Домой / Лицо / Беспокойный грудничок: как выжить молодой маме? Беспокойный грудничок.

Беспокойный грудничок: как выжить молодой маме? Беспокойный грудничок.

Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.

Беспокойный грудничок: теория и практика

Шаг первый: успокоиться

Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.

Что делать

Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно - это врожденное явление.

Шаг второй: выработать общую стратегию

Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.

Что делать

  1. Чтобы уравновесить ситуацию, нужно правильно организовать окружающую среду. А именно максимально убрать раздражающие стимулы. Громкий звук телевизора, музыка, яркий цвет и свет недопустимы. Игрушки должны быть мягкими и их должно быть немного. Играть до изнеможения нельзя.
  2. Взрослым придется договориться между собой о распределении времени и обязанностей по уходу за ребенком. Можно, конечно, все свалить на маму, но тогда уже мама выйдет из строя. Самый тяжелый вопрос в воспитании беспокойного малыша – это сон. Идеально будет, если укладывать будет один родитель, а поднимать другой. Можно иногда чередовать друг друга, но сами процедуры засыпания и подъема менять не стоит.
  3. Поменьше нового в еде, обстановке, прогулках. Шумные компании и игры противопоказаны. Маршрута прогулок лучше придерживаться одного и того же. Необходимо строго соблюдать режим дня.

Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.

Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.

Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.

Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.

В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.

Последнее обновление статьи: 14.04.2018 г.

Неважный аппетит у новорождённого и младенца – серьёзный повод для родительской тревожности. Многие мамочки беспокоятся, поскольку крайне непросто разобраться в том, почему ребёнок плохо ест. И новорождённые малыши, и груднички в 4 месяца не могут объяснить и рассказать, что их конкретно не устраивает. Всё своё недовольство они демонстрируют с помощью криков и слёз либо просто молчаливого отказа и нежелания сосать грудь или пить смесь. Это также усложняет возможность установления причины плохого аппетита, поскольку специалисты выделяют множество негативных факторов, из-за которых маленький ребёнок может начать капризничать, плакать и отказываться кушать.

Детский психолог

Что новорождённый малыш, что ребёнок в 5 месяцев может плохо кушать по многим причинам, среди которых выделяют особенности лактации у матери, нарушения здоровья, физиологические особенности при рождении и многое-многое другое.

Если ребёнок плохо сосёт грудь, можно сделать предположение о «неполадках» в лактации. Например, у одних кормящих матерей наблюдается переизбыток молочного секрета, у других же, напротив, его катастрофически не хватает.

В первом случае ребёнок попросту захлёбывается из-за слишком мощной «струи» молока, в результате чего может отказаться от груди. В такой ситуации матери нужно перед кормлением немножко сцеживаться. А затем, когда детский аппетит повысится (например, в 2 недели), необходимость в этой процедуре отпадёт.

Обратная ситуация – когда ребёнку не хватает молочка. В этом случае матери необходимо принимать все разрешённые и одобренные педиатром меры, которые улучшают лактацию:

  • более частое прикладывание малыша к груди;
  • сцеживание после вскармливания;
  • употребление большого количества жидкостей;
  • употребление специального чая, который улучшает отделение молока.

Если все эти меры не привели к качественному , остаётся единственный способ – докармливание ребёнка смесью. Но перед введением искусственного продукта в детский рацион нужно посоветоваться с педиатром.

Иногда женщины не совсем ответственно относятся к собственному рациону, употребляя те продукты, которые изменяют . Например, острые овощи (лук, чеснок) меняют вкус грудного секрета, в результате чего малыш отказывается от груди. Выход достаточно прост – со всей ответственностью подходить к составлению меню.

Нередки случаи, когда причиной того, что ребёнок мало ест, становится неверное прикладывание к груди. Особенно часто такое происходит с неопытными родительницами, выкармливающими первенца.

Решение достаточно простое – женщине следует обратиться за помощью к эксперту по грудному вскармливанию или же ещё в родильном доме попросить у сотрудников, чтобы те наглядно продемонстрировали способы правильного прикладывание малыша к материнской груди.

Новорождённый ребёнок иногда не берёт мамину грудь из-за неправильной формы сосков. Если они слишком плоские, впалые, малышу непросто добыть молочко.

