Домой / Лицо / Кризис пяти лет у детей. Безболезненное преодоление кризиса пяти лет у ребенка: советы психолога, мнение доктора Комаровского Кризис ребенка в 5 лет как бороться

Кризис пяти лет у детей. Безболезненное преодоление кризиса пяти лет у ребенка: советы психолога, мнение доктора Комаровского Кризис ребенка в 5 лет как бороться

Этот термин нельзя воспринимать как негатив, беду или патологию. Психологи термином «кризис» называют переход ребенка к новому этапу взросления, развития, восприятия мира. Касается это и кризиса пяти лет. Детально узнаем о важном периоде жизни деток и о том, как должны себя правильно вести в такое время их родители.

Особенности возраста

В это время девочки и мальчики пытаются, как никогда, подражать взрослым. Они уже могут управлять эмоциональностью своего поведения, то есть сдерживать радость от приятных событий и проявлять возмущение от неприятностей. У детей появляется интерес к определенным видам деятельности и увлечения, они стремятся больше общаться со сверстниками, быстрее формируется их характер. Мозг развивается активно, дети начинают фантазировать и придумывают себе воображаемых товарищей, сочиняют истории, которых на самом деле с ними не происходило. Пятилетние дети отлично копируют манеру поведения родителей, могут даже перекривлять их. Любопытство и интерес к окружающему миру заставляет их подслушивать, подглядывать.

Признаки кризиса

Замыкание в себе - один из них. Мальчик и девочка, которые донедавна были откровенными с родителями, не хотят делиться своими переживаниями, неудачами, успехами. У деток появляются страхи, например, страх смерти близких и боязнь темноты. Ребята становятся неуверенными в себе, стесняются чужих людей. Они боятся не понравиться взрослым. Ребенок, который всегда отличался покладистостью, может вдруг стать агрессивным, злым и неуправляемым. А порой пятилекти превращаются в нытиков, требуют что-то у родителей, закатывая истерики.

Признаком кризиса является то, что у детей вмиг может поменяться хорошее настроение на истерику, недовольство и уныние. Дети начинают сильно уставать, потому что эмоциональное перенапряжение отнимает много сил.

Как вести себя родителям

Конечно же, ни папе, ни маме не понравятся негативные изменения, которые происходят с их до недавних пор послушным и добрым малышом, поведение которого можно было всегда предугадать. В период кризиса от ребенка можно ждать, что угодно. Многие родители думают, что дитя просто ними манипулирует…

Читайте также

Итак, первое, о чем должны помнить взрослые в период пятилетнего кризиса их чада, это необходимость обеспечения спокойной обстановки в доме. Так малышу будет легче пережить сложный возрастной этап. Надо попытаться вывести ребенка на разговор и понять, что его тревожит. Может быть, не с первой попытки, но все же удастся узнать страхи и тайны чада. Надо подумать, чем и как успокоить дитя. Например, многие девочки уже в пять лет переживают по поводу своей внешней непривлекательности. Любая мама должна уметь успокоить дочь в этой ситуации. Конечно, в 5 лет девочке не стоит объяснять, что красота - далеко не главное в жизни (хотя некоторые вполне адекватно воспринимаю этот аргумент). Подчеркните возле зеркала все достоинства внешности ребенка и скажите, что для папы с мамой никого на свете красивее и милее нет. Педиатр Евгений Комаровский советует всегда интересоваться печалями и успехами ребенка, привлекать его к помощи по дому, подчеркивая его значимость. Отлично действует на детей рассказ о страхах самого папы, например, в детстве, о его удачах. Надо дать пятилетнему ребенку определенную свободу действий, показать, что ему доверяют, что он может быть самостоятельным. Да и общаться с ним, по мнению Евгения Олеговича, нужно как со взрослым, не ругая за промахи и ошибки.

Некоторые родители, столкнувшись с симптомами кризиса у дочери или сына, сразу же вводят массу ограничений, кричат и наказывают. Да, в определенных случаях очень трудно брать себя в руки и не давать воли нервам. Но перекрикивать кричащего ребенка - означает подавлять его, демонстрировать не свою силу, а слабость. Спокойная реакция на истерику, выжидание, выход из комнаты - более мудрое поведение, ведь, потеряв зрителя, дети быстро заканчивают свой спектакль. Вот после этого можно и разобраться в причинах. Тем более нельзя физически наказывать ребенка, прекращая таким образом его истерику. Это только озлобит дитя.

