Домой / Лицо / Масленица традиции и обычаи. Что делали на Руси на Масленицу? Как праздновали на Руси Масленицу? История Масленицы на Руси

Масленица традиции и обычаи. Что делали на Руси на Масленицу? Как праздновали на Руси Масленицу? История Масленицы на Руси

В нашей стране существует огромное количество различных праздников, которые отмечали еще наши предки. Именно таким является и Масленица. В данной статье мы немного окунемся в историю и расскажем о том, что делали на Руси на Масленицу и какие традиции сохранились до сих пор.

Происхождение праздника

В первую очередь следует сказать, что Масленица - это еще языческий праздник, который был известен людям до принятия христианства на Руси. Тогда это был когда блины символизировали именно это небесное тело: желтое и круглое. Это было принятие весны, тепла, возвращение горячего и нежного солнца, которое должно было возродить все растения к жизни. С этот праздник никуда не делся. Но следует отметить, что в церковном календаре такого дня как Масленица не существует. Зато есть некая трансформированная (или в народе - Сырное воскресенье), которая, впрочем, и есть такая вот замаскированная народная Масленица. Однако церковь постаралась искоренить большинство языческих традиций отмечания данного дня, оставив его, в основном, для отдыха и приятного времени общения с Богом. Люди же стараются сохранить те сакральные обычаи и обряды, которые так чтили наши прабабушки.

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.

Кустодиев Борис. Масленица.1920

ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕГЕНД О ПОЯВЛЕНИИ НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА "МАСЛЕНИЦА" :

По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских людей выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».

Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.

А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зиму человек заметил Масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила людей на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в жилах и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.


В каждом городе, селе, деревне Масленицу всегда встречали широко и весело, с песнями и плясками, с разнообразными забавами. Кулачные бои, катания на санях, перетягивание каната, купание в ледяных прорубях, лазанье по шесту за призом, игры с медведями, наконец, сжигание соломенного чучела Масленицы, наряженного в женские одежды, с метлой, сковородой или блином в руках - вот только некоторые народные забавы.

Чучело Масленицы изготавливали в первый день разгульной недели и таскали с собой повсюду, даже катали на тройках, а в последний день «провожали» или «хоронили», разрывая в мелкие клочья за сельской околицей и выбрасывая их в воду либо сжигая на городской площади. В некоторых губерниях солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям, призывая землю расщедриться на богатый урожай.

Дети перед Масленицей делали себе расписные глиняные или деревянные свистульки в виде всевозможных птиц. Их громкие, заливистые, очень похожие на птичьи трели звуки - «наследие» славян-язычников, призывавших таким образом на землю Весну.
Но все-таки самой красивой и самой любимой из всех маесленичных традиций было катание на санях. Да с песнями, да с бубенцами! Выезжали из дома все, у кого был хоть какой-нибудь конь: купцы и помещики щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, за ними летели служивые люди, крепкие кулаки да мастеровые на санях попроще, устланных овчиной да расписными платками, но все же с бубенцами и колокольцами, с гармонями и плетеными корзинами с угощением, а вслед им неуклюже, но гордо скакали крестьянские лошаденки, украшенные разноцветными атласными ленточками да бумажными цветами.

Кустодиев Б.М. Масленица. 1919

Маковский К.Е. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге 1869г

Кустодиев Б.М. Зима, Масленичное гулянье. 1919

Масленая неделя, в православном церковном календаре, называется «Сырная седмица». В эти дни, согласно православным церковным обычаям, следует воздерживаться от употребления мясных блюд, однако, это вовсе не означает, что нужно отказываться от других более скромных продуктов. К тому же, существующие ограничения в приеме пищи, на среду и пятницу, можно отменить. В масленицу, разрешается употребление самой разнообразной еды, кроме мясной. Почему нельзя употреблять мясо? Потому, что Мясоед, период между Рождественским постом и Великим весенним, оканчивается в воскресенье, накануне Масленицы. Это последний день, когда разрешено есть мясо. В народе он получил название "Мясное заговенье".

На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу, но основным и самым главным блюдом праздника, являются блины. Горячие, круглые и румяные, они являются своеобразным символом солнца, которое в эти дни начинает все сильнее и сильнее согревать землю. Близится весна, а вместе с ней и пробуждение всей природы от долгого зимнего сна.

