Домой / Лицо / Особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников

Особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников

светлана козлова
Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

Цель : Развитие сенсорного восприятия , общей и мелкой моторики рук. Развитие речи .

Задачи :

- развивать общую координацию движений;

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев;

- развивать тактильные ощущения ;

Знакомить с названиями цветов;

Учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;

Формировать зрительно-двигательную координацию;

- развивать зрительную ориентировку на форму предмета;

Формировать практические способы ориентировки (метод проб) ;

- развивать зрительное восприятие;

Формирование контроля за мышечными ощущениями;

Выработка умения выкладывать по образцу;

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка;

- развитие внимания ;

Вызывать интерес к своим действиям;

Создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей .

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, размере, цвете. Положение в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов : наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук . Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства . Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему).

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» . Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи , творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Доклад презентации сенсомоторной комнаты

Слайд № 1 – Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста .

Слайд № 2 – Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка , совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей , то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Слайд № 3 – Сенсомоторный центр предназначен :

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;

развития мелкой моторики , стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей ;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .

Слайд № 4 – В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи… ., но

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей , самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, используя современное оборудование.

Слайд № 5 – Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов ; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развития также является эмоциональный фон деятельности : ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.

Слайд № 6 – Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства . Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.

Слайд № 7 – Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные произношения, во вкусовом, обонятельном восприятии.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте .

Слайд № 8 – Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Мелкую моторику рук развивают :

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками ;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .

Слайд № 9 – Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие моторики рук , но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста ; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны , они используют их в качестве "единиц измерения" при оценке свойств вещей.

Слайд № 10 – Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Мною была организована консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования», я рекомендую родителям сделать в домашних условиях игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей . К созданию этих игр можно привлечь и детей . Предложить им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры, для этого надо их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке рассказать об особенностях каждой геометрической фигуры, предложить ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.

Родители прислушались к нашим советам и появились положительные результаты.

Слайд № 11 – Главное в нашем саду – это развитие , обучение и оздоровление детей в условиях психологического комфорта. Занятия с использованием современного сенсорного оборудования и коррекционно-развивающих игр , размещённых в сенсомоторной комнате , способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, коррегируют его психические процессы.

«Цветик – семицветик» и пуф «Рубика» отличное решение для игровой – развивающей деятельности , с помощью которых можно проводить массу интересных и развивающих занятий , игр и упражнений, направленных на тренировку памяти, тактильных ощущений, закрепление цвета, формы.

Слайд № 12 – Разноцветный ленточный «душ» на каркасном зеркальном основании – развивает зрение , внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику. За ленточками можно спрятаться. А можно изучать их различные цвета, порядок.

Слайд № 13 – Двусторонняя тактильная панель состоит из двух тактильно-развивающих панелей : 1 – тактильной – декоративные тактильные элементы

2 – акустической – тактильные элементы с музыкальными инструментами.

Слайд № 14 – «Сенсорная дорожка » состоит из 5-ти разноцветных «таблеток» с различными наполнителями и одной «таблеткой» «обманкой» . Она развивает тактильные ощущения ; формируют правильное строение стопы; массажирует ножки; развивает зрительную память ; закрепляют цвета, форму; развивает координацию движений.

Слайд № 15 – Световой стол для рисования песком – отличный тренажёр для детей , имеющих проблемы с речью, ритмом и голосом. Так же рисование песком успокоит нервы и снимет стресс.

Слайд № 16 – Мягкие модули «Домики» – предназначены для сюжетно-ролевых игр, для занятий, как наглядное геометрическое пособие : развивает и закрепляет цвета , форму, размер.

Слайд № 17 – Интерактивная панель «Волшебный свет» используется для рисования и создания текстов – развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность, тактильные ощущения, моторику, зрение, память.

Слайд № 18 – Ковёр «Звёздное небо» – идеален для людей с ослабленным зрением, так же способствует развитию тактильных ощущений , моторики, памяти, активизации творческих способностей и познавательной деятельности, благотворно влияет на ЦНС, способствует снятию стресса и напряжения, а мягкая и приятная на ощупь поверхность ковра так и манит походить по нему, утопая в неге блаженства или полежать, лениво считая звёзды.

«Бесконечность» . Если долго смотреть, то получится эффект бесконечного туннеля, благодаря которому расслабляется мыслительная деятельность, способствует снятию эмоционального напряжения.

