Домой / Лицо / Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. «Путешествие в страну правил дорожного движения

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. «Путешествие в страну правил дорожного движения

Ваганова Наталья Александровна

МБДОУ "Детский сад № 272", г. Нижний Новгород

должность - воспитатель

Конспект занятия по ПДД в старшей группе

Тема: «Грамотные пешеходы»

Цели: расширить знания детей о правилах поведения на дороге и на тротуаре; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков.

Задачи:

Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.

Развивать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Оборудование и материалы: разрезанные на части дорожные знаки (на каждого ребенка), карточки с изображением дорожных ситуаций, схема пересечения двух дорог (на каждого ребенка), изображения разных дорожных знаков.

Предварительная работа: рассматривание дорожных знаков. Знакомство с правилами дорожного движения.

Ход занятия

Стук в дверь, входит почтальон и передаёт письмо от ребят из младшей группы.

Воспитатель: Ребята из младшей группы просят нас помочь разгадать загадки. Поможем им? (дети: Да.)

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают -

Людям помогают.

(светофор)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

(велосипед)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(троллейбус)

Не летает, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

Воспитатель: Молодцы, ребята. О чём были загадки?

Дети: О транспорте и светофоре.

Воспитатель: Правильно, ребята. На дороге помогает соблюдать правила дорожного движения светофор, а что ещё помогает на дорогах нашему безопасному движению?

Дети: Дорожные знаки.

Воспитатель: Дорожные знаки - лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.

На пути ребят - дорога,

Транспорт ездит быстро, много.

Светофора рядом нет,

Знак дорожный даст совет.

Так давайте, выходите,

Быстро знаки соберите!

Каждый ребёнок получает разрезанный на части дорожный знак. Дети начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.

Физкультминутка «Дорожные знаки».

Воспитатель показывает знаки, а ребята выполняют различные действия в зависимости от того, какой знак показан.

«Пешеходный переход» (шагают на месте),

«Движение пешеходов запрещено» (стоят на месте),

«Дорожные работы» (имитация - копают землю),

«Скользкая дорога» (качаются с ноги на ногу),

«Велосипедная дорожка» (имитация - едут на велосипеде)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с игрой. Дети, у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Назовите их.

Дети: светофор и регулировщик дорожного движения.

Воспитатель: Правильно, ребята. Теперь я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения. Каждому ребёнку даётся карточка с изображением дорожной ситуации (изображение какого-нибудь нарушения), ребенок должен прокомментировать изображение.

Возможные ситуации:

1. Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.

2. Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.

3. Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.

4. Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.

5. Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом.

6. Девочка переходит дорогу, обходя автобус спереди.

7. Дети выбегают на проезжую часть из-за кустарника.

8. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.

9. Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.

10. Девочка идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит девочку и может совершить наезд на юного пешехода.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, я подготовила для вас незаконченный рисунок - схему с изображением пересечения двух дорог. На рисунке нет дорожных знаков и нет светофора. Помогите пешеходам и водителям, нарисовав необходимые знаки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какие вы внимательные! А теперь давайте поиграем в игру.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Воспитатель: я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны - молчите. А теперь я вас проверю:

Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?

Кто ватагою весёлой каждый день шагает в садик?

Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?

Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто дорогу перейдёт только там, где переход?

Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?

Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко?

Знает кто, что красный свет - это значит хода нет?

Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный означает - путь открыт?

Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям. А ребятам из младшей группы мы не только напишем письмо с ответами на их загадки, но и нарисуем рисунки автотранспорта.

Задачи:

— закреплять знания правил поведения на улице;

— создавать условия для понимания, что от знаний правил поведения на улице, дорожного движения зависит здоровье и безопасность людей;

— совершенствовать координацию движений, умение легко и свободно ориентироваться в пространстве;

— закреплять умение выполнять правила игры, воспитывать выдержку;

— уточнять и закреплять знания о культуре поведения в общественном транспорте;

— развивать предпосылки для смыслового и ценностного восприятия словесных, музыкальных произведений по теме развлечения;

— способствовать формированию творческой активности, участвуя в музыкальных играх, пении и других видах деятельности;

— дать возможность почувствовать радость от участия в мероприятии.