Масленица всегда начинается в понедельник. Каждый день на этой неделе имеет свое название, за каждым закреплены определенные обычаи:

ВСТРЕЧА (понедельник)

К этому дню - первому дню Масленицы - устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы - Масленицу - и наряжали её.

В этот день утром дети в деревнях собирались вместе и шли от дома к дому с песнями. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Хозяйки угощали детей блинами. Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Кустодиев Б.М. Масленица

Первый день катания с гор был детским, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

ЗАИГРЫШ (вторник)

Второй день Масленицы , как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых: "У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать". В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.

Кустодиев Б.М. Масленица

ЛАКОМКА (среда)

В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Даже есть выражение в русском языке "к тёще на блины". Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор. Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода "наказания", от которых молодые парни откупались угощениями - блинами и конфетами. Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя - " к тёще на блины".

Кустодиев Б.М. Деревенская масленица (Гармонист). 1916

РАЗГУЛЯЙ (четверг)

Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собиралось всё общество. Устраивались знаменитые кулачные бои, взятие снежных городков, которые давали возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость. В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел. Чучело Масленицы из соломы в этот день поднимали на гору.

Суриков В.И. Взятие снежного городка. 1891

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ (пятница)

В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ/ ПРОВОДЫ (суббота)

В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. Как правило, в этот же день наряженную Масленицу - чучело из соломы - на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, "хоронили": устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Так прощались с Масленицей и серьёзно, и шутя, потому что эту весёлую неделю нужно было ждать целый год.

Штыров Е. Масленица

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения и говорили друг другу: "Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою". А в ответ слышали знакомое: "Бог простит". В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

В прощёное воскресенье люди ходили на кладбище, оставляли на могилах блины.

В воскресенье прощались с масленицей. Масленица — явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия — рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX—начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.


Масленицу русский люд отмечал еще тогда, когда на Руси не было христианства. Праздник знаменовал проводы зимы и встречу весны и был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса. После крещения Руси Масленицу стало принято отмечать за семь недель до Пасхи, затем следует Великий пост. Да и во время самой Масленицы, которая продолжается семь дней, мясо не едят. Едят его последний раз в последнее воскресенье — мясное воскресенье — перед народным праздником. Понятное дело, ведь Масленица венчает собой весну, тепло солнца, как тут обойтись без блинов, которые древние считали символом солнца, — такие же круглые, желтые и обязательно горячие.

Навернуть блинов нужно было в количестве не меньше 10 штук, а точнее, с полтора-два локтя — именно в таком эквиваленте измерялись блины в старину. И после всего этого наши предки находили в себе силы веселиться от всей души: кататься с гор, устраивать знаменитые кулачные бои, петь песни и плясать! Не кататься с горок, не качаться на качелях, не смеяться над шутами по тем временам означало — жить в беде. Мы же ограничиваемся просто поеданием блинчиков, но и про традиции забывать не стоит.

Как известно, Масленица длится семь дней. Каждый день этой недели носит свое имя и наделяется смыслом.

Понедельник — Встреча. Устраивались горки, качели, балаганы для скоморохов, устанавливали столы с яствами. Притом в первый день катались с гор исключительно дети. С утра дети делали куклу из соломы и наряжали ее. В этот же день детвора шла от дому к дому с песнями, тем самым просили у жильцов гостинца.

Вторник — Заигрыши. Второй день развлекались молодые пары, скрепившие свои отношения узами брака неделю или две недели назад. Теперь время кататься с гор пришло и для молодоженов. Те пары, у которых вся деревня гуляла на свадьбе, были просто обязаны скатиться с горы. И это неспроста: катание с горы служило своего рода приметой. Чем дальше скатишься, тем больше у тебя вырастет лён. Для незамужних была уготована своя участь: молодые люди высматривали для себя невест, а девушки заглядывались на суженых. Не обходилось и без гаданий. Например, девушка должна была взять один из первых блинов, выйти на улицу и угостить им первого встретившегося ей парня и спросить, как его зовут, чтобы узнать имя своего суженого.