Слайд № 19 – Фибероптический душ «Солнышко» – объёмное солнышко с ниспадающими ярко-жёлтого цвета лучиками снимает чувство тревожности и способствует добрым, тёплым намерениям, развивают тактильные ощущения .

Мягкий модуль со встроенным пучком фибероптических волокон в защитной оболочке – потрясающий тренажёр для развития тактильных ощущений , моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.

Слайд № 20 – Пузырьковая колонна отличный тренажёр для восстановления и профилактики зрения, развития зрительной памяти , цвета, величины.

Слайд № 21 – Уютно устроившись на «смайлике» и укрывшись мягким пледом можно задёрнуть шатёр, чтобы никто не смог побеспокоить. Спрятавшись от внешнего мира, так здорово наслаждаться спокойствием и умиротворённостью, ощущая полную беззаботность и блаженство. Уютный уголок поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса.

Слайд № 22 – Проектор «Релакс» позволит снять усталость глаз и общее напряжение, восстановить душевное и моральное равновесие, настроит на спокойный сон. Изображения можно смотреть как на стене, так и на потолке и полу.

Слайд № 23 – Сухой бассейн, находится в групповой комнате, что помогает нам в различных игровых ситуациях. Дети не замечают, что играя они познают цвет, форму и величину.

Слайд № 24 – Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие » . Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям. В 1 задании была поставлена игра «Найди цветок для бабочки» , целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой. Называть их – красный, желтый, синий, зеленый. Во 2 задании игра занимательная коробочка, цель – выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик) . В 3 задании дид. игра собери пирамидку, цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой-маленький) . По проведению этих трёх заданий было выявлено, что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей) . Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя современное оборудование и новый материал, и уже к середине года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста прослеживается положительная динамика :

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ .

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любознательны, активны, эмоциональны, общительны.

Слайд № 25 – Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Слайд № 26 – «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью , они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать» Росс Кэмпбел.

Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48-го месяца жизни, т. е. до 4-х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:

Колонка

А – Зрительное восприятие Колонка

Б – Мелкая моторика Колонка

В – Крупная моторика Колонка

Г – Речь Колонка

Д – Слуховое восприятие



Таблица сенсомоторного развития

Фамилия, имя................................................................................................

Город.....................................................................................................................

Адрес....................................................................................................................

.................................................................................................................................

Возраст.................................... Дата рождения..........................

Первое обследование............................................................................

Второе обследование.............................................................................

Третье обследование...............................................................................

Для заметок лечебного педагога

1. Предыстория (анамнез): ..................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

2. Причина представления:.................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

3. Наблюдения специалиста,

проводившего обследования

Контакты с другими лицами: ..............................................................

.................................................................................................................................

Поведение в игре: ......................................................................................

.................................................................................................................................

Особые замечания:...................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

4. Диагноз: .......................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

5. Предложенная терапия: ..................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................


Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б-Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.

В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.

Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.

Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1-го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко-красного цвета?»

Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.

Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.

Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».

Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.

Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»

Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.

Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.

Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.

В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.

Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.

Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.

Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.

Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.


| |

Первый год жизни ребенка − один из самых насыщенных. Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать сенсомоторные навыки при помощи упражнений в первом полугодии жизни и дополнить их первыми играми с момента освоения навыка удержания туловища в положении сидя.

  1. Посмотри на игрушку
  • Когда начинать: с первой недели жизни.
  • Необходимые предметы: яркие погремушки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Взрослый располагает игрушку на расстоянии 70 см от глаз ребенка. Когда малыш сконцентрирует свое внимание на предмете, необходимо медленно передвигать погремушку влево и вправо на 5-7 см. После усвоения навыка перемещения взгляда за предметом нужно усложнить упражнение, передвигая предложенный объект в разные стороны, ближе и дальше от крохи.

  1. Слушай и хватай
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Необходимые предметы: погремушка-гирлянда для кроватки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 5-8 минут.

В кроватке прикрепляется гирлянда на расстоянии вытянутой руки крохи. Привлеките внимание карапуза к игрушке легким шумом. Заинтересовавшись предложенной игрушкой, малыш будет стараться дотянуться и потрогать предложенный предмет, закреплять связь между звуком игрушки и ее внешним видом. Для усиления воздействия периодически (минимум раз в неделю) необходимо производить замену гирлянды.

  1. Изучаем мамино лицо
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Частота: 2-5 раз в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Возьмите малыша на руки под мышки перед собой. Постарайтесь привлечь его внимание к себе песенкой или звуками. Постарайтесь задержать его внимание на своем лице.

  1. Знакомимся с игрушками
  • Когда начинать: 3 месяца.
  • Необходимые предметы: игрушки разной формы, цвета, фактуры.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: до потери интереса.

