Домой / Глаза / Роль бабушек и дедушек в воспитании. Роль бабушки и дедушки в воспитании детей

Роль бабушек и дедушек в воспитании. Роль бабушки и дедушки в воспитании детей

Часто родители недооценивают роль бабушки и дедушки в воспитании детей. Они могут дать крохе гораздо больше, чем вечно спешащие родители. Старшее поколение играет с детьми, никуда не спешит, дарит деткам свою мудрость и жизненный опыт. Но бывают и более сложные ситуации, к примеру, когда бабушка вмешивается в воспитание внуков.

Кроха рождается и растет в семье, которая состоит не только из мамы и папы. Не меньшую роль, чем родители, играют бабушки и дедушки. Они заботятся о внуках, пока родители находятся на работе, во время болезни, проводят много времени с внуками, помогают им прижиться в социуме и приобретать нужный жизненный опыт.

Также родители родителей ребенка отдают малышу еще и свои эмоции, устанавливают с ним эмоциональную связь – это то, чего так не хватает взрослым. Между стариками и детками возникает прочная эмоциональная связь и случается так, что дедушка может прочитать сказку намного интереснее, чем папа. Старикам отводиться очень важная роль в жизни ребенка, ведь они не требуют ничего от ребенка, не наказывают, не ругают и окружают его только теплотой и заботой.

Бабушка и дедушка – неисчерпаемый ресурс общения, если у родителей есть возможность – они должны давать своему малышу и родителям общаться между собой. Прекрасно, если ребенка можно отправить к родителям на лето. Проводя время с бабушкой и дедушкой, кроха сможет найти с ними общий язык и у него появится поддержка еще одних взрослых людей помимо мамы и папы.

Конечно же, будьте готовы к тому, что бабушка и дедушка будут баловать внуков, но это абсолютно нормально. Поговорите с родителями и обговорите с ними рамки того, что можно и нельзя карапузу, предупредите насчет аллергии и других вопросов, касающихся здоровья. Советы, которые вы будете давать родителями, конечно же, должны быть доброжелательными и спокойными.

Плюсы и минусы

Бабушка и дедушка могут стать для внуков надежным плечом и опорой, им можно рассказать то, что страшно рассказать родителям и они подскажут и помогут советом. Они помогают и свои детям, любая мама будет рада, если ребенка заберут ее родители или родители мужа. Мама сможет немного отдохнуть, а дедушки с бабушками смогут насладиться общением с внуками.

Дедушки и бабушки любят свои внуков совершенно по другому, намного сильнее, чем свои детей. Они знают своих внуков еще до рождения, заботятся о них, когда те еще младенцы, растят и помогают в младшем возрасте и все это без нажима и требований, которые часто возникают у родителей.

Но часто бывает и так, что есть и минусы, когда дедушки и бабушки принимают участие в воспитании ребенка, но мама и папа не могут найти с ними компромиссные вариант и точки соприкосновения. Тогда старшее поколение начинает играть роль тирана, руководителя или мученика, выбирая, что ему больше по душе. Такие дедушки и бабушки делятся на такие типы:

  1. Тиран – авторитет, который требует делать только так, как он говорит. У деток после общения с такими родственниками обычно проявляется чрезмерное послушание, зависим и не самостоятелен.
  2. Человек-компьютер, который постоянно поучает ребенка, дает оценку его действия, постоянно давит на малыша, держит в напряжении и не умеет идти на компромиссы.
  3. Мученики, которым важнее всего заслужить уважение своих близких, они балуют ребенка и потакают всем его прихотям.
  4. Приятель – это человек, который позволяет малышу все, в том числе капризы и шалости. Приятель не признает ответственности и своей вины в поведении ребенка, мотивируя это тем, что малыш был воспитан родителями не правильно.
  5. Проводник и руководитель – разумный взрослый человек, который воспитывает ребенка, дает ему свободу самостоятельности и позволяет внуку тренироваться и пробовать себя в разных ролях. В нужный момент такой дедушка или бабушка отступят в сторону и дадут крохе развиваться самостоятельно.

