;
  • фронтальные;
  • досуговые.

Воспитательные мероприятия в школе являются добровольными, необязательными, принимать в них участие могут все желающие школьники.

Среди групповых видов можно отметить конференции, собрания, линейки, дежурство по школе, смотры, общественно-полезный труд.

Индивидуальное воспитательное мероприятие требует от педагога тщательной подготовки. Ее примером может стать подготовка к олимпиаде, творческому или интеллектуальному конкурсу.

Этапы работы

Воспитательное мероприятие в начальной школе начинается с подбора формы работы, постановки цели, содержания. В процессе такой деятельности педагог учитывает индивидуальные особенности каждого школьника. Важно продумать также место для проведения задуманного праздника, выбрать число участников, подобрать разнообразные вспомогательные средства.

Программа работы с классным коллективом

Любое воспитательное мероприятие проводится в рамках специальной программы, разработанной классным руководителем.

Все попытки классного руководителя создать конкретную программу, позволяющую выявить талантливых и одаренных детей, должны начинаться с вопроса о том, что же представляет собой такой термин.

Для раннего выявления одаренности, своевременной помощи и поддержки таким детям может служить воспитательное мероприятие, организованное в классе, школе. Новые федеральные стандарты направлены именно на создание для каждого ученика.

Классный руководитель выступает в качестве наставника, который не навязывает своей точки зрения воспитаннику, а лишь направляет его на пути самопознания и саморазвития.

Любая разработка воспитательного мероприятия - ответственное занятие, требующее от педагога концентрации внимания, выбора специальных методик, подбора приемов и методов работы.

Для своевременного выявления индивидуальности ребят, учитель ведет серьезную и целенаправленную работу, используя специальную программу.

В ней четко указаны цели воспитательных мероприятий, сроки их проведения. Среди творческих мероприятий, которые уместны в работе с классным коллективом, можно выделить:

  • тематические вечера;
  • творческие викторины;
  • походы;
  • игры;
  • встречи с интересными людьми.

Формирование гражданственности

Основной акцент в своей деятельности классный руководитель уделяет патриотическому воспитанию. Для этого в план работы вносят мероприятия, связанные с формированием уважительного отношения к историческому и культурному наследию родного края.

Например, воспитательное мероприятие в начальной школе, касающееся формирования гражданственности, может быть связано с изготовлением поздравительных открыток ветеранам. Все дети талантливы, а задачей классного руководителя является их своевременная помощь и поддержка.

Основные аспекты воспитательной работы

Ведущей идеей в деятельности классного руководителя является работа «от сердца к сердцу». Проведение воспитательного мероприятия любой формы, вида, должно сопровождаться тщательной предварительной подготовкой. Воспитание является процессом целенаправленного управления развитием личности. Он базируется на эффективном взаимодействии воспитанников и педагога, направлен на самосовершенствование, саморазвитие. Воспитание по праву можно считать искусством прикосновения к ребенку. Его целью является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, формирование в нем видения своего будущего (социализацию).

Основные принципы воспитания:

  • природосообразность;
  • целостность педагогического процесса;
  • гуманизм;
  • взаимодействие семьи, школы, общества;
  • творчество;
  • культуросообразность;
  • сотрудничество;
  • индивидуализация;
  • ответственность, взаимовыручка, взаимопомощь.

Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть. Для успешного воспитания со стороны учителя не должно быть давления на личность школьника.

Мероприятие экологической направленности «Путешествие в Экогород»

Предлагаем план воспитательного мероприятия, направленного на формировании в подрастающем поколении бережного отношения к природе. Сначала ребятам предлагается игра по станциям «Путешествие в лесную сказку», затем кукольный спектакль «Колобок ищет Экогород». Далее подводятся итоги, награждаются победители и активные участники экологического праздника.

Для проведения игры потребуются:

  • по числу групп (классов), участвующих в игре;
  • наградные материалы;
  • таблички с наименованиями станций;
  • для спектакля нужны записи природных звуков, мусор;
  • костюмы: гусеницы-бабочки, колобка, зайца, волка, лисы, медведя;
  • два мяча;
  • компьютер.