Предварительная работа : беседы по правилам поведения на улицах города, в транспорте; заучивание стихов, песен, танца; подвижная игра «Красный, желтый, зеленый», аппликация «Светофор», просмотр мультфильма «Дядя Степа — милиционер», рисунки «Правила движения».

Оборудование: костюмы героев развлечения, картинки с изображением правил дорожного движения, ноутбук, картинки с изображением пешеходных переходов, транспорта, мяч.

Ведущий. Ребята, около нашего детского сада есть дорога, по которой то и дело проезжают разные машины. Но они едут только по проезжей части, рядом с которой есть тротуар. А по тротуару вы с мамой каждое утро идете в детский сад. Чтобы попасть на территорию детского сада, нужно перейти проезжую часть дороги. Расскажите, как вы переходите это опасное расстояние?

Рассказывают 2—3 ребенка.

Примерные ответы:

— переходить нужно только в определенном месте, где есть светофор или пешеходный переход;

— нельзя бежать через дорогу, перед едущей машиной;

— нужно держать маму за руку

Чтобы быть спокойным за свою жизнь и здоровье, нужно знать правила перехода проезжей части улицы.

1-й ребенок

Движенья полон город,

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

2-й ребенок

Шагая осторожно,

За улицей следи.

И только там, где можно,

Ее переходи.

С. Михалков

Ведущий . Ну вот вы правильно перешли улицу и пришли в детский сад. А день в детском саду каждое утро начинается с веселой танцевальной зарядки.

Дети выполняют танцевальную зарядку (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

В музыкальный зал входит, прихрамывая, Буратино.

Ведущий. Здравствуй, Буратино! Что с тобой случилось, почему ты хромаешь?

Буратино. Я чуть под машину не попал. Около детского сада дорога, и машины мчатся туда-сюда, туда-сюда. А я хотел перебежать, и вот — не получилось.

Ведущий. А где же ты переходил проезжую часть дороги?

Буратино . Где захотел, там и стал переходить, вернее перебегать.

Ведущий . Буратино, а ты не подумал дойти до светофора и до пешеходного перехода?

Буратино . Откуда я знаю, что такое пешеходный переход. Я ведь не люблю учиться, и Мальвина мне этого не рассказывала. А еще я очень торопился, ведь я убежал из своей книжки, которая стоит в библиотеке. А сейчас думаю, зря убежал, потому что не смогу вернуться обратно, ведь на улице так много опасностей.

Ведущий . Ничего, мы с ребятами тебя проводим, но сначала объясним, что такое пешеходный переход и как правильно переходить проезжую часть дороги.

Игра «Найди и объясни»

На картинках изображена дорога с правильным и неправильным способами перехода через нее. Картинки лежат на столе перевернутыми. Ребенок выбирает любую картинку, переворачивает ее и объясняет изображенную ситуацию.

Ведущий . Буратино, теперь ты понял, как правильно переходить улицу, а как нельзя, чтобы не случилось беды?

Буратино . Немножко понял, только как же я доберусь до своей книги в библиотеке, вдруг что-то перепутаю и опять окажусь под колесами машины.

Ведущий . Ребята, давайте проводим Буратино и объясним, как вести себя в разных ситуациях на дороге. А поедем мы в библиотеку на автобусе. Занимайте там места.

Дети садятся на стулья, которые поставлены, как в автобусе, впереди место для водителя. Буратино садится с детьми.

Дети исполняют песню «Наш автобус голубой» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Ведущий . Смотри, Буратино, как много разных машин на улицах города.

Буратино. Вижу красненькую и маленькую. А вот большая, и рожки на крыше. Ой, что это за машина такая?

Ведущий . Эта машина называется троллейбус, а сейчас ребята расскажут тебе о машинах, которые помогают людям добираться до работы, в цирк, зоопарк и другие места города.

1-й ребенок

Неуклюжий он немного, мягко шинами шуршит.

К проводам прилипли рожки, в окнах солнышко блестит.

А внутри весь, как игрушка — вот сидений мягкий ряд.

Место уступить старушке ты, надеюсь, будешь рад.

Без него добраться сложно в детский садик и в кино.

Без троллейбуса не можем обойтись давным-давно.