Среда — Лакомки. В этот день тёщи приглашали зятьев на блины. Отсюда и выражение «к тёще на
блины». Молодые одевались, как на свадьбу. В среду неженатые молодые парни и незамужние девушки катались с горок. Притом у всей деревни на устах ходили шутки над парнями, которые в этом году не успели обзавестись женой.

Четверг — Разгуляй. В четверг собиралось очень много людей, устраивались кулачные бои, производилось взятие снежных городков. Народ обряжался кто во что хотел. И, наконец, чучело Масленицы поднимали на гору.

Пятница — Тёщины вечерки . С вечера зять должен был пригласить тёщу к себе. Тёща в ответ на приглашение присылала ему все, из чего и на чем пекут блины. И зять должен был испечь для нее блины.

Суббота — Золовкины посиделки или Проводы. На шестой день невестка приглашала родных к себе. В этот же день наряженное соломенное чучело Масленицы несли до конца деревни и там, на большом костре его сжигали. Вокруг костра пели и плясали.

Воскресенье — Прощеное воскресенье. Все готовились к великому посту, поэтому стремились очиститься от грехов и просили друг у друга прощения и слышали в ответ: «Бог простит, и я прощаю». Люди ходили на кладбища, оставляли на могилах блины. Считалось, что самый первый блин на Масленице — «за упокой родительских душ».

Ну, вот, пожалуй и все. Умели на Руси веселиться всю неделю напролет. К разгуляю с кулачными боями, конечно, не призываю, ведь Масленица больше сводится к примирению с ближними, к прощению обид и доброму общению с родными и близкими.

Здравствуйте, читатели моего блога! Приближается самый веселый праздник — Масленица. В своей статье я расскажу об истории праздника и недельном масленичном календаре.

Праздновали Масленицу еще до появления христианства. Изначально праздник был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса и означал он проводы зимы и встречу весны.

После крещения Руси Масленицу стали отмечать перед началом великого семинедельного поста, за семь недель до . Не зря говорят: «Пируй, пока Масленица, да о посте вспоминай без маслица». Первоначальное название праздника – Мясопуст. По православному обычаю мясная пища в эти семь дней была под запретом, и разрешалось употреблять только молочные продукты. Называли этот праздник и Сырной неделей.

Главным атрибутом праздника весны стали блины, которые издавна считали символом солнца. На Масленицу полагалось съесть не меньше 10 блинов, то есть полтора-два локтя. Так в старину измеряли их количество. Ходило поверье, что людей, не встречающих с весельем Масленицу – ждет беда, поэтому все от души веселились, смеялись над шутами, плясали, пели, катались с гор…

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Вначале Масленой недели шла особая подготовка к празднику: строили горки, украшали избы, готовили дрова для костров.

С четверга по воскресенье деревенская молодежь распевала колядки, ходила по дворам с бубнами, рожками, балалайками, заходили в дома угоститься блинами и горячим чаем. В городах шли шумные праздничные гулянья: театральные представления, игры со скоморохами, потешные выступления артистов с медведями.

Масленица длится семь дней, и у каждого дня есть свое название. Древние родичи Масленицы родом из дохристианских божеств. Ее считали племянницей Семика и дочерью Сварога.


Люди закликали Масленицу:

«Звал, зазывал честный Семик широкую Масленицу. Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка ты моя, перепелочка! Приезжай ко мне на тесовый двор душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».

Молодые парни плели куклу из соломы, наряжали ее и выносили на улицу с криками: «Да вот и она! Масленица приехала!». Девушки встречали Масленицу песней:

«Ой, Масленица во двор въезжает.
Широкая, во двор въезжает!
А мы, девушки, ее встречаем.
А мы, красные, ее встречаем!
Ой, да Масленица, погостюй недельку.
Широкая, погостюй недельку…»

Детвора бежала промышлять по дворам, просить гостинцев: «Подай на масленицу, на пост от редьки хвост!» Выносили ей ненужные вещи, которые попадались под руку. К вечеру за околицей горел высоченный костер из всякого тряпья. Становилось жарко. Люди водили хороводы, плясали и приговаривали: «Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»

Второй день Масленицы — «заигрыши».