Игра по станциям «Путешествие в лесную сказку»

Ребята, получив маршрутные листы, начинают передвижение по сказочному лесу. На каждой остановке им предлагаются интересные задания.

Станция «Загадки леса». Здесь команде предстоит отгадать разные звуки, которые можно услышать в лесу.

Видели ли вы, как плачут весной деревья? Как по стволам стекают прозрачные "слезы", а иногда бегут ручейки, если чья-то рука жестоко ранит ствол.

О каком дереве идет разговор? Почему они плачут? (движение сока у берез во время порезов их людьми).

Еще не успел растаять снег, а на солнечных лужайках уже появляются желтые цветы с необычными чешуйчатыми стебельками. Как только растение отцветет, ветерок уносит его легкие семена с пушистыми зонтиками. Что это за удивительное растение? (Мать-и-мачеха).

Ребята должны отгадать зверя, о котором рассказывает педагог.

Охотится этот зверь в основном на мышей. Часто из-за своего шикарного меха он становится добычей охотников. Он отлично знаком вам по русским народным сказкам. Кто этот хищник? (Лиса).

Учитель предлагает школьникам отгадать несколько загадок:

Это растение свое название получило за цвет ягод, которые очень полезны. Растет оно двести лет в еловых и сосновых лесах. (Черника).

Две сестрички летом зелены. Одна к осени краснеет, а другая чернеет. (Смородина).

С виду данные звери очень похожи. У них небольшая мордочка, длинные ушки и задние лапы, короткий хвостик. Тело покрыто пушистой шерстью. Своих детенышей они кормят молоком. Питаются эти пушистые зверьки травой, а также молодыми ве-тками. О каких зверях идет речь? К каким их можно отнести группам животных? (Заяц, кролик).

О какой птице идет речь? Небольшая, на голове у нее есть черная шапочка, а на грудке - черный галстук. Спинка серая, хвостик и крылышки коричневые, белое брюшко. Длинный темный хвост всегда покачивается, будто птица испугалась чего-то. О какой птице идет речь? (Трясогузка)

На станции «Почемучка» ребятам предлагаются интересные и необычные вопросы.

Почему крапива жжет? (В прожилках ее листьев есть муравьиная кислота. При прикосновении к листу, волосок ломается, он царапает кожу, туда попадает кислота.)

Почему у березы клейкие молодые листочки? (Смолистые соединения защищают листочки от заморозков).

Почему нельзя кричать в лесу, включать музыку, разжигать костры? (Сильный шум, запах дыма могут напугать лесных обитателей, поэтому птицы бросают свои гнезда, гибнет потомство).

Птенцов, вылетевших из гнезда, именуют слетками. Почему их нельзя уносить домой? (Птицы учат детенышей искать пищу, защи-щаться от потенциальных врагов, дома этому трудно научить птенцов, потом они будут беспомощными);

Почему лишайники растут не везде? (Лишайники растут только там, где есть чистый воздух).

Почему нельзя собирать чернику веточками? (Кустарники черники могут жить до 300 лет, поэтому их надо беречь).

Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Сорванные цветы никогда не дадут семян, и на следующий год станет меньше цветов).

Станция «Дупло совы». Вы знаете о том, что совы - это ночные птицы. Они в это время охотятся, а днем отсыпаются в дуплах. Дети рассаживаются на стульях парами, как только учитель говорит «ночь», все вылетают на охоту, а при слове «день» возвращаются обратно на свои места. Далее убирается один стул, так как человек «срубил» дерево, совам стало негде прятаться. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара «сов», которые и будут считаться победителями.

  • как называется лес, в котором есть только ели;
  • из какого дерева производят спички;
  • древесину какого дерева берут для создания бумаги;
  • вы увидели гнездо птицы, как его сохранить;
  • кому нужны дуплистые деревья;
  • какова польза от муравьев;
  • как нужно охранять муравейники;
  • какой зверь всегда строит себе дом с бассейном;
  • какой вид охоты всегда разрешен в лесу.