Психология

Чтобы бабушки и дедушки имели такое же значение и авторитет, так и родители для ребенка, нужно выполнять простые правила:

  1. Не говорить детям, что они делать все не так как нужно. Нужно тактично помогать деткам делать то, к чему они стремятся, помогать самостоятельно принимать решения и растить из них независимых людей.
  2. Рассказывать родителям об успехах и достижениях малыша. Мама и папа будут рады узнать что-то новое о своем малыше и его успехах. Если у крохи возникают новые потребности, о которых родителям ничего не известно, то бабушка с дедушкой должны информировать их об этом.
  3. Нельзя покупать любовь внуков, тем более нельзя конкурировать в этом с родителями. Рано или поздно родители все равно купят для малыша что-то большее, лучшее, а вот система ценностей крохи будет слегка испорченна. Лучше завоевать внимание внуков при помощи своего опыта, жизненных историй, совместного времяпрепровождения.
  4. Планируя подарки, бабушке с дедушкой нужно сперва послушать советы его родителей. Имеет большое значение то, в какую игрушку или конструктор они подарят крохе, ведь вполне может быть, что мама и папа решили сделать малышу более скромный подарок. Если бабушка и дедушка подарят дорогой, это может быть расценено малышом как то, что он имеет большее значение для бабушки с дедушкой, чем для родителей.

Внуков любят больше чем детей?

Бабушка и дедушка обычно испытывают к внукам гораздо более глубокие чувства, чем в своим детям. Они могут смотреть на мир детскими глазами, ставить себя на место малыша, откликаться на его переживания и беды. Бабушкам и дедушкам отводиться очень важная роль – принимать внуков такими, какие они есть. Конечно же, мама и папа также выполняют эту роль, но бабушка и дедушка имеют гораздо более глубокую эмоциональную связь.

Также часто бывает так, что папа и мама хотят, чтобы ребенок воплотил в жизнь их мечты. И малыш занимается балетом, мама его отдала на пение, на семейном совете решили, что ребенку нужно еще и карате заниматься. Естественно, это не правильно, ребенку приходиться отстаивать свое право на свои желания.

И тут папа и мама уходят на второй план и появляется бабушка или дедушка, которые включаются в жизнь малыша, не навязывая ему ничего и играя по его сценарию. Естественно, роль бабушки и дедушки в жизни крохи повышается, малыш слушает их советы, а маму, которая лезет с нравоучениями, слушать не хочет.

Получается, бабушки с дедушками не оказывают на малыша прямого педагогического влияния, они просто выслушивают малыша и дают ему свои советы, исходя из сложности и важности проблемы. Малыш прислушивается и просто принимает сам решение, часто исходя их данного ему совета.

Бабушки и дедушки: как с ними дружить? – Школа доктора Комаровского

«Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду». К.Д. Ушинский Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? Дело в том, что старшее поколение - носители и хранители семейных ценностей и традиций. Поэтому, отношение бабушки и дедушки к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца. Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. В русском быту бабушка и дедушка испокон веков занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», - говорит русская пословица. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им "не давать много воли", наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей. Но и в наше время членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. При этом положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим и друг к другу, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями. И создать такую атмосферу в семье, порой, под силу представителям старшего поколения. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет бабушек и дедушек. Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых членов семьи. Например, дед, работающий на производстве, активно участвовал в благоустройстве детской игровой площадки во дворе дома. Он привлёк к этой работе взрослого сына, соседей и даже старших дошкольников. Никто в семье не упрекнул его за то, что он в ущерб семье и своему отдыху выполнил полезное общественное дело. В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании детей. Мальчику дедушка особенно нужен, когда в семье нет отца. Именно дед передаёт своему внуку навыки мужественности в самом широком смысле этого понятия. Укрепляет отношения родных нескольких поколений и проведение праздников: Нового года, дней рождения. Организацию таких мероприятий, как правило, берут на себя бабушки. Во многих семьях существует традиция хорового пения, игры на музыкальных инструментах, проведения игр, состязаний на смекалку, ловкость. В этих развлечениях с удовольствием принимают участие все члены семьи от мала до велика. Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своём детстве, работе. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии. Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: трудовые и боевые ордена, медали, почётные грамоты, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение важно для ребёнка. Не нужно забывать, что традиции - лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку - уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни. Это углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию. Но, к сожалению, нередко между разными поколениями в семье возникает конфликт. При этом, ученые подметили, что он, как правило, не затрагивает бабушек и внуков, а локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей, как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими. Как избежать семейных дрязг, от которых страдают дети? Замечательный педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя». Одно из них гласит: «Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми - это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию - патриотизм, истинная любовь к женщине и старость». Так какие же советы, руководствуясь вышеизложенным можно дать Молодым родителям: Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи. Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители. Проявляя уважение к старшему поколению, вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости. Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности. Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут. Бабушке и дедушке: Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства». Не забывайте о том, что старость — это мудрость. Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства. Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.