Накануне праздника в больших селах и городах строили качели, балаганы для скоморохов, горки. Ледяные горки ставили «шабашники» — пришлые мастера. И стар и млад, все наслаждались катанием с горки. Особенно важно было скатиться с горы молодоженам, скрепившим свои отношения узами брака неделю или две недели назад. Существовала примета, связанная с катанием с горы: чем дальше скатишься, тем больше вырастишь лен. На горке молодые люди присматривались и выбирали себе невест.

Вот как представил московскую масляничную горку в своем романе «Лето Господне» русский писатель И. С. Шмелев:

« Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухают с рычанием высокие «дилижаны» (шестиместные санки с водителем) с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Василь Василич распоряжается, хрипло кричит с верхушки… Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билетики, на которых написано: «С обоих концов по разу». Народ длинным хвостом у кассы.

…По накатанному лотку втаскивают веревками вернувшиеся с другой горы сани с бархатными скамейками – «дилижаны». Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате.

— Не изувечили никого, Бог миловал? – спрашивает отец высокого катальщика.

Жарковато бывало на масленичной горке. Санки предлагались гостям самые разные, «чунки» — со стульчиком, «трубли» — с рублем, «американки» известные легкостью и проворством».

Владимирские горки выходили легкими, ажурными, с лестницей и изящной беседкой наверху. Стояли такие высоченные горки на реках и озерах, привлекая детей и взрослых своей сказочной красотой.

В селах строились огромные ледяные горки, с которых катались на ледянке (расплющенная корзина с заледеневшим дном), дровнях, дощечках, салазках, шкуре, рогоже, деревянном корыте, перевернутой скамейке…

Во второй день девицы гадали. Девушка брала из дома один из первых блинов, выходила на улицу и угощала им первого встретившегося ей парня. Верили в то, что его имя обязательно совпадет с именем суженого.

Третий день праздничной недели – «лакомка».

Этот день назван в честь зятя. Теща должна была пожалеть и приголубить зятя. Про зятюшкину долю есть жалостливая песенка:

«По новой по роще
Поехал зять к теще
На жену просити.
Теща его встретила:
«Здорово, мой зятик!
Здорово, касатик!»
«Сударыня теща!
Не дюже здоров я:
Жена дома била».
-За что тебя, зятик?
За что, мой касатик?»
«Сударыня теща!
Я сам глупо сделал:
Залез в погребочек,
Поел всю сметанку,
Ни много, ни мало –
Двенадцать горшочков».
«Моя дочка дура.
Чего мало дула!»-
«Прощай, моя теща,
Прости, расканалья!»-
«Прощай, мой зятик,
Прости, мой сметанник!».

В обычные дни у тещи с зятем бывает всякое: и поругает теща, и выскажет все, что думает. А в лакомое время зять на особом счету.

Умные тещи брали дело в свои руки – пекли блины: овсяные и гречневые, пшеничные и ячневые или из кислого теста. Зятья по-доброму шутили: «Сухой блин рот дерет!». Именно с обычая приглашать зятьев на блины и появилось выражение «к теще на блины».

Теща подавала блины с икрой, творогом, луком и яйцами. Пыхтели самовары, рекой тек мед и сбитень. Гости веселились, объедались, приговаривая: «Блин – не клин, брюха не расколет. Где блины, тут и мы… Тот же блин, да подмазан…»

По обычаю на стол ставили больше ста разных блюд и закусок. Говорили: «В праздник и воробью пиво». Все заслуживали царского угощения. Богатый барин или купец обязательно угощал в этот день прислугу: «Знай, мол, наших!»

Четвертый день – «перелом», «разгуляй», «широкий четверг».

Это самый пик праздничного веселья. Впереди и позади три дня веселья. Как говорится: «Кто не поет, тот свищет; кто не пляшет, тот прищелкивает». Люди наряжались в костюмы, и несли чучело Масленицы на гору.

В широкий четверг на Руси был славный обычай — «выходить на кулачки». Этому обычаю не одна тысяча лет. Кулачные бои проводились по строгим правилам: нельзя было прятать в рукавицу камень или кусок железа, нападать на одного вдвоем, бить лежачего, бить ниже пояса и по затылку… Одним словом, русскому богатырю следовало не терять честь. Сходились бойцы на реке и бились «стенка на стенку» или «сам на сам». Самым сильным было достаточно нанести по одному удару, чтобы выяснить «чья взяла».

О кулачьих поединках писал М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

«Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться…» (1837 г.)