Станция «Знатоки леса». Педагог предлагает игру с мячом. Вся команда встает в круг. Учитель говорит: "Я предлагаю вам игру с мячиком. Встаньте в круг". Учитель бросает мяч, называет лесное растение либо животное. Потом мяч передается другому игроку. Тот, кто не дает ответа, выходит из игры.

Анализ воспитательного мероприятия предполагает самооценку действий учителем. Он анализирует, насколько полно ему удалось реализовать поставленные задачи, донести до каждого ребенка необходимость бережного отношения к природе, ее богатствам.

Также в анализ воспитательного мероприятия включают все педагогические методы и приемы, используемые учителем при подготовке мероприятия.

Спектакль «Колобок ищет Экогород»

Ведущий. Добрый день, дорогие любители природы! Сегодня я хочу рассказать сказку, но не простую, а экологическую. И на-зывается она «Колобок ищет Экогород». Слышите? Это герой нашей истории поет свою песенку.

Колобок. Километрами дорог я шел, не уставая,

Я веселый Колобок, песенку я напеваю.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Ля, ля, ля.

Ведущий. Это Колобок катился и прикатился в лес, на полянку, наполненную солнечным светом. Вдруг на зеленом листе Колобок увидел небольшую Гусеницу.

Колобок. Ой, ты кто?

Гусеница. Я - Гусеница. А куда ты путь держишь, Колобок?

Колобок. Не знаю, качусь, куда глаза глядят.

Гусеница. Просто так двигаться, куда глаза глядят - ума не надо много. Вот бабушка моя говорила, что, когда она высоко летала над землей, она видела все то, что есть на планете. И она сказала, что на земле лучшим городом считают Экогород. Я с тех пор и мечтаю его увидеть. Может, ты сумеешь его отыскать?

Колобок. Я?! Ну, я попробую попасть этот удивительный город.

Ведущий. Колобок попрощался с Гусеницей и направился искать Экогород.

Катился Колобок по лесу, встретился ему Заяц. За бок держится, кряхтит, прихрамывает.

Колобок. Что с тобой, косой дружок?

Заяц. Это я косой? Косой тот, кто со мной вчера злую шутку сыграл. Отдыхаю я под кустом, вдруг меня кто-то по голове ударил. Вскочил, гляжу по сторо-нам, не понимаю ничего. Вижу, на поляне пустыми бутылками "стреляют" отдыхающие люди по кустам. Отдохнули, а после себя кучу мусора оставили. Любой зверь ими пораниться может. Кто нам теперь поможет?

Колобок. Я могу помочь! Вот найду Экогород и расскажу, как туда добраться. Ведущий. И покатился дальше Колобок. По дороге он встретил волка, который за живот держится.

Волк. Ох-ох-ох!

Колобок. Что с тобой, серый волк? Почему глаза у тебя грустные?

Волк. Съел я барашка, вот живот и болит. Видно, он «химией» питался.

Колобок. Как так?

Волк. Да растения, которые ел барашек, разными гербицидами обработали. Пойду искать лечебные травки.

Ведущий. Шел Колобок, шел, а вот никакого Экогорода так и не увидел. Кругом грязь и мусор, разруха и хаос. Ребята, давайте вместе уберем мусор, сделаем наш город лучше и чище.

В заключение

Воспитательная работа является важным аспектом в деятельности современного классного руководителя. Педагог составляет план мероприятий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности школьников.

Вовлечение ребят во внеурочную деятельность позволяет педагогу формировать в подрастающем поколении стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Воспитательная программа в начальной школе

Срок реализации - 4 года

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год можно корректировать. Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Вместе с учениками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Цель : создание условий для развития личности ученика

  • - свободной, то есть способной к самореализации;
  • - гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
  • - духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
  • - творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
  • - практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др).
  • · создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • · способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • · развивать познавательную активность.

Следуя вышесказанному в воспитательной работе, определяется несколько направлений.

Цель: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, свобода личная и национальная.

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

  • · содействовать формированию гражданственной позиции школьников;
  • · воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
  • · воспитывать любовь и уважение к родной семье;
  • · воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
  • · умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
  • · воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
  • · приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.

Практическая деятельность.

  • · организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
  • · организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
  • · участие в акциях милосердия. В течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывают посильную помощь престарелым людям), посещение больных.
  • · классные часы

Цель: нравственный выбор; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • · воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
  • · воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
  • · воспитание чувства любви к родной Российской земле;
  • · участие в патриотических праздниках.

Практическая деятельность.

  • · подготовка и проведение классных часов, этических бесед;
  • · проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
  • · встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
  • · празднование «Дня Защитника Отечества», Дня Победы», «Дня космонавтики».
  • · изучение государственной символики;
  • · беседы об истории Страны, показ видеофильмов;
  • · изучение биографии великих людей.

Цель: развитие творческих способностей и художественного вкуса детей, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

Практическая деятельность

  • · конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
  • · экскурсии в Дом детского творчества, Школу искусств, цирк, музеи и выставочные комплексы
  • · организация и проведение утренников и праздников «Новогодняя сказка», «В гостях у сказки», «Осенины», «Лето. Приглашение на День рождения», «Прощание с начальной школой» и т.д., с изготовлением открыток, сувениров;
  • · участие в школьных, окружных, региональных выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
  • · участие в конкурсах чтецов;
  • · помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.

Цель: воспитание навыков здорового образа жизни, интереса к спорту.

Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.

Мероприятия:

  • · цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
  • · Дни здоровья;
  • · участие в легкоатлетических кроссах, спортивных играх, «Веселых стартах»; занятия в спортивных кружках;
  • · ежедневная утренняя зарядка, динамическая пауза и физкультминутки;
  • · игры на свежем воздухе;
  • · весенние и осенние экскурсии в лес;
  • · часы общения: «Мой режим дня», «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях», «Ребенок и улица», «Осторожно - гололед»;
  • · классные часы: «Пожарная безопасность», «Азбука дорожных знаков» (с приглашением работников МЧС и работников ГИБДД);
  • · спортивные праздники с участием родителей «Папа, мама, я - спортивная семья».

Цель: уважение к труду; творчество и созидание; трудолюбие

Задачи: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.

Виды деятельности:

  • · дежурство по классу:
  • · уборка школьной территории;
  • · озеленение школьного двора;
  • · помощь в озеленении двора по месту жительства;
  • · экскурсии на предприятия;
  • · часы общения «Кем быть», «Профессия моих родителей».

Большое значение имеет трудовое воспитание. Дежурство в классе - не простая формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка в классе. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - является главным при построении работы в этом направлении.

Практическая деятельность.

  • · тематические родительские собрания;
  • · анкетирование;
  • · организация и проведение совместных с детьми мероприятий;
  • · индивидуальные консультации, беседы.
  • · Помощь на пришкольном участке

Цель: помочь ребёнку познать природу мира, родная земля; экологическое сознание

  • 1. Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
  • 2. открыть себя в этом мире и найти своё место в нём.
  • 3. развитие логического мышления в процессе ознакомления с природой.

Мероприятия:

  • · участие в акции «Кормушки», «Скворечник»
  • · День птиц
  • · День земли
  • · Экскурсии на природу
  • · Участие во всероссийских акциях «Под небом единым»

Практическая деятельность:

  • · Уход за комнатными растениями
  • · Озеленение двора
  • · Экологический десант

Ожидаемые результаты.

Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.

Модель выпускника начальной школы.

Личностные качества :

У выпускника будут сформированы:

  • · внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • · способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • · основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • · ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • · знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
  • · развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • · установка на здоровый образ жизни;
  • · основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
  • · чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Выпускник научится:

  • · принимать и сохранять учебную задачу;
  • · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • · учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • · адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • · различать способ и результат действия;
  • · вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные качества:

  • · Выпускник научится:
  • · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • · сообщения в устной и письменной форме;
  • · ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • · осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • · проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • · строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • · осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

  • · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • · формулировать собственное мнение и позицию;
  • · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • · строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • · задавать вопросы.