В воспитании детей основная роль, конечно, отводится родителям. Но не стоит забывать о том значении, которое имеет для становления и развития личности ребенка влияние других его ближайших родственников – бабушек и дедушек. Оно существенно вне зависимости от того, проживают ли бабушка и дедушка вместе с семьей или живут отдельно.

Строгая бабушка

Строгие бабушки, как правило, пессимистки. Они неустанно повторяют, что в счастливое время их молодости все было хорошо, а сейчас все плохо. С беспорядком в стране предпочитают бороться на уровне своей семьи. Ребенка они могут регулярно отчитывать, но вернется он к вам настолько воспитанным, что вы будете по-настоящему ошеломлены. Малыш превратится в . Возможно, он научится самостоятельно мастерить игрушки вместо того, чтобы в магазине выпрашивать у вас очередную машинку, а в необработанном сучке сможет вообразить забавного гномика. Бабушка вполне может разглядеть в маленьком внуке будущего скульптора или художника. Отныне ребенок будет самостоятельно заправлять кроватку и аккуратно убирать на место свои игрушки. Также он узнает о том, сколько труда необходимо, чтобы вырастить урожай хлеба, и никогда больше не выбросит, как прежде, недоеденную горбушку. Он станет помощником для вас, будет помогать накрывать на стол, сам уберет посуду, подберет упавшие с дерева яблоки на даче, соберет и отнесет в стирку белье. И, глядя на него, вы будете и удивляться, и радоваться.

Милая бабушка

Именно такие бабушки со своей скромной пенсии стараются накормить всех окрестных кошечек. С ребенком они будет много общаться на интересные темы, каждый вечер рассказывать сказки. В привычном распорядке дня ребенка могут возникнуть отклонения, но не критичные. Если ваш малыш по медицинским показаниям должен соблюдать определенную диету, вы можете быть спокойны – такая бабушка все учтет и будет строго придерживаться правил приготовления пищи. Часто такие бабушки – верующие. Они вполне могут приобщать ребенка к церкви. Будьте готовы к тому, что малыш после общения с такой бабушкой будет засыпать вас вопросами о религии. Все возможные недостатки таких бабушек с лихвой компенсируются теми уроками доброты и человечности, которые они преподнесут своим внукам. Они научат малыша . Эти уроки ребенок запомнит на всю жизнь.

Бабушка-леди

С каждым годом такие бабушки встречаются все чаще. Это , они пользуются косметикой и модно одеваются. Общество внука поначалу может доставлять им некоторые неудобства. Они могут с печалью констатировать, что пришла старость, потому что несомненный признак старости – появление внуков. Но, когда такая бабушка увидит, что все ее принимают за маму ребенка, она успокоится. В квартире или доме у такой бабушки-леди царит идеальный порядок, готовить для малыша она будет вкусно, а также будет тщательно следить за чистотой вещей ребенка. Никаких проблем с бабушкой-леди возникнуть не должно. Она может иногда вести себя излишне строго по отношению к внуку, обучая его правилам поведения в обществе, но разве это так уж плохо? Воспитание такой бабушки благотворно повлияет на развитие ребенка. Он станет задавать вам много неожиданных вопросов из области энциклопедических знаний, заинтересуется чтением книг и периодики, и с гордостью продемонстрирует, как ловко научился собирать замысловатые головоломки. Вы будете изумлены его глубокими познаниями в различных областях наук.

Несколько слов о дедушках

У многих бабушек есть замечательные дедушки, которые обожают внуков и могут возиться с ними часы напролет. Все реальные и мнимые недостатки бабушек с лихвой искупаются дедушками. Дедушки учат ребенка собирать грибы, кататься на велосипеде, печь картошку на костре, рассказывают ему захватывающие истории о древних народах, дальних странах и звездном небе… А уж сколько потрясающих сказок они знают!

