Домой / Лицо / Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста. Как обучить ребенка рукоделию Учимся вязать крючком для детей

Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста. Как обучить ребенка рукоделию Учимся вязать крючком для детей

Многие мамы увлекаются рукоделием, мастерят для своих маленьких модниц эксклюзивные наряды ручной работы. Конечно же, девочки хотят полностью соответствовать и подражают в этом своей маме или бабушке. Тяга к вязанию и другим видам рукоделия иногда просыпается достаточно рано.

Когда взрослые сидят за вязанием, девочки часто обращаются с просьбой научить их этому делу. Но как маленькому ребенку объяснить основные правила вязания, показать узоры, которые можно связать спицами, или орнаменты крючком?

Безопасные принадлежности

Безопасность — главное в процессе обучения

Современная промышленность выпускает множество принадлежностей для рукоделия, которые являются относительно безопасными при использовании детьми.

Выбирайте крючки и спицы с защитными наконечниками или тупыми сторонами. Объясните юной рукодельнице, что для ребенка в любом случае представляет опасность занятие такого характера. Будьте предельно внимательны и не оставляйте без присмотра с острыми предметами.

Способы обучения

Освоить вязание спицами достаточно просто. Начните с элементарных вещей. Смастерите кукле шарф или подушку для любимого мишки.

Множество мастер-классов, доступных в Сети, придутся как нельзя кстати. Научите правильно держать спицы, удобно располагать нитки на пальцах, не торопите ребенка и не сердитесь, если не сразу получается. Инициатива, проявленная в обучении, не должна зачахнуть из-за сложностей освоения.

Вязать простые вещи самостоятельно девочка сможет спустя несколько занятий.

Как вязать крючком - 1 урок

1 Урок. Подробное вязание крючком для начинающих.

Носочки крючком для новорожденных | Как связать носочки крючком

Как вязать носки крючком? Мастер класс How to croсhet soсks

Варианты изделий, связанных крючком, поражают своим разнообразием и ажуром. Но не стоит начинать со сложных схем. Научите, как нужно держать крючок, как набирать петли, постепенно усложняйте задачу. Не заставляйте ребенка доделывать то, что ему пришлось не по душе.

Что может ребенок связать сам

Раз уж проявился интерес к такому кропотливому занятию, то вязать лучше полезные и нужные для ребенка вещи. Например, это могут быть:

  • Одежда для кукол;
  • Фенечки;
  • Шарфы;
  • Игрушки (мини-игрушки, связанные крючком, станут уникальными предметами гордости любой маленькой рукодельницы);
  • Цветочки и прочие предметы декора.

Всегда помогайте и объясняйте, если у ребенка возник вопрос, как правильно связать тот или иной элемент. Возможно, на ваших глазах растет будущий знаменитый модельер.

Татьяна Литвинова

У каждого человека есть своё увлечение. Я люблю вязать . Работая в детском саду, я поняла, что вязание – это очень востребованный вид деятельности. Начала я с того, что вязала куколкам наряды , салфеточки, покрывала. Потом пришла в голову идея создать магазин, в котором все товары вязанные . Позже появился вязанный кукольный театр , вязаные картины и многое другое. «А почему бы не научить этому увлекательному занятию детей?» - однажды подумала я. Ведь вязание не только доступно для старших дошкольников , но и очень полезно. Развивается мелкая моторика руки, а это находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Также развивается эстетическое восприятие, формируется потребность творчески проводить свободное время и многое другое.

Обучение дошкольников вязанию я организовала в форме занятий кружка. Путем проб и ошибок поняла, что освоить вязание крючком детям легче , чем спицами. Предпочтительно работать с шерстяной пряжей средней толщины.

Первые занятия я посвятила знакомству с материалами и технике безопасности. Основной задачей первого этапа обучения является формирование у детей интереса и желания научится вязать . В этом вся сложность! Ребенку необходимо научится держать крючок , набирать петли, провязывать столбики. Это работа не одной недели. Пока появится первый результат, интереса уже нет. И увлекательное занятие может легко превратится в утомительный труд. Поэтому уже самые первые шаги решено было обыгрывать. Например, дети создавали пушистое солнышко, а на самом деле учились правильно держать крючок .