Бились между собой жители противоположных концов одной деревни, жители разных деревень. В кулачном бою молодые мужчины показывали свою удаль. К бою готовились заранее: парились в бане, ели мясо и хлеб, нарушали предпостный запрет, чтобы набраться силы и победить.

День пятый назывался «тещиными вечерками».

В тещины вечерки зятья угощали тещ: «Как ни сладки тещины блинки, теперь тещ угощают зятьки». Согласно обычаю зять с вечера любезно приглашал тещу к себе в дом: «Пожалуйте, уважаемая теща, к нам за стол со всей своей родней…» В ответ теща присылала зятю все необходимые продукты для приготовления блинов. Зять пек блины и угощал ими свою тещу.

Шестой день – «золовкины посиделки» или «проводы».

Сестер у мужа могло быть много, и невестка приглашала золовок и всю родню мужа к себе.

Незамужние золовки шли на посиделки к своим подружкам.

Те, кто не пошел в гости в субботний день, бежали на взятие снежного городка. Строили снежный городок в виде ледяной крепости с воротами. Крепость охраняла стража, а пешие и конные шли в атаку, ломая ворота и стены. Осаждённые защитники оборонялись снежками, мётлами и нагайками.

После взятия городка воеводу купали в проруби, а всем героям крепости раздавалось угощение.

Последний день недели — «прощеное воскресенье».

В прощеный день на Руси все друг у друга просили прощения: «Прости меня, грешного, на Великий пост!» Им отвечали: «Бог простит, и я прощаю». Таким способом перед Великим постом все старались очиститься от грехов или попросить прощения на всякий случай.

В последний день недели Масленицу ставили на сани, а рядом с нею сажали красивую девицу. В эту повозку запрягались молодые парни и везли обеих красавиц по всем улицам. За околицей Масленицу поджигали. У костра водили хороводы и веселились. Соломенное чучело называли Мареной. В древнеславянских поверьях Марена была богиней плодородия и богиней царства мертвых. Сжигая Марену, провожали зиму вместе с трудностями, холодами, голодом, которые она приносила, и приветствовали приход весны, спускавшейся на землю из Сварги (небесного царства богов). Так люди старались приблизить наступление тепла.

В огонь бросали блины и кричали: «Гори блин, гори Масленица», «Полно, зимушка, зимовать - весна идет!»

Сгоревший символ зимы поминали блинами и песнями, чтобы сила Масленицы не пропала даром, а возродилась в злаках:

«Наша Масленица дорогая,
Дорогая, лели, дорогая.
Немножечко постояла.
Постояла, лели, постояла.
Мы думали семь неделек,
Семь неделек, лели, семь неделек.
А Масленица – семь денечков,
Семь денечков, лели, семь денечков.
Ты нас, Масленица, подманула,
Подманула, лели, подманула.
На Великий пост посадила,
Посадила, лели, посадила.
Горьку редчинку подложила,
Подложила, лели, подложила.
А тая горька редчинка горче хрену,
Горче хрену, лели, горче хрену».

Незаметно пробегает шумная масленичная неделя и в чистый понедельник начинается первый день поста. Отсюда и пошла поговорка: «Не все коту масленица, будет и Великий пост».


Традиции празднования Масленицы уходят корнями в дохристианские времена, язычество. В этом празднике смешались языческие (сожжение чучела, игры со скоморохами…) и христианские обряды (прощение грехов накануне поста). Народ был суеверным, но мудрым, словоохотливым, задорным.

Многие традиции празднования Масленицы передавались из поколения в поколение, но, к сожалению, сегодня ими мало кто интересуется. Они уходят из жизни. Есть о старине интересная притча: «Растет в поле старый дуб. Его макушка уже давно поднялась высоко-высоко над корнями, но он никогда не забывает о них, так как они дают ему все жизненные соки и силы. Дереву тысячу лет и будет оно стоять до тех пор, пока ему не подрубят корни». Нельзя проявлять недальновидность и не знать о том, как жили наши предки.

В каждой семье должно воспитываться уважение к русским праздникам, обычаям, поверьям, народным песням, поговоркам. Именно в них корни нравственности.

До новых встреч!

С давних ведических времен к нам пришел праздник Масленица, наши предки славяне почитали этот праздник, они поклонялись великому Солнцу, вот почему множество масленичных обрядов связанны именно с ним.