Направление

Мероприятие

Сентябрь

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Игра «Я - школьник».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Экскурсия в природу «Вот и осень пришла»
  • 2. «Помоги братьям меньшим»

«Птицам нужна помощь»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. «Я гражданин России»
  • 2. Правила поведения в школе, в столовой…

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. Любимая школа - чистая школа»
  • 2. «Содержи в порядке книжки и тетрадки»
  • 3. «Как трудится моя семья»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

1. «Путешествие в Мульти-Пультию»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Участие во всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей».
  • 2. Кл.час по теме «Внимание, грипп».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Экскурсия в библиотеку.
  • 2. Викторина «Знаешь ли ты птиц?»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Поздравление учителей с праздником.
  • 2. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»
  • 3. Учебная книга - наш друг. (учебное занятие)

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Подготовка к празднику «День народного единства».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1. Трудовые десанты «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Беседа о вредных привычках среди детей.
  • 2. Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Посещение кружков по интересам учащихся в школе.
  • 2. Творческие конкурсы по окружающему миру.
  • 3. Кл.час «Мир моих увлечений».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Кл.час «Традиции семьи - история России») Мудрые заповеди предков. (беседа)
  • 4. Ролевые игры «Учимся дружить»
  • 5. Беседа о празднике «День матери».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1. Операция «Чистюлька»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образа жизни.

  • 1. День здоровья «Снежные забавы»
  • 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома во время гололеда; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. Кл.час «Встречают по одёжке, провожают по уму».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Кл.час по теме «День Конституции РФ»
  • 2. Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря)

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1. Игра «Тропинка безопасности»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Участие в конкурсе «Снежная скульптура».
  • 2. Родительское собрание «Проблемы и трудности периода адаптации первоклассников».
  • 3. Выставка рисунков «Семейные радости».

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Беседа о рациональном правильном питании
  • 2. Подвижные игры на свежем воздухе.
  • 3. Витамины наши друзья… (беседа)
  • 4. Правила поведения с ператехникой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Кл. Час «История одежды мальчиков и девочек».
  • 2. Путешествие по страницам Красной книги».
  • 3. Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Семейные праздники. (беседа, рисунки)
  • 2. Участие в конкурсе социальных проектов «Я гражданин России».
  • 3. «Защита хвойных растений». Конкурс рисунков.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. «Книжкина больница» «Данила - мастер»
  • 2. Операция «Чистюлька»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • 1. Конкурс кормушек, рисунков.
  • 2. Родительское собрание «Мотивы учения младших школьников».

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. «Самые ловкие и смелые» (спортивные соревнования)
  • 2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице.
  • 3. Беседа и личных вещах гигиены… Встреча с медицинским работником школы.
  • 4. Правило поведения во время гололедицы.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Искусство делать подарки. (беседа)
  • 2. Наш родной Югорский край. Игра - путешествие.
  • 3. Ролевая игра «Пойми меня правильно».

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Урок мужества.
  • 2. Символика города Уссурийск.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. Кл.час «Где нас подстерегает опасность?»
  • 2. Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Прогулка в парк катание на коньках.
  • 2. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка.
  • 3. «Дорожные приключения Бабы-Яги». Игра по ПДД.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Конкурс лучших тетрадей, учебников.
  • 2. Кл.час «Путешествие в книжное царство - мудрое государство».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина.
  • 2. Кл.час «Добру путь откроет сердце».
  • 3. Игра «Приятная наука вежливость»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. Кл.час «Будь справедливым в словах и поступках».
  • 2. «Кто работы не, у того она и спорится»
  • 3. «Мои поручения в классе и дома»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
  • 2. Кл.час «Чистота - залог здоровья!»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • 1. Игры на развитие воображения и внимания.
  • 2. КВН по сказкам.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Беседа «Любовь к Родине».
  • 2. Экскурсия в школьный музей славы.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться».
  • 2. Правила поведения на водоёмах.
  • 3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».
  • 4. Инструктаж на каникулы по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Конкурс «Грамотеев».
  • 2. Экскурсия в природу.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл.час «Будь справедливым в делах и поступках».
  • 2. Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать».
  • 3. Посещение театра.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Кл.час «О тех, кто мир нам подарил».
  • 2. Беседа «Будь внимательным к людям».