Естественно, ребёнок остаётся голодным, что совершенно недопустимо. Обычно через день или два дети приноравливаются и адаптируются, но в редких случаях, если ситуация не улучшается, педиатр может посоветовать использовать специальные накладки для сосков.

Врождённые особенности

Нередко малыши рождаются раньше запланированного срока. В результате врождённый сосательный рефлекс не сформирован в той степени, которая бы позволяла ребёнку сосать грудь без проблем. То есть недоношенный младенец не отказывается есть, а попросту не способен добыть молоко, поскольку ему не хватает сил.

Естественно, в такой ситуации мама должна исправить проблему. В этом ей поможет кормление с помощью бутылочки (её проще сосать), шприца либо чайной ложечки. Только следует понимать, что привычка кушать из специальной ёмкости чревата полным отказом от материнской груди.

Кроме того, нарушение аппетита может быть вызвано и другими врождёнными особенностями. Обычно такие аномалии обнаруживают ещё в родильном доме, где тут же и исправляют, однако не всегда подобное возможно.

  1. Аномалии строения полости рта. Врождённые дефекты ротовой полости, которые именуются в народе «заячьей губой» или «волчьей пастью», также могут стать причиной того, что ребёнок плохо ест и мало прибавляет в весе. Обычно операцию проводят сразу же (если позволяет детское здоровье), но в случае откладывания процедуры на более поздний срок могут потребоваться специальные накладки для кормления.
  2. Короткая языковая уздечка. Если ребёнок рождается с коротковатой плёнкой, соединяющей дно ротика с корнем языка, то ему будет неудобно сосать молоко. При сосании даже слышно характерное цоканье. Обычно проблема решается легко – хирург надрезает уздечку, причём новорождённый малыш (и ребёнок до 5 месяцев) вообще не ощущает боли.

Если роды проходили с использованием наркоза, то часть обезболивающих препаратов может попасть в детский организм. В результате в первые дни новорождённые отличаются вялостью, что сказывается и на недостаточной активности при кормлении.

Снижение аппетита или полное его отсутствие у грудного ребёнка в 5 месяцев может быть обусловлено вылезанием первых зубов. В такой ситуации отказ от приёма пищи становится вполне естественным и временным явлением.

У малыша не просто снижается аппетит, но и начинают набухать дёсны, повышаться температура. Ребёнок также ощущает боль, поэтому помогать ему нужно обязательно. Так, в случае температуры можно дать противовоспалительное и жаропонижающее средство.

Чтобы младенец поскорее стал кушать с аппетитом, необходимо несколько раз в день мазать ему дёсны особыми гелями с охлаждающими, успокаивающими и обезболивающими свойствами. Также в аптеке рекомендуется приобрести специальные прорезыватели, массирующие дёсны.

Боли в животике

Если месячный ребёнок плохо берёт грудь, постоянно её бросает, пытается поджать ноги к животу и громко плачет, можно сделать предположение, что его беспокоят кишечные колики. В этом случае родителям стоит запастись терпением и знаниями, как облегчить это состояние.

Специалисты советуют класть малышу на живот тёплую пелёнку, массировать область пупка, давать специальные противоколиковые препараты. Это улучшит работу пока несовершенной пищеварительной системы, а приблизительно в 4 месяца неприятные симптомы пройдут самостоятельно.

Случается и так, что ребёнок начинает сосать молоко, но затем отказывается от груди со слезами. Вероятно, плохой аппетит у грудничка и болезненное состояние вызвано дисбактериозом, обусловленным приёмом антибактериальных препаратов матерью.

Подтвердить наличие этого состояние сможет только доктор после проведения специального обследования. Родители же могут заподозрить дисбактериоз по таким признакам, как неприятный запах кала, зелёный цвет испражнений и наличие слизи.

Ребёнок что в 3 месяца, что в 11 месяцев может отказываться от грудного молока по причине недомогания. Частой проблемой малышей первого года жизни является молочница. Распознаётся она просто – по белым пятнышкам на детском язычке, дёснах и нёбе.

Возникает кандидоз полости рта у младенцев по следующим причинам:

Если новорождённый мало ест по причине молочницы, лучше обратиться за помощью к доктору, который подскажет, какие препараты или народные средства можно использовать в конкретном случае. Самый простой способ – обработка полости рта содовым или солевым раствором.

