Домой / Глаза / Расписание первоклассника на день. Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю

Расписание первоклассника на день. Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю

Грамотно составленный режим дня первоклассника позволит вашему ребенку легче адаптироваться к новой школьной жизни, меньше уставать, легче учиться. Некоторые родители не придают большого значения режиму дня, думая, что раз их чадо ходило в детский сад, то и со школьным распорядком не будет проблем. Однако, учебные нагрузки, множество новых правил, ограничение подвижности и строгий распорядок школьной жизни может привести к хроническому переутомлению ребенка. Поэтому, правильно организованный режим дня первоклассника - это важно. Он поможет справиться маленькому ученику с большей частью проблем.

Режим дня организует и дисциплинирует не только первоклассника, но его близких. Конечно, кроме школы, ребенок может посещать кружки, секции, художественную или музыкальную школу и поэтому предложить универсальный режим дня невозможно. Поэтому родителям придется немного потрудиться и составить режим дня для своего ребенка с учетом всех дополнительных занятий.

Примерный режим дня первоклассника

Не удивляйтесь, что в предложенном режиме нет четких цифр. Дело в том, что в разных школах учебные занятия могут начинаться в разное время. Мы приведем лишь основные пункты, а время их выполнения вы проставите самостоятельно.

  • Подъем (желательно по будильнику, пусть ребенок сам научится его включать и выключать)
  • Водные процедуры (умывание, обтирание или душ для закалки)
  • Завтрак (от вкусного и сытного завтрака первоклассник точно не откажется)
  • Дорога в школу
  • Уроки (у первоклассников уроки в 1 и 2 четверти по 35 минут)
  • Продленка (большинство родителей записывают детей на продленку)
  • Дорога домой
  • Обед (или ужин у тех,кто на продленке)
  • Отдых (сон или свободное время на игры)
  • Выполнение домашних заданий (обычно в первом классе не задают домашних заданий)
  • Прогулки и игры на свежем воздухе
  • Спокойные занятия перед сном, подготовка школьной формы, портфеля и сменки
  • Водные процедуры

Важные моменты в режиме дня первоклассника

Чтобы ребенок легко и с удовольствием просыпался и собирался в школу, нужно помнить, что полноценный сон ребенка (включая дневной) должен быть не менее 11-12 часов. Приучайте первоклашку вставать и ложиться спасть в одно время. Не стоит потакать ребенку, когда тот просит досмотреть интересный мультфильм или у вас дома гости. Если ребенок ляжет спать поздно, то утренние капризы вам обеспечены.

Второй важный момент - ежедневная зарядка и водные процедуры. Не оставляйте этот пункт без внимания. Упражнения и разминки в школе на уроках не заменят вашему первокласснику утренней гимнастики, которая подарит заряд бодрости на целый день.

Уроки у первоклассников в 1 и 2 четверти по 35 минут, поэтому расписание уроков и режим после новогодних праздников придется подредактировать.

На продленку ходят почти 80 % первоклассников. С одной стороны - это хорошо, потому что соблюдается режим, а с другой стороны ребенок с 8 утра и почти до 6 вечера находится в школе. Такое длительное пребывание в школьной атмосфере может вызвать переутомление (особенно у детей, не посещавших детский сад).

Выполнение домашнего задания. В первом классе домашние задания обычно не задают, но учитель может посоветовать детям что-то раскрасить в печатных тетрадях, повторить стишок, прописать трудную букву. Относитесь к таким домашним заданиям с пониманием. Такие домашние работы - это больше приучение ребенка к домашним заданиям в старших классах.
Родителям не стоит заставлять первоклассника делать «домашку» сразу по возвращении домой. Пусть маленький ученик немножко отдохнет от школы, поиграет, полистает свою любимую книжку или журнал. Это позволит снять нервное напряжение от школьной жизни.

Игры перед сном не должны быть слишком активными, но погружение ребенка в телевизор или планшет - тоже не выход. Используйте это время на общение с ребенком. Пусть лучше он расскажет вам как провел время в школе, поделится своими успехами или трудностями.

Приучайте первоклассника собирать вещи: портфель, форму, сменку с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.