Когда пришло время учить детей выполнять первые петельки, то стало ясно, что это отличный материал для создания декоративных панно, ведь повторюсь, детям так важно сразу видеть результат своего труда! Вот примеры интегрированных занятий (вязание и аппликация ) . Сначала дети вырезают ствол и ветви дерева, наклеивают их на основу, а потом украшают его осенними листочками из разноцветных вязанных первых петелек .

Или вот такой замечательный подсолнух, спрятавшийся за забором.

Для колючего ежа не достаточно нескольких петелек. Чтобы создать такого Колюнчика нужно иметь достаточное мастерство. Ребенок уже овладел техникой создания первой петельки, можно двигаться дальше!


Следующий этап, ребенка нужно научить вязать цепочки из воздушных петель и использовать их в аппликационных работах. Например, гитара, подарок папе на 23 февраля. Струны – это длинные вязаные цепочки , приклеенные на клей ПВА.


В этой же технике можно сделать улитку.


Вязаные цепочки можно совмещать не только с аппликацией. Можно организовать дидактические игры «Выложи букву» , «Сложи из цепочки цифру» , «Не цепочка, а геометрическая фигура» и многое другое.

Вязаные цепочки можно использовать для изготовления браслетов и бус для сюжетных игр и подарка маме на 8 марта. Достаточно только добавить несколько бусин и украшение готово.


Научив детей набирать воздушные петли и замыкать их в кольцо, можно предложить детям освоить следующий этап – вязание по кругу столбиками без накида. Обвязав небольшое колечко , получаются милые кружочки, из которых дети с удовольствием создают свои маленькие шедевры! Например, корзина с цветами.

Или яблоня со спелыми яблочками, некоторые из которых уже упали на мягкую травку (первые петли) .

Никого не оставят равнодушным ветка красной и чёрной смородины.

В заключении хочется отметить, что уделяя должное внимание развитию мелкой моторики, я решаю сразу несколько задач : косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовлю к овладению навыками письма, развиваю эстетическое восприятие окружающей действительности.


Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.

Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года - в старшей и подготовительной группах.

Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.

От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.

В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяются три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ. Обязательно в уголке наличие фотографий, рисунков игрушек, выкроек, схем вязания, дидактических игр, знакомящих со свойствами пряжи, цветовым колоритом, составлением панно, конструированием игрушек и т.д.

Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.

На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.

При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов процесс обучения дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.

– интересное и полезное занятие, оно помогает дополнить наш быт полезными, удобными и просто красивыми вещами. К тому же занятие рукоделием способно самым приятным образом заполнить досуг. Обучить ребенка рукоделию, приучить делать вещи своими руками – цель очень хорошая. Но не всегда задача обучения ребенка рукоделию является легко выполнимой.

Взять, к примеру, вязание. Для того, чтобы научить ребенка вязать (а делать это можно уже с 6 лет) необходимо вначале пробудить у него интерес к этому занятию. Хорошо, если мама вяжет сама, она может показать ребенку связанные ей вещи для членов семьи. Ребенок видит, что это красиво, тепло, удобно. К тому же, девочке так хочется подражать маме, уметь делать то, что делает она. Впрочем, мальчикам также не чуждо увлечение вязанием. И в этом нет ничего предосудительного. Еще триста лет назад вязание чулок было мужским занятием. Кстати, ребенку также неплохо рассказать об истоках данного рукоделия, интересных исторических фактах, делая, разумеется, поправку на возраст ребенка.

Сам процесс обучения необходимо начать со знакомства с . Это могут быть и спицы, и крючок. Для начала необходимо остановиться на одном из видов вязания. Проще и нагляднее обучение вязанию начать со спиц. Подберите пару спиц не особенно тонких, но и не слишком толстых (например, № 3). Для обучения азам вязания лучше взять гладкую шерстяную, хорошо скрученную в одну нить . Показывайте и одновременно объясняйте ребенку, как производится набор петель. Придется проявить терпение.

Когда ребенок научится самостоятельно набирать петли, переходите к следующему этапу обучения — вязание . Покажите и объясните ребенку, как вывязывается лицевая петелька. Затем добейтесь, чтобы ребенок освоил технику платочной вязки. Когда этот этап будет пройден, можно приступать к объяснению вывязывания изнаночных петель. Следующая на очереди — техника чулочной вязки, простой резинки.

Когда ребенок будет свободно владеть этими техниками, можно пробовать вязать простые вещицы: платочек кукле, шарфик для себя и т.д. Закончить первую вещь ребенка можно самой, попутно объясняя технику спуска (лучше методом провязывания двух петель одной, а не мудреным протаскиванием последующей петли в предыдущую). Отработать технику спуска петель можно на вязании косынки для той же куклы.