Чтобы подчеркнуть взрослость сына или дочери, его значимость в семье, необходимо уже в пятилетнем возрасте возложить на него определенные обязанности. Например, девочке можно поручить поливать цветы через день, мальчикам - чистить обувь всем членам семьи.

Если мама и папа сами не могут справиться с чадом в период кризиса, то стоит проконсультироваться у психолога.

Доброго времени суток дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о том, что делать родителям, если на пороге стоит кризис 5 лет у детей. Сейчас появилось много детских психологов, которые с готовностью информируют родителей, воспитывающих малышей, что их жизнь далеко не «сахар».

Ведь буквально каждые несколько лет у ребенка случаются возрастные кризисы с которыми мама с папой «должны» неустанно бороться, вести себя «педагогически» правильно и вообще, помнить каждую минуту, что малыш находится в этом состоянии.

На самом деле, возрастные кризисы – это прекрасный этап в развитии, каждого ребенка, который позволяет ему сформировать личность, стать более самостоятельным, познать новые навыки и умения. Роль родителей в этот возрастной период заключается в том, чтобы поддержать детку и помочь преодолеть сложности, которые могут возникать.

Возрастной кризис и просто плохое настроение несколько отличаются друг от друга, как правило кризис 5 лет у детей характеризуется:

  • кроха начинает вести себя все чаще или наоборот скромничать, у многих детей появляется стеснительность, причем происходит это довольно часто;
  • пятилетний малыш все чаще старается брать инициативу на себя в неожиданных для взрослых моментах, например, кроха может решить, что стал уже достаточно взрослым, чтобы самостоятельно приготовить завтрак, или внезапно решает подстричь себе волосы, так как думает, что наверняка сможет справиться с этим делом;
  • передразнивает маму с папой и оговаривается с ними, что естественно становится для взрослых неожиданностью;
  • частыми гостями в вашем доме могут стать беспочвенные слезы, крики и истерики. Если раньше на просьбу убрать за собой игрушки или пойти собираться на прогулку, чадо реагировало с готовностью, то теперь в ответ на идентичную просьбу вы можете услышать крики, слезы или иную негативную реакцию;
  • у ребенка могут появиться , некоторые дети в этом возрасте начинают бояться темноты, незнакомых людей – это связано с тем что в этот период у крохи очень хорошо развивается фантазия.

Что делать родителям

Итак, вы изучили пункты, которые характеризуют кризис пяти лет у детей и поняли, что он действительно посетил ваш дом. Главный вопрос, который появляется у родителей, заключается в том, как помочь малышу пережить этот период, при этом сохранить мир и дружественную атмосферу в семье? Мы собрали для вас отличные советы, которые помогут избежать слез и валерианки в вашей семье.

  • Больше самостоятельности!

Соберите семейный совет и поговорите вместе с ребенком, озвучьте, как вы рады тому, что он стал таким «взрослым». Скажите, что все члены семьи решили делегировать такому большому мальчику или девочке ряд домашних обязанностей. По пунктам обсудите, что можно делать малышу.

Допустим он хочет готовить еду, пожалуйста! Главное обсудите, какие блюда ему будет сделать под силу. Пусть кроха следит за кормлением домашних животных. Сам решает, какие вещи он будет носить в течении следующего дня. Предоставьте малышу больше свободы, покажите, что вы принимаете его «взрослость» и готовы доверить часть взрослых дел.

  • Чудодейственный эффект похвалы


Хвалите чадо чаще, отмечайте его удачи, подмечайте хорошие моменты в поведении. Допустим, детка не забыл поздороваться с соседями, а вы не забудьте озвучить ему, что рады слышать такую вежливость. Именно похвала будет двигать ребенком, подсказывать, как правильно вести себя в обществе.

Малыш быстро поймет, что лучше делать, чтобы папа и мама были довольны, кроме того ему и самому от этого будет приятно. Наоборот, постоянное недовольство поведением крохи будет только провоцировать еще большее непослушание и негативное поведение.

  • Большой или все-таки маленький?

Есть две крайности в родительском воспитании. Первое, когда мама и папа не замечают, что их ребенок уже большой и стараются все делать за него – это приводит к тому, что в период кризиса детка старается вести себя излишне дерзко, чтобы вырваться из-под родительской гиперопеки. Вторая крайность, когда родители считают свое чадо «уже взрослым» и стараются выстраивать линию поведения с ним как с равным себе.