И, пожалуй, последний совет - обязательно распечатайте режим дня школьника на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.

Режим дня для первоклассника – не пресловутая прихоть Министерства образования и администрации школы. Это первоочередное условие физического и психологического здоровья будущего ученика. Придя в школу, вчерашний попадает в другой мир, наполненный нагрузками, требованиями, темпом, потоком разнообразной информации, новыми детьми и взрослыми.

Теперь от него ожидается выносливость и трудоспособность, усидчивость и внимательность, активность и скорость, инициативность и решительность. Режим дня поможет адаптировать организм к интеллектуальным нагрузкам, развить силу воли и дисциплинированность, сформировать нужные навыки, индивидуальный ритм деятельности.

Адаптация к школе

Ребёнок, попадающий из одной социальной среды в другую, проходит естественную адаптацию к новым условиям. Учебную активность можно по праву считать первой серьёзной деятельностью, требующую осознанности и значительных усилий воли. Адаптацию к школьной жизни, а также к изменившимся условиям домашнего режима, будет проходить каждый первоклассник.

Длится этот период в среднем от двух недель до двух месяцев. «Неподготовленные», домашние или болезненные дети будут переживать это время особенно остро, их организмы будут логичным образом сопротивляться режимным и учебным сложностям:

  • частыми болезнями, ведь иммунная система станет ослабленной ввиду постоянных стрессов и отсутствия сбалансированного регулярного ;
  • потерей веса, замедлением роста и общего развития;
  • обострением проблем сердечно-сосудистой системы, развивающихся на фоне переутомления;
  • ухудшением самочувствия, усталостью, головными болями, снижением аппетита, нарушением сна;
  • уязвимостью нервной системы, в том числе рассеянностью, раздражительностью, отсутствием мотивации;
  • хронической усталостью, переходящей в запущенном случае, в астено-невротический синдром (предельное истощение нервной системы).

Смягчить и нивелировать малоприятные побочные эффекты слияния со школьной жизнью, помогут родители, если заблаговременно переведут будущего ученика в режим, близкий к школьному. Весна – время, стимулирующее к пробуждению, развитию и активности. Впереди шесть месяцев подготовки к новому школьному режиму, принять который будет легче после пробного «рабочего» графика.

Сохраняя до школы свободный режим, во благо мнимой пользы ребёнка: «Пускай отдохнёт и наберётся сил перед школой», родитель окажет медвежью услугу своему чаду – продлит и усугубит период адаптации.

Домашних детей и тех, что находятся на вольном посещении детского сада, стоит переводить с весны на подготовительный график.

Примерный режим будущего первоклассника

Время Деятельность
7:00 Пробуждение
7:15 Зарядка, гигиенические процедуры
7:45 Уборка спального места, подготовка к завтраку
8:00 Завтрак + приучать мыть за собой посуду
9:00 Первое занятие по дошкольной подготовке
9:30 Отдых
10:00 Второе занятие по дошкольной подготовке
10:30 Активный отдых и прогулка на свежем воздухе
13:00 Обед + обучение навыкам самообслуживания (уборка посуды)
14:00 Дневной отдых и сон
15:30 Пробуждение, свободное время
16:00 Полдник
17:00 Посещение кружков и секций
18:00 Прогулка на свежем воздухе
19:00 Ужин
19:30 Свободное время, общение с семьёй, игры
20:30 Гигиенические процедуры, чтение книг, подготовка ко сну
21:00 Отход ко сну

Режим начинается с родительской головы

Взрослый, который планирует организовать режим дня для первоклассника в соответствии с возрастными нормами и требованиями образования, должен осознавать всю его ценность и необходимость. Режим – это не просто вовремя лечь , чтобы встать пораньше.

Режим первоклассника – это ежедневное выполнение разных видов деятельности, которые сменяют друг друга с учётом анатомо-физиологических требований, возрастных и образовательных норм с обязательным присутствием полноценного отдыха на свежем воздухе и сна.

Работоспособность, устойчивость нервной системы, школьная успеваемость формируют фундамент учебной деятельности, они напрямую зависят от соблюдения главных требований:

  1. Соблюдение необходимой продолжительности каждого вида деятельности.
  2. Смена умственной и физической деятельностей позволяет не перегружать нервную систему и не ослаблять интеллектуальную активность.