В руку малыша помещаются разнообразные предметы, отличающиеся цветом, формой, звучанием, поверхностью. После изучения крохой предметов в положении лежа на спине положите его на животик и разместите игрушки перед ним. Опираясь на локти, кроха будет стремиться до них дотянуться, попробовать на ощупь, вкус.

  1. Массаж
  • Когда начинать: с рождения.
  • Частота: 1-2 раза в день.
  • Время: 5-7 мин.

Основным способом развития психомоторики в первый год жизни является расслабляющий массаж, позволяющий ребенку ощутить свое тело, изучить возможности. Нужно обязательно проводить эту процедуру теплыми руками, смазанными детским кремом. Отдельное внимание следует уделять ладоням и стопам малыша: на них располагаются точки стимуляции развития отдельных органов и головного мозга.

  1. Послушай
  • Когда начинать: 1 месяц.

Для активации сенсомоторных навыков обязательным условием является применение с первых дней жизни речи, обращенной непосредственно к ребенку в самых разнообразных формах. Песни, байки, прибаутки, простые звуки. Ближе к 6 месяцам можно употреблять различные картинки, озвучивая изображенных на них животных и предметы. Во время игр называйте предметы, избегайте уменьшительно-ласкательных слов, подмены на простые формы.

Варианты сенсомоторных игр от 6 месяцев до года

  1. Пальчиковые забавы

«Сорока-ворона», «коза-рогатая» и другие пальчиковые игры, требующие разминки ладошки и сопровождаемые рифмованными историями.

  1. Рисование пальчиками

Двигая пальчики, смоченные в краске, по листу бумаги помогите крохе изучить разные цвета, ощутить разные структуры материалов.

  1. Лепка

Базовую лепку из теста хорошо начинать как можно раньше, можно дополнительно раскрашивать или украшать полученные колбаски, кружочки. Пластилин целесообразно вводить не ранее 11 месяцев: он имеет более плотную структуру и тяжело поддается преобразованию.

  1. Сенсорные кубики, коврики, мягкие бизиборды

Наполненные разными крупами, с нашитыми предметами разной величины, издающие звуки и в дополнение массажирующие тело крохи, предметы идеально подходят для детей от 6 месяцев для развития сенсомоторных навыков.

  1. Конструирование

К 7-8 месяцам предлагаются кубики для построения простых башенок. Хорошо, если вместе с классическими твердыми экземплярами в игру будут включены их мягкие аналоги и сенсорные мешочки. К 11-12 месяцам можно предложить конструктор с крупными деталями.

  1. Знакомство с классической музыкой

Музыка позволяет малышам переживать новые ощущения, получать новый опыт изучения мира, стимулирует работу нейронов головного мозга. Общее положительное влияние на сенсомоторику оказывает прослушивание классической музыки и попытка выразить внутренние эмоции через движение (танец).

Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков у ребенка от 1 до 2 лет

К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.

  1. Конструирование

Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).

  1. Лепка, рисование, аппликации

С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.

  1. Шнуровки и нанизывание предметов

Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.

  1. Сортеры и сенсорные панели

В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.

  1. Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)

Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.

  1. Танец и пение

Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.

Развиваем сенсомоторику с ребенком от 2 до 3 лет

При достаточном внимании со стороны взрослых до 2 лет малыши этого возраста уже имеют хороший опыт сенсомоторных навыков и легко откликаются на предложение изучить новые варианты. Проявляется желание созидать, создавать выдуманные образы. Координация и моторика позволяют вводить в жизнь крохи новые варианты стимуляции сенсомоторных функций. Благодаря освоению первичных навыков речи, базируясь на полученном опыте, появляется повышенная любознательность. Именно этот навык станет главным двигателем в изучении новых знаний.

Игры для детей от 2 до 3 лет:

  1. Подвижные игры с предметами

Игры с мячом, со скакалкой, канатом и другими предметами позволяют совершенствовать полученный навык зрительно-двигательной координации.

  1. Творческие занятия

К 2 годам постепенно ребенок начинает отходить от предметной деятельности к сюжетно-ролевой, процесс развития сенсомоторики переходит на новый уровень. Использование новых техник, цветовых решений, образного мышления позволяют раскрывать творческий потенциал, базируясь на полученном сенсомоторном опыте.

Для равномерного развития разных навыков хорошо использовать поочередно разные виды творческих занятий: рисование, лепка, аппликация, оригами, музыка.