Понятно, что ни одна из крайностей не будет правильной. Учитесь балансировать между ними, с одной стороны предоставляйте детке возможность проявить себя и делать все больше дел самостоятельно, с другой стороны – не забывать, что он все же еще ребенок и хочет, чтобы мама и папа приласкали его, пожалели, когда это необходимо.

  • Нельзя – значит нельзя!

В любой семье существует ряд запретов, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Проговорите их с чадом, объясните почему это важно.

Например, нельзя открывать дверь незнакомцам, играть с огнем, переходить дорогу, не взявшись за руку со взрослых человеком. Если ребенок нарушил такой запрет – за это он должен нести наказание и никаких поблажек быть не должно, потому что настоящие важные запреты касаются жизни и здоровья чада.

  • Маленький манипулятор

Многие родители легко ведутся на провокации и манипулирование со стороны ребенка, постарайтесь улавливать настроение вашего чада в каждой конкретной ситуации. Дети в каждый свой возрастной кризис стараются прощупывать рамки поведения и границы дозволенного.

Естественно, что с взрослением у малыша появляется больше прав, он может позже ложиться спать, кушать чуть больше сладкого, чем раньше, но кроме прав прибавляется больше обязанностей и ответственности. Донесите это до ребенка, не разрешайте «вить» из себя веревки, если видите, что чадо начинает вести себя излишне дерзко и пренебрежительно по отношению к вам.

  • Разговор по душам

На самом деле кризис 5 лет у детей хорош тем, что в этот период вы уже можете полноценно общаться с ваши чадом, чем вам и стоит заниматься ежедневно. Любой конфликт, обиду или непонимание, вполне можно обсудить с пятилетним ребенком, причем сделать это доходчиво и в доступной форме.

Этот период хорошо тем, что кроха уже находится в сознательном возрасте и лучшее, что могут сделать для него родители — дружить с ним, быть поддержкой и опорой в любых ситуациях. На этом статья заканчивается, надеемся она была полезной для вас! До встречи в новых статьях!

В интернете достаточно материалов на тему упрямства и своеволия трехлеток. Но вот этот кризисный период позади – и ребенок уже ходит в старшую дошкольную группу. Чего ждать родителям от пятилетки? Что происходит с малышом на этом отрезке детства, перед вступлением в роль школьника? Какой кризис переживает старший дошкольник в 5 лет?

Американский психолог Эрик Эриксон считал, что все люди проходят в жизни одинаковые стадии развития. У каждой стадии свои задачи. Если все проходит благополучно, ребенок решает их – и переходит к следующему этапу взросления. Если нет – в развитии личности возникает определенный пробел, в дальнейшем такому человеку труднее построить зрелые отношения с самим собой и с миром.

До 5 лет ребенок уже прошел несколько таких кризисных стадий:

  • В раннем детстве формируется доверие или недоверие к миру. Этот этап приходится на первые два года.
  • Когда привязанность с родными сформирована, ребенок уверен, что мир – это надежное и безопасное место. А значит, можно попробовать силы в качестве отдельной от родителей личности. Начинается самый известный и пугающий . Положительным результатом будет обретение определенной автономности, независимости; отрицательным – стыд и сомнение в собственных силах.
  • Кризис 5 лет начинается после периода независимости и продолжается на протяжении всего старшего дошкольного возраста. Результатом развития станут инициатива, или вина и пассивность. Если все прошло хорошо, то к первому классу у ребенка формируется целеустремленность, он понимает собственные желания и старательно добивается их осуществления. Если же родители подавили детскую инициативность – ребенок ничего не хочет, боится пробовать что-то новое, в деятельности преобладает мотив избегания неудач.

Cам Эриксон не считал деление на периоды строго догматическим. Редко кто бывает полностью самостоятельным, полностью недоверчивым или полностью пассивным. Противоположные полюса постоянно присутствуют в жизни каждого человека. Просто во время кризисов одна из задач развития выходит на передний план.

Признаки кризиса 5-ти лет

Критический период, конечно же, не начинается точно с наступлением пятилетнего возраста. Временные рамки изменений – от 4 до 6 лет. Это время быстрого развития эмоциональных и социальных навыков, плацдарм для успешного начала школьной жизни. Если исследовательская деятельность малыша эффективна, то пятилетка учится обращаться с предметами, собственным телом и другими людьми конструктивными способами. Если же малыша строго критикуют, одергивают, запрещают и наказывают за активность, то формируется постоянное чувство вины и неумелости.