2 класс «Учись дружить»

Сентябрь

Направление

Мероприятие

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Правила поведения в школе, общественных местах…»
  • 2. День здорового единства.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл.час «Человек среди людей».
  • 2. Ролева игра «Учимся дружить».
  • 3. Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Беседа «Я - гражданин России»

Беседа «Знай свои права».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

«Кто работы не боится, у того она и спорится»

1. Образ лицеистаи «Мои поручения в классе и дома»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1. Участие в ярмарке «Дары осени 2014»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. «Славная осенняя пора». Экскурсия в парк.
  • 2. Беседа «О режиме дня».
  • 3. Проведение инструктажей по технике безопасности, по пожарной безопасности.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл.час «Что такое хорошо!»
  • 2. Кл.час «Профессии наших родителей».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Беседа «Россия - родина моя».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1. Чтение и обсуждение произведений В. Осеевой и Л. Толстого о поступках детей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. «Сотвори солнце в себе»
  • 2. «Рыцарский турнир»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Правила гигиены».
  • 2. Беседа «Береги зрение с молоду».
  • 3. Весёлые старты.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл.час «Самооценка и взаимооценка как способ познания себя и других».
  • 2. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».
  • 3. Этическая беседа-практикум «Вы сказали, здравствуйте!»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Кл.час «Спешите делать добро».
  • 2. Конкурс чтецов «Наша страна Россия»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1. «Как лучше поступить?» (творческие игры)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • 1. Праздник «При солнышке тепло, при матери добро».
  • 2. Родительское собрание «Тепло семейного очага»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. «Все на коньки и санки»
  • 2. Выезд на прогулку по зимнему лесу.
  • 3. Инструктаж о правилах поведения в гололед, на выходе на лед, ПДД.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • 1. Кл.час «Мой любимый сказочный герой»
  • 2. Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
  • 3. Поле чудес «Там на неведомых дорожках»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Кл. час «От чего зависит настроение».
  • 2. «Что мы знаем, что умеем». Тесты, пантомима, рефлексия.
  • 3. «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Подкормим птиц.
  • 2. Кл. час «Хлеб - всему голова»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл. час «Будь воспитанным человеком»
  • 2. Беседа «Поступки твои и других».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. Кл. час «Мы и наши зубы». Выступление стоматолога.
  • 2. Конкурс рисунков «Азбука здоровья»
  • 3. Игры на свежем воздухе.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1. Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл. час «Не забывай про вежливые слова».
  • 2. Как трудится моя семья. Выставка рисунков.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Кл. час «Символика родного края».

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Игры на свежем воздухе.
  • 2. Кл.час «Поговорим о витаминах»
  • 3. Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки» (беседа)
  • 4. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Экологическое путешествие….
  • 2. Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее».

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Литературные посиделки «Мои любимые книжки».
  • 2. Игра «Приятная наука вежливость».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Наша Российская армия (литературная композиция)
  • 2. Встреча с ветеранами. Кл. час.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл. час о вреде курения.
  • 2. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее»
  • 3. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1. Викторина «Путешествие в мир животных».

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Конкурс стихов и пословиц о маме.
  • 2. Конкурс на лучшую тетрадь.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Кл. час «О людях нашей страны».
  • 2. Достопримечательности нашей станицы.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. Беседа «Правила обязательные для всех».
  • 2. «Кто работы не боится, у того она и спорится»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Опасности весны».
  • 2. Беседа «Береги слух».
  • 3. День здоровья.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. «О бабушках и дедушках» (устный журнал)

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Кл. час «Весенние обряды и обычаи».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1. Беседа «Спешите делать добро».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • 1. Семейный праздник «Род, родные, Родина»
  • 2. Индивидуальные встречи с родителями.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. Беседа «Как надо одеваться весной?»
  • 2. Выезд-поход.
  • 3. Беседа о летнем закаливании организма.
  • 4. Проведение инструктажей на каникулы по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. «О весне, дружбе и мире» (выпуск плаката)
  • 2. Ремонт книг в библиотеке.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Ветеран живёт рядом. Изготовление открыток для ветеранов.