Освоив основные приемы вязания, можно приступить к вязанию вещей, предполагающих вывязывание деталей: спинка, полочки, рукава. Оденьте кукол с ног до головы. Можно продолжить освоение узоров, начиная с простых, вроде косички. После того, как ребенок научится виртуозно владеть двумя спицами, можно приступать к обучению вязанию на четырех спицах. И довольно скоро ваш ребенок сумеет связать свои первые носочки и варежки. Если же мама сама вязать не умеет, но хочет, чтобы ребенок научился этому замечательному рукоделию, можно найти кружок в учреждении дополнительного образования детей и записать ребенка туда. Возможно обучение и в частном порядке.

КГКП ясли-сад №15 «Бобек» Центр эстетического развития

Методическое пособие:

«Обучение вязанию крючком

детей старшего дошкольного возраста»

г.Экибастуз


Пояснительная записка

Вязание крючком – это старинный вид рукоделия, несложный и очень увлекательный. Вязание - это творчество и отдых. Красиво связанное изделие всегда приносит радость тому, кто его выполнил, и тому, для кого это изделие связано. Главное в рукоделии – это терпение, аккуратность и любовь к труду.

Обучение этому способу вязания обычно не вызывает затруднения у детей 5-7 лет. Вязание развивает мускулатуру пальцев, делает более динамичными кисти рук и пальцы. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры, состоящие из определенного количества петель цепочки, простых столбиков и столбиков с накидом. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

Чтобы научиться хорошо вязать крючком, необходимо поупражняться в вывязывании цепочки, имеющей одинаковые по форме воздушные петли.

К выразительным средствам вязания как вида искусства относятся эстетические свойства материала, цвет, гармония, ритм, композиция, симметрия линий и цветовых пятен узора.

Художественно - познавательный компонент этого вида рукоделия способствует постижению детьми художественной стороны искусства вязания и зарождению у них интереса к данному виду рукоделия. В результате освоения содержательного и художественного компонентов вязания дошкольники осознают ценности данного вида искусства: каждая связанная вручную вещь уникальна. Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным людям, приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. Обучение данному виду искусства помогает ребенку проявить самостоятельность в выборе средств выразительности, приобрести опыт индивидуальной творческой деятельности, самоконтроля, самоанализа и самооценки качества готовых поделок.

Технический компонент данного вида рукоделия предоставляет детям возможность освоить технику вязания простых изделий цепочкой из воздушных петель, столбиками без накида, столбиками с накидом, вязания по кругу. Дети учатся понимать схематичное изображение узора. Приобретя ручную умелость, они могут самостоятельно выбирать тему изделия, цвет, способы, технику выполнения и, следовательно, повышать уровень творчества в рамках художественной деятельности. Дошкольники учатся самостоятельно или под руководством педагога проектировать совместную деятельность по созданию вязаных изделий, выстраивать партнерские взаимоотношения, развивают социокультурный творческий опыт. Это способствует расширению кругозора, формированию у детей эстетического и художественного вкуса. В процессе изготовления вязаных поделок, развивается мелкая моторика. Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки к обучению в школе.

Цель: Формирование ручной умелости в процессе освоения приемов

вязания крючком

Задачи:

    Учить детей ручному вязанию с помощью крючка.

    Создать интерес к данному виду рукоделия.

    Учить понимать значимость рукоделия как вида искусства.

    Учить

    Учить самоанализу и самооценке качества готовых изделий.

    Учить работать сосредоточенно, тщательно выполнять начатое дело.

    Формировать уважительное отношение к труду через знакомство с пословицами.

Учебный план:

Группа

Количество часов в неделю

Всего учебных часов

Длительность занятия

Старшая группа

Подготовительная группа

Занятия кружка проводятся во вторую половину дня

Количество детей: 10-12

В течение учебного года дети могут начать посещать кружок с любого месяца. Поэтому, обучение вновь прибывшего ребенка начнется с первой темы.

Примерная структура занятия:

в старшей группе

Технические навыки:

    Правильно держать крючок.

    Делать первую петлю

    Вязать воздушные петли

    Вязать столбик без накида

    Вязать столбик с накидом.

    Вязать по прямой

    Вязать по кругу.