По каким признакам можно определить кризисный период:

  • частое вранье, чтобы избежать неприятностей;
  • появились страхи, которых раньше не было;
  • боровшийся раньше за самостоятельность малыш вдруг становится «маминым», просит родителей оставаться рядом, не отпускает от себя;
  • ребенок стал очень чувствительным к окружающим: тяжело переносит малейшие размолвки между родителями, старается помочь, пожалеть, переживает и плачет вместе с другими;
  • появляется сильный страх смерти родителей;
  • именно в этом возрасте взрослых заваливают просьбами «завести» братика, сестричку или хотя бы кошечку или хомячка;
  • предприимчивость, инициативность и любопытство развиваются так бурно, что результаты некоторых детских «экспериментов» заставляют родителей хвататься за таблетки.

С чем связан кризис

Каждый кризис содержит свой «поворотный пункт» – выбор между двумя противоположными качествами. И если при решается базовая задача доверия-недоверия миру, то в пять лет активность противостоит чувству вины.

В 5 лет – роль семьи продолжает оставаться базовой. Детскую идентичность формируют мама, папа, братья, сестры и другие близкие родственники.

Знаете ли вы? Важнейшая задача данной возрастной стадии – формирование предприимчивости, инициативности. На другом полюсе этого качества – чувство вины за собственные поступки и личность вообще.

За прошедшие пять лет с момента рождения дошкольник очень многому научился, овладел различными навыками. Теперь маленький изобретатель легко придумывает себе игры и занятия, экспериментирует с окружающим. Некоторые результаты таких опытов совсем не радуют родителей, а возросшая активность и неугомонность вызывает желание найти «кнопку выключения» у маленького «энерджайзера».

Кризис 5-летнего возраста связан с активным освоением мира: ребенок изучает предметы, словесные конструкции, тело (свое и других), пределы собственных возможностей и отношения между людьми. Пятилетки начинают прекрасно разбираться в оттенках эмоций, они умеют почувствовать и разделить боль другого человека, могут не только принимать, но и отдавать.

Что чувствует ребенок

Пятилетка любит родителей не инстинктивно, а вполне осознанно. Для него близкие – самые дорогие люди на свете. Именно в этом возрасте дети трогательно признаются родителям в любви. Чувство привязанности и восхищения проявляется в желании сделать что-то хорошее: подарить родным аппликации, поделки, нарисовать маму и папу с коронами на головах, приготовить бутерброды или салат для «любимой мамочки».

Ребенок очень-очень хочет быть хорошим, нравиться обожаемым родителям, соответствовать их ожиданиям. Это одна из естественных потребностей в 5 лет. И эта вроде бы положительная потребность рождает такое ненавистное взрослым качество как детская ложь.

Знаете ли вы? В 5 лет дети врут из страха, что их поведение не понравится взрослым. А ведь для дошкольника жизненно важно быть «хорошим» в маминых и папиных глазах.

Наставления в стиле: расскажи правду, тогда я не буду сердиться, а будешь врать – накажу, только запутывают. Ведь врать пришлось, потому что малыш понимает, что сделал что-то плохое. Почему же взрослые сердятся за попытку исправить дело с помощью вранья, а за сам плохой поступок нет? Обычно пятилетка теряется и снова повторяет ложь, заставляя взрослых нервничать.

В этом случае лучше не стыдить, а использовать детскую потребность быть хорошим. Можно сказать, что-то вроде: «Мне нравится, когда ты говоришь правду, я хочу, чтобы ты всегда был честным». А затем спокойно обговорить последствия детского проступка.

Нужно помнить, что дошкольник мыслит «здесь и сейчас», способность к обобщению и формированию отдаленных во времени причинно-следственных связей разовьется чуть позже. Поэтому так малоэффективны разговоры вечером о том, как нужно вести себя в детском саду утром. Малыш искренне обещает быть хорошим. Но в садике мамы рядом нет, а есть другие дети и насущный конфликт, который решается привычным способом, например, дракой.

Изменения после кризиса

Если все прошло хорошо, маленький человечек выходит из кризиса с уверенностью в собственных силах и с уверенностью в надежном родительском тыле. Это осознание помогает преодолевать в дальнейшем различные вызовы школьной жизни. А в будущем из дошкольной активности вырастет понимание, чем хочется заниматься в жизни вообще, и уверенность, что эта цель достижима.

Если достижение самого первого кризисного этапа – это доверие; второго – формирование волевых качеств и самостоятельности, то успешное прохождение третьего пика должно повлечь за собой формирование целеустремленности.