Н. Кнушевицкая

2-й ребенок

На работе кто за сутки город весь исколесит?

Сэкономит нам минутки, ну конечно же, такси.

Лучше всех ему известен каждый адрес, каждый дом,

Не заблудимся с ним вместе даже в городе чужом.

Вот приветливо мигает нам зеленый огонек,

С ним никто не опоздает, всех такси доставит в срок.

Н. Кнушевицкая

3-й ребенок

Под веселый перезвон вот и показался он:

Два вагончика с дугой и проезд недорогой.

Для него здесь путь проложен, только будь-ка осторожен —

Сам по рельсам не ходи, поскорее с них сойди.

Знай, что рельсы лишь трамваю быстро бегать помогают.

Н. Кнушевицкая

Во время чтения стихов на экране показываются картинки этих видов транспорта.

Буратино. Смотрите, старушка вошла в автобус, да такая старенькая! (Продолжает сидеть на стуле.)

Старушка (ведущий надевает на себя платок). Миленькие детки, кто мне место уступит?

Дети уступают место.

Старушка снимает платок.

Ведущий . Молодцы, что уступили место старушке, а вот Буратино даже не встал. Ты что, Буратино, не знаешь, что старшим место нужно уступать везде, и в транспорте тоже?

Буратино . Я не знал, но сейчас буду уступать.

Ведущий . А сейчас еще одна игра.

Игра «Такси»

Дети делятся на две команды, «водитель» в фуражке с обручем в руках. Он бежит к команде, к нему пристраивается один игрок, и оба бегут к стойке (остановке). «Водитель» бежит за следующим игроком. Побеждает команда, чьи игроки быстрее окажутся у стойки.

Ведущий . Вот наш автобус подъехал к остановке «Библиотека». Выходим из автобуса и переходим улицу по «зебре».

Буратино. Я не буду ходить по зебре, я боюсь ее.

Ведущий. Послушай, что называют «зеброй» на дороге.

Ребенок

Для чего на перекрестке

Черно-белые полоски?

Это «зебра», но не лошадь,

А дорога через площадь.

Вдоль по «зебре» пешеход

В безопасности идет.

Н. Строжкова

Ведущий. А в больших городах пешеходные переходы бывают вот такие. (Показывает картинки.) Подземные — самые безопасные. А еще обязательно смотрите на светофор и по сторонам, когда переходите дорогу.

Дети исполняют «Песенку о светофоре» (муз. Н. Петровой, сл. Н. Шифриной).

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Дети на красный свет стоят на месте, на зеленый идут.

По дороге я иду, маму за руку веду.

Мой знакомый светофор светит людям с давних пор.

Он на улице стоит, подает сигнал.

И хотя всегда молчит, здесь он — генерал.

Мы на красный свет стоим и на желтый не идем,

На зеленый поглядим и дорогу перейдем.

Вот зеленый свет горит, осмотреться нам велит.

Тормозят машины — стоп! — смело мы идем вперед.

О. Кулакова

Буратино играет в мяч.

Ведущий . Что ты делаешь, Буратино, ведь мы около проезжей части, и здесь много машин.

Буратино. Ну и что. Они остановятся, если мой мяч выскочит на дорогу.

Ведущий . Ребята, расскажите Буратино, почему нельзя играть на проезжей части.

Дети . Машины не могут быстро остановиться. Играть на дороге опасно для жизни и здоровья.

Ведущий. Правильно, нельзя играть на дороге, а еще на тротуаре, ведь по нему ходят пешеходы. Для игр в мяч есть специальные стадионы, площадки. Вот на них играй сколько хочешь.

Игра «Кто быстрее»

Дети стоят в двух командах. Первый участник бежит с мячом в руках, обегает стойку, возвращается к команде и передает мяч следующему игроку.

Ведущий . Ну вот мы и у библиотеки. Буратино, ты все понял о дороге, об опасностях, которые ждут нас на проезжей части, и как вести себя на улице?

Буратино . Я все понял. Ой, а это что за знак?

Выходят дети со знаками и читают стихи про знак, который держат в руках.

1-й ребенок

Это очень важный знак,

Он висит не просто так.

Будь внимателен, шофер,

Рядом садик, школьный двор.