Вязание поделок:

    Панно «Цыпленок и утенок»

    Шарф для куклы

    Шапочка для куклы

    Заколка для волос

    Панно «Цыпленок с воздушными шарами»

    Божья коровка

    Панно «Лето» (бабочки, цветы, облака)

    Понимать смысл пословиц

    Называть пословицы о труде

Обязательный уровень

    Уметь делать первую петлю

    Вязать воздушные петли

    Вязать столбик без накида

    Вязать столбик с накидом.

    Вязать по прямой

    Вязать по кругу

    Понимать схему узора

    Знать 3-4 пословицы о труде.

Возможный уровень

    Проявлять самостоятельность в выборе средств выразительности.

    Знать 5-7 пословиц о труде

    Объяснять смысл пословиц

Базовое содержание образования

в подготовительной группе

Технические навыки:

    Правильно держать крючок.

    Делать первую петлю

    Вязать воздушные петли

    Вязать столбик без накида

    Вязать столбик с накидом.

    Вязать по прямой

    Вязать по кругу.

Вязание поделок:

    Панно «На лесной полянке»

  • Крошка-осьминожка

    Снежинка

    Прихватка

  • Чехол для телефона

    Шаль для куклы

  • Летняя кофточка для куклы

    Юбочка для куклы.

Знакомство с пословицами о труде

    Знакомить с пословицами о труде

    Понимать смысл пословиц

    Называть пословицы о труде

Обязательный уровень

    Уметь правильно держать крючок.

    Уметь делать первую петлю

    Вязать воздушные петли

    Вязать столбик без накида

    Вязать столбик с накидом.

    Вязать по прямой

    Вязать по кругу.

    Вязать узор по схеме

    Знать 5-7 пословиц о труде.

Возможный уровень

    Проявлять самостоятельность в выборе средств выразительности.

    Самостоятельно выбирать тему работы

    Проявлять творчество в изготовлении поделок

    Давать самооценку качеству готовых изделий.

    Знать 8-10 пословиц о труде

    Объяснять смысл пословиц

Заключение.

Как показывает опыт, дети с большим желанием, заинтересованностью и любовью занимаются в кружках, связанных с рукодельным искусством. При правильной организации кружковой работы дети проявляют не только старательность, тщательность, аккуратность в работе, но и много выдумки, фантазии, творчества, активности. Все это, в свою очередь, важно не только в трудовой практической подготовке детей, но ценно в воспитательном отношении. Не все дети, занимающиеся в детстве вязанием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что уже в дошкольном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с различными материалами и инструментами. Удачная детская поделка, которая может быть использована в игре или любой другой деятельности, является одновременно хорошим стимулом для дальнейшего развития творчества. Ребенок, сделавший игрушку, которой он может играть вместе со своими сверстниками, или выполнивший предмет, который используется как украшение или подарок другому человеку, будет преисполнен чувством гордости, зная, что его работа нужна. Игрушка, которую ребенок сделал сам, имеет большую воспитательную ценность. В этом ее можно сравнить с игрушками-конструкторами. Обычные покупные игрушки имеют готовую законченную форму, что ограничивает возможности обращения с ними. Если ребенок способен сделать для себя игрушку, значит, он постоянно развивается, значит, он никогда не будет чувствовать скуки.

Образование первой петли.

Косичка из воздушных петель.

Введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нем образовалась петля, а под ним – перехлест нити (рис.2,а). Немного растяни петлю и прижми перехлест большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю (рис.2,б). протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель (рис.2,в) задуманной длины.

Шарф для куклы

Схема :

I I I I I I I I I 0 3

2 0 I I I I I I I I I

I I I I I I I I I I 1

Шапочка для куклы


Набрать цепочку воздушных петель длиной 20-25 см. Соединить в кольцо. Вязать по кругу.

1ряд: столбики без накида

2ряд: *3 воздушные петли, столбик без накида в третью петлю

предыдущего ряда*

3 ряд: *3 воздушные петли, столбик без накида под цепочку воздушных

петель предыдущего ряда*

4ряд: повторять с 3 ряда

Божья коровка

Туловище божьей коровки состоит из двух кругов красного цвета, связанных столбиками без накида. Последний ряд обвязать черными нитками, связать голову и усики. Сложить круги вместе и обвязать их нитками черного цвета. Наполнить туловище ватой. Затем связать пятнышки на спинку и полоску.