Нарушение основных позиций режима дня

День первоклассника не должен состоять из бесконечных учебных процессов: школа, кружки-секции, домашние задания.

  1. Общее время пребывания и двигательная активность на свежем воздухе – 3-4 часа в день, которые делятся на утреннее и вечернее время.
  2. Центральная нервная система будет полноценно и гармонично развиваться и работать при условии глубокого 10-часового ночного сна, обеденный сон предлагается по индивидуальной необходимости (легко утомляемые дети).
  3. Регулярное сбалансированное питание обеспечит физическую силу и здоровье, надлежащее «питание» мозга и всей нервной системы, что необходимо для успешной работы памяти, внимания, мышления, воображения.
  4. Наличие внешкольных интересов и посещение узкоспециализированных кружков, повышает общую познавательную активность, стимулирует интерес к новым знаниям, способствуют разностороннему развитию личности.
  5. Регулярное соблюдение личной .

Нарушение основных позиций режима дня будет негативно сказываться и на успеваемости школьника, и на его самочувствии. Минимальные и кардинальные отклонения в режиме допустимы во время болезней, ухудшения здоровья ребёнка и праздников. Выходные дни и каникулы также сохраняют приближённый вариант графика, исключая учёбу в школе.

Таблица примерного режима дня первоклассника с рекомендациями

Время Деятельность Комментарии
7:00 Подъём, туалет Время пробуждения зависит от расстояния, которое нужно преодолеть к школе: сборы и дорога не должны проходить в спешке.
7:15 Зарядка, умывание, уборка кровати Утренняя физическая активность поможет быстрее прийти в рабочий ритм и активизирует мыслительную деятельность.

Самообслуживание – обязательный компонент воспитания самостоятельности младшего школьника.

7:30 Завтрак, вымыть за собой посуду Организм проснулся, а с ним заработали все его системы, которым необходима энергия. Поэтому завтракать ребёнок должен всегда, питательной и горячей едой: молочные каши, омлет, запеканка, оладьи, сырники.

Не торопите с трапезой – понадобится 20 минут для тщательной переработки пищи.

7:50 Сборы, выход Сбор портфеля и одежды лучше переносить на вечер, чтобы утро было спокойным и неспешным.
8:00 Дорога к школе Путь в школу будет одновременно утренней прогулкой на свежем воздухе, время нужно рассчитать, чтобы, не торопясь, прибыть до начала урока.
8:20 Подготовка к началу урока 10 минут достаточно, чтобы устроить учебное место и привести себя в порядок.
8:30 Начало уроков Количество уроков увеличивается к концу второго полугодия до 4-х, их длительность растёт от 35 мин. до 45 мин. В среднем до 13 часов дня первоклассник уже освобождается от школьных занятий.
10:00-10:15 Второй завтрак в школе При возможности будет уместно позавтракать горячей едой в школьной столовой. Менее полезно, когда перекус заменяется сухомяткой в виде бутербродов, а особенно вредны палочки, сухари, чипсы, батончики, которые дети сами себе покупают.

В качестве перекуса идеально подойдут фрукты и бутылочка йогурта.

12:30 Окончание уроков, дорога домой, прогулка на свежем воздухе Если ребёнок не посещает группу продлённого дня, пришло время чередовать свой умственный труд с неспешной прогулкой домой. Верным решением будет водить детей на дополнительные занятия и кружки в послеобеденное время, когда школьник пополнит свои физические и интеллектуальные ресурсы.
13:30 Обед, уборка личной посуды Обед обязателен особенно для первоклассников, питающихся в школе перекусами. Восстановит потраченную энергию сбалансированное меню, что состоит из первого блюда (суп, юшка, бульон) и второго блюда (мясо, рыба с гарниром, овощи). Для хорошей работы мозга и желудочно-кишечного тракта, ребёнок должен выпивать за день оптимальное количество жидкости: вода, чай, сок, компот. Сладкие воды и лимонад приносят лишь вред.
14:00 Обеденный сон или отдых, просмотр мультфильмов, передач Недосыпание и непривычная нагрузка провоцирует у 75% школьников расстройства нервной системы. А практически половина первоклассников испытывают сильное утомление.
16:00 Пробуждение или возвращение домой.
16:00-16:15 Полдник Лёгкий фруктовый перекус пополнит витаминные запасы детского организма.
16:15 Общее чтение, выполнение развивающих заданий с мамой, во втором полугодии – подготовка уроков Уже с первого класса сводите свой родительский контроль к пассивной проверке, подсказкам и напутствиям. Активное участие при выполнении уроков будет сводить к минимуму самостоятельность школьника.
17:15 Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры, совместный труд В это время уместно организовать посещение кружков и секций.
19:00 Ужин Последний приём пищи, который исключает жареную и жирную еду.