2-й ребенок

На пути ребят — дорога,

Транспорт ездит быстро, много.

Светофора рядом нет,

Знак дорожный даст совет.

Надо чуть вперед пройти,

Там, где «зебра» на пути.

«Пешеходный переход» —

Можно двигаться вперед.

А. Вайнер

Ведущий. Буратино, чтобы ты все лучше запомнил, мы с ребятами сделали рисунки. Посмотришь на рисунок и вспомнишь, что на красный свет светофора нельзя переходить улицу.

Буратино рассматривает рисунки и комментирует некоторые из них.

А нам пора прощаться. Садимся в автобус и отправляемся обратно в детский сад.

Тема: "Правила дорожного движения"

Цели и задачи : Расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», "пешеходный переход";обобщить знания учащихся как вести себя на дороге; воспитывать культуру поведения, прививать желание выполнять правила дорожного движения в жизни.

Ход занятия:

1 . Организационный момент .

Здравствуйте, ребята! Начать наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось с отгадывания кроссворда.

Как вы уже догадались речь сегодня пойдет о правилах дорожного движения.

2. Основная часть.

Беседа.

- Кто такой пешеход? Как нужно ходить по улицам? по дороге? (Когда ты идёшь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице разрешается только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, нужно идти навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда и водитель видит тебя и ты видишь приближающуюся машину.)

Как мы переходим улицу? дорогу? (Чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определённые места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками "Пешеходный переход" и белыми линиями разметки "Зебра". Прежде чем перейти дорогу нужно убедится в полной безопасности. Для этого остановись у края проезжей части, посмотри налево, направо и опять налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Ещё раз посмотри направо, и если нет машин закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Если на пешеходном переходе или перекрёстке есть светофор, то необходимо руководствоваться его знаками.)

Назовите цвета светофора. Что они означают? (Никогда нельзя переходить улицу если горит красный свет, даже если нет машин. Переходить можно только на зелёный! Переходи дорогу спокойно, не торопись.)

Можно ли играть вблизи проезжей части? (Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или зимой на санках или лыжах, для этого есть специальные площадки, скверы.)

Для чего нужно знать и соблюдать ПДД?

ПДД в стихах.

Дети, знайте правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять их в жизни!

Правила дорожного движения всем людям нужно знать!
Нужно эти правила всегда соблюдать!

Дети не играйте в мяч на мостовой,
Дети убегайте с трассы вы долой!

Если вдруг машина стала на пути
Выбегать на дорогу - не спеши!

Посмотри внимательно, ты, по сторонам,
Нет ли там опасности, всё ли видно вам?

Есть для пешехода специальный переход,
Скажет он водителю, что народ идёт.

Будет повнимательней, тот кто за рулём
Здесь опасность может быть- это знает он!

И ещё помощник - стоит в стороне
Огоньком зелёным подмигивает мне!

Если красным глазом смотрит на меня
Значит на дорогу выходить нельзя!

Даже если очень опаздываешь ты
На дорогу эту ты не выходи!

Если видишь - с кем-то случилась вдруг беда
Вызывайте быстренько инспектора, друзья!
- Запомните! Соблюдение ПДД сохранит вам жизнь и здоровье!

Проведение игры.

- А мы продолжаем наше занятие. И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)

2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

3. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным средством.)

4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)

5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (транспортные средства не смогут сразу остановиться.)

7. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)

8. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)

9. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подождать пока он отъедет.)

10. Можно играть детям около дороги?

Молодцы, ребята!

Отгадывание загадок.

Настало время загадок.

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак ).

Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это… (Переход ).

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор ).

Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (Трамвай ).

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… (Машина ).

Блиц-опрос (2 команды - кто быстрее и правильно ответит на вопросы по теме).

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе ).

Человек, едущий на транспорте. (Пассажир ).

Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход ).

Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак ).

Место ожидания автобуса. (Остановка ).

Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай ).

Номер телефона скорой помощи. (03 ).

Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка ).

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус ).

Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон ).

Трехглазый постовой. (Светофор ).

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие ).

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар ).

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП ).

Пешеходный переход по-другому. (Зебра ).

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток ).

Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание ).

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо ).

Его боятся нарушители правил. (Инспектор ).

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет ).

Игра

Сейчас мы поиграем в еще одну игру, которую вы очень хорошо знаете, называется она -

«Это я, это я, это все мои друзья!» Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите. А теперь я вас проверю:

Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?

Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?

Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто дорогу перейдёт только там, где переход?

Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?

Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко?

Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?

Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?

- Молодцы, ребята, справились с игрой.

3.Подведение итогов .

Работа с памятками "Юный пешеход"

Прочитайте памятки, которые лежат у вас на столах. Соблюдайте правила пешехода и ПДД!

Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

Хасанзянова Зиля
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада

Автор :Хасанзянова Зиля Ильясовна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 «Умырзая» с Бурметьево» Нурлатского муниципального района РТ.

Конспект НОД в старшей группе по правилам дорожного движения

Тема «В гости к Крокодилу Гене»

Возрастная группа : старшая

Цели : Закрепить знания о безопасном поведении на улицах и проезжей части.

Задачи :

Закрепить с воспитанниками представления о значении светофора и его сигналах; закрепить знания о правилах перехода проезжей части.

Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках ; развивать у детей логическое мышление, память, внимание, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям.

Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

Формировать желание соблюдать правила дорожного движения .

Предварительная работа :

1. Отгадывание загадок о транспорте и дорожных знаках .

2. Чтение стихов.

3. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.

4. Беседы у уголка по правилам дорожного движения .

Материал к занятию : Макет светофора, дорожные знаки , макет пешеходного перехода. машины, магнитофон, компьютер.

Ход НОД:

Воспитатель и дети собираются в круг :

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу тепло подарили

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы умными, добрыми стать!

Воспитатель : Ребята. Почтальон принес нам телеграмму. Крокодил Гена приглашает нас на свое День рождения. Хотите поехать? А чтобы узнать на чем мы с вами поедем угадайте загадку :

Весь день - домой и на работу

Возить людей его забота!

Точно, вовремя и ловко

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, -

Пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, вам пора!

Пассажирка юных лет,

Предъявите ваш билет

Дети : (ответы)

Воспитатель : Правильно , автобус.

Чтобы купить билет на автобус нужно ответить

на вопросы о правилах дорожного движения .

Дети подходят к импровизированной кассе и покупают билеты, отвечая на вопросы.

На какое животное похож пешеходный переход? (зебру) .

Сколько глаз у светофора? (три) .

Как называется дорога , по которой ходят пешеходы?

По какой стороне тротуара надо идти?

Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты? (пассажир) .

Где люди ждут транспорт? (на остановке) .

С кем можно переходить дорогу ? (со взрослыми) .

Чем заправляют машины ? (бензином) .

Можно ли идти толпой, толкаться?

Можно ли перебегать улицу на красный свет светофора?

Можно обходить стоящий автобус спереди?

Надо ли помогать старикам и старушкам переходить улицу ?

Можно выбегать и играть на проезжей части?

Надо ли уважать правила движения ?

Воспитатель : У всех есть билеты? Тогда в путь!

Дети садятся на стульчики в импровизированный автобус

Раздается крик : Подождите, подождите, и меня с собой возьмите! Вбегает Старуха Шапокляк . Старуха Шапокляк :Ребятки, я спешу на День рождения к Крокодилу Гене, и чуть не опоздала на автобус.

Воспитатель : Проходите, бабушка, проходите. Ребята, а как нужно себя вести в автобусе, если вошел пожилой человек и нет мест? (Ответы) Ну что, в путь?

Воспитатель : Мы сели в автобус, как теперь нас можно назвать?

Дети. Пассажиры.

Воспитатель. В автобусе пассажиры ведут себя спокойно. Разговаривают тихим голосом, не высовываются из окна.

А пока мы едем, отгадайте загадки :

1. Не летает не жужжит, жук по улице бежит

И горят глаза жука, два блестящих огонька. (машина)

2. Дом по улице идет, на работу всех везет

Не на тонких курьих ножках,

а в резиновых сапожках. (автобус) .

3. Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (поезд)

4. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей (метро) .

5. Что за птица

Песен не поет

Гнезд не вьет

А людей и груз везет (самолет) .

6. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем . (Велосипед)

Воспитатель : Вот мы и приехали.

Старуха Шапокляк : Ну до свидания, ребятки! (начинает переходить дорогу на красный свет светофора.)

Воспитатель :Ой. Бабушка, подождите! (Звук тормоза машины) Вы же чуть под машину не угодили. Всем без исключения надо соблюдать правила дорожного движения !

Старуха Шапокляк : А что же это такое правила дорожного движения ?

Дети : Это умение правильно себя вести на улице , правильно переходить дорогу , соблюдать знаки дорожного движения .

Воспитатель : Ребята, где нам можно перейти дорогу ? (Ответы)

Дети. Переходить дорогу можно по пешеходному переходу.

Воспитатель. А где же этот переход? Как нам его найти?

Дети. Пешеход, пешеход,

Помни ты про переход

Наземный и подземный,

Похожий на зебру.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, зачем нужен светофор? (Ответы детей.

Дети : Чтобы правильно переходить дорогу . Светофор регулирует движение на дорогах , чтобы на улицах был порядок.

Воспитатель : Давайте поиграем в «Светофор» .

1, 2,3,4,5,Ох, устали мы ехать (потягивания)

В «Светофор» мы поиграем, (ходьба на месте)

Руки ноги разминаем (встряхивание руками и ногами)

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы ждать было нескучно,

Наклоняемся мы дружно

И назад, и вперёд (наклоны)

Влево, вправо поворот (повороты туловища)

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора!

Руки ноги разогреем, (рывки руками)

Начинаем, детвора! (ходьба на месте)

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим как самолёт. (Прыжки)

Вот зелёный загорелся

Можно нам идти вперёд!

Левой, правой ,

Левой, правой ,

Смело мы идём вперёд. (ходьба с высоким Подниманием бедра)

Светофор- помощник славный,

Уставать нам не даёт.

Воспитатель : Да, светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (зеленом)

Рузиля, расскажи нам пожалуйста стихотворение о светофоре

Встали мы на переходе,

Перед нами светофор.

И при всем честном народе

Смотрит он на нас в упор.

Красный глаз его открылся,

Значит, хочет он сказать :

Как бы ты не торопился,

Должен ты сейчас стоять!

Вот мигает желтым глазом.

Приготовься, говорит!

Как закрою этот – разом

Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,

Все машины встали в ряд.

Можем мы идти, Рузиля

Мама с папой говорят.

Воспитатель : Ребята давайте покажем бабушке, как надо переходить улицу

Показ детьми на макете улицы, как нужно переходить улицу

Дети : Нужно посмотреть, есть ли знак «пешеходный переход» или светофор. Внимательно посмотреть налево, нет ли машин, дойти до середины посмотреть направо . (Дети вместе с бабушкой переходят через пешеходный переход.)

Старуха Шапокляк : Ой и стара я стала !. Ребятки, кругом знаки какие -то. Вы говорите, что это дорожные . Совсем я запуталась. Без вашей помощи никак не справлюсь , и на День рождения к Крокодилу Гене не попаду. (плачет)

Воспитатель : Что ты бабушка. Не расстраивайся. Мы ведь тоже на День рождения спешим, нам по -пути! Ребята, давайте поможем бабушке.

Дети – дорожные знаки рассказывают стихотворения

1-й ребенок :

Мы знаки дорожные

Понятные, не сложные.

И каждый из нас говорит :

«Здесь поворот, а здесь- наоборот,

Проезд закрыт!»

Чтоб машины не спешили,

Шел спокойно пешеход

Помогать мы вам решили

Круглый год!

Мы поможем, мы расскажем

Честь по чести, что и как,

Мы дорогу вам укажем !

Уважайте каждый знак!

Знак «Остановка автобуса»

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пешеходом стать.

Знак «Подземный переход»

Знает каждый пешеход

Про подземный этот ход.

Город он не украшает,

Но машинам не мешает.

Знак «Жилая зона»

Площадка детская у дома

По Правилам – жилая зона .

Подскажет знак водителю –

Во дворе - будь бдительным.

Едешь тихо, осторожно,

Припаркуйся, там, где можно.