Чего нельзя делать

Во время кризиса 5 лет маленький человек становится очень уязвимым и доверчивым. Его как никогда легко обидеть или испугать. Психологи говорят, что большинство неврозов, заиканий, тиков, соматических расстройств берут начало именно из этого периода детства. Из-за развития воображения пышным цветом расцветают самые разные страхи: монстров, темноты, скелетов, инопланетян.

Учитывая такую чувствительность, нельзя делать следующее:

  • не пугайте монстрами, бабой Ягой, бабайкой, так как в 5 лет эти персонажи очень реальны;
  • не смейтесь над детскими страхами, не отмахивайтесь от них, не стыдите малыша, иначе он замкнется и будет мучительно переживать, не надеясь на поддержку близких;
  • не используйте запугивание как воспитательную меру: обещания отдать в интернат, чужим людям, закрывание в комнате оставят шрам в душе на долгие годы;
  • не оскорбляйте малыша: в 5 лет он верит родителям как никому, и любое оскорбление, унижение его личности, обесценивание его стараний скажется даже во взрослом возрасте.

В этом возрасте может появиться проблема, —как научить ребенка засыпать самостоятельно—. Ведь вроде уже и спал сам, а теперь цепляется за маму, придумывает всяческие причины, чтобы подольше оставаться со взрослыми. Здесь очень помогают сказки и «волшебные ритуалы». Детский страх говорит на языке образов, поэтому и справляются с ним с помощью фантазии: предлагают нарисовать страх, а затем – запереть в коробку или уничтожить. Или сочиняют историю о монстре, которому нужна помощь (заболел зуб, подвернул ногу). Либо придумывают «волшебный способ»: спрятаться под одеяло, взять в кровать любимую игрушку, прочитать специальный стих. Главное – не стыдите малыша, а помогите ему поговорить о своих страхах. Ведь то, что можно обсудить, становится менее страшным, а значит, более контролируемым.

Игра и развивающие занятия

Перед подготовкой к школе обычно стараются сделать упор на интеллектуальное развитие: иностранный язык, шахматы, обучение чтению, логоритмика и т.д. Такие вроде бы полезные занятия превращаются во вред, если занимают все детское расписание, не оставляя времени для длительной самостоятельной игры. А между тем, эксперименты на крысиных детенышах показали, что, лишенные игры, они останавливались в развитии, а лобные доли мозга оставались незрелыми.

Другая опасность занятий – если родители воспринимают их не как разновидность игры, хобби, а обязательно ждут результатов. Тогда под угрозой оказываются отношения. Есть результаты – есть похвала родных и общение. Из-за желания «быть хорошим» малыш быстро подстраивается под родительские амбиции – и старательно занимается, теряя понимание собственных желаний, навыки социального общения и способность творить. Постоянно занятой секциями или компьютерными играми ребенок утрачивает еще одну важную способность – умение развлечь себя самого, не скучать наедине с собой.

Поэтому важно в 5 лет дать полноценно «наиграться», участвовать в детских забавах, ведь это и есть сейчас самое важное. А занятий пусть будет немного, если они действительно в удовольствие.

Что нужно делать

Бережное обращение – не обозначает вседозволенности и отсутствия дисциплины. 5 лет – возраст формирования школьной готовности, поэтому развитие волевых качеств, умение справляться с импульсивными желаниями, понимание правил очень пригодятся в школе. Тем более, что в 5 лет малышу правила даются легче, ведь присутствует мощный мотив «быть хорошим». Если взрослые твердо будут придерживаться дисциплины, проявлять уважение к личности пятилетки, строить теплые эмоциональные отношения с подросшим чадом, то и школьный —кризис 7 лет— пройдет быстро и спокойно.

При кризисе 5 лет у детей советы психолога очень просты: не препятствуйте детской инициативности, уделяйте время для разговоров и обсуждений, проявляйте уважение к формирующейся личности.
Детская фантазия и любознательность у старших дошкольников находятся на очень высоком уровне. От того, как взрослые реагируют на такую исследовательскую активность, будет зависеть дальнейший социальный успех ребенка, какой полюс станет преобладающим – инициатива, или чувство вины.

Что делать для формирования предприимчивости:

  • Спокойно реагируйте на бурную активность, терпеливо отвечайте на надоедливые «почему», «зачем» и «что будет, если» – так развивается интеллектуальная предприимчивость маленького почемучки.
  • Не впадайте в панику или гнев от детских экспериментов, объясняйте, почему так делать нельзя, и очертите пространство, в котором можно. Например, вырезать что-либо из новых вещей нельзя, а резать лоскуты для кукольного платья вместе с мамой можно.