Если школьник пожелает перекусить непосредственно перед сном – самой щадящей едой станет стакан кефира или нежирного йогурта.

Для первоклассника играет особую роль. Ведь нагрузки существенно увеличиваются, а новые обязанности требуют большей собранности. Режим дисциплинирует, помогает привыкнуть к новым условиям жизни.

Врачи настаивают на строгом соблюдении , подчеркивая, что так можно уберечь школьника от перевозбудимости и раздражительности. Только с его помощью вы сохраните нормальную трудоспособность ребенка не просто в течение дня, а и на протяжении всего учебного года. Режим дня, который мы предлагаем, подходит и для младших школьников других классов - наш распорядок составлен с учетом времени, необходимого для выполнения домашнего задания.

Согласно исследованиям ученых, можно выделить два пика трудоспособности на протяжении дня. Первый - 8-11 часов утра, когда ребенок как раз находится в школе. После этого времени качественные показатели работоспособности в организме падают. Второй пик - 16-18 часов вечера. Затем следует интенсивный спад.

Виталий Степнов, педиатр: «Нельзя не считаться с пиками трудоспособности ребенка. Часто родители удивляются, почему после всех кружков и секций ребенок так долго делает уроки, хотя еще совсем недавно он был бодрым. Да потому что устает он к вечеру! Пик работоспособности организма уже прошел, и теперь ему пора отдыхать, несмотря на то, что ребенок может весело играться или бегать по квартире».

Основные правила режима дня для первоклассника

Первоклассник должен спать не меньше 10 часов , плюс - дневной сон, к которому привык организм. Поэтому постарайтесь, чтобы он ложился не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра.

Сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед - пусть нагуляет аппетит. К тому же, младшеклассники должны гулять в день по 3 часа.

Обед должен быть в 13.30-14.00. После этого дайте своему непоседе вдоволь отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки - сейчас у него спад работоспособности, поэтому всё равно ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Даже если ребенок уже не спит днем, может прийти домой может сразу же заснуть. Это значит, что организм измотался. Дайте ребенку возможность отдохнуть.

Только лишь, когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки. Домашнее задание в первом классе отменили, но когда ваш ребенок перейдет в следующий класс младшей школы, не забывайте, что 30-60 минут - это максимум, отведенный на это занятие. Оптимальное время - 16.00-17.00.

Валентина Филенко, детский психолог: «Когда придет время домашнего задания, не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и сесть за уроки. Дождитесь момента, когда он отложит одну игрушку и возьмется за вторую. Если Вы прервете процесс игры, необходимость выполнения домашних заданий приобретет негативную окраску».

После приготовления домашнего задания ребенок может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. Не забываем, что на свежем воздухе нужно находиться не меньше трех часов в день.

Никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время.

Перевозбуждение, накопившееся за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00, то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина.

Телевизор можно смотреть не дольше 45 минут в день , а лучше вообще без него обходиться. Лежа смотреть его нельзя, только сидя и на расстоянии 2-2,5 м от экрана. А после вечерней прогулки лучше не садиться у экрана, а принять теплый душ, выпить стакан теплого молока и лечь спать.