Тематическое планирование воспитательной работы

3 класс «Азбука коллективной жизни»

Сентябрь

Направление

Мероприятие

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. День здоровья.
  • 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по технике пожарной безопасности и правилам дорожного движения.
  • 3. «Люби и знай свой край» спортивно-краеведческая игра

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл. час «Считаете ли вы себя культурным человеком».
  • 2. Пересаживание комнатных растений.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Кл.час «История символов государства, края, района».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Практические игры «Учимся правильно жить и дружить».
  • 2. Участие в спортивно-краеведческой игре «Люби и знай свой край»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Пожарная охрана». Встреча с представителями пожарной части станицы.
  • 2. Кл.час «Режим дня - здоровый образ жизни».
  • 3. Разговор о вредных привычках.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. Кл.час-представление «Я и мои таланты».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Кл.час «Я чувствую себя счастливым, когда…»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Игры по правилам хорошего тона.
  • 2. Просмотр и обсуждение фильма по ОБЖ.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. «Скажем: «НЕТ!» вредным привычкам»
  • 2. «Мои спортивные успехи и достижения»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Виды травм». Оказание первой медицинской помощи.
  • 2. Беседа «Как правильно одеваться осенью и зимой».
  • 3. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл.час «Как я умею преодолевать трудности».
  • 2. Беседа «День толерантности».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. кл. час «Учимся выигрывать и проигрывать»
  • 2. Посещение районного музея «История Приморского края»
  • 3. День народного единства

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Конкурс рисунков «Моя семья».
  • 2. Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании».

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Огонь друг и враг человека».
  • 2. «День здоровья!». Соревнования.
  • 3. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения, о выходе на лед.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Викторина «Животные твоего края»
  • 2. Беседа «Плохо природе - плохо человеку».

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. Всероссийский урок в рамках Международного года света и светской технологии.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1. Кл.час «День Конституции РФ».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1. «Мои поручения в классе и дома»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Беседа «Красота может многое».
  • 3. Беседа «Первая помощь при обморожении».
  • 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Конкурс знатоков природы.
  • 2. Кл.час. «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. Беседа «Рождественские встречи»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Кл.час «Все работы хороши»
  • 2. Беседа «За что человека уважают в семье и обществе?»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • 1. Выставка рисунков «Как я провёл зимние каникулы»
  • 2. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1. «Кто работы не боится, у того она и спорится»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Поговорим о коже человека».
  • 2. Беседа «Азбука безопасного поведения».
  • 3. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

1. Путешествие в страну неразгаданных тайн.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Беседа «Моя помощь родным».
  • 2. Экскурсия в районный музей в рамках месячника оборонно-патриотической работы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Кл.час «Защитники Родины моей».
  • 2. Кл.час «Что значит быть мужественным?»
  • 3. Кл. час «Дети - герои Великой Отечественной войны»
  • 4. Беседа «День Российской науки» (8 февраля)

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Интеллектуальные игры «Природа и человек»
  • 2. Беседа о службах экстренной помощи.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • 1. Кл.час «Почему важно не забыть о гигиене».
  • 2. День здоровья «Весёлые старты». (7 апреля - Всемирный день здоровья)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Экологическая беседа «Экология - это наука о том, как сберечь дом»
  • 2. Конкурс лучших тетрадей, дневников, учебников.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • 1. Кл.час «Готов ли я к обучению в 5 классе?»
  • 2. Беседа о международном дне книги.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. День космонавтики. Игра - викторина «Космический рейс».
  • 2. Деловая игра «Мои права и обязанности».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • 1. Кл.час «Волшебные стёкла» (разговор о зрении)
  • 2. Игра - путешествие «Станции здоровья» (ППД, ППБ)
  • 3. Выезд на турбазу.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • 1. Игра «Путешествие по родному краю».
  • 2. КВН «Природные зоны»
  • 1. Беседа «Основные правила пожарной безопасности на природе».

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. Беседа - диспут «За что уважают человека в семье и обществе».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • 1. Концерт. «Вспомни героев своих!»
  • 2. Конкурс чтецов ко дню Победы.
  • 3. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова)
  • 1. Родительское собрание «Прощай начальная школа».
  • 2. Выезд на турбазу.