  • Не мешайте маленькому непоседе бегать, прыгать, лазить – в общем, всячески испытывать собственные физическую силу и ловкость. Ребенок, которому родители позволили свободу в выборе активности, учится понимать собственное тело и границы своих возможностей.
  • 5 лет – возраст расцвета фантазии и сюжетно-ролевой игры. Поддерживайте игровые начинания маленького фантазера, не спешите загружать детский мозг «наукой», разум малыша в этом возрасте лучше всего развивается в свободной ролевой игре.
  • Для развития инициативности у ребенка обязательно должно быть свободное время для самостоятельного придумывания и проработки игровых образов и сюжетов. И здесь речь не о компьютерных играх, а о взаимодействии с реальными предметами.

Одним из самых больших страхов для 5-летних детей бывает страх смерти родителей. Тема смерти может быть очень болезненной даже для взрослых. Однако, если вы видите, что пятилетка боится смерти, если он задает вопросы о том, не покинут ли его родные, то обязательно поговорите об этом. Не нужно вникать в подробности, просто скажите, что люди обычно живут долго, и вы собираетесь принять все меры, чтобы не оставлять своего любимого человечка как можно дольше.

Есть такое изречение: развитие приходит из точки покоя. Применительно к ребенку это значит, что если крохе спокойно в семье, если его не дергают, не запрещают всего и не тянут постоянно в нужном родителям направлении, то малыш спокойно растет и развивается в собственном темпе. Нужна только любовь родителей, общение с семьей и другими, безопасность и, время от времени, приключения и сюрпризы.

Видео: ключевые моменты развития

В коротком вебинаре детский психолог рассказывает о важных моментах развития старшего дошкольника.

Пять лет – возраст противоречивый. С одной стороны – это состояние Колумба, открывающего все новые и новые сокровища в неизведанных землях. С другой – период эмоциональной ранимости и особой уязвимости. Наверное, у каждого родителя есть запас поучительных или смешных историй о собственном карапузе. Поделитесь своими историями в комментариях, и пусть ваш опыт вдохновит других.

Кризис 5 лет у ребенка – это период капризов, истерик, агрессии и замкнутости малыша. С трудностями сталкивается не только сам ребенок, но и родители, которые часто не знают, как себя вести в этот сложный промежуток времени.

Пятилетний ребенок отличается от остальных детей другого возраста следующими особенностями:

  • Различает «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», «правда» и «ложь».
  • Совершает попытки применять логику взрослых, но это пока у него не получается.
  • Обожает игры и выдумки: в ходе игры может превращаться в принцессу, принца, дракона, пони, солдата и других невероятных персонажей.
  • Любит компанию детей того же пола, что и сам.
  • Очень нуждается в похвале и одобрении взрослых и одногодок.
  • Стремится быть лучшим среди сверстников.
  • Определяет свои собственные стандарты и пытается им соответствовать.
  • Способен дразнить и обижать детей, которые не соответствуют придуманным стандартам.

Для того чтобы кризис проходил легче, близким взрослым необходимо быть терпеливыми и чуткими по отношению к внутренним проблемам и противоречиям малыша.

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Признаки кризиса у ребенка 5 лет

Родители должны знать особенности сложного периода, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку своему отпрыску. Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:

  • Ребенок замкнулся в себе, стал меньше говорить, делиться с вами своими эмоциями, успехами и достижениями, хотя всегда делал это.
  • Ваш отпрыск отказывается подчиняться взрослым, проявляет непослушание.
  • Малыш стал очень робким, неуверенным и боязливым, он стремится спрятаться от всего нового и ему еще неизвестного.
  • Ребенок почти все время раздражен и зол, грубит взрослым и сверстникам без причины.
  • Малыш истерит без повода, плачет по пустякам и капризничает целыми днями.
  • Чадо кривляется, манерничает и зло копирует взрослых.
  • Малыш очень много фантазирует, рассказывает всем выдуманные истории, выдавая их за правдивые.
  • Ребенок очень много двигается и быстро устает, легко возбудим и очень эмоционален, хотя раньше не был замечен в этом.
  • Ваш отпрыск заявляет, что хочет больше свободы и самостоятельности, отказывается от совместных прогулок, объясняя это своей «взрослостью».
  • Малыш стремится все делать наоборот и назло взрослым, даже если это ему будет во вред.
  • Ваш отпрыск стал очень упрям и стоит до конца на своем – для него важно, чтобы с ним считались.
  • Постоянное недовольство всем и всеми.
  • Стремится диктовать всем, что делать и как быть. По его мнению, именно так поступают взрослые, а ему ведь так хочется быть «большим».