Масленицу традиционно отмечали перед началом большого поста, за 40 дней до Пасхи, это веселый, шумный, радостный праздник, преподает он в основном на конец февраля или начало марта, замечательное время для проводов зимы.

Раньше этот праздник отмечался 20 марта, в день, когда ночь приравнивалась ко дню, и после этого световой день становился длиннее, этот день символизировал победу светлых сил над тьмой.

Масленицу отмечали на протяжении семи дней до дня равноденствия (20 марта) и семь дней после него, пока не распространилось христианство на славянской территории. В период празднования Масленицы пробуждается природа, Солнце набирает силу и становится Ярилом, организм людей изменяет свой гормональный фон, настраивается на активность весны. Христианская церковь не стала вступать в спор с обычаями русского народа и оставила празднования Масленицы, хотя и сократила время гуляний до одной недели, и пришлось любимый праздник перенести, что бы он ни совпадал с Великим Постом (Рождество же решили отмечать во время зимнего солнцестояния).

20 марта солнце достигает нулевых координат по времени и градусам эта точка называется весенним равноденствием. По зодиакальному кругу эта точка расположилась в созвездии Рыбы. Солнце поднимается идеально на восходе, а садится на западе в день весеннего равноденствия. В течение этих суток Солнце движется строго по горизонту (при помощи преломления, которое способствует, тому что Солнце поднимается над горизонтом, и оно передвигается на полградуса выше горизонта). Когда Солнце пересекает точку небесной сферы, как говорится в науке, на северном полушарии планеты наступает астрономическая весна, соответственно на южном полушарии будет осень. В этот день принято считать, что день равняется ночи, конечно же, это условно, то есть чисто математически. Но если разобраться в этом более подробно, то все-таки, день чуточку длиннее ночи, и все это благодаря атмосферной рефракции, которая способствует тому, что все светила приподняты над горизонтом. С каждым днем после весеннего равноденствия Солнце будет, поднимется над горизонтом, аж, до летнего солнцестояния, оно пройдет частично зодиакальный круг.

Иран, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан, Узбекистан – все эти страны привязывают свой Новый год именно к весеннему равноденствию. В такой день также происходит разделение поровну света и тьмы. Раньше когда у людей не было календарей, они приспособились предсказывать весну по расположению солнца. Старые люди считали, что именно после этого праздника природа начинает свое обновление: первые весенние дожди с громом, появляются молодые листочки на деревьях, пробивается зеленая трава.

Отмечая Масленицу люди, хотят показать Ярилу, как они хотят жить – радостно, прекрасно, в достатке и изобилии. Что бы получить большой урожай земледельцу нужно, чтоб светило солнце. Для этого они в этот праздник пекли круглые блины, как символ солнца, накрывали столы всевозможными вкусностями и катались на лошадях по кругу – все это делалось для того, чтобы задобрить Солнце.

Русичи говорили: как отметишь год, так и проживешь его. Поэтому и старались в этот день накрыть щедрый стол и веселиться от души. А Масленицу за это прозвали «правдивой», «размашистой», а иногда и «растратчицей».

Праздновали масленицу, целую неделю и каждому дню дали свое назначение и название. Целью Масленицы было не только призвать милость Солнца, но, а так же выбрать жениха или невесту и посвататься, а когда закончиться Великий пост, можно приниматься играть свадьбы, как раз к Красной горке.

Понедельник

С понедельника начинается масляная неделя, этот день назвали встречей . Люди собираются для обсуждения, как провести гуляния в масленичную неделю и кого позвать в гости. А в это время на центральных площадях начинается подготовка к празднованию: ставятся столы для угощений, возводятся балаганы для шутов, строятся снежные скульптуры. Так же в понедельник изготавливают чучело Масленицы. Вечером начинаются катания на санках и тройках лошадей, в этот день обязательное угощения - блины, у каждой хозяйки есть множество рецептов, с помощью которых она удивляет своих гостей. В состоятельные хозяйки блины подавали с красной икрой, красной рыбой, а вот там где жили бедней - блины ели со сметаной, медом или маслом. Каждый вкладывал в свои угощения душу. Первым блином угощали нищих, чтобы они припомнили умерших.