Знак «Уступи дорогу » :

Если видишь этот знак,

Знай, что он не просто так.

Чтобы не было проблем,

Уступи дорогу всем !

Знак «Движение запрещено » :

Этот знак ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге .

Говорит он нам : «Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!»

Знак «Въезд запрещен» :

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

Знак «Место для разворота» :

В этом месте круглый год

Совершают разворот!

Знак «Обгон запрещен» :

Знак любителей обгона

Объявляет вне закона.

В этом месте, сразу ясно,

Обгонять других опасно!

Знак «Пешеходный переход» :

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак «Движение без остановки запрещено» :

Ты, шофер, не торопись,

Видишь знак, остановись!

Прежде чем продолжить путь,

Осмотреться не забудь.

Знак «Движение пешеходов запрещено » :

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно :

«Вам ходить запрещено!»

Знак «Место стоянки» :

Коль водитель вышел весь,

Ставит он машину здесь,

Чтоб, не нужная ему,

Не мешала никому.

Знак «Велосипедная дорожка »

Велосипедная дорожка

Обгоняй Максим Сережку.

Вам никто не помешает –

Этот знак все дети знают.

Воспитатель : Ну давай, Шапокляк, посмотрим, все ли ты запомнила. А вы ребята, помогайте ей.

Дидактическая игра : «Подбери подходящий дорожный знак » (показ слайдов)

Дети рассматривают ситуацию на картинке и выбирают подходящий дорожный знак . Старуха Шапокляк ошибается , дети ее исправляют .

Воспитатель : Ну молодцы, ребята, обучили вы бабушку правилам безопасного поведения на дороге !

Вот мы и на день рождения успели!

Крокодил Гена : Как я рад, что вы пришли ко мне на День рождения! Давайте поиграем в мою любимую игу :

«Разрешается-запрещается!» .

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора …

Идти толпой по тротуару ….

Переходить улицу по подземному переходу ….

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора….

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…

Кататься на велосипеде, не держась за руль …

Болтать и громко смеяться в транспорте ….

Перебегать улицу на красный свет…

Играть на проезжей части…

Учить правила движения…

Воспитатель : Ребята, давайте споем Гене песенку о дорожных знаках

Песня «Про дорожные знаки »

(на мотив песни Крокодила Гены)

Вот бегут по дороге ,

Пешеходы в тревоге-

По дороге не стоит бежать !

Светофор нам мигает,

Строго предупреждает :

Надо знаки дорожные знать !

Припев :

К светофору, я шагаю

У прохожих на виду,

Лишь по «зебре» - твердо знаю-

Я дорогу перейду !

Пусть пока я не взрослы,

Задаю всем вопросы,

Пусть я в школу пока не хожу.

Но законы движенья

Знаю без исключенья

И с дорожными знаками дружу .

Итог : Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения ! А еще пожилому человеку помогли!

Рефлексия :

Ребята, какое хорошее дело мы сегодня совершили? (Ответы детей.)

Я уверена, что вы всегда будете соблюдать правила на улицах города .

Воспитатели старшей группы

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.

Задачи:

Образовательная:

  • Продолжать знакомить с элементами дороги,
  • Совершенствовать диалогическую роль, интонационную выразительность речи,
  • Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части,
  • Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД,

Развивающая:

  • Развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора,
  • Развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем и ножницами.

Воспитательная:

  • Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми,
  • Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая,
  • Формировать желание соблюдать ПДД.

Активизация словаря:

  • Закрепить в речи детей слова переход, пешеход, пассажир, тротуар.
  • Закрепить в речи названия дорожных знаков.

Материалы к занятию: дорожные знаки.

Методы и приемы:

Игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:

«Безопасность» . Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.

«Познание» . Закреплять названия форм: круг, прямоугольник.

«Социализация» . Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

«Коммуникация» . Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослым и детьми.

«Чтение художественной литературы» . Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.