Этим же средством маме нужно обработать грудь для предупреждения рецидивов. Кроме того, нужно заботиться в дальнейшем о чистоте игрушек и приспособлений для кормления, а также укреплять детский иммунитет, особенно если ребёнок родился недоношенным.

Если реёенок, допустим, в 11 месяцев плохо ест, при кормлении тяжело дышит, сопит, бросает груди и плачет, его нормальному дыханию мешают слизистые скопления. Чтобы облегчить состояние, нужно очень аккуратно вычистить носовые проходы с помощью ватных палочек или жгутиков.

Ещё одна причина того, почему новорождённый плохо ест, – воспаление и боль в ушах. Ребёнок и хотел бы кушать, но сосание приводит к неприятным ощущениям, поэтому он может отказаться от груди. В таком случае нужно обратиться к детскому доктору для прохождения лечения.

Если ребёнок в 2 месяца или старше не хочет есть по причине больных ушек, мать может попробовать сцеживать грудное молочко и допаивать им кроху с помощью чайной ложки. Такой способ получения питания для малыша менее болезнен, чем сосание груди.

Использование бутылочки

Если ребёнок плохо ест грудное молоко, нужно задуматься, насколько часто вы используете ёмкости для кормления и пустышки. Отмечено, что дети сосут смеси из бутылочки и мамину грудь совершенно по-разному, задействуя при этом различное количество мышц.

Это происходит потому, что из ёмкости жидкость льётся свободно, так что ребёнок не прикладывает усилий для её добычи. А вот грудное молочко необходимо добывать. Если проблема именно в этом, то маме нужно заново приучать малыша брать грудь.

Ещё одна причина того, почему грудничок плохо ест, может заключаться в повышенной чувствительности к изменениям погодных условий. Резкий скачок атмосферного давления может спровоцировать у малыша головную боль, снижение аппетита и прочие негативные симптомы.

Если подобные признаки чрезмерно выражены, следует обратиться к педиатру и неврологу. Вероятно, источник проблемы кроется в высоком . Тогда понадобится принимать определённые лекарственные средства.

Любознательность

Обычно интересует лишь кормление и сон, а вот на внешние раздражители он реагирует слабо. Другое дело – ребёнок 6 месяцев, который отличается большей активностью, любознательностью и желанием познавать окружающий мир.

Во время приёма пищи младенец может отвлекаться на любой раздражитель: громкий шум, яркая или новая игрушка, домашний питомец, вошедший человек. Переключить детское внимание на кормление довольно непросто, вот почему перед трапезой следует создавать максимально спокойную обстановку.

Кроме того, плохой аппетит у крохотного новорождённого может быть обусловлен плохим настроением. Если к рыдающему малышу не подходят сразу после первых слёз, он начинает плакать ещё сильнее. Поэтому при поднесении к груди он попросту не может захватить сосок из-за перевозбуждения.

В этом случае первостепенной задачей становится успокоение малыша любыми доступными способами. Его можно погладить, поцеловать, предложить пустышку, немного покачать, а уже потом вновь предложить грудь. Обычно успокоившийся младенец быстро приступает к трапезе.

Нередки случаи, когда ребёнок не ест много в силу индивидуальных особенностей. Таких малышей ещё именуют «малоежками». Если доктор отмечает, что грудничок активен и жизнерадостен, развивается согласно возрастным нормам, зачем тогда беспокоиться?

Выше были представлены главные причины того, почему ребёнок плохо кушает. Если мама будет внимательно отслеживать детские реакции, то сможет понять состояние малыша и нормализовать его аппетит. А вот в случае неприятных симптомов следует обязательно обратиться к доктору.

Почему ребёнок плохо ест смесь?

Этот вопрос вынесен в отдельный раздел, хотя некоторые аспекты, касающиеся питания искусственников, совпадают с проблемами детей, находящихся на естественном вскармливании. И всё же у младенцев-искусственников имеются собственные причины для отказа от пищи.

Основная проблема – правильный выбор смеси. Подобрать заменитель материнского молока, который пришёлся бы ребёнку по вкусу и одновременно не навредил детскому пищеварению, не очень просто. Так, новорождённым подойдёт смесь адаптированная, специально разработанная для самых маленьких.