Вторник

Вторник – это второй день и назвали его заигрыш . В этот день принято веселиться, развлекаться, кататься с гор на санях, строить снежные и ледяные крепости, слушать частушки скоморохов. Люди ходили в гости угощались блинами, а затем шли веселиться на горку. Здесь та и происходило знакомство парней с девушками, одни находили друзей, а кто то и спутников жизни.

Среда

Среде дали название лакомка . В этот день теща приглашала зятя к себе на блины (так же и будущего зятя, который уже получил разрешение от родителей на брак), готовить она их должна была обязательно сама, что бы угодить и побаловать мужа дочери и показать свое доброе расположение к нему. Угощали зятя блинами и варениками с разной начинкой. Когда зять принимался за угощения, теща не спускала с него глаз. Она гадала, какой же характер у зятя, если ему по душе были вареники и блины с соленой начинкой, значит у него сложный характер, ну, а если со сладкой, то дочери повезло, будет ее баловать и угождать во всем. Девушки и женщины разъезжали вечером на санях, радовались и пели забавные частушки.

Четверг

В четверг прекращались все домашняя работа, и начиналась Широкая Масленица, этот день назвали – разгуляй . Отдыхали все, в том числе и женщины! Люди развлекались, они катались на тройках, захватывал снежные замки, соревновались, кто сильней, разжигали костры и прыгали через них. Парни хвастались перед девушками своей силой. Маленькие детки ходили разряженные по домам, а хозяюшки старались приготовить им лакомства. Ребятишки пили чай, а взрослые – перевар, это напиток, сваренный из меда и пива. В настоящее время ученые доказали, что мед при температуре белее 60 градусов становится канцерогеном (может спровоцировать развитие раковых клеток), так что о полезности этого напитка судить вам. Тайный смысл этого дня и широкой масленицы, чтобы скинуть накопившуюся негативную энергию за зиму и наладить добрые отношения с людьми.

Пятница

Необычный день пятница – называется тещины вечерки. Вечером в четверг зять приходил к теще в дом низко кланялся и приглашал ее к себе домой в гости. А утром в пятницу уже приходили молодые люди – «зватые», которых посылал зять, чтоб пригласить тещу, и чем больше было этих людей, тем сильнее зять высказывал, свое уважение, и почтение, а так же любовь к жене. В этот день молодожены, одевшись нарядно, ехали навестить всех тех, кто присутствовали у них на свадьбе, а вечером под шутки и песни скатывались с горы на санях. Была еще одна интересная традиция: зять должен был прокатить свою сытую и довольную тещу на санях. Мужчины, которые хотели угадить тещи ехали по ровной дороге с ветерком, а те кто не боялся вступить с тещей в спор и высказать свое мнение, ехали по неровной дороге с холмами и ухабами. Стоит заметить, что на такой поступок зятья шли редко, ведь главное в семье мир и понимание.

Суббота

Масленица объединяет всю семью, так в этот день звали в гости золовку – сестру мужа. Поэтому субботе дали название золовкины посиделки . На столе особых угощений не было готовились только блины и пироги, зато все веселились от души. В дом к невестке приходили сестры мужа, она подготавливала им разнообразные презенты. Это были своеобразные смотрины молодой женщины.

Воскресенье

Заканчивалась масленая неделя Прощенным Воскресеньем. В этот день принято было обойти всех родных и близких людей и попросить у них прощение, причем прощение просили, даже если просить было не за что, даря самым близким подарки.

В этот день так же ходили на кладбище, чтобы отнести умершим блины и помянуть их. Вернувшись, домой все усаживались за большой стол, но главным блюдом уже были не блины, а вареники с творогом. Существовало поверье, что творог из самого последнего вареника имеет волшебные свойства, тот, кто сможет сохранить вареник до Пасхи, сможет видеть разную нечисть.

На площадях городов и сел люди, прощались с зимой, сжигая чучело Масленицы. Предки наши говорили, что этот огонь имеет магические свойства. В горящий огонь от сжигания чучела люди бросали старые вещи, таким образом, хотели избавиться от накопившейся за зиму негативной энергетики. Это огонь очищал душу человека от горестей и неприятностей. Остатки пепла, после сжигания чучела, развивали по полям, это предполагало хороший урожай.