  1. Мозаики, шнуровки, макраме

Актуальным вопросом для ребенка 2-3 лет является усиление внимания на развитие мелкой моторики. Увеличение времени, проведенного за действиями, требующими работы пальчиками, благоприятно сказываются не только на этом навыке, но и стимулируют получение разнообразного сенсорного опыта.

  1. Дидактические игры

В 2 года можно начинать применять простейшие дидактические игры. Большинство магазинных пособий предназначено для детей от 3 лет, но применять их можно и раньше, вводя правила постепенно, обучая принципам игрового поведения.

  1. Музыка, театр, пение, танец

Для стимуляции развития речи, слуха, координации разных сенсорных ощущений хорошо применять музыку (классическую, детскую) и пение, сопровождаемые танцем. Целесообразно уделить внимание отображению эмоций перед зеркалом, наблюдениям как выглядит пение со стороны.

ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Материалы для занятия: емкость с водой/, пластмассовые бутылочки разной формы и объема, предметы (из металла, дерева, резины, пластмассы, бумаги), сахар, песок, водорастворимая краска, фигурки из льда, пластмассовые трубочки, цветное тесто, горошины, массажный шарик (из су-джок терапии). Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверсниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Что дает ребенку игра: (удовольствие; знакомство с нормами, правилами жизни;

общение со сверсниками; возможность выражать свои эмоции; возможность выбирать(игрушки предметно-игровую среду), средства игры (слово, двожение, песню); внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Классификация игр, необходимых для развития

Детей раннего возраста

Сенсорные игры. Сенсорика- от лат.-чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха,температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима « пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная акивность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течении дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противосояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачива переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития –ползание. В процессе освоения ползания формируются:

Зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;

Межполушарное взаимодействие- координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мяшления и речи ребенка;

Ориентация в пространстве;

Чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка-хватание, сосание, ползание, лазание – базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).

Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1-3 лет- предметно- игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно

влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергитическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.

Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запазданием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.

Сенсорные игры

Игра с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

Сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

Наполнить бутылку до половины- она будет плавать;

Налить бутылку до верха- она будет тонуть;

- «фонтан» из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд(металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

Тонет-не тонет;

Вылавливаем игрушки;

- «дождь» из губки.

3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная- не прзрачная.

4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно- тепло- горячо.

Растворяется- не растворяется, тает- не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепшки).

2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тылную сторону ладони.

Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

3. Лепешку украшают горохом, фасолью.

4. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок»- раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: « Колобок, колобок, румяный бок».

5. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

6. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнасика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровждаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно повторяется 4-6 раз; палцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслоблять пальцы рук (потрясти кистями).

1. « Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

2. Занимайтесь с детьми мозаикой, ирами с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

3. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

4. Организуйте игры с водой, тестом.

5. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

6. Мытье посуды и уборка стола после еды – прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Дошкольный период специалистами характеризуется как критический период, имеющий большую значимость, который отличается высоким темпом физиологического созревания и психического развития. Когда ребенок рождается с сформированными органами чувств, однако они активно функционировать они еще не способны. Малышу предстоит научиться использовать свои ощущения.

В окружающей среде существует много различных объектов, каждый из которых отличается от остальных по форме и окраске и другим свойствам. Примером могут служить игрушки и бытовые предметы. Ежедневно происходит знакомство с новыми явлениями. Малыш воспринимает произведения искусства, слушая музыку, рассматривая картины или скульптуры.

Сенсомоторное воспитание дошкольников имеет свои отличительные признаки. Особенности этого процесса состоят в том, что он должен протекать при участии взрослых людей, контролирующих его, чтобы восприятие было полноценным, а не оставалось поверхностным.

Важность сенсомоторного развития дошкольников

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленное развитие детского восприятия. При этом формируются представления о характеристиках предметов по их внешнему виду. Дети учатся различать формы, цвета, размер их положение в пространстве, запахи и вкусы. Начинает развиваться моторная сфера.

Сенсомоторное воспитание закладывает хороший фундамент для умственного развития. Познание явлений и предметов происходит благодаря восприятию. Сначала формируются представления об определенных образах, которые он запоминает. Это основа для мышления и воображения. Без грамотного контроля взрослых и специалистов воспитательный процесс не будет проходить нормально.

Возрастные особенности «сенсомоторики» дошкольников

Сенсомоторное развитие детей изучают многие ученые, они рассматривают подробно процессы «сенсомоторики».

Сенсомоторные реакции изучаются в онтогенезе человека с целью раскрыть и сделать анализ становления механизмов со структурой, касающихся произвольных реакций.