Предварительная работа:

  • Беседа «Сигналы светофора» , «Красный, желтый, зеленый» , «Дорожные знаки» , «Правила перехода улиц и дорог» , «О полосатой «Зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход» , «В городском транспорте» ,
  • Дидактические игры «Что такое улица» , «Я – водитель» , «Дорожные знаки» .
  • Чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины» , В.Берестов «Это еду я бегом» , М.Пляцковский «Стоп, машина!» , С.Маршак «Если свет зажёгся красный» , С.Яковлев «Нужно слушаться без спора» , Б.Житков «Светофор»
  • Рассматривание фотографий «Улицы нашего города»
  • Рисование «Грузовой автомобиль» , аппликация «Автобус» , конструирование «Наша улица»
  • Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? (Буратино)

Дети: Буратино.

Воспитатель: Сегодня Буратино пришел к нам в гости. Но пришел не просто так, он мне рассказал, что хочет, чтобы вы ему помогли. Он оказался в нашем городе и заблудился в нем, испугался. Он не знает, как вести себя на улицах нашего большого города. Поможем ему?

Воспитатель: А в как называется город, в котором мы живем?

Дети: Москва.

Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю не боятся ходить по улицам. Но для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Садитесь в наш воображаемый автобус. И для начала отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.

Дети: Улица.

Воспитатель: Первая остановка на нашей улице будет называться «Путешествие в историю» . Давайте расскажем Буратино на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, и не было автобусов и поездов.

Как вы думаете?

Дети: на лошадях, на повозках.

Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите на экран и послушайте стихотворение С.Михолкова «От кареты до ракеты» . И ты, Буратино внимательно слушай.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Воспитатель: Вот оказывается, как жили люди в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть от лошадей и они придумали…

На чем они путешествовали?

Дети: Поезда, автомобили, самолеты и т.д.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Ну, поедем с вами дальше. Следующая наша остановка называется «Светофор» . Сейчас дети (дети) помогут мне рассказать «Сказку о заветных огоньках» .

(Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках» )

Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Ребенок (красный огонек) : Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Ребенок (Желтый огонек) : Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Ребенок (зеленый огонек) : Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот, что он сказал:

Ребенок (светофор) : Друзья, не надо спорить! Каждый из вас - очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Воспитатель: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья – огоньки и друг светофор!

Вы поняли ребята для чего на улицах нужен светофор?

Дети: Да, чтобы не было аварий и т.д.

Проводится игра «Цветы автомобили» . (чей гараж быстрее соберется)

А для чего на улицах нужны дорожные знаки?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет. У меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем.

1. Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет…
(Пешеходный переход)

2. На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте дети,
Только на … (Велосипедная дорожка)

3. А здесь, ребята не до смеха
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. (Пешеходная дорожка)

4. Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зеленый цвет – проезжай, запрета нет. (Светофор)

5. В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.

Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети)

6. Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!

Врач повяжет голову
Белою косынкою

И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи)

7. Тормози водитель. Стой!
Знак – запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать,

«Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен)

8. Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдет.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.

Едут в школу, детский сад, В праздник едут на парад.

В уличном круговороте

Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)

9. Долго ехали, устали,
И желудки заурчали,
Это нам они признались,
Что давно проголодались.

Не прошло пяти минут
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания)

10. Этот знак для тех, кто болен
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит. (Пункт первой медицинской помощи)

11. Я знаток дорожных правил
Я машину здесь поставил
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)

Проводится игра «Ответь правильно» дети становятся по кругу, воспитатель в центре с мячом, кому из детей воспитатель бросает мяч, тот отвечает.

Вопросы:

  • Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)
  • Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты … (пассажир)
  • Голос автомобиля? (сигнал)
  • А машины летают?
  • У светофора 8 глаз? (нет – 3 глаза)
  • А машины спят в кроватях? (нет – в гараже, на стоянке)
  • Как называется место, где люди ожидают автобус? (остановка)
  • Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки? (улица)

Воспитатель: Следующая наша остановка называется «Собери светофор»

Дети делятся на две команды. Собирают светофор и приклеивают его, делая аппликацию на бумаге.

Воспитатель: И в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще одну игру!

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет – то молчите.

Вопросы:

* Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
* Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?

* Знает кто, что свет зеленый
Означает, путь открыт.
А что желтый свет всегда
О, вниманье говорит?

* Знает кто, что красный свет
Это значит хода нет?
* Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?

* Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?

Итог: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случиться. До свидания.

Рефлексия:

Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)