Пятый месяц жизни – уже совсем другой возрастной период, следовательно, питание также должно измениться. Ведь малыш подрос, а значит, выросли и его потребности в калораже пищи. К тому же в это время обычно вводят и первый прикорм для искусственников.

Помимо неправильно подобранной смеси, существуют и другие причины того, почему ребёнок в 3 месяца плохо ест:

  • неудобная соска. Даже у маленьких ребятишек уже имеются свои предпочтения. Кто-то любит более плотные латексные насадки, другие же предпочитают силиконовые соски. Родителям следует приобрести сразу несколько приспособлений, чтобы ребёнок смог выбрать наилучшее;
  • резкий переход на заменитель молока. Если грудничок привык питаться исключительно маминым молочком, переключение на искусственное питание может привести к негативу или временному отказу от смеси. В этом случае важно постепенное приучение к другому рациону;
  • питательность смеси. Заменитель молока отличается большей питательностью, к тому же она будет дольше усваиваться организмом. Следовательно, ребёнок-искусственник почувствует голод не через 2,5 часа, а, грубо говоря, спустя 4 часа. Этот аспект также следует учитывать, чтобы не перекормить малыша.

Таким образом, при кормлении ребёнка заменителем молока важно правильно выбрать смесь, силиконовую или латексную насадку для бутылочки, а также оптимизировать режим вскармливания. В этом случае детский аппетит вскоре должен прийти в норму.

Ребёнок появляется на свет с инстинктивно-рефлексивным типом поведения. То есть все его действия подчинены определённым инстинктам, к которым относится и сосательный рефлекс. Малыш ещё не умеет переедать, так что в норме он кушает столько, сколько необходимо. Если же мама считает, что ребёнок плохо ест, нужно проверить, прибавляет ли он в весе.

Специалисты разработали особые таблицы, в которых оговорено, сколько граммов ребёнок должен прибавлять каждые 7 дней, каждые 30 суток и каждые 12 месяцев. Сверка с нормативами позволяет родителям понять, насколько правильно организовано питание, достаточно ли молока крохе или нужно его прикармливать.

После появления на свет масса тела малыша снижается в течение 7 дней. Однако переживать не следует, поскольку это совершенно естественный процесс. Из детского организма выходит меконий (кал новорождённого), к тому же ребёнок находится в стрессовом состоянии. Через неделю вес начнёт увеличиваться.

Рассмотрим средние показатели прибавки в весе в течение первых 12 месяцев:

Меньший набор веса не означает, что у ребёнка имеются какие-либо проблемы. Подобные показатели весьма условны, поскольку всё зависит от особенностей самого грудного ребёнка.

Как уже было отмечено, слабый аппетит не всегда означает болезненность или патологию. В любом случае все беспокойства сможет развеять опытный доктор.

Исправление ситуации

Ребёнок плохо ест, что делать? С этим вопросом многие мамы обращаются к специалистам. О некоторых путях разрешения проблемы мы уже рассказывали, пришло время поговорить о более конкретных и частных случаях.

Частота кормлений

Вопрос, почему ребёнок постоянно сосёт грудь, не совсем корректен, если речь идёт о новорождённом малыше. Совсем маленькие дети питаются очень часто – по меньшей мере, через каждые 2 — 2,5 часа. Такой особенностью нужно «воспользоваться».

Если грудничок не желает кушать именно сейчас, то, возможно, в следующее кормление захочет попробовать молоко или смесь. Следует на время увеличить число приёмов пищи, чтобы поймать тот момент, когда аппетит ребёнка будет оптимальным.

Продолжительность приёма пищи

Если прежде вы высчитывали время, в течение которого малыш находился возле груди, то сейчас от этой практики стоит отказаться. Попробуйте увеличить продолжительность кормлений, пусть ребёнок сосёт молоко в том темпе, который сегодня для него характерен.

Предлагайте малышу сначала одну грудь и лишь после опорожнения прикладывайте к другой. Особой питательностью отличается заднее молоко – оно жирнее и калорийнее. При резкой смени груди младенец недополучит нужного количества калорий, употребив только жидкое переднее молоко.

Если ребёнок не хочет кушать днём или в это время его аппетит не очень хороший, попробуйте прикладывать его к груди в ночное время. Укладывайте кроху в свою постель, чтобы и вы, и малыш подошли к моменту кормления в максимально расслабленном состоянии.