Молчаливый дедушка

Когда вашему озорнику удастся разговорить деда-молчуна, он услышит настолько занимательные истории, что будет слушать их с открытым ртом. Со спокойной душой бабушка отправит внука с дедом на долгую прогулку, а сама займется домашними делами. Такие дедушки очень ответственны. Они научат внука подбирать правильные ветки для разведения костра на природе и рыбачить на рассвете. Дедушка прокатит ребенка на велосипеде или покажет ему самодельный мопед, заботливо припрятанный в гараже или сарае. Такие дедушки – мастера на все руки. В дедушкином гараже ребенок обнаружит массу удивительных вещей, перед которыми все его игрушки сразу померкнут. Но есть один нюанс у таких дедушек – они скорее найдут общий язык с мальчиком, чем с девочкой.

Дедушка-балагур

Балагур – объект постоянных ворчаний бабушки, но внуки обоих полов не чают в нем души. Они запускают с дедушкой воздушных змеев, целыми днями напролет играют в подвижные игры и чувствуют себя абсолютно счастливыми.

Интеллектуальный дедушка

Покупает книги, выписывает газеты, перед визитом внука или внучки запасается сборниками детских сказок, рассказов и стихотворений. По вечерам рассказывает истории из своей молодости и показывает старые фотоальбомы. В результате общения с таким дедушкой ваш малыш научится любить науку и новые знания. Его девизом вполне может стать поговорка «ученье свет, а неученье – тьма».

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.

В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?

Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка, позволяя ему вольности. По моему мнению, это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.

Однако, помогать родителям в воспитании внуков и воспитывать их самостоятельно – далеко не одно и то же. Как же меняется психология ребенка, а также бабушки с дедушкой, на плечи которых ложится полная ответственность за воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка? С позиции ребенка бабушка и дедушка воспринимаются как родители. Трудно определить возраст, с которого замещение родителей станет менее болезненным. Отношение и характер ребенка будут складываться из того, насколько старшее поколение готово к такому замещению. Все зависит от них самих. Если воспринимают ребенка как огромную ответственность – такое отношение может навредить. Ответственность должна быть такой же, как и у любого родителя. Каждый из нас несет ответственность за своих детей, но при этом не забывает и о своей личной жизни, личных интересах. Также должны вести себя и вторые родители: не тотальный контроль и желание сделать из ребенка человека, а любовь,забота и возможность для ребенка просто жить.

За годы работы в школе приходилось работать не только с родителями, но и с бабушками и дедушками. И конечно, отношение к воспитанию детей у всех разное.

Условно бабушек и дедушек можно разделить на пять типов.

“Тиран” – это авторитет, который заявляет безапелляционно: делай то, что я говорю, потому что я лучше знаю. Многие родители не хотят общаться с такими дедушками и бабушками и ограждают от них детей, поскольку такой натиск очень трудно выдержать. Тирания воспитывает в ребенке чрезмерное послушание и зависимость.

“Компьютер” – человек, который постоянно поучает, дает оценку всему. С таким человеком трудно общаться, особенно ребенку. Этот тип бабушки довлеет, напрягает, не исполняя прямой обязанности – учить быть компромиссным.

“Мученик” – это альтруист, для которого важнее всего служить ближнему. “Не обращайте на меня внимание, главное, чтобы у вас было все хорошо”– часто говорят такие бабушки и дедушки. У таких людей соответствующее поведение и с внуками, что имеет последствия в виде избалованности ребенка, которому позволяется все на свете.

“Приятель” – это человек, который потворствует в играх и шалостях, не признает никакой ответственности. “Я ничего не мог поделать. Это у вас такой ребенок”, – оправдываются такие дедушки и бабушки, когда родители обвиняют их в том, что не смотрели за ребенком, который “ходил на голове”. “Приятелям” скоро надоедают шалости растущего ребенка, а найти им альтернативу они не могут.

“Руководитель и проводник” – человек разумный, который знает все подводные камни, поэтому смело ведет ребенка по дороге жизни. Но в определенный момент, когда почувствует, что ребенок может сделать что-то сам, уйдет в сторону и даст возможность проявить себя. Человек мудро и здраво умеет балансировать методами воспитания, гармонизируя отношения с ребенком. Иначе говоря, такой человек остается гибким, что позволяет и внуку быть разным, тренироваться, пробуя себя в разных ролях.