Важно

Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь малышу и себе, опираясь на опыт специалистов детской психологии и родителей, уже столкнувшихся с этой проблемой.

Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?

На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.

Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.

Конечно, никто не гарантирует вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.

Кроха пяти лет, энергию которого направили в нужное русло, с легкостью и пользой преодолевает свой возрастной кризис. Развитые способности в нежном возрасте помогут ему в юности быть на голову выше своих сверстников: рационально строить планы на жизнь, ставить перед собой цели и достигать их.

Как бороться с кризисом 5-го года у ребенка: советы психологов

Проявления кризиса у детей пяти лет в виде истерик, капризов и замкнутости можно свести к минимуму, если воспользоваться следующими общими советами:

  • Постарайтесь выяснить причину дурного настроения ребенка или его скрытности.
  • После выяснения причины – предложите ребенку решение проблемы и осуществите задуманное вместе.
  • Создайте максимально удобную и располагающую к спокойствию обстановку в доме.
  • Не давайте воли своим эмоциям – ваше раздражение может привести к катастрофическим последствиям.
  • Будьте всегда спокойны, даже во время истерик вашего ребенка. Контролировать ситуацию вы можете только своей уравновешенностью.
  • Старайтесь поощрять все инициативы и начинания вашего малыша. Спрашивайте его, о чем он думает и чего хочет. Вы удивитесь творческому мышлению и креативным ответам вашего ребенка.
  • Бросьте вызов сами себе: учитесь вместе с ребенком, читайте больше книг, запишитесь на курсы по бухгалтерии или каллиграфии. Чем больше вы будете развиваться, тем больше от этого выиграет ваш малыш. А в совместном развитии и детский кризис пройдет незаметно и для вас, и для вашего отпрыска.
  • Станьте поклонником талантов вашего малыша. Отмечайте то, что он уже умеет и помогайте ему стремиться к новым знаниям и умениям. Акцентируйте внимание не на возможных кризисных капризах и истериках, а на успехах и начинаниях ребенка.

Кризис пяти лет у ребенка – испытание на прочность родительских нервов. Не сломайте ваши отношения с малышом, утратив его доверие. Стремитесь к взаимопониманию при любых обстоятельствах и при самом безрассудном поведении вашего ребенка.

Что нужно делать родителям?

  • Старайтесь как можно больше времени уделять вашему малышу: интересуйтесь его делами, рассказывайте о своих, беседуйте на важные и пустяковые темы.
  • Все ваши действия, касающиеся ребенка, должны быть ему объяснены. Пятилетнему малышу важно ощущать себя значимым, а разъяснения убедят его в том, что вы относитесь к нему, как к взрослому.
  • Чаще беседуйте с вашим ребенком на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Особенно это важно в случаях, когда малыш проявляет агрессию или дерется.
  • Просите о помощи своего ребенка, пусть даже эти дела будут незначительными, – это необходимо для того, чтобы ваш отпрыск чувствовал свою «нужность».
  • Спрашивайте у малыша совета, продемонстрируйте ему, что вы воспринимаете его на равных.
  • Больше играйте с ребенком, позвольте себе окунуться в детство.
  • Поручите вашему отпрыску выполнение каких-либо обязанностей. Со временем увеличивайте количество обязанностей и ответственность.
  • Предоставьте возможность малышу быть чуть свободнее, не опекайте его слишком сильно.
  • Предлагайте свою помощь и поддержку малышу, но не навязывайтесь.
  • Избегайте категоричных слов и действий по отношению к своему ребенку. Пусть у вас всегда будет подготовлено альтернативное предложение.
  • Чаще хвалите своего отпрыска, даже по пустякам.
  • Не заостряйте внимание на кривляниях вашего ребенка, со временем это пройдет.
  • Предоставьте возможность вашему чаду найти себя, получить больше впечатлений: водите его на выставки, в музеи, художественные галереи, цирки, театры. Объясняйте увиденное, обсуждайте с ним его впечатления и делитесь своими.
  • Помните, что любой энергии необходим выход. Чрезмерная активность может найти свое применение в спортивных секциях: плавание, футбол, танцы, теннис, бадминтон, карате, фехтование, художественная гимнастика. Переживания, связанные с возрастными особенностями, отойдут на второй план, поскольку ребенок познакомится с новыми людьми и будет стремиться к успеху в деле, которым будет занят.
  • Попытайтесь научить малыша формулировать собственное мнение, убеждать окружающих, логически выстраивать цепь аргументов, обосновывать свои желания. Умение грамотно выражать свои мысли и желания поможет вашему малышу цивилизованно общаться с вами и окружающими. Крики, истерические требования, мычание, злое молчание игнорирование просьб взрослых – все это уйдет в небытие, как только ребенок научится правильно говорить и приводить доводы в свою пользу.
  • Важно, чтобы ваш ребенок все время был занят и не скучал. Помогите ему найти себя, сделайте его жизнь насыщеннее. При отсутствии большого количества времени ему не будут приходить в голову лишние мысли и поводы для раздражения и замкнутости. Чем быстрее ребенок найдет для себя подходящее занятие, тем лучше он переживет текущий кризис и последующие.

Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.

Чего родителям делать не стоит?

В кризисный период пятилетнего малыша специалисты категорически запрещают следующее:

  • Крики, скандалы, унижения и физические расправы над ребенком.
  • Грубость, злость и небрежное отношение к ребенку. Если у вас не получается совладать с собой, то родителям рекомендуется посетить психолога.
  • Употреблять фразы вроде «Ты мне мешаешь», «Уйди/отойди», «Ты ничего не умеешь» и пр.
  • Навязываться, читать нотации, поучать, подчеркивать возраст и отсутствие каких-либо навыков у ребенка.
  • Заниматься попустительством при явной агрессии и неадекватном поведении вашего отпрыска.
  • Исправлять нужно ситуацию мягко, без истерик и рукоприкладства.
  • Медлить, если вы видите, что малыш нуждается в помощи. Отложите все дела и займитесь проблемами вашего отпрыска немедленно.
  • Игнорировать ребенка и ставить свои нужды выше его.

Важно

Станьте опорой и центром вселенной для вашего пятилетнего ребенка, хотя бы на время кризиса. Будьте мягче, больше играйте с ним, веселитесь, попробуйте жить мыслями вашего малыша. Покажите вашему чаду, что ничего и никого важнее у вас нет, и никакие «взрослые» дела не заменят часы общения с ним.

На протяжении всего периода взросления малыша сопровождает такое понятие, как кризис, и у детей 5 лет он также бывает, посему советы психолога по его безболезненному преодолению будут весьма кстати. Давайте узнаем, как его распознать и чем помочь своему ребенку.

Признаки кризиса 5 лет у детей

Не следует думать, что отметив День рождения, можно ожидать взрыва эмоций. Нет никакого четкого графика, по которому развиваются события. Возрастные кризисы могут начаться у детей и в 5, и в 6 лет – все зависит от развития. Длятся они также непредсказуемо – у кого-то месяц, у кого-то растягиваются на год. Задача родителей – смягчить их проявление у своего ребенка.

Как правило, и у мальчиков, и у девочек кризис 5 лет проходит по похожему сценарию, хотя именно в этом возрасте дети уже четко понимают разницу между полами. Присмотритесь пристальней к своему ребенку и, возможно, вам удастся увидеть следующее:

  1. Психология у ребенка во время кризиса 5 лет претерпевает кардинальные изменения. Вот почему добрый и ласковый малыш вдруг становится злым, грубым, порой и жестоким к своим близким. На людях это не так проявляется, а вот в семье отношения могут ухудшиться.
  2. Ребенок вдруг становится очень скрытным. Если вчера он еще с упоением рассказывал, как прошел его день в детском саду, то сегодня он наотрез отказывается от рассказа и не идет на контакт.
  3. Внезапно малыш хочет сам гулять, сам выбирать свои вещи, сам идти по улице, а не за руку с мамой. Это сигналы начавшегося кризиса.
  4. может случиться без видимого повода в любом месте. Ребенок может кричать, топать ногами в людном месте, требуя сам не зная что.
  5. На новый уровень выходят если они имелись, или же возникают ниоткуда. Ребенок может начать бояться общения с чужими людьми, не хочет идти на детскую площадку или не расстается с мамой ни на минуту.
Как помочь малышу?

Помощь родителей при любом кризисе – доброта и понимание. Взрослые должны знать, что все это временно и следует набраться терпения. Ребенку следует объяснять его поведение, ведь в этом возрасте он уже может оценивать свои поступки. В критических ситуациях весьма полезной будет помощь детского психолога. Вот что следует предпринимать в самых распространенных ситуациях в этом возрасте.