Любопытно, что гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, активнее выделяется именно в ночное время, так что подобные кормления можно считать более продуктивными. Возможно, ребёнок именно ночью будет съедать большее количество пищи.

Отказ от кутания

Если новорождённый не ест, попробуйте не кутать его при кормлении. Напротив, телесный контакт с материнской кожей позволит ему активизироваться. Такой способ особенно подходит для сонных и «заторможенных» малышей.

Кроха пассивно ведёт себя возле груди? Снимете с него распашонки (можно просто прикрыть спинку одеялом), сбросьте с себя верхнюю часть одежды и создайте тем самым тесное телесное взаимодействие.

Применение слинга

Как известно, аппетит растёт при виде или запахе любимого блюда. Точно так же обстоят дела и с новорождёнными ребятишками. Если они будут постоянно находиться рядом с материнской грудью, то будут чаще хотеть кушать.

Попробуйте носить ребёнка в так называемом слинге – тканевой перевязке, которая позволит брать с собой малыша практически повсюду и одновременно освободит ваши руки. К тому же постоянно перемещение матери не позволит грудничку заснуть во время кормления.

Мамин отдых

Ещё один полезный совет, который, к сожалению, не всегда просто осуществить, касается материнского отдыха. Однако эта рекомендация позволяет действительно улучшить качество лактации. Поэтому старайтесь больше отдыхать сами.

Попробуйте уделить себе больше времени: увеличьте длительность прогулок, старайтесь спать днём, пользуйтесь любой возможностью, чтобы хоть немного отдохнуть. Разумеется, для этого нужно заручиться поддержкой родных и близких.

Плюсы подобного отношения налицо: если мама хорошо выспится и отдохнёт, то снизится количество стрессовых гормонов, которые замедляют выделение молока. Как результат – улучшение лактации и исчезновение некоторых проблем с кормлением.

Несколько слов в заключение

Таким образом, сниженный аппетит у грудного ребёнка может быть обусловлен целым рядом причин физиологического или психологического характера.

В вашей семье произошло долгожданное событие – родился малыш. Сначала маме кажется, что трудности позади, но оказывается, ребенок – это уже человек, как вы, со своими желаниями и предпочтениями. Сам он рассказать об этом не может, только кричит. Причем очень часто и громко!

Что делать, если грудничок плохо ест

Тут главное – не нервничать, а попытаться разобраться в проблеме.

Бывают ситуации, когда ваш грудной ребенок очень плохо ест — с этим может столкнуться и мама первенца, и более опытная женщина. Давайте рассмотрим подробнее разные ситуации и попытаемся выяснить причину плохого аппетита.

Почему грудничок плохо ест и что делать в этом случае

Проблемы с прикладыванием к груди

Вы еще в родильном доме замечаете, что ваш ребенок плохо ест. Причиной этого может быть неправильное прикладывание к груди. К сожалению, не во всех родильных домах этому обучают. ()

  1. Проблемы с молоком . Пропадает молоко. Ребенок охотно берет грудь, сосет, но не наедается, т. к. у мамы мало молоко. Как быть? Попробовать : больше пить жидкости, сцеживаться после каждого кормления, пить лактогонный чай на основе семени укропа. Больше находиться с ребенком, установить с ним тесный эмоциональный и телесный контакт («кожа к коже»). А если молоко все-таки пропадает, докармливайте малыша смесью. Только сначала дается одна грудь, потом другая, а после этого смесь. Желательно перед тем, как переходить на смешанное кормление, проконсультироваться с педиатром.
  2. Много молока . Если молока много, и оно бьет сильной струей в ротик ребенка так, что он начинает захлебываться, — это тоже может уменьшить аппетит малыша. Что делать? Немного сцедиться перед кормлением, ослабить струю молока.
  3. Молоко может изменить свой вкус , если вы съели какую-то новую пищу. Ребенок может отказаться его пить. Что делать? Внимательно следить за реакцией младенца на вашу еду ().

Врожденные патологии

Если ребенок физически не может сосать, т. е. у него может быть какая-то патология. Например, короткая уздечка. Но это станет известно сразу в родильном доме. Принимаются меры специалистами.