Отход ко сну должен быть спокойным, без разговорах о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Режим дня первоклассника: образец

  • 7.00 подъем
  • 7.00-7.30 водные процедуры, зарядка
  • 7.30-7.50 завтрак
  • 7.50-8.20 дорога в школу
  • 8.30-12.30 занятия в школе
  • 11.00 второй завтрак
  • 12.30-13.00 дорога домой (лучше по свежему воздуху)
  • 13.00-13.30 обед
  • 13.30-14.30 послеобеденный отдых, а лучше сон
  • 14.30-15.00 полдник
  • 15.00-16.00 прогулка, игры, спорт
  • 16.00-17.00 домашние задания
  • 17.00-19.00 прогулка
  • 19.00-20.00 ужин и свободные занятия (чтение, помощь маме по дому, игры и т.д)
  • 20.00-20.30 подготовка ко сну
  • 20.30-7.00 сон


Режим питания первоклассника

  1. Питание первоклассника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин.
  2. Горячий завтрак для ребенка обязателен. Лучше всего - горячая каша, но мы-то знаем, что с гораздо большим удовольствием детишки набрасываются на хлопья. Проследите, чтобы хлопья были цельноцерновыми, а молоко - теплым. Можно баловать ребенка сырниками, оладушками, омлетом - разнообразие питания тоже очень важно.
  3. Завтрак должен быть спокойным и размеренным. Никаких «Быстрее, мы опаздываем!». Лучше разбудите ребенка на полчаса раньше, чем потом будете его подгонять. Для здоровья (как физического, так и психологического) нет ничего хуже, чем стресс, который создается ограничением времени.
  4. На обед ребенку стоит предложить легкий суп (не нужно варить крепкий мясной бульон - растущему организму он не полезен). Второе блюдо не должно быть острым, жареным, жирным. Не подавайте к столу майонез или кетчуп (разве что натуральный, без добавок). Добавляйте к обеду много овощей, например, большую порцию салата.
  5. На полдник прекрасно подойдут свежие фрукты, оладушки или блинчики. Дополнительно порадуйте малыша свежим какао.
  6. Ужин должен быть легким, но сытным. Ребенок не должен наедаться за весь день. Если он ложится спать в 21.00, то ужинать садимся в 18.00-19.00, не позднее.
  7. Питание должно быть разнообразным. Мы имеем ввиду не просто состав продуктов, но и . Ведь дети охотнее кушают, если тарелка украшена смешными мордочками, или на ней красиво лежат продукты нескольких цветов.

Кружки и секции в распорядке дня первоклассника

Физиологи не рекомендуют начинать учебу в школе параллельно с азами танцевальных па или первыми ударами кунг-фу. Лучше сделать это за год до школы или уже со второго класса. В первом классе нагрузки должны быть минимальными.

Если Вы видите, что ребенку тяжело справляться с учебой, совмещая ее с начатым год назад кружком, лучше отложите занятия на год. Но обязательно прислушивайтесь к мнению своего школьника: если дополнительные занятия ему очень нравятся, оставьте какую-то одну секцию, а вторую «поставьте на паузу».

Помните, что в это время ребенку очень нужна наша поддержка. Не нужно постоянно указывать, что ему делать, сосредотачиваться на школьных трудностях, требовать отличных результатов и ругать за неаккуратные тетради.

Вы должны быть одной командой: дайте ребенку почувствовать, что у него есть защита, что родители - на его стороне. И соблюдайте . Успехов вам и маленькому школьнику!

Каким должен быть режим первоклассника?

Об этом подробно в своей статье пишет Степанова Мария Исаковна,д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН

Согласитесь, всем нам приятно иметь дело с людьми организованными, ответственными, умеющими планировать, а значит и ценить свое время и в срок выполнять порученную работу. В настоящее время эти качества становятся еще более актуальными. Люди, наделенные ими, гораздо более устойчивы к стрессовым ситуациям, они в большей степени способны сохранять доброе расположение духа. А это значит, что у них гораздо больше шансов сохранить и свое здоровье, т. к. ученые считают, что более 80 % заболеваний у человека связаны со стрессами.

Читатель вправе спросить, какое отношение это имеет к довольно скучному, как кажется некоторым, словосочетанию «режим дня»? На наш взгляд - самое прямое. Ведь режим дня - это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека.