Наверное, большинство мам и пап задавались вопросом: “А можно ли доверять стареющим родителям воспитание детей, не испортят ли они ребенка?”. Считаю, что нет проблемы отцов и детей, есть недостаток культуры общения в семье, неумение и нежелание понимать другого. Дело не в установках или шаблонах, что бабушки портят и балуют, а в умении услышать и принять друг друга. Для дедушек и бабушек – это умение принять своих детей и внуков и не реализовывать в них своих ожиданий. Для мам и пап – умение быть снисходительными и толерантными (терпимыми) по отношению к старости. Поэтому вопрос воспитания бабушками связан, прежде всего, с психологией старости– насколько человек стареет и как меняется его внутренний мир.

Вот три самые распространенные ситуации.

  1. Бабушка занимается собой и не принимает участия в воспитании внуков. Когда дети просят посидеть с внуком хотя бы часок, у бабушки находятся неотложные дела. Возможно, что в свое время этой бабушке ее родители тоже не помогали в воспитании детей, поэтому она платит своим детям той же монетой. Но надо помнить, что такой порядок в семейной системе – это не навсегда и не на все поколения. Насколько родители сумеют сказать бабушке, что она им нужна, что она – неотъемлемая часть семьи, настолько у нее появится желание принимать участие в воспитании внуков, понимание того, что внуки– радость, а не повод для очередной ссоры.
  2. Бабушка и дедушка-зло. Нередко встречаются семьи, в которых дети отстраняются от родителей, потому что в свое время натерпелись от них горя. Они уверены, что общение с бабушкой – выпивохой и дедушкой – тираном ничего хорошего ребенку не принесет. Как же поступить? Можно оградиться от частого общения с такой бабушкой, но уважение и умение принять ее со всеми слабостями и недостатками должно быть сформировано. Нужно сказать себе: “Да, мне как маме, это не нравится, но бабушка – часть моей личной истории, отвергая ее – мы отвергаем самих себя”.
    Прятать ребенка от родителей мужа и от него самого свойственно также разведенным женщинам. Таким методом они добиваются лишь того, что формируют у ребенка комплекс страуса, который прячет голову в трудной ситуации. Выход из конфликтной ситуации может быть разным: уступить, пойти на компромисс или сотрудничество, убежать от конфликта.
  3. Бывает, что бабушки-дедушки пытаются заменить живых родителей. Не сложилась у дочери семейная жизнь с отцом ребенка, а тут подвернулся хороший человек. Бабушка предлагает: давай я заберу ребенка, а ты строй свою жизнь и не волнуйся. Тем самым бабушка перекладывает ответственность за воспитание ребенка на себя. Это ошибочная установка – у каждого должна быть своя ответственность.

Воспитание – это метод проб и ошибок, но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат, если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.

Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков. Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.

Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин - роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу: Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.

Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи - бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в ром, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее ("ребенок ваш", "нам тоже никто не помогал") либо, напротив, "с восторгом и усердием" захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.

А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".

"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

"Обычные бабушки" принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу "обычной". Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это "просто так" или "за хорошее поведение", "за то, что она маленькая". В качестве наказаний "в случаях плохого поведения", непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

"Активные", "увлеченные бабушки" имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за "вранье, лень, грубость" ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

"Далекие", "отстраненные бабушки" затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения "с другой стороны", т. е. бабушки "отстраненного" типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье - воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания - единственный вид совместной деятельности.

Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый - "молодая бабушка" - начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становится "обычной" бабушкой, реже "активной" или "далекой". В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, т. е. "кормлением", "прогулками" и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Молодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Именно в группе молодых бабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей "ближе", чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются.

В дальнейшем, по мере роста внука молодые бабушки не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания "бабушкинской" деятельности.

Второй - "старая бабушка" - наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе "молодых" до тех пор, пока младшему не исполнится 10 -11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.

Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть "обычных" бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию "активных". Некоторые же на этом этапе отдаляются, как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию "отдаленной" или "увлеченной" бабушки, редко ее изменяют при сохранении условий проживания.

Если "молодую" бабушку больше волнует здоровье внука, то у "старой" появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки - от дочери или сына. Она больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.

Третий - "пожилая женщина", "старая женщина" - начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит "переворот" ролей - меняется баланс независимости и автономии членов семьи.

Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

Представления пожилых о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка, опосредовано личностными факторами, личными нормами бабушек.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.