Болит животик

  • Ребенок берет грудь, немного сосет, а потом начинает «луком». Вероятнее всего, у младенца обычные колики, их еще называют физиологическими. Пищеварительная система ребенка несовершенна. Движение пищи вызывает разбухание в кишечнике и боль. Ребенок отказывается от груди на момент приступа, сильно кричит, ему не до еды. Что делать? — . Обычно месяцам к 3-4 колики проходят;
  • Но бывает, что ребенок также берет грудь, начинает сосать, потом бросает с криком. Вполне возможно, что у грудничка дисбактериоз и сильно болит живот. Данное заболевание подтверждается специальными анализами. И лечение назначается врачами. Заподозрить дисбактериоз можно, если вы лечились антибиотиками (после операции кесарево сечении), если младенец по каким-то причинам тоже прошел антибиотиковую терапию. Цвет и запах стула ребенка меняются с желтого на зеленый со слизью. Об этом надо сказать врачу обязательно. Подробнее

Болит голова

Если в вашей семье есть метеочувствительные люди, значит младенец тоже может реагировать на смену погоды отказом от еды и криком. Если такие симптомы ярко выраженные, лучше обратиться к специалистам. Тем более, если родничок на голове в это время сильно набухает, пульсирует. Это может говорить о повышенном внутричерепном давлении. Необходимо принимать лекарства.

Любопытство

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К 4 месяцам младенец начинает отвлекаться на окружающих. Он замечает, во что вы одеты, что подошел папа или брат, где-то заиграла музыка и т. п. Кормление прекращается, ребенку уже не до еды. Как быть в такой ситуации? Закрываться в комнате одним, быть в тишине, без резкого света. Тогда вероятность накормить малыша увеличивается.

Заболел

  • Ребенок хочет есть, берет грудь, начинает сосать, бросает и кричит . Обратите внимание на его носик: свободно ли он дышит или сильно сопит. Не пугайтесь, если дыхание затруднено. Что делать? Попробуйте ;
  • Могут болеть уши . Когда он начинает сосать и глотать, боль усиливается. Чтобы не дать ему голодать, сцеживаем молоко в чистую бутылочку и даем понемногу с ложки. Как проверить больны ли уши? Потихоньку нажимаем на козелок (выступающая часть уха к щеке), если ребенок дергается, кричит, то необходимо вызвать педиатра и начинать лечение;
  • Во рту обнаружились белые пятнышки (молочница или стоматит), которые могут увеличиваться в размере. Под ними ярко-красная слизистая. Обязательно нужно лечить, т. к. ребенок из-за боли может отказаться от еды. Заражение может произойти:
    • от матери во время родов ,
    • если женщина не моет грудь перед кормлением ,
    • если в рот попали грязные соски, игрушки ,
    • если слизистая рта была повреждена .

Режутся зубы

Малоежка

Бывает, что грудной ребенок плохо ест потому, что он от природы «малоежка». Ест понемногу и поправляется тоже мало. Если нет никаких отклонений в работе центральной нервной системы, то, значит, ваш ребенок просто такой сам по себе. Если у него хорошее настроение, он активен и радостен, то поводов для беспокойства нет.

Плохое настроение


Бывает так, что к плачущему младенцу не подошли сразу, как он проснулся. Малыш начинает кричать все громче и громче. Когда мама все таки берет его на руки, он не в состоянии ухватить грудь. Что делать? — Успокаивать. Дать ему пустышку, а через несколько секунд предложить грудь. Если опять не берет, вернуть пустышку и дать задремать на несколько минут. Младенец успокаивается, потом просыпается и спокойно ест.

Итак, мы попытались разобрать основные причины того, почему грудной ребенок плохо ест. Если малыш активен, то аппетит мог пропасть временно. А если состояние ребенка вызывает беспокойство, немедленно обращайтесь к врачу . Можно вызвать скорую помощь. Главное – учитесь понимать своего ребенка. Это не так уж и сложно, если постоянно за ним наблюдать.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 7 минут

А А

Последнее обновление статьи: 16.04.2019

Мечта каждого родителя – выспаться. Ведь, если у вас грудной ребенок, то вряд ли это удается. Однако существуют груднички, которые свободно могут спать по 8-9 часов, не просыпаясь и не отвлекаясь абсолютно ни на что. И тут сразу возникает вопрос: не много ли спит новорожденный? И можно ли это считать нормой?