А.В. Запорожец понимает под восприятием особенное направление в познавательной деятельности.

В своей работе Л.А. Венгер указывает, что главные особенности чувственного восприятия — освоение эталонов, которые называются сенсорными.

По мнению Богуславской З.М., в возрасте 3 – 7 лет зрительное восприятие становится превалирующим. Что касается работы органов осязания и зрения, то нельзя однозначно оценивать их соотношение. Все зависит от конкретных задач перед воспитанником, а также новизна определенного объекта.

В.С. Мухина считает важным возникновение сложной ориентировочно-исследовательской деятельности при знакомстве с предметом, который малыш видит впервые.

По Урунтаевой Г.А. выделяет следующие особенности в дошкольном возрасте. Это познавательная деятельность со своими целями, задачами, средствами и методами осуществления.

Для детей 3 – 7 лет характерна взаимосвязь между развитием моторики и сенсорики. Созревают соответствующие зоны мозга, ответственные за выполнение важных психических функций.

Сенсомоторное развитие ребенка должно осуществляться под контролем взрослого, который привлекает малыша к деятельности, формируя действие и восприятие. Дети учатся обследовать объекты и распознавать их различные параметры. Взрослый указывает на эталоны с помощью слова. У воспитанников постепенно накапливаются знания, позволяющие анализировать окружающую действительность. Они отличают знакомое от незнакомого. Ребенок видит особенности нового предмета. Накапливая двигательный и сенсорный опыт, малыши становятся более самостоятельными в игровой и других видах деятельности.

Создаются необходимые предпосылки, чтобы формировать психические функции и ручную умелость, которые имеют большое значение для дальнейшего обучения. Сенсорные функции развиваются одновременно с двигательными навыками. Знакомство с окружающим миром у ребенка происходит по-своему. Ему нужно бегать, кувыркаться, щупать предметы, нюхать и смотреть.

Организация условий для развития дошкольников

Необходимо правильно организовать игровое место для детей дошкольного возраста. Здесь должны находиться предметы и игрушки, обладающие различными свойствами. В процессе игровой деятельности учится понимать величину, форму и цвет, а также выполнять определенные манипуляции.

Благодаря сенсорным играм приобретается опыт работы с различными материалами, включая песок, глину и бумагу. Это важно для развития температурной чувствительности, зрения, обоняния, слуха и зрения.

Моторные игры способствуют получению положительных эмоций. Двигательная активность помогает развивать мелкую моторику.

«Пальчиковые игры» — инсценировка сказок или историй с помощью пальцев. Самые популярные народные потешки передаются из поколения в поколение. Все знают «Ладушки-ладушки», «Козу рогатую» и «Сороку-белобоку». На важность пальчиковых игр обращают внимание в своих трудах Василий Сухомлинский, Эммануил Кант, Мария Монтессори.

В процессе игры трехлетние малыши делают движения одновременно двумя руками, изображая домик и кошку, которая в него вбегает и выбегает из него. В четыре года дети играют, изображая события, которые происходят одно за другим. Дети старшего возраста с увлечением используют разнообразные реквизиты в виде кубиков, шариков и других мелких предметов. «Пальчиковые игры» улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Благодаря массажу «активных точек» уменьшается физическая усталость.

Чтобы дети проявляли двигательную активность, используют физкультминутки. Активные движения вместе с проговариванием небольших стихов хорошо снимают нагрузку, связанную с сидячим положением тела.

Раскрыть творческий потенциал у детей позволяют разные виды инсценирования. Такие игры напоминают театральные представления. В инсценировках задействованы кисти рук и пальцы. Они позволяют развивать ручную ловкость, умелость, точность движений.

Предметная деятельность, развивающая мелкую моторику, включает в себя следующие виды:

  • рисование кистями, пальцами, комочками ваты;
  • лепка фигурок из глины, теста или пластилина;
  • игры с конструкторами или мозаикой;
  • вырезание предметов;
  • аппликация из различных материалов;
  • оригами;
  • плетение;
  • собирание пазлов;
  • нанизывание колец на ленту;
  • выполнение шнуровки;
  • сортировка предметов;
  • хождение по «сенсорной тропе для ног»;
  • тактильное панно;
  • игры с песком или водой;
  • самомассаж;
  • подвижные игры.

Необходимо привлекать детей к участию в посильных для них домашних делах. Они могут помогать накрывать на стол или убирать детскую. Такая повседневная физическая нагрузка – отличная систематическая тренировка для рук, обладающая высокой нравственной ценностью.