От того, как строится наш день, как сочетается работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша дееспособность, но и самочувствие, работоспособность, настроение, здоровье. В правильности этого наблюдения люди убедились давно. Так, например, более 900 лет назад древнетюркский поэт Юсуф Баласагунский писал:

«Всему свой устав и законный уклад. Блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд. С невеждой, ведущим себя неумело, Не знающим правил - не сделаешь дело!»

Системой, насквозь пронизанной ритмами, называют человеческий организм. Главный дирижер этой системы - суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает ребенка на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложится спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением уроков, его работоспособность выше.

Наш организм нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. С полной уверенностью можно говорить о том, что: «Человек - это не только то, «что он ест», но и «когда он ест». Дети, приученные есть в одно и тоже время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием, ведь к определенному времени организм готовится к приему пищи. Благодаря этому, пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее. Это наблюдение точно и красиво зарифмовано А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине»:

«… Люблю я час Определять обедом, чаем, И ужином. Мы время знаем В деревне без больших сует: Желудок - верный наш брегет».

Начало школьной биографии меняет привычный уклад жизни малыша. Может в меньшей степени это происходит у детей, посещавших детский сад. И от того, насколько родители, бабушки и дедушки организованы сами и готовы помочь ребенку: во время разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения для нее, проследить за всем распорядком дня и при этом создать у ребенка положительный настрой, не встав в позу руководителя послушного робота, зависит не только успешность учебы ребенка, но и его здоровье. Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт» - т. е. запас времени в соблюдении режимных моментов.

И, если мы осознаем важность правильной организации жизни ребенка, мы постараемся сделать так, чтобы это осознали наши дети. Что для этого нужно сделать? Во-первых, очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера. Особое значение это приобретает в том случае, если ваш ребенок не отличается усидчивостью, умением концентрировать внимание или имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Как же должен строится режим дня первоклассника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий, т. е. в 7–7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы встряхнуть остатки сонливости, настроить на рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. На первых порах, если ребенок еще не привык, лучше делать ее вместе с ним. Во многих семьях сегодня есть магнитофоны или проигрыватели. Советуем подобрать соответствующую музыку для утренней гимнастики, может быть с учетом музыкальных пристрастий сына или дочери. Проверено: дело пойдет веселей и с большей охотой. Не забудьте при этом открыть форточку или проветрить комнату.

Не все дети в столь ранний час, особенно, если нет привычки, с удовольствием завтракают. В этом случае ваша настойчивость накормить ребенка не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хорошее настроение и доброе отношение между вами и ребенком. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних проблем может быть заранее, с вечера оговорить с ребенком его утреннее меню.

Дорога в школу, если идти не торопясь, в течение 15–20 минут может стать прекрасной прогулкой. По возможности выберите маршрут подальше от проезжих дорог.

Если вы не оставляете ребенка на продленный день и забираете его из школы после занятий, то очень важно помочь ему организовать вторую половину дня. Пребывание в школе, особенно первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников - 37,5 % заканчивает учебный день с признаками сильного и выраженного утомления, а среди посещающих школы с углубленным изучением предметов, гимназии количество таких детей достигает 40 %. Еще больше детей - от 68 % до 75 %, у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т. д.). Вывод напрашивается сам - учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Одна из частых родительских ошибок - усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Чем нехороша эта настойчивость? Во-первых, ребенок еще «не стряхнул» с себя утомление от уроков в школе. Утомление - закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. А вот его накопление, кумуляция чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. А если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для тех из них, кто остается в группе продленного дня, врачи настаивают на обязательной организации дневного сна. Другой способ восстановления сил - прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Во-вторых, работоспособность человека и ребенка в том числе - одна из почти 50 функций, которые ритмически меняются на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10–13 часов, а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам. Необходимо учитывать это обстоятельство, чтобы время приготовления уроков совпало с подъемом работоспособности, т. е. с 16 часов.

Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем после 25–30 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3–5 минут. Приучить детей работать без отвлечений, собрано задача непростая даже, если речь идет о способных и хорошо успевающих в школе детях. Здесь очень важны ваше терпение и доброжелательность. Оно обязательно будет вознаграждено успехами вашего сына или дочери.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6–7 лет должны быть не более 3–4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00–13.30, то примерно в 16.30 - время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

С поступлением ребенка в школу многие родители стараются определить его еще и в музыкальную школу, спортивную секцию или организовать занятия иностранным языком, компьютером и т. д., или что тоже нередкость - одновременно несколько различных кружков или секций. И тогда, получается ситуация, хорошо знакомая всем нам в том числе и по стихотворению А. Барто:

«Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, - За кружок по рисованью Тоже все голосовали …»

Эти полезные и интересные занятия, конечно же, важны для развития вашего малыша. Но прежде следует хорошо подумать о том, насколько они будут посильны для вашего ребенка. Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы такие полезные, как спортивные. Ведь утомляют не только сами занятия, но и дорога, зачастую неблизкая, а также пребывание в коллективе сверстников. Возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Но если вы все-таки решили, что дополнительные занятия необходимы вашему ребенку, то их продолжительность для 7-летнего ребенка не должна быть более 1 часа.

Врачам давно известно, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Подвижные игры на воздухе способствуют росту, развитию ребенка, прекрасно снимают «учебное» утомление. Ежедневное пребывание ребенка на воздухе должно быть не менее 3,5 часов. Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления - важная составляющая жизни маленького человека. Во многих семьях многочасовой просмотр телепередач - обязательная составляющая вечернего времяпрепровождения. Невольно в этот процесс втягиваются и дети. Хотим предостеречь, что для ребенка столь продолжительное созерцание телепередач далеко небезразлично. Это большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая «съедает» у ребенка возможность общения с родителями, друзьями, самостоятельной деятельности (игры, помощи по дому), заменяет ее мало что дающей для развития «жвачкой для глаз». Содержание и длительность просмотра телепередач должны регулироваться взрослыми. В учебные дни 7-летний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2–3 раза в неделю не более 30 минут. Современное телевидение не слишком щедро на передачи для детей. В тех семьях, где имеется возможность просмотра видеофильмов, необходимо подобрать специальный детский репертуар фильмов и ограничить продолжительность однократного его просмотра.

Вечером просто необходимо выкроить время для общения с ребенком, поинтересоваться как обстоят дела в школе, проверить как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалы, даже если успехи вашего первоклашки пока еще невелики. Если что-то не получилось, посоветуйте или помогите исправить. Будьте доброжелательны , ведь от вашего поведения тоже зависит с каким настроением ребенок завтра пойдет в школу. А чтобы утро не омрачим, суматохой избавить ребенка от досадных забываний необходимых дли школы вещей, приучите вашего малыша приготовить с вечера нее необходимое для школы.

Кроме будних, учебных дней есть еще и выходные. Несколько слов о том, каким должен быть распорядок дня в эти дни. Утренний подъем может быть в более позднее время, особенно если в обычные дни ребенок недосыпает. Если у ребенка два выходных дня, то постарайтесь, чтобы хотя бы один из них был полностью освобожден от уроков. Если этого избежать не удается, то организуйте занятия только в первую половину дня, когда работоспособность ребенка наиболее высока. Их продолжительность не должна быть более часа. Если у ребенка те или иные проблемы, связанные с учебой в школе, то имеет смысл уделить время, чтобы помочь ребенку преодолеть их, например, потренироваться в чтении или решении задач. Но помните, во всем нужна мера. Прекрасно, если вам удастся найти занимательную, игровую форму для этих занятий, создать у малыша положительный настрой, ведь интерес - мощный стимул для работы.

Необходимо, чтобы в эти дни ребенок побольше времени был на воздухе. Продолжительность прогулки в выходные дни следует увеличить до 5–6 часов. Если есть возможность, организуйте совместные прогулки, лыжные вылазки или катание на коньках, санках. Посещение музея, театра, кино или гостей лучше приурочить к выходному дню. Но помните, что время приема пищи и отхода ко сну должно быть таким как обычно.

Многие родители уже поняли важность правильного режима и организации времени. Для школьников, начиная с первого класса, так же важно правильно планировать время. Родителям следует составить определенный распорядок дня для своего первоклассника и ежедневно следить, чтобы чадо его придерживалось.