Вообще младенцы в первые месяцы жизни постоянно хотят спать, но каждый ребенок всегда просыпается, например, покушать. А как известно питание крохе необходимо каждые три часа. Если ваш ребенок стал постоянно прибывать в сонном состоянии, это, безусловно, повод задуматься.

Читайте также:

Стоит ли беспокоиться, если новорожденный много спит?

Первые месяцы жизни для грудничка оказываются трудными. У него начинаются колики, могут чесаться десна из-за предстоящего прорезывания зубов. И конечно же каждой маме хочется, чтобы ее малыш лучше спал и гораздо меньше плакал. Но в этой ситуации нужно четко проводить грань между «спокойным» и «вялым» ребенком. Не всегда долгий сон - малыша-это хорошо.

Здоровый и сытый ребенок, находящийся на естественном вскармливании, может в сутки спать до 20 часов. И это вполне нормально, если он просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать. Почему же так происходит? А всё потому что, у малыша в грудном возрасте очень маленький объем желудка, тем более материнское молоко практически моментально переваривается. И ребенок уже через несколько часов вновь чувствует голод.

Если же новорождённый слишком много спит (около 5-7 часов), то причиной, очень часто, может стать неправильное питание. Возможно плохо налажено грудное вскармливание, либо малютке не хватает воды. В результате обезвоживания может развиться желтушка, либо гипогликемия. Для нормального развития младенец должен получать все необходимые вещества и микроэлементы.

Причины долгого сна

  1. крайне сложные роды, в результате которых понадобилось применение фармакологических лекарств. В такой ситуации младенец в первые дни очень много спит.
  2. неправильное сосание груди может привести к быстрому утомлению новорожденного. Часто дети в такие моменты засыпают прямо во время кормления, с этой проблемой лучше обратиться к консультанту по грудному вскармливанию.
  3. если у мамы очень жесткие соски, то ребенку тоже трудно высасывать из них молоко. Бывают ситуации, что ребенок в принципе не может захватить сосок, в ходе множества попыток, он так и засыпает голодным.
  4. иногда фактором долго сна могут являться яркое освещение, либо громкие звуки. Они, как правило, утомляют кроху. Спит он в итоге много, но очень беспокойно.

В каких случаях сон – угроза для здоровья

Бывает так, что продолжительный сон ребенка становится весьма опасным для его здоровья. Нужно следить за крохой, и в случае появления нижеперечисленных симптомов, срочно обращаться к специалистам. Если ребенок вдруг стал много спать, возможно, он плохо себя чувствует.

Симптомы:

  1. крепкий сон, при котором более трех часов лежит в одной позе;
  2. болезненное состояние кожи, если грудничка ущипнуть, то она не сразу возвращает свою форму;
  3. очень тихий слабый плач;
  4. редко мочится (менее двух мокрых подгузников за 24 часа);
  5. вдавленный родничок;
  6. сухость во рту;
  7. высокая температура.

Когда долгий сон считается нормой

Каждой маме обязательно нужно быть уверенной, что её ребенок здоров. Поэтому лучше сразу выяснить причину того, почему кроха спит длительное время. Можно обратиться к детскому доктору, либо просто сверить состояние крохи с нижеприведёнными факторами.

Новорожденный спит и:

  1. Отлично прибавляет в весе, хорошо кушает, мало срыгивает.
  2. В моменты пробуждения ведет себя активно, проявляет интерес к окружающим предметам и людям.
  3. Пытается следить за взрослыми, устанавливает зрительный контакт, пробует гулить.

Опасные симптомы долгого сна

Существует понятие, как затяжной опасный сон, в который в редких случаях впадает новорожденный. Он представляет серьезную угрозу для малыша. Обычно происходит так: ребенок спит также, как и все дети, но в какой-то момент родители замечают, что он стал спать практически постоянно, отказываясь от еды.

Существует ряд признаков, при которых сразу же стоит вызывать скорую помощь:

  • Сон длится более пяти часов, новорожденный находится в одном положении.
  • Кожа ребенка начинает синеть.
  • Поднимается высокая температура, на которую не действуют жаропонижающие.
  • Наблюдается затруднение дыхания.

При появлении таких симптомов медлить нельзя. Срочно нужно обращаться к специалистам. Только они смогут разобраться, почему ребенок спит очень долго, и незамедлительно окажут необходимую помощь.

Как правильно разбудить младенца