Не страшно, если Вы уже даже не помните основных моментов, которые должны присутствовать в таком распорядке. В нашей статье мы расскажем о правилах правильной организации времени и покажем примерный распорядок дня для Вашей первоклашки.

Зачем первокласснику расписание дня?

Приходя в школу, ваше чадо погружается в новый для него мир. Ему потребуется много сил и стараний для того, чтобы освоить новые знания, отсюда как следствие – быстрая утомляемость. Во избежание этого, чтобы детки могли спокойно учиться и не болеть, нужно тщательно распланировать жизнь первоклашки. Благодаря грамотному распорядку детки научатся себя дисциплинировать и, что очень важно, без потерь в работоспособности.

Как составить распорядок дня для первоклашки?

Для правильной организации дня вашего чада потребуется придерживаться некоторых рекомендаций и принципов:
— первоклассник должен ложиться спать не позднее 21:00, поскольку ему необходим 10-чаосовой сон, не меньше;
— если малыш днем спит, внесите этот дневной сон в расписание, например можно им заменить какие-то игры. Но ни в коем случае не ограничивайте свое чадо в этом, потому, как это необходимо детскому организму (все индивидуально);
— ребенку необходимо не менее трех часов (в общей сложности) в день находиться на свежем воздухе;
— физические или умственные нагрузки ребенка необходимо чередовать с играми или отдыхом. Это значит, что сразу же после того, как детки пришли из школы, не садите их делать уроки и уж тем более не оставляйте первоклашек на кружки и какие либо дополнительные занятия, деткам нужен отдых;
— в обязательном порядке в рационе первоклассника должны иметь место свежие овощи и фрукты. А вот острой пищи, соленой или даже жареной много быть не должно в детском меню;
— режим приема пищи у первоклашки должен состоять из пяти приемов, включая школьный завтрак;
— готовьте горячие и питательные завтраки, например: омлет, оладьи, каши молочные, которые помогут разбудить организм и придадут сил. Выработайте у деток привычку хорошенько завтракать. И никогда не торопите кроху за едой, прием пищи должен проходить спокойно.

Примерный режим дня первоклашки

— с 6:30 до 7:00 – подъем и пробуждение;
— с 7:00 до 7:30 – утренняя гимнастика, одевание, водные процедуры;
— с 7:30 до 7:45 – первый завтрак;
— с 7:45 до 8:15 – дорога в школу;
— с 8:30 до 12:00 – учеба, получение знаний в школе;
— с 10:00 до 10:30 – второй завтрак (школьный);
— с 12:00 до 13:00 – дорога домой из школы;
— с 13:00 до 13:30 – переодевание, а так же водные процедуры;
— с 13:30 до 14:00 – обеденный прием пищи;
— с 14:00 до 15:30 – отдых (сюда можно включить прогулку по улице, игры, сон, просмотр мультипликационных фильмов, спорт и т.д.);
— с 15:30 до 16:30 – выполнение домашнего задания, повторение пройденного в школе материала (следует помнить, что через каждые 15 минут занятий нужно делать перерывы);
— с 16:30 до 16:45 – полдник;
— с 16:45 до 18:00 – прогулка, дополнительные занятия, кружки;
— с 18:00 до 19:00 – свободное время или помощь родителям по хозяйству, либо какие-то совместные игры дома или на улице;
— с 19:00 до 19:30 – вечерний прием пищи (ужин);
— с 19:30 до 20:00 – прогулка пешком по свежему воздуху (без активных игр);
— с 20:00 до 21:00 – подготовка к предстоящему сну: гигиена, переодевание, уборка;
— с 21:00 до 07:00 – сон.

Если ученик первого класса остается после занятий в группе продленного дня, то режим его с 12 до 17 часов, конечно, поменяется. Но воспитатели в продленке обычно планируют его похожим образом, как и родители. Единственная разница может быть в том, что в школе не всегда можно организовать полдник или сон после обеда. В таком случае родителям достаточно просто дать деткам в школу с собой сухофрукты, печенье или, скажем, яблоко.

Самое сложное – это первые два месяца, пока ваше чадо привыкнет к режиму, а далее он будет уже более организованным и дисциплинированным и сам уже будет знать когда и что ему делать.